leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.02.21 правительственный час Максим Решетников – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.02.21 правительственный час Максим Решетников – часть 1
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса под номером 2 нашей повестки. О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, а также о причинах резкого роста цен на продовольственные товары и мерах, направленных на выполнение требований Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Доклад Министра экономического развития Российской Федерации -Максима Геннадьевича Решетникова.
Пожалуйста, Максим Геннадьевич.
Уважаемые коллеги, мы инициировали рассмотрение данного вопроса. В рамках заслушивания доклада будет возможность задать вопросы от фракций, ну и также фракции сформулируют свою позицию по этому вопросу, имеют возможность выступить.
Пожалуйста.
Решетников М. Г., Министр экономического развития Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги. За прошедший год экономика страны продемонстрировала большую устойчивость, чем оценивалось изначально и уже можно говорить о том, что в целом Россия прошла 2020 год лучше, чем многие другие крупнейшие экономики. Свою роль в этом сыграло и то, как принимались решения о введении санитарных ограничений, эти полномочия были переданы на уровень регионов и, соответственно, они вводились тогда и в том объеме, который был необходим.
Более того, бизнес показал высокую адаптивность к работе в новых условиях. Это проявилось и в переводе сотрудников компаний на удаленный режим работы и в соблюдении санитарных ограничений, и в запуске собственных программ защиты персонала.
Ну и, конечно, главное - это повлияли оперативно принятые по поручению президента меры, направленные на поддержку граждан и бизнеса.
Так были приняты решения одновременно смягчающие бюджетную и денежно-кредитную политику.
Председательствующий. Коллеги, послушайте докладчика. Шум в зале.
Решетников М.Г. Эти направления взаимно усилили друг друга.
Банк России в 2020 году снизил ключевую ставку, были развёрнуты крупные программы субсидирования из бюджета процентов по кредитам бизнесу и по ипотеке. В результате рост кредитов экономики превысил 9 процентов.
Важный вклад в поддержку экономики также внесло существенное смягчение бюджетной политики. В условиях снижения доходов в 2020 году бюджетные расходы не сокращались, а увеличивались. Бюджетные расходы федерального бюджета выросли на 25 процентов.
Благодаря всем этим мерам самые уязвимые категории населения и те, кто потерял работу, были поддержаны социальными выплатами. Объём социальных выплат за счёт бюджетов всех уровней превысил 16 процентов в прошлом году. В результате вклад этих выплат в общий рост реальных денежных доходов населения составил 3,6 процента. Производство в обрабатывающих отраслях по итогам года превысило уровень 2019 года, сельское хозяйство показало полтора процента роста, восстановилась строительная сфера. Удалось также добиться существенной поддержки инвестиций. Мы оцениваем их сокращение на уровне 4,3 процента, и это в текущих условиях хороший результат.
В совокупности оценка вклада антикризисных мер поддержки в рост экономики составляет 2,5 процентных пункта. Иными словами, не будь принятых мер, спад экономики составил бы не 3,1 процента, как это оценивает Росстат сейчас, а превысил бы 5,5 процента.
При этом особенностью этого кризиса стало то, что в экономике поддержка потребовалась не финансовому сектору и крупнейшим предприятиям, а малому бизнесу и отраслям, ориентированным на внутренний спрос.
Когда мы встречались в прошлый раз в мае, для поддержки бизнеса уже был задействован широкий спектр инструментов. Это были и прямые выплаты, и отсрочки по налогам и страховым взносам, по арендной плате, был введён мораторий на проверки, автоматом были продлены лицензии. И те вопросы и предложения, которые здесь прозвучали, и те, которые нашли отражение в постановлении Думы, оказали важное влияние на разработанные и реализованные во втором полугодии меры.
Наиболее масштабными и востребованными из этих мер оказались программы поддержки кредитования. Так программа ФОТ 0, программа на выплату заработной платы с субсидируемыми процентами, поддержала 1,2 миллиона рабочих мест. Под защитой программы уже последующей ФОТ 2.0, это кредиты под ставку 2 процента с последующим списанием, при условии поддержания занятости, под защитой этой программы на сегодняшний момент находится 5 миллионов 360 тысяч рабочих мест.
Была также востребована кредитная программа с процентной ставкой под 8,5 процента, при этом сначала мы упростили требования к заёмщикам, а с этого года также снизили и максимальную ставку до 7 процентов. По новым условиям с начала года уже заключено 1 тысяча 300 кредитных договоров на общую сумму 65 миллиардов рублей, то есть буквально за несколько прошедших недель.
Также докапитализировали почти на 2 миллиарда рублей региональные гарантийные организации и почти на 15 миллиардов рублей микрофинансовые организации. Упрощённые требования к заёмщикам этих организаций действуют в том числе и до конца этого года.
При реализации мер поддержки дискуссионным стал вопрос по ОКВЭДам как ключевым критерием для получения помощи компаниям, то есть идентификация их вида деятельности. Не все обращали должное внимание на необходимость актуализировать эти ОКВЭДы, поэтому дали возможность микро и малому бизнесу получить кредитную поддержку по программам ФОТ 0 и ФОТ 2.0 не только по основному, но и по дополнительному видам деятельности, что существенно расширило доступ малого бизнеса к этим программам.
Частные детские сады, школы, организации в сфере отдыха и оздоровления детей включили в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и также предоставили доступ к большинству видов поддержки.
Параллельно анализировали различные источники сведений, которые можно было бы использовать для определения видов деятельности, но они или не позволяют это сделать автоматически, или, к сожалению, не охватывают весь спектр бизнеса, направлений бизнеса.
В конечном итоге, корректно идентифицировать свой бизнес могут только сами предприниматели, что многие уже и сделали: за 2020 год число компаний, которые уточнили свои виды деятельности, превысило 220 тысяч компаний и это в два раза больше, чем в 2019 году.
И, конечно, в новых программах поддержки мы будем уже опираться именно на эти актуализированные виды деятельности и тем самым компании, которые своевременно провели уточнение, также получат доступ к государственным механизмам поддержки.
Инструмент идентификации бизнеса может понадобиться нам в любой момент. Сегодня мы видим: малый и средний бизнес ещё не до конца восстановился в таких сферах, как общепит, культура, спорт, гостиничный бизнес, поэтому по поручению президента, совместно с бизнес-сообществом правительство сейчас прорабатывает дополнительные адресные меры поддержки.
При этом вместе с налоговой службой в декабре прошлого года мы запустили новый механизм - единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки, где будет собрана вся поддержка, оказываемая конкретному субъекту МСП, будь то федеральный бюджет, будь то поддерживаемые государством кредитные программы или программы поддержки регионов Российской Федерации.
Уже сейчас мы видим, как сохраняется занятость в тех компаниях, которые взяли кредиты и к концу года сможем, что называется, в онлайн-режиме видеть, какие меры востребованы больше или меньше и корректировать их.
Уважаемые коллеги, в конце прошлого года мы столкнулись с ещё одним вызовом - ускорением инфляции и ростом цен на ряд продуктов, в первую очередь продовольственных товаров, социально значимых продуктов первой необходимости.
Какие факторы на это повлияли. Ну, во-первых, это динамика валютного курса. Первая волна ослабления рубля в полной мере проявилась к концу осени, когда восстановился потребительский спрос и на этот фон наложилась вторая волна, поэтому перенос в цены валютного курса оказался сильнее и сконцентрировался на ноябре-декабре.
Во-вторых - рост цен на мировых рынках. Увеличились закупки крупнейших стран-импортёров продовольствия по зерну, по кукурузе, по сое. Мы видим кратное увеличение закупок с целью формирования дополнительных запасов в этих странах. Изменились и прогнозы урожая в некоторых регионах мира.
Кроме этого свою роль сыграла и ультрамягкая денежно-кредитная политика во многих странах, в том числе скупка центральными банками финансовых активов. Все эти средства в конечном итоге сформировали большой спекулятивный капитал. Он пришёл на рынок биржевых товаров, разогрел спрос, в результате чего волатильность на мировых рынках, то есть колебание цен, увеличение цен существенно возросло.
При этом Россия - крупнейший экспортёр ряда сельскохозяйственных товаров. В целом у нас открыта экономика, отношение экспорта к ВВП 25 процентов, что является крайне высоким показателем для крупных экономик, плюс сказывается и отсутствие экономических границ в рамках Евразийского экономического союза. То есть у экспортёров всегда есть возможность вывозить наши товары в Европу через Белоруссию, в Китай - через Казахстан, соответственно, используя уже национальный режим наших соседей. Поэтому мы ощущаем столь сильное влияние тенденций на мировых рынках на свою экономику.
По поручению президента правительство ещё в прошлом году приняло ряд мер, направленных на стабилизацию цен. Во-первых, Минпромторгом и Министерством сельского хозяйства были заключены соглашения с производителями и торговыми сетями об ограничении цен поставки на два вида товаров, которые подорожали в наибольшей степени - на подсолнечное масло и на сахар. Эти соглашения действуют в течение I квартала.
При вашей поддержке оперативно были внесены поправки в закон о торговой деятельности. Правительство сможет самостоятельно устанавливать и установило параметры для регулирования цен на социально значимые продовольственные товары. Но, конечно, мы исходим из того, что подобный инструмент - это экстренный инструмент и должен приниматься очень точечно для отдельных случаев.
В стабилизации же цен мы делаем ставку на механизмы экономического регулирования. Мы поддержали переработчиков сахара льготными кредитами. По подсолнечному маслу и сое были введены экспортные пошлины, мукомолам и хлебопёкам предусмотрели субсидии из бюджета, ввели квоты на экспорт зерновых и вывозные пошлины на пшеницу.
Все эти меры были приняты в конце ноября - в декабре прошлого года. Но продовольственная инфляция на мировых рынках в конце прошлого года и в начале этого года особенно ускорилась. Цена российской пшеницы с октября по декабрь выросла на 20 процентов, а в начале января еще прибавила 10 процентов. Поэтому в этом году были увеличены пошлины на пшеницу.
Я напомню, что в декабре мы установили квоту в 17,5 миллиона тонн по четырем крупнейшим зерновым культурам, и с 15 февраля до 30 июня была введена пошлина 25 евро. В начале января она была изменена на пошлину с 1 марта 50 евро. Но в то же время этих мер, мы тоже понимаем, на тот момент было недостаточно. И, чтобы в дальнейшем предотвратить влияние мировых цен на внутренние рынки, был создан стратегический механизм, так называемый зерновой демпфер. Он включает в себя плавающую пошлину, привязанную к экспортным ценам на зерно, а также второй элемент, предусматривающий, что все средства, которые будут получены от этой экспортной пошлины, будут направлены обратно в регионы, с тем чтобы регионы довели все эти деньги до производителей зерна.
Чтобы механизм заработал, правительство приняло три постановления. Первое постановление, которое вступило в силу 5 февраля, обязывает экспортеров зерновых представлять информацию на биржу о ценах по экспортным контрактам. Тем самым мы приступили к формированию собственного национального индикатора стоимости зерна, на который будем опираться в наших экономических расчетах и в наших экономических решениях.
Второе. Устанавливает формулу расчета плавающей экспортной пошлины и правила ее применения для расчета ставок. Эта формула учитывает изменение экспортных цен на зерновые за неделю. Их в виде индикаторов Министерство сельского хозяйства начнет публиковать с 1 апреля. Чтобы рынок адаптировался к новым правилам, одновременно с индикативной ценой будет также публиковаться и расчетная ставка пошлины.
В последнюю майскую неделю будет рассчитана и опубликована ставка экспортной пошлины, по которой механизм начнёт работать со 2 июня, до этого времени будет действовать экспортная пошлина в 50 евро за тонну пшеницы. Далее экспортные пошлины будут рассчитываться и устанавливаться еженедельно.
Третье постановление принятое - это порядок возврата средств в регионы, возврат... вся собранная пошлина будет возвращаться в регионы пропорционально объёму производства зерна, и соответственно регионы будут доводить эти средства уже до конкретных сельхозпроизводителей.
При этом, несмотря на то, что Россия - крупнейший в мире экспортёр пшеницы, в стране до сих пор нет биржевого индикатора экспортных сделок. Вот мы начали его формировать, но в то же время остро стоит задача организовать полноценные торги на базе российской биржи. Президент эту инициативу па прошлой неделе поддержал, и мы рассчитываем, что наличие биржевых индикаторов позволит сельскому хозяйству активнее привлекать кредиты, будут развиваться механизмы фьючерсных торгов, значит, будет активно расти торговля.
Вместе с тем продолжаем мониторить ситуацию с ценами, не только на базе данных службы статистики, но и учитываем оперативный ежедневный мониторинг цен, который проводит Федеральная налоговая служба на основе данных контрольно-кассовой техники. Министерствам в настоящее время определены зоны ответственности за те или иные товары и продукты. Минпромторг и Минсельхоз следят, как исполняются соглашения... как исполняют соглашения производители и розничные сети. Ну, и в работе также участвует Федеральная антимонопольная служба активно.
Уважаемые коллеги, несколько слов хотелось бы сказать о ближайших задачах, на ЧТО хочу обратить внимание. По нашей оценке, без принятия ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА ГОРИЗОНТЕ до 2030 ГОДА составили бы в среднем 2 процента в год. Соответственно мы, перед нами стоит задача выйти на темпы 3 процента и выше. За счёт чего мы планируем это сделать?
Ну, во-первых, основа нашего экономического развития — это устойчивый рост доходов населения, его вклад в ускорение роста экономики с... больше половины. Для этого реальные доходы должны расти темпами не ниже 2,5 процента в год. Поэтому сейчас крайне важно как можно скорее восстановить докризисную занятость.
И это та задача, которую в первую очередь ставит перед нами президент. Обеспечить снижение непроизводительных издержек и рост производительности труда в экономике и на этой основе - рост заработных плат. Программы поддержки предпринимательства и дополнительные меры по поддержке занятости, которые сейчас принимаются, должны содействовать восстановлению и трудовых доходов, и доходов предпринимательских.
Второй фактор ускорения роста - это запуск нового инвестиционного цикла. Его вклад в ускорение роста ВВП на горизонте до 2030 года составит около трети. Здесь набирает темп, реализуется активно механизм соглашения о защите поощрения капиталовложений. Этот механизм, соответствующий закон был принят вами в прошлом году. В настоящий момент уже заключено 26
соглашений общим объемом инвестиций 1 триллион рублей, которые предполагают создание 21 тысячи рабочих мест. И заключение соглашений, интерес инвесторов крайне большой, поэтому мы находимся только в начале пути.
Большой системный задел в прошлом году был сделан по новым финансовым инструментам, по инфраструктурным облигациям, по так называемым вечным облигациям, и плотно развиваем механизм "зеленых" облигаций - это новые инструменты финансирования.
Важное место в запуске нового инвестиционного цикла отведено реформируемым институтам развития. Они должны активнее привлекать частные инвестиции в те проекты, которые традиционно финансировались из бюджета.
Коллеги, мы с вами понимаем, что весь рост экономики в конечном итоге идет в регионах. Поэтому в этом году стоит задача перезапустить инвестиционный стандарт, усилить работу территорий опережающего развития и в особенности особых экономических зон.
При вашей поддержке был принят крайне важный закон в прошлом году о комплексном развитии территории. Считаем его перспективным инструментом для ускорения развития и городских центров, и агломераций. Уже сейчас этот закон дает регионам необходимые механизмы и существенно сокращает время, необходимое для развития инфраструктуры, обновления жилищного фонда городов, преображения депрессивных зон и общественных пространств.
Третий фактор увеличения темпов роста, на который приходится от 10 до 15 процентов, это увеличение экспортного потенциала. Для сырьевого неэнергетического экспорта развиваем инфраструктуру по принципу "одного окна" на базе "Российского экспортного центра". Стоит задача также донастроить деятельность межправкомиссий и торгпредств.
По энергетическому экспорту системно строим работу, чтобы отвечать на глобальные вызовы, в первую очередь на так называемые углеродные инициативы, на пограничный корректирующий углеродный механизм со стороны Евросоюза. Для нашей экономики это чревато возможным замедлением темпов роста на энергоресурсы, изменением структуры этого спроса, и в особенности, конечно, это будет касаться рынков угля.
Чтобы нивелировать эти риски, мы ведем собственную климатическую повестку. Сформирована Стратегия низкоуглеродного развития, подготовлен законопроект об ограничении выбросов парниковых газов. Мы здесь выбрали мягкую модель регулирования, без налогов и обязательных платежей - так, как это просила наша промышленность, с тем чтобы поэтапно формировать новые рынки углеродных единиц и привлекать инвестиции в климатические проекты.
Готовим, как я уже сказал, инфраструктуру для запуска "зеленых облигаций". Министерство энергетики реализует план по развитию водородной энергетики, Минпромторг - электротранспорта, Минприроды активно занимается темой поглощающей способности наших лесов и других экосистем. Всё это даст возможность повысить энергоэффективность экономики и конкурентоспособность экспорта так, чтобы он соответствовал всем международным требованиям. Многие наши экспортеры, которые могут попасть под действие углеродного налога, готовы уже сейчас заниматься "зелеными" проектами, поэтому мы одновременно работаем по линии международных организаций и коммуникаций, чтобы снижение выбросов С02 в нашей стране было признано и корректно учтено на международном уровне.
Вячеслав Викторович, я заканчиваю, если позволите, ещё минуту.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Решетников М. Г. Коллеги, все эти задачи решаются в рамках общенационального плана восстановления экономики, занятости и доходов. Кроме того, реализация национального плана предполагает также системную работу по адаптации экономики к новым реалиям и возможностям, и большая работа в прошлом году была вами проделана в виде формирования законодательства по удаленной занятости, по получению госуслуг без заявлений и физического присутствия, по развитию цифровых платформ.
Создается новая регуляторная среда для бизнеса, реализуется "регуляторная гильотина". Обновлено регулирование строительной отрасли, которое также сокращает существенно инвестиционный цикл. Созданы условия для технологического развития в рамках законодательства о праве на риск и об экспериментальных правовых режимах.
Все эти новые инструменты и механизмы помогают нам не только вернуться к докризисным показателям, но и выйти на траекторию достижения поставленных президентом национальных целей. Из более чем 500 мероприятий плана уже... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте еще минуту.
Решетников М. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович.
...на сегодня это один из самых результативных инструментов, и в этом большая заслуга депутатского корпуса. Коллеги, вы оперативно обеспечиваете принятие всей необходимой законодательной базы. В прошлом году Государственной Думой были приняты 26 федеральных законов, которые были инициированы Министерством экономического развития.
Хочу поблагодарить вас еще раз за совместную работу и поддержку этих решений. Уверен, и в дальнейшем наша работа будет такой эффективной.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Максим Геннадьевич.
Если можно назад вернуться, или у нас будет доклад Жигарева, мы потом перейдем к вопросам, да? Спасибо.
Пожалуйста, Сергей Александрович.
Жигарев С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Минувший год стал одним из наиболее непростых и сложных для российской экономики: энергетический кризис, пандемия коронавируса, которая особенно негативно сказалась на работе малого и среднего бизнеса, сильное падение доходов населения и в довершение всего резкий рост цен на непродовольственные товары и базовые продукты питания.
Так, по данным Счётной палаты, на 21 декабря 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года цены на сахар выросли на 67,5 процента, на гречку - на 40 процентов, на подсолнечное масло - 26,5 процента, на картофель и на морковь - 31 и 27 процентов, соответственно.
Опыт административного ограничения цен в предыдущие периоды свидетельствует о том, что меры административного регулирования цен в рыночной экономике должны носить строго кратковременный характер, а правительству необходимо очень внимательно следить за ситуацией на рынке, чтобы при необходимости оперативно снять существующие ценовые ограничения, а также принять тот факт, что в наступившем году бороться с инфляцией одними лишь пошлинами и льготами не получиться.
Перед правительством встает совсем другая задача - разобраться с монополизацией и картелизацией практически всех отраслей ориентированных на конечное потребление. Об этой проблеме не принято говорить, но если она игнорируется, то это не означает, что ее нет.
Вместе с тем падение ВВП России по итогам 2020 года составило по данным Росстата всего 3,1 процента, хотя массовое закрытие предприятий малого и среднего бизнеса, сворачивание инвестиций, рост цен и безработица заставляет усомниться в достоверности таких оценок, но даже если допустить, что эти оценки верны, таковой результат отнюдь не повод для гордости. Это произошло лишь благодаря перекосу структуры экономики в пользу государства и крупных компаний, как правило, тесно связанных с ними.
Далее. Если посмотреть на предварительные результаты реализации общенационального плана по восстановлению экономики, создается впечатление, что малый и средний бизнес вполне охвачен господдержкой.
Благодаря выдаче субъектам МСП беспроцентных кредитов на выплату зарплат на сумму МРОТ поддержано 1,2 миллиона работников, кредитование по ставке 2 процента с возможностью списания для всех МСП и социально ориентированных НКО дало возможность поддержать 5,4 миллиона человек занятых в секторе МСП. Выплата субсидий на дезинфекцию и профилактику коронавируса субъектами МСП и СОНКО на общую сумму 11,6 миллиарда рублей позволила поддержать 293 тысячи организаций. Реорганизация мер по отсрочке уплаты налогов и страховых взносов позволила поддержать 1,75 миллиона субъектов МСП, в которых занято 3,5 миллиона человек.
Однако, если сопоставить количество субъектов МСП получивших поддержку с общим количеством субъектов МСП по стране, картина получается не столь радостной. 1,75 миллиона субъектов МСП, получивших отсрочку уплаты налогов, это чуть меньше одной трети всех субъектов МСП.
А 5,4 миллиона работников, поддержанных благодаря двухпроцентному кредитованию - это чуть больше одной трети от общего количества занятых в
этом секторе. То есть большая часть субъектов МСП фактически осталась за бортом, в том числе из-за несовершенства подходов и признания их пострадавшими в результате пандемии, о чем говорилось в Постановлении Государственной Думы от 21 июля прошлого года.
Между тем, итоги четвертого этапа спецпроекта ТПП РФ "Бизнес — барометр страны" показывает, что около двух третей опрошенных предпринимателей оценивают положение сектора МСП как плохое и очень плохое. При этом почти 78 процентов предпринимателей отметили, что не смогут справиться с оплатой отсроченных налоговых и других платежей в наступившем году.
Тем не менее, поддержанное Государственной Думой предложение Счётной палаты о необходимости распространить меры господдержки наиболее пострадавших субъектов МСП на все субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации на 1 марта 2020 года, по сути, отвергнуто Минэкономразвития.
Однако учитывая, что страна по оценкам Счётной палаты может не досчитаться как минимум одной трети субъектов, которые вынуждены будут прекратить работу, не пережив экономических последствий пандемии. Я еще раз призываю Минэкономразвития, весь финансово-экономический блок, Правительство прислушаться к рекомендациям Государственной Думы и Счётной палаты и распространить меры господдержки субъектов МСП, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях на все субъекты МСП до конца этого года. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. Уважаемые коллеги, приступим к вопросам. Пожалуйста, фракция КПРФ - Арефьев Николай Васильевич. Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Максим Геннадьевич, мировая практика показывает, что ...
Председательствующий. Максим Геннадьевич, пожалуйста, может сюда пройдете, будет удобнее, зал будете видеть, вас будут видеть.
Арефьев Н. В. ...что в условиях рынка государственное регулирование цен не исключаются. К примеру, в Германии 40 процентов потребительских товаров регулируются. Вот, исходя из этого, КПРФ в ноябре прошлого года снесла закон о государственном регулировании цен. Вопрос — поддерживаете ли вы наш закон в условиях, когда 90 процентов торговых сетей иностранные, 28 из них в офшорах. В офшорах зарегистрированы и производители "Русагро", Мираторг и другие.
И поддерживаете ли вы возвращение под российскую юрисдикцию организаций торговли и российские промышленные предприятия? Спасибо.
Решетников М. Г. Да, коллеги, у нас действительно... Спасибо за вопрос.
У нас действительно в системе управления есть хороший опыт госрегулирования, он касается установления цен на лекарства. Этот опыт за последние 10 лет существенно продвинулся, и действительно мы сейчас, Федеральная антимонопольная служба, Росздравнадзор своевременно обновляет эти цены. И мы видим, что в этом секторе по прошлому году рост цен именно в секторе жизненно важных необходимых лекарств был... чуть выше превышал инфляцию, в то время как в секторе нерегулируемом, он превышал инфляцию в разы. Но в то же время это очень чувствительные для всех сферы, это ограниченный набор препаратов, и в этом случае
государственное регулирование, ну, в общем, себя зарекомендовало.
Распространять это на более широкий спектр товаров, как нам кажется, в настоящее время крайне опасно. Почему? Потому что, регулируя цены, мы тогда по цепочке с вами должны регулировать и все элементы себестоимости: входящие цены, нормирование труда и так далее, и так далее. Очевидно, что это приведёт просто к тотальному регулированию всех цен в экономике, с одной стороны. С другой стороны, если мы чего-то не сделаем, то это приведёт к дефициту, потому что просто предприятия, предприниматели будут выходить из нерентабельных производств. Поэтому наше отношение к теме государственного регулирования цен очень осторожное. Мы считаем, что принятые на сегодняшний момент административные меры, ну, это практически максимум, который мы можем себе позволить, они должны быть ограничены во времени и по видам продукции, а дальше мы всё-таки должны наращивать потенциал использования экономических методов, который в настоящее время, очевидно, мы до конца всё-таки не используем, поэтому мы принимаем всё время дополнительные меры для того, чтобы сбалансировать ситуацию на рынках.
То, что касается деофшоризации экономики, вы знаете, что правительство активно поддерживает эти меры и борется с выплатой в адрес офшоров дивидендов, и развивает законодательство об административных районах, куда мы возвращаем, значит, наши компании.
Поэтому здесь мы любые предложения готовы рассмотреть и активно поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Максим Геннадьевич, вот что касается предложений. Компании, которые находятся в офшорах, если у нас есть понимание, о каких идёт речь, не должны получать меры господдержки и будет всё моментально понятно и встанет на свои места. (Аплодисменты.) Кто мешает-то это делать?
Максим Геннадьевич, ну вот в принципе задумайтесь, если названные компании получают меры господдержки, почему? Они зарегистрированы в офшорах, уходят от налогообложения. Мы налоги наших граждан и других предприятий берём, используем для того, чтобы субсидировать и эти компании. Давайте отменим.
И когда речь идёт о нашем разговоре, мы к нему готовились, отдать вам должное, и хочется выразить слова благодарности, вы встречались со всеми фракциями, в рамках профильного комитета большую работу провели. Но было бы правильно, по итогам нашей сегодняшней работы, принять либо законы, либо инициировать подзаконные акты, выступить с предложениями и здесь, как нельзя кстати, вот вопрос, который прозвучал. Давайте, возьмём сейчас и такие решения примем.
Есть поручения президента, он неоднократно их давал и правительству, и министрам. Если мы говорим о деофшоризации, так это должен быть комплекс мер, причём совершенно понятных. Если работаешь в своей стране, получай льготу, если ушёл от налогообложения, нет тебе льготы. Всё ясно и всё понятно. И заработает этот механизм. Пожалуйста.
Решетников М. Г. Да. Вячеслав Викторович, абсолютно присоединяюсь. И действительно реагируя и на вашу позицию и, безусловно, на поручение президента, у нас в механизмах поддержки предприятий, особенно системообразующих, наложен прямой запрет на предоставление мер поддержки компаниям, которые находятся в офшорах.
А там, где у нас собственники выплачивают дивиденды, мы таким компаниям тоже отказываем в мерах господдержки. Иными словами, собственники в рамках, так сказать, в кризисное время должны максимально использовать весь имеющийся ресурс на то, чтобы спасать свои компании.
Именно поэтому у нас, кстати, была дискуссия и ряд компаний отказались обратиться к мерам господдержки, потому что собственники решили, что выплата дивидендов для них важнее. Но понятно, что мониторинг, мы за такими компаниями наблюдение внимательно ведём с тем, чтобы ни в коей мере занятость при этом не сокращалась.
Поэтому, Вячеслав Викторович, то, что вы сказали, - это непросто, действительно, лозунг для правительства, это императив реализации наших программ.
Председательствующий. Правильно понимаю, что у нас компании, которые зарегистрированы в офшорах, не получают меры господдержки? Мы можем это проверить, дать поручение Счётной палате?
Решетников М. Г. Значит, Вячеслав Викторович, вот там, где мы с крупными компаниями работаем адресно, - это, безусловно. Там, где мы поддерживаем субъекты малого, среднего бизнеса или крупные компании через банки, там у нас такого запрета на сегодняшний момент нет. Но мы исходим из того, что там у нас все наши меры поддержки, а это всё-таки, как правило, субсидирование процентных ставок, они привязаны к сокращению занятости. И в том случае, если у нас вдруг всё-таки структура компаний так организована, что собственники зарегистрированы в офшорах, но компания является крупным работодателем, мы абсолютно сознательно вот на это время пошли на то, чтобы таким компаниям тоже помочь при условии, что они сохраняют рабочие места, потому что в конечном итоге цель наших программ - это поддержать занятость и заработные платы людей. Поэтому здесь мы помогаем не собственникам, здесь мы помогаем работникам предприятий и поддерживаем их заработные платы.
Председательствующий. Коллеги, совершенно очевидно, что когда у нас нет системного подхода, мы начинаем ссылаться, в данном случае на то, что нам надо сохранить рабочие места, но при этом у нас уходят налоги, при этом это всё завязано на офшорах.
А с другой стороны мы говорим: нет, мы заинтересованы в том, чтобы у нас эти компании вернулись, просто должен быть прозрачный, понятный, системный подход и все компании этот подход воспримут. А у нас получается какая-то вкусовщина, итогом её - отсутствие просто темпов экономики, потому что мы с вами понимаем, львиная часть и доходов, и других средств уходит в эти офшоры.
Вот, кстати, премьера мы поддерживаем, причём очень активно, когда он выступил с предложением взять и ввести меры налоговые в отношении офшоров, где раньше эти льготы были. Но нам надо и с другой стороны мотивировать предприятия, чтобы они сюда возвращались, в нашу российскую юрисдикцию.
Мы сейчас обсуждаем тему, связанную с крупными ГТ-компаниями, у нас этот вопрос в повестке. Посмотрите, зарубежные страны, та же Италия по отношению и к Google, и к другим IT-компаниям, там Twiter, Facebook, как подошла? Они решение приняли, что рекламу можно размещать только в компаниях, которые зарегистрированы в стране, и все. И в этом случае подпадает эта реклама под налогообложение уже Италии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments