leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.02.21 правительственный час Максим Решетников – часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.02.21 правительственный час Максим Решетников – часть 2
Кто нам мешает это сделать? Это один из путей, возможно, другие будут предложены. Но речь-то ведь идет о том, что сейчас у нас та же реклама ушла из российского телевидения, из наших компаний российских, в юрисдикцию уже Соединенных Штатов Америки. И мы кормим Соединенные Штаты Америки за счет рекламы, которую собираем для YouTube, для Google. А они подкармливают тех, кто туда их заманивает своими речами и выступлениями в этих роликах. Ведь вот что происходит. А в итоге-то от этого, кто выигрывает? Экономика Соединенных Штатов Америки. Кто проигрывает? Мы.
Вот ряд европейских стран для себя решение нашли. Поэтому это все стоит в одной цепочке, то, что Арефьев сказал. Нам надо поддерживать своих, создавать условия для того, чтобы к нам возвращались компании. И, когда речь идет о крупных транснациональных компаниях и корпорациях, надо также вносить предложения, которые мы рассмотрим, потому что это предмет законодательства, с целью здесь концентрации их, как локализации, как юрлиц. В этом случае тогда налоги будут у нас оставаться. А так уходят миллиарды, десятки миллиардов долларов. Посчитайте, сколько это бюджетов будет.
Поэтому давайте вместе работать, потому что Министерство экономического развития - это штаб правительства. Дума сегодня утверждает министров, вице-премьеров, премьера, нам крайне важен этот диалог и нам надо выработать эти решения и поставить в этом вопросе точку. Нам стыдно должно быть: президент раз нам говорит, два говорит. Он говорит кому? Федеральному Собранию и правительству. А мы с вами воздух гоняем.
Поэтому давайте здесь конкретные предложения по итогам нашего сегодняшнего слушания возьмём и обозначим, их затем в форме законов реализуем, ситуация начнёт меняться. Не могут крупные компании у нас быть в офшорах, не могут, это в том числе вопрос национальной безопасности. Завтра там по ним вдарят, и остановится предприятие — ни денег не будет, ни рабочих мест. И об этом надо думать.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Черкасов. Коллеги, вот градус задали
обсуждению, продолжаем.
Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
Уважаемый Максим Геннадьевич! Осенью прошлого года был отмечен резкий рост цен на базовые продукты питания, что в сочетании со снижением уровня доходов и увеличением безработицы привело к значительному ухудшению положения самых незащищённых слоев населения страны. Имея достаточный, с точки зрения законодателя, инструментарий для мониторинга и своевременного реагирования на необоснованный рост цен, Минэкономразвития не смогло предпринять соответствующих мер.
Вопрос: что послужило причиной создавшейся ситуации и каким образом Минэкономразвития собирается не допустить повторения подобных случаев?
Решетников М. Г. Да, коллеги, я в своём докладе постарался детально представить информацию, действительно у нас в основе — всё-таки это резкий рост цен на продовольствие на мировых рынках, который произошёл, тоже является следствием пандемии, и действительно, значит, те меры, которые были предприняты, они имели, в общем, отложенный характер. Но меры были приняты, были приняты и Министерством экономики, и Министерством сельского хозяйства, и Министерством промышленности и торговли, значит, в комплексе.
В настоящий момент этот комплекс мер насчитывает и установление... включает и установление квоты на экспорт зерновых. При этом мы при установлении квоты вместе с Министерством сельского хозяйства очень внимательно смотрели баланс. В этом году...
В этот год мы вошли практически с рекордными запасами зерновых, установили квоту на первое полугодие в размере 17,5 миллиона тонн, исходя из возможности поддержания нашего экспорта. Но, конечно, приоритетом было насыщение внутреннего рынка зерном. Значит, установили размер пошлин. При этом размер пошлин оперативно пересматривали и меняли по мере развития ситуации на рынках. В результате мы пришли к тому плавающему, но постоянно действующему механизму, который в настоящее время вот с понедельника введен в действие.
При этом почему было важно сделать это именно сейчас, даже там работать он начнет с середины годы? Потому что сельхозпроизводители, не понимая перспективы, соответственно, придерживали, что называется, зерно, не пускали в оборот в надежде на то, что после 30 июня все пошлины отменятся, никаких ограничений не будет, никакого регулирования не будет. Но сейчас мы дали им перспективу. И, соответственно, это должно ускорить, значит, стабилизацию цен на внутренних рынках. При этом, разумеется, что не только по пшенице мы приняли это решения. Были приняты дополнительные решения и по ячменю, и по кукурузе, и по сое. При этом регулирование по сое потребовало даже более сложных систем и решений, потому что у нас крупные производители сои есть на Дальнем Востоке, которые производят ее с прицелом на китайский рынок, а нам важно переориентировать на рынок центральной части России. Поэтому встает вопрос о дотировании перевозок.
Все эти вопросы сейчас Министерство сельского хозяйства вместе с нами, вместе с экспортерами, вместе с производителями, буквально в еженедельном режиме мы это обсуждаем и, соответственно, принимаем дополнительные решения. Но ещё раз подчеркну, что наша задача, конечно, сделать выводы и сформировать постоянно действующий механизм, вот первые шаги постоянно действующего механизма регулирования продовольственных рынков. И мы эти шаги сделали.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Савастьянова Ольга Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Савастьянова О. В. Уважаемый Максим Геннадьевич, мой вопрос о принятых мерах антикризисных для малого и среднего бизнеса.
Проведенный нами мониторинг правоприменения принятых законов и решений показал достаточно большую востребованность этих мер.
Ваше мнение, какие из них являются на сегодняшний день наиболее эффективными? А те меры, которые были приняты как временные, их следует либо продлить, либо сделать постоянными? Спасибо.
Решетников М. Г. Да, значит, спасибо за вопрос.
Пожалуй, наиболее такая востребованная и эффективная мера — это программа ФОТ 2.0 (кредиты со списанием), ну и понятно, почему мы её считаем эффективной. Она на самом деле самая крупная: 5 миллионов 400 тысяч, как я сказал, рабочих мест находятся под защитой, более 400 миллиардов рублей, мы планируем, будет списано предприятиям, компаниям нашим, субъектам МСП и более крупным компаниям в связи с сохранением занятости. На сегодняшний момент уровень выполнения условий по сохранению занятости 98 процентов, 95 процентов из них компании выполняют уровень занятости от 90 процентов и выше и ещё 5 процентов - от 80 до 90, то есть большой объем средств, соответственно, будет за эти компании банком погашен, и тем самым все их кредиты будут по этой программе списаны. Конечно, это самый эффективный механизм.
И вот коллеги говорят о том, что недостаточно принятых мер, что сравнивая с общей занятостью и так далее, но, коллеги, давайте не забывать, что у нас всё-таки значительная доля субъектов МСП - это торговля, в том числе торговля продовольственными товарами. Разумеется, этот сектор, он не почувствовал такого острого воздействия по сравнению с сектором услуг.
Поэтому в чем принципиальное отличие антикризисной политики, которую вела страна вот в прошлый год? Все меры были адресными.
Возможно, мы по уровню затрат произведенных не самая первая экономика в мире применительно к увеличению дефицита бюджета, распылению денег и так далее, но по сравнению объема затраченных ресурсов и полученных экономических эффектов мы точно одни из самых эффективных, и это абсолютно верно, достаточно посмотреть просто межстрановые сравнения, и это как раз следствие тех... именно адресности принятых мер. Но вы абсолютно правы в том, что достаточно много из тех мер, что мы приняли, надо бы имплементировать уже в постоянную основу, на фракции мы с вами это обсуждали.
Буквально тезисно. Мне кажется, абсолютно новую создали мы систему поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. И учитывая то, что грань между МСП и бизнесом в социальных... вернее, бизнесом в социальных отраслях и социально ориентированными организациями очень тонкая, вот эту систему нам важно сделать постоянной и дальше ее развивать.
То же самое, выводы, которые мы по ОКВЭДам должны сделать и по идентификации бизнеса, в докладе подробно на этом остановился.
Доступ компаний, которые торгуют подакцизными товарами, к нашей поддержке, это общепит в первую очередь, рестораны, гостиницы, у них у многих лицензия на алкоголь, но отсекать их на этом основании, значит, от господдержки, наверное, неправильно.
Система проверок, ограничение проверок, переход к риск-ориентированной КНД и так далее, тоже все законодательные основы вами приняты, сейчас закон пойдет по КНД во втором чтении, это возьмем на будущее. Но в целом вот после вашего вопроса мы действительно еще, так сказать, наследие кризиса маленько подобьем и анализ представим, что нам нужно довнести в наши законы и в наши акты. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Аксаков Анатолий Геннадьевич.
Аксаков А. Г. Уважаемый Максим Геннадьевич!
Во-первых, хотел бы сказать, что по цене на металл нас не устроил ваш ответ на фракции. Цена взлетела, и пока непонятно, когда стабилизируется ситуация с ценообразованием на рынке металлов. И просьба как можно быстрее этот вопрос отрегулировать.
Вопрос мой касается углеродной темы — это тема зеленого финансирования. Мы обращаем внимание на углеродный налог, вы об этом и на фракции говорили, и здесь в своем выступлении отметили.
Но есть еще тема структуры потребления на европейском рынке, там в ближайшее время произойдет серьезная замена двигателей внутреннего сгорания на электромобили, и, соответственно, мы понесем большие потери по экспорту традиционных товаров, которые туда поставляли, - нефти, нефтепродуктов.
И вот это вы имеете в виду в своей работе для того, чтобы учитывая соответствующее потребление в Европе... (Микрофон отключён.)
Решетников М. Г. Коллеги, по металлопрокату, значит, наверное, отдельный... там если вопрос будет, отдельно расскажу. Мне кажется, мы подробно проговорили. Цены в последние две недели стабилизуются, но в то же время, значит, мы вернулись к уровню начала цен прошлого года, но он на 55 процентов выше того, что мы имели в рубле, да, в начале года.
Но мы с вами обсуждали и очень детально разбирали систему регулирования. Мы находимся в открытой экономике и, к сожалению, влиять непосредственно, значит, через экспортные пошлины, учитывая открытые границы и так далее, на эту систему крайне сложно. Там, где можно было принять решения, мы их приняли еще в декабре, а именно по лому цветных металлов.
Дальше надо сдерживать в режиме уже, как вы правильно, коллеги, вот отметили, антикартельных всех механизмов, значит, в режиме соглашений и поставок прямых на нужды, на государственные нужды в режиме развития и заключения долгосрочных контрактов, потому что часть нашей промышленности защитилась от этого, перейдя на долгосрочные контракты. Но это действительно тема отдельного такого детального разговора.
Значит, отвечу подробно на тему "зеленой энергетики". Да, вы абсолютно правы, в 2020 году произошел кардинальный сдвиг в вопросах углеродного регулирования, регулирования выбросов С02, большинство производителей автомобилей отказалось от разработки новых двигателей внутреннего сгорания.
Европейцы поставили задачу в 2021 году утвердить "Евро-7", который будет недостижим на двигателях внутреннего сгорания и не факт, что будет достижим даже на гибридных двигателях, хотя там дискуссии сейчас идут по параметрам. Конечно, это ставит под угрозу вообще спрос на энергоносители и меняет структуру.
Значит, с другой стороны вкупе с углеродным регулированием, ну, углеродным налогом, назову его просто, хотя решение в какой форме он будет, в виде пошлины, налога или каких-то еще сборов, на сегодняшний день нет, но мы ждем, что оно появится. Это, конечно, стратегический вызов для нашей экономики. Как надо на него реагировать?
Первое. Надо вводить свое регулирование парниковых газов. Законопроект подготовлен на рассмотрение в правительстве, думаю, что в ближайшее время будет рассмотрен и представлен вам на рассмотрение. Но, конечно, все это надо делать с учетом национальных интересов, иными словами, мы не должны брать и жестко, значит, следовать лекалам Евросоюза, вводить здесь резко какие-то обязательные платежи и так далее. Но задумываться над тем, что С02, то есть выбросы имеют цену и рано или поздно нам, так сказать, придется как-то эту цену учитывать, точно надо. И плюс, нам, конечно, нужен глубокий предметный разговор о перспективах.
Мы сейчас развиваем и делаем, так или иначе, ставку всё равно на развитие угля. Это касается и полигонов на Дальнем Востоке, это касается зоны Кузбасса, мы понимаем, но спрос на уголь, безусловно, будет под давлением, учитывая то, что Китай к 2060 году объявил углеродную нейтральность.
В общем, коллеги, вопросов очень много. Я думаю, что в три минуты я, конечно, не мог уложиться. Я предлагаю, мы, будет представлен правительством ... парниковых газов, предусмотреть отдельное какое-то большое, крупное системное мероприятие... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Нам необходимо этот вопрос обсуждать с тем, чтобы и выработать со своей стороны предложения, но и посмотреть опыт других стран.
Коллеги, пожалуйста, фракция КПРФ - Алимова Ольга Николаевна. Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Максим Геннадьевич, вот в результате подчинения Росстата министерству объективность и достоверность полученной статистической информации вызывает вопросы в экспертном и научном сообществе. Без точных независимых данных и невозможно верно оценить ситуацию, и найти верное решение. Видимо, это всё-таки явно ошибочное принятое решение. Быть может пора дать независимости Росстату?
Не менее ошибочным можно считать решение об упразднении МУП и ГУЛ, и даже опасным, что может привести к частичной потере управления.
Также можно считать ошибочным превращение крупного когда-то государственного Сберегательного банка просто теперь в Сбер, который почти наполовину принадлежит иностранцам, они же им полностью управляют и извлекают прибыль.
Как вы планируете управлять экономикой через банки?
И вот также ответить мне вот на те предыдущие вопросы, которые были вначале.
Спасибо.
Решетников М. Г. По поводу объективности и достоверности статистики, коллеги.
Я думаю, что вопросы к статистике и к стыковке статистических данных, они есть у всех, и, поверьте, в первую очередь, они есть у Министерства экономики. Но подчинение Росстата Минэкономики никак не повлияло ни на методики, которыми коллеги пользуются, ни на выборке, которую они используют, потому что размер выборок определяется, к сожалению, финансовыми ограничениями, в которые Росстат поставлен, и здесь Министерство экономики не всегда в состоянии решить эти вопросы.
Но, по крайней мере, у нас появился предметный и профессиональный диалог со специалистами в сфере статистики: а что нужно сделать для того, чтобы улучшить качество данных. А учитывая, ну, я бы сказал так, цифровой характер нынешнего состава правительства, сейчас мы делаем из Росстата центр обработки именно содержательный вообще всех административных данных, которые формируются в нашей системе. У нас сейчас налоговая служба генерит данных в разы больше, чем служба статистики, за счёт данных контрольно-кассовой техники, там есть все чеки, там есть все цены, значит, за счёт счетов-фактур, там есть весь НДС, там вся добавленная стоимость формируется в режиме онлайн. Но надо правильно поднять эту информацию, обработать, препарировать, сопоставить с данными статистики. И не всегда то, что мы получаем, кстати, вот критикуя службу статистики, оказывается лучше, чем то, что получает статистика. К статистике масса вопросов, но в принципе в очень многих случаях она не так плоха, как, значит, нам кажется.
Вот по ценам. У нас на руках, значит, данные ФНС и данные Росстата, причём по каким-то позициям цифры Росстата выше, по каким-то ниже. Динамика в целом соответствует, но иногда расходится. А почему? А потому что налоговая, условно, смотрит чеки и везде, где слово "сахар" встречается, считает, что это сахар, неважно какой - песок, рафинад, тростниковый, сахарный и так далее, и так далее. А статистика: приходят люди, знают, какие наиболее покупаемые товары, берут часть полки и эту часть полки фиксируют и записывают. И мы должны пользоваться, не концентрироваться на каком-то одном источнике, а понимать методики и брать много источников информации. Но что важно, что у нас сейчас есть профессиональный диалог и разговор на эту тему.
Коллеги, если у вас есть какие-то вопросы, мы только поддержим на базе Государственной Думы, на базе соответствующих статистических институтов, давайте их сформируем и вместе обсудим. Мы со статистикой раз в неделю обсуждаем вопросы доходов населения, в том числе денежных доходов населения, безработицы, цен, занятости, добавленной стоимости, значит, учёта инвестиций, потому что всё это основано где-то на прямом видении, где-то на досчётах. Здесь нужен прямой откровенный профессиональный заговор. А кому подчинён Росстат, поверьте, это вопрос, в общем, десятый.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция ЛДПР. Зайцев Максим Сергеевич.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Не было ответа. Вот Геннадий Андреевич правильно говорит: МУПы и ГУПы. Их судьба и, соответственно, ваше видение.
Включите микрофон центральной трибуны. Из зала. (Не слышно.)
Решетников М. Г. Геннадий Андреевич, вы меня полгода назад спрашивали о моём мнении, за полгода оно не изменилось. Я считаю, что борьба с ГУПами и с МУПами бессмысленна: ГУПы и МУПы в ряде регионов реально работающий инструмент и, честно говоря, этот инструмент зависит не от самой формы. Да неплоха форма и ГУПов, и МУПов, вопрос, в чьих руках они находятся?
Если хотят, уже извините, что-то где-то украсть, будут это ГУПы или ОАО - это не защитит. Если хотят и могут, и умеют нормально хозяйствовать, то есть регионы, в которых ГУПы и МУПы работают как часы: прозрачные закупки, нормальный учёт, подотчётность населению, представительным органам и нормальный менеджмент, с нормальными заработными платами. Вот и всё.
Поэтому это не зависит от формы. И бороться с формой в данном случае, я считаю, бессмысленно. И, по крайней мере, с предыдущим руководством Федеральной антимонопольной службы у нас были диалоги и разные позиции на данную точку зрения.
По поводу СБЕРа и управления. Коллеги, ну сейчас СБЕР управляется правительством, председатель Совета директоров - Министр финансов Антон Германович Силуанов. Все вопросы рассматриваются через Совет директоров, поэтому беспокоиться на тему того, что там какие-то иностранцы, кто-то чем-то управляет, мне кажется, никаких оснований на эту тему нет.
Но то, что присутствие иностранцев в советах директоров и представителей инвесторов обеспечивает дополнительный спрос, обеспечивает дополнительную экспертизу, обеспечивает дополнительную прозрачность и, в том числе помогает задавать, может быть, не всегда удобные вопросы и менеджменту, и мажоритарным собственникам, мне кажется, это всегда хорошо, поэтому позволяет не засыпать. И это касается не СБЕРа и не только СБЕРа и в первую очередь не СБЕРа, а всех остальных наших обществ.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сазонов Дмитрий Валерьевич.
Сазонов Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Максим Геннадьевич, думаю, в этом зале все понимают, что ещё не все экономические последствия пандемии коронавируса позади, учитывая истекший мораторий на банкротства малых и средних предприятий, в течение этого года мы можем столкнуться с их резким увеличением.
Во многих зарубежных странах любой предприниматель, оказавшись в должниках, вправе рассчитывать на справедливую и объективную оценку, его усилий действий. Ну например, в США законодательство о банкротстве основано на принципе нового старта. В Великобритании существует специальная служба по банкротству. Закон о банкротстве Германии предусматривает, что основные решения в ходе производства принимает собрание кредиторов. В целом в зарубежных странах создаётся целая система, которая помогает оздоровить предприятия и минимизировать негативные последствия.
В связи с этим вопрос. Готово ли министерство сегодня сделать шаги, направленные на либерализацию законодательства, связанного с банкротством? Ну и мы в свою очередь готовы организовать и общественные обсуждения в профильных комитетах, комиссиях в формате нулевых чтений. Спасибо.
Решетников М. Г. Спасибо за вопрос.
Вопрос обновления законодательства о банкротстве я считаю одним из самых приоритетных. Ну, во-первых, 20 лет у нас прошло этому институту. Институт на первом этапе был прогрессивный, но экономические отношения ушли вперёд и он нуждается в глубокой модернизации. Мы прекрасно знаем примеры в регионах, когда у нас банкротство длится по 20 и более лет. Значит, предприятия работают, не платят налоги, не всегда платят заработную плату, конкурируют с другими предприятиями, которые всё это честно делают и так далее.
У нас параллельно с этим доля реабилитационных процедур, то есть когда предприятие расплачивается с долгами и выходит в нормальное функционирование, 2 процента, в Соединённых Штатах 30 процентов. У нас доля в рамках ликвидационных процедур удовлетворения требований должников 5 процентов, ну и так далее, и так далее.
В этой связи это непросто констатация фактов, это та информация, которая положена в основу подготовки новой редакции закона о банкротстве, который в настоящее время проходит, так сказать, финальные... ну назову слово "утряску" как бы в правительстве, согласование очень разных интересов. Предполагается, что вместо трёх реабилитационных процедур будет одна реабилитационная процедура. В ходе неё предприятие сможет, действительно,
договориться с кредиторами, дисконт по долгу применить, какие-то ещё вещи.
В общем, гибкость появится, и предприятие сможет выйти там, где кредиторы будут настаивать на банкротстве. Они будут нести ответственность через какое-то время за сгенерированные этим предприятием долги. Иными словами, нельзя будет бесконечно кредиторам держать в банкротстве предприятие.
Дальше. Предполагается повысить независимость арбитражных управляющих. Предполагается изменить схему раскрытия компенсационных фондов и тем самым повысить и ответственность управляющих и ответственность саморегулируемых организаций и дать дополнительные рычаги саморегулируемым организациям по воздействию на управляющие. Предполагается расширить и сделать более эффективными процедуры реализации имущества банкротов, в том числе сконцентрировать все продажи на площадках, на восьми площадках, которые у нас работают в рамках заказа государственного, где все уже отработано и все прозрачно. Изменить процедуры, которые позволят быстрее проводить торги и в повышении, и в понижении. То есть весь этот комплекс мер. В общем, это действительно такое фундаментальное обновление закона "О банкротстве".
И вы абсолютно правы, коллеги, что... Я думаю, что мы в ближайшие недели будем уже готовы проводить нулевое чтение и обсуждать вот по мере того, как мы сейчас поймем, что основные вопросы мы с Государственно-правовым управлением, с коллегами в Администрации, что называется, сошлись. Готовы будем уже дискуссию переносить на вашу площадку и рассчитываем на активное ваше влечение. И нам, конечно, важно будет принятие этого закона в скорейшем режиме. Спасибо.
Председательствующий. Максим Геннадьевич, не площадка. Это модное слово, понятно. Правильно, это площадка есть у нас, где торги организуют. А если вы приходите в Государственную Думу, здесь представители народа, который избрал своих депутатов, решают судьбу закона, быть ему законом или нет. Вот нам надо это усвоить и понимать, что это очень ответственно. И тогда будет много решаться по-другому. А так получается... Вот электронная площадка, туда приходят и, соответственно, понятно, чем занимаются.
Поэтому вы можете это с экспертами говорить, согласовывать, но... Не улыбайтесь. Вот вы были губернатором, вас люди избирали.
Здесь присутствуют депутаты, которых люди избирали и будут избирать. Кто-то придёт новый. Но когда у вас появится такое отношение к парламенту, это наш, российский парламент, тогда появится и ответственность. Вот у нас есть ответственность, что мы теперь утверждаем министров, это для нас ответственность. Об этом речь идёт. Упрощенчество вот это, вот такое, и модные словечки: мы продвинутые, мы знаем.
Послушайте, если знаете и продвинутые, обеспечьте темпы роста, темпы роста, если всё знаете. А пока темпы роста благодаря тому, что вот сельское хозяйство работает, отдать должное, обрабатывающая промышленность. А мы топчемся, когда у нас с вами пандемия случилась, по таким вопросам, как вы правильно сказали, сфера услуг. А, с другой стороны, ничего не предлагаем. А у нас пандемия внесла такие изменения, которые надо учитывать, потому что они будут сказываться на десятилетия.
Посмотрите, туризм, сейчас есть исторический шанс, момент, когда его можно развернуть и сделать всё, для того чтобы люди оставались в стране, отдыхали на Байкале, на Волге, масса таких замечательных мест, на Чёрном море. Так возьмите и предложите как раз парламенту принять решение -льготы дать тем, кто будет строить там и обустраивать места отдыха, туризма, санатории создавать. Вот об этом речь идёт. (Аплодисменты.)
Коллеги, это я к тому, что давайте мы всё-таки переходить уже вот от таких пространных обсуждений к конкретике. Вместе несём ответственность.
Ф 29 58 ТРИСТА ТРИДТ 1АТЪ ДЕВЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Поэтому за вами выработка, наше партнёрство и дальше ответственность сообща.
Зайцев Максим Сергеевич, фракция ЛДПР. Зайцев М. С. Спасибо.
Уважаемый Максим Геннадьевич, на протяжении последних пяти лет все среднесрочные прогнозы социально-экономического развития России разрабатываются Минэконом в отсутствии стержневых или базовых документов стратегического планирования, которые, ну, по идее, должны как раз определять цели, задачи и ориентиры такого развития, это как и долгосрочный прогноз социально-экономического развития, так и стратегия социально-экономического развития России до 2036 года. И здесь, в Государственной Думе, неоднократно отмечалось, что разработка этих документов позволит повысить степень надежности и достоверности среднесрочного прогнозирования.
В связи с этим достаточно конкретный вопрос. Когда всё-таки министерство планирует доработать и представить прогноз до 2036 года и стратегию долгосрочного социально-экономического развития страны на этот же период?
Спасибо.
Решетников М. Г. Да, спасибо, коллеги, за вопрос.
Вячеслав Викторович, вопрос площадки относился исключительно к предложениям обсудить в нулевом чтении, до внесения в Государственную Думу. Коллеги, если вдруг случайно словами, значит, ни в коем случае, значит, не хотел проявить никакого-то, даже тени неуважения. Вы знаете, насколько мы плотно как министерство работаем с Думой, насколько мы тщательно готовим законы, насколько мы всегда открыто абсолютно с вами обсуждаем их, коллеги. Поэтому если что-то не так прозвучало, приношу извинения. Но в нулевом чтении тем не менее закон считаю очень правильным начать обсуждать.
Значит, что касается стратегии развития теперь. Значит, у нас действительно задача по стратегическому развитию - тема номер один. Значит, у нас президентом определены национальные цели развития до 2030 года. У нас разработан единый план достижения национальных целей. И в настоящий момент наша главная задача - это, значит, обеспечить согласованность всей системы государственных программ и единого плана. И мы сейчас все факторы, которые учтены в едином плане, все комплексы мероприятий, мы транслируем на систему государственных программ. И сейчас видим, что далеко не все мероприятия наших государственных программ, скажем так, эффективно нацелены на эти, значит, цели развития. И поэтому будем делать существенную перезагрузку той системы государственных программ, которая сейчас есть, и в первую очередь ещё и опираясь на ту критику, которая прозвучала со стороны депутатов, со стороны Государственной Думы, когда мы рассматривали и принимали бюджет. Действительно у нас программы не дают, к сожалению, стратегического представления о развитии страны. Не всегда они, в общем, даже понятно, как связаны с бюджетом, хотя, строго говоря, являются частью сводной бюджетной росписи, не все инструменты там отражены, не всегда предоставленные налоговые льготы там учитываются как дополнительный ресурс.
Поэтому все эти задачи председатель правительства поставил перед нами, перед Министерством финансов. У нас сейчас в правительстве находится новый порядок формирования государственных программ, где мы постарались
максимально полно на эти вопросы ответить, но, конечно, сейчас дело, что называется, за малым: это обеспечить трансформацию всех программ и, соответственно, отработать со всеми федеральными ведомствами, с министерствами по тому, чтобы это изменить. Ну и, конечно, мы там учтем некие прогнозные предпосылки, которые сейчас есть вот на перспективу до 2030 года, понимая основную задачу - это достижение национальных целей развития.
Председательствующий. Спасибо.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Максим Геннадьевич, вы сказали, что, чтобы росла экономика, нужно, первое, обеспечить рост доходов граждан. Согласны с этим, но мне бы хотелось спросить у вас, вы поддержите наше предложение о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам? Потому что если брать
категорию граждан, которые больше всего пострадали, это, прежде всего, пенсионеры.
Второй вопрос. Вы сказали о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, но вот представитель комитета сказал, что только треть представителей малого и среднего бизнеса получили эти меры поддержки. Но ещё большая часть экономики, которая не входит в госкомпании и не относится по нынешним критериям к малому и среднему бизнесу, не получила никакой поддержки. Готовы ли вы к пересмотру критериев отнесения компании к малому и среднему бизнесу в части численности работников, повышения этой планки с более 250 человек и выручки более 2 миллиардов рублей? Спасибо.
Решетников М. Г. Да, уважаемые коллеги, безусловно, я сказал, что у нас основа экономического роста - это рост доходов населения, рост доходов граждан. Поэтому любое увеличение доходов граждан - это автоматически плюс в экономический рост. Но, конечно, когда принимаются эти решения, они связаны с бюджетом, надо смотреть возможности бюджетов и надо смотреть, значит, откуда и как мы будем перераспределять на это ресурсы. Вы знаете, если мы посмотрим структуру бюджета, то кратно вырос размер трансферта из федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда, и это в том числе и следствие предоставленных льгот, и, значит, может быть, не столь высоких темпов роста, как ожидалось, значит, соцвзносов вследствие текущей ситуации. Поэтому все эти вопросы надо всегда принимать в балансе.
Значит, по поводу мер поддержки экономики, той части, которая не относится к МСП, ну, во-первых, коллеги, не надо забывать, что у нас с вами программ достаточно много было антикризисных, и программы поддержки МСП — это только часть.
У нас было по итогам обсуждений и рассмотрений у президента принято достаточно много отраслевых программ, это и легкая промышленность, и автопром, и авиация, и сельхозмашиностроение, по сути, мы прошлись по всем отраслям промышленности, транспорт, сельское хозяйство, строительство, энергетика, и везде были приняты меры. Поэтому надо посмотреть. Там, где есть какой-то сектор экономики, который находится в проблемной зоне и не получил меры поддержки, или они оказались недостаточны, давайте вместе смотреть и обсуждать. Мы поэтому и не закрываем ни в коей мере тему там антикризисных программ поддержки и так далее для того, чтобы иметь это окно возможностей, в том числе, и в дискуссии с Минфином, значит, помочь дополнительно этим секторам экономики.
Менять критерий МСП, коллеги, ну, много меняли по разным сферам. И после любого увеличения критерия всегда остаются те, кто говорят: а с нами что, да, значит, а вот еще надо немножко повысить. Мне кажется, вопрос не в этом.
Мы в прошлом году приняли очень системное решение, а именно снизить соцвзносы для субъектов МСП на зарплаты свыше МРОТа. И это у нас сформировало разрыв между вот этими компаниями и компаниями, которые работают на 25 главе, на общей системе налогообложения. Нам нужно проанализировать, вычленить сектора и вот относительно этих секторов принять какие-то отдельные, я считаю, решения, потому что, к сожалению, вот действующая, так сказать, налоговая система, мы слышим бизнес, который говорит: слушайте, при действующих налогах нам расти невыгодно, надо вот в каких-то секторах, особенно в общепите, да, и так далее, надо что-то менять. И мы этот вопрос вместе с Министерством финансов обсуждаем и пытаемся найти решение, которое не ударит при этом по бюджету.
Председательствующий. Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, независимый депутат, партия "Гражданская платформа".
Шайхутдинов Р. Г. Спасибо.
Уважаемый Максим Геннадьевич, импорт в России более 1,5 триллиона рублей и он не падает, потому что профамма импортозамещения пока не справляется с этим. Бизнес давно ставит вопрос о том, что ему нужны рынки, они говорят, что деньги, конечно, хорошо, но если нет рынков, то непонятно зачем нужно финансирование, будут рынки - будут и деньги.
Что предлагает министерство для того, чтобы импорт повернуть в сторону бизнеса и как можно задействовать, собственно, в программе импортозамещения малые и средние предприятия? Пока все очень так осложнено и 719-м постановлением и лоббистскими финансовыми группами, которые на импорте зарабатывают огромные деньги. Вот что предполагает министерство и как предполагает задействовать малые предприятия...
(Микрофон отключен.)
Решетников М. Г. Спасибо за вопрос, коллеги.
Значит, тема такая комплексная, она в целом, во-первых, тема импортозамещения и стимулирование экспорта, по большому счету, это две части одного целого, мы понимаем, да. Потому что замещение импорта продукции, которая не может конкурировать на мировых рынках, ну, это какое-то краткосрочное решение и стратегически это тупик, и в то же время биться только за экспортные рынки, значит, когда у тебя продукция не конкурирует по каким-то причинам на внутренних рынках, тоже бессмысленно, да. Поэтому мы рассматриваем это, как единое целое. Значит, что здесь?
Первое. Мы задействуем механизм закупок по 44-му и 223-му закону, и в рамках антикризисных мер большой пакет был принят по этой части. Другой момент, что у нас там тоже есть ограничения по ВТО, поэтому все эти меры мы должны имплементировать, понимая наши ограничения, чтобы не нарваться на ответные меры для, уже для наших экспортеров, что называется.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments