leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.02.21 правительственный час Максим Решетников – часть 4

Стенограмма пленарное заседание ГД 09.02.21 правительственный час Максим Решетников – часть 4
Оценивая выступление Максима Геннадьевича, хочу отметить сходство и понимание нами ключевых проблем вопросов российской экономики.
В настоящее время сохраняется фактор нестабильности экономического развития. Вместе с тем стресс-тест, который... на фоне этих явлений проходит
наша экономика, показывает ее высокую устойчивость. Это стало следствием того, что Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, правительством максимально оперативно принимались решения, давшие позитивный эффект для граждан и бизнеса.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Государственная Дума в целом сформировали законодательные основы, обеспечивающие ее быстрое восстановление. Прогнозирование является одной из важнейших сфер ответственности Минэкономразвития. На протяжении последних лет министерство прикладывает усилия для повышения качества среднесрочных прогнозов.
Вместе с тем фракция обращает внимание на то, что ни в одном из вариантов прогнозов не учтены и не просчитаны должным образом негативные экономические эффекты, которые вызваны наступлением второй волны коронавируса.
Ряд показателей на 2021-2023 годы вызывает сомнение в своей реалистичности. В качестве примера можно привести ожидание увеличения прироста инвестиций в основной капитал в два-три раза по сравнению с 2019 годом, особенно с учетом падения в прошлом году.
Кроме того, в прогнозе не учтены негативные процессы глобальной экономики, которые имели место до пандемии.
В этой связи мы полагаем, что прогнозные ожидания о скором восстановлении темпов роста мировой экономики не получили своего подтверждения. В ряде случаев имеют место серьезные неточности и в прогнозах курса рубля к основным валютам, что оказывает существенное влияние на планирование других экономических показателей.
Фракция отмечает, что одной из причин недостатков прогнозирования является отсутствие документов стратегического планирования. Считаем важным, и я бы даже сказал, необходимым в 2021 году доработать долгосрочный прогноз социально-экономического развития России на период до 2036 года, ну и, соответственно, стратегию социально-экономического развития страны на тот же период. Обращаем внимание на то, что министерство в значительной степени должно формировать будущее, а не фокусироваться на интерпретации статистических результатов.
Весной прошлого года был введен пакет мер в поддержку малого и среднего предпринимательства, который оказал позитивное влияние. Фракция поддерживает инициативы продлить и в текущем году мероприятия на плановые проверки малого бизнеса, налоговые каникулы и отсрочку по страховым взносам. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо продолжить разработку новых инициатив как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Считаем, что в рамках нацпроектов необходимо расширять стимулирование самозанятости высвобождаемых работников путем расширения мер государственной поддержки индивидуальных предпринимателей и самозанятых с одновременным распространением на них части гарантий трудового законодательства.
Особо остановлюсь на вопросе резкого роста цен на социально значимые продовольственные товары. Осенью прошлого года на них обратил внимание наш Президент Владимир Владимирович Путин. Данные Росстата за 2020 год, а ... также официальная информация Счётной палаты показывают, что спрогнозировать рост цен и профилактировать их стабильность с помощью имеющихся у министерства инструментов было возможно. Фракция считает, министерству необходимо более оперативно предпринимать соответствующие меры, не допуская обострения ситуации. Должен отметить, что Государственная Дума немедленно отреагировала на просьбу правительства и расширила его полномочия в этой сфере путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
Значимой мерой поддержки одного из драйверов экономического развития - строительной отрасли является субсидирование ипотечных кредитов.
Фракция отмечает, что в этом вопросе можно было добиться более эффективного подхода, если бы министерство сформировало механизмы взаимодействия между банками, строительными компаниями, производителями стройматериалов и металлургами. Существуют серьезные озабоченности по реализации инфраструктурных проектов.
Как депутат от Самарской области не могу не сказать о том, что испытываем серьезные тревоги по реализации таких крупных инфраструктурных проектов, как мостовой переход через Волгу, об этом говорили с губернатором, и ряд других проектов.
Фракция считает, что для решения этих задач - задач, поставленных президентом, необходимы шаги по снижению издержек для инвесторов, участников внешнеэкономической деятельности, созданию научных заделов и внедрению новых технологий. Необходимо предоставлять субсидии и налоговые преференции предприятиям, активно внедряющим передовые технологии, а также поддерживающим импортозамещение программно-аппаратных комплексов.
Сегодня Президентом России поставлена гораздо более амбициозная задача, чем просто вернуть ключевые макроэкономические показатели на докризисный уровень.
В целях поддержки инновационного развития компаний на стадии выхода из экономического кризиса фракция считает возможным ввести в рамках налогообложения прибыли механизм дополнительных налоговых вычетов, которые должны представлять собой государственное участие в финансировании расходов на НИОКР, в том числе и среди частных компаний.
В завершение отмечу, что депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ожидают роста эффективности в работе министерства, более результативного взаимодействия с Государственной Думой. У вашей команды, Максим Геннадьевич, есть всё необходимое для того, чтобы это реализовать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович. (Аплодисменты.)
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги. Я внимательно слушал всю дискуссию, которая здесь в этом зале в течение более двух часов уже идет и все думал, хотел понять вообще, мы найдем здесь
причины, почему растут цены, почему малый и средний бизнес у нас умирает? Но вот пока не вышел на эту трибуну, так и ... ответов не услышал на эти вопросы, поэтому постараюсь все-таки них дать ответы, все-таки у нас сегодня тема - это малый и средний бизнес, но и причины роста цен. Начну с роста цен.
Уважаемый Максим Геннадьевич, кто виноват в росте цен в экономике, в которой 70 процентов принадлежит государству, то есть контролирует государство, как вы считаете? Наверное, государство.
Тогда давайте посмотрим, а в чем причина, почему госкомпании, госкорпорации, естественные монополии любые свои издержки перекладывают на потребителя? Ну, в этом же причина роста цен. На потребителя не только на граждан, но и на предприятия, которые потребляют эти товары и услуги.
А причина в том, что в декабре 2017 года в этом зале по предложению правительства в законе, в 223 федеральном законе появился, в статье первой пункт 4 подпункт 13 появился, который вывез из-под госконтроля закупки у взаимозависимых лиц. Напоминаю, этот объем закупок составляет 30 триллионов рублей в год. Федеральный бюджет чуть больше 20-ти.
То есть мы 3 года назад вывели из-под контроля закупки у взаимозависимых лиц в объеме 30 триллионов рублей и теперь они, чтобы закупать бесконтрольно любые товары и услуги покупают у ООО "Рога и копыта" с уставным капиталом 10 тысяч рублей за 2,5 тысячи рублей 25 процентов капитала, и покупают у них без конкурентных процедур все, что угодно.
Минфин подтверждает, что из 30 триллионов рублей, данные Минфина, он контролирует закупки, 29 триллионов, закупались на 29 триллионов без проведения конкурентных процедур. После того как приняли эту поправку, эти закупки перестали контролироваться государством и Минфин теперь не видит даже их.
Я несколько раз в этом зале задавал вопросы предыдущему председателю правительства дважды, новому председателю правительства задавал вопросы, Министру финансов. Мы проект закона внесли в Государственную Думу, он был отклонён. Закон очень простой, если вы не хотите, чтобы у нас росли цены безудержно, давайте мы закроем эту дыру, через которую утекают деньги при закупках у взаимозависимых лиц, это триллионы рублей, которые перекладываются в цены товаров и услуг, за которые платит население. Вот вам и рост цен.
Это вот одна причина.
Вот этот законопроект, он был отклонён.
Читаю заключение правительства. Знаете, что написано, здесь написано следующее, что правительство подготовило соответствующий законопроект, скоро его внесёт в Госдуму, поэтому они не поддерживают наш. Спрашивается: где этот законопроект, я несколько раз спрашивал.
Ну я понимаю, что вы за Минфин не можете ответить, но я вам подарю, вы посмотрите, может быть, что-нибудь найдёте здесь разумное.
Это что касается роста цен.
Теперь, что касается малого и среднего бизнеса.
Председатель комитета докладывал нам, что только треть предприятий и компаний, попадающих по критериям в малый и средний бизнес, получили меры поддержки, две третий ничего не получили.
Но ещё очень серьёзный сектор российской экономики остался за пределами малого и среднего бизнеса, на него вообще даже не распространялись теоретически меры поддержки, и он не попал в системообразующие компании, которые тоже получали меры поддержки. То есть вот этот вот пласт, где основное число занятых людей, это миллионы граждан наших работающих, они вообще никаких мер поддержки не получили, и, скажем так, мы о них даже сегодня не говорим.
Малый и средний бизнес хотя бы что-то получил. Например, снизили ставки платежей с 30 до 15 процентов с фонда оплаты труда. Хорошо. Спасибо. Отличное решение. Но вы сами же говорите, что появились налоговые ножницы. То есть, если у тебя 250 человек в компании, то ты 15 процентов платишь, если у тебя 260, а ты конкурируешь с этой компанией, у которой 250 рабочих, и вы делаете один и тот же продукт, то ты платишь уже 30 процентов в бюджет.
Кто в этой конкурентной борьбе из этих двух компаний выиграет? Компания, у которой 250 и меньше. Что будет ДРУГАЯ КОМПАНИЯ ДЕЛАТЬ? Она будет либо дробиться, либо УХОДИТЬ с рынка, либо закрываться. Вот и вся ИСТОРИЯ.
МЫ ПРЕДЛАГАЛИ РАСПРОСТРАНИТЬ ЭТУ МЕРУ ПОДДЕРЖКИ НА ВЕСЬ БИЗНЕС, ЧТОБЫ ВСЕ ПЛАТИЛИ 15 ПРОЦЕНТОВ, А ЧТОБЫ КОМПЕНСИРОВАТЬ ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ, СДЕЛАЙТЕ ПЛОСКУЮ ШКАЛУ ВЗНОСОВ. Я ЖЕ НАПОМИНАЮ, У НАС СНАЧАЛА 30 ПРОЦЕНТОВ, ПОТОМ ПОСЛЕ МИЛЛИОНА 200 - 10 ПРОЦЕНТОВ. СДЕЛАЙТЕ ПЛОСКУЮ, ВСЕМ 15, КАК СДЕЛАЛИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. МЫ ТОЛЬКО ВЫИГРАЕМ ОТ ЭТОГО.
СЛЕДУЮЩЕЕ. Вы СКАЗАЛИ, ЧТО, ЧТОБЫ РОСЛА ЭКОНОМИКА, ДОЛЖНЫ РАСТИ доходы ГРАЖДАН. НУ МЫ ВАС СПРАШИВАЕМ: НУ, ХОРОШО, РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ, МЫ ИМ УЖЕ ПЯТЬ ЛЕТ НЕ ИНДЕКСИРУЕМ ПЕНСИЮ, ЛЮДИ УХОДЯТ С РАБОТЫ, МЫ ИМ НЕДОПЛАЧИВАЕМ ПРИМЕРНО 2 С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ, это в РАСЧЁТЕ на СРЕДНЮЮ ПЕНСИЮ, да, 2 С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ В МЕСЯЦ, НУ а ЗАРПЛАТЫ ОНИ ПОЛУЧАЮТ СОПОСТАВИМЫЕ со своей СРЕДНЕЙ ПЕНСИЕЙ, ТАМ, ДОПУСТИМ, 15 тысяч. Сколько налогов он и платежей в социальные фонды он заплатит, если он будет официально работать? Примерно 5 тысяч. То есть вы 2 с половиной тысячи ему недодаёте, он уходит с работы и не отдаёт государству 5 тысяч. Посчитать сложно, что ли? То есть вы обижаете людей, не даёте им 2 с половиной тысячи, они бросают работу, а государство теряет ещё 5 тысяч. В чём смысл, вы мне объясните. Мы стучим во все двери и говорим, ребята, ну, давайте мы решим эту проблему и тогда у нас рост экономики будет, будут расти доходы граждан, и тогда вот таких вопросов, которые мы сегодня обсуждаем, в парламенте обсуждать не придётся, потому что мы закроем эти дыры, через которые уходят деньги граждан через покупку товаров и услуг естественных монополий. А мы ищем каких-то внешних ВРАГОВ, что-то там пытаемся где-то изобретать. Не НАДО НИЧЕГО ИЗОБРЕТАТЬ, ЗАКРОЙТЕ ТЕ дыры, КОТОРЫЕ САМИ ЖЕ СОЗДАЛИ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Максим Геннадьевич, есть возможность ответить на вопросы в заключительном слове и ответить на темы, которые прозвучали в выступлениях. У вас есть дополнительное время на это в соответствии с Регламентом.
Пожалуйста.
Решетников М. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Во-первых, слова благодарности за все те мнения, суждения и оценки, пусть даже разные, естественно, которые прозвучали, потому что всё это мы возьмём в работу.
И, Вячеслав Викторович, я прекрасно понимаю, что какой бы не был градус здесь, те вопросы, которые задают депутатам на местах, они, как правило, значительно большего градуса. И это общение очень важно, потому что действительно работая федеральным министром, я часто испытываю вот этот недостаток прямого общения, прямого общения с людьми, хотя МЫ постоянно ездим, общаемся с предпринимателями, но тем не менее это САМОЕ ценное.
Коллеги, мы полностью разделяем мнение и озабоченность, которая прозвучала, связанная с административным регулированием цен и с теми рисками, которые оно несёт.
Поэтому, коллеги, мы (мне кажется, я из своих ответов уже постарался это подчеркнуть) крайне аккуратно будем подходить к этим механизмам и те временные меры, которые сейчас введены, мы действительно их рассматриваем как временные. Мы должны как можно скорее заменить именно экономическими механизмами регулирование ценообразования.
При этом, конечно, нам нужно дальше анализировать, как эффективно работают принятые нами меры и при необходимости своевременно их менять.
Но главным образом нам надо сделать так, чтобы все меры работали на долгосрочный период и формировали предсказуемую и понятную для бизнеса среду.
Принимаем повышенный запрос на вопросы, связанные с прогнозированием, с оценками и со стратегией. Нам предстоит в марте уточнить сценарные условия, которые будут уже первым этапом формирования бюджета и положить в основу.
И я предлагаю на базе комитета по экономике, с Сергеем Александровичем, Вячеслав Викторович, если вы поддержите, мы готовы провести такое детальное экспертное обсуждение с участием представителей министерства, Росстата, экспертных организаций с тем, чтобы у всех у нас было единое понимание или, по крайней мере, мы в едином пространстве формировали суждения о том, с чем столкнулась экономика, куда идёт? И главным образом, какие вызовы существуют?
Считаем важным, также продолжить дальше и реализацию адресных мер, но при этом подчёркиваем, что меры нужно продолжать именно на адресной основе там, где бизнес, действительно, до сих пор сталкивается с ограничениями. Но тем не менее основной акцент - это возврат к нормальным, уже к нормальному регулированию, к нормальной жизни и поэтапный выход из той системы, скажем так, специальных условий, антикризисных условий, в которых сейчас ещё во многом работает наша экономика.
Ну и, конечно, в фокусе нашей совместной работы темы, связанные с такими системными вызовами и системными изменениями: банкротство, то, о чём много говорили и то, что будет, действительно, такое одно из главных институциональных изменений, которое нам предстоит в экономической сфере, вопросы регулирования парниковых газов и законопроект, который мы тоже сегодня затронули.
Контрольно-надзорная деятельность. Предстоит принятие очень большого, сложного закона, который реализует риск-ориентированный подход в каждой из сфер регулирования. И мы понимаем, насколько будет непростым обсуждение. Мы сейчас в рамках правительства готовим поправки, с каждым ведомством это утверждаем. Понимаем, что мы везде ищем этот баланс между снижением издержек бизнеса, соответственно, высвобождением у него средств, в том числе и на повышение заработной платы и в то же время защитой общественных интересов, снижением рисков для общества.
Механизм экспериментальных правовых режимов. Рассчитываем, что правительство в ближайшее время представит законопроект, который уже касается реализации созданного в прошлом году механизма и реализации конкретных первых, порядка семи у нас сейчас экспериментов, в разных сферах, которые, действительно, подтолкнут развитие технологий в стране.
В то же время считаем важным не переставать работу уже по принятым ЗАКОНОПРОЕКТАМ. ЭТО и ЗАКОНОПРОЕКТ О ЗАЩИТЕ ПООЩРЕНИЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ. И мы чувствуем большой запрос бизнеса на следующий пакет изменений, на расширение сфер, где мы гарантируем условия на расширение механизма финансирования ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЧЁТ будущих налогов, механизм специальных административных районов. Это как раз тот самых механизм для деофшоризации экономии, для возврата сюда, для перерегистрации так называемый редомициляции сюда, в нашу страну обратно компаний из офшоров.
Комплексное развитие территорий. Большой потенциал у того законопроекта, который принят. И сейчас в рамках правительства мы организовываем всю эту работу.
Коллеги, еще раз огромное спасибо за тот диалог, который состоялся, за те вопросы, которые прозвучали, и за нашу совместную работу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Максим Геннадьевич.
Коллеги, давайте поблагодарим министра. (Аплодисменты.)
МАКСИМ ГЕННАДЬЕВИЧ, НО РАБОТУ НЕ ПРЕКРАЩАЕМ. ВЫ СЕГОДНЯ СДЕЛАЛИ ПЕРВЫЙ ШАГ, НАДО...
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. А ВЫ считаете. ЭТО было в прошлом году, а в ЭТОМ ГОДУ ПЕРВЫЙ ШАГ, И ЧТО НЕМАЛОВАЖНО, ПЕРЕД ОТЧЕТОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА. ВЫ многие вопросы сняли, которые планировали задать председателю правительства. Поэтому нам нужно с вами до отчета, который планируется в апреле, многое сделать для того, чтобы уже при отчете правительства выйти, возможно, на решение вопросов, которые будут выработаны с вашим УЧАСТИЕМ и с участием депутатов Государственной Думы. Спасибо еще раз.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments