leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Усиление административной ответственности за обработку персональных данных – принят закон

Усиление административной ответственности за обработку персональных данных – принят закон – Юрий Синельщиков Неопределенность породит произвол правоприменения
10. 1061159-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»
Документ внесли Депутаты ГД А.Е.Хинштейн, С.М.Боярский (ЕР)
Он принят во втором чтении 09.02.21.
Представил член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается:
- уточнить, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства РФ в области персональных данных;
- усилить административную ответственность предусмотренную за:
обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (предусмотрев наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 6 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 60 до 100 тыс. руб.; за повторное совершение данного правонарушения административный штраф на граждан в размере от 4 до 12 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 50 до 100 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб).;
обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (предусмотрев наложение административного штрафа на граждан в размере от 6 до 10 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 150 тыс. руб.). За повторное совершение данного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на должностных лиц – от 40 до 100 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 100 до 300 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.);
невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 6 до 12 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 60 тыс. руб.);
невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 8 до 12 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 80 тыс. руб.);
невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 8 до 20 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 90 тыс. руб.; за повторное совершение данного правонарушения административный штраф на граждан в размере от 20 до 30 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 50 до 100 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.);
невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных их сохранность при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 8 до 12 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 80 тыс. руб.);
невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных (предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6 до 12 тыс. руб.);
- установить административную ответственность за:
- нарушение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи указанного оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети «Интернет» и сети связи общего пользования, а равно несоблюдение технических условий их установки, требований к сетям связи, при использовании указанных технических средств (предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юр. лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.). За повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц -от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, – от 60 тыс. до 100 тыс. руб.; на юр. лиц – от 600 тыс. до 1 млн. руб..
- неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», собственником или иным владельцем технологических сетей связи, имеющим уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети «Интернет», требований законодательства об установке и (или)эксплуатации технических средств контроля за соблюдением указанными лицами требований законодательства, предусматривающего ограничение доступа к информации (предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юр. лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.). За повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на граждан -от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, – от 60 тыс. до 100 тыс. руб.; на юр. лиц – от 600 тыс. до 1 млн. руб.; Предусматривается, что за данные административные правонарушения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица;
- подключение собственником или иным владельцем точки обмена трафиком к точке обмена трафиком сетей связи, владельцы которых не обеспечивают реализацию установленных в соответствии с ФЗ требований к сетям и средствам связи для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ в случаях, установленных ФЗ, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, и (или) не принимают меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, -от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юр. лиц – от 60 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- неисполнение оператором связи, собственником или иным владельцем технологической сети связи либо организатором распространения информации в сети «Интернет», имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети «Интернет», обязанности по соблюдению требований, установленных ФОИВом в области связи, к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в т.ч. находящихся за пределами территории РФ (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.). Предусматривается, что за данные административные правонарушения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица;
- нарушение лицами, участвующими в централизованном управлении сетью связи общего пользования, установленного порядка централизованного управления сетью связи общего пользования в части неисполнения указанными лицами обязательных к выполнению указаний уполномоченного на осуществление такого управления федерального органа исполнительной власти (предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 3 тыс. до 10 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, -от 15 тыс. до 45 тыс. руб.; на юр. лиц -от 40 тыс. до 120 тыс. руб.);
- неисполнение лицами, участвующими в централизованном управлении сетью связи общего пользования, обязанности по размещению на территории РФ средств связи, с использованием которых указанные лица выполняют указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, а равно неразмещение на территории РФ центра мониторинга и управления сетью связи, входящего в состав системы управления сетью связи (предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб. ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юр. лиц – от 60 тыс. до 100 тыс. руб.);
- нарушение лицами, участвующими в централизованном управлении сетью связи общего пользования, установленных правил маршрутизации сообщений электросвязи (предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 2 тыс. до 8 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, – от 5 тыс. до 15 тыс. руб.; на юр. лиц – от 20 тыс. до 60 тыс. руб.);
- неисполнение собственником или иным владельцем технологической сети связи, имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети «Интернет», обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к сетям и средствам связи для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.). За повторное совершение данного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 30 тыс. руб.; на должностных лиц – от 100 до 500 тыс. руб.; на юридических лиц – от 2 до 6 миллионов руб.;
- непредставление, а равно нарушение требований к срокам, порядку, составу или формату представления оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи, в том числе имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети «Интернет», собственником или иным владельцем линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, иным лицом при использовании линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, иным лицом, если такое лицо имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети «Интернет», в Роскомнадзор информации, представление которой предусмотрено положениями ФЗ «О связи» (предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.). За повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, гарантирующих в т.ч. свободу массовой информации, предупреждения об устранении ограничения распространения информации, указанной в ч. 1 ст. 33 ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», и (или) иных ограничений, нарушающих право граждан РФ свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 100 тыс. руб.; на должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб.; на юридических лиц – от 600 тыс. руб. до 1 млн. руб.). За повторное совершение данного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 300 тыс. руб.; на должностных лиц – от 500 до 700 тыс. руб.; на юридических лиц – от 1,5 до 3 млн. руб.
ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Третье чтение 307 37 2 13:12

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации).
Пожалуйста, Николай Гаврилович Брыкин с места.
Брыкин Н. Г. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на пресечение нарушений, связанных с неисполнением требований по обеспечению устойчивого безопасного и целостного функционирования на территории России сети Интернет.
Прошёл данный законопроект все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе принять в третьем чтении данный проект федерального закона. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, есть желание высказаться по мотивам? Есть.
Пожалуйста, включите запись на выступление по мотивам от фракций. Третье чтение, поэтому выступления только от фракций.
Покажите список. Хинштейн Александр Евсеевич. Подготовиться Синельщикову. С места.
Хинштейн А. Е., председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Законопроект, который сейчас предлагается принять в третьем чтении, является логичным и абсолютно понятным продолжением политики, направленной на защиту цифрового суверенитета страны.
Пётр Олегович Толстой в начале нашего заседания подробно говорил о тех проблемах и вызовах, которые стоят перед нами, и я предвосхищаю выступление коллег от оппозиционной фракции, заведомо понимая, примерно, тезисы, которые будут звучать. Хочу для всех сказать. Законопроект, который сейчас нам предстоит принять, устанавливает ответственность за неисполнение уже существующих требований закона. В том числе, этот закон вводит административную ответственность, синхронизирующуюся с ранее принятым нами законом "О противодействии цензуре в Интернете". Многие в этом зале опасались того, что государство получит возможность блокировать или замедлять трафик крупных Интернет-ресурсов, которые нарушают права и свободы наших граждан, средств массовой информации. И мы говорили тогда, представляя этот закон, о том, что блокировка является самой крайней мерой, схожей с атомным или, точнее, с ядерным ударом.
А наиболее разумной мерой, на наш взгляд, является административная ответственность, когда крупные Интернет-ресурсы, в том числе и заграничные, платят рублем за то, что не уважают наши законы и игнорируют нашу Конституцию.
И законопроект, который предлагается принять сейчас в окончательном третьем чтении, и устанавливает, в том числе, такую административную ответственность, не блокировать, не бороться жесткими репрессивными методами, а экономическим способом стимулировать к тому, чтобы соблюдать наши законы, уважать российское право.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект. И мы рассчитываем на поддержку и всех остальных фракций, для которых понятие суверенитета нашей страны не просто декларация, не просто пустой звук, а реальное понимание остроты сегодняшнего момента. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. Фракция КПРФ. Синельщиков К). П., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, фракция не поддерживает законопроект.
Сначала по форме. Fly, в финансово-экономическом обосновании говорится о том, что расходов не потребуется. Но, как показали наши обсуждения, вносятся пять новых статей, которые носят не только профилактический, но и правоприменительный характер, и увеличивается, конечно же, объем судов и Роскомнадзора.
Далее. Во втором чтении две статьи дополнены примечанием, которое звучит так, звучат так: за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Такая формулировка недопустима с точки зрения юридической техники. Субъекты ответственности должны быть определены в диспозиции статьи, а не в примечании.
Ну и по содержанию. Во втором чтении законопроект дополнен новой статьёй - неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан России, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий.
Новая статья меняет концепцию закона. Она вводит неопределённое понятие — нарушение основополагающих прав и свобод, устанавливает ответственность за причастность к нарушениям. Однако в соответствии со статьёй 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (либо бездействие) лица. Термин "причастность" является неопределённым и породит произвол в правоприменении.
Указанная новая статья предусматривает непомерные санкции, в том числе на граждан - в размере от 50 до 100 тысяч рублей, а при повторном проступке - от 200 до 300 тысяч рублей. По-видимому, статья не была представлена в первом чтении, для того чтобы избежать её обсуждения.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 10-й вопрос нашей повестки - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (третье чтение). Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 12 мин. 46 сек.)
Проголосовало за 307 чел 68,2 %
Проголосовало против 37 чел 8,2 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 346 чел.
Не голосовало 104 чел 23,1 %
Результат: принято Федеральный закон принят.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments