leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Исаев с Петровым пытаются ограничить аптечные монополии – первое чтение – Андрей Исаев Монополизация

Исаев с Петровым пытаются ограничить аптечные монополии – первое чтение – Андрей Исаев Монополизация аптечный сетей есть и активно продолжается – Елена Панина Мы столкнулись с колоссальным давлением аптечной мафии
24. 912246-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в части совершенствования лекарственного обеспечения граждан)
Документ внесли 02.03.20. Депутаты ГД С.И.Неверов, А.К.Исаев, Е.В.Панина, А.П.Петров (ЕР)
Представил депутат Андрей Исаев.
Член комитета по охране здоровья Александр Петров.
Законопроектом предлагается:
- ввести в понятийный аппарат ФЗ «Об обращении лекарственных средств» понятия «передвижной аптечный пункт», «аптечная сеть», «услуги по продвижению лекарственных препаратов для медицинского применения», а также изменение некоторых, установленных законодательством терминов;
- установить ограничения на приобретение и аренду дополнительных площадей в границах соответствующего административно-территориального образования для осуществления оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами в отношении организаций торговли лекарственными препаратами, доля которого превышает 20% объема всех реализованных лекарственных препаратов, в соответствии с перечнем, указанным в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» , в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах г.Москвы, г. Санкт-Петербурга или г. Севастополя, в границах муниципального района, городского округа. В случае нарушения указанных требований сделки будет признаваться ничтожными. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе антимонопольным органом;
- ограничить возможность получения внереализационных доходов аптечными организациями и организациями оптовой торговли и устанавливать максимальный размер платы за услуги по продвижению продукции в 5%, а также установить обязанность аптечных организаций обеспечить покупателей доступной информацией о наличии и минимальной цене лекарственных препаратов для медицинского применения;
- устанавливается прямой запрет для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, на:
взимание платы либо внесение платы за право поставок лекарственных препаратов для медицинского применения в аптечные организации;
взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения;
возмещение расходов в связи с утратой или повреждением лекарственных препаратов для медицинского применения после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине производителя лекарственных средств и (или) организации оптовой торговли лекарственными средствами;
возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки лекарственных препаратов для медицинского применения и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
- предусмотреть создание единого реестра лиц, которые участвуют в фармацевтической деятельности.
ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Законопроект включен фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 396 0 2 15:39

Стенограмма обсуждения
24-й пункт. Законопроект приоритетный "ЕДИНОЙ РОССИИ". Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста. Исаев А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, представляемый вами законопроект начал обсуждаться в рамках нашей с вами созданной межфракционной рабочей группой еще в 2019 году.
Обсуждался он достаточно сложно, поскольку сталкиваются экономические интересы целого ряда субъектов.
Но его необходимость со всей очевидностью проявилась в начале прошлого года.
Все мы помним чудовищный скачок цен на медицинские маски, на некоторые лекарственные препараты, который произошел в начале пандемии. Этот скачок не имел никаких реальных экономических объяснений, кроме стремления тех, кто занимает монопольное положение на рынке, использовать ситуацию для своей максимальной выгоды.
Тогда мы с вами приняли закон, который предоставил правительству время на 90 дней временно вводить офаничение цен на медикаменты и медицинские изделия в условиях эпидемий или пандемии.
Этот закон сыграл свою роль, но как мы понимаем, это паллиатив, временное средство, которое не решает самой глубинной проблемы, из-за которого то, что произошло в начале этого года, возникло.
А основной причиной является на сегодняшний день монополизация аптечного рынка аптечными сетями, без отсутствия каких бы то ни было ограничений в этом направлении.
Так по итогам 2020 года 10 аптечных сетей владеют на сегодняшний день 36 процентами рынка. Год назад это было 33 процента.
20 аптечных сетей владеют почти 50 процентами отечественного рынка.
А 100, топ-100 аптечных сетей, владеют 64 процентами рынка против 60 процентов, которые были еще год назад.
То есть монополизация есть, и она активно продолжается. При этом каких-либо ограничений в отношении монополизма аптечных сетей на сегодняшний день не существует.
Даже само понятие "аптечные сети" отсутствует в российском законодательстве. Это позволяет аптечным сетям брать с производителя то, что мы ещё совсем недавно пару лет назад запретили делать торговым сетям, например, бонусы за то, чтобы новое лекарство попало на аптечные полки (от 30 до 60 процентов), проводить принудительные маркетинговые акции, брать деньги за обучение персонала к работе с новым лекарственным препаратом.
Аптечным сетям в нынешней ситуации выгодно продавать импортные препараты, поскольку они, как правило, дороже, а аптеки берут себе процент от стоимости соответствующего препарата. Поэтому в стоимостном выражении 70 процентов препаратов, продающихся сегодня в аптеках, это импортные препараты.
Аптечным сетям выгодно располагать свои продажные пункты исключительно в крупных городах и населённых пунктах, где бывают целые улицы аптек, в то время как в удалённых точках нет ни одного аптечного пункта, люди вынуждены ездить для того, чтобы купить элементарные лекарства, ездить в город и только таким образом могут решить свои проблемы охраны здоровья.
Что предлагает сделать наш законопроект? Предлагается несколько важных мер. Во-первых, мы предлагаем ограничить долю одной аптечной сети ... муниципального образования или города федерального подчинения 20 процентами.
Много это или мало? Ну давайте посмотрим на опыт западных стран. Во Франции, Испании, Дании, Финляндии, Венгрии максимальное количество аптек, которым может владеть один владелец, составляет четыре аптеки. В Польше максимальное количество аптек, которое может иметь один владелец, составляет 1 процент от общего числа аптек, действующих на рынке. В Эстонии четыре аптеки может быть, приходиться на одного владельца.
Ещё очень важный момент. Мы предлагаем ограничить взимание бонусов аптеками с производителей. Сегодня огромные средства, которые производители могли бы потратить на разработку новых лекарственных препаратов, на удешевление выпуска своей продукции, они тратят на то, чтобы заплатить бонусы аптечным сетям. Не предлагая отменить полностью эти бонусы, как это сделано, например, в торговых сетях, мы предлагаем ограничить их пятью процентами, но при этом запретить брать деньги за продвижение на полочное пространство, устраивать принудительные маркетинговые акции и тому подобные мероприятия.
Мы уточняем аппарат, понятийный аппарат, вводя само понятие "аптечная сеть", и появляется новый элемент - это передвижной аптечный пункт, который сможет достигать самых удалённых территорий нашей страны и сделает лекарства более доступными для людей, а, значит, повлияет и на ценовую политику.
Мы считаем, что аптечные сети, так же как и другие аптеки, должны быть достаточно ответственными, это не чисто коммерческая организация, это организация социальная, организация здравоохранения. И поэтому этим же законом мы предлагаем создать реестр аптечных работников, фармацевтов и провизоров для того, чтобы иметь точную информацию: являются ли владельцы и сотрудники той или иной аптечной организации людьми с необходимым специальным образованием, которые готовы реально на практике в соответствии с законодательством оказывать помощь гражданам.
Данный законопроект вызвал серьёзную критику со стороны аптечных сетей. Но у нас есть механизм разрешения, механизм работы с такого рода сложными законопроектами. У нас есть межфракционная рабочая группа, в которой работает более 50 экспертов. Мы, несомненно, пригласим к работе в этой группе и аптечные сети, и ассоциации одиночных, не входящих в сети аптек, и союзы, и объединения пациентов, и наших партнёров в правительстве, в первую очередь, Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли, для того, чтобы выработать компромиссный вариант в интересах наших граждан, в интересах пациентов для того, чтобы сделать для них лекарства более доступными, более дешёвыми и более качественными.
Ещё одна норма, которая заложена в данный законопроект, которую я забыл упомянуть, это обязанности аптек при наличии линейки лекарств, имеющих одну международную непатентованную формулу, начинать предложение с самого дешёвого лекарства. Такая обязанность будет зафиксирована в этом законе.
Спасибо за внимание.
Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Александра Петровича Петрова, пожалуйста.
Петров А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект на своём заседании 27 января 2021 года и предлагает его рекомендовать в первом чтении.
По сути, законопроект касается каждого жителя Российской Федерации, он существенно изменяет взаимоотношение и баланс сил российских производителей, аптек и потребителей, пациентов, которым необходимы лекарственные препараты и весь аптечный ассортимент.
Мы этот законопроект, действительно, я подтверждаю, это было такое количество встреч, рабочих групп, заседаний с различными профессиональными сообществами, с аптечными сетями, с лигами пациентов, мы выслушивали пациентов, но такого активного давления со стороны, как сказать-то, бизнеса, в данном случае аптечного бизнеса, мы, наверное, наблюдаем впервые. Но нам всё-таки удалось проговорить со всеми группами, которые участвовали в проработке этого законопроекта. Конечно, к нему есть ряд вопросов.
Если мы смогли проработать вопрос, что такое аптечная сеть и внести это понятие в правовое поле, то нам не удалось пока найти решения по вопросу псевдо, я бы это назвал даже слово, ассоциаций, которые завязаны в бизнес-процессе не как ассоциация, потому что маленькие аптеки вроде ассоциации, некоммерческая организация причём здесь?
Нам говорят, как вы нас можете взаимосвязан? А мы видим и наблюдаем сложные связи и взаимоотношения между ними, мы их видим, ну вот пока не прописали. Ко второму чтению будем вместе думать, как всё-таки прописать, чтобы остановить скрытые аптечные сети? Есть и такое. Работает.
Следующий момент. Впервые в Российской Федерации появится новый вид транспорта - передвижной аптечный пункт.
Сколько мы с вами бились над удалёнными и труднодоступными местностями? Мы нашли решение о том, что будут выдержаны все температурные режимы. Вопрос-то ведь в этом был со стороны надзирающих органов — а как выдержать все температурные режимы в этом передвижном пункте? Ну, извините, нашли решение. И, слава Богу, что прописали, как будут работать, и я надеюсь, что это значительно улучшит доступность лекарственных препаратов.
И самое главное, ещё раз подтверждаем цель, от которой мы ни в коем случае не должны отклоняться при подготовке второго и третьего чтения - это доступность лекарственных препаратов, это справедливый баланс сил между всеми участниками этого рынка, и это, прежде всего, здоровье наших граждан.
Это наши приоритеты, мы на них будем базироваться. После первого чтения обязательно проведём все рабочие согласительные комиссии, в том числе с замечаниями правительства и Государственно-правового управления президента и Правового управления Государственной Думы. И предлагаем сегодня вам принять данный законопроект в первом чтении, и обещаем, что наша работа будет такой же интенсивной ко второму и третьему чтению, и мы выработаем то решение, которое устроит наше гражданское общество. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? А вы останьтесь на всякий случай.
Пожалуйста, включите запись на вопросы. Покажите список. Иван Иванович предлагает по два вопроса от фракции ограничиться. Не возражаете? Хорошо.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Андрей Константинович, вот этот набор мер, по вашим расчётам, прикидкам, насколько снизит или может снизить стоимость лекарственных препаратов для граждан?
Исаев А. К. Алексей Владимирович, трудно сказать оценочно. Ну вот если, предположим, мы фактически через те же передвижные аптечные пункты предоставим возможность дистрибьютерам и производителям непосредственно до населения довозить лекарства, то, как минимум, это снижение розничной надбавки 30 процентов.
Председательствующий. Центральную включите.
Петров А. П. Мы просматривали же этот вопрос. Мы говорим о снижении спекулятивных цен. Когда производитель, например, ставит тысячу, а перед пандемией мы видим — 3 тысячи упаковку. Нам нужно бороться не с тем, как повышается цена по инфляции. Это, к сожалению, экономический процесс. Нам нужно бороться со спекулятивными ценами. И вот этот законопроект нам ставит определенный барьер. Может быть, недостаточно. Давайте во втором чтении посмотрим.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Благодарю. Уважаемый Андрей Константинович и Александр Петрович, вы оба - разработчики закона. И тем не менее наверняка вы при подготовке законопроекта информацией такой должны обладать. Сколько государственных и муниципальных организаций сохранилось в настоящий момент в этой самой аптечной сети? Сохранились ли они вообще? И каково их соотношение с частными организациями, которые выполняют функции аптек? Спасибо.
Исаев А. К. Спасибо за ваш вопрос. Государственные и муниципальные аптеки сохранились. Муниципальных больше. Они сохранились в целом ряде субъектов Федерации. Есть субъекты Федерации, в которых действуют государственные аптечные сети. Таких меньшинство.
Но вот я вам привел цифры. Две трети рынка контролируются аптечными сетями, ещё, примерно, 10 процентов контролируются частными аптеками, в сети формально не входящими. Таким образом, государственный муниципальный сектор никак не может представлять больше 30 процентов.
Председательствующий. Так, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Моляков Игорь Юрьевич. Пожалуйста.
Моляков И. Ю. Уважаемый Александр Петрович, бич для всей России -это, конечно же, так называемые фанфурики, мерзавчики, как их любовно называют.
В связи с этим вопрос. Вот вы говорите - передвижные пункты. Они что, будут вот эти спиртовые растворы тоже разводить? Или усиление регулирования государством в этой сфере всё-таки позволит одолеть эту заразу?
Петров А. П. Спасибо за вопрос.
Мы с вами два закона приняли (то, что касается непарламентского слова — фунфырики). Спиртосодержащие лекарственные препараты.
Первое. Мы приняли решение о том, что только фармацевтическая субстанция, и это жёстко ограничивает это. Мы приняли с вами решение о маркировке с криптозащитой этих видов препаратов. И мы с вами ограничили ёмкость.
Вы заметили, что у нас практически исчезли конфликты, касающиеся спиртосодержащих лекарственных препаратов? Я надеюсь, что с окончанием введения маркировки мы добьёмся первого шага, когда резко эта проблема снизится. Когда мы введём рецепты электронные, когда мы добьём цифровой контур здравоохранения, мы окончательно, я думаю, эту проблему снизим.
Фунфырики ведь... Не проблема в самих фунфыриках легальных. Проблема больше была в нелегальных, и проблема была в том, что они бесконтрольно продавались. Сейчас есть жёсткие ограничения. По-моему, даже до двух штук в руки. То есть это снизило накал страстей по этой теме.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич.
Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
Вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, вот по новому термину "передвижной аптечный пункт" вопрос. Какой порядок его функционирования (хранение лекарственных препаратов, работа с претензиями)?
Да, безусловно, мы понимаем, что они очень нужны в отдалённых районах (то, о чём вы сказали с Андреем Константиновичем), это абсолютно так. Но мы же понимаем, что с точки зрения бизнеса и с точки зрения оптимальности и рентабельности этих пунктов они встанут около метро, они встанут рядом с торговыми центрами, то есть там, где наибольший покупательский поток. И работать они будут, ну, наверное, так же, как работали в своё время и обменники (да?), когда незаконные открывались и снимали вот эту вот всю основную "пенку" и все эти потоки финансовые, которые туда люди несли.
А вопрос: у вас в законе, во-первых, не прописано, как он будет функционировать, кто его будет проверять и как они регулярно будут переезжать с одного места на другое и соответственно качество услуг... (Микрофон отключён.)
Петров А. П. Прежде всего, по передвижным аптечным пунктам безусловно регулирование их деятельности происходит в соответствии с подзаконными актами, точно так же, когда мы проговариваем с вами, что... Вообще слово "аптечные пункты" было раньше, но оно было только тогда можно открыть аптечный пункт, если у вас есть лицензия на розничную фармацевтическую деятельность, то есть аптека. То есть регулирование деятельности производится точно так же, как у пункта аптечного, который сегодня работает. Но к ним должно быть добавление.
Первое. Территория действия безусловно. Я думаю, мы введем ограничения насчет населенных пунктов крупных и городских территорий, потому что они предназначены, на наш взгляд, для удаленных и труднодоступных территорий. Безусловно там необходимо соблюдать требования надлежащей аптечной практики, это безусловно. И, я думаю, что такие производители автотранспорта найдутся, там не так сложно соблюдать все требования к аптечному складу.
И следующий момент. Там должен быть безусловно профессиональный аптечный работник.
Следующий момент. Это должны быть прописаны маршруты, понятные людям, когда они куда приезжают, в какой населенный пункт, в деревню.
Я думаю, что нам надо заранее предусмотреть, все-таки поговорить с правительством по поводу территорий, где они не могут действовать. Вы правы в этом вопросе. Я думаю, мы должны продумать на следующей рабочей группе этот вопрос с Андреем Константиновичем.
Председательствующий. Березин Никита Владимирович.
Березин Н. В., фракция ЛДПР.
Спасибо.
У меня вопрос к Андрею Константиновичу. В тексте пояснительной записки указано, что важным направлением, способствующим нормальному развитию фармацевтического рынка, будет формирование единого реестра. И далее написано, что введение единого реестра будет способствовать повышению уровня профессионализма фармацевтических работников.
В связи с чем у меня вопрос. Профессионализм сотрудников организации будет повышаться за счет работодателя или за счет работников, которые вынуждены будут проходить и оплачивать себе курсы повышения квалификации, для того чтобы их в последующем взяли в хорошие аптечные организации с приемлемой работой. Спасибо. Исаев А. К. Спасибо большое.
Меня тут немножко отвлекли, но тем не менее я хотел бы сказать, что единый реестр, безусловно, нам необходим для начала для того, чтобы разобраться с тем, какое количество аптек реально возглавляется людьми, имеющими необходимое квалифицированное образование, потом в дальнейшем, безусловно, это требование должно быть предъявлено. Я уже ссылался на опыт ряда западных стран. Там, для того чтобы в этих странах открыть аптеку, необходимо, чтобы владелец её или владелец не менее 50 процентов акций компании имел пятилетний стаж работы в фармацевтической отрасли и необходимое фармацевтическое образование.
Пока мы не решились изложить это требование в нашем законопроекте, потому что не знаем, насколько это может привести к закрытию тех или иных аптечных пунктов, аптек, но мы поставили задачу хотя бы разобраться с этим вопросом. Реестр поможет нам разобраться с этим вопросом. В дальнейшем мы, безусловно, будем идти по пути ужесточения требований, для того чтобы в аптеках работали люди, получившие хотя бы среднее специальное профессиональное образование.
Председательствующий. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста.
А, добавить хотите? Ошибка? Центральную трибуну включите.
Петров А. П. Андрей Константинович оговорился, когда сказал о владельцах. Вы должны понимать, это слово "директор", "руководитель" аптеки, то есть не акционер сети, а руководитель.
Следующий момент. Безусловно, наличие реестра, любой покупатель может проверить, аптека есть, человек, который ему рассказывает о том, как принимать лекарства, он кто, есть он в реестре, он имеет право вообще это рассказывать, или это санитарка, которую приняли, и помогает полы убирать.
Поэтому вопрос наличия реестра фармацевтических работников, во-первых, потребовало само профессиональное сообщество, помните, Андрей Константинович, на рабочих группах? Они это оценивают крайне положительно, потому что им это тоже показывает, человек где работал, когда работал и все прочие моменты.
Вообще наличие федерального реестра позволяет в открытую, по аналогии с работой медицинских работников. Мне кажется, это очень позитивно.
И потом повышение квалификации за собственный счет или за счёт работодателя - это вопрос выбора. Я вас уверяю, конкуренция настолько высокая, что они готовы там работать и учиться за собственный счет.
Меня вообще напрягает количество аптек и в некоторых населенных пунктах, когда иду и каждые сто метров вижу — аптека, мне кажется, в этом что-то есть, ненормальность. Но мы не решились вообще этот вопрос трогать. Мне кажется, тут должно быть регулирование какое-то тоже. Но пока мы этот вопрос оставляем, не будем его трогать, пусть их будет столько, сколько есть. Хотя звучали горячие головы: ограничить там через километр и всё прочее.
Председательствующий. Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Да. Андрей Константинович, аптечный бизнес - довольно-таки прибыльный бизнес, да? Но вот если взять 20 процентов, вы сказали, да, что может сеть представлять, всё-таки вы привели пример 1 процент, там не более 10 аптек, это еще меньше 1 процента. Но 20 процентов - это очень много. Регионы разные, по крайней мере Москва, Питер. Может быть, не более 5 процентов, чтобы не было монополии? Потому что, ну, регионы там, где разбросанная часть, да, там сёла там и так далее, пусть будет 20 процентов. Но для Москвы и Питера и 5 процентов очень много, если будет сеть представлять, потому что...
И как предложение, чтобы не выступать с предложением. Может быть, подумать действительно, вот пандемия показала, что безопасность граждан, здоровье оказались в частных руках, может быть, действительно сеть государственных аптек, вложиться государству в этом направлении и развить, хотя бы 30 процентов рынка чтобы государство контролировало? Тогда ну вот в экстренных случаях государство сможет регулировать как бы этот рынок более как бы четко.
Спасибо.
Председательствующий. Исаеву включите микрофон. Исаев А. К. Спасибо, Сергей Алексеевич.
Ну, я хочу сказать, что об этом Александр Петрович тоже подчеркивал, что тот законопроект, который мы вам представили, он явился во многом плодом переговоров и компромиссов.
Поверьте мне, если вы почитаете отзыв правительства, то и 20 процентов ограничение правительство фактически не поддержало в своем отзыве, оно поддержало передвижные пункты, а вот 20 процентов, ограничение бонуса, оно выразило серьезный скепсис.
Нам предстоит очень серьезная работа во втором чтении, очень серьезные дискуссии, в том числе с актуарными расчетами по регионам, что будет представлять собой это ограничение.
Приглашаем вас также к этой работе подключиться. Я думаю, что мы найдем оптимальный компромиссный вариант.
Мы относимся к тому, что предложили к первому чтению, как к первому шагу, который потребует не меньшей, чем было проделано до этого, а еще даже большей работы.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
У меня к Андрею Константиновичу вопрос.
Очень крайне необходимый законопроект, особенно для сельских жителей. Но меня интересует, кто должен обеспечить работу этого передвижного аптечного пункта, потому что сети будут возражать, это будет убыточно.
Как будут контролироваться цены и минимальное наличие наименований лекарств? Потому что обычно в сельских пунктах очень малое количество лекарств.
Спасибо.
Председательствующий. Исаеву включите.
Исаев А. К. Да, спасибо большое, Наталья Дмитриевна.
Действительно, тема очень важная.
Значит, с нашей точки зрения, полностью описать деятельность передвижных пунктов в законе не получится. Так или иначе потребуется издание подзаконного акта Министерства здравоохранения, возможно совместного - Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли.
Но мы будем требовать, в соответствии с нашим Регламентом, чтобы информация об этом подзаконном акте была предоставлена до третьего чтения законопроекта.
Что касается регулирования цен, ну у нас цены регулируются на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты, это только единственный список препаратов, где цены государством регулируются. На все остальные только в чрезвычайных случаях, типа пандемии и эпидемии.
Точно так же и необходимый набор того, что должна иметь каждая аптека, это урегулируется подзаконными актами на сегодняшний день.
И этот же, такого же рода подзаконный акт в обязательном порядке должен быть принят и по отношению к передвижному аптечному пункту.
Как мы с вами и договариваемся, к третьему чтению мы будем требовать от правительства информацию об этом подзаконном акте.
Председательствующий. Центральная трибуна.
Петров А. П. Да, я хочу сказать, что мы за последнее время ведь с вами два пути прорисовали для отдалённых населённых пунктов. Это, прежде всего, дистанционная торговля - это один путь, и второй путь - это теперь передвижные аптечные пункты. Более того, у нас прописана инструкция по минимальному ассортиментному перечню лекарственных препаратов, которые обязаны быть в аптеке. Мы исходим из минимального ассортимента, который мы с сами утвердили, он работает, и люди, которые покупают, они, исходя из него, минимум может делать.
Нам самое главное было в передвижном аптечном пункте соблюсти требования к перевозке и доставке лекарственного препарата правильно и наличие специалиста, который может объяснить бабушке в деревне, как его принимать, потому что от этого тоже многое зависит. Вот что мы хотели достигнуть, и мы, вроде, продвинулись хорошо вперёд в этом вопросе.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите запись. По одному человеку от фракции. Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, предложенный нами набор мер далеко недостаточный, и, более того, он всё-таки по классификации Андрея Константиновича больше относится к паллиативу.
20 процентов монополии для рынка. Ну вот вы видите, сейчас наши металлоолигархи вздёрнули вверх цены на металл. Что делает наше Правительство Российской Федерации? Просто наблюдает, рассказывает нам про Казахстан, через который будет вывозиться, про Белоруссию, в то время как цены выросли, не имея под этим никакой экономической внутренней составляющей, просто максимализация прибыли этих самых производителей металла. Поэтому вот в этой части... А эти сети, как правило, имеют хороших покровителей, я думаю, вы догадываетесь, сети фармацевтические, поэтому влияние здесь, на мой взгляд, будет не то, которого мы ожидаем.
В части государственного регулирования. Вот это, наверное, самый главный и основной вопрос, на чём фракция наша и партия настаивает. Без государственного регулирования цен, в том числе цен на лекарства, в том числе цен на изделия медицинского назначения дальше жить категорически нельзя.
Вот ЖНВЛП, то, что регулировалось на протяжении всего прошлого года. Цена, рост цен приблизительно 5 процентов. То, что не регулировалось, остальная часть, плюс 15 процентов, хотя, ещё раз повторяю, там не было практически никакой экономической составляющей.
Если будем анализировать вот эти самые маски, цена производства маски максимум рубль. В начале пандемии их покупало, в том числе, и государство за 50 рублей, за 40 рублей, за 30 рублей. И ладно бы речь шла исключительно о закупках за рубежом, на что мы повлиять не можем, не имея на внутреннем рынке соответствующих товаров, но мы закупали у своих производителей, на своих собственных, условно, национальных предприятиях по такой огромной цене эти изделия медицинского назначения. Переплатили колоссальные деньги, и никакого регулирования в данном случае. Ну получаешь ты свой рубль, как производитель, получи ещё 100 процентов, скажем так, прибыли, но остальное-то зачем наживаться на здоровье людей. Это было сплошь и рядом.
Препарат "Коронавир" всем известный с сомнительной эффективностью. По данным некоторых экспертов его производство обходится в 150 рублей нашим производителям якобы инновационным. Его продают сегодня по 5 тысяч рублей. Причём закупается он тоже за бюджетный счёт. И участвовать в этом процессе государство опять никаким образом не хочет, наблюдает просто со стороны. Две трети средств, которые были выделены на бесплатное обеспечение амбулаторного лечения больных коронавирусной инфекцией, ушли на приобретение именно этого препарата, и мы догадываемся: почему.
С точки зрения государственной поддержки государство должно вмешиваться на всех уровнях и регулировать: и на уровне в данном случае производства, имея свои производственные мощности, имея своё участие, и на уровне регулирования цен, это должно быть жёсткое регулирование, ну, естественно, на уровне того, чтобы иметь собственную сеть, и эта сеть действительно во многих регионах есть и успешно работает, она сдерживает цены, к сожалению, убивается. Вот в нашей родной Ульяновской области эта сеть была убита, в результате цены на лекарства возросли в среднем на 10-15 процентов, эксперты уже рассчитали. И поэтому это тоже должно находиться в обязательном порядке у государства.
Точно так же, как и механизм передвижных аптек — это здорово, но механизм обеспечения через фельдшерско-акушерские пункты, через участковые больницы надо усовершенствовать, не работает он сегодня. Есть ФАП, но лекарства он не продаёт, потому что куча всяких бюрократических ограничений: лицензия, обучение и тому подобное, хотя это тоже... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Натаров Сергей Васильевич.
Натаров С. В., фракция ЛДПР.
Уважаемые коллеги, что сказать, Андрей Константинович в своём докладе и Александр Петрович упирались на то, что этот законопроект был максимум проработан на межфракционной комиссии, в которую входят межфракционно все фракции, но почему-то этот закон внесла приоритетно "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Если так отрабатывали мы все вместе, почему нам всем вместе не внести этот законопроект? Это первое.
Второе. Концептуально. Коллеги, но если внимательно посмотрите в заключение правительства, то концептуально законопроект и поправки, которые сегодня должны вноситься, совершенно в другой закон. Это сегодня правительство, относясь с уважением к большинству, и комитет, вынесли этот вопрос сюда.
А, по большому счёту, заключение правительства и заключение нашего комитета по всем новеллам, которые сегодня отражены в этом законопроекте, они разбиты, просто разбиты. То есть законопроект очень сырой. Если бы этот законопроект вносила ЛДПР или другая партия, мы даже до комитета бы не дошли сегодня для обсуждения, отправили бы дальше согласовывать его, дорабатывать.
Ну ясно точно, что те новеллы, которые сегодня есть, именно вот сегодня которые представлены в первом чтении, они не достигают той цели, которую сегодня ставили авторы законопроекта, поэтому, конечно же, нужно дорабатывать.
Ни одна новелла, вот сегодня многие вопросы просто не задали, ну вот мы разбирались с экспертами, то что касается ограничения 20 процентов, то что фармацевт должен объявлять и рассказывать пациенту, который пришёл в аптеку, о том, что есть альтернативы.
Ну, представляете, по некоторым препаратам, по международным непатентованным названиям, их бывает 60, и что он про все будет рассказывать и цену вопроса рассказывать? Ну, вероятней, это пониманием должен делать врач узкой специальности и человек должен прийти с направлением.
От фракции можно поставить?
Председательствующий. От фракции вы выступаете, но у нас Регламент такой, надо укладываться. Полминуты добавьте.
Натаров С. В. Коллеги, законопроект очень сырой.
Мы считаем, что пока нет порядков, правительство, которое... на каждый пункт практически должен быть разработан порядок, говорить о том, что законопроект повлияет и будет достигнут цели этого законопроекта, пока нет.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Завершающее слово. Исаеву включите микрофон.
Исаев А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Я хочу поблагодарить всех за состоявшееся обсуждение. Ещё раз хочу сказать о том, что мы не считаем данный законопроект истиной в последней инстанции, готовы работать, работать будем в рамках межфракционной рабочей группы, однако вопрос обсуждается, напомню, с 2019 года.
Я прошу сегодня сделать первый шаг, принять закон в первом чтении, и начать его хорошую подробную проработку ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Не было записи. Что делать? Теперь ничего не поделаешь уже.
Содокладчик? Нет.
Ну, коллеги, вот Паниной дадим слово, она от фракции записывалась. Давайте. Ну содокладчик отказался от слова в пользу Паниной. Панина Е. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Я прошу прощения. Я не знаю, что не сработало. Я записывалась от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хорошо, в 3 минуты я уложусь.
Уважаемые коллеги, можно сколько угодно говорить о том, что это сырой законопроект, недоработанный законопроект. Категорически не согласна, как человек, который стоял у истоков разработки этого законопроекта в рамках нашей межфракционной рабочей группы. Это то, что сегодня нам пришлось добиться. Да, первый вариант закона был более жёсткий, более чётко ставящий многие параметры, но мы столкнулись с колоссальным нежеланием со стороны правительства, ещё прежнего правительства, и с колоссальным давлением аптечной мафии (не побоюсь этого слова).
И поэтому надо сказать, что сегодня этим законом, да, это первое чтение, ко второму чтению надо доработать и что такое передвижные аптечные пункты, и дать возможности фельдшерским акушерским пунктам работать, в том числе, и как передвижным. Для этого надо будет править и закон о лицензиях, и целый ряд ещё других нормативно-правовых актов.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и призывает проголосовать за него в первом чтении, а также поработать во втором чтении, чтобы те нюансы, о которых я сказала, можно было бы доработать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8531203.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments