leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Сергей Рябков ы МИА РС: С нашей стороны для возобновления двухстороннего стратдиалога имеется все

Сергей Рябков ы МИА РС: С нашей стороны для возобновления двухстороннего стратдиалога имеется все необходимое
Брифинг заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Рябкова ДСНВ-3 11 февраля
Конспект 11:00
Ведущая Оксана открыла пресс-конференцию поздравлением с прошедшим накануне Днем дипломатического работника и пожеланием успехов в непростом деле.
Рябков. Спасибо Оксана! Я не первый раз появляюсь здесь и каждый раз убеждаюсь что профессионалы сконцентрированы именно здесь, в этих стенах.
Сегодняшняя тема не нуждается презентации насколько она актуально. После продления российско-американского Договора соглашение об этом напомню вступило в силу 3 февраля, перед нами стоит целый комплекс важнейших задач. Но прежде, чем я их коснусь, хотелось бы напомнить о том, что вариант пролонгации ДСНВ на наш взгляд был очевидным и единственно возможным. Тем не менее, неоднократные российские попытки вывести в период президентства Трампа вывести на обсуждение этого вопроса упирались в нежелание торопиться. То в итоге привело к возникновению искусственно созданного совершенно ненужного цейтнота, дефицита времени, в течение которого США обставляли свое возможное согласие с нашим предложением неприемлемыми, про сути ультимативными требованиями к нам. Новая администрация США подошла к вопросу более реалистично, что позволило быстро выйти на приемлемый результат. Он был достигнут во многом, как вы понимаете, благодаря огромному личному участию президента России Путина и президента США Байдена, которые уделили этой теме приоритетное внимание уже в ходе первого телефонного контакта.
На фоне стремительно приближавшегося истечения срока действия ДСНВ договоренность о его продлении была достигнута, оформлена и реализована в кратчайшие сроки. Необходимо подчеркнуть, что речь не шла и не идет о каких-либо уступках ни с одной из сторон. По нашему убеждению, совместно принятое нашими странами решение о продлении договора в равной мере отвечает их национальным интересам. Благодаря этому шагу в отношениях между Россией и США на обозримую перспективу сохранится необходимый уровень взаимной предсказуемости, транспарентности в сфере СНВ. Это само по себе имеет имеет крайне важное значение для укрепления международной безопасности и стратегической стабильности.
Еще один позитивный эффекит от продления ДСНВ заключается в появлении предпосылок для перелома опасной тенденции к ослаблению и демонтажу политико-дипломатиеских механизмов обеспечения международной безопасности. По сути мы открыли новое окно возможностей для дипломатии в перспективе поиска решений в области контроля над вооружениями необходимость которых, думаю, сегодня очевидна всем. Конено мы не знаем, с каких позиций будет выступать по данным вопросам администрация Джо Байдена. Но мы приветствуем заявление о том, что продление ДСНВ призвано стать началом дальнейшего взаимодействия на данном направлении. Или процитирую в этом контексте слова госсекретаря Энтони Блинкена «не концом, а началом истории».
Мы согласны. Мы отмечаем согласны об открытости Вашингтона у запуску нового этапа стратегического диалога между нашими странами. При этом мы настроены самым решительным образом заниматься проблемными аспектами стратегической сферы. Мы намерены без отлагательств приступить к такой работе как только к ней будут готовы в Вашингтоне. С нашей стороны для возобновления двухстороннего стратдиалога имеется все необходимое: политическая воля, проработанные подходы, сформированная межведомственная команда. Исходим из того, что, если с американской стороны не последует иных предложений, то основным рабочим каналом останется апробированный формат межведомственных делегаций во главе с заместителями министров иностранных дел.
Наши подходы в стратегической повестке дня в диалоге с США, новой администрацией в Вашингтоне, известны. Их суть: ориентировать дискуссию на поиск путей формирования между нашими странами нового стратегического уравнения, или уравнения безопасности ы котором бы комплексно учитывались все факторы, значимые с точки зрения стратегической стабильности. Речь здесь идет не только о ядерном оружии. Считаем принципиально важным охватить в том или ином виде весь спектр наступательных и оборонительных вооружений в ядерном и неядерном оснащении, способных решать стратегические задачи.
Уважаемые коллеги, я хочу на последние слова в этой фразе обратить особое внимание. Мне уже приходилось высказываться на это тему и к сожалению в ряде материалов СМИ эти слова были опущены, что искажало практически ключевую часть нашей позиции.
Мы ведем реь о всем спектре наступательных и оборонительных вооружений в ядерном и неядерном оснащении, способных решать задачи стратегического характера, то есть имеющих по сути стратегическую дальность. Когда мы говорим о стратегических оборонительных системах, то имеем в виду соответствующие средства противоракетной обороны. Мы не намерены отказываться от зафиксированного в действующем ДСНВ принципа неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими и стратегическими оборонительными вооружениями. Аоэтому надлежащий чет фактора ПРО для нас безальтернативен.
Что касается наступательных вооружений, то особое внимание необходимо уделить их ударным комплексам, применимым в первом контр-силовом ударе по территории другой страны для нейтрализации ее потенциала сдерживания или для ослабления такого потенциала. Соответствующие технологии быстро развиваются и сейчас стратегические задачи могут решаться при помощи неядерных высокоточных вооружений соответствующей дальности.
При этом считаем оправданным сохранить фокусировку на средствах доставки и их носителях включая пусковые установки ракет. Что касается боезарядов, то предлагаем как и раньше сосредоточиться на развернутой, то ест несущей наибольшую угрозу части таких арсеналов.
Коме того, важно заняться выработкой общих подходов к обеспечению безопасности космической деятельности и решению задачи предотвращения гонки вооружений в Космосе.
Понятно, что в рамках возможных будущих договоренностей подходов потребуется разработать адекватные верификационные меры. Мы исходлим из того, что они не могут быть универсальными, безразмерными, то и другое в кавычках. Они должны четко соответствовать предмету и объему конкретных соглашений.
На наш взгдляд, востребован дополнительный инструментарий реагирования на кризисные ситуации, которые бы несли угрозу прямой военной конфронтации, чреватой применением ядерного оружия.
Очевидно, то включить все эти элементы в один договор было ьв кране сложно, но мы на этом и не настаиваем. По согласованию сторон договоренности вполне могут быть оформлены пакетом взаимосвязанных соглашений, при необходимости имеющих разный статус.
Отдельно хотел бы акцентировать проблему наземных ракет средней и меньшей дальности. Убеждены, что проблематика пост-ДРСМД требует приоритетного внимания и первоочередного обсуждения в рамках в раках российско-американского стратегического диалога.
Как известно, Россия выступила с рядом инициатив, направленных на поддержание в мире предсказуемости и сдержанности в мире без ДРСМД, включая верификационный аспект. Все они остаются в силе и мы готовы предметно обсуждать с коллегами данную тематику, но только на основе принципов равноправия и взаимного учета интересов и озабоченностей. Твердо убеждены, что следование этим принципам остается залогов взаимодействия в вопросах укрепления международной безопасности и стабильности. Одним из центральных направлений такого взаимодействия является контроль над вооружениями, который позволяет решать вопросы национальной безопасности мирными политико-дипломатическими методами как наименее затратными и не связанными с существенными издержками. При этом контроль над вооружениями не является самоцелью, поскольку определяющее значение сохраняют интересы и соображения национальной безопасности.
Россия как и любая другая страна имеет свои законные интересы и озабоченности. Нашим коллегам как в Вашингтоне, так и в некоторых других столицах необходимо это понимать и учитывать. В подобных вопросах не может быть улицы с односторонним движением. Здесь нет места уступкам, которые происходят под давлением или не находят взаимности.только равноправный диалог может привести к достижению сбалансировано приемлемых договоренностей.
Будет найден баланс интересов – будут договоренности. Если баланса интересов мы не найдем, столкнемся с деструктивным американским подходом к комплексу вопросов, которые я только сто обрисовал, значит, договоренностей не будет.
Коллеги в Вашингтоне, в других натовских столицах должны это четко понимать: время односторонних уступок, на которые когда-то выходила Россия, давным-давно закончилось. Мир слишком жесток и слишком циничен для того, чтобы верить в сказки. Мы в сказки не верим, а мы будем жестко и непреклонно отстаивать собственные национальные интересы.
Мы думаем, что если с другой стороны будет проявлен реализм и понимание того, что возможно, а что нет, тогда совместными усилиями мы сможем двинуться к преодолению глубокого кризиса, который контроль над вооружениями, во многом по вине США, переживает последние годы.
Вашингтону необходимо отказаться от попыток строить мир с опорой на силу, навязывать международному сообществу опасную концепцию соперничества великих держав. Эта концепция подразумевает ничем не ограниченную погоню за военным превосходством. Такой путь ведет в никуда, чреват самыми тяжелыми, а также возможно катастрофическими последствиями. Предлагая США нашу расширенную и во многом новаторскую стратегическую повестку дня, мы имеем в виду заняться совместным анализом проблем, имеющимся в данной сфере, и поиском пути ихз урегулирования или минимизации хотя бы, чтобы в перспективе перейти при наличии достаточной политической воли с обеих сторон к предметной и ориентированной на результат работе по очерчиванию, а затем и наполнению контуров новых конкретных договоренностей.
Продление ДСНВ для этого создает необходимый, хотя и не такой уж и большой временной запас. Им необходимо будет воспользоваться с максимальной эффективностью. Именно в таком ключе будет действовать Россия.
Спасибо, готов перейти к ответам на вопросы.
Вопросы 11:115
Оксана. Есть возможность вернуться к Договору по открытому небу и ДСМРД, ведь Байден критиковал Трампа за выход из этого соглашения?
Ряббков. Я не думаю что существует перспективы продления ДРСМРД в том виде как он существовал тридцать лет. Все же время той договоренности ушло и действия США предшествовавшие одностороннему разрыву данного договора о многом говорили Мы для себя извлекли целый ряд выводов В частности о геополитической сфокусированности США на Азиатско-Тихоокеанском регионе пкрвопричины данного решения в не совершенно надуманной логики что Россия данный договор нарушала. Между прочим мы по трем крупнейшим вопросам, на протяжении многих лет выдвигали американцам претензии о том как они выполняют а точнее не выполняют ДРСМД Но мы дверью не хлопали и договор разрывали. Вот эта история исключает продление договора как такового. Но проблема остается и во избежание нового ракетного кризиса в Европе или там в Азиатско-Тихоокеанском регионе, средств средней дальности американского производства, которые могут резко дестабилизировать ситуацию, Москва выступила с встречным мораторием на размещение таких систем. Более того в конце сентября прошлого года президент РФ выступил с идеей конкретизации эту свою инициативу сформулировав как она может быть проверена. Как стираны которые воспримут серьезно наш призыв могу проверить как такие встречные моратории соблюдаются. Начать можно ьыло бы с верификационных мер применительно к Ленинградской области и объектам американских вооруженных сил в Румынии и и Польше. Затем если будет набрана определенная динамика, этот опыт можно было бы распространить на всю европейскую зону и таким образом избежать нового ракетного кризиса в Европе . натовцы увидели бы, что никаких средств средней дальности у России в этой зоне нет. Причем хотя мы и не признаем статус ракеты 9М729 в качестве средства средней дальности мы готовы обеспечить траспарентность чтобы убедиться что и этих ракет нет ни в Калининградской области во всей европейской зоне. Пожалуйста, приезжайте проверяйте. Но на строго паритетной основе при условии что мы получим возможность убеждаться в том что американские средства такого класса отсутствуют а зоне моратория и применения верификационных мер. Аналогичным образом можно действовать и в Азиатско-тихоокеанской зоне. Это все на бумаге но мы не встреваем отклика со стороны натовцев. Они продолжают комлать убеждая друг друга по кругу в тром что России верить нельзя. Ну хорошо, ответственность за последствия дальнейшего резкого ухудшения обстановки в Европе, целиком и полностью ляжет на НАТО на США и на их союзников в Европе которые в угоду собственной идеологии и собственному неприятию современной России проводящей независимый внешнеполитический курс и не склонной прогибаться под давлением, готовы пустить под откос здравые предложения идущие на пользу европейской безопасности.
Что касается договора по открытому небу. Мы ведь в прошлом году много не просили, когда США объявили о выходе их договора. Мы просили дать нам гарантии то будут соблюдаться обязательства непередачи данных результатов полетов над нашей территорией неучастнице договора в данном случае США. но мы понимали что такое обязательство вступает в противоречия с внутринатовскими обязательствами. Внутри Альянса участники делятся развединформацией получаемой из различных источников между собой. США с их главенствующим положением в Альянсе имеют доступ ко всему объему такой информации. Мы хотели получить юридическое подтверждение что это не произойдет. Нам надо было получить гарантии что оставшиеся участники договора сохранят за нами право пролета над объкутвми США на их территории, что эти объекты не станут зоной исключения из исполнения Договора. Ни то ни другое нам не было предоставлено в форме гарантий. Очевидный признак того что если бы мы не пошли на запуск процедур предшествующих выходу из Договора, в исполнении Договора происходило бы то чего мы опасаемся и хотим избежать. То есть игра в одни ворота. Баланс договора нарушен. Об этом говорил президент Путина, об этом говорил министр иностранных дел Сергей Лавров неоднократно. С этим мы не можем мириться. С друнгой стороны, время есть чтобы переосмыслить эту ситуацию если США в рамках обзора своих внешнеполитических приоритетов в раках анализа наследия Трампа придут к выводу что здесь возможен альтернативный путь и просигнализируют готовность начать движение к возвращению в ДОН то у нас наверное коррекция ранее принятого решения о запуске внутренних процедур тоже возможна. Но никто не должен ждать от России уступок. Мы демонстрировали весь прошлый год гибкость работали с натовцами и в раках консультативной комиссии по открытому небу Наша делегации и сегодня в Вене готова к продолжению соответствующих усилий. Но принципиальные свои позицию мы сдавать не будем. В НАТО Вашингтоне Брюсселе это должны очень хорошо это представлять и делать ответственный выбор исходя итз этой неизменной и неотменимой установки которой мы будем придерживаться дальше.
Оказана Продление ДСНВ обеспечивает России предсказуемость в политической сфере Но озабоченность России размещением американской ПРО в Европе и стремлением включить Космос в сферу своих военных интересов Оцените шансы по переговорам
Рябков Да спасибо это очень важная Ключевая тема, которой мы будем заниматься на предстоящих контактах с американскими коллегами. На протяжении длительного времени, причем независимо от партийной принадлежности тех, кто у власти в Вашингтоне, мы сталкиваемся с нарастающим нежеланием, с усиливающейся неготовностью американских коллег заниматься тематикой противоракетной обороны
Но они не могут как ьы неи старались и ни хертели отменить взамосвяз между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями.
Чем больше и эффективнее арсенал в сфере ПРО, тем важнее создание систем, которые можно применять в интересах сдерживания.
Я подчеркиваю, не о боевом применении идет речь, потому что любое применение ядерного оружия будет иметь катастрофические последствия. Но как потенциал сдерживания стратегические наступательные вооружения просто в обязательном порядке должны и будут совершенствоваться для того, чтобы их ресурс их потенциал не девальвировался и не обнулялся расширяющимися возможностями другой страны в сфере ПРО
После того как США вышли из Договора по ПРО это произошло в 2002 году, Россия неоднократно предлагала различные способы решения этой проблемы. Все они были отвергнуты сменявшими друг друга администрациями США. американцы очень верят во всесильное могущество собственных технологий можно создать абсолютно непроницаемый противоракетный щит и обезопасить себя гарантировано от ущерба стиран которых они относят к противникам оппонентам врагам. Но они не понимают то страны которых они считают врагом, видят в них истопник проблем в том числе безопасности их собственной, безопасности стран которых США не воспринимают в качестве партнеров. Оппоненты США в данном случае мы будут делать все чтобы надежно гарантировано обеспечить свою безопасность, девальвировать потенциал американской ПРО. Что и происходило последние годы О чем говорил президент министр обороны. Не исключая и создание новых систем чтобы их потенциал преодоления противоракетных эшелонов был преодолен.
Я напомню, после пятилетнего продления ДСНВ-3 следующее продление невозможно по условиям именно этого Договора. Если США не будут готовы идти по нему вперед, значит, значит новый договор на замену ДСНВ вряд ли состоится.
Мы должны всерьез заняться тематикой ПРО, без этого контроль над вооружениями будет под большим вопросом
То же самое в отношении Космоса. Мы расчитывем рабьота будет пролдодена без раскачки. Нгссия выступает за Договор о неразмещении оружия в Космосе.
Будем стремиться к обязательствам первыми не размещать вооружения в Космосе
Мы категорически отвергаем эту концепцию ограниченной ядерной войны. Мы категорически не согласны с попытками приписать нам некие идеи в духе эскалации для деэскалации.
В Вашингтоне продолжают говорить и даже выступать на публику с дестабилизирующими концепциями, допускающими применение ядерного оружия в вооруженном конфликте.
Мы считаем, что те, кто этим занимается, сами движутся в направлении внедрения такого рода идей в свое военное планирование
Именно поэтому было бы так важно на двусторонней основе с США, а также в более широком формате, в частности в формате «ядерной пятерки» государств, подтвердить формулу Горбачева-Рейгана о том, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана.
Эта ясная и четкая констатация должна быть сегодня подкреплена коллективно. Мир нуждается в таком сигнале. И отсутствие готовности западных коллег согласиться с этим нашим предложением только усиливает сомнения в том, куда движется их военная мысль и не занимаются ли они действительно планированием ограниченного ядерного конфликта
Соглашения о контроле вооружения это упряжь, которая сдерживает наращиванием мускулов. Признаком хорошего работоспособного международного соглашения это неудовлетворенность всех сторон. Удовлетворенность одной стороны это не договор а позиция. Нам не нужны договоренности только для того чтобы Москва и Вашингтон о чем-то заявили на международных площадках.
Что касается китайского фактора, в одном из первых публичных выступлений госсекретаря Энтони Блинкена Китай прозвучал в контексте контроля над вооружениями, но мы не увидели в подаче с американской стороны после смены власти столь жесткой увязки всего будущего в этой сфере с участием в соответствующих диалоговых или многосторонних процессах КНР. Данный факт можно приветствовать
Для нас было бы приоритетом подключение к ним прежде всего Великобритании и Франции в качестве ближайших союзников США, обладающих ядерным потенциалом, который мы не можем игнорировать ни количественно, ни качественно. Если США заинтересованы в том, чтобы в переговорах участвовал Китай, значит, они должны на эту тему вести диалог с Китаем
В отсутствие общего понимания о том, что будущие переговоры станут не двусторонними, предлагаем американцам не зацикливаться на этом обстоятельстве, а продолжать двигаться по испытанной, проверенной траектории, находить решения, которые вполне возможны в двустороннем формате

Оксана Будущее СВПД США ждут от Ирана немедленного выполнения, Иран от США снятия санкций
Рябков Ситуация непростая Интенсивные контакты всех оставшихся участников ядерной слдерки с Ираном Кто должен сделать первый шаг, это задача дипломатии без потери лица. После одностороннегг выхода США должны сделать первый шаг Но хореография этих шаов Шаги Ирана обратимы Ирану не хватает экономических бонусов от сделки, наоборот Иран столкнулся с новыми мерами Политика США максимального давления
Оксана Нетрадиционные вызовы ИИ Информация становится страшнее ядерной бомбы
Рябков мы будем стремиться к началу перезапуска профильного диалога по этой тематике потому что напомню он был на ороеденном отрезке организован но затем ряд событий подвел американцкв к вредящим их собственным интересам решениям. Сейчас тема глубоко политизирована
диалога Нынешняя администрация США не сможет преодолеть родовую травму что в 16 горлду Россия вмешалась в выборы и украла побелду у демократов Надо взрослеть. Нельзя мириться то гинанты технологий превращаются в самодовлеющий политический фактор Эти компании превращаются во всеобщий фактор Доллар используется для давления на политических конкурентов Сейчас то же самое происходит со свободой слова Поразительный феномен третьего десятилетия что у дипломатии непочатый край работы
Я не берусь судить что будет дальше попытки вмешиваться в наши внутренние дела Попытки отрицаются теми кто их проводит Как сделать многотрековым процесс с США Разделять мух и котлет В тематике СВПЛД Когда администрация Обамы запускала санкционный маховик, мы проявляли выдержку То же возможно и сейчас Мы должны вести диалог на разумной спокойной основе по предметам которые для на имеют значение.
Никаких иллюзий по возможности рывков в какое-то прекрасное будущее с администрацией Байдена быть не может. Слишком эта администрация заякорена в собственной идеологии, в собственном ложном, фальшивом и надуманном восприятии современной России. Переделать это будет трудно. Но мы будем этому стремиться.
Будем терапевтировать.
Оксана Последний вопрос, скорее даже риторический от коллеги из «Московской правды»
Л.М. Вы уверены, что США в нынешнем состоянии способны что-то соблюдать? Или пока в состоянии неопределенности важнее декларировать позицию?
Рябков На протяжении последних лет действительно возникали большие вопросы относительно договороспособности США, просто как международного субъекта эта страна вела себя как разрушитель целого ряда крупных и важных соглашений, целых международных институтов, если хотите. Подрывались основы, на чем функционирует современная международная система. Создавались альтернативные форматы. Кстати, альтернативные форматы наверно будут создаваться и при новой администрации про праворчеловеческой повестке дня, по различным сюжетам, связанным с отработкой коллективного наказания неугодных и так далее, и так далее. Нам это все очень видно и очень понятно. Но например в плане ДСНВ мы наблюдаем достаточно ответственный подход Вашингтона к его выполнению за исключением известной проблемы с засчетом части переоборудованных носителей, о которых мы говорили и будем говорить дальше, потому что Договор продлен, особых трудностей мы не видели. Есть примеры, когда США вполне достойно отрабатывают свою часть обязательств в ряде соглашений. Это можно только приветствовать. Надо, чтобы набор договоренностей, где США ведут себя правильно и ответственно, расширялся. Мы этому будем способствовать, учитывая наш абсолютно непререкаем и строжайший опыт соблюдения всех обязательств, которые Россия на себя принимает. Кто пытается доказать обратное, занимается дешевой пропагандой и дезинформацией. И в силу каких-то установок, например, в той же НАТО, сеет недоверие преднамеренно в собственных обществах и в собственном составе к тому, что такое современная Россия. Нам это тоже понятно. Стратегнические коммуникаторы на Западе получают большие деньги, мы их будем разоблачать. Это одно из направлений нашей работы, и публичной и непубличной. Это все серьезные элементы текущей международной повестки дня. Так то картина пестрая, но любое соглашение содерждит как правило элементы, позволяющие осуществлять обзор их выполнения, давать оценки. И мы этим тоже будем заниматься. Это не улица с односторонним движением, когда только США по непонятным причинам пытающиеся присвоить себе право судить и миловать остальных, выставляют какие-то оценки. Другие в равной мере этим будут заниматься. Россия в том числе. Будем вести дело к тому, чтобы было меньше сомнений в договороспособности Соединенных Штатов.
Я думаю, мы на этом остановимся.
Оксана. Да, конечно. Спасибо.
12:02
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments