leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Розовых очков не ношу – Минспорта Олег Матыцин рассказал сенаторам о детско-юношеском спорте

Розовых очков не ношу – Минспорта Олег Матыцин рассказал сенаторам о детско-юношеском спорте
7. Правительственный час 499-го заседания СФ «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации»
Министр спорта Олег Васильевич Матыцин В этом году комплекс ГТО отмечает свое 90-летие Ведется работа по повышению его привлекательности В этом году запланировано введение 120 спортивных площадок Занятия по пяти видам адаптивного спорта. ДОСААФ ЦСКА имеют ведомственные школы Дворовый и школьный спорт Система спортивных диспансеров к сожалению была разрушена. Совместно с ЕР поставка комплексов открытого типа в это году сто в 78 субъектах. Важно укрепление единой вертикали со стороны Минспорта
Вопросы
Эдуард Исаков Вы предлагает передать школы в Минпросвет Какая же это гармонизация?
Матыцин. Речь не идет о передаче полномочий
Ольга Ковитиди Для триатлона 10 поздно
Олег Цеков Тренеры потеряли статус педагогических работников
Маргарита Павлова Дети с ментальными нарушения изх спорта уходяь
Талабаева К%ак вы собираетесь поддерживать школьные лиги?
Матыцин. Совместно с Минпросветом.
Андрей Климов К вопросам местного значения были отнесены всероссийские мероприятия?
Матыцин. В 18% МСУ нет ни одной штатной единицы по спорту
Арсен Фадзаев Зарплата детских тренеров низкая
Сергей Фабричный
Матыцин. У меня нет розовых очков возможно где-то есть но я их не ношу
Андрей Яцкин Детям нужны кумиры Кумиры рождаются на соревнованиях в том числе международных Что сделано чтобы отстоять проведение соревнований?
Матыцин. В этом зале кумиры Арсен Фадзаев Александр Карелин ЧМ, ЧЕ по волейболу, универсиада в Екатеринбурге К нам хотят ехать
Выступления
Зампред СП Галина Изотова Занятия в бассейне с тренером недоступны по стоимости 75% Рост вакансий учителей по физкультуре Спортивные объекты при школах открыты только в их часы работы, зачастую являясь единственными в сельской местности
Эдуард Исаков Доля занимающихся спортом повысилась с 19% до 43% Но СП выявила расхождения в данных Минспорта В период пандемии число занимающихся спортом сократилось В стране регуляторная гильотина Пригласить до конца сессии Минспорта с реальными цифрами
Владимир Кравченко 1% объектов в аварийном состоянии Сколько в ветхом неизвестно.
Инна Святенко Комитет обсудил Законопроект тренеры педагогические работники Постановление за основу предложения до среды 24 февраля
Матвиенко Если не будет детско-юношеский спорт не будет и выдающихся спортсменов Надо вытащить детей на улицу оторвать от компьютера
Постановление за основу 152 0 0

Из стенограммы 499-го заседания СФ 17.02.21
Коллеги, подошло время "правительственного часа". Прошу всех сенаторов принимать активное участие в рассмотрении и этого, и последующих вопросов, всем находиться в зале.
Переходим к рассмотрению вопроса "правительственного часа" – "О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации". Предлагаю традиционный порядок рассмотрения: выступление Министра спорта Российской Федерации Олега Васильевича Матыцина – до 15 минут, ответы на вопросы, выступление заместителя председателя Счетной палаты Галины Сергеевны Изотовой – до пяти минут, выступления сенаторов и принятие проекта постановления.
Нет у вас возражений, у кого-то других предложений? Нет. Принимается.
По данному вопросу на нашем заседании присутствуют: Галина Сергеевна Изотова, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации; Ксения Викторовна Машкова, статс-секретарь – заместитель Министра спорта Российской Федерации, а также Марина Владимировна Томилова, заместитель Министра спорта Российской Федерации.
Слово предоставляется Министру спорта Российской Федерации Олегу Васильевичу Матыцину.
Олег Васильевич, прошу Вас на трибуну. Вы еще не успели дойти, смотрите, уже сколько вопросов в Ваш адрес поступило.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Председательствующий. Пожалуйста, Вам слово.
О.В. Матыцин. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Прежде всего позвольте поблагодарить вас за нашу совместную работу и, конечно же, за возможность сегодня представить видение Министерства спорта на развитие сферы физической культуры в целом и по вопросам развития детско-юношеского спорта. Хочу вас заверить, что мнение регионов для нас является определяющим при выборе приоритетов деятельности министерства в целом и, в частности, по вопросу, который сегодня нам предстоит обсудить.
Мы уже получили 118 вопросов – преимущественно по проблемам совершенствования спортивной инфраструктуры, межведомственному взаимодействию, спортивной подготовке, цифровой трансформации. Постараюсь в ходе своего доклада максимально полно ответить на эти вопросы.
Как мы знаем, 2020 год был очень непростым, и этот год тоже непростой, но тем не менее мы понимаем, что сфера физической культуры и спорта является неотъемлемой частью жизни общества. Она очень серьезно пострадала, был практически приостановлен спортивный календарь, международные спортивные мероприятия приостановлены, тренировочные базы были закрыты. Но мы тем не менее в предыдущем году сделали максимально эффективный и быстрый механизм приведения в норму нашего и календаря, и совместной работы, совместно с Роспотребнадзором, спортивными федерациями, медико-биологическим агентством восстановили сферу спорта, восстановили работу федеральных баз в соответствии с нормативными требованиями, провели 4700 мероприятий, из них 2227 – среди детей и юношей.
Год также порадовал нас (начало 2020 года) успехами наших детей и юношей на всемирных юношеских играх в Лозанне, где сборная команда России завоевала первое место. Тем не менее мы считаем, что та работа, которая была сделана, дала неоценимый опыт по взаимодействию и интеграции всех ведомств спортивного сообщества и сегодня позволяет нам очень стабильно дальше реализовывать мероприятия, запланированные в стратегии развития физической культуры и спорта.
Не могу не обойти вниманием борьбу с допингом. Мы знаем, что в конце прошлого года Спортивным арбитражным судом в Лозанне было принято решение и поставлена точка в длительном споре между Всемирным антидопинговым агентством и Российским антидопинговым агентством. Считаем успешной завершенную работу, несмотря на санкции, которые приняты. Но самое главное – наши спортсмены получили возможность участвовать во всех соревнованиях, включая Олимпийские игры, без каких-либо ограничений. Тем не менее мы считаем борьбу с допингом ключевым направлением, в частности в сфере детско-юношеского спорта, потому что воспитание детей на принципах нулевой терпимости к допингу – это основа будущих успехов. И с этой целью мы активно взаимодействуем с Олимпийским комитетом России, созданы специальные подразделения, ведется активная работа по образовательным программам в наших подведомственных учреждениях и в федерациях.
Переходя к вопросу детско-юношеского спорта… Как я уже отметил, в ноябре 2020 года правительством была одобрена стратегия развития до 2030 года, где одним из важнейших у нас направлений является развитие детско-юношеского спорта. В стратегии поставлена задача достижения показателя в 70 процентов систематически занимающихся спортом граждан. И, конечно же, мы главный приоритет видим в популяризации спорта и создании максимально комфортных условий для детей, для нашего подрастающего поколения.
По данным социологических исследований 2019–2020 годов, проведенных по инициативе Минспорта, у 90 процентов детей от трех до пяти лет, как отмечают родители, наблюдается очень высокая мотивация к занятиям физической культурой. Но, к сожалению, в возрасте от шести до 12 лет 25 процентов детей уже не хотят регулярно заниматься спортом, а дети с 13 до 17 лет сохраняют интерес к физической культуре и спорту, и 50,4 процента подростков указали, что эти занятия нужны для поддержания здоровья.
Здесь мы видим очень большой ресурс для пропаганды занятий спортом в средствах массовой информации, на телевидении, использования ресурса мультипликации и проведения занятий в школах.
Остановлюсь на основных показателях работы за 2020 год.
В настоящее время в России физической культурой и спортом систематически занимаются 23 миллиона детей, к 2020 году это составляет 85 процентов от численности населения в возрасте от трех до 18 лет. В рамках единого календарного плана в 2020 году профинансировано проведение 6,5 тысячи спортивных и 200 физкультурных мероприятий. Физическое воспитание осуществляет более 240 тысяч специалистов в сфере физической культуры и спорта. В 2020 году образовательными организациями, подведомственными Минспорту России, подготовлено 7,5 тысячи специалистов в области физической культуры с высшим образованием, что на 18 процентов больше, чем в 2019 году. В подведомственных училищах олимпийского резерва подготовлено 544 специалиста со средним профессиональным образованием. Мы понимаем, что повышение качества и количества специалистов является одним из приоритетных направлений, без которого нам не решить задачу максимального вовлечения детей в спорт и обеспечения их качественной подготовки.
При этом важным для нас направлением является привлечение специалистов для работы в сельскую местность. Сегодня в подготовке спортивного резерва на основе концепции, принятой правительством в 2018 году и рассчитанной до 2025 года, участвуют 5 тысяч организаций, финансирование которых в 2020 году увеличено по сравнению с 2015 годом на 21 млрд рублей и составило 188 миллиардов на сегодняшний день. Спортивным школам оказывается адресная финансовая поддержка из федерального бюджета. Считаем принципиальной успешную реализацию концепции как важнейшего компонента развития системы детско-юношеского спорта.
В рамках комплекса ГТО работают 2642 центра тестирования. Всего в мероприятиях в 2019 году приняли участие около 2 миллионов детей. По поручению президента сейчас ведется работа по повышению привлекательности комплекса ГТО. В этом году, кстати, комплекс ГТО отмечает 90-летие со дня создания. И мы тоже запланировали много мероприятий, которые, с нашей точки зрения, позволят повысить его привлекательность – прежде всего через введение соревновательного компонента.
Что касается финансирования в 2020 году мероприятий федерального проекта "Спорт – норма жизни", общий объем средств составил 32 млрд рублей, в рамках которых в том числе осуществлена поставка 466 комплектов спортивного оборудования для футбольных полей, а также малых спортивных площадок, на которых возможно проводить тестирование всероссийского комплекса ГТО. В организации спортивной подготовки поставлен 41 комплект спортивного оборудования и инвентаря, а также 78 комплектов по хоккею. В частности, в Республику Крым и в город Севастополь поставлено 160 спортивных площадок. Хочу сказать, в 2020 году введено в строй 135 объектов спорта, в нынешнем году запланировано введение в строй 120 объектов спорта на территории Российской Федерации.
Важным является, конечно же, развитие адаптивного спорта. Для занятий детей с ограниченными возможностями действуют 67 самостоятельных учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре в 61 субъекте Российской Федерации, где занимаются 9 тысяч человек, а также 467 отделений и групп с охватом 34 тысячи человек. Занятия проводятся по пяти видам адаптивного спорта, включенным во всероссийский реестр.
В рамках реализации госпрограммы Российской Федерации "Доступная среда" за 10 лет, включая 2020 год, выделено 877 млн рублей на приобретение материально-технического оснащения адаптивных учреждений. В 2020 году была оказана поддержка в форме субсидии в размере 100 млн рублей учреждениям адаптивного спорта в 42 субъектах Российской Федерации.
Важным – базовым – элементом является гармонизация законодательства. Вчера в Государственной Думе прошло первое чтение законопроекта, направленного на гармонизацию. Я хочу выразить признательность сенаторам за активную работу по этому направлению. И надеюсь, что ко второму чтению общими усилиями мы сделаем все возможное, для того чтобы система детско-юношеского спорта стала более эффективной и при этом минимизировать риски, связанные с системой финансирования, системой контроля, лицензирования в субъектах Российской Федерации. Мы проблему понимаем, неоднократно ее обсуждали и в Государственной Думе, и в Совете Федерации в Комитете по социальной политике. И я надеюсь, что… Повторяю: у нас время есть, главный принцип, мы считаем, – не навредить той системе, которая в настоящее время работает, и сделать все возможное, для того чтобы объединить ресурсы системы образования и системы спорта.
Уважаемые сенаторы, как я уже сказал, надеемся на вашу очень конструктивную позицию в этом направлении. И я уверен, мы успешно решим задачу.
Особое внимание в ходе реализации программ спортивной подготовки мы уделяем проблемам спортивного воспитания. Мы понимаем, что спорт является, наверное, одним из самых эффективных механизмов воспитания детей – через труд, через уважение к правилам, уважение к своей культуре, ценностям нашей страны, и видим: если спорт будет интегрирован в систему образования максимально (чего мы и добиваемся), мы обеспечим решение этой задачи.
Также мы планируем задействовать ресурсы таких обществ, как ЦСКА, ДОСААФ, имеющих опыт работы в этом направлении и имеющих ведомственные спортивные школы.
О школьном спорте хочу сказать особо. Мы подписали межведомственную программу с Министерством просвещения. В настоящее время работает 12 тысяч спортивных клубов. К 2024 году поставлена задача, чтобы во всех образовательных учреждениях были спортивные клубы. И на их базе мы планируем развивать как проведение соревнований, так и совершенствование спортивной инфраструктуры.
О сельской местности я сказал. Мы сейчас в рамках государственной программы "Спорт на селе", мероприятия которой направлены на строительство спортивных площадок на сельских территориях и стимулирование профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта, максимально интегрированы в работе с Минсельхозом, так как видим, что, еще раз повторяю, межведомственное взаимодействие предоставляет нам огромные ресурсы. В регионах уже сегодня имеется опыт социальной поддержки тренерских кадров, работающих на селе, и мы готовы этот опыт дальше развивать.
Дворовый спорт – один из важнейших компонентов и важная территориальная форма организации физкультурно-спортивной работы с детьми. В спортивных клубах по месту жительства (в стране уже действует 33 тысячи таких клубов) занимаются 3 миллиона детей в возрасте от трех до 18 лет.
О кадровом обеспечении я кратко сказал. Отмечу еще, что в настоящее время работают 14 ведомственных вузов Министерства спорта, а также более 80 вузов, которые осуществляют подготовку специалистов в этой сфере. Мы планируем также через реализацию программы федерального проекта "Спорт – норма жизни" обеспечить подготовку и повышение квалификации кадров – порядка 48 тысяч до 2024 года.
Нельзя не остановиться на медицинском обеспечении детско-юношеского спорта. Мы понимаем, что, к великому сожалению, система спортивных диспансеров была разрушена. В настоящее время фактически два ведомства – Министерство здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство – осуществляют контроль за состоянием здоровья. В ближайшее время состоится трехсторонняя встреча, где мы должны определить механизмы, как в первичном звене, медицинском звене осуществлять контроль, как разработать паспорт здоровья ребенка, для того чтобы иметь полное представление о его жизни, деятельности и влиянии нагрузок на организм спортсмена.
По инфраструктуре кратко я сказал. Хочу лишь еще раз отметить, что на развитие инфраструктуры в 2021 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 7,4 млрд рублей, в 2022 году – 8,6 млрд рублей и в 2023 году – 6,2 млрд рублей.
Также Минспортом совместно с партией "Единая Россия" реализуется проект по созданию в субъектах Российской Федерации физкультурно-оздоровительных комплексов отрытого типа. В 2020 году поставлено 42 комплекта оборудования, в 2021 году предусмотрены средства в сумме 2 млрд рублей на поставку 100 комплектов в 78 регионах.
Цифровая трансформация (мы понимаем, что это сегодня необходимость) позволит нам, прежде всего, обеспечить объективный контроль, о чем нам говорили результаты деятельности Счетной палаты. Мы понимаем, что статистические данные требуют корректировки, ну, или, во всяком случае, более внимательного отношения. Считаем, что цифровизация отрасли позволит нам создать полное понимание об объектах спорта, кто на них работает, и получать достоверную информацию, тем более что в "Стратегии-2030" в 2024 году предусмотрена корректировка показателей, если в этом возникнет необходимость.
И последний элемент, о котором я хотел бы сказать, – управление в сфере физической культуры и спорта, в частности детско-юношеского спорта. Мы считаем необходимой межведомственную интеграцию при координационной роли Министерства спорта. Также считаем важным укрепление единой вертикали управления со стороны Минспорта. И, в частности, считаем целесообразным введение механизма согласования кандидатур на должности руководителей региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта через передачу отдельных полномочий, в качестве которых предлагается рассмотреть полномочия по государственному контролю в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки.
Уважаемые сенаторы! Благодарю вас еще раз за содействие, за конструктивный диалог. Надеюсь, что общими усилиями мы решим поставленные задачи и успешно реализуем "Стратегию-2030", а также концепцию развития детско-юношеского спорта. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Олег Васильевич, за очень содержательный, насыщенный доклад. Спасибо большое.
Коллеги, переходим к вопросам. Просьба традиционная: короткий вопрос и по возможности короткий ответ.
Эдуард Владимирович Исаков, пожалуйста.
Э.В. Исаков, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! Спасибо также за содержательный доклад.
В проекте нового федерального закона о так называемой гармонизации законодательства в сфере спорта и образования вы предлагаете сделать физкультурно-спортивные учреждения образовательными организациями, а программы спортивной подготовки – образовательными программами, то есть, по сути, передать регулирование деятельности по подготовке спортивного резерва в другое ведомство, которое будет осуществлять и лицензирование. При этом за сферой спорта остается лишь контроль над тем, как Минпросвещения проводит лицензирование учреждений спортподготовки. Какая же это гармонизация? Здесь речь идет просто о передаче полномочий.
В это же время Минтруд готовит законопроект об обязательном лицензировании частных интернатов для престарелых. Концепцией данного законопроекта предполагается, что лицензирование этого вида деятельности будет осуществляться самим Минтрудом или региональными структурными подразделениями. На мой взгляд, это правильный отраслевой подход со стороны федерального регулятора.
Вопрос: зачем Минспорту создавать такую сложную конструкцию, которая может впоследствии привести к конфликтам между отраслями? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо, Эдуард Владимирович, за вопрос. Я очень благодарен, мы с Вами до сегодняшнего заседания имели возможность общения. Я надеюсь, что мы до второго чтения найдем решение тех проблем, которые Вы озвучили. Но могу совершенно определенно сказать: речь не идет ни о какой передаче полномочий в систему Минпросвещения. Я в конце доклада сказал, что Министерство спорта, мы так считаем, должно остаться основным регулятором системы детско-юношеского спорта и, в частности, вопросы контроля (надзора) и лицензирования решать в самом крайнем случае совместно с региональными органами исполнительной власти.
Основным элементом и механизмом, который будет определять реализацию этого закона, являются федеральные стандарты спортивной подготовки. И мы считаем, что при их качественной доработке с учетом, повторяю, финансового обеспечения никаких рисков, связанных, как Вы сказали, с передачей, вообще не стоит.
Повторяю, мы понимаем озабоченность регионов. Считаем, сейчас надо максимально правильно информационно разъяснять. Позицию услышали. Мы получили из 76 субъектов Российской Федерации отзывы на проект этого закона, 48 его поддержали, шесть категорически сказали нет, 20 направили замечания без определения конкретной позиции.
Я в данном случае, как министр, полностью Вам гарантирую, что мы минимизируем риски, связанные: а) с недопониманием, б) с какой-то турбулентностью на уровне регионов и с потерей эффективности работы системы детско-юношеского спорта. У нас есть время, мы, как я уже сказал, готовы к диалогу и со стороны депутатов Государственной Думы, и со стороны сенаторов, и со стороны спортивного сообщества.
Все вопросы, которые Вы сейчас обозначили, я понимаю, и надеюсь, что, повторяю, ко второму чтению мы найдем решение. Но никакой речи о передаче полномочий (причем эта позиция согласована и с Министерством просвещения) не идет.
Председательствующий. Спасибо за конкретный ответ.
Дина Ивановна Оюн, пожалуйста.
Д.И. Оюн, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва.
Уважаемый Олег Васильевич! Спасибо большое за внимание к детскому спорту. Спорт – это классная альтернатива всему дурному, особенно для подростков. У нас, в Туве, например, вольной борьбой и единоборствами занимаются 99 процентов мальчишек, особенно на селе. Но спортивная инфраструктура на селе либо на 75 процентов изношена, либо совсем отсутствует. По инициативе губернатора у нас сельские советы отцов строят своими силами в малых селах спортивные залы для вольной борьбы, но это не выход для глубоко дотационных регионов. Нет ли у Минспорта намерения поддержать регионы, в которых охват занятиями спортом больше среднероссийских показателей, дополнительными финансами? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое. Я кратко сказал, что вопросы развития спортивной инфраструктуры на селе являются приоритетными. Более того, мы сейчас принципиально хотим переориентировать направления, связанные со строительством спортивных сооружений. Мы понимаем, что в предыдущие годы, в связи с тем что проводились крупные международные соревнования, создавались крупные дворцы спорта и так далее. Но сейчас при обращении глав субъектов в Министерство спорта по вопросам совершенствования инфраструктуры мы все время задаем следующие вопросы. Первый: как этот объект спорта впишется в общую карту субъекта Российской Федерации? Второй: на какую целевую аудиторию он будет направлен? И не менее важный, а может быть, более важный: как он будет эксплуатироваться, кто будет отвечать за его эксплуатацию и сколько это будет стоить? Все эти вопросы при решении задачи совершенствования инфраструктуры мы перед главами ставим.
Более того, я понимаю, в дотационных регионах сейчас не так просто привлечь и реализовывать механизм государственно-частного партнерства, но просто хочу отметить, что это тоже очень эффективный механизм.
Со стороны Министерства спорта (отвечаю конкретно на Ваш вопрос) в рамках программы федерального проекта "Спорт – норма жизни" мы будем приоритетное внимание уделять развитию инфраструктуры на селе, потому что а) это очень недорогостоящие проекты, б) это быстро становится точкой притяжения, обеспечивает социальную стабильность в населенных пунктах, позволяет минимизировать отток молодых людей оттуда. Я полностью согласен и буду двумя руками голосовать за то, чтобы максимально аккумулировать финансовые средства федерального бюджета на развитие инфраструктуры на селе.
По вопросу комплексов, легковозводимых конструкций. Мы сейчас ведем переговоры с Российским союзом промышленников и предпринимателей, для того чтобы выработать определенную модель и снизить себестоимость. Если будут большие заказы, если будет принята отдельная программа по таким конструкциям и спортивным сооружениям, я думаю, что это будет интересно как для бизнеса, так и для субъектов, особенно в регионах присутствия бизнеса.
Председательствующий. Спасибо.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! Большинство из находящихся в этом зале любят спорт, занимаются спортом. Но мы хотим, чтобы также спорт любили наши дети. Сегодня проблематика привлечения ребят к спорту, к спортивной культуре все-таки существует, нужно отрывать их от мобильных телефонов. И вот поэтому ограничения, которые мы сами устанавливаем, порой не на пользу.
Приказом Министерства спорта сегодня утверждены федеральные стандарты спортивной подготовки, например, по такому виду спорта, как триатлон. Определен возраст начала подготовки спортсмена – 10 лет. Но совершенно очевидно, что младший школьный возраст, с семи лет, – это наиболее важный период в формировании межмышечной координации сложных двигательных действий. Мне об этом говорят тренеры.
Из-за утвержденного федерального стандарта начальный возраст спортивной подготовки, в том числе по триатлону, с 10 лет, теряется. Наиболее продуктивные три года – они не только в плавании, но и в легкой атлетике просто-напросто будут утеряны. Вместо постепенного тренировочного… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Пожалуйста, завершайте.
О.Ф. Ковитиди. Спасибо, Валентина Ивановна.
Вместо постепенного тренировочного процесса с семи лет будущему триатлету в 10 лет приходится одновременно осваивать биотехнику движений по трем видам спорта.
Вопрос очень важный, особенно сегодня. Какова Ваша позиция относительно того, чтобы внести изменения в нормативно-правовое регулирование, обеспечить доступ наших ребят к этому виду спорта? Спасибо большое.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Прежде всего приоритетом для нас является здоровье. И те федеральные стандарты, которые подготовлены, подготовлены с учетом рекомендаций врачей, физиологов, с учетом сенситивных периодов развития организма ребенка. И те нагрузки, которые в триатлоне предполагаются (если Вы говорите о семилетнем возрасте), по мнению специалистов, не будут способствовать гармоничному развитию ребенка.
Мы считаем, что можно еще раз обратиться, тем более что федеральные стандарты должны пересматриваться раз в четыре года (что мы и делаем, и сейчас новое поколение федеральных стандартов, особенно в свете принятия закона о гармонизации). Будем пересматривать, внимательно проработаем со специалистами федерации триатлона.
Но как базовый элемент, повторяю… Я уже сказал сегодня о принципе "не навредить". Потому что стремление к результату – это очень важно, но важно, чтобы ребенок прежде всего в соответствии с индивидуальными особенностями и закономерностями развития организма не получил травмы, в том числе травмы, которые потом очень тяжело будет, скажем так, ликвидировать.
Поэтому ответ: проработаем стандарты, еще раз в федерацию обратимся. Но мое объяснение на сегодняшний день таково – что они были созданы с учетом возрастных особенностей организма ребенка и особенностей вида спорта.
Председательствующий. Спасибо, Олег Васильевич. В микрофон отвечайте, пожалуйста, чтобы всем было слышно.
Маргарита Николаевна Павлова, пожалуйста.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
Уважаемый Олег Васильевич, хотелось бы поблагодарить Вас за внимание к спорту для людей с инвалидностью.
Мой вопрос касается возможности введения в спортивных колледжах адаптированных образовательных программ для детей с ментальными нарушениями.
Сегодня освоить профессию в спорте могут дети с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Исключение составляют только люди с нарушением интеллекта. Вместе с тем в стране сформирована мощнейшая паралимпийская сборная ребят с интеллектуальными нарушениями. Они мастера спорта и приносят медали России на международных соревнованиях. Некоторые из них уже работают спортсменами-инструкторами.
Но сформированная система профессионального обучения предлагает ребятам стать обувщиками, швеями или штукатурами-малярами. Конечно же, ребята уходят из профессионального спорта.
Вопрос: рассматривает ли Минспорт введение таких образовательных программ в колледжах для детей с интеллектуальными нарушениями?
О.В. Матыцин. Спасибо большое. Вы затронули очень важный вопрос – особенно в преддверии проведения Специальной Олимпиады в следующем году в Казани. Мы на заседании рабочей комиссии, на заседании оргкомитета, рассматривали вопрос наследия этого мероприятия, которое для нас является, наверное, даже более важным, чем непосредственно сама организация соревнований. И те вопросы, которые Вы сегодня подняли, также были предметом обсуждения.
Я считаю, что мы обязательно будем уделять внимание совместно со всеми органами социальной защиты вопросам развития и предоставления детям, которые имеют нарушения в ментальном развитии, возможности заниматься спортом через инклюзию. Мы понимаем, что спорт в этом отношении тоже является очень важным фактором и очень действенным фактором приобщения детей, снижения барьеров, для того чтобы люди… дети не чувствовали себя обделенными. И, конечно же, еще раз повторяю, социализация через спорт является очень важной и очень эффективной. Обязательно уделим этому особое внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Владимирович Цепкин.
О.В. Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! В профильном Федеральном законе № 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не конкретизировано понятие "детско-юношеский спорт" и не указаны возрастные рамки детско-юношеского спорта и его составляющие. Вопрос: планируется ли уточнение данного понятия в рамках гармонизации законодательства о физической культуре, спорте и образовании?
И второй вопрос, очень важный и актуальный. В связи с реформированием системы подготовки спортивного резерва тренеры, осуществляющие спортивную подготовку, потеряли статус педагогических работников. Вопрос: планируется ли установить правовой статус тренеров, то есть признать тождественными понятия "тренер" и "тренер-преподаватель"? Спасибо.
О.В. Матыцин. Первое, касательно определения детско-юношеского спорта. В настоящее время в федеральном законе детско-юношеский спорт трактуется как часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних в организациях спортивной подготовки, а также на организацию соревнований для данной категории граждан. Мы понимаем, что эта трактовка на сегодняшний день – особенно, как правильно Вы заметили, с учетом принятия нового закона – является неполноценной. Мы определили на сегодняшний момент, что детско-юношеский спорт будет охватывать детей до совершеннолетия (до 18 лет). Это первое.
Второе. Естественно, мы сделаем всё необходимое (и это тоже законом предусмотрено), для того чтобы статус тренера… Статус тренера не должен меняться, просто ему должны быть обеспечены социальные гарантии, которые в настоящее время предоставляются педагогическим работникам. И именно на это будет направлена доработка законопроекта, и именно в этом заключалось поручение президента, данное на заседании совета.
Председательствующий. Спасибо.
Людмила Заумовна Талабаева.
Л.З. Талабаева, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! Федеральным законом об образовании определено, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: как Минспорт планирует организацию деятельности и финансовую поддержку деятельности школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое. Очень важный вопрос.
Я отметил, что в настоящее время с Министерством просвещения подписана межведомственная программа по развитию школьного спорта. Значительную часть этой программы как раз занимает раздел, связанный с совершенствованием системы школьных клубов, увеличением их количества и с развитием системы школьных спортивных лиг.
Со стороны Министерства спорта мы готовы (и уже это делаем) обеспечивать проведение соревнований, финансирование проведения соревнований. Как таковую структуру мы финансировать, как вы понимаете, не можем, потому что они находятся в другом ведомстве. Но механизмы уже такие есть. Примеры, хорошие модели: например, в баскетболе – "КЭС-БАСКЕТ", в Татарстане действует Школьная волейбольная лига. И мы видим, что касается "КЭС-БАСКЕТ", сейчас практически больше чем в 60 регионах проводятся соревнования. Они привлекательны очень, очень хорошо организованы (совместно с Российской федерацией баскетбола). И важно, что при этом мы не только концентрируемся на проведении соревнований, но и проводим одновременно семинары, образовательные программы реализуем, готовим специалистов, которые бы работали в системе школьного спорта. Как я уже сказал, до 2024 года планируем совместно с Минпросвещения, что в каждой школе будет создан клуб.
Важным также считаем организацию региональных соревнований, потому что мы понимаем, что всероссийский масштаб требует и определенных значительных финансовых затрат и связан с переездами школьников, что тоже организационно сейчас не очень просто, особенно в этот период.
Но повторяю еще раз: это очень важный аспект работы. С Минпросвещения мы эту тему развиваем не только по названным мною видам спорта, но и по всем другим дисциплинам, которые представляют интерес для детей.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Анатольевич Шевченко, пожалуйста.
А.А. Шевченко, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! В настоящее время ведется активная работа по введению социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-спортивными организациями, в том числе индивидуальными предпринимателями, физкультурно-оздоровительные услуги. Расскажите, пожалуйста, какова роль Минспорта в этой работе. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8562373.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments