4. 1057336-7 Госдума в итоге гневных выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования вопросов агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях)
Документ внесли Депутаты ГД О.В.Савастьянова, А.Е.Хинштейн, С.М.Боярский, В.В.Иванов, И.Е.Марьяш, Д.В.Ламейкин, Д.В.Сватковский (ЕР)
Он принят во втором чтении 16.02.21.
Представил член комитета по контролю и Регламенту Дмитрий Ламейкин.
Законопроектом предлагается:
1) Наделить избирательные комиссии правом обратиться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения в сети «Интернет» агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства РФ о выборах и референдумах, при проведении соответствующих выборов и референдумов, а именно:
- ЦИК России – при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;
- избирательные комиссии субъектов РФ – при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта РФ, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов (на основании материалов, направленных организующей местные выборы, местный референдум комиссией) (в порядке, установленном ЦИК России);
- территориальную избирательную комиссию, организующую выборы в органы публичной власти федеральной территории (в порядке, установленном ЦИК России);
2) Установить механизм реагирования Роскомнадзора на поступающие обращения избирательных комиссий:
- направление по системе взаимодействия операторам связи требования о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещены указанные информация и (или) агитационные материалы;
- определение провайдера хостинга или иного лица, обеспечивающего размещение в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещены указанные информация и (или) агитационные материалы;
- направление провайдеру хостинга или иному лицу, распространяющим информацию, материалы, уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении требований законодательства РФ о выборах и референдумах с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещены указанные информация и (или) агитационные материалы, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такие информацию и (или) агитационные материалы, и с требованием принять меры по удалению таких информации и (или) агитационных материалов;
- оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к указанному в требовании Роскомнадзора информационному ресурсу;
- провайдер хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети «Интернет», информационного ресурса, на котором размещены информация, агитационные материалы, изготовленные и (или) распространяемые с нарушением требований законодательства РФ о выборах и референдумах, обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить такие информацию и (или) агитационные материалы;
- владелец информационного ресурса обязан удалить такие информацию и (или) агитационные материалы в течение суток с момента получения от провайдера хостинга или иного лица уведомления о необходимости удалить указанные информацию и (или) агитационные материалы. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления;
- в случае если владелец информационного ресурса удалил соответствующую информацию и (или) агитационные, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проверки его достоверности уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу;
- ограничение доступа к информационным ресурсам, на которых размещены указанные информация и (или) агитационные материалы, вводится не ранее дня официального опубликования (публикации) решения о назначении соответствующих выборов, референдума и оканчивается по истечении 5 дней со дня определения результатов соответствующих выборов, референдума;
3) Наделить ЦИК России правом устанавливать особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов с учетом требований законодательства РФ о выборах и референдумах.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования. Предусматриваются переходные положения.
Третье чтение 302 100 0 12:27
Стенограмма обсуждения
4-й, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Дмитрия Викторовича Ламейкина.
Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после широкого обсуждения в комитете, с участием представителей всех фракций, а также экспертного сообщества, вчера был принят во втором чтении.
Текст законопроекта подготовлен к рассмотрению в третьем чтении и замечаний не имеет.
Уважаемые коллеги, Комитет по контролю и Регламенту предлагает принять этот актуальный, важный законопроект. Прошу поддержать.
Председательствующий. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам?
Включите запись.
Покажите список.
Коллеги, я напоминаю: по одному человеку от фракции у нас. ЛДПР, определитесь тогда.
Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, насчёт важности, востребованности, необходимости законопроекта данного надо поспорить. Я думаю, ни у кого из вас от избирателей нет сегодня папки писем, которые требуют срочно ужесточить избирательное законодательство, поскольку вот невозможно сегодня жить без этого.
Я вам напомню, что сегодня у правящей партии тотальное доминирование по финансам. Тотальное — это в разы, а может быть и в десятки, и сотни раз по сравнению с оппозиционными партиями. Я напомню, что все средства массовой информации официальные сегодня, фактически, подчинены действующей власти, точнее "ЕДИНОЙ РОССИИ" и действуют в её интересах.
Я напомню вам, что административный ресурс практически везде действует против оппозиционных кандидатов и за кандидатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ". И единственная площадка, где мы с вами можем более-менее состязаться и конкурировать - это Интернет, где вы чаще всего, я обращаюсь к депутатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ", часто проигрываете. И на сегодня делается попытка, на наш взгляд, незаконная, противоречащая здравому смыслу и Конституции, ограничить и эту площадку, запретить, выключить и исключить, и погрузить вот в такое вот, какое-то тёмное царство наших избирателей, чтобы у них не было никакой информации о том, кто идёт, кто может заменить, какие идеи есть дополнительные.
Если уж говорить по сути самого законопроекта, то, фактически, любой контент, именно к нему сегодня будут основные претензии, размещённый на любой информационной площадке в Интернете, будь то личная страница, будь то сайт, будь то соответствующее информационное издание, даёт право избирательной комиссии без решения суда всякого, без какого-то рассмотрения единолично принять решение и через Роском надзор заблокировать данную страницу. В последующем её разблокировка требует определённых усилий.
Следующий законопроект, который мы будем рассматривать попозже, позволит ещё дважды оштрафовать по любому из оснований того, кто осмелится вдруг разместить контент, который якобы нарушает избирательное законодательство.
А для того, чтобы нарушить избирательное законодательство большого ума не надо. Любое предпочтение, я об этом уже говорил, кандидату, политической партии, высказываний в его пользу, призыв голосовать, личный призыв голосовать самого избирателя, человека, будет расцениваться избирательной комиссией однозначно, как нарушение избирательного законодательства. И мы это прекрасно понимаем. Это недопустимо, потому что любой человек сегодня может пойти, например, личность, и агитировать, лично агитировать на рынке, на улице, где угодно.
Он может повесить соответствующее изображение у себя на доме или у себя внутри дома, пригласить своих друзей, объяснить им позицию. А теперь его личная страница фактически приравнивается к СМИ. Для того чтобы что-то сделать, он должен будет, первое, обеспечить заказ на соответствующее, скажем так, изготовление агитационного материала, потому что он агитационный. Второе, он должен будет заключить договор с соответствующим кандидатом либо политической партией о том, что размещает за деньги либо безвозмездно, как угодно. И после этого только можно будет воспользоваться информационной площадкой Интернета.
Это говорит о том, что миллионы наших граждан будут просто лишены возможности получить информацию. Я не говорю, что всех их смогут наказать, безусловно, нет, не хватит ни сил, ни ресурсов, ни избирательных комиссий, ни, соответственно, Роскомнадзора, для того чтобы заблокировать миллионы страниц. Но то, что самых активных, то, что самых прогрессивных будут блокировать, мы в этом абсолютно не сомневаемся.
Мы категорически против данного законопроекта и требуем сегодня проголосовать против всех остальных. Спасибо.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет категорически против выступать предложенного законопроекта.
Итак, нам осталось четыре месяца с вами поработать и вот не время закручивать гайки, причем, для миллионов наших граждан, которым, с одной стороны, мы предлагаем быть активными строителями гражданского общества, а, с другой стороны, их выдавливаем в направлении какого-то, не знаю, военного капитализма.
Надо определяться, уважаемые коллеги, что мы хотим от нашего народа: общения, диалога или закрутить им вообще и закрыть рот полностью, да еще и штрафом пригрозить и блокировкой. Значит, смотрите правовые аспекты этого законопроекта, уважаемые господа юристы. По решению тройки, образно говоря, то есть ТИКа, ГИКа, ЦИКа, вы что предлагаете? Вы предлагаете лишать права собственности граждан. У меня есть сайт, аккаунт. Где решение суда? Почему какая-то тройка принимает решение отнять у меня это право пользования моей собственностью? Тогда давайте двигаться дальше.
Если нарушается во время выборной кампании какой-то типографией, телевизионной студией закон выборный, что, эта ТИК или ГИК может принять решение блокировать эту типографию, блокировать эту студию?
Решение абсолютно одинаковое. А если артист выступил без соблюдения выборного законодательства, вы его тоже заблокируете и посадите на 15 суток? Где последовательность, где логика? Технический момент, почему невозможно это выполнять ЦИКу? Вы говорите, мы примем закон, а ЦИК пусть разбирается. Нет, вы посмотрите, вы заложили деньги ЦИКу, для того чтобы у него была техническая возможность в сто, в тысячу раз увеличить приём и работу с гражданами по согласованию контента. Где финансово-экономическое обоснование, где возможности ТИКов, ЦИКов принимать очереди многотысячные, возможно? Вы что, коллапс хотите организовать этим решением непродуманным? Надо на него ответ дать. Пусть представители ЦИКа сегодня здесь нам ответят, как они будут выполнять этот закон.
Ну, и наконец, морально-этический, да, если закон не выполним, а мы утверждаем, что его нельзя выполнить по этим причинам, вы заранее, априори, ставите всех граждан нарушителями закона, пусть и административного. Но почему вы их записываете в нарушители? У них не будет возможности ни активно участвовать, ни согласовать свой контент. Вот этого права вам никто не давал.
Поэтому, уважаемые коллеги-депутаты, вот принимая такие судьбоносные законы, спросите у своих избирателей, они вам дают добро представлять вот так эту позицию вашу? Вы представляете не свою волю, вы представляете волю миллионов наших граждан-избирателей, спросите у них позицию. Мы против.
Председательствующий. Пьяных Дмитрий Сергеевич.
Пьяных Д. С, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, добрый день!
Фракция ЛДПР также не поддержит указанный законопроект, мы категорически против выступали в первом чтении и во втором чтении и наша позиция осталась неизменной. Очень много дискуссий было по этому поводу, и сейчас предыдущие ораторы достаточно пламенно рассказали о политических моментах этого закона, но он не выполним ещё и с другой точки зрения.
Как нам говорили авторы законопроекта, делается это с целью, ну, убрать то неравенство, когда те, кто агитируют в соцсетях и в Интернете, имеют преимущество над теми, кто агитирует старыми методами путём там выпуска газет или листовок, или календарей.
Но, на мой взгляд, такой законопроект, он ставит уже в неравное положение как раз тех, кто будет агитировать через Интернет. Это проявляется очень легко, очень легко это понять, потому что при нарушении какого-то требования, об этом уже говорил, блокироваться будет вся страница, и человек, который ведёт свою агитацию через Instagram или на своей странице в ВКонтакте, или просто у него есть свой веб-сайт, получается, что он лишён возможности в принципе агитировать.
А если мы говорим о кандидатах, которые будут молодыми людьми в текущем году, то мы, получается, лишаем их возможности, понятной возможности для них, той площадки, на которой сидят его избиратели, то место, где он может высказать свою позицию и может быть услышан, мы лишаем его возможности в принципе агитировать. Этот закон может это сделать.
Второе, что непонятно, почему незамедлительно мы должны блокировать сразу такие ресурсы. В законе прямо чётко прописан порядок действий ЦИКа, Роскомнадзора по блокировке или ограничению доступа к этой странице незамедлительно, а потом идите, судитесь, идите, доказывайте, что вы там правы или неправы, но это уже пройдёт там недели две, а, может быть, и месяц.
Поэтому мы считаем, что это еще один довод в пользу того, что это нарушает права тех, кто будет агитировать через Интернет, кто выберет тот механизм. А потом мы удивляемся, почему молодёжь выходит агитировать на улицу, на несанкционированные митинги, почему они требуют, чтобы их услышали теми путями, которые так всем не нравятся: на площадях, на улицах и на проспектах. Потому что мы лишаем их той возможности, которая у них имеется в соцсетях. Там они видят своего избирателя, там мы видим своего слушателя, там мы хотим донести до него информацию. Но мы рискуем нарваться на тот момент, что мы будем полностью лишены этой возможности.
Поэтому мы считаем, что данный законопроект принимать нельзя, и фракция ЛДПР будет голосовать против. Спасибо.
Председательствующий. Савастьянова Ольга Викторовна, пожалуйста.
Савастьянова О. В. Уважаемый Алексей Владимирович, Олег Анатольевич и Дмитрий Сергеевич!
Я полностью с вами согласна и поддерживаю. Нельзя принимать закон, который ограничивает права наших граждан на высказывание своего мнения и блокировку в этом плане Интернета. И если такой закон будет внесен в Государственную Думу, мы будем против этого закона.
Но сейчас мы обсуждаем по повестке дня другой закон. Этот закон наша фракция считает крайне важным, и мы его поддерживаем. Мы его поддерживаем потому, что мы за то, чтобы агитация, где бы она ни была, велась на законных основаниях. Мы за то, чтобы не было исключений, тем более массовых. Мы за то, чтобы было правовое поле равным для всех и одинаковым. Мы за то, чтобы не было нарушения прав граждан и неправомерных действий в отношении них в период агитации.
Мы не приводим и не разрабатываем и не вводим новые правила для агитации, и в том числе для Интернета. Мы создаем механизм пресечения противоправной агитации. И я предлагаю этот закон оценить с точки зрения тех норм, которые там есть, а не с точки зрения мифов, которые на сегодняшний день распространяются.
Прошу поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ннесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 4.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 27 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 302 чел 67,1 %
Проголосовало против ... 100 чел 22,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 402 чел.
Не голосовало 48 чел 10,7 %
Результат: принято Принимается в третьем чтении.