leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Завкафедрой урологии Дмитрий Пушкарь выступил на 499-м заседании СФ

Завкафедрой урологии Дмитрий Пушкарь выступил на 499-м заседании СФ
9. Время эксперта
Заведующий кафедрой урологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.Е. Евдокимова, академик РАН, доктор медицинских наук Дмитрий Юрьевич Пушкарь Русская петля У каждой второй женщины недержание мочи У каждого пятого мужчины рак простаты У каждого первого аденома Инкурабьельные больные стали курабельными робот-ассистированная хирургия Для меня не может быть американских роботов которые по все России Робот микродвижения У мужчины не затрагивает потенцию Женщина завтра домой. Создали российские движения Оперируем на живых животных Войдет в ОМС. От ВМП надо отказываться. Можно назвать Звезда или Победа
Валентина Матвиенко Какая мы талантливая страна Мы лидеры

Из стенограммы 499-го заседания СФ 17.02.21
Коллеги, подошло "время эксперта". Сегодня у нас выступит заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой урологии Московского государственного медико-стоматологического университета имени Евдокимова, академик Российской академии наук, доктор медицинских наук Дмитрий Юрьевич Пушкарь.
Дмитрий Юрьевич в 1986 году с отличием окончил Московский медицинский стоматологический институт, в 1996 году защитил докторскую диссертацию, с 2019 года является членом Российской академии наук. К тому же Дмитрий Юрьевич – главный внештатный уролог Минздрава, главный уролог Департамента здравоохранения города Москвы. Он единственный российский уролог, успешно защитивший квалификационный экзамен на члена Европейского совета урологии в 1995 и 2005 годах.
Дмитрий Юрьевич является членом редакционной коллегии журнала "Урология", автором более 500 научных работ, 50 монографий и руководств. Под его руководством защищено более 40 кандидатских и докторских диссертаций.
В 2019 году за заслуги в научно-педагогической деятельности, подготовке высококвалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу Дмитрий Юрьевич награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации.
Дмитрий Юрьевич, прошу Вас на трибуну. Благодарю Вас за то, что Вы согласились выступить в рамках "времени эксперта" в Совете Федерации. Пожалуйста.
Д.Ю. Пушкарь. Дорогая Валентина Ивановна, дорогие коллеги! Вы знаете, на самом деле это мечта каждого специалиста (мне даже неудобно, что я стою спиной непосредственно к нашим руководителям) – выступить… Вы знаете, мы говорим о наболевшем. И прежде всего это прекрасное ощущение для меня, как для главного специалиста и Минздрава России, и Москвы, что вы, Совет Федерации (сейчас очень модно слово "площадка"), знаете, самая высокая площадка России, об этом думаете.
И был вопрос. Я сначала отвечу на него: а почему урология? Я на этот вопрос отвечу.
Буду говорить: слайд. Правильно?
Вы знаете, почему наша высотка, одна из наших высоток… Я родился на самом деле в области, и жили мы всегда очень далеко, у скотопрогонного завода, и так получалось, что главной достопримечательностью тогда, если говорить немножко о себе, была высотка. И высотка эта (почему-то их семь, как вы знаете, в Москве, и это знают все, естественно) была копией Empire State Building, помните, та, которую мы строили непосредственно сразу после войны, до 1955 года включительно, и так далее.
И действительно, если мы посмотрим следующий слайд, что интересно, в 1954–1955 годах начинается минимизация медицины. Раньше, когда мы заканчивали (а я общий хирург, я заканчивал ординатуру по общей хирургии, урология и общая хирургия – это близко), все говорили: большой хирург – большой разрез, большой разрез должен быть. В 50-е и в 60-е годы люди начали задумываться о том, какой же должен быть разрез и вообще хирургия – за человека или против человека. Это первое. И сегодня, в 2020 году (и мы выступали в Совете Безопасности, большое спасибо Виктору Николаевичу за приглашение), мы действительно начали понимать, что телемедицинские консультации – это внедрение робота, но ни в коем случае не робота как, знаете, робота, который не человек, а технологии, ассистенции, помощи, это очень важно. Это действительно…
Пожалуйста, слайд.
И это уже была не мечта: когда я закончил институт в 1995 году, за минимальную инвазивную хирургию в той же самой Америке (а мы были единственные, кто выступал там от России) мы получили диплом, за презентацию уникальной хирургической техники.
Это наш, российский, диплом, он никакого отношения не имеет, что мы это сделали с кем-то совместно, как сегодня, с китайцами или с американцами. Это презентация нашей хирургической техники. И Галина Николаевна, которая выступает у нас очень часто (и за это мы очень благодарны), знает об этом. Почему? Потому что эта операция сегодня с тех пор, с 1995 года, называется "русская петля". И поэтому когда спрашивали: а почему это вот урология? Потому что она посвящена – эта "русская петля" недержанию мочи у женщин. А у каждой второй женщины – недержание мочи, а у каждого пятого мужчины – рак простаты, а у каждого первого мужчины – аденома простаты. Но мы ничего с этим не сделаем – это жизнь. И мы должны эти вопросы решать.
Слайд.
И вот сегодня есть факты, факты, которые перед вами. И я не имею права вам не рассказать об этих фактах. Сегодня мы, когда оперируем, все ведущие специалисты мира, используем роботические технологии. Это микроинструменты, руки превращаются в эти микроинструменты. Подходим непосредственно к органу, видим непосредственно все, что с этим органом связано: будь то поджелудочная железа, будь то кишка, будь то предстательная железа и так далее. Это совсем другая хирургия.
Помните слайды 1954 года, когда экран телевидения подходил к больному? Всё абсолютно продолжается. И, конечно, это заняло очень много времени. И, конечно, это рубеж фронта. Почему? Я вам сейчас расскажу. Если вы посмотрите дальше, что происходит? Происходит то, что единственная система в мире (а их сегодня почти 6 тысяч, а в Америке – 4 тысячи) – компании Intuitive, она называется Da Vinci (робот). Все прекрасно это знают, об этом знает каждый человек. Сегодня они установлены во всех странах. В России мы тоже имеем эти американские установки, их 30 штук в России. В Америке их 4 тысячи, в Японии – 600, например, у нас их 30 штук, в Бельгии их 40, хотя население Бельгии, вы знаете, 12 миллионов человек. Мы не говорим про численность, мы говорим про то, что Россия успешно эволюционирует, используя эту американскую машину.
Что касается непосредственно операций, то, пожалуйста, это 20 научных статей я пишу, абсолютно все это здесь видно, вы видите. И робот просто выполняет вот эти манипуляции.
Слайд.
Но возникает вопрос: а что же такое Da Vinci, чем же он хорош? Тем, что это инструмент. А чем же он плох? Я не знаю, плох или неплох, но это никакого отношения не имеет к искусственному интеллекту. Он никакого совета врачу дать не может.
Слайд.
И вот главные новации. Главные новации 2019 и 2020годов – это робот-ассистированные технологии в медицине. Это и называется главными медицинскими новациями. Не таблетка против рака, как мы думаем, не таблетка против COVID, хотя мы прекрасно понимаем, что, слава богу (мы докладывали на заседании комитета по безопасности именно об этом, и, слава богу, есть здесь история успеха наша, российская, что очень приятно)... Нет. Очень интересно почему? Потому что инкурабельные больные (это другая робот-ассистированная технология) стали курабельными, их можно вылечить. Это робот-ассистированные технологии, это прорыв столетия. И прорыв в хирургии – это, конечно, робот-ассистированная хирургия
Слайд.
И вот мы вам показываем этот робот Da Vinci. Вот он. Он большого размера, колоссального размера. Видите, он имеет четыре руки, вот таким образом. Вот наша команда (профессор Колонтарёв Константин Борисович присутствует, кстати говоря, здесь) – наши профессора молодые, наши медсестры, инженеры. Вот таким образом двигается, я показываю, этот робот. Руки эти являются как бы продолжением моих рук.
Мы приглашаем абсолютно всех посмотреть робот-ассистированную операцию. Если вам это интересно, приходите, да, никакого страха не будет там.
Вот инструменты. Посмотрите, это микроинструменты. Они повторяют любое движение руки, абсолютно любое движение руки. И они такие сильные… Знаете, как раньше, кто служил, знает, когда нужно было руками вытащить шуруп. Мне говорил прапорщик: "Да ты руками вытаскивай, зачем тебе отвертка?" Ну и руками вытаскивали.
Вот то же самое – роботом можно этот шуруп выкрутить.
Вот Светочка показывает камеру – камеру, которая непосредственно устанавливается, очень надежно. Все это сделано в Америке.
Но самое главное не это – самое главное то, что за каждую операцию мы платим Америке. Мы платим за одноразовые инструменты, за каждый инструмент мы платим Америке, как и весь мир тоже абсолютно, как и весь мир.
Операция эта выполняется за специальной консолью. У нас этих консолей несколько, поэтому, когда вы придете, любой студент приходит или молодой врач, мы учим, и профессор Колонтарёв учит непосредственно, и наши другие профессора (их очень много) учат наших молодых врачей вот этим манипуляциям (видите?), вот таким, тонким за этими консолями, где они сидят, оперируют (ну и, естественно, тоже я). Каждый божий день мы это делаем. Еще раз я приглашаю всех посмотреть.
Вот это робот-ассистированная система. Если поставить ее сюда, то она займет практически все это пространство. Вот такая система. Она огромного размера. Повторяю, их 30 штук в России, их 5 тысяч штук в Америке, их 6 тысяч во всем мире, соответственно, это легко посчитать. Вот такая вот машина.
Эта машина, естественно, стерильная, обрабатывается специально, к ней специальные растворы. И вот таким образом она двигается, проникая в самые недоступные места. И это, конечно, очень и очень важно.
Слайд.
Непосредственно когда спрашивают, что же значит робот Da Vinci – это то, что вы сейчас видели. Но это только инструмент, сам он не работает никогда.
Дальше.
И вы знаете, на самом деле в чем смысл этой хирургии и почему она так изменила вообще всю хирургию в мире? Это очень интересный момент. Мне, как главному специалисту, что очень важно? Вы говорили о потрясающем месте – Амурский регион, Амур. Да любой регион России… Урология в этом регионе должна быть такая же, как урология в Москве, урология в Санкт-Петербурге, урология в Ростове, где хотите. Это должны быть одинаковые специалисты.
Ну, центры – это очень важно. И центрами вообще на самом деле очень многие вопросы будут решены. Но это а) люди и это б) оборудование. И мы прекрасно понимаем, что присутствие стандартной робот-ассистированной хирургии, конечно, стандартизирует подход. И я могу абсолютно четко сказать нашим коллегам в Новосибирске, которые, вы знаете, на высочайшем уровне: пожалуйста, соблюдите вот этот чек-лист непосредственно, все этапы. Они должны быть одинаковы. Почему? Моя операция в Москве вот такая – и ваша вот такая же.
И для меня не может быть американской технологии, которая присутствует во всех регионах, и она абсолютно одинаковая в аспекте моей страны. Поэтому в 2014 году (слайд) мы начали "Московскую роботическую программу". В дальнейшем была получена премия Москвы за "Московскую роботическую программу". И мы одновременно с этим начали (слайд) разработку нашего, отечественного робота. Вот поэтому робот-ассистированная хирургия – линия фронта. Вот поэтому – по той простой причине, что в нашей стране не может быть 2,5 тысячи робот-ассистированных машин, сделанных в США.
Дальше.
Перед тем как я расскажу про нашу технологию, про нашу разработку, на каком она этапе, очень важно понять, что есть статистика, которая может нас всех удивить. Раньше (и мы прекрасно помним, мы выросли так), приходит человек: "Марья Ивановна, Вы что хотите, какую операцию?" – "Как врач скажет. Какую Вы скажете, Дмитрий Юрьевич". И вы знаете, этот пациент был любимый наш пациент. Почему? Это доверие – это доверие к нашей школе, к нашей российской технологии. Это очень приятно.
Сегодня пациент другой. Сегодня 6 процентов пациентов только говорят: "Какую Вы скажете операцию". Сегодня говорят (вы помните, все вы знаете лапароскопию): "А лапароскопически это можно сделать?", – первое. А сегодня почти 90 процентов говорят: "Мы хотим операцию робот-ассистированную". И это за 15 лет.
Почему? Это 3D, это микроруки, домой – завтра, мужская операция не трогает потенцию (извините, я могу сказать это в этом зале), женская операция полностью обеспечивает все функции. Минуточку, это как? Это качество жизни. Секунду назад нам говорила об этом Валентина Ивановна, и каждый день об этом говорят Валентина Ивановна и все наши руководители, включая Андрея Владимировича, естественно, которому огромная благодарность за сопровождение сегодняшнего выступления.
Дальше.
И какая мечта, мечта у меня, у мальчика, смотревшего на эту нашу высотку на Каланчевской набережной (мы бегали туда в кино)? Мечта моя, конечно, была встретить наших инженеров, которые сделали наше, русское оружие и которые сделают нашего, русского робота. И мы таких инженеров встретили. И сегодня профессор Шептунов Сергей Александрович, который руководит группой таких инженеров, присутствует здесь, в этом зале, но, к сожалению, на галерке (об этом отдельный разговор).
Следующий слайд.
И вот с группой инженеров непосредственно мы встретились и поставили задачу. Понимаете, почему век хирурга очень короткий? Почему? Никакая женщина, никакой мужчина не хочет оперироваться у хирурга 35–36 лет: "Сколько, Дмитрий Юрьевич, Вам лет? Такой молодой? Нет-нет", – это 45–65 лет. Вот это век хирурга, понимаете? Он очень короткий. Век инженера – длинный, век политика – вечный, мы это прекрасно понимаем, а век хирурга – короткий, и мы должны это сделать.
И мы нашли группу инженеров, которой поставили задачу сделать нашу машину (слайд), и эта машина в 2014–2015 годах обрела формы машины. Мы от нее отказались, мы сказали, что эта машина не подходит. Хотя она была представлена премьер-министру Японии Синдзо Абэ по поручению нашего руководителя Владимира Владимировича, как вы понимаете (дай бог здоровья), президента нашей страны. Непосредственно с Кириллом Дмитриевым в рамках РФПИ мы представили на нашем Петербургском международном экономическом форуме нашего маленького робота, который был тогда прообразом того, о чем мы сейчас говорим.
Слайд.
И, конечно, вы прекрасно знаете, РФПИ – это люди другого толка, они никакого отношения не имеют к медицине, к хирургии. Они говорят: "Дмитрий Юрьевич, дайте нам, пожалуйста, цифры". У нас по цифрам профессор Шептунов, потому что математика и инженерия – это близко. Цифры, которые нам надо было внести (этот робот и эти инструменты, сделанные у нас, в России) в ОМС. Почему? Потому что мы становимся автоматически первой страной, которая вносит робот-ассистированную хирургию в систему ОМС. Почему? Потому что я против системы ВМП. Прошу прощения, дай бог здоровья Галине Николаевне. Она прекрасно об этом знает, потому что ВМП – это не для всех. Мы отходим от ВМП, и это правильно, это поручение президента, это поручение министра. Почему? Потому что тарифы ВМП должны войти в ОМС. Мы можем себе это позволить, и мы уже это делаем, и это очень важно.
Поэтому мы дали вторую задачу – кроме робота сделать наши, российские инструменты (слайд), и они сделаны. Вот они. Все, что вы видите на этом слайде, сделано в России, инструменты сделаны в России. И сегодня мы начали операции на живых животных, и операции на живых животных должны быть закончены и могут быть закончены, естественно, при адекватной инвестиции, и об этом отдельный разговор, могу прийти со следующим докладом об этом, и только об этом.
Что касается непосредственно этих инструментов, они все сделаны нами в ИКТИ РАН, они могут быть сделаны не только на нашем заводе здесь, в Москве, Подмосковье, но и на других заводах нашей страны. Это очень важно, чтобы мы понимали. И эти движения, которые вы видите, сегодня управляются нами. Вот наши инструменты. Поверьте, они ничем не хуже, чем инструменты системы Da Vinci. И они на этой "виноградинке" – микродвижения, так же как мы делаем на каких-то жизненно важных органах, будь то сердце, или легкое, или предстательная железа, или матка, как хотите, таким же образом…
А это еще и наш отечественный лазер, который мы внедрили непосредственно в робота и который может делать все, от лазерной абляции до лазерного шва, если это необходимо. В урологии это не так применяется, например, как в кардиохирургии или в легочной хирургии.
Вот это для меня линия фронта – линия фронта, когда мы действительно должны завершить начатую разработку. И я уверен, что Совет Федерации, конечно, нам в этом поможет, как нам в этом помогут и остальные наши государственные структуры, по той простой причине, что это действительно очень-очень важно.
И последний слайд.
Я хочу вам сказать, что в России создан робот-ассистирующий хирургический комплекс, который сегодня находится на стадии испытаний (назовите это так) на живых животных. Стадия просто непосредственно животных экспериментальная прошла, успешно завершена. Сегодня это российские инструменты, сегодня это робот, который входит в программу ОМС. Это инструменты все одноразовые, сделанные в России нашими инженерами. И, конечно, мы надеемся, что продолжим, если не с РФПИ, то с любым другим источником финансирования, который позволит нам закончить, завершить начатое вот это огромное направление – и разработку, и непосредственно уже утвердить российский роботохирургический комплекс.
Мы думаем, что он может называться и "Звезда", он может называться и "Победа". Почему? Потому что американцы сделали хитро. Они сделали так. Называется робот – Da Vinci. И теперь они говорят: вы не говорите "роботическая хирургия" – вы говорите "da Vinci-хирургия", вы не говорите "удаление желудка роботическое" – вы говорите "da Vinci-удаление желудка" или "da Vinci-удаление простаты". Вот так они говорят. А мы будем говорить, например: "Победа". Мы будем говорить: Victory, – и будем говорить "victory-удаление простаты". Это тоже интересно. Почему? Потому что это должно звучать еще сегодня – не только для нашего уха, но и для всех наших международных коллег.
Для меня была абсолютная честь быть сегодня с вами. Я искренне благодарю вас за приглашение. И, конечно, вся урология страны – к вашим услугам. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо огромное, Дмитрий Юрьевич.
У меня какая просьба? Вы сформулируйте, пожалуйста, в наш адрес, какие помощь и поддержка Вам нужны (я Галине Николаевне поручу, комитетам соответствующим, мы проработаем с правительством), что нужно конкретно, чем мы можем Вас поддержать, чтобы ускорить решение тех проблем, которые есть.
Коллеги, вот какая мы талантливая страна! Мы лидеры во многих, самых разных сферах. Нам есть чем гордиться.
Дмитрий Юрьевич, спасибо Вам, как профессионалу, как энтузиасту, как такому двигателю нового направления в медицине.
И, конечно же, такие люди нуждаются в ручной поддержке, вот в конкретной, штучной поддержке.
Мы Вам обещаем, что мы активно подключимся к этой работе. Ну, не зря же Вы к нам пришли, не только для того, чтобы так красиво, интересно выступить, – должна быть и для Вас какая-то отдача.
Спасибо огромное. Вам успехов! И, пожалуйста, ждем Ваших предложений. Благодарю Вас. Спасибо еще раз. Спасибо. (Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments