17. 1078991-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов»
Документ внесен правительством 18.12.20.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак.
Законопроектом предлагается наделить Министра юстиции РФ правом без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.
Первое чтение 401 0 0 14:10
Стенограмма обсуждения
17-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя Министра юстиции Андрея Викторовича Логинова.
Логинов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Положениями законопроекта предлагается внести изменения в Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы", в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении" и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Эти изменения предусматривают наделение Министра юстиции правом посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.
Законопроект подготовлен в целях всестороннего и планомерного осуществления возложенных на Министра юстиции полномочий ознакомления с деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе, с соблюдением условий содержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, что будет способствовать повышению эффективности соблюдения прав, свобод и законных интересов данной категории граждан.
Законопроект прошёл все необходимые согласования. Прошу поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Николая Ивановича Рыжака, пожалуйста.
Рыжак Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы прослушали доклад заместителя министра юстиции, конечно, мы поддерживаем данный доклад.
Но я хотел бы остановиться на ряде ключевых моментов, которые актуализируют нынешнее выступление заместителя министра и содержат в себе ряд вопросов, адресованных в том числе и нам, и Министерству юстиции. Как же так получилось, что на протяжении длительного времени руководитель, которому подведомственна служба, не имел права посещения без согласования подведомственной ему службы?
А ведь именно Министерство юстиции вырабатывает государственную политику в этой сфере, одна из важнейших функций, добивается нормативного правового регулирования исполнения наказаний, уголовных наказаний от этой службы, готовит доклады президенту, заслушивает по результатам деятельности, направляет, по сути, эту деятельность.
Я почему, Андрей Викторович, заостряю внимание? Потому что в своё время, года три назад мы заслушивали министра юстиции и предметно разговаривали в том числе и на эту тему. И вот такое длительное, временное нерешение важнейшей функции.
Возникает вопрос, а как же будет посещать подведомственные ему учреждения заместитель министра, курирующий эту службу? Мы что, ещё раз будем собираться? Или это регулируется какими-то внутриведомственными инструкциями?
И возникает третий вопрос. Речь уже идёт не о пробеле правовом, а речь идёт уже о казусе, а как же осуществляется взаимодействие с теми, кто обязан по роду службы отслеживать те вопросы, как ведут себя заключённые, не только с точки зрения соответствия международным нормам их содержания, а с точки зрения контроля за преступными авторитетами, за участниками организованных преступных сообществ, ведь это же единый оперативный, я бы сказал, такой информационный фон. Они не должны уходить из поля зрения служб, которые призваны отслеживать деятельность этих специфических субъектов.
Он как должен, оперативный уполномоченный, с кем согласовывать, когда минуты решают правильность или неправильность принятого им служебного решения? Вы понимаете, насколько важный вопрос мы сейчас рассматриваем, и какой мощный правовой пробел мы наблюдали все эти годы?
Конечно, Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддержал концепцию законопроекта, подготовил положительное заключение решения комитета, но я ещё раз обращаюсь к нашему сообществу депутатскому, что вот такие моменты не должны уходить из нашего поля зрения. Они несут и отражаются самым негативным образом на самочувствии, я знаю, на самочувствии самого ведомства, подчинённых и, я скажу, тех, кто отбывает наказание.
В своё время Евросоюз настоял и мы приняли о том, что ведомство перешло из органов МВД в Минюст. Как всегда мы и здесь не совсем точно всё отрегулировали. И вот эти наши отступления, вот эти наши слепые поминовения тем, что нам диктует Евросоюз, откликаются вот такими решениями. Конечно, надо поддержать, ну и сделать соответствующие выводы. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список.
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. Сухарев И. К., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Андрей Викторович, вопрос к вам.
Понятно, что на сегодняшний день вот этим правом, которое сегодня, я уверен, мы вам предоставим, наделены также и президент Российской Федерации, и депутаты, и сенаторы Совета Федерации Федерального Собрания. Но, однако, даже учитывая эти полномочия, мы не можем общаться с теми, кто осужден, является обвиняемым либо подозреваемым. Не считаете ли вы нужным по аналогии с Уполномоченным по правам человека дополнить ваше право без специального разрешения беседовать с подозреваемым либо обвиняемым, содержащимся под стражей, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под стражей видеть беседующих, но не слышать их? Спасибо. Логинов А. В. Спасибо за вопрос.
Конкретный вопрос, я полагаю, был вызван совсем недавними обстоятельствами, с которыми столкнулись коллеги наши депутаты в следственном изоляторе, куда они отправились во исполнение своих полномочий, предусмотренных данным законом федеральным.
Но действительно я хочу обратить внимание, что, когда речь идет об общении с подследственными, в частности, подозреваемыми и обвиняемыми, свидание с ними может быть предоставлено только на основании письменного разрешения лица или органов, в производстве которых находится уголовное дело. Министерство юстиции здесь не претендует на такого рода полномочия и расширение этих полномочий. И, по сути дела, кажется, что здесь-то баланс есть. Есть следственные органы, они ведут эти вопросы. И, соответственно, разговор с ними дозволяется вот только с согласия этих следственных органов.
Что касается заключенных, уже осужденных в исправительных учреждениях, то там, собственно говоря, такого рода ограничения не действуют. Такого рода контакт вполне возможен, если, повторяю, речь идет о содержании, о базовых условиях функционирования исполнительной системы.
Я, пользуясь возможностью, может быть, предвосхищая полномочия, вернее, когда мне придется выступать в целом, я бы очень поблагодарил Николая Ивановича за его, собственно говоря, глубокий анализ. Это ведь действительно у нас получилась некая коллизия. До 1998 года... У нас, кстати, четко надо понимать, что в отношении вот этих наших следственных колоний, тюрем и так далее, то есть учреждений ФСИН, у нас судебное исполнение наказаний... в отношении этих учреждений у нас вся деятельность разделяется либо на правоприменительную, либо на контрольно-надзорную. И правоприменительная, и контрольно-надзорная сегодня в Федеральной службе исполнения наказаний.
До 1998 года контрольно-надзорная и соответственно всё вытекающее было у МВД. С 1998-го до 2004 года... в 1998 году от МВД всё" передали Минюсту, включая контрольно-надзорную функцию. Но в 2004 году создали ФСИН, и у Минюста контрольно-надзорной функции не осталось, она ушла во ФСИН. Минюст остался только по выработке государственной политики. В 2010 году мы приняли концепцию, утвердил президент, развития системы исполнения наказаний до 2020 года. Сейчас мы готовим как бы её продолжение в развитие, все эти концептуальные положения, но должен вам отметить, что действительно этот вопрос стоит, поставлен остро.
И действительно, с точки зрения сравнительного правоведения, я вам зачитаю один абзац из заключения нашего Института сравнительного правоведения и законодательства, возможность...
Председательствующий. Добавьте время, да.
Логинов А. В. Сложившийся в Российской Федерации организационно-правовой механизм функционирования пенитенциарной системы является уникальным, предполагая наличие специализированного федерального органа уголовно-исполнительной системы, это ФСИН, находящегося в ведении Минюста.
При этом Минюст формально не включён в уголовно-исполнительную систему, в том числе в части возложения на него функций, связанных с непосредственным контролем в пенитенциарной сфере. Вот это ровно то положение, о котором говорил Николай Иванович, я благодарен, что он заострил ваше внимание на этом обстоятельстве. Мы над этим работаем.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите запись. Покажите список.
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.
Моляков И. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги, уважаемый Андрей Викторович! Конечно, наша фракция будет поддерживать данный законопроект, поскольку всякое правовое не вмешательство, а всякий правовой контроль над тем, что происходит в наших СИЗО, в наших колониях, будет нами поддерживаться. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - она организация не только социалистического толка, но и конкретного дела.
Я говорю о Волжском регионе. Волга - это цивилизационный нерв нашего государства, и понятно, строились церкви, за ними шли и тюрьмы. И проблема состоит в том, что многие тюрьмы, которые расположены в поволжских городах, они до сих пор те же самые, которые были созданы царями или до Великой Октябрьской Социалистической революции.
Вот наши Чебоксары, там до сих пор СИЗО-1 расположен в помещении, которое было построено при Екатерине И. Но еще более меня потряс пример СИЗО номер 1 в городе Ульяновске, поскольку это моя зона ответственности.
Вот понимаете, мы даём право как бы законом министру юстиции посещать эти заведения, а я как депутат нормально был принят в этом СИЗО, и меня потрясла следующая вещь. В середине прошлого века тюрьма построена в городе Ульяновске. Я просил бы на это обратить внимание вот Андрея Викторовича. И когда я стал ходить по помещению...
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Коллеги, не отвлекайте докладчика, пожалуйста, к нему обращается выступающий.
Моляков И. Ю. ...то выяснилось, что огромные трещины в здании имеются, огромные трещины имеются в здании. Здание трёхэтажное, третий этаж вообще не функционирует, потому что крыша дырявая, там нельзя содержать контингент, а одна из стен может обрушиться в любой момент, потому что там рядом протекает река Свияга.
Президент Российской Федерации говорит: закон.
Но каким образом будет выглядеть наш закон, когда в СИЗО номер 1 города Ульяновска стена может обрушиться?
Поэтому, уважаемый Андрей Викторович, я бы просил вас обратить внимание на вот этот факт. Люди, которые работают там, они не жаловались, они не говорили, пойди, там выступи и подними этот вопрос, но когда я увидел то, в каких условиях они работают, у меня волосы встали дыбом. Благодарю.
Председательствующий. Спасибо.
Сухарев Иван Константинович.
Коллеги, ещё раз прошу от докладчика не отвлекать. Андрей Викторович, вы тоже не отвлекайтесь, пожалуйста, слушайте выступающих, потому что большинство из них к вам обращаются.
Сухарев И. К. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. И вообще, то есть удивительно, почему до сих пор такого полномочия у нашего уважаемого министра юстиции не было. Но, однако, я считаю, что всё-таки с учетом нашего негативного опыта, который здесь уже был отражен и, собственно говоря, на который указал Андрей Викторович, да, этот опыт был в СИЗО "Лефортово", и
связан он с нашим коллегой, до сих пор, кстати, хочу отметить, что Фургал Сергей Иванович, то есть наш коллега, член партии ЛДПР.
Действительно, в законе в настоящий момент прописано право без специального разрешения посещать депутатам, президенту, сенаторам, более того, осуществлять контроль за условиями содержания наших граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но, однако, несмотря на прописанное право, нам такое право предоставлено не было даже с учетом того, что присутствовал руководитель нашей партии Владимир Вольфович Жириновский. Мы неоднократно осуществляли попытки попасть и пообщаться с Сергеем Ивановичем.
И именно в связи с этим нами был направлен законопроект, сначала разработан, в том числе и с моим участием, и направлен законопроект, который позволяет не только осуществлять контроль И без специального разрешения посещать места содержания наших обвиняемых, подозреваемых и осужденных, но и общаться с ними по аналогии полномочий, которые у нас, собственно говоря, прописаны также в законе и позволяют общаться без специального разрешения, беседовать с подозреваемым, обвиняемым, содержащимися под стражей, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под стражей видеть беседующих, но не слышать их.
Всё это направлено на защиту прав человека, на защиту тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Как говорится: от сумы да от тюрьмы не зарекайся, это наша старая российская пословица.
Поэтому мы надеемся на положительный отзыв как Верховного Суда, так и Правительства Российской Федерации по данным законопроектам. Это будет справедливо. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Иван Константинович. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста. Перминов Д. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Я хотел бы вернуться к рассмотрению данного законопроекта. Данный законопроект направлен на устранение коллизий, о которых подробно рассказали и Андрей Викторович, и Николай Иванович, и он направлен лишь на то, чтобы дать Министру юстиции Российской Федерации право без специального разрешения посещать подведомственные учреждения.
Фракция данный законопроект поддерживает и предлагает принять в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Сергеевич. Андрей Викторович, заключительное слово, если есть необходимость, пожалуйста.
Логинов А. В. Я уже воспользовался отведенным мне временем, даже переборщил, когда комментировал выступление комитета, да, Николая Ивановича.
В отношении конкретных замечаний вот по конкретному объекту мы всю эту информацию, безусловно, сегодня же передадим во ФСИН для принятия мер.
Что касается законопроекта коллеги Сухарева, ну, он в установленном порядке сейчас проходит проработку в Аппарате правительства, и в ближайшее время будет готов официальный отзыв.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Викторович.
Николай Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
На голосование ставится законопроект, пункт 17-й порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 10 мин. 57 сек.)
Проголосовало за 401 чел 89,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 401 чел.
Не голосовало 49 чел 10,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.