leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Наделение муниципальных контрольно-счетных органов районов правами юридического лица – первое чтение

Наделение муниципальных контрольно-счетных органов районов правами юридического лица – первое чтение
20. 1027267-7 Госдума приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля)
Документ внесли 29.09.20Депутаты ГД А.Д.Жуков, О.В.Савастьянова, И.Е.Марьяш (ЕР), И.И.Мельников (КПРФ), И.В.Лебедев (ЛДПР), М.В.Емельянов (СР); Сенаторы РФ Н.А.Журавлев, А.Д.Артамонов, С.П.Иванов, А.А.Салпагаров, В.В. Семенов.
Представила зампред комитета по контролю и Регламенту Ирина Марьяш.
Законопроектом предлагается внесение ряда изменений, направленных на укрепление организационной и функциональной независимости контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Предусматривается, в частности:
- возможность установления законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, содержащейся соответственно в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ и реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов;
- осуществление контрольно-счетными органами экспертизы проектов государственных (муниципальных) программ;
- наделение контрольно-счетных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских округов с внутригородским делением правами юридического лица, если иное не предусмотрено их уставами;
- закрепление за контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований полномочий по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг;
- дополнение полномочий контрольно-счетного органа субъекта РФ по анализу и мониторингу бюджетного процесса в субъекте РФ положением о подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;
- обязанность руководителей проверяемых органов и организаций создавать нормальные условия для работы должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях;
- введение нормы, устанавливающей материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов, уровень которого не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы в других государственных органах субъектов РФ и муниципальные должности и должности муниципальной службы в других органах местного самоуправления.
Первое чтение 405 0 0 14:59

Стенограмма обсуждения
20-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Докладывает Ирина Евгеньевна Марьяш.
Марьяш И. Е., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается законопроект, целью которого является совершенствование правового регулирования деятельности органов внешнего государственного муниципального финансового контроля.
Законопроект межфракционный. В составе авторов представители всех четырёх фракций, политических партий в Государственной Думе.
Уважаемые коллеги, институт внешнего государственного и муниципального финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за более чем 20 лет функционирования накопил очень большой опыт работы. Сегодня контрольно-счётные органы вышли на новый, качественный уровень работы и нет ни у кого сомнения, что является важным звеном в системе государственного и муниципального управления.
Вместе с тем законодательная база, которая сегодня находится в основе деятельности контрольно-счётных органов, существенно отстаёт от потребностей практики и тормозит реализацию контрольно-счётными органами своего предназначения.
С момента шестого федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
прошло чуть более десяти лет, изменились подходы к государственному и муниципальному управлению, внедрены новые методы решения государственных задач. Более того, существенно претерпело изменение само бюджетное законодательство, которое в основе деятельности контрольно-счетных органов.
В 2013 году был принят Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации", в 2014 году - Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а сам 6-й федеральный закон практически не обновлялся.
Уважаемые коллеги, учитывая вышеизложенное, задачи законопроекта следующие - устранить недостатки правового регулирования и создать предпосылки для дальнейшего развития потенциала контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Законопроект предусматривает целый комплекс изменений. Во-первых, изменения направлены на укрепление организационной и функциональной независимости. Для повышения гарантий независимости и самостоятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в статусе муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением законопроектом предлагается по умолчанию наделить их правами юридического лица. При этом контрольно-счетный орган иного статуса может обладать правами юридического лица, но только в случае если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Что касается настоящего времени, то возможность наделения правами юридического лица муниципального контрольно-счетного органа находится в прямой зависимости от решения соответствующего представительного органа. У нас статистика немного устаревшая, на 1 января 2020 года, но вместе с тем, я озвучу, что всего в Российской Федерации создано было 2159 контрольно-счетных органов муниципальных образований, и из них только со статусом юридического лица - 1233, то есть чуть-чуть больше половины.
Во-вторых, вносятся изменения, которые конкретизируют порядок установления штатной численности контрольно-счетного органа. Бесспорно, по-прежнему штатная численность будет устанавливаться правовым актом представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования.
Но в редакции, которую мы предусмотрели законопроектом, устанавливаться она будет по представлению председателя соответствующего контрольно-счётного органа, с учётом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий и обеспечения организационной и функциональной независимости.
Объективности ради необходимо отметить, что во всех... далеко не во всех субъектах Российской Федерации штатная численность контрольно-счётных органов адекватна объёму их полномочий, а законодательные (представительные) органы не всегда придерживаются рекомендаций председателя контрольно-счётных органов.
Предложение по изменению порядка установления штатной численности обусловлено етцё и тем, что в 2018 году мы вносили изменения в 6-й федеральный закон и предусмотрели, что представительные органы муниципальных образований могут заключать соглашения с контрольно-счётными органами субъектов по передаче полномочий.
Более того, с самого начала действия федерального закона 6-ФЗ с 2011 года очень активно применяется норма, согласно которой контроль... представительные органы муниципальных образований сельских и городских поселений могут передавать свои полномочия на уровень муниципального района. И вот по состоянию на 1 января 2020 года заключено было порядка 13 тысяч 293 соглашений. Безусловно, подобная передача полномочий в ряде случаев влечёт за собой значительное увеличение нагрузки на контрольно-счётный орган, и это, конечно, должно учитываться при определении его штатной численности, что сегодня не происходит.
В-третьих, предлагается предоставить право законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органам муниципального образования своими нормативными правовыми актами определять должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, относящиеся к инспекторским должностям, по аналогии с 41-м Федеральным законом "О Счётной палате Российской Федерации".
Далее. Ряд положений законопроекта направлены на закрепление в федеральном законе 6-ФЗ норм, которые корреспондируют с нормами Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" в части реализации тех полномочий, которые предоставлены Счётной палате Российской Федерации в отношении контрольно-счётных органов.
Одно только назову. Предоставлена вот обязанность контрольно-счётным органам утверждать свои стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля с общими требованиями, утверждаемыми Счётной палатой Российской Федерации.
Далее. В целях сближения норм 6-го Федерального закона с 41-м Федеральным законом "О Счётной палате Российской Федерации", а также закрепления полномочий контрольно-счётных органов, предусмотренных иными федеральными законами, законопроектом предусматривается внесение изменений в перечень полномочий контрольно-счётных органов, направленных как на дополнение его новыми полномочиями, так и на уточнение ранее установленных. Здесь речь идёт и о приближении к нормам 172-го Федерального закона "О стратегическом планировании", и по 44-ФЗ, там, где необходимо проводить аудит закупок.
Уважаемые коллеги, еще есть ряд изменений, я на них останавливаться не буду в силу... (Микрофон отключён.)
Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Добавьте минуту.
Марьяш И. Е. Спасибо большое, учитывая, что я делаю содоклад и от комитета.
Значит, я не буду на них останавливаться, если возникнут вопросы, я отвечу.
Комитет ответственный за рассмотрение данного законопроекта, значит, подготовил заключение, отмечает важность совершенствования законодательства, устанавливающего общие принципы организации деятельности контрольно-счётных органов, полагает необходимым доработать законопроект с учётом всех замечаний и предложений, которые поступили в течение 30 дней в наш комитет и к первому, и они должны были быть учтены ко второму.
Какие замечания в основном? Это по установлению переходных положений в случае изменения статуса контрольно-счётного органа, особого порядка вступления в силу. Значит, осуществление полномочий по экспертизе проектов государственных программ, по установлению штатной численности и так далее.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который является комитетом... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте ещё минуту, потому что содоклад и доклад...
Марьяш И. Е. ...поддерживает законопроект в первом чтении. Комитет Совета Федерации также поддерживает.
Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве законопроект поддерживает при условии его доработки.
В частности, вот правительство обращает внимание на установление переходного периода, либо определение статуса. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало ряд замечаний, которые будут учтены ко второму чтению. Что касается отзывов от субъектов Российской Федерации, 106 поступило, 4 из них отрицательные, консолидированными можно считать 43, все они положительные.
Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что в ходе подготовки законопроекта проводилась большая работа непосредственно с самими контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований, которые очень ждут принятия данного закона, работа проводилась и с экспертами. Комитет... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Ирина Евгеньевна.
Коллеги, пожалуйста, вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите запись. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н. Ирина Евгеньевна, не рассматривали ли вы на комитете возможность вот перейти к формированию контрольных органов и назначению руководителей контрольных органов в субъектах Российской Федерации, муниципалитетами напрямую от Счётной палаты Российской Федерации, для того чтобы их абсолютно максимально сделать независимыми от парламентского большинства в субъектах Российской Федерации, от действующих представителей исполнительной власти, которые, как правило, являются представителями той же самой партии, которая имеет большинство в городской Думе, в областной, и она в принципе и формирует эту законотворческую базу? Не рассматривается ли вот в перспективе такой вариант?
Марьяш И. Е. Спасибо большое.
Что касается настоящего законопроекта, то отмечу, мы внесли изменения, предлагаем изменения, согласно которым представительные органы муниципальных районов, сельских поселений, городских поселений могут обращаться на уровень счётной палаты субъекта своего, чтобы согласовать кандидатуру по назначению. А если далее, что мы предусматриваем, на уровень Счётной палаты Российской Федерации муниципальные представительные органы власти, а также сельских поселений, городских и районного уровня, и субъектового уровня могут выходить на уровень Счётной палаты Российской Федерации, чтобы, значит, дана была оценка деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования того или иного уровня или субъекта. Мы пока остановились вот на этой позиции.
Если у вас будут предложения, мы согласны их рассмотреть ко второму чтению.
Председательствующий. Спасибо.
Кто хотел бы выступить от фракций? Нет.
Полномочный представитель президента? Правительства?
Заключительное слово, Ирина Евгеньевна? Нет желания.
Ставится на голосование 20-й вопрос нашей повестки — о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Первое чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 59 мин. 26 сек.)
Проголосовало за 405 чел. 90,0 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 405 чел.
Не голосовало 45 чел. 10,0 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments