leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минспорта Олег Матыцин рассказал сенаторам о детско-юношеском спорте - окончание

Минспорта Олег Матыцин рассказал сенаторам о детско-юношеском спорте
7. Правительственный час 499-го заседания СФ «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации»
окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8549593.html

Из стенограммы 499-го заседания СФ 17.02.21
О.В. Матыцин. Спасибо большое за вопрос.
В настоящее время Минспорт совместно с Минфином активно работает после, как вы знаете (наверняка знаете), принятия в первом чтении Государственной Думой проекта закона. Закон направлен на то, чтобы люди, которые пользуются физкультурно-оздоровительными услугами, получали налоговый вычет в сумме в год до 120 тыс. рублей, таким образом, максимальный возврат составит 15 600 рублей.
Сейчас прорабатывается вопрос, связанный с перечнем этих физкультурно-оздоровительных услуг, над чем Министерство спорта работает. В Российской Федерации в настоящее время действует порядка 177 тысяч организаций, которые такие услуги оказывают, как государственных, так и негосударственных, частных. И для нас сейчас важно определить механизм предоставления этого социального налогового вычета, для того чтобы… Он вступит в силу с 1 января 2022 года, до этого времени нам необходимо проработать все нормативные документы вместе с Министерством финансов.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Аркадьевич Климов, пожалуйста.
А.А. Климов. Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
У нас такой вопрос есть, Олег Васильевич, от Пермского края. Вы совершенно правильно говорили, и неоднократно говорили, о том, что надо вовлекать в занятия физкультурой и спортом прежде всего тех, кто живет в наших муниципальных образованиях. Но не секрет, что когда мы проводим очень высокого уровня мероприятия, допустим, всероссийские физкультурные мероприятия, то все они тоже проходят не где-то в абстрактном пространстве, а на земле. В то же время, как говорят мои коллеги из Пермского края, федеральные законы сегодня такого рода участие (непосредственно в самом тексте федерального закона) не предполагают.
И в этой связи каково Ваше отношение к тому, чтобы к вопросам местного значения были отнесены также вопросы, связанные с организацией и проведением всероссийских физкультурных мероприятий? Спасибо.
О.В. Матыцин. Я думаю, что если такой вопрос поднят, то он как минимум заслуживает более пристального внимания с нашей стороны. Готовы его проработать, потому что мы считаем, что управление сферой физической культуры и спорта… Понятно, что в соответствии с Конституцией у нас распределение полномочий существует, и именно с этим связан Ваш вопрос.
Но что касается мероприятий, проведения мероприятий, ответственности, Вы правильно сказали, что в конце концов в муниципальных образованиях… Кстати, тоже большой вопрос, у нас, по нашей статистике, в порядка 18 процентах муниципальных образований нет ни одной штатной единицы, человека, который бы отвечал за развитие физической культуры и спорта. То есть вопрос в том, что мы готовы делегировать туда какие-то полномочия, но кому делегировать – это тоже надо понять.
Так что давайте совместно подумаем. Готовы найти конструктивное решение. Но повторяю: прежде чем передавать и прежде чем разделять ответственность, надо понимать сферу этой ответственности.
Председательствующий. Спасибо.
Арсен Сулейманович Фадзаев, пожалуйста.
А.С. Фадзаев, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Спасибо.
Олег Васильевич, сегодня на "правительственном часе" мы рассматриваем вопрос развития детско-юношеского спорта. У государства есть понимание, что вопрос развития детско-юношеского спорта важный и решать его надо системно.
Мы знаем, в какой непростой ситуации сегодня находятся детские тренеры. Их заработная плата сегодня составляет в среднем от 18 до 20 тыс. рублей. К сожалению, это слабо обеспечивает их социальный статус.
По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был разработан законопроект, определяющий статус педагога для детских тренеров. В ноябре 2020 года правительством был одобрен законопроект и внесен в Госдуму. Как мы сегодня знаем, в первом чтении законопроект принят. Первый шаг к решению проблемы сделан. Это уже хорошо. Но мы с вами все понимаем, что этого недостаточно. Поддержка детских тренеров недостаточна.
У меня вопрос. Планируется ли… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, пожалуйста, Арсен Сулейманович.
А.С. Фадзаев. Планируется ли дополнительно разрабатывать меры поддержки молодых специалистов? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Вы отметили уже, что в первом чтении законопроект принят Государственной Думой. И это, наверное, ключевой элемент социальной гарантии и социальной защиты людей, тренеров, которые работают с детьми. Мы понимаем, что тренер – это человек, который фактически не имеет… Мы говорим о продлении отпуска, о социальных гарантиях… Тренер – это человек, который фактически 24 часа находится в зале и отвечает за ребенка, является вторым отцом или матерью этим детям. И, конечно же, наша общая задача – сделать так, чтобы он как минимум чувствовал себя комфортно.
С точки зрения повышения заработной платы – мы надеемся, мы уверены просто, что закон будет принят в том виде, который позволит обеспечить среднюю заработную плату не меньшую, чем у педагогических работников, при этом сохранив все стимулирующие надбавки (это тоже очень важно), связанные с переходом детей с этапа на этап, с квалификацией тренера, с достижениями детьми определенных результатов.
Что касается поддержки молодых тренеров, готовы подумать над этим. У меня конкретного решения сейчас нет. Но вопрос поддержки молодых специалистов, именно вот этой категории, важен, считаю, что необходимо его рассмотреть. Как раз, может быть, сейчас самое правильное время – при доработке ко второму чтению законопроекта.
Председательствующий. Спасибо.
Елена Геннадьевна Зленко, пожалуйста.
Е.Г. Зленко, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
Уважаемый Олег Васильевич, как Вы оцениваете роль и значение социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии детско-юношеского спорта?
О.В. Матыцин. Оцениваю высоко. И мы делаем все необходимое. Министерство спорта предоставляет с 2019 года ежегодные гранты этим организациям. В этом году, если я правильно помню, 25 организациям будут такие гранты предусмотрены на сумму 180 млн рублей. Считаем, что надо вовлекать максимально сообщество, общественность, все организации, которые имеют интерес к развитию и популяризации детско-юношеского спорта.
Председательствующий. Спасибо.
Юрий Викторович Архаров.
Ю.В. Архаров, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Сахалинской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! Актуальными остаются проблемы по оснащению необходимым спортивным инвентарем и оборудованием физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и укреплению их материально-технической базы. От этого во многом зависит качество тренировочного процесса и спортивной подготовки спортсменов. Минспорт уделял особое внимание софинансированию мероприятий по поставке и оснащению объектов спортивно-технологическим оборудованием. Планируется ли дальнейшая работа по данному направлению? И возможно ли расширение такого оборудования? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Абсолютно правильно Вы отметили: важно не только построить объект и, понятно, обеспечить его квалифицированным кадровым персоналом, но и материально-техническое оборудование. В 2020 году в субъекты Российской Федерации уже поставили 500 комплектов оборудования, большинство которых были направлены как раз в детско-юношеские спортивные школы. В 2021 году планируется поставка еще 400 таких комплектов. И надеемся, что… Сейчас ведется работа по продлению поставки оборудования на период 2022–2024 годов и, самое главное, расширению перечня оборудования. Тем более что, повторяю, мы сейчас говорим о реализации первого этапа стратегии, скажем так, о доработке федеральных образовательных стандартов и создании максимально комфортных условий в организациях, которые проводят спортивную подготовку.
Поэтому такая работа ведется, конкретные результаты уже есть. И на 2022–2024 годы мы планируем ее продолжить.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Юрьевич Фабричный.
С.Ю. Фабричный. Спасибо, Валентина Ивановна.
Олег Васильевич, о принципе "не навредить", когда речь заходит об изменениях в законы об образовании и о физкультуре и спорте, мы услышали. Спасибо.
Тем не менее я хочу поддержать настрой моего коллеги Исакова Эдуарда Владимировича, потому что законопроект ведь влечет за собой не только необходимость получения лицензии в ведомстве образования, не только потенциальный двойной контроль за учреждениями со стороны ведомств спорта и образования, но это еще и дополнительные расходы из региональных бюджетов, которые пока не предусмотрены.
Поэтому мой вопрос такой: предусмотрено ли софинансирование расходов в случае принятия законопроекта в том виде, в котором он существует, в том числе на ежегодной основе? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Я разделяю Вашу озабоченность. И, как я Эдуарду Владимировичу сказал, мы готовы до второго чтения максимально учесть все ваши предложения.
Расходы предусмотрены, в рамках реализации программы развития физической культуры и спорта мы ежегодно из средств федерального бюджета выделяем субсидию порядка 1,5 млрд рублей. Планируем ее увеличить. Но у меня нет розовых очков (вернее, может быть, они где-то и есть, но я их не ношу) с точки зрения понимания проблемы – что основная нагрузка, конечно, ляжет на регионы. И, конечно же, мы в первую очередь должны учитывать нынешнюю экономическую ситуацию, социальную ситуацию в каждом из регионов, прежде чем принимать окончательное решение.
Председательствующий. Спасибо.
Анатолий Иванович Широков.
А.И. Широков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Магаданской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич! Минспортом России в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации взят курс на цифровую трансформацию сферы физической культуры и спорта. Как цифровые технологии повысят доступность спорта для граждан? И в этом случае сохранятся ли при внедрении платформы Минспорта существующие уже в отрасли цифровые решения? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Как отразятся? Считаю, что повысят эффективность управления отраслью. Первая задача, первый этап, надеюсь, будет реализован – до конца 2021 года такая платформа будет создана. Она предполагает включение всех объектов спорта на территории Российской Федерации с разной ведомственной принадлежностью, понимание информации, кто на этих объектах работает, и всех аспектов, связанных, повторяю, с проведением соревнований и тренировочного процесса там.
По поводу предоставления услуг и того, как интегрированы уже существующие платформы. Мы знаем, что во многих регионах Российской Федерации уже есть эффективный опыт цифровизации предоставления услуг, в частности в Москве такой опыт имеется. Мы активно изучаем его. Как вы знаете, сейчас в каждом федеральном ведомстве есть специальное подразделение и один из заместителей курирует это направление. В данном аспекте мы уже провели большую аналитическую работу по всем регионам, по федерациям, которые также активно в этом участвуют (в частности, по Федерации хоккея, Континентальной хоккейной лиге), и максимально будем интегрировать существующие программы в общую цифровую платформу, которая разрабатывается Министерством спорта.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть предложение дать возможность задать вопрос Андрею Владимировичу Яцкину и вопросы прекратить, потому что есть желающие еще выступить. К тем, кто не успеет задать вопрос, просьба в письменном виде направить, и мы попросим Олега Васильевича лично сенаторам ответить на их вопросы. Нет возражений?
Пожалуйста, Андрей Владимирович Яцкин.
А.В. Яцкин, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ростовской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич, спасибо за открытую позицию министерства по поставленным в Совете Федерации вопросам.
Меня интересует такой вопрос. Детям нужны кумиры. Кумиры рождаются, как правило, на соревнованиях, в том числе и на международных. Я помню последнее такое международное соревнование, в нем в том числе и Вы принимали участие, – это зимняя универсиада в нашей стране. Хотел бы уточнить: удалось ли министерству, правительству в целом отстоять в 2021 году проведение таких международных соревнований на территории Российской Федерации? И, если удалось, какая подготовка ведется в данном направлении? Спасибо.
О.В. Матыцин. Спасибо большое.
Первое, по поводу кумиров. В этом зале Арсен Фадзаев, Александр Карелин, которые являются кумирами для тысяч, миллионов людей. Я думаю, что, конечно же, мы должны делать всё необходимое, тем более мы сегодня говорим о детско-юношеском спорте, чтобы герои были максимально доступными. Со стороны Министерства спорта будем организовывать программы (мы с Александром Александровичем Карелиным уже какие-то проекты проговорили), чтобы дети знали, стремились, подражали, занимались спортом.
По поводу проектов, право на которые получила Российская Федерация. В соответствии с решением Спортивного арбитражного суда там, где подписаны контракты и гарантированы со стороны Российской Федерации права на проведение, эти проекты будут сохранены. Мы уже получили подтверждение от ряда международных спортивных федераций. А те проекты, которые находились на стадии согласования… К великому сожалению, если они не законтрактованы, то большая вероятность, что они будут перенесены на более поздний срок.
Но я считаю, что в ближайшие годы Россия уже получила право на проведение крупных международных соревнований – это и чемпионат мира по волейболу, это и чемпионат Европы, который состоится в этом году, это всемирная Универсиада 2023 года в Екатеринбурге, это Специальная Олимпиада в следующем году в Казани. И у нас очень большой наш, российский, календарь. Я всегда говорю, что давайте думать прежде всего о том, чтобы здесь наша система была эффективной, работала регулярно. Те стандарты, которая Россия определила при проведении международных и российских соревнований, являются международными стандартами. К нам хотят ехать, и у нас уже, я вас уверяю, стоит очередь. После того, как будут сняты санкции, Россия получит еще много-много красивых международных проектов.
Председательствующий. Спасибо, Олег Васильевич, за конкретные ответы на вопросы. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.
Позвольте предоставить слово Галине Сергеевне Изотовой, заместителю Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Галина Сергеевна, пожалуйста, Вам слово.
Г.С. Изотова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Счетная палата проводит мониторинг и анализ целевых показателей стратегических и программных документов в сфере физической культуры и спорта. Прошедший год стал знаковым: завершена реализация "Стратегии-2020", утверждена новая стратегия, до 2030 года, разрабатывается проект новой концепции развития детско-юношеского спорта.
Подробно остановлюсь на ряде вопросов и именно показателей, требующих особого внимания при подготовке проекта концепции.
По данным Минспорта, на начало 2020 года массовым спортом занимались 58,6 миллиона человек, или 43 процента населения в возрасте от трех до 79 лет. Положительная динамика роста физической активности населения обеспечивается в первую очередь за счет детей и молодежи, доля которых, как сказал Олег Васильевич, действительно очень высокая – 85 процентов. При этом надо отметить, что, по результатам наблюдений Росстата за 2018–2019 годы, 43 процента детей в возрасте от трех до 15 лет не посещали спортивные занятия.
За время реализации "Стратегии-2020" не удалось, к сожалению, устранить причины, ограничивающие массовое участие граждан, в том числе детей и молодежи, в занятиях спортом, к которым относятся проблемы финансовой и физической доступности. Так, в 2019 году самые низкие по стоимости занятия в бассейне без тренера были недоступны 56 процентам населения, а с тренером – 75. Кроме того, по данным Росстата, 69,4 процента прилегающих к домам территорий не оборудованы для занятий спортом. Важно отметить и то, что под потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, адаптировано только 27,5 процента спортивных объектов.
К 2030 году планируется увеличить число занимающихся детским и юношеским спортом до 90 процентов, что в два раза превышает фактические значения показателей в ряде регионов. Так, на начало 2020 года в Самарской области показатель составил 39,8 процента, в Забайкальском крае – 38,5. Решать проблему необходимо с учетом местных предпочтений видов спорта, возрастной структуры и состояния здоровья населения, а также его финансовых возможностей.
Стоит отметить, что методика расчета граждан, систематически занимающихся массовым спортом, не учитывает тренирующихся самостоятельно. Также имеет место многократный учет детей, посещающих несколько спортивных организаций.
Счетной палатой выявлены существенные расхождения данных статотчетности Минспорта с ключевыми показателями. И мы с Олегом Васильевичем очень подробно, конечно, это обсудили. И мы рады, что сегодня Министерство спорта уже предпринимает соответствующие шаги по наведению порядка в этом вопросе.
Кроме того, остро стоит вопрос кадрового обеспечения в образовательных учреждениях. Наблюдается ежегодный рост вакансий учителей физкультуры. Для решения проблемы дефицита соответствующих педагогов целесообразно предусмотреть для них меры социальной поддержки.
Несмотря на неполную обеспеченность регионов объектами спорта (в среднем это 55,7 процента), загруженность указанных объектов в целом по России в 2019 году составила 72 процента. При этом спортивные объекты при школах открыты только в часы их работы, зачастую являясь единственными в сельских населенных пунктах. Необходимо разработать механизм по использованию спортивной инфраструктуры образовательных организаций во внеурочное время.
В заключение, уважаемые коллеги, отмечу, что расширение практики государственно-частного партнерства позволит не только повысить уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, но и создаст условия для доступности спортобъектов и услуг для всех категорий граждан. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое, Галина Сергеевна. Присаживайтесь, пожалуйста.
Эдуард Владимирович Исаков, пожалуйста.
Э.В. Исаков. Спасибо.
На совещании рабочей группы по разработке стратегии "Новый общественный договор" под председательством Татьяны Голиковой поручено в том числе Министерству спорта предусмотреть принципиально новые, прорывные мероприятия, направленные на развитие общества и получение конкретных результатов для граждан. В стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года указано, что с 2010 по 2019 год доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась более чем в два раза – с 19 до 43 процентов. Опираясь на эти данные, Президент России Владимир Владимирович Путин поставил задачу увеличения количества людей, занимающихся физкультурой и спортом, до 70 процентов к 2030 году. Кроме этого, эта цифра заложена в национальных целях стратегии и в KPI губернаторов.
Но на сегодняшний день, как мы услышали от аудитора Счетной палаты, Счетная палата выявила существенные расхождения статистических данных, сформированных Минспортом России. К тому же не исключено, что в период пандемии количество занимающихся сократилось. У нас нет данных, все ли вернулись в спорт. Получается, что мы не знаем точных цифр по количеству занимающихся, загруженности и спортсооружениям. Каким образом можно воплощать в жизнь прорывные мероприятия, не зная конкретных цифр, от которых стоит вести отсчет?
Необходимо поставить сегодня основной задачей – ускорить разработку единого цифрового контура физической культуры и спорта, увидеть реальные начальные цифры. От них зависит дальнейшая реализация стратегии и эффективность принятых управленческих решений. Или мы строим новые объекты, создаем справедливые, равные условия для занятий физкультурой и спортом по всей стране, в каждом населенном пункте, занимаемся разработкой системы предоставления бесплатных или льготных услуг для социально незащищенных групп населения, или мы занимаемся переходом из одной отрасли в другую, переобучением в этой связи специалистов, занимаемся лицензированием образовательной деятельности и спортобъектов, в то время как в стране реализуется механизм "регуляторной гильотины".
Валентина Ивановна, предлагаю к окончанию весенней сессии пригласить министра спорта, чтобы услышать реальные цифры в сфере спорта, прежде всего – по количеству занимающихся, и, соответственно, информацию о том, каким образом планируется корректировать целевые показатели стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Эдуард Владимирович, Вы сформулируйте свои предложения, чтобы они нашли отражение в нашем итоговом постановлении. Спасибо.
Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.
В.К. Кравченко. Спасибо, Валентина Ивановна.
На мой взгляд, достаточно системное постановление мы будем рассматривать. Есть еще время инициативы рассмотреть дополнительно. Вот хотелось бы обратить внимание на две из них. Первое – необходимо проработать дополнительные условия для привлечения инвесторов, готовых работать на условиях ГЧП в сфере строительства и ремонта спортобъектов. Инвестиционные планы зачастую не реализуются по причине низкого качества транспортной, дорожной инфраструктуры, расположенной вблизи. И второе – необходимо уделить отдельное, особое внимание механизмам приоритетного выделения федеральных бюджетных средств на приведение в нормативное состояние уже имеющихся спортивных объектов.
В принятой стратегии развития спорта отмечается, что в аварийном состоянии находятся 3,2 тысячи объектов – это 1 процент от общего числа. Но сколько объектов находится в ветхом, предаварийном состоянии, сколько не отвечает современным требованиям?
Может быть, есть смысл разработать отдельную программу по аналогии с программой "Комплексное развитие сельских территорий", которая позволит как раз федеральные средства направлять на реконструкцию и ремонт спортивных сооружений. Мне возразят, что это полномочие муниципалитетов и субъектов, но мы знаем, что в сегодняшнем состоянии дефицитности и большого государственного долга ни муниципалитеты, ни субъекты эту работу проводить не могут. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Константинович Долгов. И Святенко Инна Юрьевна завершит.
Пожалуйста, Константин Константинович.
К.К. Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Мурманской области.
Спасибо большое, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Олег Васильевич, я хотел бы Вас поблагодарить за такое серьезное внимание к развитию спорта в непростых арктических условиях во всех северных регионах, в том числе и в Мурманской области. Мы с Вами в постоянном контакте находимся. Но хочу поднять два вопроса, которые важны для очень большого количества наших регионов, не только для северных.
В Федеральном законе № 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" за субъектами закреплены полномочия по принятию и реализации межмуниципальных программ в сфере физической культуры и спорта. Одновременно понятие межмуниципальной программы нигде не закреплено, не расшифровано. Субъекты задают резонные вопросы – что нужно делать, какое наполнение, какие мероприятия нужно реализовывать, – поскольку понятно, что в отчетности это потом требуется.
В этой связи, Олег Васильевич, просто привлекаю Ваше внимание и внимание возглавляемого Вами министерства к необходимости оперативного закрепления понятия "межмуниципальные программы". Если же такого намерения нет у коллег из Минспорта, тогда надо просто пересмотреть это положение и, может быть, снять с субъектов соответствующие полномочия и соответственно их ответственность за это. Мы, как сенаторы, можем, конечно, проявить инициативу и внести соответствующие поправки во взаимодействии, Олег Васильевич, с Вами и с Вашими коллегами. Поэтому давайте мы тогда отдельно проработаем этот вопрос. Мне кажется, что надо оставлять межмуниципальные программы, только нужно их расшифровать.
И второй важный момент (практика здесь, к сожалению, накапливается): предлагаем Минспорту разработать порядок параллельного зачета спортсменов, выступающих на всероссийских соревнованиях за два и более субъекта. Ну, нередки случаи (Олег Васильевич, Вы прекрасно знаете это), когда регион готовит спортсмена, или спортсменов, или целую команду, потом их… Ну давайте называть вещи своими именами: их просто переманивают (может быть, в хорошем смысле этого слова) в другой субъект. Они выигрывают, и в соответствующем рейтинге субъектов тот субъект получает все бонусы, а тот регион, где, собственно, и шла первоначальная подготовка (затрачены ресурсы, силы, энергия людей, тренеров и не только), в общем, как говорится, оказывается за скобками.
Поэтому это важная тема. Я сегодня говорил с представителями нескольких субъектов, и эта тема поднимается. Поэтому, Олег Васильевич, просьба тоже на это обратить внимание, и мы с Вами готовы быть в контакте по этим вопросам.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Константин Константинович.
Я предлагаю Вам с Александром Александровичем провести дискуссию. Он Вам объяснит всё по этому вопросу. Как мне говорят коллеги, этот вопрос отработан и решен. В одном ряду сидите.
Александр Александрович, прошу Вас провести мастер-класс для сенаторов. Спасибо.
Инна Юрьевна Святенко, пожалуйста.
И.Ю. Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! В рамках вчерашнего расширенного заседания Комитета по социальной политике с участием министра спорта прошло содержательное обсуждение вопросов развития детско-юношеского спорта. В обсуждении приняли участие сенаторы, представляющие комитеты по экономической политике, по науке и образованию, по бюджету и финансовым рынкам. И хочу отметить, что все наши предложения, которые прозвучали вчера на заседании комитета, министр в сегодняшнем докладе отразил.
В ходе подготовки "правительственного часа" поступило более 140 вопросов. Это говорит о заинтересованности сенаторов в развитии спорта в регионах и об актуальности тематики "правительственного часа". Особое внимание было уделено вопросам адаптивного спорта, детского дворового спорта, медицинского обеспечения детей, занимающихся физкультурой и спортом. И, конечно же, мы коснулись закона о гармонизации.
Уважаемая Валентина Ивановна! Вчера в первом чтении был принят законопроект о гармонизации. И комитет и дальше продолжит работу над законом, для того чтобы был восстановлен статус тренера-преподавателя, утвержден соответствующий образовательный и профессиональный стандарт, чтобы были созданы условия для образования единого спортивно-образовательного пространства, решающие задачи воспитания населения и гармоничного развития личности. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Инна Юрьевна.
Вы забыли предложить принять… Да, я Вам подсказываю.
И.Ю. Святенко. Извините, пожалуйста.
Предлагаю принять сегодняшний проект постановления за основу, и просим до среды, 24 февраля, направить в адрес Комитета по социальной политике предложения по его доработке. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, мне кажется, сегодня был такой очень профессиональный, очень содержательный и очень заинтересованный разговор, дискуссия в Совете Федерации.
И еще раз хочу поблагодарить уважаемого министра за содержательный доклад и за очень качественную подготовку "правительственного часа". Олег Васильевич, и Вы, и Ваша команда очень ответственно и, знаете, с горящим глазом, что называется, готовили эту тему на заседание.
Развитие детско-юношеского спорта, мне кажется, – это важнейший вопрос на сегодня. Мы все, конечно же, гордимся выдающимися успехами наших выдающихся, повторюсь, спортсменов, болеем за них. Это, знаете, такая одна из составляющих нашей национальной идеи, когда наши спортсмены выступают на международных, мировых, олимпийских соревнованиях. И нет, по-моему, ни одного человека, кто бы не знал фамилии и не болел за наших спортсменов. И это здорово. Но, если не будет развиваться детско-юношеский спорт, у нас и не будет дальше выдающихся спортсменов. Именно там закладываются основы будущего мастерства. Ну и, кроме того, это, конечно, здоровье наших детей, это занятость. И этот вопрос должен быть… При всей широте компетенций Министерства спорта эта тема, Олег Васильевич, должна быть приоритетной, не только для вас, но и для субъектов Российской Федерации.
Мы должны говорить… Надо разделить вопросы: есть специализированные детско-юношеские школы, школы олимпийского резерва (это все очень важно, это надо поддерживать и развивать), но есть дворовый спорт, который всегда у нас был очень важным. Футбольные поля, баскетбольные кольца, тренажеры – это не стоит больших затрат, это не стоит больших средств, это стоит просто внимания и понимания приоритетности от муниципалитета, губернатора до министра спорта. И, конечно же, нужны такие крупные спортивные объекты, безусловно, и ледовые дворцы, и другие дворцы. Но не надо увлекаться пафосным строительством, иногда избыточным в ряде регионов. И если поставить на весы, что построить – один пафосный дворец за десятки миллиардов или построить тысячу детских спортивных площадок, мне кажется, приоритет все-таки должен быть отдан детским спортивным площадкам.
Вот по своему опыту скажу, вот более 500 пришкольных стадионов в Петербурге мы построили за время, когда я была губернатором. Вы знаете, другая жизнь в этих школах. Эти площадки 24 часа в сутки, что называется, задействованы: и папы, и мамы, и семьи, и дети, вернулась жизнь в микрорайоны. И, конечно же, надо делать и на селе, и в поселках, и при школах, и во дворах, там, где позволяют условия, мини-спортивные площадки и привлекать общественников и тренеров, чтобы там жила вот эта спортивная жизнь.
Надо, конечно, разделить школьный спорт, и, безусловно, в каждой школе должен быть школьный спорт – и футбол, и волейбол, и баскетбол, и гимнастика. И для этого есть учителя физкультуры. И это должна быть прерогатива школы и часть воспитательного процесса, о чем мы говорим, нашего подрастающего поколения. Но, кроме того, надо развивать сеть разных спортивных детско-юношеских учреждений.
И я хотела бы поддержать коллегу Исакова. Знаете, когда приходят отчеты из регионов, каждый губернатор хочет хорошо выглядеть, получить хорошие оценки. И отчетность эта иногда сомнительная – каждый год растет, растет, растет… Но не везде это так происходит в жизни. Нужны все-таки какой-то контроль и реальное понимание, сколько же все-таки детей и подростков у нас занимаются спортом, сколько населения у нас занимается спортом. И вот здесь методическая база, контроль и анализ – конечно, за Министерством спорта. Не надо дутыми цифрами увлекаться, они никому не нужны. Мы должны представлять реальную картину (и здесь полностью поддерживаю Исакова), чтобы планировать стратегию развития, инфраструктуру развития спорта и так далее.
Конечно же, хочется, чтобы эта приоритетность в работе была обязательной для руководителей всех уровней. Еще раз говорю: развитие такого спорта не требует больших затрат. И, если обратиться к бизнесу и к коммерческим структурам, каждый откликнется и построит там несколько спортивных детских площадок, футбольных полей. Что же мы все время покупаем-то игроков за большие деньги, имея такой потенциал у нас, внутри страны?! А потому что детский футбольный спорт слабо развивается, не вкладываем в него как следует. За последнее время многое изменилось и делается, но мало, недостаточно.
Поэтому мы очень надеемся, Олег Васильевич, что и дальше Вы лично и Министерство спорта будете уделять этому внимание.
Я обращаюсь к сенаторам: коллеги, тоже обратите на это внимание, бывая в регионах. Каждый сенатор может поспособствовать тому, чтобы несколько новых футбольных полей появилось в регионах, чтобы привлечь частный бизнес в эту сферу. Я бы очень хотела, чтобы каждый губернатор для себя (еще раз подчеркиваю) в числе приоритетов ставил, как развивается детско-юношеский спорт. Надо вытащить детей на улицу, оторвать от компьютеров, оторвать от телефонов, оторвать от виртуальной жизни, виртуальной переписки. Оторвать можно, только сагитировав их заниматься спортом. Здесь и родительское сообщество должно свою роль сыграть. Давайте дальше думать, как продвигать эту тему.
И второе (что касается озабоченности, которая есть и среди моих коллег) – как бы нам не перерегулировать и не увлечься реформированием. Министерство спорта должно быть главным центром управления всем спортом – и методическим, и в части лицензирования, стандартов и всего остального.
Поэтому я попрошу комитет, Инна Юрьевна, заинтересованных сенаторов подключиться, чтобы ко второму чтению законопроекта, который вчера был принят в первом чтении, мы внесли полную ясность, кто за что отвечает, кто что будет развивать и кто за что будет нести ответственность, и с кого, и за что мы будем спрашивать, чтобы здесь не было двойного трактования и пересечения ненужного, дублирования ненужного. Вот это не нужно точно. Давайте вместе поработаем.
Олег Васильевич, хочу поблагодарить Вас и Ваших коллег за конструктивное взаимодействие с верхней палатой – палатой регионов, за то, что Вы всегда оперативно откликаетесь на обращения сенаторов. И, я думаю, Вы убедились в нашей заинтересованности помогать, сотрудничать, конструктивно и дальше взаимодействовать, для того чтобы спорт стал для всех нас нормой жизни, для каждого гражданина нашей страны. В Совете Федерации мы тоже уделяем этому большое внимание, поэтому все сенаторы – в хорошей форме, подтянутые и всегда готовы к труду и обороне. Спасибо большое. Успехов!
Коллеги, давайте еще внимательно поработаем. База хорошая, проект постановления основательный. Хочу поблагодарить комитет за качественную подготовку "правительственного часа". Тем не менее просьба с учетом сегодняшнего обсуждения, поступивших предложений доработать проект постановления и внести его на очередное заседание.
А также прошу Вас, Олег Васильевич, высказать Ваши пожелания при доработке проекта постановления.
Уважаемые коллеги, поступило предложение принять проект постановления за основу. Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации "О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации" (документ № 54) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 09 мин. 41 сек.)
За 152 чел. 89,4%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 152 чел.
Не голосовало 18 чел.
Решение: принято
Спасибо. Единогласно принят за основу.
Успехов! Всего самого доброго!
Всем приглашенным также спасибо за участие. Благодарю вас.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments