leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Мария Вальдес-Одриосола, художник и культуролог. Метро задает вектор развития – Лекция

Мария Вальдес-Одриосола, художник и культуролог. Метро задает вектор развития – Лекция о философии архитектуры Московского метро 25.01.21
Выставка «Архитектура перемен». Проект Департамента градостроительной политики Москвы // Московский метрополитен 30-50-х гг. как феномен архитектуры экстремальных сред https://www.youtube.com/watch?v=fxlEA8VCSdw&feature=share&fbclid=IwAR1u-3s41ntB80fKQzdgYCVbFzSrwfielWwEjjEWSkKCyo_ghX47s-1bQok
• Проектирование объектов для экстремальных сред – это, в первую очередь, использование инновационных технологий для решения проблем, связанных с безопасностью нахождения людей в сложных условиях.
• На современном этапе понятие «экстремальная среда» становится более широким. Например, мегаполисы давно уже перешли в разряд экстремальных сред. В первую очередь, это связано с их перенаселенностью, которая является причиной ухудшения экологической обстановки.
• Помимо решения технических задач, авторам приходиться разрабатывать социокультурные концепции подобных проектов. При этом опыт проектирования в условиях больших городов является чрезвычайно важным, так как данные проекты рассчитаны на большой охват населения. Например, Московский метрополитен, который является одним из наглядных примеров городского проекта в экстремальной среде и которым ежедневно пользуются порядка девяти миллионов
Конспект
Что еще о метро не описано? Я автор нескольких книг о метро Московский метирополитен как культурный феномен. Зачем внутри строить дворцы, когда людям снаружи негде жить? Мегаполис тоже экстремальная среда и человеку приходится приспосабливаться в ней жить Здесь мы не находимся в естественной среде Гиподинамия безразличие
Никакой мегаполис без метро не может быть Человек вышел в глубокое подземелье причем не один как в Космос, а миллионы людей Здесь формируется своя этика поведения и образ жизни
Метро экстремальная среда как Космос пустыня вечная мерзлота. Цивилизационная квинтэссенция: человек все равно вырвется из своей среды, что он должен забрать с собой? Человек выносит духовный капитал. Традиции традициями, но соблюдать их тоже очень непросто. Казалось, есть техническое решение и можно отчего-то оказаться. Но нет, все имеет смысл
Метро православие традиции, уходящим вглубь веков во время безбожия первых пятилеток. Самая ноуьока станция Маяковская впервые преодолен страх пребывания под землей. Церковный прием изображения неба над головой. Радостные лица, ощущение много воздуха.
Станция Площадь революции много критиковали до 70-х Критика ьессмысленная. Станция самая люьмсая Отображает изменения советской жизни за двадцать лет после революции Город Солнца Кампанеллы. Настолько близки скульптуры Иллюзии жизни участниками действа становятся люди в метро уже 80 лет.
Станции 50-х картина мира советского человека Дружба народов Красота нового мира который должен наступить. Люди жили будущим В самые тяжелые времена люди верили в свет в конце тоннеля. Отдавалм жизнь и верили в светлое будущее. Нам это трудно понять мы живем одним днем. Метро воплощение представлений о будущем.
Самый интересный концепт понимания подвига и героического. Все что тогда создавалось на уровне подвига. Пережить революцию Гражданскую войну отечественную и выйти в Космос. Сейчас очень не хватает образа будущего
Создание метро необыкновенная история Метро обилие искусства, обили пространств, которые запечатлели все принципы существования
Сейчас мы тоже живем в интересное время. Буквально за несколько лет мы видим возрождение феномена постсоветского метро. Идет поисковая фаза много интересных новых станций. Метро появляется там где его не было. Метро задает вектор развития. В районе деревни Скол появилось метро и он стал одним из самых респектабельных районов Москвы. Прославление человека Принципы, заложенные в прошлом От появления аервой лампочки в деревне до полета в космос прошло тридцать лет
Образ советской семьи, отец наряду с матерью воспитывает ребенка если вспомнить, что происходило с семьей после Революции, трансформация семьи это тоже было революционно
Естественно, наука и скусство. Наука это вообще такой святой момент для советского человека есть и иностранные ученые В 80-е годы целая станция Менделеевская посвященная науке
До войны видим изображения вождей, собирательные фигуры летчика тракториста, во время войны крестьян-партизан с не совсем идеальной советской биографией. Станция Партизанская имеет сакральное значение. Две фигуры Зои Космодемьянской из семьи репрессированного священника и Матвея Кузьмина не принял советской власти подвиг которого описал Борис Полевой Повторил подвиг Ивана Сусанина Фактически православная тематика
Отношения церкви и государства в советское время были сложными. В военное время потепление.
Элемент связанный с сакральной тематикой Царская корона и двуглавый орел символы царской власти на станции Комсомольская 1952 года Как могло там такое оказаться? Не то что разрушение старого мира преемственность Советский Союз преемник Российского государства еще Киевской Руси Идея развита на Шоссе Энтузиастов эпохи Брежнева Ожидание перемен. Перемен ждали с другой стороны тревога а что там? Крах Российской империи или будущий крах Советского Союза там изображен Предвидение будущего что нас там ждет может быть и не такое и светлое не свосем то что нам предрекали Некоторые особенности перестроечного метро. Естественно, Георгий Победоносец. Он во все времена и эпохи присутствует тоже символ сакрального
Комментарии по итогам беседы с лектором
Квинтэссенция цивилизации, метафора, обозначающая культурный код евразийской континентальней идентичности. Сюда входит отношение к семье, к патриотизму и подвигу, образу Родины или Отечества, преемственность разных форм существования России, отношение к будущему светлому или тревожному, отношение между нациями – все равны или делятся на главные и второстепенные.
Культурный код – метафора, отражающая некий набор качественных характеристик, которые передаются мз поколения в поколения и модифицируются под давлением обстоятельств, изменение условий жизни и внешнее воздействие.
На приере Московского метро прослеживается эволюция идеала в виде циклов. Например, новые станции несут элементы констркутивизма.
В советской России оформление метро использовано для предъявления идеала в диалоге власти и населения. Воплощенное в камне обращение к собственному населению, как у нас должно быть, и параллельно демонстрация витрины страны для внешнего применения – смотрите, что у нас есть, а у вас быть не может. Богато оформленное метро есть во многих странах. В метро Парижа есть вариант музея и есть резервация андерграунда с клошарами на станции Сталинград.
Московское метро это не музей и не резервация.
Особенность России состоит в том, что оформление метро представляет собой воплощенную в монументальном искусстве энциклопедию эволюции идеала евразийской континентальной цивилизации. Монументальное искусство метро доступно огромной массе населения в силу своего предназначения без посредников.
Последний момент чрезвычайно важен. В лекции Мария Одриосола с неодобрением упоминает неадекватную критику оформления станции «Площадь Революции», которая продолжалась сорок лет. На современном моменте цикл завершился, в массовое сознание вопреки стараниям западных советологов вернулся Homo soveticus и фигуры идеальных советских людей отдельно по роду занятий и традиционной семьи.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments