leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Правительственный час О ходе реализации национального проекта Культура региональный аспект - начало

Правительственный час «О ходе реализации национального проекта «Культура»: региональный аспект» - начало

Из стенограммы 500-го пленарного заседания СФ 03.03.21
Коллеги, подошло время «правительственного часа». Сегодня мы рассматриваем вопрос «О ходе реализации национального проекта «Культура»: региональный аспект».
Предлагается традиционный порядок проведения «правительственного часа»: выступление министра культуры Ольги Борисовны Любимовой – до 15 минут, далее ответы на вопросы, выступление аудитора Счетной палаты Сергея Ивановича Штогрина – до пяти минут, выступления сенаторов и принятие проекта постановления. Нет у вас возражений? Нет. Принимается.
В нашем заседании принимают участие: Сергей Геннадиевич Обрывалин, первый заместитель министра культуры; Алла Юрьевна Манилова, статс-секретарь – заместитель министра культуры; Ольга Сергеевна Ярилова, заместитель министра культуры, а также Сергей Иванович Штогрин, аудитор Счетной палаты.
Слово предоставляется Министру культуры Российской Федерации Ольге Борисовне Любимовой.
Ольга Борисовна, прошу Вас. Пожалуйста, Вам слово.
О.Б. Любимова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Прежде всего хотела бы поздравить вас с проведением пятисотого заседания Совета Федерации. Мы очень благодарны членам Совета Федерации и лично Вам, Валентина Ивановна, за постоянную поддержку и сотрудничество. Совместными усилиями в непростой 2020 год нам удалось системно поддержать учреждения культуры, что в буквальном смысле позволило им выжить в условиях пандемии.
Хотела бы сказать огромное спасибо всем работникам отрасли за профессионализм, за преданность делу и за те усилия, которые пришлось приложить, чтобы год завершился достойно.
В России более 90 тысяч учреждений культуры, из которых 80 процентов – региональные и муниципальные учреждения. Подавляющее большинство из них – это дома культуры (почти 42 тысячи) и библиотеки (41,5 тысячи). Помимо них в стране около 5 тысяч детских школ искусств, свыше 3 тысяч музеев, 637 театров, 155 концертных организаций. И мы не забываем о зоопарках, дельфинариях и океанариумах, они тоже находятся в зоне нашего пристального внимания.
В отрасли культуры сегодня работают свыше 700 тысяч человек. Сегодня бо́льшая часть учреждений культуры, особенно сельских, требует кардинальной модернизации. Но обновление инфраструктуры – не единственная проблема. С внедрением новых технологий расширяются информационные потоки, размывается культурная идентичность. Мы можем потерять связь поколений, традиции и накопленные достижения.
Наша первоочередная задача – это создание условий для воспитания гармонично развитой личности и укрепление интереса к культуре. И, конечно, нацпроект «Культура» – это беспрецедентные возможности для развития отрасли в условиях системной поддержки, которую мы ощущаем от правительства.
Позади два года реализации нашего нацпроекта, два успешных года, и в этом огромная заслуга регионов, губернаторов, их команд, глав муниципалитетов. Благодаря слаженной работе, все показатели нацпроекта выполнены, а кассовое освоение по итогам года составило 99,3 процента.
Приведу в пример Республику Дагестан, которая сегодня представлена в Совете Федерации в рамках традиционных Дней субъектов.
Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить Сергея Алимовича Меликова за огромное внимание к нашей сфере. В регионе 12 государственных и более 30 народных театров, восемь работают на национальных языках. Здесь бережно хранят традиции каждого этноса. В прошлом году в рамках нацпроекта в Махачкале началось строительство Дома танца, где теперь будет жить и творить ансамбль «Лезгинка» – один из самых заслуженных танцевальных коллективов нашей страны.
В общей сложности за два года по всей России открыто около 1 тысячи инфраструктурных объектов, более 3 тысяч учреждений получили новое оборудование.
Отдельно отмечу работу по модернизации детских и кукольных театров. На них десятилетиями не выделялись средства – благодаря нацпроекту картина изменилась: до конца 2024 года будет отремонтировано 46 театров, а это четверть всех детских театров страны.
Мы понимаем, что, несмотря на все капитальные вложения, сама по себе инфраструктура не обеспечит людям возможности для самореализации и для развития талантов. Необходимо наполнять учреждения культуры современным содержанием, привлекательным для людей разных возрастов и интересов.
В поиске новых форматов работы нам помог конкурс на лучшую практику деятельности домов культуры. 1 декабря мы наградили победителей. Планируем проводить этот мероприятие ежегодно и тиражировать успешный опыт.
Меняется форма подачи информации и в федеральных музеях. Например, Музей Победы создал уникальную экспозицию «Подвиг народа», где кино, театр, музыка и литература объединены возможностями новейших цифровых технологий.
Другой яркий пример сочетания современных технологий и глубокого содержания – это музей «Битва за оружие Великой Победы» в Белгородской области, посвященный труженикам тыла.
За время реализации нацпроекта создано более 300 модельных библиотек в 73 регионах. Это 30 миллионов человек. В ваших раздаточных материалах есть первый отчет об их работе. Здесь интересно всем – и детям, и молодежи, и их родителям, и старшему поколению. Это современные интеллектуальные центры, где обновляются книжные фонды, где есть интернет, подключены ресурсы Национальной электронной библиотеки, работают тематические секции и мастер-классы.
Мы фиксируем огромный интерес регионов к созданию таких библиотек. Только в 2020 году за счет средств региональных бюджетов появилось 72 библиотеки в 20 регионах – например, в Красноярском крае, в Республике Коми, в Самарской области. Помолодел и кадровый состав. Сейчас средний возраст библиотекарей – это 30–35 лет, хотя совсем недавно он был за 60. Наконец, посещаемость библиотек, которые прошли модернизацию, выросла на 20 процентов даже в условиях пандемии.
Большинство учреждений культуры, адаптируя свои пространства, разрабатывают специальные методики, направленные на развитие творческих способностей у людей с ограниченными возможностями. Это и арт-терапия, и музыкотерапия, и другие.
В 2019 году по поручению президента в Москве был создан инклюзивный Дом искусств – пока уникальное явление для сферы культуры. В этом году по всей стране мы создадим инклюзивные творческие лаборатории на базе домов народного творчества.
Министерство ежегодно мониторит среднюю зарплату в разрезе каждого региона, и мы видим, что указу президента средние показатели соответствуют. Однако представления о зарплатах конкретных работников культуры в крупных городах, малых городах, на селе нам эта цифра не дает. Вот почему в этом году мы запустили мониторинг, который позволит увидеть нам реальную картину. Мы завершим эту работу по итогам первого полугодия и обязательно ознакомим вас с ее результатами.
Одновременно просила бы уважаемых сенаторов взять этот вопрос в своих регионах под особый контроль.
От работников культуры мы знаем, что существуют перекос в сторону зарплат руководителей учреждений, значительные различия в размерах зарплат в городе и селах даже в рамках одного и того же субъекта. Зачастую заработная плата растет исключительно за счет увеличения нагрузки. Например, в прошлом году в период пандемии совместно с Российским профсоюзом работников культуры удалось предотвратить массовое сокращение численности работников детских школ искусств, библиотек, музеев, театров, клубов Забайкальского края. Многие помнят прошлогодний случай в Коврове Владимирской области, когда глава администрации одномоментно уволил семь из девяти руководителей учреждений культуры, и только благодаря оперативной общей реакции нам удалось предотвратить этот разрушительный шаг. Подобная оптимизация всегда влечет за собой тяжелые последствия. За сиюминутную экономию мы расплачиваемся культурной потерей следующих поколений.
Очень остро стоит кадровый вопрос – особенно в селах и малых городах. Сама потребность там – более 9 тысяч специалистов, а с вводом новых объектов в ближайшие годы, конечно, она станет еще больше. Решить эту проблему могла бы программа «Земский работник культуры», которая должна функционировать по аналогии с программами «Земский учитель» и «Земский доктор». Мы подготовили проект соответствующего постановления правительства. Хотела бы попросить вас, уважаемые сенаторы, поддержать нас.
Ежегодно присуждаются тысяча поощрений лучшим сельским учреждениям (по 100 тыс. рублей) и тысяча – лучшим работникам культуры (по 50 тыс. рублей). Чтобы расширить поддержку работников культуры, министерство уже предложило систему грантов для лучших преподавателей в области музыкального искусства, эта инициатива одобрена президентом. Денежные средства будут вручаться ежегодно по результатам конкурса: 100 грантов по 500 тыс. рублей – лучшим преподавателям детских школ искусств и 50 грантов по 1 млн рублей – преподавателям вузов и ссузов. По всей стране уже создано 11 образовательных центров, и обучение в них за два года прошли 40 тысяч работников.
Огромный пласт работы – реставрация объектов культурного наследия. В прошлом году, несмотря на ограничения (а вы знаете, что в некоторых регионах вводился полный запрет на проведение работ), удалось сдать 28 объектов. К празднованию 75-летия Победы завершена реставрация скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде. К другому важному юбилею – 500-летию Тульского кремля отрыт музейный квартал – теперь в историческом центре Тулы сформирован крупный культурный кластер, он дополнительно привлекает и туристов, и инвестиции. К празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского выполняем масштабные проектные и реставрационные работы еще на 10 объектах в пяти регионах, крупнейшие из объектов – Александро-Невская лавра, а также Александро-Невская церковь в Челябинске – уникальный памятник в русско-византийском стиле.
Тема сохранения культурного наследия неразрывно связана с волонтерским движением. Волонтерами культуры стали уже больше 70 тысяч человек. Хотела бы отметить регионы-лидеры – это Челябинская, Ростовская, Волгоградская и Псковская области. Для волонтеров культуры создана единая система подготовки – от базового уровня до специальной углубленной программы. За два года волонтеры участвовали в восстановлении 3 тысяч объектов культурного наследия.
Важнейшая для ведомства цель – обеспечение возможностей для самореализации и развития талантов. Так, появился межведомственный проект «Культура для школьников». Считаем необходимым уже со школьной скамьи воспитывать любовь к культуре, привычку и потребность регулярно посещать музеи, театры и библиотеки.
Способы вовлечения детей в культуру постоянно обновляются. Так, активно развиваются порталы «Культура.РФ», «История.РФ», платформа «Артефакт» и Национальная электронная библиотека.
В первом чтении принят внесенный президентом законопроект, который, наконец, определит статус детских школ искусств как учреждений предпрофессионального образования. Инициатива президента – это гарантия того, что детские школы искусств не превратятся в любительские кружки.
Что касается среднего и высшего звена, то здесь принципиально важно изменить базовый норматив затрат на обучение. Он должен быть гибким. Это диктует сама специфика творческого образования: здесь один преподаватель не на 20 человек, а на трех-четырех студентов, здесь необходимо содержать концертные залы, оперные студии, учебные театры, театральные, хореографические, киностудии, мастерские, не говоря уже о музыкальных инструментах. Вместе с Минобрнауки, Минпросвещения, Минфином ищем пути решения.
В заключение хотела бы выделить несколько ключевых направлений и задач, на которых мы будем делать акцент.
Первое. Подготовили и внесли в правительство стратегию развития библиотечного дела до 2030 года. Сохранность и комплектование библиотечных фондов – одна из главных задач. Уже есть проект постановления, который предусматривает софинансирование расходов на комплектование книжных фондов библиотек в рамках консолидированной субсидии бюджетам регионов. Разрабатываем и ведомственный проект по обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Кино. Работаем над концепцией по развитию отечественной кинематографии до 2030 года. Будем поддерживать детские и семейные фильмы, дебютное кино, причем в данном случае речь идет о 100-процентной поддержке. Очень важно создавать социально значимое кино.
Отдельный вопрос – это возрождение государственных киностудий, выдающихся киностудий. Это «Ленфильм», это Свердловская киностудия, это киностудия имени Горького. Мы продумываем для каждой новую, принципиально важную для них стратегию развития.
Что касается развития музеев, Минкультуры выступило с инициативой провести год музеев и культурного наследия в 2023 или 2024 году. Подобного тематического года еще не было, и его утверждение могло бы придать мощный импульс развитию музейной сферы – прежде всего в регионах.
И русская классика. Важным для театральной сферы является укрепление материально-технической базы региональных театров.
По Вашей инициативе, уважаемая Валентина Ивановна, с которой Вы обратились к президенту, мы совместно с регионами сформировали такую программу. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы. Но после стабилизации ситуации мы вновь выйдем с этой программой. В первую очередь речь идет о поддержке региональных театров, сохраняющих в своем репертуаре спектакли, созданные по лучшим образцам отечественной классики.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Самое главное – чтобы все, о чем я сейчас доложила, было доведено до конца, до конкретного результата. Понимаем, что огромное множество проблем на этом пути. И нам очень нужна ваша поддержка, потому что сенаторы, как никто другой, знают до деталей ситуацию в каждом регионе. Уверена, что при вашей поддержке мы справимся. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо большое, Ольга Борисовна, за очень такой деловой и конкретный доклад. Благодарю Вас.
Коллеги, переходим к вопросам. Как всегда, краткий вопрос и по возможности – краткий ответ.
Александр Константинович Акимов, пожалуйста.
А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Ольга Борисовна, поздравляем Вас с наступающим праздником от имени мужчин и желаем успехов.
У меня такой вопрос. Здесь благодаря Валентине Ивановне проводятся Дни субъектов Российской Федерации, где представляются и культура, и экономика, вопросы решаются. Но раньше, в советское время, проводили дни республик, краев, областей в Москве, Санкт-Петербурге с большим размахом, где бесплатно представляли на площадках, вплоть до Большого театра, и так далее. Но сейчас все это очень дорого, и выставка достижений народного хозяйства.
В следующем году, например, – 100-летие Республики Саха (Якутия). Мы хотели бы представить нашу культуру, феномен якутского кино, артистов театра и так далее, большое такое (Вы знаете об этом) достижение. Но, к сожалению, плата за аренду очень высокая. Вообще, надо продумать эту схему для регионов, чтобы они могли выставлять, показывать свою культуру. Это объединяет страну. Для далеких регионов, которые приезжают, это очень дорого.
Уважаемая Ольга Борисовна! У меня просьба этот вопрос отдельно рассмотреть на уровне правительства. Раньше присутствовали все члены Политбюро, награждали, отмечали всё это. Понимаете? Так что все это возможно в рамках нашей страны организовать. Вот такая просьба. Насколько это реально, Ольга Борисовна?
О.Б. Любимова. Вы знаете, пока за прошлый год мы внутри ведомства создали проект, который называется… Он и раньше существовал. Мы объединили два больших проекта – «Мы – Россия» и «Большие гастроли» и впервые за 30 лет сделали огромный гастрольный график, общую картину того, как мы видим, как коллективы гастролируют в других регионах, как они связаны друг с другом.
Конечно, то, о чем Вы говорите, большие, знаковые мероприятия для каждого региона – это также очень важно, и мы можем это проработать и можем точно такой же график выстроить. И Вы знаете прекрасно: что касается якутского кино (мы вчера обсуждали это на заседании комитета) и ваших уникальных совершенно коллективов, в «Больших гастролях» они всегда.
Если нам удастся это сделать и, например, пилотным регионом в этом вопросе будет Саха (Якутия), это было бы здорово. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края.
Спасибо большое.
Уважаемая Ольга Борисовна, уважаемые коллеги! Конечно, можно только приветствовать мероприятия национального проекта «Культура», в том числе и для школьников. Но, знакомясь с ними и с Вашим выступлением, понимаешь, что там все же нет главного – анализа сегодняшней интернет- и телеполитики.
Современные телефильмы примитивны и, по сути, сеют, или насаждают, насилие, разврат, грязные отношения. И каждый день вот эта низкопробщина льется с экранов телевизоров, в том числе на государственных телеканалах.
Скажите, на какие средства и в каких величинах эта низкопробщина изготавливается? Если на госсредства, то не пора ли эту лавочку прикрыть, а может быть, кое-кого и к ответственности привлечь? Если это зарубежные средства или коммерческие, тогда, может быть, искать не надо нигде пятую колонну – она вот, очевидна и понятна. Как Вы смотрите на это и как собираетесь к этой проблеме подойти? Она очень важна: ни одной встречи не было, когда с людьми общаешься, чтобы не задавали этот вопрос. Спасибо.
О.Б. Любимова. Я не готова отвечать за формирование бюджетов даже федеральных каналов. Я думаю, что есть мои коллеги, которые это сделают более компетентно.
По нашей части, безусловно, то, что мы можем сделать и делаем…
С.П. Горячева. (Микрофон отключен.) Телефильмы!
О.Б. Любимова. Да, фильмы. Все, что идет, сериалы телевизионные не производятся в Министерстве культуры. Вы прекрасно понимаете, что всё, что касается поддержки телевизионных сериалов, – это только исторические сериалы, сериалы, связанные с историей нашей страны. И мне кажется как раз очень важным, что выходят десятки художественных фильмов, которые потом показывают на федеральных каналах, которые действительно соответствуют и нашим с вами общим запросам – и воспитания молодежи, и они для старшего поколения, и семейное кино.
Также ежегодно создается порядка 400 документальных фильмов при поддержке Министерства культуры, в том числе их показывают на телевизионных каналах.
Все, что касается программы передач, о которой Вы говорили, – это общая тема. Деятели культуры тоже часто обращаются к нам с этим вопросом. Это вопрос общий, и действительно на повестке он стоит.
В свою очередь, мы контентно постараемся помогать. У нас есть огромное количество и невероятной красоты трансляций. Так получилось, что мы уходим в интернет, в портал «Культура.РФ», но тем не менее первые 70 миллионов человек у нас на портале «Культура.РФ» смотрят балет, смотрят замечательные классические постановки, в том числе 25 процентов нашего портала – это дети. Мы очень рады, что в условиях пандемии родители своих детей доверили нашему порталу. Спасибо вам большое.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Борисовна.
Сергей Юрьевич Фабричный, пожалуйста.
С.Ю. Фабричный, член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Борисовна, спасибо за поддержку региональных проектов сохранения национального культурного наследия. В частности, проект строительства национального историко-археологического центра имени академика Янина на месте бывшего Троицкого раскопа в Великом Новгороде, конечно, станет важным вкладом в сохранение наследия древнего города.
Мой вопрос такой. Сейчас Минкультуры России ведет работу по подготовке проекта реставрации кремлей древнерусских городов. Трудно переоценить значение этого проекта для сохранения ансамбля Новгородского кремля, и не только Новгородского кремля. Есть ли понимание по срокам реализации и объемам финансирования этого проекта? Спасибо.
О.Б. Любимова. Именно этот вопрос и прорабатывается, он основной. Действительно, все, что касается Новгородского кремля (и вы это знаете), в течение многих лет, в общем, мы латаем дыры. Если мы говорим о кремле (вот о стенах), вы понимаете, что внешний контур стен – порядка миллиарда рублей Министерство культуры потратило на восстановление. И вот вам простая цена. Скажем, зная ваш кремль еще лучше, чем мы, Вы прекрасно понимаете то, о каком порядке финансирования… Плюс, конечно же, должны быть выстроены (очень важно) совместно, вместе с Макаровым, вместе с нашими археологами и искусствоведами, с профессиональным сообществом очередность и последовательность работ внутри кремля. Да? Потому что мы прекрасно понимаем, что, если мы пойдем по очереди – только один регион – это невероятно, мы и в пять лет ничего не успеем сделать, потому что, как правило, такой объект закрывается. Первая проектно-сметная документация делается только год. Поэтому я думаю, что это поступательная история. Конечно, это очень серьезный объем финансирования. Вот в течение этого года будем его прорабатывать.
Председательствующий. Спасибо.
Маргарита Николаевна Павлова.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
Уважаемая Ольга Борисовна! Вы очень подробно рассказали о национальном проекте «Культура» и модельных библиотеках нового поколения. Это действительно шикарный проект. Библиотеки действительно становятся эксклюзивными, современными. Мы это видим на местах, потому что повышается посещаемость. Мы видим интерес и у людей, особенно у детского населения. Участвовать в этом проекте, как мы все знаем, могут библиотеки районные, городские либо их филиалы. Вместе с тем стоит отметить, что центральные областные государственные библиотеки также нуждаются в модернизации и переоснащении, но не могут принимать участие в этом конкурсе по прописанным условиям.
В связи с этим вопрос: рассматривается ли вами возможность включения областных государственных библиотек в качестве участников федерального конкурса?
О.Б. Любимова. Как следующий этап – безусловно. Плюс мы понимаем… Вы знаете, это очень потрясающая, нас вдохновляющая цифра, что библиотеки пользуются таким спросом, что региональные бюджеты выделяют средства также на строительство, реставрацию (в основном ремонтные работы, конечно) и модернизацию этих библиотек. 272 млн рублей в прошлом году из регионов… Порядка 20 регионов уже выступили со своей собственной программой. Поэтому здесь пойдем вместе. И, конечно, это следующий шаг.
Вы знаете, что, когда мы начинали проект по модельным библиотекам, особенно само это словосочетание вызывало скепсис, и в том числе упрекали Министерство культуры: «Как это? Это библиотека – зачем там вообще какая-то кофейня, зачем там какой-то центр? Почему вы вообще не занимаетесь только фондами? Сейчас самое главное – это библиотечные фонды». Но тем не менее прошло не так много времени, и мы видим эффект. И, конечно же, это такая поступательная наша общая работа. Вот готовим стратегию до 2030 года, как раз эти все вопросы туда должны быть погружены.
Председательствующий. Спасибо.
Виктор Феодосьевич Новожилов.
В.Ф. Новожилов, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Архангельской области.
Уважаемая Ольга Борисовна! Планируется ли выделение субъектам Российской Федерации дополнительных средств из федерального бюджета на переоснащение муниципальных библиотек по модельному стандарту в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура»?
В настоящее время Архангельская область получает средства на одну – максимум две муниципальные библиотеки в год. Хотелось бы услышать ответ.
О.Б. Любимова. На самом деле действительно существует очередность. И действительно у первых регионов, которые предоставили корректную проектно-сметную документацию, дела обстоят живее.
Сейчас я была и в командировке в Архангельске. Мы обсуждали это с Александром Цыбульским. И планы, конечно, огромные.
Поэтому Вы понимаете прекрасно, что строчка в национальном проекте, связанная с модельными библиотеками, – их 137 в год. Поэтому стараемся идти навстречу, но при этом должны учитывать интересы всех регионов, не можем в этот момент Архангельску отдать шесть, семь, восемь библиотек, а кого-то обидеть.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Павлович Цеков, пожалуйста.
С.П. Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Борисовна! Крым называют музеем под открытым небом, и, я считаю, это правильно, потому что история Крыма насчитывает многие тысячелетия. Это земля различных религий, различных культур. Это земля очень многих войн. И понятно, что у нас объектов, которые интересны для тех, кто посещает Крым, более чем достаточно. И многие из них, я считаю, еще не открыты. Вот у нас много музеев, у нас много различных археологических объектов, культурных объектов. Но у нас нет того, что могло бы объединить, у нас нет такого современного музейно-выставочного комплекса. Вот об этом долгие годы говорит руководство Крыма. Знаете ли Вы об этом проекте что-то? И готовы ли вы его поддержать? Спасибо.
О.Б. Любимова. Пока с таким серьезным проектом уже на уровне проектно-сметной документации на Министерство культуры регион не выходил. Я знаю, что это действительно очевидная ситуация для Крыма, потому что мы понимаем, что это действительно и кузница нашей археологии, и невероятное количество музеев.
Действительно, это решать региону – нужен ли при таком количестве музеев единый центр, объединяющий их. Очень важно, чтобы в такой ситуации регион представлял себе точно концепцию этого музея, чему посвящен этот центр, и, безусловно, это решение исходило из региона – чтобы не в Министерстве культуры вам предлагали, а чтобы от вас поступило конкретное предложение по тому, как вы видите структурно музеефикацию такого большого центра. Потому что мы понимаем, что, если строить современное музейное пространство, это должно быть мощное, красивое, эстетичное, современное здание, чтобы, конечно, не только фасады радовали – не только туристов, но в том числе и ваших коренных жителей, но и содержание соответствовало тому запросу, который, я знаю, существует.
Председательствующий. Спасибо.
Ну, Сергей Павлович, Вы знаете, что Севастополь включен в число регионов, городов, где будут создаваться новые, современные музейно-выставочные, театральные комплексы, по типу как в Калининграде сейчас вводится. Поэтому такой комплекс будет в Севастополе. Севастополь – это тоже Крым. Спасибо.
О.Б. Любимова. Я побоялась. Я хотела сказать, но думаю: расскажу про Севастополь – Вы скажите: «Все не то, это не то».
Председательствующий. Нет-нет. Это все-таки единый, любимый всеми нами Крым.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна. Совершенно верно, Херсонес, единый комплекс, о котором Вы говорите, – это Крым.
И я хотела бы поддержать Светлану Петровну Горячеву относительно того, что сегодня есть социальный запрос на хорошее, доброе кино. И пандемия показала, что действительно сегодня добрые новости, канал добрых новостей, доброго кино…
Я, например, болела в пандемию и смотрела только старые фильмы, потому что новые фильмы смотреть сложно, уже организм сам об этом говорит. Поэтому сегодня, я думаю, Министерство культуры это тоже прекрасно понимает.
И вопрос мой – конкретно к Вам. Вы говорите о том, что красивые фасады. А вот объекты культурного наследия сегодня, к сожалению, нас не радуют красивыми фасадами. И так или иначе… Вот у нас в Крыму (вопрос касается всех субъектов Российской Федерации) сегодня четыре образовательных учреждения сферы культуры, которые находятся в объектах культурного наследия. И проблема, конечно же, в том, как бы привести их в надлежащее состояние, потому что в соответствии с национальным проектом это возможно только путем реконструкции… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте.
О.Ф. Ковитиди. Извините, Валентина Ивановна. Я быстренько.
…это возможно только путем реконструкции либо капитального ремонта.
Уважаемая Ольга Борисовна, какова Ваша позиция относительно того, чтобы рассмотреть вопрос о включении в основные мероприятия национального проекта работ по реставрации, по модернизации детских школ искусств по видам искусств? Это очень важно сегодня для субъектов. Спасибо Вам.
О.Б. Любимова. Вообще, это большая радость. Я скажу, что в реестре у нас 140 тысяч объектов культурного наследия. И самая большая боль – когда это уникальный объект культурного наследия, в котором нет жизни. Когда это учреждение образовательное, ты хотя бы понимаешь путь и как там осуществить реставрацию. У нас есть такие примеры. И, кстати, в Архангельске есть такая же школа – невероятной красоты. Мы сейчас с Цыбульским думали, как ее спасать, потому что одни фасадные работы стоят… Как бы никакого отношения эта строчка… Это просто должна быть другая программа. И это должно идти по программе реставрации. Не обязательно от национального проекта требовать тех строчек, которых он не содержит. Менять строчки мы не сможем. Или самое страшное, как вы знаете (тоже обсуждали вчера на заседании комитета), – когда выделены деньги, которые не соответствуют общей сметной стоимости. Часть денег выделена, и она не позволит решить все проблемы.
Поэтому, это, конечно же, отдельная наша боль. А вы знаете, что много музыкальных школ исторических (им больше века) находятся действительно в объектах культурного наследия. И здесь нужно идти по пути реставрации объектов культурного наследия, параллельно работая. Если это региональный объект – значит, вместе с регионом, отправляясь за дополнительным финансированием в Минэкономразвития и Минфин. Как профильное ведомство, мы всегда поддерживаем и точно так же пойдем и по этому вопросу. Главное – разработать проектно-сметную документацию, в первую очередь.
Председательствующий. Спасибо.
Ольга Борисовна, просьба у меня (я думаю, все сенаторы присоединятся). Крым – это особый регион, и то, о чем сказала Ольга Федоровна… Понятно, что на все денег не хватает. Давайте с региональными властями поработаем и детские школы – музыкальные, художественные, образовательные – приведем все-таки в порядок. Понятно, что это недешево. Но региональные власти для начала должны сделать проектно-сметную документацию. Здесь Ольга Борисовна права.
И второе. Светлане Петровне Горячевой и Ольге Федоровне хочу ответить, что все мы ждем хороших, добрых фильмов, ну, правда – соскучились. Но давайте разделим: все, что касается телевидения, и все, что показывается на телевидении, – это сфера ответственности министерства цифрового развития, телекоммуникаций и так далее. Это относится к ним, потому что телевидение – в их ведении. Что касается Министерства культуры, как заказчика хороших, добрых фильмов за счет бюджета, исторических, – это то, что идет в кинотеатрах, и то, что иногда потом показывается и на телевидении. Но, конечно, в любом случае мы понимаем, что это общая задача и два министерства между собой должны дружить, сотрудничать и вырабатывать какую-то общую линию. Потому что на самом деле то «мыло», которое показывается, уже смотреть невозможно. Невозможно!
Спасибо.
Владимир Владимирович Полетаев.
В.В. Полетаев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Борисовна, в первую очередь спасибо Вам и Вашей команде за работу в непростой год для культуры, в частности Вашим заместителям, первому заместителю министра Обрывалину Сергею Геннадиевичу за чуткое отношение к регионам.
Но вопрос в следующем. В национальный проект «Культура» включен новый целевой показатель, который предусматривает увеличение к 2030 году числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Если не брать в расчет пандемию и ограничения, а также онлайн-посещения, то возникает закономерный вопрос: как будет обеспечен такой рост в ближайшее время?
И сразу смежный вопрос: синхронизированы ли эти показатели с увеличением количества объектов культуры или хотя бы с модернизацией действующих, для того чтобы увеличить пропускную способность? Спасибо.
О.Б. Любимова. Да, расскажу, как будем справляться с показателями.
Во-первых, сразу, коллеги, – «если не брать в расчет онлайн». А почему не брать в расчет онлайн, когда в условиях пандемии семьи выбрали возможность посмотреть вместе балет, когда нам писали о том, что «вы знаете, мне казалось, это будет как-то неинтересно ни мне, ни ребенку», когда действительно смотрели русскую классику? Мы считаем, что онлайн, безусловно, на соответствующих ресурсах мы берем в показатели.
Дальше – все, что касается в принципе мероприятий, связанных с культурой. Ну, это же нечестно – считать только по билетам федеральных учреждений, да и даже региональных. А если мы говорим о ДК, которые никто никогда не считал, которые трудятся точно так же, в которые приходят действительно порой всем селом? Ну, почему мы не считаем этих людей? А почему мы не считаем те наши любительские коллективы? Они что, не трудятся, они что, не выступают? К ним не приходят, их в конце не благодарят, цветы не дарят? Конечно же, мы всех их пересчитаем.
И это важно, это важный показатель, который мы в принципе вместе с вами… Потому что львиная доля в этот момент – это не Москва, не Санкт-Петербург, это регионы. Потому что, если мы посмотрим все мероприятия, которые происходят (они годами копятся в этих таблицах бесконечных в Министерстве культуры), мы будем иметь возможность проанализировать, во-первых, где этого с достатком, где мы можем сказать в какой-то момент, что да, уже справляются, и регион сам справляется, а где кому помочь и подсказать, в том числе и обратить внимание руководства региона, что этого недостаточно. Поэтому это показатель не только для того, чтобы, знаете, формально сказать «у нас стало в три раза больше». В первую очередь эти цифры важны, я полагаю, нам всем, и вам тоже, для аналитики, для того чтобы мы увидели.
В том числе мы, конечно, хотим и социальный срез видеть: туда приходит молодежь, туда приходят пожилые люди? И то, и то хорошо, но просто чтобы понимать, для кого это мероприятие. И если оно соответствует заявке, например, которая подается в Министерство культуры…

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8588144.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments