Цифровые двойники академиков in silico рассказали о хеопсах экзофлопсов
В ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная мировой гонке вычислений и роли России в ней.
О вкладе нашей страны в сферу вычислений, отечественных суперкомпьютерах и развитии наиболее перспективных технологий в этой области рассказали президент Российской академии наук Александр Сергеев, научный руководитель Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, академик Борис Четверушкин, научный руководитель направления Южного Федерального университета, академик Игорь Каляев.
Общаться с академиками вредно для душевного здоровья даже в их виртуальном выражении цифровых двойников. У них всегда все плохо, причем они же предупреждали, что мы отстаем лет пятнадцать. Троекратно клонированный Зеленый в ТАСС из сказки Кира Булычева: «Что у нас плохого?»
Однако по мере раскручивания темы все оказывается не так плохо, а вовсе даже наоборот, по сути Россия опережает. Хождение кругами на дозированной удалении от сути является необходимой составляющей геополитического соревнования, у кого больше. Соревнование в мире развивается в направлениях отнюдь не практических, но эффектных. Затраты роли не играют. Древний Египет в память о своей великой цивилизации, рекордной по длительности существования, оставил пирамиду Хеопса.
Сейчас три супервеликие цивилизации Китай, США и Япония строят каждая свой экзофлопс. Это такой упс из числа украшающих цивилизацию вторичных половых признаков вроде развесистых рогов оленя. Против хищников они не используются – копыта эффективней, а в итоге эффектной дуэли могут погибнуть оба, запутавшись рогами. В то же время более практичные члены стада занимаются делом для продолжения рода, а не наполнения леса впечатляющими скелетами.
Россия в суперкомпьютерной гонк не участвует и за это ее считают остылой.
Как водится, на пресс-конференции никто ничего не объяснял, как будто все и так должны все знать. Таким способом недомолвок можно слегка прикрыть ограниченность знаний самих академиков и их кабальную зависимость от мировой коллаборации.
Президент Сергеев напутал с эффектом бабочки: у нас махнула крылышками, а в Америке рухнуло. На самом деле в рассказе Рея Бредбери наоборот, однако академик советского воспитания не может допустить факт паранойи в США, что как бы все против них.
Экзофлопс означает десять в пятнадцатой степени флопс. FLOPS – аббревиатура от FLoating-point Operations Per Second, единица измерения производительности компьютеров. То есть число операций с плавающей запятой в секунду. Чаще используется боле простой показатель частоты операций в герцах. Любая вычислительная структура в основе своей имеет гипотетический аппарат машины Тьюринга-Поста, в полной мере реализованной Жизнью на Земле в механизмах редупликации ДНК, транскрипции РНК и трансляции белка. Они не первичны и что было раньше, мы не знаем. возможно нечто вроде описанного Станиславом Лемом феномена панспермии в романе «Голос неба» («Glos Pana»).
На первых этапах компьютерная эволюция быстро продвигалась за счет миниатюризации и возможности печатать огромное количество транзисторов на одной плате микропроцессора. Линейное наращивание сложности уперлось в потолок отведения тепла. По затратам ресурсов компьютеры неэффективны чрезвычайно. Если бы человеческий мозг так работал, потребовалась бы целая электростанция. И мы бы плавились вместе с набедренной повязкой и каменным рубилом, не дожив до компьютеров.
Кстати, в том же ТАСС еще до пандемии среди представленных отечественных разработок оказалась жидкость с высокой теплопроводностью без электропроводности, то есть изолятор. Можно было бы повысить отведение тепла и соответственно производительность процессора.
Дальше мощность вычислений пришлось наращивать за счет увеличения так называемых ядер компьютера. Понятие ядра или processor core не имеет четкого определения и обозначает структурные элементы вычислительного процесса в единой системе. Академики считают идеалом будущего соединение суперкомпьютерной сети в общее облако cloud, чтобы некий высший искусственный интеллект сам решал, где какую задачу решать.
Суперкомпьютер может быть любой национальности в части производства, по самой идеологии своего создания он может быть только англо-американским. Это означает, что все проблемы решаются исключительно путем наращивания сложности. Наши бытовые ноуты постоянно путаются и зависают, чего уж говорить о суперкомпьютерах.
Участники пресс-конференции рассказали, что тысячи ядер путаются друг в друге и для работы на суперкомпьютере нужна не просто новая алгоритмика. Но совершенно другая новая математика.
Наиболее эффективны суперкомпьютеры при расчете морских платформ и создании мультфильмов с цифровыми копиями людей и спецэффектами. Здесь есть что показать поражая воображение.
Наверно, еще более эффектным примером была бы система глобальной слежки с развитием в социологию третьего поколения для конечной цели государственных переворотов и мирового господства. Эта система оттягивает столько ресурсов, внимания и споров, что использовать те же мощности для управления здоровьем населения или вычисления нашего общего будущего не представляется возможным. Причины скорее политические на грани зоопсихологии, чем технические, слишком население запугано. Оружие всегда получалось у людей лучше.
Использовать компьютеры большой мощности можно и нужно предельно широко. Уже сейчас физические эксперименты проводятся сначала in silico, то есть на компьютере. Естественно, моделирование не отменяет натурные эксперименты, но в некоторых сферах они невозможны из-за значительных переделов пространства-времени. Например, чтобы взорвать Землю ради испытаний ядерного оружия и перед смертью убедиться, чей гриб смертельного облака круче.
Александр Сергеев объявил, что 23 марта состоится президиум РАН, где будут обсуждать цифровую химию. Ставится задача на материал с заданными свойствами и вы его конструируется начиная с атомов. Весь мир уходит в то, что сначала все делается in silico. Поэтому президент РАН считает, что слишком мощного компьютера не бывает.
Умение создавать элементную базу, собирать из нее суперкомпьютеры, программировать на них, все надо делать одновременно, - считает Сергеев.
Я слушал академиков и не мог понять, насколько оправдана их генеральная установка на участие в суперкомпьютерной гонке. Почем мне знать, может за счет русской смекалки многие из поставленных задач можно решать на компьютере той же мощности, как Hulliett Packard, на котором я с трудом набираю и отправляю тексты. Эта заразная дрянь живет собственной жизнью и параллельно решает десятки посторонних задач отправки информации о моих действиях и их времени, навязывает мне что-то, о чем я не имею представления, постоянно меняет программы и условия работы на них, чтобы в конечном счете сделать из этото ноута технический суицид и вынудить меня купить другой, более мощный для тех же ограниченных целей.
На пресс-конференции об этом не говорили, однако очевидно, что в сети суперкомпьютеров проблема размазывания ресурсов стоит намного более остро.
Пока же понятно одно: отставая в рекордах мощности, Россия остается уникальным лидером в алгоритмике. Академики сами понимают, что национальные преимущества надо использовать тебе самому, иначе их используют против тебя. Делать этого они не умеют и по традиции все отдают даром ради коллаборации, чтобы на Западе принимали. Модель идеального русского интеллигентного академика – тракторист Горбачев.
Идеи Сороса-Гарфилда в России процветают при любом государственном устройстве.