leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Деятельность ИГИЛ не имеет отношения к просвещению – Смолин не смог настоять на искл просветдеятельн

Деятельность ИГИЛ не имеет отношения к просвещению Каждое учебное заведение направляет триста отчетов в год по 12 тыс показателям – Олег Смолин не смог настоять на исключении из законопроекта понятия «просветительской деятельности» - второе чтение третье 16 марта
7. 1057895-7 Госдума в итоге обсуждения поправок приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности)
Документ внесли Сенаторы РФ А.А.Климов, Е.В.Афанасьева, А.В.Вайнберг, Л.Н.Глебова, О.В.Мельниченко; Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, А.К.Исаев, И.В.Белых, А.Л.Шхагошев (ЕР), Н.И.Рыжак, А.В.Чепа (СР), Р.Д.Курбанов (КПРФ), Д.И.Савельев (ЛДПР)Он принят в первом чтении 23.12.20).
Представила зампред комитета по образованию и науке ЛюбовьДуханина.
Законопроектом предлагается:
- ввести понятие «просветительская деятельность» – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- установить общие требования к организации просветительской деятельности:
просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юр. лица при соблюдении требований, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ;
порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством РФ;
-установить, что научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов РФ и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок отбора таких организаций и их перечень утверждается Минпросвещения России;
- включить в перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования координацию участия образовательных организаций в международном сотрудничестве;
- предусмотреть, что заключение образовательными организациями (за исключением федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов) договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения Минобрнауки России или Минпросвещения России. Федеральным государственным образовательным организациям, находящимся в ведении федеральных государственных органов, заключение выдается федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Порядок подготовки и получения указанных заключений утверждается Правительством РФ (до 1 сентября 2022 г. образовательные организации должны получить указанные заключения на заключенные ими до дня вступления законопроекта в силу договоры по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам и договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года).
ФЗ вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Второе чтение 305 62 2 13:09

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Доклад Любови Николаевны Духаниной.
Пожалуйста, Любовь Николаевна.
Духанина Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Комитет Государственной Думы по образованию и науке представляет для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона об изменении в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части просветительской деятельности. Мы очень активно обсуждали данный законопроект при принятии его в первом чтении в этом зале.
В комитет поступили замечания и предложения. 17 февраля 2021 года комитет рассмотрел поступившие ко второму чтению замечания и предложения и выносит на ваше рассмотрение две таблицы поправок - таблицу 1 к принятию, которая содержит шесть поправок, и таблицу номер 2 к отклонению, которая также содержит шесть поправок.
Поправки к принятию. Поправки 1 и 4 носят юридико-технический характер.
Поправка 2 дополняет перечень участников просветительской деятельности органами государственной власти. Фактически данное дополнение сделано в соответствии с нормами действующего законодательства, которыми перечисленные органы и организации уже наделены полномочиями вести просветительскую деятельность.
Поправка 3 упорядочивает научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях.
У нас с вами действующий закон об образовании упорядочил использование учебников в соответствии с федеральным списком учебников и использовать можно учебники только тех издательств, которые находятся в реестре определенном министерством.
Аналогичная норма, поправка 5 учитывает замечания Правового управления, носит фактически юридический характер.
Поправка номер 6 дополняет законопроект статьей, которая устанавливает порядок вступления закона в силу.
В таблицу 2 включены те поправки, которые противоречат концепции данного законопроекта.
Комитет предлагает принять данный законопроект во втором чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Таблица поправок номер 1 рассматривается. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок номер 1. Включите режим голосования. Комитет предлагает поддержать.
Покажите, пожалуйста, результаты.
_
Результаты голосования (12 час. 59 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 309 чел 68,7 %
Проголосовало против 39 чел 8,7 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 349 чел.
Не голосовало 101 чел 22,4 %
Результат: принято Принимается таблица поправок номер 1. По таблице поправок номер 2 есть замечания? Есть. Включите, пожалуйста, запись. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 2 с одним докладом и 4 с другим докладом. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок номер 2, кроме поправки номер 1, номер 2 и номер 4.
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 00 мин. 42 сек.)
Проголосовало за 306 чел 68,0 %
Проголосовало против 4 чел 0,9 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 311 чел.
Не голосовало 139 чел 30,9 %
Результат: принято Принимается таблица поправок № 2, кроме поправки № 1, 2 и 4. Пожалуйста, по 1-й и 2-й поправке один доклад, Олег Николаевич Смолин, обоснование.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович!
Суть моих поправок заключается в том, чтобы исключить из закона как раз то, что касается просветительской деятельности. И вот мои аргументы. Есть аргументы формальные, формально-юридические. Определение просветительской деятельности, которое дано, предлагается ввести теперь в закон, прямо противоречит, соответственно, действующему модельному закону по СНГ, где определение просветительской деятельности дано гораздо лучше.
Во-вторых, при доработке законопроекта ко второму чтению практически никак, за одним исключением, не учтены были замечания комитета многочисленные, которые были зафиксированы в заключении комитета при принятии законопроекта в первом чтении. Но всё это детали.
Самое главное, уважаемые коллеги, заключается в том, что подход к просветительской деятельности, который содержит этот закон, грубо противоречит всей российской исторической традиции. Мы же сторонники традиций, традиционных ценностей. Так вот согласно российской исторической традиции просвещение всегда рассматривалось как благо. Авторы законопроекта в духе Бенкендорфа или какого-нибудь Победоносцева, скорее, видят в просвещении зло. Помните, как писал Блок: "Победоносцев над Россией простёр совиные крыла". Закон не содержит ничего о поддержке просвещения, зато содержит много чего об его ограничении. Квинтэссенция этой позиции была выражена госпожой Афанасьевой, которая представляла здесь законопроект, она говорила, что просвещением занимаются запрещённые в России ИГИЛ, а мы должны, соответственно, такое просвещение останавливать. Наша взгляд, деятельность ИГИЛ и подобных организаций к просвещению не имеет ровно никакого отношения. Если мы примем эти поправки, закон, собственно, будет соответствовать своему замыслу, а именно, а именно: ограничение иностранного влияния в сфере неформального образования.
Эту тему можно обсуждать отдельно, но просвещение, повторю, здесь не причём. Государственная Дума, принимая этот законопроект, ставит себя в нелепое положение сторонников ограничения, если не сказать, удушения просвещения в России. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, обоснование по 1-й и 2-й поправкам со стороны комитета.
Духанина Л. Н. В своих поправках Олег Николаевич Смолин действительно предлагает из данного законопроекта, концепция которого базируется на введении понятия "просветительской деятельности", просто убрать "просветительскую деятельность" и оставить действительно только ту позицию, которая регулирует заключение международных договоров.
В данном случае эти поправки полностью противоречат концепции законопроекта. Мы очень внимательно рассмотрели все замечания и все письма, которые поступили в адрес Государственной Думы, мы считаем, что в том варианте, в котором мы сейчас принимаем законопроект, он не нарушает ничьих прав, не ограничивает свобод, не ограничивает возможности доступа гражданина России к тем или иным знаниям, поэтому и приняли такое решение, вынесли на суд... на заседание сегодня, Вячеслав Викторович.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование поправка № 1 из таблицы поправок № 2. Комитет против её принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 04 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 98 чел 21,8 %
Проголосовало против 3 чел 0,7 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 103 чел.
Не голосовало 347 чел 77,1 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 1.
Ставится на голосование поправка под номером 2. Комитет против принятия её.
Включите режим голосования. Кто за?
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 05 мин. 25 сек.)
Проголосовало за 93 чел 20,7 %
11роголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 93 чел.
Не голосовало 357 чел. 79,3 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 2.
Пожалуйста, Олег Николаевич, обоснование по поправке под номером 4.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, дело в том, что поправка номер 4 защищает российскую школу, в частности, от бюрократизации. Я напоминаю вам, что в своё время были поручения президента по предложениям "Народного фронта" о том, что мы должны проводить курс в российском образовании на его дебюрократизацию, что совершенно правильно.
Напомню, что в своё время комитет Государственной Думы по образованию тогда обнаружил, что каждое российское учебное заведение заполняет 300 отчётов в год по, примерно, двенадцати тысячам показателей, с тех пор количество таких показателей отчётов увеличилось.
Что предлагают авторы законопроекта? Кстати, эта позиция чуть-чуть улучшена в законопроекте ко второму чтению, поскольку предлагается, чтобы высшие учебные заведения согласовывали свою международную деятельность с профильными для них министерствами, в том числе с отраслевыми. Что же касается школ, они по-прежнему каждый свой шаг на международной арене должны будут согласовывать ни с теми, кто их учредил, ни с региональными органами власти, а с Министерством просвещения Российской Федерации. Я думаю, Министерство просвещения задохнётся от количества бумаг, а, соответственно, школы от времени ожидания.
Мы предлагаем, повторяю, сделать так, чтобы, соответственно, школы и вузы согласовывали свою международную деятельность со своими учредителями, что значительно упростит решение проблемы. В противном случае получается прямо по Сергею Витте, который говорил: купить брюки может каждый, но надеть их разрешается только с согласия Министра внутренних дел. Нечто подобное получается и здесь. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Любовь Николаевна.
Духанина Л. Н. Уважаемые коллеги, поправка 4 учтена в другой редакции, об этом Олег Николаевич и сказал. И он на самом деле передал тот смысл, как мы учли. Мы по смыслу ввели заключение от учредителей для университетов, и, конечно, эта модель останется и для школ. А мы с вами помним, что учредителем школ являются муниципалитеты, а не Министерство просвещения. Я уверена, что эта логика будет изложена в утверждённом порядке затем.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 4-й вопрос... 4-я поправка из таблицы номер 2.
Комитет против принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования. Кто за? Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 08 мин. 26 сек.)
Проголосовало за 97 чел 21,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 98 чел.
Не голосовало 352 чел 78,2 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 4.
Ставится на голосование 7-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (второе чтение). Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования.
Результаты голосования (13 час. 09 мин. 05 сек.)
Проголосовало за 305 чел 67,8 %
Проголосовало против 62 чел 13,8 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 369 чел.
Не голосовало 81 чел 18,0 %
Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон - центральная трибуна.
Духанина Л. Н. Комитет предлагает включить в план работы пленарного заседания Государственной Думы данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 16 марта 2021 года.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение. Спасибо.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments