leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

На уточнение требований к усиленной неквалифицированной электронной подписи дается дополнительн врем

На уточнение требований к усиленной неквалифицированной электронной подписи дается дополнительное время Количество удостоверяющих центров сокращается – первое чтение
16. 1098313-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект перового чтения «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части уточнения требований, применяемых при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи)
Документ внесли 21.01.21 Депутаты ГД И.Б.Дивинский, М.Л.Шаккум, А.А.Гетта, А.Н.Изотов, Е.Б.Шулепов (ЕР); А.Г.Аксаков, И.Ю.Моляков (СР); Сенатор РФ Н.А.Журавлев.
Представил председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Законопроектом предлагается расширить способы удаленной идентификации заявителей без их личного присутствия путем:
- использования неквалифицированной электронной подписи, при наличии действующего сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее – УНЭП) или действующего ключа проверки УНЭП, зарегистрированных в той же информационной системе и в соответствии с теми же правилами проверки УНЭП;
- использования простой электронной подписи, ключ которой получен заявителем при его идентификации при личном присутствии уполномоченным лицом удостоверяющего центра если взаимодействие удостоверяющего центра с гражданами, организациями было осуществлено с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
- свидетельствования нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении на выдачу сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи в соответствии с законодательством РФ о нотариате.
ФЗ вступает в силу с 31 марта 2021 года. Положения, предусматривающие организацию взаимодействия удостоверяющего центра с гражданами и организациями с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, не применяются до 1 июля 2022 года.
Первое чтение 326 0 1 13:46

Стенограмма обсуждения
16-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. Он же выскажет мнение комитета. Пожалуйста.
Аксаков А. Г., председатель Комитета ГД по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, суть данного законопроекта очень простая. Она заключается в том, чтобы перенести реализацию статьи, касающуюся выдачи квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на следующий год.
Действующим законодательством установлены жёсткие правила по использованию электронных подписей при взаимодействии с государственными организациями, муниципальными организациями, а также взаимодействии бизнеса со своими клиентами.
Ну и, к сожалению, вот на данный момент бизнес оказался не готов к тому, чтобы внедрить эти современные системы, более жёсткие системы по взаимодействию с клиентами в одной части с точки зрения взаимодействия удостоверяющих центров с порталом госуслуг. Системы подготовлены с точки зрения защиты и всех требований, которые устанавливают федеральные службы безопасности, а вот с точки зрения взаимодействия бизнеса с клиентами эти системы пока ещё не налажены.
Ну и поэтому предлагается перенести реализацию статьи, касающейся этих положений, на следующий год для того, чтобы дать возможность подготовиться бизнесу к реализации соответствующих требований, ну и, возможно, в ходе того промежутка времени, который появится, провести дискуссии по более тщательной проработке некоторых вопросов, связанных с выдачей, с использованием простой и неквалифицированной, усиленной неквалифицированной электронной подписи.
В случае если мы не примем данный закон, то многие процессы, связанные с взаимоотношениями бизнеса с клиентами могут быть фактически остановлены, тем более что многие граждане, к сожалению, у нас в настоящий момент и не имеют соответствующих электронных подписей.
Поэтому прошу поддержать законопроект в первом чтении.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, у меня вот простой вопрос. Скажите, пожалуйста, вот этот перенос он не повлияет на защиту прав лиц, которые используют сейчас электронные подписи? Это первое.
И второе. А вообще есть ли необходимость, скажем так, и менять порядок, который сейчас существует? Вот в чем необходимость менять порядок, да, потому что вы говорите, бизнес не готов. Когда закон принимался, ну много было копий здесь сломано на трибуне и говорили о том, что мы ограничиваем количество участников рынка, это ударит по рынку, наверное, это и произошло. Так, может быть, проще норму отменить, реализовать которую мы пока не можем. Спасибо.
Аксаков А. Г. Ну если говорить о том, ущемляет ли этот перенос права владельцев электронных подписей, то не ущемляет, поскольку действующий порядок сохраняется. Если говорить о будущем, то могу вам только... вас проинформировать о том, что на заседании комитета идут, продолжаются очень серьезные дискуссии по поводу того как использовать простую и усиленную неквалифицированную электронную подпись в работе бизнеса при взаимодействии со своими клиентами. Я надеюсь, что вот в этот промежуток времени, если его депутаты нам дадут, мы проработаем данный вопрос и найдем компромиссы. Ну а цель принятия жестких норм была связана с тем, что, к сожалению, электронная подпись не всегда добросовестно используется в различных ситуациях. Поэтому и усилили требования. Но при этом есть вопросы, которые, как я уже сказал, требуют дополнительной дискуссии и нахождения компромиссов. Как раз и рассчитываем в ходе оставшегося времени до вступления в силу новых норм закона, для того чтобы найти эти компромиссы.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, вопрос, на мой взгляд, тоже очевидный достаточно.
Вот, упрощая процедуру идентификации без личного присутствия при получении электронной подписи, не создаем ли мы дополнительные возможности опасности для мошенничества? Вот как-то рассматривали эту сторону дела?
Спасибо.
Аксаков А. Г. Ну, во-первых, мы не упрощаем, поскольку нормы, которые сейчас действуют, они как раз сохраняются. То есть мы в данном случае ничего не меняем и ситуацию не упрощаем. Она достаточно проста только в действующих правилах для внутрикорпоративных отношений. И вот где идет как раз дискуссия о том, что там, где человек получил электронную подпись, там, в том же удостоверяющем центре. Ну, например, в Сбербанке он обслуживается, он там получил электронную подпись. И дальше он этой подписью может пользоваться. И зачем его заставлять ещё раз? Я так скажу, удостоверяющий центр говорит об этом. Зачем мы должны постоянно человека заставлять ходить, поскольку он у нас в центре получил, и использует ее только для взаимоотношений внутри этой организации? За пределами она не используется. И поэтому в этом плане подпись полностью защищена, и никаких проблем не должно возникнуть.
Вот здесь идет дискуссия, и мы здесь должны найти компромисс.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Анатолий Геннадьевич, ну вот вы сказали, что она защищена.
Какие меры защиты электронной подписи будут использоваться? И что делается для внедрения каких-то новых методов защиты? Потому что каждый раз, раз мы расширяем круг участников, то каждый раз появляются люди, которые приспосабливаются к этому, и страдают потом те, которые добросовестно работают. Спасибо.
Аксаков А. Г. Еще раз хочу подчеркнуть, мы ничего не расширяем этим законом. С 1 апреля вступают очень жесткие требования, которые предусматривают узкий круг организаций, удостоверяющих центров, выдающих электронную подпись. И в этом плане все достаточно жестко.
И есть жесткие требования к системам защиты, устанавливаемые Федеральной службой безопасности. И, с этой точки зрения, мы движемся, наоборот, только к тому, чтобы защитить максимально людей от всяких недобросовестных действий при использовании электронной подписи. Но каналы защищенные, они требуют времени, для создания вот таких защищенных каналов требуется время. И предлагается передвинуть... ну, не успели, время требуется, и предлагается передвинуть время, в течение которого бизнес подготовится, для того чтобы вот эти жесткие требования полностью реализовать.
Ничего не расширяем, ничего не облегчаем, просто даем время для определенного круга операций сохранить возможность использования усиленной неквалифицированной электронной подписи и простой подписи, для того чтобы не остановить все бизнес-процессы у нас в экономике. Потому что масса документов сразу уже не смогут подписывать люди в случае вступления с 1 апреля соответствующих норм.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.
Присаживайтесь.
Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Изотов Алексей Николаевич, пожалуйста. С места включите микрофон.
Изотов А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Здесь много вопросов касалось... ну не в отношении этого законопроекта. Мы действительно там много чего не меняем, просто, по большому счёту, даём возможность бизнесу работать в сегодняшней ситуации.
У нас есть разные электронные подписи, в том числе и самая распространённая — это вот корпоративная электронная подпись, и крупные предприятия сами создавали удостоверяющие центры и выдавали электронные подписи своим сотрудникам. Здесь уже было сказано, что были нарушения.
Поэтому было принято изменение в федеральном законодательстве, которое как раз вводит ограничение с 1 апреля текущего года, и у нас останется всего несколько удостоверяющих центров в стране - это Центрального банка, Федеральной налоговой службы, который будет работать с юридическими лицами, и коммерческие удостоверяющие центры, которые работать будут уже с физическими лицами.
Но как это работает сегодня? То есть человек, гражданин должен прийти в удостоверяющий центр лично, если это руководитель организации -предоставить список тех подчинённых или специалистов, которые должны будут получать эти электронные подписи. И, соответственно, это делать проблематично, потому что люди начнут ходить в эти удостоверяющие центры.
И, соответственно, у нас до 1 апреля остаётся меньше месяца, по большому счёту, и если мы сейчас не примем этот законопроект, то, как уже было сказано в докладе, у нас многие бизнес-процессы будут нарушены.
В связи с этим и появился этот законопроект, который расширяет способы идентификации, и мы даём возможность получать ключи электронных подписей, проверки электронных подписей, если ранее была проведена личная идентификация гражданина, или же его подпись заверена нотариально.
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всего три минуты даётся, но я думаю, мне их будет достаточно для того, чтобы объяснить, что происходит.
Когда в этом зале обсуждали закон, действие которого мы сейчас хотим приостановить на год, я тогда выходил на трибуну и говорил: мы принимаем закон, который сокращает количество удостоверяющих центров в десятки раз, то есть это приведет к монополизации рынка и фактически создает препятствия для нормального функционирования бизнеса. Я тогда про это говорил, никто не услышал.
Зачем нужно было такие драконовские меры применять, для того чтобы максимально сузить количество участников рынка? Ну хорошо, продавили, сделали. Прошел год. Сколько удостоверяющих центров? Десяток, а были сотни. Понимаете? То есть убили весь бизнес, а теперь спохватились: вы знаете, оказывается, за год-то ничего не произошло. Да и за следующий год ничего не произойдет. Такая же ситуация будет ровно через год, потому что мы просто убили этот рынок. Не будет в этой ситуации, в той, скажем так, в тех рамках, в которых сейчас действует этот закон, который должен был вступить с 1 апреля, не будет этот рынок функционировать. Мы через год снова к этому придем.
Я задал вопрос Анатолию Геннадьевичу: Анатолий Геннадьевич, что, может быть, нам закон отменить? Потому что, ну, мы видим, что реально, и вся страна видит, что мы не можем его реализовать, он не будет работать в этой редакции, в которой мы его приняли. Я вам тогда говорил, не будет работать. Так и произошло. Хочу ещё раз напомнить, что и через год будет та же самая история. Не будет работать, нужно отменять те драконовские меры, которые были приняты этим законом, вот, что нужно сделать.
Конечно, наша фракция поддержит перенос ввода, скажем так, вступления в силу этих норм на год, потому что мы понимаем, что мы экономику страны не должны останавливать, но ещё раз хочу сказать, что это ничего ровным счетом не даст, надо вернуться к редакции закона и поменять редакцию закона. Нужно упростить требования к удостоверяющим центрам, чтобы их было хотя бы не десяток, ну хотя бы сотня была. Представляете, десяток центров на всю страну. Коллеги, ну вы подумайте сами, как многомиллионная страна может работать с десятком удостоверяющих центров? Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон. Заключительное слово докладчика.
Аксаков А. Г. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемый Валерий Карлович, коллеги!
Но этот законопроект к количеству удостоверяющих центров никакого отношения не имеет, этот законопроект - к взаимоотношениям удостоверяющих центров со своими клиентами. И очевидно, что там есть вопросы, которые надо обсуждать, но они вот, то, о чём говорил Валерий Карлович, не в той плоскости лежат.
Спасибо. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование законопроект - пункт 16 порядка работы.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 46 мин. 11 сек.)
Проголосовало за 326 чел 72,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 327 чел.
Не голосовало 123 чел. .27,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments