18. 986111-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект перового чтения «О внесении изменения в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)
Документ внесли 09.07.20 Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.К.Исаев, А.Л.Шхагошев, Н.В.Поклонская, А.Г.Альшевских, И.В.Белых (ЕР), Ю.П.Синельщиков, Р.Д.Курбанов (КПРФ), Н.И.Рыжак, А.В.Чепа (СР), Д.И.Савельев (ЛДПР); В.Е.Деньгин (в период исполнения им полномочий депутатов ГД)
Представил депутата ГД Андрей Альшевских.
1й зампред комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Законопроектом предлагается дополнить ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положением, согласно которому по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителей ограничивается доступ к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность.
Первое чтение 365 0 0 14:07
Стенограмма обсуждения
18-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Докладывает Андрей Геннадьевич Альшевских.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Законопроект, который мы сейчас будем обсуждать в первом чтении, разработан Комиссией по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела Российской Федерации. Хочу обратить ваше внимание, что под данной законодательной инициативой подписались представители всех четырех фракций, которые присутствуют в этом зале.
В настоящее время в статье 15.3 Федерального закона "Об информации..." уже предусмотрен механизм, когда Генпрокуратура вместе с Роскомнадзором оперативно ограничила доступ к материалам, содержащим призывы к экстремизму и терроризму. Своей же инициативой мы фактически совершенствуем меры по борьбе с противозаконными публикациями. В случае, когда... в случае если вы поддержите данный законопроект, руководство Генпрокуратуры, генпрокурор и его заместители смогут быстро и оперативно добиваться блокировки информации, в которой содержатся не только призывы, но и оправдание экстремизма, в том числе, и терроризма, что немаловажно.
Сейчас, чтобы запретить такого рода материалы, требуется в среднем 2 месяца от суда до внесения в соответствующий список. Объясняя актуальность инициативы, сошлюсь на данные непосредственно Роскомнадзора. Так летом прошлого года руководитель ведомства встречался с президентом и в своем докладе... выступлении Андрей Липов отметил, что за 2019 год среди запрещенных материалов печально лидировали именно сведения экстремистского толка.
Обратите, пожалуйста, особое внимание на показательные цифры. Всего за 2019 год было выявлено 530 тысяч запрещенных материалов, а 208 тысяч из них были экстремистского и террористического толка. Наша комиссия неоднократно находила подтверждение тому, что к подобным материалам приложили руку представители иностранных государств и, в первую очередь, в свою аудиторию они выбирают молодое поколение, навязывая им свою картину мира. Статистика неумолимо подтверждает мои слова. По данным Генпрокуратуры 449 человек за 2019 год совершили преступления экстремистской направленности и половина из них, а именно 230 человек младше 30 лет, есть даже подростки.
За примерами далеко ходить не надо. Иностранные СМИ неоднократно выпускали материалы о незаконных публичных мероприятиях, оправдывая деятельность одной из сект, и многое другое.
Противодействовать подобным деструктивным силам — наша прямая задача как законодателей. Поэтому наш законопроект направлен не только на повышение безопасности информационного пространства, но и на предотвращение радикализации несовершеннолетних.
Добавлю, что данный законопроект полностью отвечает целям стратегии противодействия экстремизму в России до 2025 года, утвержденный указом президента. Его концепцию поддерживает межведомственная комиссия по противодействию экстремизму.
Благодарю за внимание. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Геннадьевич.
С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский.
Боярский С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Андрей Геннадьевич очень подробно описал суть предлагаемых изменений. Вопрос, с одной стороны, технический, но по сути он очень важный. Мы на комитете внимательным образом инициативу рассмотрели и считаем, что оправдание и обоснование экстремистской деятельности - деяние не менее опасное и деструктивное, чем призывы к ней, которое уже можно блокировать во внесудебное порядке. Поэтому авторы предлагают дополнить этот перечень, что мы считаем важным и правильным.
Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Скруг Валерий Степанович. Пожалуйста. Скруг В. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Андрей Геннадьевич! Уважаемый Сергей Михайлович!
Очень правильный законопроект, особенно в части повышения безопасности информационного пространства для несовершеннолетних, которые наиболее уязвимая часть нашего населения. Законопроект предусматривает блокировку интернет ресурсов, которые распространяют подобную информацию.
Скажите, а можем мы в законопроекте предусмотреть и уголовную ответственность, и экономическую ответственность физических лиц, которые распространяют эту информацию, в том числе и через порталы?
Председательствующий. Депутату Альшевских включите микрофон.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Спасибо за вопрос. Мы, как говорится, можем и имеем право выходить с законодательной инициативой. Если такое предложение будет, то при подготовке ко второму чтению мы можем рассмотреть, но я хотел бы сказать, что это предмет другого законопроекта. А ваше предложение имеет место быть, ну если оно будет, то с удовольствием рассмотрим.
Председательствующий. Спасибо.
Зайцев Максим Сергеевич. Зайцев М. С, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Андрей Геннадьевич, одной из основных проблем во время применения дистанционных электронных технологий в дистанционном обучении школьников стал контент, который появляется в Интернете с так называемыми всплывающими окнами, где проходила информация и о совершенных преступлениях, рекламы казино, групп смерти, ну, и так далее.
Будет ли такой контент блокироваться в соответствии с принимаемым законопроектом? И попадают ли под действие предлагаемых норм ... в мессенджеры, типа WhatsApp, Telegram и другие? Спасибо.
Председательствующий. Андрей Геннадьевич Альшевских, пожалуйста.
Альшевских А. Г. Максим Сергеевич, спасибо за вопрос.
Я хотел бы обратить ваше внимание, что у нас уже подробно расписаны те, как говорится, материалы, которые подвергаются блокировке и удалению. Я хотел обратить ваше внимание, что это немножко не предмет рассмотрения данного законопроекта. Почему, потому что данным законопроектом мы всего лишь даем возможность Генпрокурору и его заместителям быстро и оперативно реагировать на появление запрещенной информации. Эта информация все равно была бы удалена, но либо ее удалят через два месяца, либо ее удалят сразу. Как говорится, дорога ложка к обеду.
И чем меньше эта информация будет, извиняюсь за выражение, находиться и болтаться в Интернете и на Интернет-ресурсах, тем будет лучше, если она будет меньше находиться на страничках в Интернете. Потому как бы мы всего лишь даем возможность быстро и оперативно реагировать.
А то, что вы сказали на предмет рассмотреть, это точно так же мы готовы рассмотреть, если появится законодательная инициатива или предложение ко второму проекту. Готовы рассмотреть и обсудить.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо, Иван Иванович.
У меня к Андрею Геннадьевичу вопрос.
Уважаемый Андрей Геннадьевич, дело в том, что обоснование оправдания в данном случае экстремистской деятельности - это, по сути, экстремистский материал. Нам же предлагается дать право прокурору до вынесения решения суда о признании в данном случае материала экстремистским блокировать его.
Чем будет руководствоваться прокурор, в данном случае генеральный прокурор, точнее его замы? Хватит ли у них ресурсов, потому что мы всё больше и больше их нагружаем разного рода такого вот правами по внесудебному ограничению? Ну и самое главное, что будет, если потом этот материал не будет признан в итоге экстремистским? Какую ответственность понесёт, например, прокурор или его заместитель?
Председательствующий. Депутату Альшевских включите микрофон.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Алексей Владимирович, первое, хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть заключение на данный законопроект, в том числе и Генпрокуратура его поддержала. Это на предмет того, что справится ли Генпрокуратура с новыми, как говорится, полномочиями. Это первое.
Второе. Когда вы говорите, что если в случае будет принято какое-то ошибочное решение, я, уважаемые коллеги, скажу сугубо своё мнение. Я думаю, неправильно, когда мы в этом зале рассматриваем законодательные инициативы и рассматриваем полномочия или дополнительные полномочия государственного органа власти, априори пытаемся обвинить в неправильности рассмотрения и принятия того или иного решения.
А что касается ответственности, ну будут с вашей стороны предложения, ну давайте, вносите, будем обсуждать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу. Нет желающих выступить. Тогда нет и необходимости в заключительном слове.
Законопроект ставится на голосование, пункт 18 порядка работы.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 07 мин. 19 сек.)
Проголосовало за 365 чел 81,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 365 чел.
Не голосовало 85 чел 18,9 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.