leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Продление кредита и снижение ставки Белоруссии на строительство АЭС – ратификация

Продление кредита и снижение ставки Белоруссии на строительство АЭС – ратификация - Предоставлено 4,7 млрд долл., просроченные обязательства отсутствуют – Антон Морозов Гарантий возврата нет Белоруссия шантажирует, режим нестабилен неизвестно кто придет к власти Развивать собственные области Псковскую Смоленскую и поставлять электроэнергию на экспортной основе – Валерий Гартунг Как не будет изменений бюджета Получали по ставке 5,2%, будем 3,3% Посчитаете два процента с 10 млрд - Тимур Максимов 19,7 млн долл. Было принято решений пойти навстречу Белорусской стороне – Леонид Калашников Деньги из России не выходят строит наш подрядчик
8. 1104165-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года»
Документ внесен правительством 01.02.21.
Представил замминистра финансов Тимур Максимов.
Председатель комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года Правительству Республики Беларусь предоставлен государственный экспортный кредит в объеме до 10 млрд. долларов США на финансирование поставок товаров, работ, услуг в целях строительства двух энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Беларусь. По состоянию на 1 сентября 2020 г. использовано средств кредита на сумму 4,5 млрд. долларов США. Просроченные обязательства Белорусской Стороны по Соглашению отсутствуют.
Протокол к указанному Соглашению подписан в г. Москве 14 июля 2020 года и предусматривает следующие условия реструктуризации белорусских обязательств:
- продление периода использования кредита на 2 года – до конца 2022 года;
- перенос даты начала погашения основного долга по кредиту с 1 апреля 2021 г. на 1 апреля 2023 г.;
- замена действующей «смешанной» процентной ставки по кредиту (на 50% суммы каждой использованной части кредита начисляются проценты по фиксированной ставке 5,23%, на остальные 50% каждой суммы – по ставке LIBOR для 6-месячных депозитов в долларах США, увеличенной на маржу 1,83% годовых; среднее значение процентной ставки по кредиту за весь прошедший период действия Соглашения – 4,11% годовых) на фиксированную процентную ставку в размере 3,3% годовых.
Применение пониженной процентной ставки по кредиту начинается с даты осуществления очередной выплаты белорусской стороной процентов (1 апреля или 1 октября) после вступления Протокола в силу. До даты вступления в силу Протокола Белорусская Сторона должна будет осуществлять платежи в счет обслуживания кредита по Соглашению на первоначальных условиях, т.е. по повышенной процентной ставке.
В целях защиты интересов Российской Федерации как кредитора, с одной стороны, и стимулирования к недопущению накопления Белорусской Стороной просроченных обязательств – с другой, Соглашение дополняется положениями, предусматривающими право Российской Стороны приостановить использование кредита или объявить всю задолженность по Соглашению срочной к платежу в случае длительного (более 90/180 календарных дней соответственно) непогашения Белорусской Стороной просроченной задолженности по любым предоставленным Российской Федерацией государственным кредитам, а также кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития.
Ратификация 371 37 2 12:57

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса из блока "Ратификация". О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя Министра финансов Российской Федерации Тимура Игоревича Максимова.
Пожалуйста, Тимур Игоревич.
Максимов Т. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится проект федерального закона о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции.
Протоколом предусмотрен пересмотр ряда условий использования и возврата государственного экспортного кредита, предоставленного Республике Беларусь.
По состоянию на 1 марта использовано средств кредита на сумму 4,7 миллиарда долларов США. Просроченные обязательства белорусской стороны по Соглашению отсутствуют.
В октябре 2018 года белорусская сторона обратилась с просьбой о пересмотре условий возврата кредита в связи с переносом срока ввода в эксплуатацию энергоблоков АЭС.
Во исполнение соответствующего распоряжения правительства 14 июля 2020 года был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение, предусматривающий изменение следующих условий - продление периода использования кредита на два года, до конца 2022 года, как раз с целью завершения ввода в эксплуатацию энергоблоков, перенос даты начала погашения основного долга по кредиту с 1 апреля 2021 года на 1 апреля 2023 года и замена действующей смешанной процентной ставки на фиксированную процентную ставку в размере 3,3 процента годовых.
Должен отметить, что указанный уровень процентной ставки в настоящий момент сопоставим со стоимостью заимствований для Российской Федерации на международном рынке капитала на аналогичный срок.
Пониженная процентная ставка по кредиту будет применяться только после вступления Протокола в силу, то есть по завершению российской стороной ратификации.
До этого момента белорусская сторона осуществляет платежи в счет обслуживания кредита на первоначальных условиях.
Кроме того, в Соглашении в целях защиты интересов Российской Федерации как кредитора добавлены положения, предусматривающие право российской стороны приостановить использование кредита или объявить всю задолженность по Соглашению срочной к погашению в случае длительного иеобслуживания долга.
Вследствие вступления в силу протокола, начиная с 2021 года, общая сумма поступлений в федеральный бюджет сократится на 19,3 миллиона долларов США. Протокол предусматривает изменение условий погашения задолженности и в соответствии с Бюджетным кодексом подлежит ратификации. Просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Леонид Иванович Калашников, содоклад председателя комитета.
Калашников Л. И., председатель Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Тут всё достаточно ясно, это тот самый нашумевший большой кредит, который давался Беларуси, и его продление вызвано двумя причинами, о которых Тимур Игоревич доложил. Я попроще скажу: мы перенесли, мы основной застройщик, мы перенесли сроки ввода первой и второй очереди и именно Беларусь просит перенести и сроки погашения.
И вторая просьба, которая удовлетворена, по сути говоря, в этом соглашении, это снижение ставки, которая была предоставлена для кредитования этого объекта. Кредитовался объект, по сути говоря, вообще-то не Беларуси, а кредитовался застройщик, наш с вами застройщик. И в данной ситуации изменилась финансовая сторона во всём мире и привлечение, в том числе, финансовых ресурсов. Это тоже обосновано, это тоже Минфин достаточно подробно рассмотрел.
Мы, комитет, рассмотрели эти вопросы довольно подробно. Все комитеты-соисполнители также дали положительное заключение. И исходя из этого, комитет рекомендует Государственной Думе, рекомендует ратифицировать упомянутый протокол. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Леонид Иванович.
Коллеги, пожалуйста, вопросы? Есть вопросы.
Пожалуйста, включите запись на вопросы.
Покажите список.
Морозов Антон Юрьевич.
Морозов А. Ю., фракция ЛДПР.
Вопрос к докладчику.
Уважаемый Тимур Игоревич, скажите, пожалуйста, вот в результате смягчения условий предоставленного кредита, отсрочки на два года выплат по кредиту и применения более льготной ставки и прочих условий, какие у нас будут недополучены средства за вот эти два года отсрочки? Спасибо.
Максимов Т. И. Спасибо, уважаемый Антон Юрьевич, за вопрос.
Я в своём докладе упомянул, что за весь период: с начала погашения до последней даты выпадающие доходы составят 19,3 миллиона долларов США. Это эффект на федеральный бюджет.
Хочу отметить, что кроме переноса, у нас тем не менее продолжается обслуживание долга, то есть вот несмотря на два года отсрочки начала погашения, в этот период будут уплачиваться проценты по уже выбранному кредиту и они составляют немалую сумму, поэтому они частично компенсируют, поэтому эффект получается таким незначительным.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Гартунг В. К. У меня к докладчику вопрос. А в связи с чем произошёл перенос сроков строительства? Всё-таки два года - это немаленький срок и, вообще-то, российское государство вынуждено его оплачивать. Вот хотелось бы понимать, кто нарушил обязательства? Почему, за кого мы должны платить теперь? Спасибо.
Максимов Т. И. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Тут мы, когда обсуждали это с белорусской стороной и с Росатомом, так попробую мягко сказать, что, наверное, вина с обеих сторон. Конечно, каждый говорит, что виноват другой, поэтому в целях того, чтобы не искать одного виноватого в жарких спорах и тормозить из-за этого реализацию проекта и ещё, не дай бог, выяснять в судебном порядке, кто же виноват и из-за чьих действий затянулся ввод в эксплуатацию этой станции, было принято такое политическое решение довести дело, тем более что там 95 процентов уже сделано до конца и запустить в промышленную эксплуатацию этот объект.
Но, конечно, вопрос, по чьей вине, он требует очень детального разбирательства и выяснения всех обстоятельств, кто где, что вовремя не построил и кто кому, какую лицензию и разрешение вовремя не предоставил.
Хочу обратить внимание, что атомная электростанция — это объект повышенной опасности и к нему всегда со стороны государственного надзора (контроля) применяются дополнительные требования. Вот чтобы эту историю в межгосударственную плоскость не запускать, было принято такое политическое решение. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, "СПРАВДЕЛИВАЯ РОССИЯ".
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Тимуру Игоревичу вопрос.
Скажите, сейчас строится большое количество атомных станций, это очень хорошо, больше, чем все вместе взятые атомщики мира Россия строит. Но, какой используется механизм залогового обеспечения до полного погашения кредитов, если он вообще используется? И... участие в акционерном капитале это вообще рассматривается как одна из версий, в том числе, вложения вот наших средств?
Спасибо.
Максимов Т. И. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич.
Вы действительно правильно сказали, что большое количество атомных электростанций строится Росатомом за границей. Основная модель финансирования подобных строек это, конечно, из средств государственных экспортных кредитов, то есть это означает, что Российская Федерация предоставляет экспортный кредит на цели строительства. На практике это означает, что мы по факту финансируем Росатом и деньги территорию Российской Федерации не покидают. Мы отдаем деньги эти напрямую подрядчику, и он там осуществляет необходимые строительные, монтажные работы, обучение персонала.
Есть другая модель, о которой вы тоже упомянули, но она пока не получила широкое распространение на практике, она связана таким сложным структурированием этих проектов, как самостоятельный проект, создание проектных компаний, возможное участие Росатома в капитал, создание целого комплекса регуляторных мер, обеспечивающих выкуп электроэнергии с этих станций по фиксированному тарифу на длинный срок в целях полной окупаемости вложений, эта модель вот пока только нарабатывается Росатомом и, я надеюсь, что в будущем она станет основной. Пока вот мы финансируем все это в рамках государственных экспортных кредитов.
Что касается залоговых обеспечений, то в силу того, что вот модель финансирования через госкредиты, то там предмет залога, он, как правило, отсутствует, потому что, еще раз скажу, эти объекты, они являются объектами повышенной опасности и попадают под специальное регулирование в странах, где все это строится.
Создаются специализированные центры, которые под руководством Росатома готовят специалистов, создают систему безопасности, обеспечивают контроль и мониторинг за деятельностью этих электростанций и, более того, переходят под контроль местных государственных органов, что, конечно же, вообще, исключают любую ситуацию, связанную с залогом. Иные виды, иные формы даже обеспечения исполнения обязательств рассматриваются, но на практике пока применения не получили, потому что требование на суверенное государство считается с точки зрения рынка первоклассным требованием, и лучше, чем требование к суверенному, а именно так выглядит сегодня структура наших государственных экспортных кредитов, ну на рынке просто ничего быть не может. Поэтому пока вот мы работаем в этой модели, но на новую модель мы тоже смотрим вместе с компанией "Росатом". Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите запись.
Покажите список.
Пожалуйста, Туров Артём Викторович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Морозову, Гартунгу. Туров А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Достаточно важный проект для реализации на территории Белоруссии -российский проект российской компании "Росатом", и представленный на ратификацию протокол как раз закрепляет пересмотренные условия возврата Белорусской стороны кредита для строительства атомной электростанции на территорию Республики Беларусь, и предусматривает продление периода использования данного кредита - перенос даты начала погашения основного долга по кредиту и замену действующей процентной ставкой в связи с вводом на более поздний период энергоблоков.
Ратификация протокола не потребует признания утратившим силу приостановление изменения или принятия иных федеральных законов, или нормативно-правовых актов, и не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.
Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную ратификацию и просит коллег также поддержать её по голосованию. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич, фракция ЛДПР.
Морозов А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет голосовать против ратификации данного Протокола. Мы считаем, что если в 2011 году было принято решение о том, что будем строить атомную электростанцию, то были обозначены определенные условия финансирования этого строительства, и их, конечно, нужно соблюдать. И никаких достаточных оснований для пересмотра условий кредитования этой стройки мы не видим.
Сейчас режим политический в Белоруссии нестабилен, политические реформы не проводятся, протесты граждан никуда не делись, очень много недовольных режимом Лукашенко, и неизвестно, кто придет к власти, и будут ли вообще отдавать этот экспортный кредит.
По сути, сейчас Белоруссия шантажирует Российскую Федерацию тем, что если мы не пересмотрим условия экспортного кредита, то они вообще могут отказаться от продолжения стройки. Насколько я понял, на данном этапе из 10 миллиардов долларов США, которые были предусмотрены экспортным кредитом, освоено 4,5, и по данным Росатома потребуется ещё 6 миллиардов, для того чтобы завершить эту стройку.
Но при этом мы понимаем, что, конечно, в интересах Российской Федерации важнее гораздо развивать собственные регионы. И это принципиальная позиция ЛДПР. Давайте помогать нашим регионам, русским регионам развивать свою экономику. Вы посмотрите, какие проблемы испытывают многие наши регионы, в том числе, граничащие с Белоруссией. Это и моя Псковская область, где я курирую, и Смоленская область, где наш губернатор Островский. Там есть дефицит электроэнергии, завышены цены на электроэнергию для граждан и для предприятий, сложности подключения к электроэнергии, и соответственно было бы разумнее гораздо, с точки зрения государственного строительства, соорудить атомную электростанцию именно в этих областях.
И если Белоруссия нуждается в поставках электроэнергии, то осуществлять поставки на договорной основе в экспортном варианте, и тогда наши области, русские, граничащие с Белоруссией, получили бы развитие. Поэтому принципиальное решение было ошибочно в 2011 году, и мы не должны сейчас потакать и идти на уступки по отношению к Белоруссии. Гарантии возврата нет.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Мы, в отличие от ЛДПР, поддерживаем этот закон, принятие этого решения, и вот почему. Мы считаем, что достраивать станцию, в которую вложены наши российские рубли, ну, конвертированные в доллары, даже хотя бы в виде займа Белоруссии, нужно достраивать, нужно заканчивать эту стройку, коммерциализировать этот проект и возвращать деньги назад. Мы же понимаем, что если проект будет не закончен, то мы вообще ничего не вернём. Поэтому мы за то, чтобы даже на таких условиях, но всё-таки подписать продление этого соглашения.
Но мы за то, чтобы в каждом конкретном случае проводить проверку. А в чём же причина? Я понимаю, что есть межгосударственные споры, одни говорят, что поставщик просрочил, другие говорят, что нам вовремя лицензии не выдали, не приезжали, например, на проверку... Мы же понимаем, как строятся атомные станции, какая это процедура, да, там без представителя заказчика нельзя перейти с одной операции на другую, то есть каждая операция, пооперационный контроль. И если к вам заказчик не приезжает, то вы не можете просто, в силу закона, дальше на следующую операцию, производственную операцию перейти.
Естественно, что заказчик в этих условиях может просто не приехать, и, соответственно, поставщик не поставит продукцию, и энергоблок вовремя не будет собран, соответственно, и сдвижка по срокам. Но в любом случае нужно с этим разбираться. Это первая часть.
Вторая часть. Кроме того, что мы переносим срок, не разобравшись, кто виноват, мы ведь ещё и меняем условия договора. Вот с этим мы не согласны, мы считаем, что если уж мы заключили договор, наверное, какая-то была экономика проекта, да, "Росатом" рассчитывал, приходил в правительство с расчетами. С учетом того, что проценты, которые уплатит Белоруссия, они учтены все в бюджете, мы не согласны с тем, что, например, пересмотр этого соглашения не меняет параметров бюджета, не отразится на федеральном бюджете. Подождите, но если мы получали проценты по ставке 5,23, а теперь по ставке 3,3 будем с 10 миллиардов, разница же есть, 2 процента вообще-то легко посчитать, с 10 миллиардов 2 процента годовых, да, сумма немаленькая. Как это вы говорите, что ничего не изменится?
Мы за то, чтобы, конечно, надо достраивать, но деньги надо считать, потому что когда встает вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам, у нас денег нет, когда возникает вопрос о снижении платежей на сотню миллиардов... миллионов долларов, извините, миллиардов, миллионов долларов, у нас мы как-то вот без всяких расчетов это принимаем. Вот мы с этим не согласны, поэтому мы поддерживаем продление, но всё-таки мы требуем, чтобы правительство в таких случаях разбиралось.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, полномочный представитель президента, правительства, заключительное слово есть желание?
Пожалуйста, докладчик, Тимур Игоревич.
Максимов Т. И. Да, Вячеслав Викторович, если позволите, я коротко тогда на вот поставленные...
Председательствующий. Да, конечно, вы имеете возможность ответить на прозвучавшие вопросы в ходе выступлений.
Максимов Т. И. Я просто несколько финансовых параметров прокомментирую, по которым возникли вопросы, и, может быть, не до конца я просто зафиксировал позицию Минфина и правительства. Значит, условия кредита предусматривают, что Российская Федерация финансирует строительство атомной электростанции в размере до 10 миллиардов долларов. Это не значит, что все 10 миллиардов долларов будут выбраны. Уже сегодня оценка и заказчика, и подрядчика, что они не будут выбраны, будет существенная экономия.
Ориентир по стоимости там - в районе 6 миллиардов. Сегодняшняя выборка - это 4,7, это значит, что реальная выборка оставшаяся будет в пределах 1,5 миллиарда долларов. То есть ни о каких 6 миллиардах дополнительных там речи не идет. Это первое.
Второе, что касается процентной ставки. Значит, действительно процентная ставка платилась все эти годы и платится до сегодняшнего дня повышенная, она складывается из двух компонентов — одна фиксированная, другая плавающая, привязанная к стоимости заимствований для Российской Федерации. Но надо помнить, что условия фиксировались в 2011 году, когда мировые финансовые рынки были совершенно на других уровнях. Сегодня эта ставка в 3,3, она соответствует тем условиям, по которым Российская Федерация может фондироваться на международных рынках капитала.
Значит, Валерий Карлович абсолютно правильно сказал, что в этом смысле происходит некоторое ухудшение, у нас были лучше условия, значит, мы соглашаемся на более худшие.
Действительно, ухудшение небольшое происходит, но еще раз сказал, повторю, что его эффект порядка 20 миллионов долларов США за весь период, он такой, потому что два года, которые мы даем, перенос начала погашения, всё это время на сумму выбранную в 4,7 миллиарда платятся проценты. Вот эти проценты, они эффект от переноса компенсируют в большем объеме, и остается вот этот незакрытый объем в 19,3 миллиона долларов США. Да, это всё равно большие деньги. Но с учетом важности и значимости проекта и с учетом вот политической вводной завершить его в максимально сжатые сроки, потому что это такой флагманский проект, в рамках Союзного государства было принято решение вот пойти навстречу белорусской стороне. Но принципиального ухудшения условий для нас мы тут не видим, они остаются приемлемыми, но вот было принято такое политическое решение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Леонид Иванович Калашников.
Калашников Л. И. Да. Могу только добавить, что мы действительно рассматривали эти вопросы с Минфином довольно подробно. И мне странно слышать, когда Валерий Карлович говорит: мы вот индексацию рассчитываем каждый год. А, что, 5 процентов с лишним должны быть с 2011 года неизменными, что ли? Конечно, мы, и Минфин, и все остальные рассчитывают, в том числе, и процентную ставку, и она по идее должна естественным образом меняться. Что же касается условий и сроков ввода, напомню, уважаемые коллеги, деньги, ещё раз говорю, из России вообще-то не выходят. Вообще строит наш подрядчик.
Поэтому сейчас мы вину в этом зале всё равно с вами не установим, а реально на два года продление уже установлено. Поэтому надо согласиться и ратифицировать данный протокол. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 8-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 57 мин. 47 сек.)
Проголосовало за 371 чел 82,4 %
Проголосовало против 37 чел 8,2 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 410 чел.
Не голосовало 40 чел 8,9 %
Результат: принято Федеральный закон принят.
Леонид Иванович, спасибо за то, что комитет поставил рассматриваемый вопрос в приоритетную повестку. И вы сделали всё для того, чтобы мы рассмотрели очень важный законопроект, ратифицировали Соглашение. От этого зависит многое, поэтому комитет потрудился. Спасибо. Спасибо докладчику.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments