leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект о возможности получения обучающимися нескольких квалификаций

Принят в первом чтении законопроект о возможности получения обучающимися нескольких квалификаций и распространении ФГОС на укрупнённые группы профессий – Ирина Яровая Материалы Нюрнбергского трибунала должны найти отражения - Петр Кучеренко В прошлом году около двухсот ФГОС принято – Олег Смолин Хотелось бы чтобы сущности не удваивались соблюдался принцип Оккама
12. 1076089-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования»
Документ внесен правительством 16.12.20.
Представил замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко.
Член комитета по образованию и науке Татьяна Касаева.
Законопроектом устанавливается, что федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования (далее – ФГОС профессионального образования) могут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, по областям профессиональной деятельности по соответствующим уровням профессионального образования, а также по уровням образования.
Признается утратившим положение о том, что формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Предусматривается, что основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки соответствующих уровней профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в т.ч. с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Уточняется, что примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а примерные основные профессиональные образовательные программы – с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (при наличии).
Кроме того, предусматривается возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ.
ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2021 года.
Первое чтение 379 0 2 13:35

Стенограмма обсуждения
12-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра науки и высшего образования Петр Александрович Кучеренко. Пожалуйста.
Кучеренко П. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Законопроект подготовлен во исполнение ряда поручений Президента Российской Федерации и направлен на совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В настоящее время требования ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляются на основе соответствующих профстандартов при их наличии.
Профстандарты описывают требования к квалификации, необходимые для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. Динамичность рынка труда требует постоянного внесения изменений в действующие профстандарты, утверждение новых, признание старых утратившими силу, что в свою очередь влечёт изменения в перечне профстандартов.
Вместе с тем складывающаяся правоприменительная практика формирования требований ФГОС профессионального образования на основе профстандартов показывает, что данное законодательное положение порой неэффективно, так как процедура внесения изменений во ФГОС профессионального образования длится порядка полугода, что не отвечает потребностям оперативного учёта многочисленных изменений профстандартов во ФГОС.
Предлагаемый законопроект предусматривает возможность изменения действующих механизмов формирования ФГОС профессионального образования и устанавливает, что ФГОСы могут разрабатываться не только по профессиям и специальностям, но и по укрупнённым группам, по областям профессиональной деятельности, по соответствующему уровню профессионального образования, а также по уровням образования.
Вводится также новая норма, согласно которой основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе профстандартов, и могут включать в себя компетенции, отнесённые к одной или нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ.
Просим поддержать. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Татьяна Викторовна Касаева от Комитета по образованию и науке.
касаева Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает концепцию федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". К аргументированному докладу Петра Александровича можно добавить, что нормы законопроекта действительно продиктованы современными реалиями и потребностями образовательной среды.
Если позволите, подробно на положениях законопроекта останавливаться не буду, докладчик их озвучил.
Добавлю лишь, что отзывы, поступившие от субъектов, все положительные, 34 субъекта в целом высказались за принятие законопроекта. Комитет просит его поддержать.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Викторовна.
Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
У меня вопрос к министерству. Скажите, пожалуйста, я понимаю, что вы уделяете внимание развитию профессиональных стандартов, но сегодня, изучая образовательные программы по ряду профессий, мы видим, что вы отдали на откуп вуза принятие таких важных для подготовки, например, юристов решений как изучение семейного права, криминологии.
Возникает серьезный вопрос как вообще можно подготовить юриста, который не изучает данные дисциплины в обязательном порядке.
Кроме того, сегодня мною направлено письмо министру о том, чтобы общие программы изучения истории включали изучение нюрнбергского приговора, потому что знание своей страны и итогов Второй мировой войны тоже не включается.
Предполагается, что профессиональная подготовка не содержит широкого кругозора и знания таких базовых вещей фундаментальных. Почему?
Кучеренко П. А. Ирина Анатольевна, спасибо большое за вопрос.
Конечно, качество юридического образования - та тема, которая вызывает и у министерства, и вообще у юридического сообщества очень много вопросов.
Буквально сегодня в МГУ заседает совет по юридическому образованию, и я думаю, что те предложения, которые вы изложили в письме министру, не просто будут изучены, они будут оперативно приняты как указание к действию для реализации в рамках образовательных программ.
И конечно, то, что вы сейчас сказали об изучении наследия Нюрнбергского трибунала, по всей вероятности, это потребует расширения в тех учебных пособиях и в учебных планах, которые есть в рамках курса истории государства и права в действующих вузах.
Со своей стороны готов максимально к этому... оказать максимальное содействие и уверен, что министерство то же сделает.
Спасибо вам огромное за это важное напоминание.
Председательствующий. Спасибо.
Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Касаева Т. В. Уважаемые коллеги, конечно, с тезисами Ирины Анатольевны нельзя не согласиться. Я бы добавила, что не только семейное и гражданское право, и трудовое, и не только юристам хотелось бы видеть обязательной частью в стандартах. Комитет по образованию и науке обязательно эти предложения ко второму чтению проработает и особое внимание уделит, с ними нельзя не согласиться. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к докладчику.
Уважаемый Петр Александрович, подскажите, пожалуйста, законопроектом предусматривается возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках усвоения ими основных профессиональных образовательных программ. Какой механизм реализации данного подхода: в рамках одного бюджетного места или это приведёт к увеличению стоимости обучения учащихся и сокращению бюджетных мест? Спасибо.
Кучеренко П. А. Разумеется, в рамках одного бюджетного места. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
У меня вопрос к представителю министерства.
Уважаемый Петр Александрович, как вы считаете, достаточно ли отрегулирован на сегодняшний день в законодательстве вопрос о периодичности пересмотров переработок федеральных государственных образовательных стандартов? Насколько часто, на ваш взгляд, они должны перерабатываться? И чем это должно быть обосновано объективно? Спасибо.
Кучеренко П. А. Это должно быть обосновано той реальностью, в которой мы живём. Вот как справедливо отметила сейчас Ирина Анатольевна, например, какое-то время назад никому бы не пришло в голову подвергать сомнению выводы Нюрнбергского трибунала и настаивать на том, чтобы эти положения нашли своё отражение в образовательных программах, однако сегодня реалии таковы, что это действительно нужно. И поэтому очень часто требования изменения ФГОСов, они должны быть достаточно оперативны.
Вот, собственно, и всё. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Зайцев Максим Сергеевич. Зайцев М. С, фракция ЛДПР.
Уважаемый Петр Александрович, у меня вопрос к вам. Современный мир достаточно динамичен, и для высшей системы образования крайне важно, чтобы за четыре-пять лет обучения не происходило устаревание получаемых знаний.
Предусмотрен ли какой-то обмен или взаимодействие между реальными работодателями, крупными компаниями и вузами при формировании ФГОСов министерством по укреплённым группам профессий и специальностей? Чтобы выпускники, получая знания, могли реально обладать теми качествами и знаниями, которые работодатель требует от них на практике.
Спасибо.
Кучеренко П. А. Спасибо большое за вопрос.
Да, конечно, при принятии ФГОСов они проходят общественную экспертизу сообщества, поэтому этот процесс как раз и достаточно долгое время занимает, поскольку совет по компетенциям профессионально их рассматривает и утверждает.
Я вам приведу пример, что с 2016 года, когда был принят закон "Об образовании" и до сегодняшнего дня, более 400 ФГОСов должны быть приняты и темпы были, мягко сказать, неблестящие. Например, за 2019 год было принято всего два ФГОСа, такими темпами нам бы пришлось их принимать двести лет. Однако за прошлый год мы вышли на другой показатель - около двести ФГОСов были приняты. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Татьяна Викторовна, спасибо. Присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Митина Елена Анатольевна, пожалуйста. "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Митина Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С места.
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе солидарна с позицией комитета Государственной Думы по образованию и поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в закон "Об образовании" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования".
Данный законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации, по итогам совместного расширенного заседания Президиума Государственного совета и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Также на встрече со студентами, но случаю Дня российского студенчества, президент Владимир Путин уделил особое внимание данному законопроекту, проинформировал студентов о том, что в Государственную Думу внесён такой законопроект, и он позволит значительно расширить автономию вузов в формировании образовательных программ.
После его принятия студенты смогут получать несколько квалификаций, после второго курса менять профиль обучения, переходить в своем вузе на другие факультеты и программы.
Уверены, что в таком быстро меняющемся мире, в котором мы живем, студенты ждут таких решений, потому что это позволит потом найти себе достойную работу.
Фракция будет голосовать за его принятие в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги! Уважаемый Иван Иванович!
Я предлагаю поддержать этот законопроект, и вот по каким соображениям.
Напоминаю. Сейчас в нашей стране параллельно действуют две группы стандартов - это федеральные и государственные образовательные стандарты, а в них есть третья часть - требования к уровню подготовки выпускников и соответственно профессиональные стандарты, определяющие требования к уровню подготовки специалистов. В идеале, конечно, третья часть ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) и профстандарта должны совпадать. К сожалению, это сейчас не так. Но тем не менее, законопроект, на мой взгляд, делает правильный шаг в направлении сближения тех и других стандартов. Вузам разрешается руководствоваться профессиональными стандартами при определении уровня подготовки выпускников, требования должны сблизиться, количество бюрократии или бюрократических процедур должно уменьшиться. Плюс, я хотел бы заметить, в частности, что возможность получения нескольких квалификаций позволяет реализовать известную модель, когда, начиная с младших курсов, соответственно, готовятся ребята по программам подготовки рабочих кадров специалистов среднего звена и затем соответственно специалистов с высшим образованием.
Конечно, мы хотели бы, чтобы две сущности не удваивались, чтобы соблюдался принцип Оккама, да, не удваивайте безнужное число сущностей, но, повторяю, этот законопроект представляет собой шаг в правильном направлении, и предлагаю его поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Заключительное слово докладчика, если есть необходимость, пожалуйста.
Кучеренко П. А. Я хотел бы только поблагодарить членов комитета за очень серьезную, содержательную работу над этим законопроектом. Без вас, коллеги, мы бы не справились. Спасибо вам огромное.
Председательствующий. Спасибо.
Татьяна Викторовна, есть необходимость выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Пункт 12-й порядка работы. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 34 мин. 48 сек.)
Проголосовало за 379 чел 84,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 381 чел.
Не голосовало 69 чел 15,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо. По ведению Серова Елена Олеговна, пожалуйста. Серова Е. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
Для протокола. По 11-му вопросу о контрактной системе в сфере закупок товаров, это по вопросу осуществления закупок Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага я голосовала - за. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Елена Олеговна.
Таким образом, коллеги, констатируем, что законопроект, который докладывал Гарри Владимирович, принят в первом чтении единогласно, ошибочное было голосование "против" депутата. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments