18. 1078996-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (o возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации)
Документ внесен правительством 18.12.20.
Представил статс-секретарь – замминистра внутренних дел Игорь Зубов.
1й зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2020 г. № 29-П, которым часть 1 ст. 21 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, она, допуская решение судом вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации в сопровождении одного из родителей лишь в отношении конкретной поездки (в определенное государство и в определенный период) и тем более действуя в системе правового регулирования, исключающего решение этого вопроса во внесудебной процедуре в случае достижения родителями взаимного согласия, в полной мере применяется и к тому из родителей, с которым на законных основаниях постоянно проживает ребенок и который ранее в установленной процедуре заявил о своем несогласии на такой выезд.
Законопроектом предусматривается право каждого законного представителя несовершеннолетнего гражданина РФ заявить о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ на определенный период в определенное государство, в несколько определенных государств или во все государства. При этом такой запрет не будет распространяться на поездки несовершеннолетнего гражданина РФ за пределы Российской Федерации в сопровождении законного представителя несовершеннолетнего, заявившего о таком несогласии.
Предусмотрена возможность отозвать поданное заявление во внесудебном порядке.
В целях обеспечения равенства прав законных представителей несовершеннолетнего предусматривается необходимость учета всех заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ, поданных его законными представителями.
Закрепляется, что для выезда несовершеннолетнего гражданина РФ из Российской Федерации совместно с его законным представителем (из числа родителей, усыновителей, опекунов или попечителей) достаточным условием будет являться отсутствие выраженного несогласия на его выезд от другого законного представителя (а не нотариально оформленное согласие на выезд).
В случае спора в связи с несогласием законного представителя несовершеннолетнего на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке (в настоящее время предусмотрено, что в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке).
Порядок подачи и отзыва, приема и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ устанавливается МВД России.
Первое чтение 320 25 1 14:32
Стенограмма обсуждения
18-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов.
Пожалуйста.
Зубов И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Его целью является конкретизация порядка решения вопросов, связанных с установлением возможности выезда несовершеннолетнего гражданина за пределы Российской Федерации.
Согласно законопроекту, достаточным условием для выезда несовершеннолетнего за границу совместно с его законным представителем, будет отсутствие выраженного несогласия другого или других его законных представителей.
В случае выезда без сопровождения законного представителя, несовершеннолетний должен будет иметь при себе заграничный паспорт и нотариально заверенное согласие любого законного представителя, с указанием срока выезда и конкретного государства, в котором будет находиться ребёнок.
Законный представитель несовершеннолетнего, заявивший о несогласии на выезд ребёнка за границу, также должен будет указать конкретный период действия устанавливаемого запрета, а также конкретные государства или государство, в которые ребёнок, по его заявлению не должен будет выезжать.
Данный запрет не будет распространяться на поездки несовершеннолетнего в сопровождении законного представителя, заявившего о несогласии на выезд, в чём, собственно говоря, и состоял смысл решения Конституционного Суда.
В случае подачи заявления о несогласии на выезд несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации несколькими его законными представителями, все они подлежат учёту и рассмотрению.
Данные заявления могут быть отозваны во внесудебном порядке. Споры по этому поводу, как и ранее, будут решаться только в суде, что позволит в полном объёме защитить интересы ребёнка, а также учитывать при решении вопроса его мнение.
Все необходимые согласования по законопроекту имеются. Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, а также признание утратившими силу приостановлений, изменений или принятий других федеральных законов.
Прошу поддержать. Благодарю за внимание. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Петрович Водолацкий. Водолацкий В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как сообщил в своём выступлении замминистра внутренних дел Российской Федерации Игорь Николаевич Зубов, рассматриваемый сегодня законопроект очень важен. Он направлен на совершенствование механизма выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
Главное, что устанавливает законопроект - это для выезда несовершеннолетнего российского гражданина из страны совместно с его законным представителем достаточным условием будет являться отсутствие выраженного несогласия на его выезд от другого законного представителя. Это значительно упрощает процедуру выезда, позволяет значительно экономить время и денежные средства, поскольку ранее от упомянутого законного представителя требовалось нотариально оформленное согласие на выезд. При этом запрет на выезд из России несовершеннолетнего российского гражданина не распространяется на его поездки в сопровождении законного представителя, заявленного по несогласию на такой выезд. Кроме того, законному представителю несовершеннолетнего предоставляется возможность отозвать свое заявление о несогласии на выезд несовершеннолетнего гражданина России по... во внесудебном порядке.
Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации, общим принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам. Законопроект не затрагивает положения договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации. Дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета не требуется. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний к законопроекту. Комитет Государственной Думы по делам семьи, женщин и детей, являющийся соисполнителем в работе над законопроектом, поддерживает проект федерального закона. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству также поддерживает принятие законопроекта. Замечаний и предложений от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не имеется.
Прошу поддержать принятие закона в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Петрович. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Спасибо. У меня вопрос к Игорю Николаевичу.
Уважаемый Игорь Николаевич, как будет работать система? Вот нам для пояснения. Кто будет писать... точнее, где будет писаться заявление, в какой информационной базе она будет учитываться, будет ли она передаваться на таможню, сразу чтобы ее можно было посмотреть? Будет ли информироваться родитель о возможности выезда ребенка, если он, скажем, вовремя не подсуетился, вовремя не написал соответствующего заявления, то есть, как это будет выглядеть технически для простого человека?
Зубов И. Н. Как мне кажется, мы достаточно подробно изложили, это из смысла закона многие вещи понятны. Вы все знаете те многочисленные скандалы, которые по этому поводу были, которые постоянно сотрясают. Их немного, это порядка двух тысяч случаев в год, но они есть.
Работать будет это довольно просто. Любой законный представитель подаёт заявление в наше миграционное подразделение. Наше миграционное подразделение ставит это на соответствующий автоматизированный учёт, информируется пограничная служба и, собственно говоря, на этом всё заканчивается.
Информирование второго родителя не предусматривается, поскольку в большинстве случаев это маловероятно, установить его не представляется возможным, либо потребует серьёзных затрат.
Предполагается, что тот родитель, который даёт такое заявление, он достаточно прозрачен, ясно, где находится ребёнок, и просто опыт показывает, что необходимости в данном варианте нет.
Если будет прямо написано, вот второй родитель напишет запрет, то он попадёт также в базу, и всё будет видно. Плюс в базе будет видно, есть на ребёнка запрет или его нет.
Это конфликтные ситуации. Их немного, но они есть, поэтому работать будет нормально.
Председательствующий. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Игорь Николаевич, вот семейные отношения - это довольно чувствительные материи, и любые вмешательства в этот процесс без более тщательной проработки, без широкого общественного обсуждения с привлечением экспертного сообщества, недопустимы.
Вот предлагаемый законопроект, механизм, не решает заявленной задачи. Родители, находящиеся в конфликте, даже, если вы сказали, что их не так много, но 2 тысячи детей практически остаются на усмотрении того или иного родителя, получается так.
Человек может заявить о своём несогласии на выезд ребёнка в случае (и вот этого в законе нет), если его об этом уведомили, а если нет, то он не сможет написать. И получается, что папа, который выкрал собственного ребёнка, вывез, и, не спросив, не получив никакого разрешения, потому что мама об этом не знала, либо мама захотела познакомить ребёнка с новым папой.
Значит по этому законопроекту получается, что оставляем детей без защиты, и создаем условия для свободного вывоза... (Микрофон отключен.)
Зубов И. Н. Ольга Николаевна, я не могу согласиться ни с вашей тональностью, ни с сутью того, что вы сказали. Прежде всего, этот законопроект прошел самое широкое обсуждение и с экспертным сообществом, и публиковался, и многократно обсуждался в самых различных инстанциях. И то, что там написано, это как раз плод многих компромиссов, вот как раз как различных конфликтующих сторон, а не просто так написаны эти вещи.
Если ребенка выкрали, поверьте, тот, у кого украли, напишет сразу же все заявления туда, куда считает нужным. И как раз мы сталкивались с многочисленными ситуациями, об этом Конституционный суд пишет, когда некуда обращаться, не с кем разговаривать. И самое главное, что они не могут между собой договориться, только через суд. А суд иногда длится длительное время, а ребенку нужно ехать лечиться или надо ехать учиться, механизмов никаких нет. Вот таких вопиющих фактов, когда какая-то несправедливость в отношении ребенка допускается, их не так много. А там, где такой открытый конфликт между родителями, открытый конфликт, который сопровождается вот взаимными, ну, не похищениями, а как бы это правильно, удержаниями ребенка, взаимным обманом, взаимными какими-то недружественными действиями, они очень хорошо покроются этим законом.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Игорь Николаевич, вот в условиях, когда мы за 2019 и 2020 год имеем худшую демографию... За прошлый год, я вам напомню, у нас минус 687 тысяч. И у нас сегодня, вы берете, я вообще не понимаю, что является мотивом для более упрощенного вывоза детей из России. Причем, ну, какая проблема, чтобы нотариально заверенное разрешение живого родителя, не больного, не урода, понимаете. Вы просто ущемляете права одного из родителей, причем циничным образом. Спасибо.
Зубов И. Н. Николай Васильевич, я не буду комментировать, потому что я только что примерно на этот вопрос ответил. Давайте не будем мы тут какие-то ярлыки друг на друга вешать, потому что их можно много сделать. Этот закон, наоборот, снимает огромное количество конфликтных ситуаций. И препятствует, наоборот, вывозу детей, наших детей за границу. Не получится так.
Да, есть ситуации, когда такие попытки есть, когда вот именно ребёнка могут похитить, не похитить, удержать незаконно, там обмануть маму, вывезти. Дала запрет — всё, вопросов никаких нет.
А то, что у нас это всего около 2 тысяч, да, это немало, но миллионы семей сталкиваются с ситуацией, когда возникают трудности с поездками детей, миллионы сталкиваются, мы это снимаем и даём возможность... хотя сейчас, конечно, пандемия, ездят меньше, но будут ездить всё равно со временем. Это нужный и важный закон, поверьте.
Председательствующий. Спасибо.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Игорь Николаевич, у нас во фракции разделились мнения по этому поводу, поэтому хотел бы спросить вас, если обладаете такой статистикой, но вы уже отчасти сказали, что там 2 тысячи таких конфликтных ситуаций, всё-таки закон позволяет, ну, скажем так, упрощает вывоз детей, если местонахождение второго родителя трудно там установить, или он там не выходит на связь, или не даёт согласие, и так далее, мы понимаем это.
Сколько таких примерно, как вы считаете, ситуаций и ситуаций, которые конфликтные, например, возможные, с учётом принятия этого закона, которые могут возникнуть, например, если вдруг второй родитель не знал, что его ребёнка вывезли, и он как бы согласие на это не давал. Вот как вы оцените масштаб этих групп? Спасибо.
Зубов И. Н. Давайте начнём с того, что я цифру назвал, это на самом деле даже не 2 тысячи, она существенно меньше, примерно тысяча 800 заявлений, там плюс-минус, около 2 тысяч, это подано заявлений о несогласии. Из них открытых конфликтов, когда вот идут обвинения такие с похищениями, с попытками там привлечь СМИ, там депутатов, и так далее, я бы их определил как единичные, именно как единичные, их не много, да, они есть.
Вот этот механизм, как правило, речь идёт о неблагополучных семьях. Семья уже распалась, родители не живут, у них есть какой-то конфликт. В условиях конфликта любой родитель, любой законный представитель имеет возможность дать запрет. Причём мы не запрещаем давать запрет на месяц, на полгода, на год, в одну страну, во все страны, по он должен быть готов к тому, что если он дал такое заявление, что если второй родитель подаст в суд, ему придётся в суде мотивировать, почему он это сделал и зачем. Вот и всё, мы открываем эту дорогу нормально.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич. Виктор Петрович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Коллеги, идет голосование. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 32 мин. 29 сек.)
Проголосовало за 320 чел 71,1 %
Проголосовало против 25 чел 5,6 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 346 чел.
Не голосовало 104 чел 23,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.