25. 1100997-7 Госдума в итоге затянувшегося обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Документ внесен правительством 26.01.21.
Представил замминистра финансов Алексей Лавров.
1й зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.
Законопроект разработан в целях упрощения и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предусматривается комплексное совершенствование положений ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в целях обеспечения эффективности, стабильности, однообразия в толковании и применении его положений, устранения внутренних противоречий, исключения дублирования и избыточного регулирования путем определения оптимальной структуры и последовательности положений, регулирующих процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), унификации требований к таким процедурам, в т.ч. для обеспечения возможности автоматизации таких процедур с использованием различных информационных систем (единая информационная система в сфере закупок, региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, электронные площадки).
Сокращается избыточное количество подзаконных нормативных правовых актов путем повышения уровня правового регулирования отдельных вопросов (с уровня подзаконных актов до уровня Закона о контрактной системе).
Совершенствуется порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способы такого определения, осуществляемых процедур, в частности:
- количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сокращается до 3-х наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок (в частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса). При этом действующие дополнительные требования к участникам закупок при проведении конкурсов с ограниченным участием предполагается распространить на случаи проведения открытых конкурсов. Закрепляется перечень случаев для проведения «срочных» закупок путем проведения запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта;
- сокращаются положения, устанавливающие требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами, требования к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и их изложение в общих положениях об осуществлении закупок. Устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках. Предусматривается автоматизация предоставления выписки из ЕГРЮЛ путем ее представления заказчику в рамках информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой в сфере закупок без включения участником закупки в состав его заявки. Сохраняется необходимость предоставления такой выписки в заявке, поскольку при их проведении заказчиками не используются информационные системы как в связи с работой со сведениями, составляющими государственную тайну, так и в связи с невозможностью доступа к сети «Интернет» у отдельных категорий заказчиков. Исключается необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке и предусматривается включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок по единым формам электронных документов (это позволит сократить количество формируемых заказчиками при осуществлении закупок документов, минимизирует возникновение ошибок технического характера, предусматривает автоматизацию процесса формирования извещения об осуществлении закупки);
- вводится термин «контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан». Сохраняется закрытый перечень товаров, относимых к необходимым для нормального жизнеобеспечения граждан;
- исключается дополнительная проверка при проведении запроса котировок в электронной форме;
- вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание (в т.ч. разработку, изготовление и испытания) космических материалов и космических технологий, на создание (в т.ч. разработку, изготовление и испытания), модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, использование (эксплуатацию), утилизацию космической техники, а также при осуществлении закупок ФСО России, Росгвардией, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
- уточняются положения о проведении закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части возможности их применения при осуществлении любых закупок для обеспечения деятельности судей (предусматривается неразмещение в открытом доступе информации о потребностях);
- при проведении электронного аукциона сокращается период приема ценовых предложений до 4-х минут (более чем в 2 раза), а также устанавливается предельный максимальный период торгов в случае, если подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до половины процента начальной (максимальной) цены контракта – не более 3-х часов с момента поступления указанного ценового предложения;
- совершенствуется порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупках, в т.ч. в части унификации установленных в настоящее время требований к действиям оператора электронной площадки по направлению соответствующей информации в банк в целях выполнения операций по банковскому счету участника закупки, на который таким участником закупки внесена денежная сумма для обеспечения заявок на участие в закупке;
- изменяется процедура проведения электронного аукциона в части подачи ценовых предложений участниками закупки до рассмотрения заявок таких участников закупки на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в отношении закупаемого товара, работы, услуги;
- унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания;
- предусматривается оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов. Предусматривается дополнительная возможность их проведения одновременно несколькими уполномоченными органами, в т.ч. различных субъектов РФ (позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы). Исключается подзаконный акт, устанавливающий порядок их проведения, и исчерпывающие требования к такому порядку закрепляются непосредственно в Законе о контрактной системе;
- пересматриваются положения о количестве участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – при проведении электронных процедур, в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для его заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, и так контракт будет направляться каждому следующему участнику до момента его заключения (в настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер). При этом, за участниками закупки (за исключением первых трех) закрепляется право отозвать свою заявку до направления им проекта контракта;
- уточняются случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- предусматривается гармонизация положений Закона о контрактной системе с ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» в части установления соответствующих оснований для отклонения заявок;
- уточняются положения о порядке размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок и ее на официальном сайте (в т.ч. в отношении реестра контрактов, заключенных заказчиками по результатам проведения закрытых электронных процедур и иных случаев, устанавливаемых Правительством РФ для обеспечения конфиденциальности информации об осуществлении закупок), а также положения о доступе Казначейства России к таким информации и документам;
- включены положения о порядке доступа органов и организаций к информации, не размещенной на вышеуказанном официальном сайте;
- устанавливается порядок прекращения доступа к содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок информации, которая может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну;
- уточняются положения об информационном взаимодействии единой информационной системе в сфере закупок с региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок в части подписания передаваемых информации и документов;
- непосредственно в Законе о контрактной системе закрепляются исчерпывающие требования к порядку формирования и размещения в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке, на специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе (тем самым исключается соответствующий подзаконный акт);
- вводится «универсальная стоимостная предквалификация» (применяемая исключительно в случаях, при которых не установлена «специальная предквалификация»), устанавливающая возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта;
- вводятся положения, предусматривающие введение рейтинга деловой репутации участников закупки с установлением порядка его формирования и применения актом Правительства РФ;
- упрощаются требования к порядку создания и осуществления деятельности комиссии заказчика по осуществлению закупок, в частности, снижены требования к минимальному числу членов такой комиссии, а также устанавливаются положения, допускающие возможность дистанционного участия членов комиссии в ее заседаниях с использованием систем аудиосвязи и видеосвязи;
- вводится возможность предоставления банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», а также региональными гарантийными организациями, предусмотренными ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в связи с чем термин «банковская гарантия» по тексту Закона о контрактной системе заменяется термином «независимая гарантия»;
- документооборот между заказчиком и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) переводится в электронную форму с использованием единой информационной системы в сфере закупок, уточняются требования к составу информации, размещаемой в таком реестре.
ФЗ вступает в силу с 1 апреля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Первое чтение 326 2 1 15:20
Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Пункт 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова, пожалуйста.
Лавров А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Внесенный правительством законопроект получил название "оптимизационный", и он действительно впервые за последние годы предусматривает не отдельные поправки, сосредоточенные на решении важных, но всё-таки обособленных проблем, а комплекс поправок, который меняет редакцию системно 44-го федерального закона. И если совсем кратко выразить его цель и суть, это упрощение, унификация и ускорение процесса закупок на основе завершения электронизации всего закупочного цикла и обеспечения полной прозрачности, объективности и конкуренции закупок.
Каким образом предлагается достигнуть, достичь этой цели?
Во-первых, основная новация состоит в том, что вообще мы отменяем 30 статей 44-го федерального закона, которые описывают самые разные способы закупок, используют зачастую разную терминологию или многократно, напротив, повторяют одно и то же, что требует постоянного очень тяжелого подзаконного сопровождения. Большинство ныне существующих 11 способов закупок являются, во-первых, невостребованными, а во-вторых, просто перегружают закон и все процедуры, и поэтому самое основное предложение состоит в том, чтобы сократить способ закупок до трех основных, наиболее востребованных: аукцион, конкурс и запрос котировок.
И при этом я должен особенно подчеркнуть, что те возможности, которые есть в других способах закупок, никуда не исчезают, и если заказчик хочет, он может в рамках обычного конкурса, например, предварительно обсудить предмет закупок до начала процедур, то есть здесь ни в коем случае не подвергаются сомнению права заказчиков по поводу более тщательного отбора поставщиков.
Что ещё более важно, вот такое сокращение позволяет применить абсолютно одинаковую терминологию в описании всех способов закупок и тем самым, по сути, сделать абсолютно необходимый и давно назревший шаг по полной их автоматизации с тем, чтобы поставщики, да и сами заказчики, меняя способ, не гадали, не искали по разным статьям закона и подзаконных актов, как им действовать в том или ином конкретном случае, а чтобы они пользовались одинаковыми абсолютно, унифицированными формулировками.
Одновременно с такой оптимизацией мы... предлагается существенно сократить сами требования к закупкам, например, устранить избыточное описание предмета закупок, которое дублируется в нескольких частях, а сосредоточить всё это описание в одном документе, в извещении и установив ко всему комплексу документации, по всему циклу бюджетных... государственных закупок совершенно одинаковые требования.
Вот в совокупности всё это позволит путем внесения поправок в 44-й закон, а также в подзаконные акты распространить электронизацию закупок от отбора, что уже сделано, до подписания контрактов в электронной форме и до электронных актов сдачи-приемки.
Таким образом, и заказчики, и поставщики будут работать в единой информационной среде, всегда будет оставаться и след для проверки, и возможность при необходимости решать возникающие вопросы. В частности, например, такая конфликтная ситуация, которую действующее законодательство не позволяет урегулировать, - контроль за сроками оплаты, до одного месяца в общем случае, до 15 дней для малого бизнеса, но без электронного акта сдачи-приемки контролировать практически это невозможно, а введение акта приемки позволяет сделать эту оплату автоматической.
И во втором чтении мы, кстати говоря, будем предлагать сокращение сроков оплаты ну вот до 15, 10, может быть, даже и меньшего количества дней с тем, чтобы сделать ее автоматически.
Вот такого рода очень много примеров, которые позволяют решать назревшие абсолютно проблемы по упрощению и ускорению взаимодействия.
Мы в максимальной степени сокращаем все сроки процедурные, подступаемся, подошли уже к тому уровню, когда дальнейшее сокращение становится невозможным из-за ограничений, которые существуют по договору ЕврАзЭС, там есть четко фиксированные сроки. Но всё, что можно, на данном этапе будет сделано.
Кроме того, решается целый ряд таких уже назревших проблем как, например, возможность заключения контракта не с одним участником закупки, а как минимум с тремя с тем, чтобы не начинать повторную процедуру, ускорение расторжения контракта, которое в нынешней ситуации занимает 40 дней и даже более, потому что приходится искать поставщика, который не соблюдает свои условия, по всей стране, а применение электронных форматов позволяет это сделать, по сути, в уведомительной форме и за 15 дней расторгнуть контракт, перейдя ко второму участнику закупки или начав новую упрощённую процедуру.
Также вводится электронный документооборот на всех этапах составления, подачи жалоб. И здесь мы предлагаем также решить одну из назревших проблем — злоупотребление правом или злоупотребление жалобами, когда участники процедур, не имеющие ни возможности, ни даже желания реально исполнять контракт, подают заявки и тем самым начинают затем жалобами блокировать процедуру отбора. Предлагается введение так называемой универсальной предквалификации, то есть допуск к закупкам, начиная с 20 миллионов рублей, только тех участников, которые уже имеют успешный опыт реализации контрактов как минимум 20 процентов.
Таким образом в малых закупках до 20 миллионов рублей доступ остаётся абсолютно открытым. Получив опыт реализации контрактов в рамках 44-го, можно претендовать на 20-миллионный контракт, затем на 100-миллионный, затем на 500-миллионный. То есть здесь не будет никакого ограничения конкуренции, зато у нас повысится добросовестность и квалификация тех, кто будет участвовать в этих процедурах.
Также мы повышаем значимость обеспечения, которое становится автоматическим в случае нарушения условий контракта, расширяем возможности получения этого обеспечения в региональных гарантийных организациях, что очень важно для малого и среднего бизнеса, делим обеспечение для контрактов жизненного цикла на основное обязательство и обязательство по обслуживанию, и тем самым в целом существенно снижаем финансовую нагрузку на участников закупок.
Вот такой комплекс поправок, на самом деле он содержит достаточно большой список, там более 30-ти таких содержательных позиций, прошли тщательную процедуру обсуждения. Согласован законопроект более чем с тридцатью участниками, обсуждался в Государственной Думе, в Совете Федерации. Просим поддержать законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Владимира Владимировича Гутенева.
Гутенев В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, сегодня мы видим результаты большой совместной работы Минфина, всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и участников рынка.
Предлагаемые к рассмотрению изменения существенны и долгожданны. В действующей системе закупок у нас у всех было очень много вопросов.
Об этом свидетельствует и количество изменений, которые были приняты нами за всё время действия 44-го федерального закона.
Необходимость пересмотра тех или иных положений мы постоянно обсуждали и в правительстве, и в Государственной Думе, и в рамках рабочей группы под председательством Александра Дмитриевича Жукова.
Также на это неоднократно указывал Президент Российской Федерации.
Сегодня мы рассматриваем результат этой работы.
Алексей Михайлович остановился на главных вопросах, которые предлагаются законопроектом.
Но мне хотелось бы отметить, что эти изменения не просто точечные доработки действующих положений закона, это комплексный пересмотр существующей системы.
Он затрагивает структурные изменения, такие как окончательный перевод закупок в электронную форму, сокращение способов закупки, полный отказ от цикличности.
Заказчику не придется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них. Он может повторно обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контрактов с единственным поставщиком.
Законопроектом также предлагается решить проблему расчета по контрактам после принятия работы в срок. Создаются условия для исключения необоснованного затягивания платы, устанавливается жесткий контроль за соблюдением этих сроков.
Одновременно законопроектом предлагается ввести универсальную предквалификацию участников при закупке особо сложных работ. Это позволит обезопасить заказчиков от компаний, которые не имели ни малейшего опыта в выполнении контрактов, и даже намерения их выполнять, которые не обладают производственными мощностями и квалифицированным персоналом для выполнения необходимых работ, и которые зачастую намеренно демпингуют.
Еще одна важная новелла законопроекта, это возможность для субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, предоставлять банковские гарантии и от корпорации развития ВЭБ Российской Федерации.
Комитет считает необходимым отметить, что законопроект включает в себя более 50-ти существенных изменений в федеральный закон по различным вопросам, что в свою очередь потребует детального и внимательного обсуждения с заинтересованными лицами и последующей корректировкой отдельных положений законопроекта.
Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список.
Пашин Виталий Львович.
Пашин В. Л., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Алексей Михайлович, в Челябинской области региональное отделение ЛДПР создало проект по мониторингу за госзакупками чиновников. На протяжении трёх лет мы выявляли и пресекали странные закупки, например: закупка одного кондиционера за 800 тысяч рублей для пенсионного фонда Челябинской области либо перламутровых машин с хромированными ручками бизнес-класса за миллионы и так далее.
Благодаря нашему проекту были значительно снижены цены по многим закупкам, некоторые отменены. В большинстве случаев мы сталкивались с проблемой непонятного ценообразования, когда товары при оптовых закупках стоили дороже, чем покупка этого же товара, но в розницу.
Какие меры вы предлагаете по урегулированию проблемы первоначальной стоимости услуги или товара, которая изначально зачастую завышена? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Виталий Львович, уважаемые депутаты! Здесь, наверное, нужно остановиться на двух сторонах этого вопроса. Обоснование начальной максимальной цены контракта в законопроекте, в самом законопроекте, не предлагается менять этот порядок, такие полномочия есть у правительства. И я должен сказать, что в этом году будут выпущены новые методические рекомендации по определению этих цен. Старые уже действуют несколько лет и в значительной степени устарели. И мы предлагаем опираться, прежде всего, на результаты применения каталога товаров, работ и услуг, где по сопоставимым по своим потребительским характеристикам ценам можно определять и рыночную цену и сделать вообще этот процесс значительно более объективным.
А вторая сторона вопроса состоит в том, что, конечно, нам нужно поддерживать конкурентоспособность. Ведь если приходят несколько участников на процедуры, то цена с высокой вероятностью будет стремиться к объективному рыночному уровню.
И здесь мы как раз и делаем целый ряд новаций, одна из которых, например, вот может быть, я не сказал, например, повышение объёма запроса котировок, такая быстрая процедура, абсолютно рыночная и прозрачная, с увеличением доли от годового объёма закупок заказчиков до 50 процентов. В этом же ряду применение активное "электронных магазинов", где также цена складывается абсолютно открыто, в виде публичных оферт.
И, вообще, как я уже говорил и как Владимир Владимирович подчёркивал: общее упрощение и ускорение всех процедур направлено ... финансовой нагрузки, направлено как раз на то, чтобы на каждую процедуру приходило как можно большее количество участников и тогда вот те случаи, о которых вы говорили, они просто будут автоматически отсекаться, поскольку предложения будут сформированы рынком на объективной основе.
Председательствующий. Костенко Наталья Васильевна.
Костенко Н. В. Насколько я услышала докладчиков, законопроектом будут ограничены права на жалобы людей, которые не являются участниками конкурса. А как в этом плане будет решаться вопрос общественного контроля, который, на самом деле, положительную роль играет в системе госзакупок и позволяет увидеть, в том числе органам ФАС то, что не замечают органы власти и в том числе некоторые чиновники ФАС.
Лавров А. М. Уважаемая Наталья Васильевна, уважаемые депутаты, обжалование мы предлагаем ограничить уже после начала процедуры, когда сформировался пул прецедентов, которому все должны соответствовать квалификационным критериям, в том числе в ряде случаев, подчеркну, сразу только на достаточно крупные контракты, свыше 20 миллионов рублей, универсальной предквалификации.
А сама документация, которая размещена до начала процедур как была,
так и есть, она является предметом и обсуждения, и обжалования.
А самой главной проблемой, как нарушений, о чём вот говорилось и в предыдущем вопросе, они же связаны даже не с соблюдением формальной стороны процедур, а с формированием и описанием предмета закупок. Там могут быть всевозможные закладки, там заточки, намеренные пробелы с тем, чтобы отсечь ненужных претендентов и довести контракты до того, кто тем или иным образом пользуется недобросовестными преференциями.
Поэтому предварительный общественный контроль предмета закупки остается и будет применяться в полном объеме.
Председательствующий. Сватковский Дмитрий Валерьевич. Св;п конский Д. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Алексей Михайлович, принятие предлагаемого законопроекта, повлечет за собой отмену ряда законов на территории субъектов Российской Федерации, определяющий государственными предприятиями уполномоченными и являющимися единственными поставщиками по оказанию услуг по обеспечению за счет всех источников финансирования государственных предприятий медицинскими лекарственными препаратами, что станет невозможным при функционировании уже встроенной системы лекарственного обеспечения.
Скажите, пожалуйста, Алексей Михайлович, в рамках второго чтения позиция правительства в части полномочий субъектов, готова к нахождению консенсуса вместе с депутатами Государственной Думы?
Лавров А. М. Уважаемый Дмитрий Валерьевич! Уважаемые депутаты!
Позиция правительства состоит в том, что неограниченные права по выпуску законодательного акта на уровне субъектов по назначению, по сути, единственного поставщика в любой отрасли, в любой сфере, это огромные риски для регулирования в этой сфере, потому что в пределе можно все закупки вывести из-под 44-го федерального закона.
Поэтому, какую конструкцию мы сейчас предлагаем и считаем, что она как раз является компромиссной, ведь полного запрета нет, написано, что это можно делать в тех случаях, когда это установлено федеральным законом.
Поэтому наше предложение состоит в том, что, если есть сферы, ну, например, лекарственное обращение, где действительно оправдана та или иная централизация или даже при полной передаче единственному поставщику, то в этом отраслевом законе должна быть такая опция и возможность предусмотрена, а не открытые бланкетные нормы в 44-м федеральном законе.
Поэтому мы предлагаем идти в отраслевое законодательство, выявлять конкретные случаи, когда это нужно делать и, таким образом, например, в законе о лекарстве и лекарственном обращении фиксировать, в том числе, если отраслевое сообщество сочтет необходимым и сочтет оправданным именно такой способ - неконкурентный отбор поставщиков лекарств, а именно, как у единственного поставщика, то такая возможность сохранится.
Кроме того, я должен подчеркнуть, что у нас тоже есть еще статья 111 в 44-м законе, она сохраняется и, если существует особый случай, когда нужен единственный поставщик, и на какие-то особые там закупки и особые случаи, это можно будет сделать также и по этой процедуре.
Поэтому мы считаем, что мы выполняем те решения, которые были приняты на федеральном уровне, сокращение таких возможностей, но не полная их ликвидация.
В то же время мы готовы рассмотреть каждый конкретный случай, разобрать его буквально, что называется, по бизнес процессам, и определить в какой степени такая практика, которая действительно существует далеко не во всех, но в нескольких субъектах Федерации. А правда, что в ней рационального, и, опять-таки, расширение возможности для централизации закупок (а по этому поводу есть специальные нормы вот в этом законопроекте), на наш взгляд, позволяет сохранить всё то позитивное, что есть в централизации закупок, в том числе лекарств на региональном уровне.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Михайлович!
Вот 44-й закон - это самый вредный и самый тормозящий, и самый коррумпирующий Россию закон. Вот с вашего ложе и с соседнего неоднократно звучали обещания, что вы работаете над новым текстом.
Вот вдумайтесь, вы сейчас предлагаете только поправками 319 страниц, ещё й пообещали методические рекомендации. Ну вы же понимаете, что вы, в принципе, не упрощаете, а на самом деле добавляете чтиво, и возможность и уходить, скажем, в "серую" зону. У нас все госкорпорации, они, в принципе, с единственным поставщиком разыгрывают (вот Гартунг здесь сто раз говорил вам) до 92 процентов всех разыгрываемых денег, понимаете. Ну когда же будет новый закон? У вас же есть и институт МИФИ, который занимается несвойственной работой, а сейчас пенсионной реформой очередной, и Финансовый университет... (Микрофон отключён.)
Лавров А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты!
92 процента госкомпаний - это всё-таки 223-й федеральный закон, где существует своя проблематика, которую нужно обсуждать отдельно. Мы сейчас говорим о 44-ом федеральном законе, в котором всё-таки преобладают конкурентные процедуры, хоть высока доля несостоявшихся аукционов, в среднем более трёх заявок на одну процедуру, экономия, достигаемая 5 процентов в среднем. При этом она, конечно, должна сокращаться по мере объективности ценообразования.
44-й закон, например, в прошлом году в очень непростых условиях доказал свою работоспособность.
Никаких серьезных сбоев, даже, несмотря на то, что были там какие-то чрезвычайные обстоятельства, не произошло. И объемы закупок возросли. И мы не видим никакого ухудшения их качества. Но, конечно, было много, что...
По сути, вот сейчас предложен новый закон. По сути. В значительной степени. Его объем, несмотря на то, что законопроект большой, более 300 страниц, но это чисто юридико-техническое оформление поправок, на самом деле текст закона сокращается процентов на 20, не говоря уж о том, и количество статей в нем сокращается. Закон становится проще, удобнее в правоприменительной практике, более контролируемый, с более прозрачными процедурами. И мы готовы каждую конкретную новацию, с этой точки зрения, обосновать и доказать, почему и зачем она нужна. Считаем, что в случае поддержки законопроекта, с 1 января вступления, полного вступления в силу, у нас будет совершенно другая реальность, и надеемся, оценка 44 Федерального закона станет более положительной.
Нового мы не предлагаем, поскольку это потребует пересмотра всего большого количества подзаконных актов, мы считаем, что на данном этапе достаточно поправками улучшить, существенно улучшить, радикально улучшить действующий текст 44-го.
Председательствующий. Да. Николай Васильевич, он новый закон-то совершенно. Просто бюрократический подход там. Этот отклонить, а принять другой, или другой текст принять. Это одно и то же. А по сути, он абсолютно другой.
Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Я в продолжение того разговора, о котором Николай Васильевич сказал. Мы ведь принимали решение о том, чтобы вообще принять новый закон. Есть решение по этой части. Да, отдельные поправки, вы говорите, комплекс поправок. Ну, давайте все это учтем и сделаем новый закон, о котором здесь было и решение нашей Думы. Это к тому, что когда же будет новый закон? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Иван Михайлович, уважаемые депутаты, ну, нам кажется, что более простой, прямой и быстрый путь решить проблемы -это внести поправки в действующий закон. Любой новый закон - это новая процедура согласования, обсуждения, переписывания всего массива подзаконных актов, от постановления правительства, до многочисленных ведомственных актов, переобучение, переналадки там информационных систем, если что-нибудь там, ссылки меняются. В общем, это огромная работа, которой, может быть, когда-то и в каких-то случаях нужно заниматься, но считаем, что в отношении данного закона таких оснований нет. И всё, что необходимо, можно сделать прежде всего, конечно, комплексными поправками, поскольку мы предполагаем, что всё-таки в дальнейшем нужно резко ограничить или вообще сократить количество поправок, стабилизировать, помимо упрощения и ускорения унификации, стабилизировать 44-й федеральный закон, чтобы как бы любая поправка действительно стала каким-то таким существенным событием, требующим специального обсуждения.
Председательствующий. Боженов Сергей Андреевич.
Боженов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Алексей Михайлович, основной мой вопрос уже задали, и я ответом удовлетворён вашим.
Вместе с тем есть второй вопрос. Вот в тексте у нас говорится о том, что закон вступает в силу с 1 апреля 2021 года. Понятно, что это уже не тот срок. Какой же всё-таки реально срок вы планируете во втором чтении?
Лавров А. М. Уважаемый Сергей Андреевич, уважаемые депутаты, действительно процедура внесения оказалась достаточно сложной, и сроки отстали от жизни, мы предлагаем сейчас остановиться на варианте внесения, вступления в силу в основном закона с 1 января 2021 года.
Ряд норм, касающихся прежде всего доработки единой информационной системы, которая может начаться сразу после принятия закона, будет ещё отложенной нормой, но в основном и в большинстве случаев мы исходим из того, что, в случае принятия закона в весеннюю сессию, законопроекта в весеннюю сессию, он сможет в полном объеме заработать с начала следующего года.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8622244.html