leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Снижение закупок с четырехсот до трех. Очередное комплексное совершенствование 44-ФЗ о ФКС – окончан

Снижение закупок с четырехсот до трех. Очередное комплексное совершенствование 44-ФЗ о ФКС – первое чтение – окончание
25. 1100997-7 Госдума в итоге затянувшегося обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

окончание, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8618078.html

Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Александр Дмитриевич.
У меня тоже вопрос к Алексею Михайловичу.
Алексей Михайлович уважаемый, существенно расширяется в данном случае сфера использования закрытых конкурентных способов. Но если там, в отношении военной техники, её можно понять или там каких-то других вооружений, космической техники, то почему она расширяется в отношении, например, простых закупок, которые производят судья, для обеспечения деятельности судей, в чем тут секретность и ограничения? Росгвардия, если речь не идет в данном случае о вооружениях, опять же речь идёт о закупках питания или каких-то таких чисто бытовых каких-то вещах.
И второй момент, он связан с установлением соответствующих оснований для отклонения заявок на основании федерального закона о мерах воздействия от недружественных действий Соединённых Штатов и иных иностранных государств. Расшифруйте, пожалуйста, поподробнее вот эту вторую часть.
Лавров А. М. Уважаемый Алексей Владимирович! Уважаемые депутаты!
По поводу закрытых процедур. Мы рассматривали этот вопрос, соответственно, с судейским сообществом, с другими органами и воспринимаем их аргументацию о том, что информация даже о самых обычных закупках в открытом доступе может давать, к сожалению, большое количество информации для тех, кто... ну, в конце концов когда открывается помещение, когда закрывается помещение, как расположены окна, двери, и так далее, и так далее.
Поэтому наше совместное предложение состоит в том, чтобы ни в коем случае не подвергая... не устраняя эти действительно такие, казалось бы, обыденные закупки из-под контроля, поскольку они все остаются в электронной форме, но только в закрытой, то есть для контролеров, для проверяющих, Счётной палаты эта вся информация будет доступна, но так ли уж нужно её делать абсолютно публичной без всяких ограничений. На наш взгляд, в этом просто нет никакой и необходимости, и даже целесообразности.
А при этом ещё одновременно действительно переводим на постоянной основе, то, что сейчас регулируется постановлениями, в закон переносим ограничения, ну, закрытый контур так называемый законодательно закрепляем.
Это делается, опять-таки, не для того чтобы закрыть закупки, они все будут в электронной форме, но, прежде всего, для того чтобы поставщиков защитить от возможных санкций. Ведь если вы вступили в контрактные отношения с органами власти, которые находятся под определенными там санкционными режимами, форматами, и вас тоже, на вас тоже начинают эти санкции распространяться. Поэтому и поставщики очень опасаются вступать в такие вот договорные взаимоотношения, и, собственно, поэтому вот такой закрытый контур и на законодательном уровне мы считаем необходимым применять, ещё раз, не для закрытия закупок, а, прежде всего, для защиты интересов поставщиков.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Вопрос Алексею Михайловичу.
Алексей Михайлович уважаемый, скажите, если цена остается главным критерием вот в этом законе, то вот все эти поправки, они как-то повлияют на качество выполняемых работ? Это первый вопрос.
И второй вопрос. Вот контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, там ведь есть еще и закрытый перечень товаров. Вот прокомментируйте, пожалуйста, вот эту позицию. Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемая Вера Анатольевна! Уважаемые депутаты!
По поводу цена или не цена, мы... вообще за последнее время регулирование в этой сфере существенно расширило возможности использования конкурсов. У нас с прошлого года даже стройки можно и в некоторых случаях и нужно исполнителя определять по конкурсу при условии оценки его квалификации, этого строителя. Поэтому мы отходим, хотя действительно иногда говорили, что вот аукционный ценовой крен, на самом деле его уже нет, и сейчас мы в явном виде фиксируем универсальные требования для проведения конкурсов.
Важная, например, новация, что в рамках конкурса цену можно только один раз снизить, а не превращать конкурс в аналог аукциона, когда идет битва только исключительно из-за снижения цен. Однократное снижение цены, всё, значит, зафиксировано, дальше начинают играть критерии качества и всё это... или квалификации. Также на это работает и универсальная предквалификация. Также на это работает предотвращение демпинга. Есть по этому поводу специальная поправка, что в случае демпинга обеспечение не может быть менее 10 процентов от стоимости контракта. То есть целый комплекс мер, который на это работает.
Уважаемая Вера Анатольевна, по поводу товаров жизнеобеспечения, там есть действительно у нас поправки технического характера, если можно, мы... я вам отдельную справку по этому поводу предоставлю.
Председательствующий. Спасибо.
Альшсвских Андрей Геннадьевич.
Альшсвских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Михайлович, колоссальная была проведена работа, результат мы видим - достаточно большой перечень поправок.
В связи с этим у меня вопрос. Вот здесь вы отвечали, что срок вступления в силу вы сдвинете на 1 января 2021 года. В связи с этим у меня к вам вопрос. Когда, у вас есть понимание здесь, у вас, у правительства, когда вы можете ответить на вопрос по поводу эффективности? То есть какой... сколько времени пройдет, когда начнет действовать этот закон, чтобы было понимание на предмет эффективности тех поправок, которые сегодня мы рассматриваем?
Лавров А. М. Уважаемый Андрей Геннадьевич, уважаемые депутаты!
Вообще для того, чтобы была такая полноценная полная аналитика, мы посчитали, что, наверное, должен закон в новом формате поработать год, и тогда его можно будет сравнить с аналогичным периодом отчётным и со всеми предыдущими годами.
Но ведь здесь речь идёт, скорее всего не о чисто количественных, таких формальных во многом показателях, касающихся, например, экономии цены, об условности которой я уже говорил, и даже о количестве заявок. Самое главное ведь — трудноизмеримые такие вещи как административные издержки, временные затраты на подготовку заявок, возможность прослеживания, что с этой заявкой происходит, возможность отслеживания сроков оплаты контрактов, возможность досрочного расторжения контрактов в более быстрой форме и возобновление процедуры строительства или исполнения контракта.
Вот это всё достаточно трудноизмеримые вещи, но мы, что мы предлагаем делать? Ну, во-первых, конечно, будем находиться, как и в настоящее время, в постоянном контакте со всеми созданными и рабочими группами, экспертным сообществом. А во-вторых, ну, такая обратная связь -постоянно обсуждать ход реализации законопроекта.
И, наверное, самая главная задача наша будет состоять в том, чтобы за оставшиеся полгода или сколько времени у нас будет после уже принятия закона, быстро ввести в действие все необходимые сервисы в ЕИС, запустить их в промышленную эксплуатацию и принять все подзаконные акты, которые находятся в высокой степени готовности, тем более что в большинстве случаев предстоит внести изменения юридико-технического характера в уже действующие акты.
Уважаемые депутаты, очень важно, десять постановлений перенесены в тело закона, становятся стабильными, понятными всем и прозрачными, и таким образом просто-напросто отменяются. Это тоже критерий эффективности закона, который, наверное, трудно измерить, но его можно обсуждать качественно и экспертно.
Председательствующий. Марков Евгений Владимирович.
Марков Е. В., фракция ЛДПР.
Уважаемый Андрей Михайлович!
В целом ряде субъектов Российской Федерации на сегодняшний день под соусом реализации проектов государственного частного партнёрства либо концессии умело входят действующие нормы 44-ФЗ.
Скажите, пожалуйста, в рамках тех поправок, которые вы сегодня представляете, будет ли какая-то гармонизация законодательства по ГЧГТ и концессии с новыми подходами по 44-му ФЗ?
Лавров А. М. Уважаемый Евгений Владимирович, уважаемые депутаты, такая проблема действительно есть, но решать ее нужно, на наш взгляд, не в рамках 44-го федерального закона, который с точки зрения процедур, критериев отбора, значительно более такой, скажем, четкий, чем закон о ГЧП или о концессиях, а нужно вводить, очевидно, поправки в законодательство о ГЧП.
В частности, ну сейчас в правительстве внесен законопроект, который как раз, одна из целей которого более четко разграничить проекты ГЧП от проектов закупочных, и, например, одно из требований, которое может быть введено, пока там окончательных решений не принято, то, что в случае реализации проекта ГЧП не может быть полностью оплата из федерального, из любого бюджета. Там значительная доля должна быть из предоставления платных услуг или по использованию имущества. Это сразу отграничивает один формат от другого.
Но вообще стратегически мы бы считали правильным двигаться в законодательстве о ГЧП и концессии к тому, чтобы проводить ... электронные конкурсы, вовсе, конечно, не аукционы, но именно конкурсы по формальным критериям, по проверяемым критериям в рамках единообразных процедур с использованием уже наработанного опыта по 44-му федеральному закону. И тогда эта проблема стала бы, была бы решена, потому что как ни отбирай исполнителя, что по 44-му, что по ГЧП, все равно результаты будут конкурсные, и будут отбираться ровно те, которые, исполнители, которые предоставляют наилучшие условия, с точки зрения использования государственных средств.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Алексей Михайлович, ну у меня один просто вопрос по рейтингу деловой репутации участника закупки.
Вы же понимаете, что в законе не прописано, что и как, отсылка на полномочия правительства, а мы этого не видим, и собственно говоря, оттого как будет трактовать правительство это, скажем так, это положение, да, зависит вообще допуск к закупкам, и что в корне может изменить последствия применения этого закона.
Вот что бы Вы сказали, как правительство может раскрыть, скажем так, содержание, ну хотя бы ко второму чтению?
Какие у нас перспективы получить проект постановления для того, чтобы уже понимать, как будет работать закон? Потому что без... ну как бы это ключевая вещь, собственно говоря, в проекте, да? Там есть положительные вещи, но вот эта ключевая, которая вызывает вопросы. Как мы получим от правительства позицию? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Валерий Карлович, действительно это... Уважаемые депутаты, действительно эта новация одна из тех, которая вызвала замечания как и юридического сообщества, так и экспертного сообщества. Но после обсуждения правительство предложило к обсуждению видео в таком формате, но для учёта имеющихся замечаний мы должны будем представить ко второму чтению поправки в сам текст закона, которые, ну, по крайней мере, в основном, если не во всех деталях, определят то, каким образом будет формироваться этот рейтинг, и самое главное - как он будет использоваться. То есть эта работа второго чтения, и правительство сейчас в случае поддержки законопроекта в первом чтении подготовит такие поправки и представит их на ваше рассмотрение.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись. Покажите список.
Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. С места.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Я хотел сказать вот что. 44-й закон мы принимали примерно так же, как поправки в него: за 15 минут до заседания комитета нам по электронной почте направили четырёхсотстраничный материал и через 15 минут (мы его даже распечатать не успели) вынесли на голосование в комитете и проголосовали. Потом на другой день внесли на палату, тоже проголосовали, не глядя на этот закон, а через месяц, когда президент подписал этот закон, всё в стране остановилось, закупки прекратились, потому что этот закон был не проработан. Вот сейчас повторяется та же самая история. Нам на прошлой неделе, это четыре дня тому назад, внесли этот законопроект на рассмотрение, материал не дали, ни 300 страниц закона, ни 28 страниц пояснительной записки не дали.
Что обсуждать, скажите на милость? Ну обсуждали и приняли. И сегодня вот мы уже обсуждаем не глядя, этот 300-страничный закон и думаем, что он, наверное, принесёт пользу. Нет, не глядя принимать законы нельзя.
Вот здесь не зря, видите, какое количество вопросов возникло - это только у людей, которые более-менее смыслят во всех законах, которые 19 штук этот закон регламентирует. Вот они их задали. А все остальные этот закон не читали и не могли прочитать и времени ни у кого не было для того, чтобы его как-то осмыслить.
Но разве можно так законы принимать? Ну мы же остановим всё. Ведь вы поймите, этот 44-й закон - это тормоз в развитии страны. У нас госпрограммы не выполняются только из-за того, что полгода проводятся бюрократические процедуры для того, чтобы осуществить госзакупки. Ну и что мы делаем? Мы опять не глядя принимаем закон, который завтра может остановить всё.
Я считаю, что вот законы, которые вносятся с нарушением Регламента и обсуждаются с нарушением Регламента, нельзя принимать, нужно выдерживать регламентные нормы и давать депутатам ознакомиться с этим материалом. А без ознакомления обсуждать, неведомо что, я считаю, это преступление. Нас не простят наши избиратели. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Да, 3 минуты, конечно, для обсуждения законопроекта, который внесён на 318 страницах, конечно, маловато. Но я согласен с Арефьевым Николаем Васильевичем о том, что нельзя обсуждать и принимать закон, его не читая. Конечно, надо читать.
Поэтому после того, как состоялось заседание комитета, а я попросил заместителя министра финансов прислать все материалы, попросил провести встречу и на этой встрече присутствовало несколько депутатов, представителей комитета и мы прошли по всем болевым точкам. Могу сказать, что по ключевым моментам мы нашли взаимопонимание и, собственно говоря, этот закон на 318 страницах нужно принимать в первом чтении, потому что он улучшает ситуацию с 44-м федеральным законом.
Во-первых, я только, я не буду, там из 318 страниц, наверное, 90 процентов это технические правки, на это пришлось потратить много времени, но есть ключевые вещи, например, способы закупок, конкурентные способы, да. Мы в этом зале всегда пытались посчитать, сколько же у нас способов существует, за четыре сотни перевалили, перегнали Остапа Бендера, у него там четыреста примерно честных способов было, да, у нас в 44-м законе гораздо больше, вот, но правительство оставило только три, это очень хорошо, мы это поддерживаем.
Да, есть вопросы с закрытыми торгами, но, Алексей Михайлович, объяснил, к сожалению, есть санкции и, если мы открытые торги в некоторых случаях оставим, мы просто останемся без участников закупок. Это факт.
Единственный вопрос, который остался нерешенным, это вопрос -рейтинг деловой репутации участника закупки и как он будет применяться. Вы знаете, дьявол он всегда в деталях, вот эти детали мы хотели бы видеть. Потому, что, если мы примем этот закон и не пропишем, как будет применяться этот рейтинг, и что он будет означать, фактически это будет фильтр, который может отсечь любого участника от любой закупки. Тогда, где конкуренция? Это все равно, что будет право закупки у единственного поставщика.
Поэтому во втором чтении либо нужно прописать все в законе, как этот рейтинг будет применяться, либо его во втором чтении убрать, эту норму из закона.
Поэтому наша фракция в первом чтении поддерживает этот законопроект. В зависимости от того, как эта статья, как эта норма отразится во втором чтении, то есть или правительство решит эту проблему, может быть, для этого нам нужно будет ФАС сюда пригласить и провести какие-то слушания на заседании комитета, потому что, насколько я понимаю, в правительстве...
Дайте, пожалуйста, минуту ровно еще.
Председательствующий. Добавьте время.
Гартунг В. К. Вот, насколько я понимаю, в правительстве разные позиции есть у Минфина, у ФАС, у разных ведомств, да, видимо, они не смогли найти консолидированную какую-то позицию, понятно, консолидированная позиция есть, правительство внесло, вот.
Но мы с этим не согласны, с такой трактовкой, что, дескать, мы сейчас примем, а потом правительство там нам своим постановлением всё пропишет, мы с этим не согласны. Поэтому, если во втором чтении этот вопрос будет снят, мы готовы будем поддержать этот законопроект и дальше.
Мы точно можем сказать, что с учётом снижения количества способов закупок, конкурентных способов закупок, более чем с 400 до 3-х, это улучшит ситуацию с закупками.
Поэтому мы будем его поддерживать в первом чтении, а во втором посмотрим. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Гетта Антон Александрович.
Гетта А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Работа над оптимизацией 44-го федерального закона началось почти два года назад. Мы тогда поняли, что без ускорения и упрощения процесса закупок нам и не выполнить национальные проекты и задачи президента.
По поручению прямому Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина была создана межфракционная рабочая группа. Тогда нам пришлось рассматривать первый оптимизационный закон, в который вошло 128 поправок, и он был принят и уже подписан президентом 1 мая.
Далее, внеочередные изменения были вызваны волной пандемии, и снова речь шла об упрощении и оптимизации.
Ну вот теперь некоторые комментарии на реплики коллег. Уважаемый Николай Васильевич, вот этот закон на 318 страницах, он упрощает сегодняшние правила и регламенты работы, как заказчиков, так и бизнеса. Мы даже консультировались с вузами, которые обучают в системе госзакупок, и они единогласно утверждают, что становится процесс проще и понятней.
Правоохранительные органы, общественный контроль, который, в том числе (наверное, кто-то знает, и я тоже представляю), никаких рисков не видит. Также контроль будет продолжать осуществляться, потому что и сама процедура, сами процедуры становятся проще.
Как предлагалось здесь в зале, принять новый закон, у китайцев самое страшное проклятие - чтоб ты жил во времена перемен. И, опять же, когда и заказчики, и бизнес говорят, что вот этими нормами, пусть и описаны они нашим бюрократическим языком, процесс становится проще с обеих сторон, ну, наверное, можно уже не говорить о новом законе, а, принимая эти поправки, добиваться того, чтобы проще процесс стал для обеих сторон. И я предлагаю, как и прошлый раз, приехав в регионы, обсудить, как с бизнесом, с малым бизнесом, с крупным, так и с представителями ваших уполномоченных органов те нормы, которые принимаются в оптимизационном законе. Большинство выскажутся за, потому что они принимали участие в их подготовке, в том числе, Алексей Михайлович сказал, что, опираясь на профессиональное сообщество, этот закон разрабатывался.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Согласны, что нужно над отдельными нормами, в том числе, рейтинг деловой репутации, Валерий Карлович, в первую очередь прописывается, для того чтобы актив у бизнеса появился в виде добросовестно исполненных контрактов. Но в части дополнения регламентов здесь нужно поработать. Мы согласны. Но для этого нужно законопроект принять в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит всех это сделать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик?
Пожалуйста, Алексей Михайлович.
Лавров А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты, вот эти 300 страниц с февраля прошлого года размещены на сайте regulation. Прошла целая серия обсуждений. А с 26 января в системе Государственной Думы закон находится. Поэтому если есть необходимость, мы готовы при подготовке ко второму чтению еще раз объяснить все новации, все поправки. Поправки, безусловно. А те новации, которые уже содержатся, представлены в первом чтении, готовы дополнительно объяснить в любом удобном вам формате.
Председательствующий. Спасибо.
Содокладчик? Нет? Нет.
Спасибо, коллеги.
Валерий Карлович, вы по ведению? Пожалуйста. Гартунг.
Гартунг В. К. Александр Дмитриевич, у меня просьба. Я попросил пригласить ФАС. Может быть, как-то представитель правительства отреагирует на это, и мы как-то это запишем в протоколе? Спасибо.
Председательствующий. Хорошо. Пригласим ФАС обязательно.
Я допускаю, что кто-то не смог прочитать эти 300 страниц. Но два года этот закон обсуждался на каких только возможно площадках, с предпринимателями, с кем угодно, раз, наверное, 50 на моей памяти. Любого предпринимателя спросите или того, кто занимается и с той, и с другой стороны госзакупками, он скажет, что самая большая головная боль — это 44-й закон.
Поэтому совершенно очевидно, что то, что предлагается сейчас, это существенное упрощение, улучшение, качественное улучшение системы госзакупок, поэтому здесь сомнений быть не может. Понятно, что ко второму чтению, наверное, будет ещё много других обсуждений, но сейчас очевидно, что это очень серьёзный и большой шаг вперед.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании тратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Пункт 25. Включите режим голосования.
Уже поправки потом здесь есть. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 20 мин. 35 сек.)
Проголосовало за 326 чел 72,4 %
Проголосовало против 2 чел 0,4 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 329 чел.
Не голосовало 121 чел. 26,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments