leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минобрнауки Фальков сокращает вклад наукометрических показателей, освобождает преподавателей-практик

Минобрнауки Фальков сокращает вклад наукометрических показателей, освобождает преподавателей-практиков от требования степени и выстраивает систему честного учета парниковых газов
Валерий Фальков рассказал СФ об адаптации высшего образования и науки к экономике, какие они есть
11. «Правительственный час»
Развитие высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики
Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков
Конспект 11:04
Фальков. Чрезмерная концентрация вузов в Москве и Петербурге Сокращение разрыва с лидерами. Регионы запросили меньше бюджетных мест видимо в связи с демографией. Мы увеличили число бюджетных мест на 11433 Почти 84% получили региональные вузы В этом году заканчивают школу 697 тыс. Мы распределяем 542 места в вузах, из них По квоте целевого прием нва пять тыс больше т10%, 422 бакалавриат и специалитет Сокращаем роль наукометрических показателей. В этом году планируем оттирать еще пять научно-исследовательских центров НОЦ В прошлом году тна обновление приборной юазы выделено 13 млрд руб. На материальную базу вузов ремонт общежитий направили 18 млрд Единое требование ко всем студентам цифровой грамотности Исключили требование степени к преподавателям-практикам
Эдуаррд Исаков Карбоновые полигоны Выпускники не моут найти работу
Фальков. Создать недискриминационную систему учета парниковых газов Баланс позволяет нам говорить особенно важно для бизнеса С первого момента включим студентов У молодежи большой запрос на экологию Мы развиваем центры трудоустройства, большинство выпускников проходит через них Тысяча трудоустройство в науке Временное трудоустройство студентов на время эпидемии
Константин Долгов. Вернусь к теме НОЦ Их становится все больше Насколько укрупнение эффективно?
Фальков. Не все НОЦ обречены на успех Ждать быстро неправильно
Иван Абрамов Конкуренция с иностранными вузами Чтобы работодатели принимали более доброжелательно
Фальков. Дальний Восток на особом контроле
Сергей Леонов Обеспокоенность в связи с закрытием РФФИ Программа Мой первый грант
Фальков. Сохранится преемственность Гранты подхватит РНФ Конкурс будет проведен в том же объеме Профинансировать с с 1 января 22 года Всеь объем финансирования будет передан РНФ
Александр Башкин Меры министерства обеспечить лидерство российских компаний
Фальков. Предусмотрен целый комплекс мер Создание центром мирового уровня начали 18 году пять математические тв Москве Петербурге Новосибирске. Три геномные Отобрали 10 медицинские Новый проект именуется Наука и университеты
Сергей Цеков Американские агрегаторы типа Coursera Будут ли отечественные образовательные платформы?
Фальков. Размещать курсы надо так чтобы привлекать Зарегистрировали платформу Современная цифровая образовательная среда Разместили там 1800 онлайн курсов
Александр Варфоломеев Вопрос смвязан с тБайкалом Вы участвовали в запуске нейтринного телескопа
Фальков. Это самая высокая наука которая делается в мире Влечет новые кафедры исследовательские программы В Новосибирской области строим синхротрон источник фотонов
Елена Мизулина Специализация регионов Омская область нефтепереработка региональные относятся не к первой категоории допущенной к грантам а второй-третьей
Фальков. Мы всегда учитываем специализацию
Ольга Ковитиди Как вы относитесь к открытию отделения Академии наук в Крыму
Фальков. Крысм имеет для нас геостратегическое значение. Важно не отделение РАН а отделения институтов подведомственных Минобрнауки У нас большая линейка проектов для Крыма.
Выступления
Дмитрий Аудитор СП Зайцев Инструмент влияния государства на подготовки кадров являются КЦП Развитие системы непрерывного образования. Проект пять-сто успешный Отмечаем рисков например создание НОЦ запланировано за счет внебюджетных мест их привлечение сомнительно Адаптация к потребностям экономики
Анатолий Широков Развитие социальной сферы Дальнего Востока преференций не тполучила «Оптимизированные» преподавателе покидали дальний восток. Вузы Дальнего Востока непривлекательны для выпускников школ С приходом Фальков.а ситуация стала меняться.
Ирина Рукавишникова Прекратить практику краткосрочных трудовых договоров
Сергей Леонов Мы долго ждали поворот в сторону региональной науке. У нас ликвидируется филиал юридической академии О самом наболевшем о Болонской системе образования Надо вернуться к советской системе специалитета Выпускаем нелдоинженеров недобиологов
Владимир Кравченко Обязанность обучать целевых специавлистов С тНовый руководитель чехарда заместителей Нужен четкий прогноз рынка трудапособствовать трудоустройству выпускников
Гумерова Прошу поддержать постановление за основу Предложения до 14 марта
Матвиенко остановить реформаторский зуд Вузы недофинансируются
Постановление за основу 153 0 0 12:16

Из стенограммы 501-го пленарного заседания СФ 17.03.21
Коллеги, подошло время "правительственного часа". Сегодня предлагается рассмотреть вопрос "Развитие высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики". На мой взгляд, актуальная повестка.
Предлагается традиционный порядок рассмотрения: выступление министра науки и высшего образования Валерия Николаевича Фалькова (до 15 минут), далее ответы на вопросы, выступление аудитора Счетной палаты Дмитрия Александровича Зайцева (до пяти минут), выступления сенаторов и принятие проекта постановления. Нет у вас возражений? Принимается.
По данному вопросу в нашем заседании принимают участие, как я уже сказала, Дмитрий Александрович Зайцев, аудитор Счетной палаты, Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования, Петр Александрович Кучеренко, заместитель министра науки и высшего образования, Медведев Алексей Михайлович, заместитель министра, и Омельчук Андрей Владимирович, заместитель министра. Когда будете задавать вопросы, адресуйте, кому они относятся.
Итак, слово предоставляется Министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.
Прошу Вас, Валерий Николаевич.
В.Н. Фальков. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Прежде всего, разрешите выразить признательность за предоставленную возможность в Год науки и технологий проинформировать вас о мерах по развитию высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики.
Хочу также в начале выступления поблагодарить сенаторов за конструктивную и содержательную работу в рамках подготовки к "правительственному часу". Со многими из вас мы встречались лично, обсудили актуальные вопросы развития представляемых вами регионов. Это очень полезный формат получения обратной связи.
Уважаемые сенаторы! Одной из ключевых задач министерства на современном этапе являются укрепление науки и высшей школы в российских регионах, создание условий выпускникам российских школ для получения доступного и качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства.
Надо сказать, что многое здесь уже сделано. С 2006 года был реализован ряд крупных стратегических инициатив по развитию вузов, созданы федеральные и национально-исследовательские университеты, более чем в 30 субъектах были созданы опорные вузы, и они получили соответствующую поддержку. Конечно, это позволило повысить качество высшего образования, сделать наши университеты более привлекательными для абитуриентов, в том числе, что важно, из-за рубежа. Сформировалась группа ведущих университетов, которые сегодня на равных с научными организациями участвуют в реализации стратегии научно-технологического развития и ведут фундаментальные и прикладные научные исследования.
Вместе с тем проблем еще много. Одна из них это чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь действует более 200 вузов, а это свыше четверти всей системы высшего образования. На наш взгляд, это серьезный вызов для сбалансированного пространственного развития страны. Вы хорошо знаете, что многие лучшие выпускники школ из регионов в первую очередь стремятся поступить в столичные университеты и зачастую уже не возвращаются туда, где родились и выросли. В результате регионы теряют, пожалуй, самое ценное талантливую молодежь.
Исходя из этого, для достижения национальных целей развития страны, определенных Президентом Российской Федерации, необходимо в приоритетном порядке поддерживать развитие науки и высшего образования в регионах, создать максимально комфортные условия для интеграции наших университетов, академических институтов с реальным сектором экономики и вообще вывести региональную высшую школу на новый уровень.
При этом (я хотел бы заострить на этом внимание) принципиально важно сейчас на новом этапе добиться сокращения разрыва между лидерами, которые многие годы получали поддержку в рамках государственных программ и проектов, и региональными, а также отраслевыми вузами и научными институтами, которые ранее не участвовали в подобных программах. В этой связи нами реализуется целый комплекс конкретных мер по модернизации всей системы науки и высшего образования, в том числе нацеленных на адаптацию к потребностям реального сектора экономики. О наиболее важных из этих мер (если быть точным, о пяти комплексах таких мер) я хотел бы поподробнее рассказать вам сегодня.
Первое и, пожалуй, самое ключевое, то, о чем нас спрашивают в каждом регионе, в каждом городе, в каждом университете, это контрольные цифры приема или бюджетные места. Важнейшим инструментом адаптации всей системы высшего образования к потребностям реального сектора экономики, региональных рынков труда являются, конечно, бюджетные места, которые государство ежегодно выделяет вузам и научным организациям.
В прошлом году мы существенно доработали сам механизм планирования и распределения контрольных цифр приема, увеличив в этом роль регионов. Совсем недавно, 10 марта, был создан специальный консультативно-совещательный орган координационный совет при правительстве по планированию и распределению контрольных цифр приема. В его составе главы субъектов и их заместители, представители федеральных органов исполнительной власти, представители соответствующих отраслей.
Запросы на бюджетные места в первую очередь теперь формируются самими регионами, конечно, с учетом потребностей региональных экономик и социальной сферы, а также демографической ситуации. И здесь следует отметить, что часть регионов на 2022 год запросили меньше бюджетных мест. Видимо, это связано с самыми разными обстоятельствами, в том числе с демографией.
Еще один принципиально важный момент. В 2020 году по поручению президента мы существенно увеличили количество бюджетных мест, беспрецедентно. Прошлым летом мы уже практически в ходе приемной кампании дополнительно выделили 11 433 бюджетных места, при этом приоритет отдавался региональным вузам, они получили более 9,5 тысячи дополнительных мест, то есть почти 84 процента.
Хотел бы успокоить коллег из Москвы и Санкт-Петербурга: мы не сокращали им количество бюджетных мест, мы сохранили их количество на том уровне, на котором оно было в 2019 году. На наш взгляд, это справедливый подход.
В результате в период пандемии была обеспечена доступность бесплатного высшего образования для более чем половины выпускников школ. При этом 38 процентов из них (а это больше, чем в 2019 году) поступили на бюджетные места, 31 процент на платные. Таким образом, 69 процентов выпускников школ стали студентами высших учебных заведений. Естественно, мы не забываем и о других, с нашими коллегами из правительства мы видим и знаем. Среди остальных кто-то пошел на программы среднего профессионального образования, кто-то работать, а кто-то был призван на службу в Вооруженных Силах.
В этом году из школ выпускается 697 тысяч одиннадцатиклассников, при этом нами распределяется 542 тысячи бюджетных мест, это почти на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Из них в бакалавриат и специалитет, то есть собственно для выпускников школ, 422 тысячи. Каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом, конечно, на конкурсной основе. И я хотел бы отметить, что это увеличение спланировано нами до 2030 года, при этом львиная доля, я повторяю, будет направлена в регионы.
Второе очень важное обстоятельство и система мер развитие науки в университетах, их интеграция с научными институтами и организациями реального сектора экономики. Ключевой проблемой большинства региональных вузов является отсутствие научных исследований, но что более важно при наличии желания это отсутствие ресурсов на создание научных лабораторий, реализацию новых исследовательских проектов, приобретение оборудования. В результате получается замкнутый круг: выпускникам школы неинтересно поступать в такие вузы, и они стремятся уехать из региона; из-за отсутствия результатов актуальных научных исследований вузы не вовлечены должным образом в развитие региона и не востребованы у организаций реального сектора экономики; бизнес в лучшем случае предлагает спонсорскую помощь, но не реальные научно-исследовательские проекты.
Как разорвать этот порочный круг? На наш взгляд, надо использовать программные инструменты и тот опыт, который был накоплен в предыдущие годы. Ясно представляя себе эту ситуацию, в 2020 году мы не только занимались устранением проблем, связанных с пандемией, мы смотрели в будущее и разработали новую программу поддержки университетов "Приоритет-2030". Она рассчитана на предстоящие 10 лет. При ее разработке были внимательно проанализированы все предыдущие программы и проекты, учтены их достоинства и недостатки.
Я не буду подробно останавливаться на этой программе, но вкратце скажу о ней. Ее отличительная особенность состоит в том, что в ней будут участвовать не менее 100 университетов, при этом мы считаем, что большинство из них будут из регионов (все предыдущие программы охватывали не более 30 вузов). Программой предусматривается формирование специальных консорциумов с другими университетами и научными организациями, и это очень важно, поскольку позволяет объединить усилия вузов и научных организаций.
Наконец, следует отметить, что с учетом выявленных недостатков предшествующих проектов кардинально изменена система оценки результативности университетов исключены показатели, связанные с позициями в международных рейтингах, сокращен вес наукометрических показателей, а основой для оценки качества научных результатов станет независимая экспертиза специалистами из конкретных отраслей экономики и областей науки. Кроме того, введены новые показатели, которые отражают не только эффективность образовательной и научной деятельности, но и вклад университетов в социально-экономическое развитие регионов.
Уважаемые сенаторы! Важно консолидировать ресурсный потенциал университетов и научных организаций, нацелив их на развитие региональных экономик. Безусловно, речь не идет о каком-то механическом слиянии. Нужны такие решения, которые дают участникам создаваемых партнерств синергетический эффект, обеспечивают повышение качества образования и научных исследований. И уже два года мы отрабатываем такие инструменты в рамках научно-образовательных центров. Это особого рода партнерства, призванные интегрировать все уровни образования, возможности университетов, академических институтов и бизнеса для ускоренного технологического развития экономик регионов.
Вы знаете, что в 2019 году по инициативе президента были определены пять пилотных НОЦ, затем в 2020 году в рамках конкурса были отобраны еще пять научно-исследовательских центров. В этом году мы продолжим этот конкурс и планируем отобрать пять новых научно-исследовательских центров.
Таким образом, в программы центров вовлечено 20 субъектов, более 80 университетов, 70 научных институтов, 170 организаций реального сектора экономики.
Хочу обратить ваше особое внимание: НОЦ это принципиальная возможность для каждого субъекта поменять структуру региональной экономики и определить новые приоритеты в XXI веке. Ставка делается на заявки, показывающие наибольший потенциал роста. Цель состоит в том, чтобы дать шанс регионам, обладающим, может быть, и не самым впечатляющим научным потенциалом, но тем, кто хотел бы рассматривать научно-образовательный комплекс как ключевой рычаг долгосрочного социально-экономического развития.
Что показал опыт первых научно-образовательных центров? Буквально кратко. Во-первых, субъекты стали активно включаться в реализацию научно-технологической политики, в развитие научно-образовательного сектора и стали предлагать свои собственные инструменты поддержки центров, в том числе гранты, специальные программы жилья для молодежи и многое другое.
Во-вторых, бизнес более активно стал участвовать в корректировке образовательной и исследовательской повестки университетов и институтов. Например, именно растущий сектор информационных технологий в Нижегородской области является наиболее требовательным к изменению того, кого и чему учить, что исследовать. Я имею в виду Нижегородскую область.
В-третьих, возникли по-настоящему интересные научные группы, которые нацелены на решение прорывных, но при этом очень практических задач. Например, в Белгороде реализуется проект (и надо отдать должное при поддержке региона), в рамках которого группа исследователей с использованием технологии машинного зрения решает задачу роста объемов производства в холдинге "Агро-Белогорье".
Уважаемые сенаторы! Формирование такого рода центров это повестка на предстоящие 10–15 лет. Опыт реализации первых двух лет указывает на то, что эффект от работы НОЦ будет носить накопительный характер. Усилить его необходимо через пересмотр роли самого субъекта, и в этом году мы такую работу обязательно проведем.
Я хотел бы обратить внимание на то, что, обсуждая корректировку модели научно-образовательных центров, мы будем предлагать перейти к механизму межбюджетного трансферта. Этот инструмент в наибольшей степени позволяет обеспечить сопряжение региональных и федеральных интересов.
Характеризуя деятельность такого рода центров, хочу особо отметить, что им поставлена задача вывести на новый уровень работу с объектами интеллектуальной собственности. В этой связи хочу отдельно поблагодарить Совет Федерации за то, что в конце прошлого года был принят федеральный закон о внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому установлен ограниченный перечень случаев, при которых результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за государством. В большинстве же случаев эти права должны быть переданы организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам, готовым внедрять изобретения на практике.
Для нашей страны трудно переоценить важность такой меры. Строго говоря, работа с результатами интеллектуальной собственности это ахиллесова пята большинства наших университетов. Да и немногие научные институты продвинулись в этом направлении. Поэтому такое нормативное законодательное подспорье весьма и весьма кстати. В России около двух третьей расходов на исследования и разработки финансируются из бюджета, и мы понимаем, что это напрямую связано с тем, о чем я сейчас говорю.
Федеральный закон, безусловно, будет способствовать решению задач диверсификации экономики, ее инновационного развития и имеет ключевое значение для прорывного развития страны. Он вступает в силу в 2022 году, с 1 января, и правительство в течение текущего года должно разработать целый ряд нормативных актов, в том числе четыре проекта постановлений правительства за нами. Они будут разработаны не позднее июля 2021 года.
Уважаемые коллеги, уважаемые сенаторы! Еще одно важное обстоятельство: развитие науки в регионах, сильная региональная высшая школа невозможны без передовой исследовательской инфраструктуры и комфортной для проживания и обучения, занятий спортом, участия в интересных научных проектах среды.
И в этой связи я хотел бы особо отметить, что в прошлом году на обновление приборной базы было выделено больше 13 млрд рублей, это в три раза больше чем в 2019 году. Если в 2019 году 111 научных организаций поучаствовали в этом конкурсе, то в 2020 году 229, в том числе впервые 50 вузов. Это очень важно для наших университетов.
Ну и здесь же хотел бы отметить, что в 2020 году мы впервые выделили существенные ресурсы на обновление материально-технической базы вузов, капитальный ремонт общежитий. На все эти цели было потрачено почти… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Пожалуйста, Валерий Николаевич, продолжайте.
В.Н. Фальков. Я буквально две-три минуты, уважаемая Валентина Ивановна.
В 2020 году мы направили без малого 18 млрд рублей на материально-техническую базу вузов, капитальный ремонт общежитий. Что хотелось бы отметить в том числе и здесь? 67 процентов этих средств пошли в регионы. Всего такую помощь получили 391 вуз в 82 субъектах Российской Федерации. Если учесть, что не во всех субъектах у нас с вами есть вузы (где-то есть только филиалы), то, нам кажется, мы охватили в целом, всю страну.
У меня еще два небольших пункта.
Четвертое. Я хочу обратить ваше внимание на целевое обучение. Это одна из проверенных, действенных мер адаптации высшего образования к потребностям реального сектора экономики и социальной сферы. Новый порядок позволяет заключать соответствующие договоры как с абитуриентами, так и со студентами на любом этапе обучения. И те нормативные изменения, которые были сделаны, в том числе с вашим участием, позволили в 2020 году принять по квоте целевого приема почти на 5 тысяч человек больше, чем в 2019 году, то есть у нас рост на 10 процентов. Наибольшее количество целевиков приняты и обучаются по программам медицинского, педагогического и транспортного образования.
И, наконец, в завершение пятая система мер. Она касается содержания образования, поскольку адаптация высшего образования к потребностям экономики и социальной сферы это не только количественное обеспечение кадрами. Во многом это своевременное изменение самих программ, повышение качества преподавания, использование передовых образовательных технологий и многое другое. С этой целью мы поработали с государственными образовательными стандартами. Во-первых, мы привели их в соответствие с профессиональными стандартами (а именно в них закреплены требования работодателя к знаниям, умениям и навыкам). И хочу особо отметить, что, совершенствуя эти стандарты, мы в обязательном порядке включили в них требование о формировании у всех студентов цифровых компетенций.
Для того чтобы давать качественное высшее образование, университеты должны соответствовать стремительной скорости технологических и общественных перемен, а по-хорошему, быть на одной волне с ними. Это означает прежде всего, что в университетах себя должны комфортно чувствовать преподаватели-практики специалисты, работающие в реальной экономике. И с учетом понимания этого обстоятельства мы исключили из стандартов излишнее требование о наличии ученых степени и звания к преподавателям-практикам, что ранее напрямую препятствовало их привлечению в вузы в качестве преподавателей. Это чрезвычайно актуально для новых, развивающихся сфер например, для такой сферы, как IT-технологии.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Министерство науки и высшего образования проводит работу по широкому фронту важных для государства направлений. В рамках обозначенной темы я постарался подробно рассказать о тех мерах, которые мы уже приняли, и достигнутых результатах и о наших планах причем планах долгосрочных, с горизонтом на 10–15 лет.
Хочу поблагодарить всех за сложившийся уровень конструктивного взаимодействия. Мы и дальше рассчитываем на его продолжение.
Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.
Председательствующий. Валерий Николаевич, благодарю Вас за содержательный доклад. Спасибо большое.
Коллеги, переходим к вопросам.
Эдуард Владимирович Исаков первый, начинает. Пожалуйста.
Э.В. Исаков, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Валерий Николаевич, в марте этого года на встрече с Президентом Российской Федерации Вы говорили о запуске научно-образовательного пилотного проекта по созданию карбоновых полигонов. Поясните, какое значение этот проект имеет для экономики и для науки.
И второй вопрос. Практически в каждом регионе мы сталкиваемся с ситуацией, когда студенты, обучающиеся на бюджетных местах, не могут найти работу по специальности. Какую вы проводите работу, чтобы переломить эту ситуацию? Спасибо.
В.Н. Фальков. Спасибо большое за вопрос. Вот как раз в продолжение тех тезисов, о которых я говорил.
Для того чтобы молодежь не уезжала из регионов, в них надо реализовывать целый комплекс мер. И одной из таких мер является запуск интересных проектов и понятных для молодежи, и в то же время тех проектов, которые являются по-настоящему научными.
Мы посмотрели на ту ситуацию, которая складывается в рамках климатической повестки. Конечно, министерство не может быть в стороне. Мы знаем, что происходит в целом переустройство экономики. Это меняет и нашу промышленность, это меняет сознание граждан, это должно изменить образование и науку. Поэтому мы переговорили с бизнесом, с регионами и инициировали проект так называемых углеродных, или карбоновых, полигонов. Цель у них очень простая создать недискриминационную для России систему учета баланса парниковых газов. Проще говоря, у нас хорошая наука и мы сами можем считать, сколько газов соответствующих, вредных, так сказать, мы потребляем и сколько мы производим. И этот баланс дает нам возможность на равных говорить с другими экономиками, другими компаниями. Особенно это актуально для бизнеса. Это самая передовая сфера, поскольку здесь междисциплинарные исследования это и почвоведение, и биология, и IT, и экология, и природопользование.
Первые семь полигонов определены. Это самые разные регионы от Сахалинской области, Чеченской Республики до Новосибирской области и большой Тюменской области, там определены участки. В ближайшие несколько месяцев такие полигоны будут сформированы.
Важно, что в эту работу включены университеты. Почему? Потому что с первого момента создания полигонов мы сразу же включим в работу студентов, с тем чтобы в части и практики, и отдельных дисциплин они учились на интересных проектах. На наш взгляд, вот такие проекты привлекают молодежь, тем более у молодежи большой запрос на экологические проекты, вообще на все, что связано с экологией, и это позволяет им как раз задуматься о том, чтобы остаться в самом регионе и работать.
Хочу здесь же сказать, что этот проект, на наш взгляд, получит большое продолжение, поскольку больше 10 регионов за месяц изъявили желание войти в него. И мы, конечно, это приветствуем.
Что касается трудоустройства, это очень актуальный вопрос, хотя в прошлом году, несмотря на все сложности, у нас эта проблема остро ни в одном регионе не стояла, мы также реализуем не одну, а целый комплекс мер.
Первое. Мы развиваем центры трудоустройства, практики и трудоустройства, поскольку больше 60 процентов выпускников проходят через них. И это специальные структурные подразделения в вузах, которые помогают взаимодействовать с работодателем и устроиться студентам.
Второе. Мы в прошлом году впервые запустили программу устройства выпускников 2020 года на научно-исследовательские позиции и почти 2 тысячи человек устроили. Это важно, это приток молодежи в науку, и для регионов это критично важно.
Третье. Мы договорились с "Сириусом" и запустили отдельный проект. Он пока насчитывает несколько сот человек, но это важно, тех, кто работает с детьми в качестве наставников студентов.
И я хотел бы напомнить о том, что мы беспрецедентно в период пандемии запустили начиная с апреля проект, который поддержали 149 вузов (а мы его профинансировали), для временного трудоустройства студентов в период ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией (на два-три месяца цифровые ассистенты, психологи…), и тем самым поддержали студентов в это сложное время, дав им первый опыт трудовой деятельности.
Вот такой будет ответ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Николаевич.
Коллеги, короткий вопрос и, по возможности, короткий ответ.
20 вопросов хотят Вам задать, уважаемый Валерий Николаевич.
Константин Константинович Долгов, пожалуйста.
К.К. Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Мурманской области.
Спасибо большое, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Валерий Николаевич! Вернусь к теме НОЦ. Вы знаете, что у нас Мурманская область (вместе с Архангельской областью и Ненецким автономным округом) является участником одного из четырех межрегиональных НОЦ. Их становится все больше три из пяти в 2020 году отобранных НОЦ также являются межрегиональными.
Вот насколько, с Вашей точки зрения, такой укрупнительный подход является эффективным для успешной реализации проекта НОЦ? Какие все-таки проблемные моменты Вы можете по итогам первого периода обозначить? И что еще мы можем сделать, как сенаторы, вместе с регионами, для того чтобы снимать трудности и обеспечить эффективное функционирование этих важнейших структур? Спасибо.
В.Н. Фальков. Спасибо за вопрос, Константин Константинович.
Что касается межрегионального характера, я считаю, что вдолгую, стратегически это очень правильное решение. Но часть НОЦ будет обречена на неуспех. Это очень тяжелая задача обеспечить межрегиональную интеграцию. Но альтернативы нет. Если регионы не научатся говорить между собой и концентрировать потенциал… А мы с вами часто видим, что в рамках одного НОЦ объединяется потенциал разных вузов и далеко не в каждом регионе сильные университеты и научные институты. Участие в таких проектах позволяет как раз помочь региональным вузам и научным институтам. Поэтому я всецело поддерживаю межрегиональную интеграцию.
А что касается Мурманска, это вообще особый НОЦ, поскольку он еще и арктический. Он единственный для нашей страны и в каком-то смысле символичный и знаковый.
Что касается проблем, то я думаю, что это все болезни роста, которые всегда бывают. За один и два года ждать выдающихся результатов от НОЦ было бы неправильно. Я еще раз хочу сказать, что эта история будет носить накопительный характер и в горизонте пяти, семи, 10 лет часть НОЦ дадут очень хорошие результаты,
Помощь законодательная нам потребуется. Мы попробуем, выйдем с соответствующими предложениями по нормативному обеспечению (мы их уже разработали, я часть из них озвучил) и будем признательны, если вы поддержите наши инициативы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Иван Николаевич Абрамов, пожалуйста.
И.Н. Абрамов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Валерий Николаевич! На Дальнем Востоке сегодня очень остро стоит проблема конкурентоспособности наших вузов. В связи с этим какие меры Министерство науки и высшего образования планирует принять для помощи дальневосточным вузам?
И еще вопрос, например, по организации стажировки студентов. Есть ли в планах Министерства науки и высшего образования изменение подходов к организации этой стажировки, чтобы мы все-таки на выходе уже имели высококлассных специалистов наших вчерашних студентов, чтобы работодатели все-таки их принимали, скажем, более отзывчиво?
В.Н. Фальков. Спасибо большое за вопросы.
Что касается Дальнего Востока, то это у нас на особом контроле по ряду параметров.
Первое, самое главное. Мы внимательно смотрим по бюджетным местам.
Второе. Во все проекты, которые мы реализуем, мы задействуем Дальний Восток. Ну, карбоновые полигоны я называл уже, это Сахалин. Конечно, не все дальневосточные регионы задействованы во всех проектах, но тем не менее.
И третье. Я, может быть, предваряю, но скажу, раз такой вопрос прозвучал. Мы с коллегами, в том числе с сенаторами, за прошедшие несколько месяцев подготовили проект ведомственной программы для вузов Дальнего Востока. Мы посмотрели на их пожелания, встретились в том числе с представителями Совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа, провели целую серию консультаций, обратили внимание на то, что их беспокоит больше всего (собственно говоря, вряд ли тут есть какие-то специфические особенности, но тем не менее), и подготовили такую программу. Надеемся, что в ближайшее время силами министерства ее обязательно запустим.
При этом я обращаю внимание на то, что буквально в сентябре (по-моему, 24 сентября) правительством была утверждена отдельная программа по развитию Дальнего Востока и там заложены меры поддержки развития в том числе Дальневосточного федерального университета, Северо-Восточного федерального университета и ряда других вузов. Это и строительство и общежитий, и новых корпусов, и ряд других мер.
Что касается стажировки, я считаю, что и стажировку, и практику, и многое другое, что связано с вузом, нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в целом в вузе, какой там уровень управления, насколько команда и ректор вовлечены в региональные дела. И здесь очень важно, конечно, поддерживать университеты через те программы, о которых я сказал, с тем чтобы они видели лучшие практики и у них был интерес к реализации самых передовых технологий. Тогда и стажировка, и практика будут организованы по-другому.
Мы сейчас ориентируем вузы использовать опыт ряда субъектов Российской Федерации, которые финансируют стажировку студентов в рамках своих программ трудоустройства и занятости. Это очень хорошая практика когда студент трудоустраивается на несколько месяцев в компанию, либо в органы власти, либо в социальную сферу и с помощью субъекта получает соответствующее вознаграждение. Вот это очень хорошая практика. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше субъектов ее использовали.
Спасибо большое еще раз за вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Дмитриевич Леонов, пожалуйста.
С.Д. Леонов, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Смоленской области.
Уважаемый Валерий Николаевич! Не могу не выразить обеспокоенность научного сообщества по поводу закрытия Российского фонда фундаментальных исследований. Этот фонд был надежным партнером десятки лет именно для небольших региональных научных коллективов, и это были доступные гранты.
В связи с этим вопрос: какова судьба грантовых программ Российского фонда фундаментальных исследований и как будет строиться модель финансирования фундаментальных исследований в Российской Федерации в связи с закрытием фонда?
И большая просьба от молодых ученых, которых я много лет представлял в рамках Российского союза молодых ученых, чтобы сохранилась грантовая программа "Мой первый грант", которая была в системе РФФИ, но я так думаю, что сейчас уже в системе РНФ. Спасибо большое.

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8640552.html
окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8640838.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments