18. 1085749-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (в части передачи в государственную казну Российской Федерации имущества, приобретенного ГК «Агентство по страхованию вкладов» при осуществлении своей деятельности)
Документ внесен правительством 28.12.20.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Член комитета по финансовому рынку Александр Изотов.
Законопроектом предлагается определить механизм передачи в государственную казну Российской Федерации имущества, приобретенного Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство) при осуществлении своей деятельности за счет имущественных взносов Российской Федерации в имущество Агентства и (или) за счет доходов, полученных Агентством от использования таких имущественных взносов (далее – имущество):
- предоставить Правительству РФ право принимать в государственную казну имущество на основании соответствующих решений совета директоров Агентства;
- наделить совет директоров Агентства полномочиями по принятию решений о безвозмездной передаче в государственную казну Российской Федерации имущества, предусмотрев, что его состав будет определяться на основании предложений Агентства актом Правительства РФ, а его передача – с согласия Правительства РФ по балансовой стоимости за счет уменьшения соответствующего имущественного взноса Российской Федерации.
Первое чтение 368 0 0 13:15
Стенограмма обсуждения
Спасибо. 18-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра финансов Алексей Владимирович Моисеев.
Моисеев А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на совершенствование механизма передачи из собственности обанкротившихся банков в казну Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, тех, которые сейчас находятся в банкротстве по направлениям АСВ.
В настоящий момент существует возможность забрать собственность, которая не была реализована в рамках производства после урегулирования отношения с вкладчиками в рамках компенсации расходов АСВ в казну Российской Федерации. Однако она очень сложная, требует внесения изменений в бюджет Российской Федерации и как таковая является достаточно неудобной. Таким образом надолго задерживается имущество, в частности сельскохозяйственные земли, другие подобного рода объекты в АСВ, не используются, не обрабатываются и затягивается процесс передачи их в казну и с последующей передачей, как правило, субъектам Российской Федерации.
Для того, чтобы эту проблему решить, предлагается законопроект, который позволит принимать решение на основании... позволит правительству принимать такие решения самостоятельно без внесения изменений в бюджет Российской Федерации по каждому такому мероприятию на основании двух решений: с одной стороны решения Правительства Российской Федерации, с другой стороны решения совета директоров АСВ, который, как вы знаете, по должности возглавляет Председатель Центрального банка.
Таким образом будет построена сбалансированная конструкция, которая позволит оперативно реагировать на ситуации, когда АСВ имущество ненужное не может продать и при этом субъект Российской Федерации как раз-таки этим имуществом может вполне воспользоваться. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович.
С содокладом выступает Алексей Николаевич Изотов. Пожалуйста.
Изотов А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
У агентства по страхованию вкладов есть различные источники формирования имущества и оборотных средств это и страховые взносы, имущественные взносы Российской Федерации, реализация предмета залогов от кредитных организаций, кредиты центральных банков.
Данный законопроект касается именно имущественных взносов Российской Федерации, а именно погашения этих имущественных взносов.
Законопроект предлагает определить механизм передачи в государственную казну имущества, которое принадлежит Агентству по страхованию вкладов, которое осталось после обанкротившихся кредитных
организаций и проведения торгов. В частности, предлагается наделить совет директоров АСВ определять такое имущество и передавать его по балансовой стоимости и за счет снижения имущественных взносов Российской Федерации, а правительство наделяется правом принимать в государственную казну на основании решения совета директоров АСВ такого имущества.
Как уже было сказано, в настоящее время имущество Агентства по страхованию вкладов передавалось уже в государственную казну, это делалось неоднократно, это... мы проводили с вами внесение изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете...", процедура достаточно длительная, достаточно сложная, постоянно требующая внесения изменений ежегодных, и впоследствии некоторые неликвидные активы Правительством Российской Федерации передавались на региональный уровень и они, что называется, оживались, либо земли, либо имущество, которое передавалось, входило в хозяйственный оборот, а также применяли схемы, когда имущество передавалось в акционерные общества с увеличением доли Российской Федерации в уставных капиталах данных обществ.
Учитывая востребованность данной процедуры, комитет считает, что урегулирование соответствующих правоотношений на постоянной основе упростит указанную процедуру и создаст условия для повышения эффективности использования непрофильных для агентства активов.
Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию данного законопроекта и просит поддержать ее, и принять в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Владимирович, а часто ли бывает, что после соответствующей работы у АСВ остается имущество ликвидное, неликвидное, такие случаи должны быть достаточно редкими, чтобы после банкротства банка какого-либо оставалось еще имущество, которое можно передать потом в казну Российской Федерации, и почему земли сельхозназначения являются неликвидным имуществом, вот тот пример, который вы привели?
Моисеев А. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос, вопрос ровно в точку.
Как правило, АСВ достаточно хорошо работает с имуществом, которое банку достается и возмещение расходов составляет в районе 40 процентов, иногда даже больше.
То есть в целом вмещается большая доля фонда страхования вкладов, которая расходуется на компенсацию вкладчикам.
Что касается вот этой земли, то есть большое количество земель, на которых предполагалось... Допустим, банк купил землю где-то на окраинах, вот один пример — Московской области. И эта земля, они хотели там сделать какой-то девелопмент, у них ничего не получилось, как это часто бывает с такого рода ситуациями. И земля стоит никому ненужная. Выходит губернатор и говорит, что, смотрите, я здесь проведу туда инфраструктуру и отдам это крестьянам. И вот это, такого рода ситуации я, собственно, и имел в виду. Вот такая была реализована в Московской области, и в Тверской области была реализована такая схема.
Что касается других земель, то из больших примеров можно сказать, что где-то 60 гектаров земли Краснодарского края было передано в районе Геленджика, для того чтобы сохранить облик, курортное назначение, в администрации Краснодарского края точно так же, для того чтобы не продавать эти земли маленькими лотами на аукционах, а для того чтобы край мог реализовать комплексную программу развития города-курорта Геленджика. Ну и таких примеров достаточно много.
Председательствующий. Спасибо.
Гусева Ирина Михайловна.
Гусева И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Владимирович, у меня к вам вопрос. Законопроект очень правильный, важный. Только вы должны понимать, что техническое исполнение этого законопроекта осложнено тем, что администрирование и длительный процесс такой передачи, он отодвигается. То есть сроки временные. Кто за это время будет финансовые потери нести? Кто? Вы уже передаете, ещё не передали? Где эти механизмы? Не кажется ли вам, ко второму чтению нужно всё-таки временные рамки установить, или тогда в процессе передачи написать сам механизм, как это будет? Потому что вот уже мой коллега задал вопрос. Я про земли сельхозназначения. Там же пересечение и муниципалитет может быть ответственным, государственными будут, муниципальными, сельскими и так далее. То есть это очень сложный и длительный процесс. Вот я всё-таки не понимаю — ко второму чтению отработать, либо другим нормативными актами, но это очень важно. Иначе закон получается вот с двояким трактованием, если вдруг судебные прецеденты будут.
Моисеев А. В. Ирина Михайловна, с удовольствием отработаем. Вопрос правильный.
Сейчас, конечно, до момента передачи, до момента смены права собственности все расходы по содержанию земли, вплоть до того, что надо выкорчевывать борщевик на этой земле, и так далее, и тому подобное, это несет АСВ. То есть фактически за счет денег, которые иначе пошли бы на компенсацию вкладчикам банков свыше миллион 400, которые государство гарантирует.
И почему мы сейчас этим законом так озаботились? То, что у нас второй год подряд нет весенних и осенних поправок в бюджет. То есть это добавило нам некоторую оперативность, чтобы мы два раза в год могли вот такие объекты через бюджет проводить. Сейчас у нас, получается, затягивается на год ситуация, и вопросы, которые вы поднимаете, становятся очень актуальными.
Поэтому, да, АСВ несет расходы, но оперативность и сроки реализации, я согласен с вами, надо прописать. Но я предложил бы, может быть, сделать это в акте правительства, который будет разработан во исполнение законопроекта...
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 15 мин. 08 сек.)
Проголосовало за 368 чел 81,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 368 чел.
Не голосовало 82 чел 18,2 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.