leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

О применении понятия оправданного риска при проведении аварийно-спасательных работ – первое чтение

О применении понятия оправданного риска при проведении аварийно-спасательных работ – первое чтение
20. 1086340-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и решения вопросов обеспечения охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ»
Документ внесен правительством 29.12.20.
Представил статс-секретарь – замминистра МЧС Алексей Серко.
1й зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.
Законопроектом:
- уточняются понятие «спасатель» – гражданин, прошедший соответствующую профессиональную подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ (действует – гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ);
- вводятся понятия:
оправданный риск – правомерные необходимые и достаточные действия или бездействие в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя, направленные на спасение жизни и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, когда есть основания полагать, что такое спасение возможно, и реализуемые с угрозой для жизни и здоровья спасателей и (или) других лиц;
крайняя необходимость – это состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный;
- закрепляется, что требования охраны труда спасателей в период проведения аварийно-спасательных работ регламентируются нормативными правовыми актами, устанавливающими правила, процедуры, критерии и нормативы проведения аварийно-спасательных работ;
- предусматривается освобождение руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также спасателей от дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель вследствие правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в условиях оправданного риска и (или) в состоянии крайней необходимости.
Первое чтение 402 0 0 13:30

Стенограмма обсуждения
20-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и решения вопросов обеспечения охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ".
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алексей Михайлович Серко.
Пожалуйста, Алексей Михайлович.
Серко А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Спасибо.
Добрый день! Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и решения вопросов обеспечения охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ".
Изменения направлены на закрепление понятий оправданного риска и крайней необходимости, установление раз1раничения применения норм трудового законодательства в отношении спасателей, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, а также установление ограничений привлечения к ответственности руководителей и спасателей в действующих условиях оправданного риска и крайней необходимости.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что действия спасателей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации выходят за рамки общих требований трудового законодательства по обеспечению безопасных условий труда, которые не допускают деятельность в условиях угрозы их жизни и здоровью.
Хотя для спасателей предусмотрены специальная подготовка, оснащение специальным оборудованием, реализация особых мер безопасности, тем не менее это не позволяет полностью исключить риск их травмирования или гибели.
Неизбежность риска обусловлена высокой степенью неопределенности обстановки в зоне чрезвычайной ситуации и безальтернативностью мер по оказанию помощи пострадавшим. Несмотря на неопределенность степени риска, немедленное направление спасателей является единственной возможностью оказать гарантированную помощь людям, которые застигнуты в чрезвычайной ситуации и получить объективную информацию о ее масштабах и развитии.
Также законопроект раскрывает понятие "крайняя необходимость при осуществлении аварийно-спасательных работ". Принятие законопроекта позволит обеспечить правовую защищенность спасателей при выполнении аварийно-спасательных работ. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович.
Присаживайтесь.
С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев.
Валеев Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.
В целом российская правовая наука, теория достаточно хорошо разработала понятия "обоснованного риска", "крайней необходимости" и условия уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности вот в этих условиях. Но, несмотря на то, что все эти понятия закреплены и в Уголовном кодексе и в Кодексе об административных правонарушениях, и в Гражданском кодексе, отсутствие вот этих положений в законе об аварийно-спасательных работах, оно в какой-то мере создавало пробел в регулировании. И включение этих позиций в закон об аварийно-спасательных работах и вот принятие законопроекта позволит более четко очертить в условиях, в которых работают спасатели, более четко регламентировать вопросы об их ответственности, что будет способствовать повышению эффективности этой работы. А то, что они постоянно действуют в условиях риска и чрезвычайных ситуациях делает особо актуальным принятие этого законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Эрнест Абдулович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Михайлович, сами спасатели, безусловно, не должны нести дисциплинарную, материальную ответственность за причинённый вред в случаях там действия в условиях крайней необходимости. А в принципе возмещение такого вреда возможно со стороны государства потом какому-нибудь юридическому лицу, физическому лицу, если их имущество пострадало в результате необходимости выполнения подобных действий?
Серко А. М. Спасибо за вопрос.
Уважаемый Алексей Владимирович, безусловно, если действиями спасателей был нанесён вред имуществу третьих лиц или юридическому, конечно, это возможно, но опять же это будет только через суд. Надо понимать, в связи с чем это. Если спасение происходит людей и при этом, скажем так, наносится какой-то ущерб имуществу того собственника, из-за которого чрезвычайная ситуация произошла, то опять же вопрос компенсации или некомпенсации только через суд, и будет суд определять, так сказать, насколько ответственен за нанесённый ущерб спасатель.
Председательствующий. Включите, пожалуйста, центральную трибуну.
Валеев Э. А. Вообще, вопрос ответственности государства за вред, причинённый лицами, находящимися на государственной службе, этому посвящен целый раздел в Гражданском кодексе, эта ответственность предусмотрена.
Председательствующий. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ. У меня к Алексею Михайловичу вопрос.
Вот вы вводите понятие "оправданный риск", вместе с тем у нас в Уголовном кодексе есть понятие "обоснованный риск" статья 41, "крайняя необходимость" вводите понятие, и есть статья 39 в Уголовном кодексе. Не опасаетесь ли вы, что наличие вот этих норм, оно может привести к некой неопределённости при толковании судами норм Уголовного кодекса, когда возникнет такая ситуация?
И статья 14, вы предлагаете дополнить пунктом 9, в соответствии с которым предлагаете освободить руководителей, почему-то, именно руководителей, от материальной ответственности, от гражданско-правовой ответственности за причинение материального ущерба в условиях оправданного риска или в состоянии крайней необходимости. Но эти же вопросы достаточно хорошо отработаны в Гражданском кодексе, о чём сейчас мы с вами говорили. И нужно ли пытаться как-то... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста. Серко А. М. Спасибо за вопрос.
На первый вопрос отвечу так, что у нас "оправданный риск" вводится для группы спасателей. Всё-таки в Уголовном кодексе, там, во-первых, одно лицо.
Во-вторых, мы не вносим, у нас не затрагивается сейчас Уголовный кодекс данным законопроектом. Дело в том, что когда руководитель направляет группу спасателей это, например, в шахту, совсем недавно, вот буквально сегодня, вы, наверное, видели в новостях: были спасены горнорабочие, которых засыпало в шахте, обвал руды.
Соответственно, направляя спасателей для их спасения, мы не знаем, что там ждёт на глубине, под землёй? И понятно, что если там произошёл бы ещё один взрыв или что-то ещё произошло, то руководитель, как он объяснит: надо спасать, не надо? Должен он послать или не должен/
И вот как раз это и распространяется на руководителей, понимая, что есть все основания быть уверенными, что люди живы, что их можно спасти, он направляет туда спасателей. Это вот исходя из этих соображений, вносятся такие корректировки, изменения в наше законодательство.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 30 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 402 чел 89,3 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 403 чел.
Не голосовало 47 чел. 10,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments