leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Интеграция механизма СХ страхования в систему защиты СХ производства при возникновении природныъхЧС

Интеграция механизма СХ страхования в систему защиты СХ производства при возникновении ЧС природного характера – первое чтение – Кашин 18% озимые в неудовлетворительном состоянии из-за засухи осеннего периода – Ирина Гусева Саранча может за несколько часов уничтожит урожай Что за новый фонд еще должны будут платить? – Лаврененко Мы вводим только страхование от ЧС – Кашин Фонд создается Союзом страховщиков для компенсации по ЧС
23. 1061078-7 Госдума приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части интеграции механизма сельскохозяйственного страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера)
Документ внесли 23.11.20 Депутаты ГД А.В.Гордеев, В.Н.Плотников, А.Ф.Лавриненко, И.В.Станкевич, Б.К.Адучиев, Н.Д.Боева, С.В.Максимова, С.В.Яхнюк (ЕР), В.И.Кашин, А.Ж.Бифов, В.Н.Блоцкий, О.А.Лебедев (КПРФ); Сенаторы РФ А.П.Майоров, С.Г.Митин, Б.Б.Хамчиев; новая редакция от 26.01.21.
Представил депутат ГД Алексей Лавриненко.
Председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин
Законопроектом предусматривается, в частности:
- оказание государственной поддержки при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, в том числе урожая многолетних насаждений, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации природного характера (под чрезвычайной ситуацией природного характера понимается обстановка на определенной территории Российской Федерации (регионального, межрегионального или федерального характера), сложившаяся в результате воздействия события (событий) природного характера, которое (которые) повлекло (повлекли) за собой полную утрату (гибель) урожая сельскохозяйственных культур и (или) полную потерю жизнеспособности посадок многолетних насаждений. Решение о введении режима чрезвычайной ситуации природного характера принимается в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
- формирование фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера – за счет отчислений страховщиками части полученных по договорам сельскохозяйственного страхования страховых премий в отношении такого события как чрезвычайная ситуация природного характера. Размер таких отчислений устанавливается объединением страховщиков на соответствующий год, но не может быть менее чем 5% от полученных страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования;
- размер субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования (далее – ДСС) – в случае наступления такого события как чрезвычайная ситуация природного характера:
1) если страховой тариф, указанный в ДСС в отношении определенного объекта сельскохозяйственного страхования, меньше предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту сельскохозяйственного страхования в отношении указанного события или равен ему, размер субсидии в отношении указанного события:
для сельскохозяйственного товаропроизводителя, являющегося субъектом малого предпринимательства, равен 80% от начисленной страховой премии по ДСС, указанной в отношении указанного события;
для сельскохозяйственного товаропроизводителя, не являющегося субъектом малого предпринимательства, равен с 1 июля 2021 года – 80% (с 1 июля 2022 года – 70%; с 1 июля 2023 года – 60%; с 1 июля 2024 года – 50%) от начисленной страховой премии по ДСС, указанной в отношении данного события;
2) если страховой тариф, указанный в ДСС в отношении определенного объекта сельскохозяйственного страхования, превышает предельный размер ставки для расчета размера субсидии по данному объекту сельскохозяйственного страхования в отношении указанного события, размер субсидии в отношении указанного события:
для сельскохозяйственного товаропроизводителя, являющегося субъектом малого предпринимательства, равен 80% от суммы, рассчитанной как произведение страховой суммы, указанной в отношении данного события, и предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту страхования в отношении указанного события;
для сельскохозяйственного товаропроизводителя, не являющегося субъектом малого предпринимательства, равен:
с 1 июля 2021 года – 80% (с 1 июля 2022 года – 70%; с 1 июля 2023 года – 60%; с 1 июля 2024 года – 50%) от суммы, рассчитанной как произведение страховой суммы, указанной в отношении данного события, и предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту страхования в отношении указанного события, – что размер субсидии по ДСС равен сумме величин, определенных в соответствии законом, по всем объектам страхования;
- уточнение требований к ДСС по которым оказывается государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- программы сельскохозяйственного страхования (под такой программой понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий в сфере сельскохозяйственного страхования, разработанных в целях апробации механизмов государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законом, и общими требованиями, установленными Правительством РФ. Целью таких программ является установление отдельных требований к ДСС и условий оказания по ним государственной поддержки с учетом особенностей отдельных подотраслей сельского хозяйства и агроклиматических условий. Программы сельскохозяйственного страхования разрабатываются и изменяются уполномоченным органом с учетом предложений объединения страховщиков по согласованию с Минфином России, Банком России по предложению уполномоченного органа субъекта РФ и (или) объединения страховщиков. Уполномоченный орган также определяет порядок оказания государственной поддержки по программам сельскохозяйственного страхования, либо направляет мотивированный отказ. Программа сельскохозяйственного страхования утверждается уполномоченным органом по согласованию с Минфином России и Банком России. Объединение страховщиков в целях реализации программ сельскохозяйственного страхования разрабатывает и изменяет по согласованию с уполномоченным органом, Минфином России и Банком России правила сельскохозяйственного страхования;
- уточнение функций объединения страховщиков;
ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения ФЗ об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат в счет возмещения ущерба, нанесенного страхователю в результате воздействия события «чрезвычайная ситуация природного характера», применяются с 1 июля 2022 года. Предусматриваются переходные положения.
Первое чтение 400 0 1 13:43

Стенограмма обсуждения
Коллеги, 21-й и 22-й вопрос у нас на фиксированное время, на 15 часов. Если докладчик подойдёт раньше, мы их пропустим пораньше. Но пока у нас фиксированное время 15 часов. И я пока не вижу в зале по 23-му вопросу докладчика. Здесь? Виноват.
23-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Докладывает Алексей Федорович Лавриненко.
Пожалуйста, Алексей Федорович. Просто вы не на своём месте были, и я вас поэтому не увидел. Пожалуйста.
Лавриненко А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На рассмотрение выносится законопроект номер 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Законопроектом предлагается расширить случай оказания государственной поддержки, осуществляемой при страховании рисков утраты урожая сельхозкультур, а также утраты посадок многолетних насаждений в случае возникновения, воздействия ЧС природного характера в субъекте Российской Федерации и получения страховых... возмещения при наступлении страхового случая в результате ЧС.
Принятие закона повлечёт за собой положительные социально-экономические последствия, позволит повысить финансово-экономическую устойчивость сельхозтоваропроизводителей при наступлении ЧС в субъекте Российской Федерации.
Основные изменения, которые вносятся в действующий закон номер 260. К страхованию утраты рисков урожая сельхозкультур и посадок многолетних насаждений в случае воздействия ЧС природного характера предлагается допускать страховые организации, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям.
С учётом появления нового страхового риска страхования от чрезвычайных ситуаций природного характера законопроектом вносятся изменения в статьи 9 и 10 Федерального закона, предусматривающие формирование объединяющих двух компенсационных фондов и устанавливается цель их использования. Устанавливается размер субсидий, перечисляемый на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии по объекту страхования застрахованным от риска утраты урожая по ЧС природного характера.
Что подразумевается? Для сельхозтоваропроизводителей малых форм хозяйствования размер субсидий в случае ЧС равен 80 процентов страховой премии, которую предлагается оставить без изменения в последующие годы, даже после 1 июля 2024 года, а для сельхозтоваропроизводителей, не являющихся субъектами малого предпринимательства, размер субсидий в первый год также составляет 80 процентов от страховой премии, в дальнейшем ежегодно предусматривается снижение господдержки на 10 процентов при достижении, до достижения цели 50 процентов от страховой премии, то есть до того же размера, который предусмотрен действующим федеральным законом. Такая мера позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям защитить свои имущественные интересы. При этом финансовая нагрузка на сельхозтоваропроизводителя при уплате страховой премии снизится.
Предлагается федеральный закон дополнить статьёй 8.2 новой программы сельхозстрахования.
Требования к разработке и реализации программ сельхозстрахования будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Минсельхоз России будет принимать решение о целесообразности разработки программ по результатам прогноза социальных, финансово-экономических последствий в реализации этих программ. Программа сельскохозяйственного страхования разрабатывается Минсельхозом по предложению органа АПК субъекта Российской Федерации и Союза страховщиков по согласованию с Минфином и Банком России.
Прямые затраты, подлежащие возмещению при ущербе в результате ЧС природного характера, которые предусматривают установление страховой суммы лимита страховщика в отношении события, чрезвычайной ситуации природного характера в размере 45 процентов от страховой при страховании урожая сельхозкультур и плодовоягодных, а при страховании посадок многолетних насаждений в размере не менее 70 процентов от страховой стоимости.
Вступление закона в силу предполагается с 1 июля 2021 года.
Осуществление объединением страховщиков компенсационных выплат в счет возмещения, предусмотренного законом в случае банкротства страховщика... в счет возмещения ущерба, нанесенного страхователю в результате ЧС природного характера, предлагается применять с 1 июля 2022 года.
Основные позиции текста закона проработаны с Минсельхозом России, Банком России, Союзом агростраховщиков и Минфином России. Общую концепцию текста законопроекта в целом поддержали в первом чтении исполнительной и законодательной власти более 40 субъектов Российской Федерации.
На законопроект имеются отзывы Правительства Российской Федерации, замечания Правового управления Государственной Думы, комитета-соисполнителя Комитета Госдумы по финансовому рынку, Государственного правового управления президента. Все замечания будут учтены и доработаны ко второму чтению. Законопроект прошел все необходимые согласования и просим принять закон в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Федорович. Присаживайтесь.
С содокладом выступаем Владимир Иванович Кашин.
Кашин В. И., председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые товарищи!
Законопроект очень важный, исходя из того, что до последнего времени на направлениях страхования в сельском хозяйстве уделялось мало внимания. И после разрушения государственного страхования эта тема по существу была похерена на селе. И вот в последние годы идет возрождение страхования в сельском хозяйстве с государственной поддержкой. Достаточно сказать, оно хоть невысокое, но к 2018 году мы, к 2020-му имели уже в пять раз превышение и по гектарам, и по объемам. Достаточно сказать, что к 2,2 миллиарда государственной поддержки по страхованию, которую мы имели в 2020 году, в этом году удвоена сумма на 4,4 миллиарда. И, безусловно, повторяю, это пока первые шаги. Мы имеем страхование всего на уровне около 6 миллионов гектаров. А мы только одних озимых имеем 19,4 гектара.
И вот новый этот вид страхования в связи с меняющимися климатическими условиями, мы видим, как именно чрезвычайная ситуация природного характера и на Дальнем Востоке, и на юге меняет ситуацию и уничтожает по существу труд крестьянский. Или эти большие наводнения, или засуха, и так далее, и так далее.
За примерами далеко ходить не надо. Осень прошлого года. И мы имеем как минимум сегодня около 18 процентов озимых, которые находятся в неудовлетворительном состоянии из-за засухи осеннего периода.
И вот наиболее полное возмещение ЧС природного характера предусмотрено сельскохозяйственным производителем и этим законопроектом. Комитет его отработал в деталях. Важно, что не только отработаны все элементы, связанные с определением той структуры, которая будет финансирование вести и соответствующее страхование. Элементы новые. Программы, которые позволят частично многие вещи вести на направлениях страхования, которых не было раньше в законопроекте, ну включая даже, допустим, часть посевного клина или всё, что касается животноводства или аквакультуры и так далее. Важно, что вот эта программа, она может еще претерпеть изменения во втором чтении. Мы ее насытим содержанием, конкретизируем, как и другие элементы, которые сегодня отработаны в первом чтении.
Хочу сказать, закон подготовили депутаты комитета, и поэтому мы придаем ему особое значение. Просьба поддержать данную законодательную инициативу. Она, безусловно, поможет нашим селянам и всем нам еще более системнее работать на этом направлении сельского агрострахования.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Иванович.
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Есть? Я прошу прощения.
Ирина Михайловна, прошу. Еще есть вопросы? Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста. Ирина Михайловна, извините. Гусева И. М. Да ничего.
Алексею Федоровичу у меня вопрос. Алексей Федорович, я не задала бы его, но я коллеге по вашему комитету задала, подошла, вопрос, он не смог ответить.
И все-таки чрезвычайные ситуации природного характера, они бывают разные. В Волгоградской области, например, саранча может за несколько минут уничтожить урожай. Вот в законопроекте написано, дословно: предусмотрено формирование нового фонда компенсационных выплат при ЧС природного характера. Я только никак не пойму, это что за новый фонд? Это сельхозпроизводители еще деньги должны будут заплатить, кроме того, что они застраховали урожай? Или это какой-то механизм, который выделяет из этого страхового фонда деньги на чрезвычайные ситуации природного характера? То есть вот считаю, что все должно быть четко прописано. Страховые компании так всегда запятые в законе найдут, чтобы сельхозпроизводителям не выплатить компенсации, так мы еще новую запятую в русском языке... Это с точки зрения русского языка вам говорю... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Депутату Лавриненко включите микрофон.
Лавриненко А. Ф. Уважаемая Ирина Михайловна, я разделяю вашу боль и сочувствие к селянам. Страховой фонд на сегодняшний день, Союз агростраховщиков, 5 процентов сумм, которые собираются при страховании, они вносятся в фонд и из этого фонда выплачиваются.
Сегодня мультистрахование, которое есть, там уже фонд есть, фонд номер один, страхование любое, которое есть, и с этого фонда выплачивается и животные, и аквакультура, и посевы, и строения, и прочее.
Мы вводим страхование только при ЧС, которая объявляется по закону о ЧС на территории, и кто застраховался, те компании, которые будут допущены до страхования, агрострахования, они будут с сумм, которые собирают премии, пять процентов выделять в специальный фонд, и с этого фонда будут выплачивать.
В случае банкротства страховой фирмы какой-либо, которая участвует в программе, с этого фонда... этот фонд будут накапливать остальные компании, но фонд, создаётся второй фонд для ЧС.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин, центральная трибуна.
Кашин В. И. Я смотрю, Ирина не поняла до конца. Хочу сказать: фонд создаётся страховщиками, а не товаропроизводителями для того, чтобы в случае именно банкротства какого-то страховщика не пострадал производитель, создаётся этот фонд компенсационных выплат при ЧС. Поэтому никаких там крестьянских взносов в этом фонде нет, это создаётся союзом страховщиков именно для того, чтобы поддержать крестьянина в любом случае. И отработана эта модель, еще раз хочу сказать, и с Банком России, и с производством, я имею в виду бизнесом, и Министерством сельского хозяйства. Крестьяне от этого не пострадают фонда.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Нет.
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 43 мин. 40 сек.)
Проголосовало за 400 чел 88,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 401 чел.
Не голосовало 49 чел 10,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments