32. 328730-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за неисполнение операторами связи обязанности по передаче абонентского номера или уникального кода идентификации)
Документ внесли 30.11.17 Депутаты ГД Н.В.Панков, К.Г.Слыщенко, А.Г.Кобилев, М.И.Щаблыкин, А.А.Гетта (ЕР); Л.Н.Бокова (в период исполнения ею полномочий сенатора РФ); новая редакция от 19.10.18.
Представил депутат ГД Антон Гетта.
член комитета по государственному строительству и законодательству Олег Быков.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность:
- за неисполнение оператором подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающим передачу короткого текстового сообщения абонента, инициирующего отправление такого сообщения, обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера, выделенного данному абоненту на основании договора об оказании услуг связи, в виде штрафа для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 40 тыс. руб.; на юр. лиц – от 50 до 80 тыс. руб.
- за неисполнение оператором связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, обязанности по передаче в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентского номера, выделенного на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов, или неисполнение оператором связи, участвующим в установлении телефонного соединения, обязанности по передаче в сеть связи другого оператора связи в неизменном виде полученного абонентского номера или неисполнение оператором связи, с сети передачи данных которого инициируется соединение для целей передачи голосовой информации, обязанности по передаче в сеть передачи данных другого оператора связи, участвующего в установлении соединения, в неизменном виде уникального кода идентификации, выделенного на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему соединение для целей передачи голосовой информации, в виде штрафа для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 40 тыс. руб.; на юр. лиц – от 50 до 80 тыс. руб.
Первое чтение 402 0 1 15:35
Стенограмма обсуждения
32-й. Проект федерального... Пришел? Да.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Доклад Антона Александровича Гетта.
Гетта А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Я думаю, многие из вас знают, что есть такая технология, когда со звонящего номера можно подменить номер абонента, и будет высвечиваться совершенно другой номер.
В мае 2017 года в Федеральный закон "О связи" мы внесли изменения, они вступили в силу, когда мы обязали операторов связи показывать истинный номер звонящего либо пишущего CMC абонента.
Для чего это было сделано? Для того чтобы этой технологией не пользовались мошенники, когда, к примеру, вам могут позвонить из банка, причем этот номер у вас будет сохранен в телефонной книжке, а на самом деле это будет абсолютно не банк, а другой звонящий абонент, мошенник. Соответственно, эта норма заработала, началась борьба, в том числе, с телефонным терроризмом, статистика есть серьезная по стране, когда, в том числе, используя эту технологию, уходят от ответственности хулиганы. Но мы поняли, что нужно еще и ввести административную ответственность для тех операторов сотовой связи, которые эту норму не выполняют.
Соответственно, представляемый законопроект и предлагает это сделать для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей от 20 до 40, от 50 до 80 тысяч для юридических лиц.
Протиу поддержать.
Председательствующий. Содоклад Олега Петровича Быкова, пожалуйста.
Быков О. П. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Надо отметить, что данный законопроект был рассмотрен на комитете. В отношении этого законопроекта осуществлялась доработка во исполнение решений комитета в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы. Речь идет о внесении соответствующих изменений в статью 13.2.1 КоАП РФ.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за неисполнение оператором связи обязанности передавать абонентский номер или уникальный код идентификации либо при передаче короткого текстового сообщения либо при установлении телефонного соединения либо при передаче голосовой информации. Соответствующая обязанность, надо это отметить, оператора связи и оператора подвижной радиотелефонной связи установлена в статье 46 Федерального закона "О связи" и предполагает передачу в сеть связи сеть передачи данных другого оператора связи абонентского номера в неизменном виде.
Необходимость закрепления таких обязанностей была вызвана невозможностью правильно идентифицировать номер отправителя смс-сообщения или абонента инициирующего телефонный вызов, что препятствовало защите граждан от противоправных и мошеннических действий. Актуальность данного вопроса также вызвана и увеличением количества телефонных звонков террористической направленности.
В начале выступления я отметил, что законопроект дорабатывался, после доработки был повторно рассмотрен на Комитете по государственному строительству и законодательству. Замечания были устранены авторами, поэтому в целом концепция данного законопроекта комитетом поддерживается и профильный комитет рекомендует данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Уважаемый Антон Александрович, речь идет только о телефонной связи, либо о других вариантах цифровой передачи информации, в том числе и мессенджерах?
И второй вопрос. Не кажется ли вам, что сотовые операторы, в том числе могут зарабатывать гораздо большие деньги, чем вот те штрафы, которые сегодня им предлагается вменить, потому что это услуга платная и, я так понимаю, нарушения весьма такие сложновыявляемые и чаще всего латентные, если только речь доходит до каких-то уголовных дел, либо там административных расследований? Не хотите ли вы предусмотреть еще одной мерой ответственности административное приостановление деятельности?
Гетта А. А. Уважаемый Алексей Владимирович. Речь идет только об операторах связи на сегодняшний день в нашем законопроекте.
По поводу увеличения ответственности и приостановки деятельности мы подумаем. Та статистика, которая сегодня есть и по обману граждан, и по вот этим террористическим звонкам, когда за прошедшие три года поступило звонков о минировании около 1,3 тысячи объектов более, чем в 100 городах России позволяет согласиться с тем, что ответственность нужно увеличивать. Спасибо.
Председательствующий. Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А. Да, Антон Александрович, ну здесь частично соглашусь с коллегой Куринным, что для операторов, конечно, 10 тысяч это как что слону дробина, штрафы должны быть действительно значительно серьёзнее.
Ну а для тех, кто эти сообщения распространяет, вот там электронный робот звонит "вам звонит стоматология" и так далее, для них вот непосредственно будет эта ответственность какая-то? Или это уже сотовый оператор будет с ними судиться, разбираться, понеся ответственность?
И раньше, получается, что вот этих роботов вообще никак было нельзя наказать, то есть это впервые такая норма, то есть позволяющая нам вот запрет поставить, чтобы вот эти роботы нам перестали звонить? Они всем звонят.
Председательствующий. Гетта, пожалуйста.
Гетта А. А. Да, Сергей Алексеевич, здесь речь идёт об ответственности только за подмену номеров. Речи о навязывании услуг и навязчивости в предоставлении услуг в этом законопроекте не идёт.
Если вы выйдете с законодательной инициативой, которая поможет гражданам, как и нам всем с вами, сидящим в этом зале, избавиться от постоянных звонков с предложением каких-то услуг, в том числе стоматологических, про которые вы говорили, я с удовольствием присоединюсь к разработке этой инициативы.
Председательствующий. Бикбаев Ильдар Зинурович.
Бикбаев И. 3. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.
Уважаемый Антон Александрович, вот по иронии судьбы буквально к этому законопроекту сегодня получаю от официальных, значит, наших нескольких банков сообщения, от их официальных телефонов о том, что у меня пытались практически с нескольких карт списать определённую сумму денег. Выяснилось, что это мошенники, хотя SMS-сообщение пришло с официального номера банков. Так это говорит о том, что, видимо, та норма, которая нами была принята, до конца ещё не работает. Это первое.
И второе. Я поддерживаю Сергея Алексеевича Вострецова и Алексея Владимировича Куринного в той части, что, наверное, нам надо усилить ответственность и подумать, и если ущерб нанесён, может быть, в соразмерности нанесённого ущерба в пределах 10 процентов установить ответственность вот при таких случаях, как предложение. Спасибо.
Председательствующий. Гетта, пожалуйста.
Гетта А. А. Ильдар Зинурович, ну вот вы, и как многие наши граждане, сегодня стали жертвой этих мошенников.
которые вам, с вашего... официального телефона банка прислали эти ЬМЬ, собственно, мы поэтому и предлагаем ввести скорее ответственность уже административную.
Норму мы приняли, как я уже сказал, в конце 2017 года, но операторы связи её исполняют, но исполняют не так, как хотелось бы.
По поводу усиления ответственности, как я уже сказал, отвечая на вопрос Алексея Владимировича, мы подумаем. Спасибо.
Председательствующий. Синельщиков Юрий Петрович.
Синельщиков Ю. П. Ответ получен, вопрос снимается. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительство? Докладчик? Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пункт 32.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 35 мин. 14 сек.)
Проголосовало за 402 чел. 89,3 %
Проголосовало против 0 чел. (),() %
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 403 чел.
Не голосовало 47 чел 10,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.