leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минобрнауки Фальков сокращает вклад наукометрических показателей и т.д - продолжение

Минобрнауки Фальков сокращает вклад наукометрических показателей, освобождает преподавателей-практиков от требования степени и выстраивает систему честного учета парниковых газов
Валерий Фальков рассказал СФ об адаптации высшего образования и науки к экономике, какие они есть
11. «Правительственный час»
Развитие высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики

продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8627473.html

Из стенограммы 501-го пленарного заседания СФ 17.03.21
В.Н. Фальков. Спасибо за вопрос, он чрезвычайно актуален, и на самых разных площадках мы так или иначе это обсуждаем.
Что касается реорганизации фондов, то решение, вы знаете, было принято еще в конце 2020 года, и сразу же после этого на площадке министерства мы пригласили руководителей фондов и договорились о ряде принципиальных моментов.
Первое. Сохранится преемственность в грантовых линейках. И, скажем, конкурс "а", который по объективным причинам, поскольку идет реорганизация фонда, был отменен, будет тут же подхвачен Российским научным фондом. Появляется целая линейка грантов "задельных". Сейчас идут реорганизационные процедуры, буквально в апреле у Российского научного фонда состоится заседание коллегиального совещательного органа наблюдательного совета, где будут приняты юридически значимые решения. И до конца этого года конкурс будет проведен ровно в том же объеме.
О чем идет речь? Те деньги, которые были запланированы на конкурс на 2022 год… А я хочу обратить внимание, что суть конкурса "а", по поводу которого задают больше всего вопросов, была в том, чтобы РФФИ отобрать конкурсантов и победителей определить в 2021 году, а профинансировать с 1 января 2022 года. Вот ровно это и будет сделано Российским научным фондом. Объем финансирования в полном объеме будет сохранен и передан в Российский научный фонд. Это же касается и другой линейки грантов, я имею в виду и международные гранты, и взаимодействие с субъектами Российской Федерации.
Мы информируем общественность: как только Российский научный фонд примет соответствующее решение (это будет в начале апреля), мы вновь выйдем на все площадки и расскажем нашим коллегам, в том числе молодым ученым, чтобы они не беспокоились. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Давыдович Башкин, пожалуйста.
А.Д. Башкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Астраханской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Валерий Николаевич! Вначале разрешите поблагодарить Вас не только за содержательный доклад, но и за добротный, эффективный розданный материал, поданный в особой, такой персонализированной форме. Мы обратили на это внимание и Вам очень благодарны.
Теперь сам вопрос. Президентом Российской Федерации обозначена цель технологического прорыва и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Скажите, пожалуйста, какие меры принимает Минобрнауки для поддержки перспективных исследований, инновационных проектов, которые могли бы обеспечить лидерство российских компаний на формирующихся глобальных рынках? Большое спасибо.
В.Н. Фальков. Спасибо большое.
Я от общего к частному. У нас с вами есть большой национальный проект стоимостью только на этот год почти 100 млрд рублей, и в нем предусмотрен целый комплекс мер. Часть из них я уже назвал, это в том числе научно-образовательные центры. Здесь же я хотел бы отдельно отметить программу "Приоритет-2030", которая будет реализована.
Ну и особая форма это создание научных центров мирового уровня, которое мы начали в 2018 году. И хочу особо проинформировать, что у нас часть центров создана математических, они расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, это специализированные математические центры мирового уровня. Три центра геномных исследований, они получают особую поддержку и как раз нацелены на решение тех задач, о которых Вы говорите, в том числе и освоение новых рынков.
И, наконец, в прошлом году вместо трех научных центров мирового уровня по самым разным направлениям, в том числе по медицине, мы отобрали и профинансировали 10 центров. И это всегда не один конкретный университет или научный институт это консорциумы из нескольких научных и образовательных учреждений с активным участием в том числе компаний. Мы считаем, что в совокупности эти меры позволяют нам решить те задачи, которые обозначены в указах президента, и достичь национальных целей в части, касающейся министерства, ну и, конечно, успешно реализовать национальный проект "Наука", который, кстати сказать, исходя из принципа полной интеграции высшего образования с наукой мы переименовали и получили поддержку. С 2021 года новый национальный проект именуется "Наука и университеты", поскольку мы считаем, что одно немыслимо без другого. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Сергей Павлович Цеков, пожалуйста.
С.П. Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Валерий Николаевич! Сегодня на рынке образовательных цифровых платформ доминируют зарубежные, прежде всего американские, такие, например, как Coursera. Наши ведущие вузы размещают на них свой продукт и таким образом кормят их контентом, имея минимум инструментов управления. В конечном счете американские платформы это агрегаторы талантов и каналы утечки лучших мозгов на американский рынок. Вот таким путем из России, на мой взгляд, уезжают тысячи, десятки тысяч ребят в год.
Видите ли вы возможность развития собственной образовательной платформы для продвижения российского продукта в мире? И чего не хватает созданным в России за последние годы ресурсам, чтобы составить достойную конкуренцию иностранцам? В частности, сотрудничаете ли вы в этом вопросе с министерством цифрового развития? Спасибо.
В.Н. Фальков. Спасибо большое за вопросы. Они очень хорошие, очень актуальные и несут в себе несколько смыслов. Я постараюсь на них развернуто ответить.
Что касается зарубежных курсов, то я считаю, что наши университеты должны их использовать, поскольку это позволяет нам решать задачу привлечения талантов из других стран. Но делать это надо грамотно и умно, поскольку, размещая там курсы, мы должны четко понимать свои национальные интересы, отстаивать эти интересы и использовать, еще раз говорю, это в первую очередь как инструмент привлечения талантов в Россию.
С другой стороны, мы, конечно, внимательно смотрим за тем, чтобы наши цифровые платформы прежде всего удовлетворяли потребностям студентов, и в этом направлении мы проделываем большую работу. Я хочу сказать, что у нас есть как собственно вузовские платформы… Ряд ведущих вузов объединился и создал "Национальную платформу открытого образования" это больше 700 курсов. Есть частные платформы, там, как правило, курсы рассчитаны на дополнительное образование например, "Лекториум", Stepik, Uniweb и так далее.
Но министерство в прошлом году проделало большую работу, и мы зарегистрировали государственную информационную систему СЦОС (современная цифровая образовательная среда). Понимая, что студенты находятся в сложной ситуации в период пандемии, мы разместили там почти 1800 онлайн-курсов, подключили 47 платформ онлайн-обучения. И, вы знаете, больше 1 миллиона человек так или иначе воспользовались, поскольку мы зафиксировали (есть специальный показатель) более 7 миллионов так называемых обучающих сессий.
Поэтому в этой части мы намерены опираться на собственные разработки. Соответствующие ресурсы у министерства есть. Эти ресурсы положены в национальную программу "Цифровая экономика", и здесь мы с коллегами из министерства цифрового развития очень эффективно взаимодействуем.
Кстати, надо сказать им спасибо. За счет средств по их национальной программе они помогают нам, в том числе будут помогать поддерживать университеты в рамках программы "Приоритет-2030". Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Александр Георгиевич Варфоломеев, пожалуйста.
А.Г. Варфоломеев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Валерий Николаевич, прежде всего хотел бы поблагодарить Вас и ваше министерство за совместную работу с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и Палатой молодых законодателей по подготовке пакета законов, которые приняты и регулируют молодежную политику в нашей стране. В министерстве, как мы знаем, оперативно был создан Совет по реализации государственной молодежной политики, который Вы возглавляете, и провели первое заседание. Надеюсь, что наша совместная работа по этому вопросу будет продолжаться.
Но мой вопрос связан с Байкалом, естественно, потому что я из Республики Бурятия сенатор. И хотел бы напомнить Вам, что Вы несколько дней назад вернулись из поездки в Сибирь, где были на Байкале и участвовали в запуске нового глубоководного нейтринного телескопа, который используется для регистрации нейтринных потоков. Какое это имеет значение для науки и какие преимущества это дает нашей стране? Пожалуйста…
В.Н. Фальков. Спасибо большое.
Я вначале хочу вас поблагодарить за внимание к молодежной политике, поскольку было бы странно, если бы Министерство науки и высшего образования не уделяло приоритетного внимания молодежи.
И, кстати сказать, совсем недавно мы вышли с инициативой о том, чтобы в профильном законе о науке и научно-технической политике закрепить не только понятие "молодой ученый", но и определить их статус, права, обязанности и, самое главное, гарантии деятельности.
Я докладывал об этом президенту, и мы получили поддержку. Буду признателен, если Совет Федерации поддержит нас в этом начинании.
Что касается Байкала и вот этого большого проекта, который относится к так называемому классу "мегасайенс"... Казалось бы, какое отношение это имеет к региону? Оказывается, самое прямое. Это самого высокого уровня в мире наука. Эту науку признают везде. То, что делается на Байкале (я не буду говорить о специфических особенностях этого проекта, он действительно уникален), побывав на месте, я увидел (и понимаю, что это был правильный шаг), что это дает очень многое собственно Иркутской области и иркутским вузам. Ряд иркутских вузов и научных институтов оживились и вступили в хорошее взаимодействие с нашими лидерами в частности, с Институтом ядерных исследований и Объединенным институтом ядерных исследований.
И если мы с вами посмотрим, то что это влечет за собой? Это влечет за собой новые интересные программы, о которых уже договорились, совместные кафедры, исследовательские проекты. Для молодежи выпускников школ, выпускников бакалавриата, которые принимают решение, это прямой ответ на вопрос, надо ли им оставаться в Иркутской области или в Иркутске, надо ли им оставаться в Бурятии или нет. Это интересное дело. А что привлекает молодежь? Интересные люди и интересное дело. Если есть еще хорошее вознаграждение, то все аргументы в пользу того, чтобы остаться и жить на месте. Поэтому мы такие проекты будем поддерживать и дальше.
Я могу сказать, что это не единственный проект. В Новосибирской области мы строим синхротрон поколения "4+" Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ). Это огромнейший проект до 2024 года, и он окажет колоссальное воздействие и будет способствовать решению тех задач, о которых мы сегодня говорили. Я имею в виду вовлечение молодежи в науку и повышение привлекательности самих регионов не только Новосибирской области, но и Кемеровской, Томской, Омской областей, Алтая как Республики Алтай, так и Алтайского края и многих других регионов поблизости. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.
Е.Б. Мизулина, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Омской области.
Уважаемый Валерий Николаевич! Я бы хотела высказать признательность за ту политику, которую Вы проводите в отношении развития высшего образования и науки в России. Это действительно здорово: акцент на регионы, постановка амбициозных задач в части того, что региональные центры должны специализироваться и иметь такой же уровень развития науки, как и федеральные центры. Это замечательно, этого давно ждут в регионах.
Постановка… вернее, восстановление идеи о том, что должны быть единые научно-вузовские комплексы, что это действительно все едино и связано, это тоже замечательно, потому что я знаю, как в науке переживали по поводу того, что были попытки дифференциации, раздельного рассмотрения или разделения усилий тех и других.
Но одновременно я хотела бы обратить Ваше внимание еще вот на что. Было бы здорово вводить и специализацию регионов, то есть, чтобы, может быть, не было где-то дублирования, хотя конкуренция тоже неплохо. Но специализация по развитию… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Елена Борисовна.
Е.Б. Мизулина. Специализация очень важна.
Я представляю Омскую область. У Вас находится несколько обращений нашего губернатора, в том числе по созданию лаборатории резинокордных композиционных материалов, учитывая, что на территории области расположены гиганты в области нефтепереработки. Так вот, при создании такой лаборатории и молодежь не будет уезжать. А сейчас, кстати, тенденция: в Новосибирск, Тюмень и Томск уезжают от нас. Так вот, если будет создана хорошая приборная база…
Правительство Российской Федерации с 2019 года реализует замечательный опыт предоставления на конкурсной основе грантов на создание приборной базы. Вы понимаете, что для молодежи это очень заманчиво?
Я очень прошу обратить внимание на то, что многие научные организации в регионах относятся не к 1-й категории, к тем, которые имеют доступ к грантам, а ко 2-й и 3-й категориям. Почему их не допустить? Они таким образом тоже получают возможность получить доступ к грантам, если докажут, что они на уровне ведущих научных организаций 1-й категории.
Я прошу обратить внимание на наши обращения и поддержать эту специализацию Омской области в науке. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Валерий Николаевич.
В.Н. Фальков. Я постараюсь кратко ответить.
Во-первых, спасибо за добрые слова. Мы совсем недавно с Александром Леонидовичем встречались, и у нас уже в проработке предложение по созданию лаборатории. Поэтому в самое ближайшее время мы это решение примем.
Что касается специализации, то мой ответ будет простой: мы всегда ее учитываем. В том числе, для того чтобы не быть голословным, хочу сказать, что все НОЦ по факту так или иначе учитывают специализацию регионов, их исторические заделы.
По категориям… Если вы заметили, я сказал о том, что мы за академическую справедливость. Мы будем дальше давать шансы и возможности не только лидерам, но и тем, кто по каким-то причинам в прежние годы такой обильной поддержки со стороны государства не получал. Обещаю вам. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть предложение дать возможность задать вопрос Ольге Федоровне Ковитиди и перейти к выступлениям. Нет возражений? Спасибо.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Валерий Николаевич, благодарю Вас за поддержку Республики Крым.
Вопрос конкретный: как Вы оцениваете возможность открытия подразделения Российской академии наук на территории Республики Крым? Это позволит привлекать крымские научные кадры, сообщества к исследованиям, разработкам, которые проводятся нашими коллегами в других субъектах Российской Федерации. Мы в условиях санкций сможем также использовать и опыт ученых иностранных государств, это откроет нам новые горизонты для выработки перспективных решений по актуальным для республики вопросам. Спасибо.
В.Н. Фальков. Спасибо большое, Ольга Федоровна.
Начну с того, что Крым и Севастополь для нас имеют геостратегическое значение. Крымскому федеральному университету и Севастопольскому государственному университету у нас уделяется особое внимание.
Что касается Российской академии наук, с которой мы тесно сотрудничаем и, на мой взгляд, имеем полное понимание по всем вопросам, то я бы так сформулировал: важен не ее филиал в Крыму либо в Севастополе, а филиалы институтов Российской академии наук, которые сегодня являются подведомственными учреждениями Минобрнауки. И такую работу совместно с РАН мы ведем.
В частности, вы знаете, что одной из актуальнейших проблем для полуострова Крым является обеспечение чистой пресной водой. И соответствующий институт… Прорабатывается вопрос, в самое ближайшее время будет открыт филиал института на базе Крымского федерального университета, с тем чтобы более активно содействовать нашим коллегам в решении научных и научно-технологических задач по этому направлению.
Это только один из примеров. У нас очень широкая линейка проектов по Республике Крым Я думаю, что за рамками данного заседания мы можем встретиться, я о ней расскажу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Николаевич. Еще раз хочу поблагодарить Вас за очень содержательный, солидный доклад, ответы на вопросы. Благодарю Вас. Присаживайтесь, пожалуйста.
Коллеги, переходим к обмену мнениями, к выступлениям. Просьба: по возможности кратко.
Анатолий Иванович Широков, пожалуйста. Простите, Анатолий Иванович, аудитор должен выступить первым.
Вот сидит тихо, так скромно. Я всегда говорю: от скромности до неизвестности один шаг. Сразу бы отреагировал, Дмитрий Александрович.
Дмитрий Александрович Зайцев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации (простите), пожалуйста, Вам слово.
Д.А. Зайцев. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Замедление темпов экономического роста это ключевой вызов, с которым сталкивается не только наша страна, но и, конечно же, весь мир. И экономика знаний это тот путь, который выбрали основные лидеры среди государств. Успехи экономики знаний, конечно же, зависят от двух ключевых факторов качественной подготовки кадров и интеграции предпринимательского сектора с научными организациями и университетами.
Что касается качественной подготовки кадров, как уже сказал Валерий Николаевич, одним из ключевых механизмов влияния государства на подготовку кадров по приоритетным для страны специальностям является инструмент контрольных цифр приема. Однако механизм оценки потребности в таких кадрах именно в реальном секторе экономики отсутствует.
В современных условиях дополнительную неопределенность в прогнозировании востребованности тех или иных специальностей вносит, конечно, скорость технологических изменений. Это сейчас уже отмечалось. В этих условиях нам важно понимать, является ли механизм контрольных цифр приема достаточно гибким для оперативного реагирования на происходящие изменения.
В мировой практике преодоление этих, назовем так, болезней современного экономического роста, как правило, связано с развитием системы непрерывного образования и формированием у обучающихся ключевых компетенций XXI века это умение учиться, получать новые знания самостоятельно, умение работать в команде, работа с большими данными и тому подобное.
Теперь об интеграции. Интеграция вузов, научных организаций и предприятий реального сектора это залог производительного роста экономики и на самом деле драйвер устойчивого развития. Счетная палата провела комплекс мероприятий по оценке результатов мер господдержки российских университетов, направленных на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, это так называемый проект "5-100". Этот проект, который мы оцениваем в целом как успешный, позволил перезапустить на принципиально новом уровне научно-исследовательскую деятельность в вузах. Высокий уровень и результаты научной деятельности это, как мы знаем, основной предмет интереса для интеграции с реальным сектором.
Вместе с тем проект "5-100" изначально не ставил цели по усилению связей университетов-участников с реальным сектором и региональными экономиками, в том числе в рамках создания территориальных кластеров внутри региональных экономик и тематических исследовательских консорциумов. В этой связи мы поддерживаем запущенную в рамках нацпроекта "Наука" инициативу по созданию научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), и министр уже о них рассказал.
При этом мы отмечаем целый ряд рисков, которые могут повлиять на достижение заявленных целей. Например, создание НОЦ преимущественно запланировано за счет внебюджетных средств, привлечение которых не гарантировано и в текущих экономических условиях вызывает дополнительные трудности.
Мы рассчитываем, что новая российская программа академического лидерства "Приоритет-2030" восполнит обозначенные пробелы. И в ней предполагается, что одной из задач станет проведение как раз прорывных научных исследований, создание технологий, инноваций в интересах компаний реального сектора.
Ну и в заключение я хотел бы сказать о том, что принято называть третьей миссией университетов, которая формулируется в дополнение к двум основным миссиям вузов образовательной и научной и отражает активное участие университетов в жизни регионов, где они располагаются. На наш взгляд, эффективная адаптация к потребностям экономики невозможна без включенности и работы с местными сообществами, и в том числе с региональным бизнес-сообществом. И вузы должны формировать ответы на запросы реального сектора в регионе и развивать трансфер знаний и технологий, новые партнерства и предпринимательскую культуру. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое, Дмитрий Александрович. Благодарю Вас.
Со второй попытки Анатолий Иванович Широков, пожалуйста.
А.И. Широков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Магаданской области.
Благодарю Вас, Валентина Ивановна.
Уважаемые коллеги, уважаемая Валентина Ивановна! Развитие Дальнего Востока, объявленное Президентом России приоритетом развития на XXI век, заметно ускорилось в последние годы. Реальный сектор экономики макрорегиона получил значительные преференции. В то же время социальная сфера Дальнего Востока таких преференций пока не получила. Более того, в частности, в сфере высшего образования принимались меры, абсолютно не учитывавшие особенности дальневосточных территорий. Так, подушевое финансирование вузов в совокупности с увеличением количества студентов на одного преподавателя привело к сокращению научно-педагогических кадров, на подготовку которых были потрачены значительные государственные средства. В результате такие "оптимизированные" преподаватели ("оптимизированные" в кавычках) покидали Дальний Восток, а процессы привлечения в вузы молодого поколения вообще встали на паузу. В течение 2016–2019 годов подавляющее большинство вузов Дальнего Востока не получили от государства никаких средств на развитие своей материальной базы, а территориальные корректирующие коэффициенты к базовым нормативам затрат вузов в Магадане, например, оказались ниже, чем в Москве. Эти и многие другие обстоятельства делали вузы Дальнего Востока непривлекательными для выпускников школ. Значительное их количество уезжает в центральные вузы. Надежды на их возвращение мизерны, а демографический потенциал Дальнего Востока слабеет.
Между тем практически все вузы на Дальнем Востоке являются регионообразующими организациями, и их укрепление позволяет не только закреплять, но и привлекать сюда молодежь. Эти аргументы мы обсуждали на заседании совета по развитию Дальнего Востока в 2019 году, но, к сожалению, в Минобрнауки они тогда услышаны не были.
С приходом в министерство команды Валерия Николаевича Фалькова ситуация стала меняться. Вероятно, в этом сыграло свою роль то, что министр, не так давно сам ректор, прекрасно знает нужды регионального вуза и вместе с ним работают профессионалы, прошедшие школу палаты регионов, такие, например, как недавний наш коллега Петр Александрович Кучеренко. Уже в прошлом году вузы Дальнего Востока получили значительные средства на свое развитие.
В то же время министр поддержал нашу инициативу о разработке программы поддержки вузов Дальнего Востока. В ее разработку активно включилось дальневосточное ректорское сообщество. Мы рассчитываем, что реализация этой программы позволит укрепить университеты макрорегиона, будет способствовать закреплению здесь молодежи и насыщению Дальнего Востока необходимыми кадрами.
В заключение я хотел бы поблагодарить Валерия Николаевича Фалькова, его заместителя Дмитрия Владимировича Афанасьева за понимание проблем Дальнего Востока, за нашу совместную работу и выразить надежду на ее успешное окончание и внедрение в практику сформулированных нами решений. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Ирина Валерьевна Рукавишникова.
И.В. Рукавишникова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области.
Большое спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Валерий Николаевич! Я также хочу начать с благодарности и поблагодарить Вас за конструктивную позицию и четкий курс поддержки преподавателей вузов.
Недавно вы создали межведомственную рабочую группу по выработке методических рекомендаций, направленных на совершенствование оплаты труда научно-педагогических работников вузов, и мы с коллегой Смирновым вошли в состав этой группы. Надеюсь, что в результате работы удастся решить проблемные вопросы, о которых нас постоянно информируют регионы, в частности, прекратить распространение негативной практики краткосрочных трудовых договоров, разработать модель эффективных контрактов, закрепить возможность индивидуальной траектории повышения квалификации преподавателей и пересмотреть норматив трудовой нагрузки, а также определить механизм компенсации преподавателям за использование собственного оборудования при дистанционной работе.
Также хочу, уважаемый Валерий Николаевич, поблагодарить Вас за поддержку Ростовской области и попросить обратить внимание на еще один аспект межрегионального сотрудничества, о котором Вы сегодня тоже говорили.
По итогам встречи с членами Совета палаты Совета Федерации председатель правительства дал поручение разработать "дорожную карту" по оздоровлению и развитию водно-хозяйственного комплекса реки Дон в рамках национального проекта "Экология". Нам кажется, что решение этой проблемы не может осуществляться без привлечения научного сообщества. В связи с этим прошу Вас рассмотреть возможность участия представителей научных организаций в этой серьезной работе. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Сергей Дмитриевич Леонов, пожалуйста.
С.Д. Леонов. Уважаемый Валерий Николаевич, уважаемые коллеги! Выступаю сейчас больше не как сенатор, а как человек, долгие годы посвятивший науке. Я являюсь кандидатом наук, очень много работал в общественной сфере, защищая интересы в том числе и молодых ученых.
Мне сегодня было очень приятно слышать выступление нашего министра. Мы долго этого ждали поворота в сторону региональной науки и региональных вузов. И это не может не радовать.
Вы сегодня говорили как раз об увеличении бюджетных мест. Но регионы у нас разные. Есть Новосибирск, Томск, другие регионы, где, может быть, и не надо сильно увеличивать бюджетные места. Нам нужно больше направлять внимание именно на провинциальные вузы. Это могут быть Новгород, Псков, Тверь, Смоленск. Там мы больше всего нуждаемся в увеличении этих бюджетных мест.
И на фоне вот этих заявлений президента и большой работы министерства у нас в Смоленской области закрывается филиал Саратовской государственной юридической академии. Мы бы не хотели, чтобы он закрывался и наши студенты уезжали в Саратов доучиваться. Поэтому большая просьба вмешаться в этот процесс, как-то затормозить эту историю и, может быть, все-таки не дать закрыть филиал.
Пока у нас, конечно, есть два варианта. Первый увеличить бюджетные места, с тем чтобы развивались региональные вузы. Но очень важный момент это все-таки финансирование. И Вы об этом говорили что будет устраняться перекос финансирования в пользу 10, 15, может быть, 30 вузов в стране, но все-таки будут финансироваться еще региональные вузы. Пока мы не будем их в должной мере финансировать, конечно, мы молодежь не оставим в регионах, уровень образования в них не повысим и региональную науку не поднимем. Наоборот, нужно создавать программы, чтобы ведущие ученые страны приезжали в Смоленск, в Тверь, в Новгород и другие города и создавали свои лаборатории и научные школы. Тогда и молодежь будет оставаться, и регионы получат новый импульс для развития.
Очень большой вопрос финансирование вузов. Подушевая система финансирования вызывает достаточно много вопросов, и ее нужно менять, потому что это резко снижает качество образования, так как студентов приходится просто-напросто тянуть. И если их отчислить, на 10 студентов один преподаватель. Тогда приходится сокращать ставки. И поэтому в вузах этого не делают.
И о самом наболевшем о Болонской системе образования. Надо признать, что должного эффекта эта система не дала, и, на мой взгляд, стоит вернуться к старой, доброй, советской системе специалитета. У нас получается сейчас, что мы выпускаем недоинженеров, недобиологов, недоисториков. Поэтому, конечно, эту систему надо менять.
В целом у нас в отрасли высшего образования и науки работают замечательные люди, настоящие патриоты и крайне преданные своему делу. И нам все проблемы решить по плечу. (Микрофон отключен.) Спасибо.
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, Сергей Дмитриевич.
С.Д. Леонов. Спасибо большое. Я завершил.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть предложение дать возможность выступить коллеге Кравченко, коллеге Гумеровой и завершить обсуждение, потому что у нас вышло время на "правительственный час". Нет возражений?
Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Обсудив с экспертами на территории Томской области тему сегодняшнего выступления министра, хотелось бы озвучить несколько предложений.
Первое. Для повышения заинтересованности предприятий реального сектора экономики следует предусмотреть механизм, когда предприятия, претендующие на государственную поддержку в любом формате, обязаны заключать договор с университетом, институтом об обучении нескольких специалистов на целевых местах и оплатить такое обучение.
Второе создание общероссийского портала вакансий для студентов и выпускников вузов, предоставляющего им возможность найти работу, в том числе удаленную.
Третье увеличение приема в вузы на бюджетной основе выпускников организаций среднего профессионального образования, окончивших программы подготовки специалистов среднего звена, до 15 процентов от выпуска из профессиональных образовательных организаций.
Четвертое содействие трудоустройству выпускников вузов 2021–2022 годов, в том числе через программу грантов компаниям, нанимающим студентов выпускных курсов для шестимесячных стажировок по профессиям, соответствующим их направлениям подготовки, компенсация до 90 процентов таких расходов.
И последнее создание программы индивидуального развития талантливой молодежи с подкреплением в виде реальной поддержки в трудоустройстве на данный период. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Казимирович.
По ведению Максим Геннадьевич Кавджарадзе. Пожалуйста.
М.Г. Кавджарадзе. Валентина Ивановна, я просто не успел задать вопрос, но я хочу сказать, что, если все это подытожить, нужно создавать фонд развития науки, который, собственно говоря, будет создавать продукты для дальнейшего масштабирования. И мы видим, что есть Фонд развития промышленности, но фонд развития науки… А, собственно говоря, это самое начало, от чего зависит вся наша промышленность.
Вот если дать такое поручение чтобы сенаторы совместно с министром, который сегодня выступал (и из выступления аудитора Счетной палаты это видно), проработали этот вопрос, за счет САРЕХ и СПИК мы, собственно говоря, могли бы дать очень большой толчок стимулированию. Для масштабирования, как все мы видим, сегодня календарной вакцины… В Европе постоянно говорят: "Ой, у русских не будем брать ничего", а потом говорят: "Дайте нам вакцину "Вектора" от COVID". А если на ранних этапах предупредить через фонд развития науки все эти вопросы, мы можем шагать впереди планеты всей. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Максим Геннадьевич.
По ведению Вячеслав Степанович Тимченко.
В.С. Тимченко. Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемые коллеги! Я обращаю ваше внимание, что не надо пользоваться такими хитрыми способами, для того чтобы излагать свои мысли. Есть кнопка "По ведению" для замечаний по порядку ведения заседания Совета Федерации. Прошу пользоваться своими правами. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Вячеслав Степанович.
Лилия Салаватовна Гумерова, пожалуйста.
Л.С. Гумерова. Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитет с учетом поступивших предложений подготовил проект постановления. Мы предлагаем принять его сегодня за основу и просим до 24 марта направить в наш адрес ваши предложения по доработке проекта с учетом тех предложений, которые сегодня поступили. Также прошу обратить внимание на раздаточные материалы, о которых сегодня уже говорилось. И Валерий Николаевич нашел возможность лично с письмом обратиться к каждому сенатору и закрепить его своей живой подписью.
Я думаю, такое чуткое отношение к палате регионов очень правильное, Валерий Николаевич.
Коллеги, мы также получили ответы на вопросы от министерства и вчера с Валерием Николаевичем на заседании комитета приняли решение, что и комментарии к предложениям сенаторов будут размещены в сети Интранет.
Просим поддержать наши предложения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
И те сенаторы, которые не успели задать вопросы… Лилия Салаватовна, как мы всегда это делаем, просьба направить министру.
Вас попрошу, Валерий Николаевич, лично на них ответить, чтобы все получили ответы на интересующие вопросы.
Коллеги, не повторяясь, все-таки несколько слов. На мой взгляд (и не только на мой), система высшего образования страны должна быть стабильной и в хорошем смысле консервативной, при этом, безусловно, с развитием. Ну, невозможно два с половиной десятилетия продолжать нескончаемое реформирование системы образования высшей школы. Мне кажется, надо уже остановить этот реформаторский "зуд". И хорошо, что министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков это понимает, потому что он сам из вузовской среды, он прошел все этапы, вырос до ректора, а теперь министра, понимает, что система уже должна работать стабильно.
Знаете, я, как сенатор от Санкт-Петербурга, нахожусь в постоянном контакте с советом ректоров (Санкт-Петербург, как известно, один из центров высшей школы и науки) и всегда интересуюсь, что их тревожит.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8640838.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments