leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минобрнауки Фальков сокращает вклад наукометрических показателей и т.д. - окончание

Минобрнауки Фальков сокращает вклад наукометрических показателей, освобождает преподавателей-практиков от требования степени и выстраивает систему честного учета парниковых газов
Валерий Фальков рассказал СФ об адаптации высшего образования и науки к экономике, какие они есть
11. «Правительственный час»
Развитие высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики

окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8627473.html
продолжение см. https://leo-mosk.livejournal.com/8640552.html

Из стенограммы 501-го пленарного заседания СФ 17.03.21
Один из таких вопросов в части того, что наши многолетние федеральные проекты, которые финансируются очень серьезно, и научные исследования (об этом говорили сегодня коллеги 5-100, опора на региональные вузы и так далее) завершаются, но должны завершаться гласно с понятной оценкой их результатов, чтобы было понятно, какие результаты. Потому что вот как бы на подъеме, громко заявляем, выделяем деньги а потом тихо-тихо это как-то уходит в тень, и не понятно, а все-таки эффективно это было или нет. И только на основе результатов надо начинать реализацию следующих федеральных проектов и инициатив.
Очень тревожит ректоров, да и в целом вузовскую общественность вопрос большой разницы в финансировании вузов страны. Что я имею в виду? Вот, например, вузы Санкт-Петербурга и Ленинградской области подчинены 14 различным министерствам и ведомствам и правительству, и Минобрнауки, и Минкультуры, и другим. И вузы различных министерств и ведомств финансируются по разным принципам, из-за чего вуз с большим, скажем, контингентом обучающихся получает меньше финансирование, чем вуз с меньшим количеством студентов.
Отдельно хочу сказать о технических вузах. По оценкам ректорского корпуса, порядка 90 процентов технических вузов недофинансируется. А это инфраструктура, оборудование, научные разработки.
Я понимаю, что есть эта ведомственная подчиненность разных вузов, но тем не менее, мне кажется, Валерий Николаевич, Министерство науки и высшего образования должно все равно быть, что называется, законодателем мод и предложить систему и принципы финансирования государственных вузов и научных исследований на основании общих структурных показателей, независимо от их подчиненности. Потому что это порождает социальное расслоение преподавателей, сотрудников и в том числе создает иногда социальную напряженность в студенческой среде.
Еще один вопрос, говоря о реформаторстве и другом. С 2004 года, за последние 16 лет, российское образование (затем и Министерство науки и высшего образования) возглавляли уже семь руководителей (я надеюсь, что Вы всерьез и надолго, и хочу Вам в этом пожелать успехов), и с приходом каждого нового руководителя, коллеги, не всегда оправданно идет замена заместителей министра, директоров департаментов. Такая кадровая чехарда не способствует стабильной работе. Новые люди новые подходы. Пока рассядутся по креслам, пока научатся глядишь, уже следующая кадровая замена.
Поэтому я очень прошу очень внимательно подходить к этому и беречь кадры, в хорошем смысле, чиновников, специалистов, чтобы была преемственность в работе высшей школы.
В целом, коллеги, согласитесь, что и доклад, и ответы министра говорят о том, что он профессионал, человек, знающий систему. И нам, как палате регионов, конечно, импонируют нацеленность на укрепление высших учебных заведений субъектов Федерации, потому что это база формирования кадрового потенциала для экономического и социального развития субъектов (наконец-то на них обратили внимание), безусловно, акцент на вузовскую науку вообще, и в том числе в регионах.
Коллеги, мировая практика говорит о том, что университетская наука это очень важная составляющая в целом научного развития страны. Знаете, не на подхвате, не "два притопа, три прихлопа" а как прикладная, так и фундаментальная наука в университетах не только важна для государства, но она важна для процесса обучения, воспитания молодых ученых и кадров другого поколения, поэтому мы очень поддерживаем это.
И завершить хочу вопросами трудоустройства (многие из моих коллег уже их поднимали). Вчера у нас был очень хороший открытый диалог с вице-премьером Татьяной Алексеевной Голиковой, где все поднимали тему того, что нужны четкий, стабильный прогноз рынка труда как минимум на 10 лет (а лучше на 30 лет) и, конечно, государственный заказ на подготовку кадров. Это федеральные деньги, это деньги налогоплательщиков, и это должно строго соответствовать потребностям рынка труда. Пока у нас этого нет. Пока у нас опять где густо, где пусто, где перепроизводство.
Вот здесь должна четкой быть координация министерства высшей школы, Минэкономразвития, министерства труда. И, соответственно, это (я уже говорила) не только важная экономическая задача, важная задача рационального расходования федерального бюджета, но это и важная социальная задача. Закончил, получил высшее образование а трудоустроиться человек не может.
И второе. Надо вернуться все-таки к ответственности и, в хорошем смысле, к воспитательной работе с ректорами высших учебных заведений, чтобы у них было понимание сопровождение выпускников вузов до обязательного их трудоустройства. И надо об этом заботиться.
Вот давайте у птиц учиться. Пока птенец не начнет летать, пока он, что называется, не встанет на крыло, его птица-мама оберегает, холит и помогает ему. Вот так и ректоры вузов, и преподавательский коллектив пока выпускник не трудоустроится и не начнет работать, они должны отслеживать, в хорошем смысле, это и помогать им.
Я бы просила Вас тоже на это обращать внимание.
Еще раз, Валерий Николаевич, спасибо за Ваши уже принятые меры, за планы. Совет Федерации, как палата регионов, готов к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству и поддержке.
Коллеги, от председателя комитета поступило предложение принять проект постановления за основу (он у вас имеется).
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации "О мерах по развитию высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики" (документ № 92) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование. Коллеги, прошу голосовать.
Результаты голосования (12 час. 16 мин. 45 сек.)
За 153 чел. 90,0%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 153 чел.
Не голосовало 17 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Николай Васильевич Фёдоров, извините, не заметила.
Пожалуйста, по ведению.
Н.В. Фёдоров, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики.
Может быть, не очень актуально, но, поскольку хвалили раздаточные материалы все почти… Хочу сделать замечание (в соответствии с учением Тимченко Вячеслава Степановича) по ведению.
Все-таки на обложке, на титульном листе раздаточного материала всех нас "обозвали" почему-то "сенаторами Совета Федерации". Я думаю, что Лилия Салаватовна и министр должны обратить внимание, кто допустил такую ошибку с точки зрения конституционно-правовой культуры.
Председательствующий. Справедливое замечание.
Валерий Николаевич, уж министерство высшего образования должно знать, что мы называемся теперь сенаторами.
Н.В. Фёдоров. (Микрофон отключен.) Сенаторами Российской Федерации.
Председательствующий. Я надеюсь, что материалы не двухгодичной давности, а материалы актуальные но просто нас назвали по-старому. Справедливое замечание. (Оживление в зале.)
Н.В. Фёдоров. Валентина Ивановна…
Председательствующий. Да, Николай Васильевич.
Н.В. Фёдоров. Назвали не по-старому, а вообще неправильно. И не по-старому… (Оживление в зале.)
Мы сенаторы Российской Федерации, а не сенаторы Совета Федерации.
Председательствующий. Понятно. Принимается замечание.
Вячеслав Степанович, получите "ответочку", тем более от Николая Васильевича Фёдорова, одного из ведущих юристов нашего Отечества.
Вы тоже ведущий юрист, Андрей Александрович Клишас. Пожалуйста, Вам тоже возможность…
А.А. Клишас. Коллеги, если вы потрудитесь посмотреть не на обложку материала, который у вас есть, а открыть его… Там есть письмо министра, где написано "сенаторам Российской Федерации". Так что всё в порядке. (Оживление в зале.)
Председательствующий. Вот, коллеги, не случайно у нас такая поговорка: два юриста три мнения. Ну, хоть что тут делай все равно будут друг с другом спорить. Оба правы. Тимченко не прав, будет исправляться. (Смех в зале.)
И министр тоже по-своему прав спровоцировал еще одну дополнительную дискуссию.
Коллеги, приняли проект постановления. Поработайте серьезно над ним.
И, Валерий Николаевич, мы готовы учесть все Ваши предложения, замечания в окончательной редакции нашего постановления.
Спасибо Вам. Спасибо Вашей команде стабильной, заместителям министра. И дальнейших успехов в Вашей работе! Спасибо. Всего доброго!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments