leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Охотный ряд Бюджетное словоблудие Политический лес в брачный период

Охотный ряд
Бюджетное словоблудие
Политический лес в брачный период
Близится отчет правительства 21 апреля и министры зачастили в Думу. Завершилась эпоха министерского представительства в парламенте клонированным замдиректора департамента с длинным названием и стыдливой суороговоркой собственного ФИО. Теперь каждый хочет нравиться в формате «Сам».
Приходят министры в Думу с генеральной установкой как бы сказать так, чтобы ничего не обещать конкретного и по сути. Новый формат отношений исполнительной и законодательной власти определяет живой разговор с ответами на вопросы. Заготовленные доклады теряют пользу.
Хитрый Путин не смог справиться с правительством, вывел из него дружбана Медведева и поставил в итоге Конституционного процесса под контроль Думы. Согласно статье 112 обновленной Конституции Дума утверждает членов правительства.
Второй после Чубайса выживший после войны с системой СМИ Мишустин на арене политического цирка имеет колоссальное преимущество. Во владении цифрой блестяще сочетает таланты фокусника Кио и эквилибристки Варлей. Маэстро правительственный Воланнд появится на охотнорядском ковре в последний момент и всех растравит по тумбам. Пока же министры на разогреве публики. Немного отвлекает от судьбоносных умозаключений Байден с его Псаки.
Люди устали от истин в последней инстанции, хочется уже какого-то смысла, окончательно утраченного в 2020 году.
Визиты министров в думские комитеты – акт ненормативный и добровольно-принудительный по поручению председателя правительства. На самом отчете 21 апреля уже нельзя будет что-то сказать в сое оправдание.
Тематическая дискуссия отражает родовые травмы. Формат бюджетной дискуссии много лет назад задала Оксана Дмитриева. Бюджетный археолог начала раскопки и обнаружила следы чужой цивилизации.
Финансовую дискуссию направил Владислав Резник. Вспоминать ключевые для нашей ткущей жизни события прошлого стыдно всем участникам включая зрителей и осветителей. Нынешний председатель комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков вполне справляется. Объем изобретений финрынка в мире растет за счет суррогатов валюты и жульничества расчетов с помощью коэффициентов и рейтингов. Россия научилась с ними работать превентивно и преференциально-деструктивные модели теряют смысл до раскрутки. Данная проблема решается законодательно. В общем это смысл того, что делает Аксаков во главе комитета.
На подходе к прессе после комитета по финрынку председателя Аксакова и Минфина Силуанова вышло все лучезарно. Депутатов интересовала поддержка малого и среднего бизнеса и другие хронические вопросы.
Культура с образованием и наукой остались сиротами Иосиф Кобзона со Станиславом Говорухиным ушли из жизни. Елена Ямпольская выполнила обязательства перед ведущими деятелями культуры и сама удочерила ребенка, теперь одна мысль – кавк бы выспаться. В отсутствие близких родственников сиротскую тематику пытается усыновить Вячеслав Никонов. Строгий папа, детишки в трудном возрасте брыкаются и пакостят.
Вот так и получается, что проще всего свешать бюджет. Чем больше светят, тем мрачней. Дух захватывает и публике нравится.
В среду 17 марта Думу посетила допустимая ковидной ирреальностью толпа ведущих журналистов-профильников. И не конвергентных, а в компании операторов.
По словам председателя комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, обсуждались самые горячие и болезненные проблемы, касающиеся финансовой поддержки регионов, жилья для детей-сирот, помощи северянам и Дальнему Востоку.
Депутат Макаров стал едва ли не первым, кто заранее предупредил о кризисе-2020 и его уникальной форме, каковую видимо долго искали. Макаров мудрый и проницательный, он получил колоссальный опыт борьбе с COVID-19.
В эти слова каждый вкладывает свое. Страны Старой Европы вложили в анти-ковид намного больше России и получили пшик. Россия по крайней мере не пыталась бороться с навязанными решениями через улицу. Тут ключевую роль сыграли не финансовые меры, а российская полиция, которую научили разговаривать с народом в острой ситуации.
Опыт, извлеченный Макаровым, скорее теоретический. Все возможное в в прикладном плане он научился реализовывать до ковида.
Приобретет ли опыт-2020 прикладной характер, зависит от политической воли сохранить и развить нерыночные, по сути анти-либеральные регуляторные меры. Опыт прямого финансирования и казначейского исполнения расходов Россия вернула тоже до ковида. Отменять депрессивную регуляторику никто не собирается – фондировании текущих ресурсов, бюджетное правило с ценой отсечения, налоговый маневр и обратный акциз нефтянке, посреднические процедуры закупок. Наконец, НДС.
Инструмент омертвления денег придумал не Кудрин и не ФРС. С одобрения товарища Сталина бедный и счастливый советский народ заставили покупать облигации государственного займа без перспектив возврата денег. Товарищ Сталин научил финансовую систему процедуре перекладывания денег из кармана в карман и она успешно реализуются до сих пор для ухода от внешних обязательств. Задолго до Сталина русский царь финансировал на создание ФРС гигантскими деньгами. Об этих обязательствах перед Россией забыли сразу, еще не высохли чернила под указом президента Вудро Вильсона.
Если бы нынешнее проблемы были только в омертвлении ресурсов...
Можно ли обсуждать жилье сиротам или лекарства умирающим от орфана? В стране в принципе нет системы обеспечена жильем, идет стройка ради стройки. Строительство жилья разрушали на моих глазах через Думу. Систему лекарственного обеспечения продолжают эффективно разрушать. Любые принятые меры приводят к обратному. Регионы и муниципалитеты намеренно поставлены в зависимое положение. Сильнее это сказывается на Северах и Камчатках-Сахалинах. Там большие ресурсы, за которые идет глобальная борьба.
Макаров тут может делать только то, что уже делает много лет. Его команда в тесном взаимодействии с командой замминистра Татьяны Нестеренко отрабатывает каждый бюджетный шаг включая самый мелкий, способный вызвать крупное напряжение локально. Работа сапера на минном поле невидима, зато бывает заметно ее отсутствие.
Эпоху макаровского формата бюджетирования определяет воля президента Путина и поддержка председателя Думы в лице Нарышкина, затем Володина.
Что в этом ловят министры, зависит от личной конкретики. Кто-то хочет уже соскочить. Вопрос в том, чтоб не сломать шею. Поэтому в большинстве хотят понравиться и сохраниться на посту. Со стороны похоже на визит кадетов в женскую гимназию – позы, слова, намеки, перемигивания и прочие сигналы политического афрозодиака. Лес в брачный период.
Зреет вопрос, есть ли смысл в словах и зачем нужна журналистика, если мы патологически не можем разобраться в бюджете.
Лично меня от лишних мучений избавила депутат КПРФ Вера Ганзя. Ее вопросы на бюджетном комитете отражают ситуацию адекватно и мимо ритуальной шелухи.
Встреча с Силуановым прошла вживую. Вопросов к министру много. Ответов гораздо меньше.
«А теперь о плохом для вас», язвительно предупредил Силуанова Макапов, предоставляя слово Ганзя.
Ее вопросы сформулированы на основе думской дискуссии. За выбором и подачей стоит большая работа, фактически мозговой штурм. Координирует во фракции КПРФ Николай Коломейцев, который лично перерабатывает значительный поток информации.
В 2020 году чистый вывоз капитала из России частным сектором возрос в 2,2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 47,8 млрд долл. В январе уже восемь млрд. Как эти цифры соотносятся с либерализацией валютного контроля? Имеется в виду переход от тотального контроля к проверке только сомнительных операций, а также с поэтапной с 2021 по 2025 год отмене обязательной репатриации валютной выручки.
Идет обсуждение новых антироссийских санкций, касающихся, в том числе, и любых операций с российским госдолгом. В общей сложности трем фондам принадлежит 1,579 трлн руб. российского госдолга. Получается, что США владеют большей частью российского госдолга.
Вера Ганзя предупреждает, что если новые санкции все-таки будут введены, то из России моментально уйдут как минимум 21,3 млрд долларов. Это опять резко обрушит рубль.
Почему так оказалось, что наш госдолг оказался сосредоточен практически почти в одних руках? Можно ли предпринять какие – то превентивные меры?
Неиспользованные остатки на счетах в бюджете 2020 года будут направлены на частичное финансирование расходов, которые идут сверх уровня структурного первичного дефицита в 0,5% ВВП. Одновременно сокращается объема заимствований. Почему таких остатков на конец каждого финансового года все больше?
В форме вопроса депутат Ганзя сформулировала суть финансовой «поддержки» регионов: разработанные Минфином условия предоставления бюджетных средств регионам являются преднамеренно невыполнимыми. Неиспользуемыми остатками закрывают дыру в бюджете следующего года.
С 5 марта по 6 апреля Минфин планирует приобрести валюту на общую сумму 148,1 млрд рублей, примерно два млрд в пересчете на доллары. Ежедневный объем покупки составит примерно 91 млн долл. Эти действия увеличивают спрос на иностранную валюту и соответственно ослабляют рубль.
Депутату непонятно, почему Минфин преднамеренно ослабляет национальную валюту ? В экономике и социальной сфере накопилось огромное количество проблем. Регионы наращивают долг. Почему не решаете эти проблемы с помощью дополнительных доходов от продажи нефти? Почему Минфин не меняет бюджетное правило?
За период с 15 декабря 2020 по 28 февраля 2021 года ликвидная часть Фонда национального благосостояния, размещенная на валютных счетах, принесла отрицательную доходность в размере минус 50 млн долл. Эта сумма была потеряна в феврале, когда Минфин решил изменить структуру ФНБ, вложив дополнительные доходы от продажи нефти в китайские юани (15%) и японскую иену (5%). Покупку юаней Минфин осуществил, когда китайская валюта стоила рекордно дорого за последние полтора года.
Вера Ганзя спросила, это непрофессионализм экспертов Минфина или ничем неоправданный риск? Кто понесет ответственность за потери?
Минфин допустил пополнение ФНБ по итогам 2021 года, если нефтяные котировки и курс рубля сохранятся на текущих уровнях. Значит, нефтегазовые доходы бюджета по итогам 2021 года могут превысить два трлн руб. Однако в Счетной палате отметили, что источником пополнения ФНБ могут стать недополученные в бюджет нефтегазовые доходы.
Значит ли это, что расходные обязательства, эквивалентные недополученным нефтегазовым доходам, могут быть в очередной раз урезаны?
Объем ФНБ на 1 марта составил 13,55 трлн рублей, или 11,7% прогнозного ВВП на 2021 год, что эквивалентно 182,06 млрд долл. Из них ликвидные активы составили 8,687 трлн рублей, или 116,7 млрд долл. (7,5% от прогнозируемого ВВП). Куда вложены остальные 4,96 трлн рублей? Что это за проекты, как они окупаются? Не получится ли так, что эти средства будут благополучно отмыты и страна потеряет их навсегда?
Как можно видеть, суть вопросов Веры Ганзя та же, которую формулировала Оксана Дмитриева еще до Антона Силуанова при Алексее Кудрине. Этому повезло, автор всех наших финансовых побед на собой брошен судьбой по другую сторону баррикад и тперь сам задает воросы вместо поиска ответов.
Отвечать приходится Силуанову.
Вера Ганзя заключила, что ответы были даны не на все вопросы. Наиболее полно прозвучал ответ на вопрос о госдолге. Смысл ответа депутат увидела в том, что ЦБ зальет коммерческие банки деньгами, которые и закроют эту нишу.
Ганзя считат такие меры сомнительными, хотя тут все очевидно и цель скрыть невозможно.
Ответ по ФНБ тоже далеко не нов. Минфин будет инвестировать средства выше 7% ВВП. Условия – средств ФНБ в планируемо проекте может быть не более 25%, а заемных средств не более 40%.
По вложениям в юани Силуанов сказал, что это ликвидная валюта. О финансовых потерях – ни слова.
«В целом это были не ответы, а словоблудие», – заключила Вера Ганзя.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments