?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 March 2021 @ 07:11 pm
Исаев: Рассчитываем на принятие в текущую сессию поправок , осовременивающих работу служб занятости  
Андрей Исаев: Рассчитываем на принятие в текущую сессию поправок «ЕДИНОЙ РОССИИ», осовременивающих работу служб занятости
http://er-gosduma.ru/news/andrey-isaev-rasschityvaem-na-prinyatie-v-tekushchuyu-sessiyu-popravok-edinoy-rossii-osovremenivayushch/
Приоритетный для фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» законопроект, проходящий стадию общественного обсуждения, отразил наиболее актуальные изменения, в которых нуждается сфера занятости. Работа над изменением законодательства продолжится, и новые фундаментальные изменения в закон о занятости могут быть приняты в первую сессию нового созыва, заявил Первый замглавы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Приоритетный для фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» законопроект, осовременивающий работу служб занятости, отразил наиболее актуальные изменения, в которых нуждается эта сфера. Работа над законодательством о занятости будет продолжена, заявил Первый замглавы думской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Исаев.
В четверг, 18 марта, на площадке «ЕДИНОЙ РОССИИ» проходит общественное обсуждение законопроекта партии, направленного на совершенствование оказания услуг в сфере занятости населения. В нем принимают участие главы ряда регионов, представители центров занятости и профсоюзов.
«Данный законопроект – не последний шаг в изменении законодательства о занятости, - заявил Исаев. - Мы обсуждали этот вопрос с Минтруда и решили в рамках обсуждаемого сегодня проекта внести самые горячие, самые необходимые изменения, которые назрели - и пандемия это подчеркнула, чтобы уже в самое ближайшее время, в весеннюю сессию его принять и обеспечить современную работу службы занятости. Мы договорились, что работа в этом направлении будет продолжена. Мы начнем подготовку новой редакции закона о занятости населения, которому уже, напомню, 30 лет и который корректировался почти 55 раз. Он, безусловно, нуждается в осовременивании».
«Поэтому все предложения, которые прозвучат сегодня, которые будут звучать в ходе обсуждения в регионах, крайне важны, - подчеркнул он. - И те, которые впишутся в концепцию закона, принимаемого нами на первом этапе, и те, которые лягут в основу обсуждения второго законопроекта, более фундаментального, когда речь будет идти о принятии нового закона о занятости населения. Мы считаем, что вполне могли бы его принять в начале нового созыва Госдумы».
Развитие онлайн-сервисов
Андрей Исаев рассказал, что удалось закрепить в первой версии законопроекта.
Первое – это расширение услуг, которые граждане смогут получать онлайн, без очередей, непосредственно связываясь онлайн со службой занятости. Речь идет и о возможности зарегистрироваться, и о возможности получить справки, и о взаимодействии работодателей со службой занятости.
«Хочу подчеркнуть, что перевод значительной части услуг в онлайн-режим не означает замены очного режима. Мы считаем, что в таких случаях, когда необходимо собеседование для выбора новой профессиональной ориентации работника, его необходимо оставить, - считает депутат. - Онлайн-режим значительной мере упрощает взаимодействие граждан, но не исключает очный режим».
Меньше справок
Переход в онлайн и клиентов, и службы занятости, и других органов госвласти решает еще одну важную проблему – избавления граждан от необходимости сбора различных подтверждающих справок и документов. «Иногда нужны десятки справок для оформления пособия по безработице. Теперь, за счет электронного обмена документами между службой занятости, органами власти и работодателем эта необходимость в существенной мере будет снята», - сказал он.
Централизация служб занятости
Вторая задача, которая начала решаться в указанном проекте закона - большая централизация служб занятости. «В свое время это федеральное полномочие было передано регионам, решение, на мой взгляд, спорное, но сейчас уже очевидна необходимость существенных корректив, - считает Исаев. - Во-первых, ситуация с занятостью в разных регионах различна: если в Москве безработица составляет 3,6% от экономически активного населения, в Ямало-Ненецком автономном округе – 2,5% (самый низкий показатель), то, например, в Республике Алтай – более 16%, в Ингушетии -31,6%. Нужны большие возможности действовать, оперировать централизованными ресурсами для выравнивания ситуации по безработице между регионами».
Приоритет – гражданам РФ
Другая важнейшая задача - организация внутренний трудовой миграции. «Согласитесь, не очень хорошая ситуация, когда в нашей глубинке люди сидят без работы, а в это время города-миллионники завозят миллионы же гастарбайтеров, иностранных рабочих. Развитие внутренней трудовой миграции также может быть во многом следствием централизации», - отметил он.
Пока, по словам Исаева, законодатели сделали только несколько первых шагов в этом направлении. «Это единые требования, которые будут теперь предъявляться ко всем службам занятости, согласование руководителей служб занятости Министерством труда, то есть выстраивание вертикали. И самое главное – развитие единой платформы «Работа в России». На ней, в соответствии с нашим предложением, будут обязаны сообщать информацию обо всех имеющихся вакансиях органы государственной власти, местного самоуправления, а также все работодатели, у которых списочный состав превышает 25 работников. Таким образом, создается уникальный банк вакансий, который можно будет использовать для поиска работы не только в своем регионе, но и по всей стране», - рассказал парламентарий.
«Мы считаем, что идея централизации должна быть развита - или через поправки к предложенному нами закону, или уже в новой редакции. На федеральный уровень должны быть переданы такие полномочия как содействие безработным гражданам в переезде к новому месту работы, содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов», - добавил Первый замглавы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Обсуждение законопроекта уже идет в Государственной Думе. Получено положительное заключение комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Но остаются вопросы, которые надо урегулировать. «Обратите внимание, что полномочия органов местного самоуправления в сфере занятости не подкреплены финансами. Это потребует корректировки законодательства, данное замечание мы учтем», – сообщил Андрей Исаев.
По месту фактического проживания
Начинается законодательное движение в сторону того, чтобы услуги гражданам оказывались не по месту регистрации, а по месту их фактического проживания, отметил парламентарий. «Человек из Ижевска или, предположим, Твери, переехал в Москву, живет там уже несколько лет, обзавелся семьей, выстроил связи, снимает квартиру. Если он потерял работу, по действующему сейчас законодательству должен вернуться в свой регион, чтобы зарегистрироваться там в качестве безработного и получить пособия и консультации. Это неудобно для людей, ломает их уклад, во-вторых, не очень справедливо, т.к. человек, работая, платил налоги в Москве», - привел жизненную ситуацию соавтор инициативы.
«Пока в этом направлении нами делается осторожный шаг. Напомню, в прошлом году мы разрешили проходить переобучение по месту фактического проживания женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Этим законопроектом мы даем такое же разрешение пенсионерам по возрасту. Но уверен, что постепенно нужно будет расширять данные положения на другие группы», - заглянул он в будущее.
Самозанятые также должны пользоваться поддержкой
Самозанятые также должны пользоваться поддержкой служб занятости, продолжил Исаев. По его словам, службы занятости смогут оказывать услуги помощи в регистрации гражданам в качестве плательщиков налога на профессиональный доход и финансовую помощь на начальном этапе.
«Но еще раз подчеркну: поскольку закон о занятости определяет все категории занятости населения, а самозанятые в нем не упомянуты, это, на наш взгляд, неправильно, этот пробел надо исправлять. Процент самозанятых в РФ растет, сейчас зарегистрировано уже 1,8 млн самозанятых. По прогнозам Минэкономразвития, к 2024 году их будет не менее 2,5 млн», - добавил депутат.
По его словам, здесь есть еще одна проблема, на которую обращает внимание Федерация независимых профсоюзов России - из 1 млн самозанятых, зарегистрированных в 2020 году, примерно 400 тысяч – бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов Федерации 13% НДФЛ. «То есть их просто перерегистрировали в качестве самозанятых, чтобы не платить налоги, взносы Пенсионный фонд, не давать отпусков и других социальных гарантий. С этим также необходимо бороться», - уверен он.
«Поэтому законодательное регулирование статуса самозанятых, в том числе через закон о занятости, крайне необходимо», - убежден Исаев.
«Также мы считаем необходимым более существенно прописать в законе права индивидуальных предпринимателей, например, их право регистрироваться в качестве безработных в случае фактического прекращения деятельности, а не в случае закрытия ИП», - добавил законодатель.
Новые формы помощи соискателям
Смещение в сторону более активных поисков работы – еще один шаг, который предпринимается инициаторами законопроекта. «До недавнего времени организация общественных работ была чуть ли не главной функцией в сфере занятости, - констатировал Исаев. - Но общественные работы - это как аспирин во время болезни. В данный момент помогают, но болезнь не лечат. Несколько лет человек поработал, безработным быть не перестал. Поэтому мы в нашем законопроекте закладываем положение о том, что общественные работы перестают быть обязательными для регионов. Если они региону нужны, он вправе их использовать. Нет - значит он потратит эти деньги на то, чтобы помочь человеку открыть собственное дело, переобучить его, оплатить переезд к новому месту жительства, что является более современными и более правильными задачами».
По его словам, уже сейчас идет обсуждение возможных поправок. «Одна из важных тем была обозначена Президентом - он получил Правительству разработать меры по поощрению тех работодателей, которые принимают людей на работу по направлению службы занятости. Речь пойдет в первую очередь о таких категориях как молодые специалисты, инвалиды, лица предпенсионного возраста, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, те, кому сложно найти работу. Соответствующее постановление Правительством подготовлено, но мы считаем, что в дальнейшем этот вопрос должен быть закреплен в законодательстве», - отметил Исаев.
Завершая, Андрей Исаев упомянул, что работу над данным законопроектом вел тот же авторский состав, что и разрабатывал поправки в Трудовой кодекс по защите прав дистанционных работников. «Это фактически единый пакет по осовремениванию трудовых отношений. В таком же стиле, с участием социальных партнеров, профсоюзов и работодателей мы продолжим работу и готовы слышать все предложения и поправки», - заключил он.