leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Увеличение числа кандидатов в общефедеральной части списка – первое чтение

Увеличение числа кандидатов в общефедеральной части списка – первое чтение – Олег Нилов Паровозные технологии фракция не поддерживает Есть кочегар ми машинист, а это пассажиры штабного вагона
27. 721986-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 39 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в части увеличения числа кандидатов, включаемых в общефедеральную часть списка кандидатов)
Документ внесли 31.05.19 Депутаты ГД А.Н.Диденко, Е.В.Строкова, А.Б.Курдюмов (ЛДПР); В.Е.Деньгин (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил депутат ГД Алексей Диденко.
председатель комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.
Законопроектом предлагается увеличение общефедеральной части федерального списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы с 10-ти до 20-ти кандидатов.
Первое чтение 343 0 48 15:42

Стенограмма обсуждения
27-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Дидснко.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Как вы прекрасно помните, на прошлой неделе в ходе рассмотрения порядка работы Государственной Думы на очередной пленарный день, в зал состоялась дискуссия относительно проекта закона, который внесла фракция ЛДПР по поручению руководителя, в предвыборное наше, избирательное законодательство, касающееся структуры федерального списка кандидатов. И тогда на том... в ходе обсуждения того вопроса Председателем Думы было дано поручение ускорить рассмотрение этого вопроса.
Собственно говоря, следствием этой дискуссии является сегодняшний вопрос нашей повестки. Он, с точки зрения юридической техники, весьма простой.
Как вы все прекрасно знаете, федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы делится на общефедеральную часть и на его региональную часть, в которую входят региональные группы кандидатов, которые соответствуют территории субъекта, части субъекта или группы субъектов, всё зависит от того, как сама политическая партия построит структуру своего федерального списка.
И к общефедеральной части, и к региональной части предусмотрен ряд требований. В частности, общефедеральная часть в соответствии с действующей редакцией текста федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы не может превышать 10 кандидатов. Эта норма эволюционировала в течение развития нашей современной государственности. Всегда у нас в соответствии с федеральным законодательством часть депутатов избиралась по пропорциональной системе, хотя в тексте самой Конституции такого требования нет, но это неотъемлемая часть нашей политической системы, поскольку она позволяет политическим партиям работать и развиваться, и в целом политическая система отвечает принципам устойчивости, если выборы в федеральный парламент проходят по пропорциональной системе.
Так вот общефедеральная часть федеральных списков кандидатов, она всегда была различная по принципу предельной наполняемости, то есть предельной численности: это было 10 депутатов, в 2007 году три депутата максимум партия могла выдвинуть в составе общефедеральной части, до этого - 18, еще до этого, в 1999 году, в 1995 году сама партия определяла, сколько кандидатов будет в общефедеральной части списка, сколько в региональных группах, сколько этих групп будет.
И в принципе наша фракция считает, что именно свобода политической партии в самой структуре списка и в предельной численности общерегиональной, общефедеральной и региональной части списка наиболее объективна, поскольку в самой партии прекрасно знают, какие субъекты Федерации или группы субъектов Федерации в какой общественно-политической так называемой форме находятся, прекрасно знакомы со своим кадровым составом, знают, какие кандидаты способны, значит, работать в одном регионе, в ipynne регионов или в части субъектов России, в части территории субъекта. Поэтому здесь максимальная свобода должна быть в самой политической партии определять структуру своего федерального списка.
Именно поэтому по поручению руководителя фракции ЛДПР была внесена эта инициатива.
Действующей редакцией проекта закона предусмотрено увеличение общефедеральной части с 10 до 20 кандидатов. Но уже на комитете состоялась дискуссия, в ходе которой комитет поддержал, и спасибо огромное комитету по Регламенту и контролю, концепцию законопроекта на увеличение общефедеральной части списка.
Вместе с тем сама цифра, предельная численность общефедеральной части остается дискуссионной. В принципе в ходе вот таких рабочих консультаций вот удалось остановиться на цифре в 15 кандидатов, но это уже будет предметом рассмотрения во втором чтении, соответствующие поправки, я так полагаю, авторы инициативы внесут после... в случае принятия проекта в первом чтении.
Хочу лишь несколько аргументов в пользу принятия данного закона озвучить, поскольку до этого была только история и техника. Ну вот очень часто слышу такой аргумент, что с увеличением общефедеральной части списка у нас сократится представительство регионов, но абсолютно не выдерживает никакой критики, потому что и сегодня в общефедеральной части списка далеко не москвичи присутствуют и не жители второй там или третьей столицы, всё-таки представители регионов, поскольку им в последующем после избрания работать со всеми избирателями Российской Федерации.
Я напомню, что в российском парламенте, в нижней его палате у нас действует свободный принцип, свободный депутатский мандат, который предполагает поддержание связи с избирателями на территории всей Российской Федерации. Именно поэтому депутат лично рассматривает обращения избирателей. Мы не можем отписать, там, допустим, если пришло ко мне обращение из Белгорода там или с Чукотки, я не могу, мотивируя тем, что я избран по одномандатному округу или от группы субъектов, иных субъектов Федерации, переслать его другому депутату, это как раз является грубейшим нарушением Регламента, закона о статусе и принципа свободного депутатского мандата.
Также мы, как мы прекрасно понимаем, нет у нас обязательных наказов избирателей, это тоже является элементом правового статуса свободного мандата депутата, поскольку депутат несет лишь политическую ответственность перед избирателями, которые ему доверие... ну и перед фракцией политической партии, в составе списка которой он шел на выборы. Именно поэтому весьма трудно закрепить как раз тот реестр наказов, о котором в последнее время очень много говорится, поскольку реальных рычагов у депутата для реализации этих наказов нет. В противном случае, нам бы федеральный бюджет необходимо было разделить на 450 частей, и каждый депутат по своему усмотрению распоряжался бы одной четырехсот пятидесятой федерального бюджета в соответствии с тем реестром наказов, который где-то кто-то юридически когда-то зафиксирует.
Мы все прекрасно понимаем, что это абсолютно утопическая норма, она нереализуемая и в цивилизованных странах ее нигде нет. Единственный исторический этап - 72 дня Парижской коммуны, когда у нас императивный мандат в полной, так сказать, мерс функционировал. Мы все прекрасно знаем, что это общественно политическая модель проявила свою неустойчивость, просуществовав всего 2,5 месяца.
Именно поэтому мы предлагаем, значит, увеличить общефсдеральиую часть списка, а для регионов, я напомню, что в нашем парламенте целая палата предусмотрена. Совет Федерации в российском парламенте отвечает за представление интересов субъектов Федерации, именно он в системе сдержек и противовесов балансирует с нижней палатой нашего Федерального Собрания, которое является палатой общенационального представительства, об этом не нужно забывать. Мы все являемся представителями народа, вне зависимости от территории и субъекта избрания и решения должны принимать в соответствие со своим мировоззрением, внутренним убеждением и интересами всех избирателей.
Фракция ЛДПР просит поддержать концепцию законопроекта и присоединиться к работе над ним во втором чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич.
С содокладом выступает Ольга Викторовна Савастьянова.
Савастьянова О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Обсуждению данного законопроекта предшествовала достаточно длительная и непростая работа. Рассмотрение на комитете данного законопроекта состоялось при поддержке трех фракций в Государственной Думе и комитет большинством голосов поддержал рассмотрение данного законопроекта в первом чтении. К тем аргументам, о которых говорил Алексей Николаевич, я бы хотела еще добавить два таких момента.
Первое, что этот подход отражает и соответствует специфике и особенностям территориального устройства нашей страны и дает возможность, благодаря такой партийной и идеологической объединённое™ сделать более зримую позицию партий через свои референтные лица.
Второй, с моей точки зрения, важный момент, что сам этот подход, не меняя важные и основные принципы формирования самого списка, позволяет партиям достаточно гибко для себя определиться, каким образом сформировать общую федеральную часть: будет ли это один человек, будет ли это пять, будет ли это больше, так как законом предусматривается - не более, а какое непосредственно количество, это уже на усмотрение самой партии.
В рамках обсуждения и подготовки заключения наш комитет поддержал концепцию данного законопроекта, оговорившись, что - что касается непосредственно численного состава, мы согласны с его увеличением, но считаем, необходимо скорректировать в части уменьшения. Поэтому предлагаем в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению внести соответствующие поправки.
Все необходимые процедуры, которые в рамках Регламента должны были быть проведены, они проведены.
Прошу депутатов поддержать представленный законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. А! Есть вопросы. Извините. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович. Иванов С. В. Спасибо.
Ольга Викторовна, всё-таки я не очень понял, а почему ваш комитет настаивает на том, чтобы скорректировать в сторону уменьшения, чем вы руководствуетесь, то есть избирателю будет неудобно читать в бюллетене двадцать фамилий, потребуется большое количество бумаги для изготовления бюллетеней, на это нужны средства или ещё что-то? Почему вы настаиваете на уменьшении? Может просто вообще отменить эту часть, норму, 225-ть сделать, и пускай партия расставит по ранжиру, и таким образом определить стоимость каждого места?
Савастьянова О. В. Спасибо.
Уважаемый Сергей Владимирович, то, что касается численного состава, мы обсуждали на комитете, и нам также было важно понять, каковы были аргументы непосредственно авторов законопроекта о предлагаемом. Но определяясь в своей позиции, мы исходили из мнения всех фракций, это была солидарная позиция всех, и поэтому мы эту позицию и поддержали.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Да. У меня тоже вопрос к авторам. Почему 20, а не 15, не 30 человек, не 225, вот как коллега Иванов сказал. Это первое.
И второй вопрос. А вот парламентские партии не собирают подписи на выборах, в отличие от непарламентских, потому что считается, что они уже и так доказали как бы свою состоятельность.
Не считает ли автор законопроекта тогда справедливым исключить сбор подписей для депутатов, избранных по одномандатным округам? Мне кажется, это бы было, наверное, справедливо по аналогии с партиями. Потому что, если кандидат боролся там с коррупцией, с элитами, его могут, конечно, там не любить и не пускать уже. Это первый вопрос.
И второй вопрос. Хотя, я считаю, что подписи собирать должны все партии и все кандидаты каждый раз, чтобы от людей не отрываться. Вот вопрос по количеству, почему такое количество?
И второй вопрос. Вот не считаете ли вы по одномандатникам, те, кто уже избран, за них десятки тысяч людей проголосовали, чтобы они не доказывали опять, что они кому-то что-то должны.
Спасибо.
Председательствующий. Алексею Николаевичу Диденко включите микрофон.
Алексей Николаевич, если вы не считаете нужным отвечать на вторую часть вопроса, который не имеет отношения к данному законопроекту, на ваше усмотрение, пожалуйста.
Диденко А. Н. Да нет, с удовольствием отвечу, потому что можно долго рассуждать на все эти темы.
У нас другой проект и я как раз со второй части начну. У нас три проекта есть у фракции, которые, по-моему, уже отклонили и они в портфеле комитета, уважаемая Ольга Викторовна, которые наоборот ужесточают требования к кандидатам, которые не являются представителями парламентских фракций.
И совершенно очевидно, что фракции, которые 20-30 лет присутствуют в Федеральном Собрании Российской Федерации, наверное, должны обладать какими-то льготами, преференциями - это абсолютно нормально.
Если вы знаете, в агитационно-пропагандистских мероприятиях зарубежных стран даже дебаты по рейтингу проводятся: есть первая лига, вторая, третья. Потому что нужно прекрасно понимать, что если вы поставите там кандидатов из "большой пятёрки" или "четвёрки" или "двойки", двух сильнейших кандидатов на должность и с ними будут на равных в дебатах участвовать представители 78-й по численности и по политическому влиянию партии, ну это превратится просто-напросто в балаган, поэтому регуляторные вещи, разумеется, должны присутствовать в вопросах формирования высших органов страны, некое деление на квалификации, на лиги. И сегодня эта "Большая четвёрка", как её называют, она сформировалась, доказала свою жизнеспособность. И на самом деле проблемы-то никакой подписи собрать нет, просто их собирать с каждым годом становится всё сложнее и сложнее, благодаря, в том числе, весьма эффективной работе депутатов. 11отому что граждане уже никому не верят, боятся запускать людей в квартиры, боятся отвечать на звонки, которыми их коллекторы или так называемые сотрудники безопасности Сбербанка постоянно беспокоят.
Если бы уважаемые задающие вопросы ходили, как я, по этим квартирам и спрашивали, собирали подписи, они бы понимали, что это становится с каждым годом делать сложнее и сложнее, если не каждые полгода. Потому что, к сожалению, градус напряжённости и недоверия в обществе растёт и очное проставление подписей в подписных листах, а мы благодаря работе Государственной Думы сделали и предусмотрели долю подписей в поддержку выдвижения, в том числе с использованием цифровых платформ портала государственных муниципальных услуг, и это тоже является своеобразным прорывом - это вторая часть. Поэтому мы, нет, не считаем возможным кого-то освобождать дополнительно от сбора подписи и, наоборот, считаем, что этот процент нужно увеличивать.
Сегодня, я напомню, 3 процента для выдвижения федерального списка от общей численности избирателей, там почти 109 миллионов и 3 процента от численности избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа.
Первая часть вопроса: почему 20, а не 15? Я сказал, что у нас в различные этапы формирования нашего нового парламента, новой государственности сам подход был разным, разнообразным...
Председательствующий. 30 секунд добавьте.
Диденко А. Н. Рамки устанавливались или снимались, было больше или меньше усмотрения партии, то есть были три созыва, которые партия вообще самостоятельно формировала общую часть и самостоятельно определяла её предельную численность, равно как и определяло количество и наполняемость региональных групп.
А любая норма права, которая связана с конкретной цифрой, она всегда будет, скажем так, субъективной и консенсусной. То есть конкретную цифру, не опираясь на существующие какие-то границы, определить можно только консенсусом.
Председательствующий. Спасибо.
Понятно, Алексей Николаевич.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. А, есть? Прошу прощения. Включите режим записи на выступления. Олег Анатольевич, извините. Покажите список.
Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста.
Ламейкин Д. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Действительно в выступлениях подробно было сказано и не секрет ни для кого, что общефедеральная часть возглавляет список, партийный список и является определенной визитной карточкой политической силы. Каждая политическая сила, конечно же, старается включить авторитетных, узнаваемых людей, тем самым привлекая свою электоральную составляющую, конечно, повышая рейтинг партии.
Большое обсуждение было и мы видим, возможность действительно концептуально поддержать данный законопроект, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" концептуально поддерживает и предлагает поддержать в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Викторович. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.
Нилов О. А. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать представленный законопроект.
Так называемые "паровозные технологии" ну действительно давно и широко развиты, в этом как бы уже ничего такого непривычного нет. Но, я напомню, что в составе этого самого паровоза был машинист, помощник машиниста и кочегар - ну трое, а вот как 20 человек будут машинистами, кочегарами, ну представить невозможно, а можно представить, что это как раз будут пассажиры, причем такого пломбированного мягкого вагона, из которого, значит, нет, что называется выгона, выгона нет, выдачи нет, значит, проверки нет И возможности у граждан вычеркнуть кого-то, кто туда может затесаться, нет.
Вот это мы считаем уже ненормальным. Надо спросить у людей, как они на это смотрят.
А второй момент. А как ознакомиться даже 20, 15 вот таких штабистов, да, вот этого штабного вагона? Вы как их предлагаете, значит, в бюллетень вписывать? Это что будут за бюллетени, если каждая партия такое количество... Нет, значит, вы, скорее всего, предложите вот там, значит, на стендике, где-то там через дорогу вы там ознакомитесь. Десятки, сотни фамилий в голове, как можно их... Там прочитай, сюда пришёл, бюллетень почитал, забыл. Ну, неудобно опять-таки для избирателей. И здесь есть всё-таки вот такой, знаете, душок. Вот сегодня Владимир Вольфович действительно поднимал тему "держите спонсора", да, может быть это как раз из той оперы, да, про "держите вора", может быть вот для чего это делается.
Поэтому партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" такие пассажиры не нужны. Через народный фильтр должны пройти все кандидаты в депутаты. И после этого тогда занимать место в этом зале. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Николаевич, заключительное слово, пожалуйста. Депутат Диденко.
Диденко А. Н. Да, спасибо, Иван Иванович.
Ну, разумеется, даже такой вроде бы плёвый вопрос вызывает споры у различных представителей фракций, как раз потому что у них у всех абсолютно разная внутрипартийная политическая обстановка. Кого-то устраивает 10, кого-то не устраивает, кого-то не устраивает 15, кого-то не устраивает. Но на самом деле главным выгодоприобретателем как раз является фракция, которая балансирует на грани прохождения. Это как раз в наших реалиях это "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Поэтому больше всех от этой нормы выигрывает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ну, я понимаю, что нельзя сформировать партию на основе 15 соединённых партий. Поэтому 15 кандидатов не нужно. Ну, а если там 3-4, то уже возникает такая необходимость. И это же на усмотрение фракции остаётся, политической партии. Ну, хотите вы одного кандидата оставить, ну, оставьте. Ну, как потом будет работать фракция, 40 депутатов, в такой огромной стране. Вы же все прекрасно понимаете, что наличие, присутствие кандидатов в федеральной, в общефедеральной части считается совсем другими возможностями работы потом, в последующем созыве на территории Российской Федерации. И возможности закрепления регионов, возможности открытия приёмных, использование транспорта.
То есть как? То есть вы в 40 субъектах планируете дальше работать? А ещё 40 какие депутаты фракции будут защищать, отстаивать? Как они туда будут ездить? Как они будут работать с избирателями без приемных, без офисов, без оргтехники?
То есть вот такие вроде, казалось бы, прагматичные вопросы, но они создают очень много проблем в последующем, если политическая партия всё-таки пройдет, преодолеет пятипроцентный барьер и столкнется с этими трудностями. Поэтому мы в первую очередь о малых партиях заботимся. В первую очередь. И о тех, кто претендует на попадание в Государственную Думу.
Поэтому закон весьма правильный и нужный. Повторюсь, что конкретная численность будет определена во втором чтении, а комитет поддерживает концепцию законопроекта, связанную с необходимостью увеличения общей части. Напомню, что в прошлом созыве у нас тоже было 10 кандидатов в общей части. Только вот количество депутатов, избранных по спискам, сократилось вдвое. Потому что была система 450 пропорциональных, а сейчас 225 на 225. А количество регионов осталось прежним. И количество регионов, где нет избранных депутатов, в том числе у КПРФ, в том числе у ЛДПР, такие субъекты есть. И депутаты из других территорий вынуждены, обязаны по закону и в соответствии с принципом свободного мандата там работать.
Спасибо большое другим фракциям за поддержку. И надеюсь на то, что во втором и в третьем чтении фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также поддержит.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич. Ольга Викторовна, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 42 мин. 15 сек.)
Проголосовало за 343 чел. 76,2 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 48 чел. 10,7 %
Голосовало 391 чел.
Не голосовало 59 чел. 13,1 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments