20. 1090156-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в части расширения перечня лиц, подлежащих государственной защите) (в части расширения перечня лиц, подлежащих государственной защите)
Документ внесли 11.01.21 Депутаты ГД А.Е.Хинштейн, В.И.Пискарев (ЕР).
Представил депутат ГД Александр Хинштейн.
Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Законопроектом предлагается:
- установить возможность применения мер государственной защиты (при наличии соответствующих оснований) в отношении любых сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, военнослужащих Вооруженных Сил РФ и военнослужащих органов внешней разведки (аналогично военнослужащим и сотрудникам других правоохранительных, силовых и контрольно-надзорных органов). При этом исключаются такие обязательные условия применения к указанным лицам мер безопасности, как, в частности, непосредственное участие указанных лиц в борьбе с терроризмом, в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, в специальных операциях (таким образом, существенно расширяется круг лиц, подлежащих гос. защите);
- законодательно закрепить существующий порядок участия войск национальной гвардии в осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
- установить возможность привлечения войск национальной гвардии к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества. Порядок такого взаимодействия предлагается устанавливать Правительством РФ.
Первое чтение 365 0 0 14:12
Стенограмма обсуждения
20-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн.
Хинштейн А. Е., председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный депутатами. Этот закон устраняет существующую сегодня правовую коллизию и устанавливает единообразные подходы к обеспечению мер государственной защиты сотрудников и военнослужащих всех правоохранительных и силовых структур.
На сегодняшний день сложилась, на наш взгляд, неправильная ситуация, когда в рамках действующего закона "О госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" сотрудники и военнослужащие поименованных в этом законе ведомств разделены на две категории. Условно говоря, чистых и нечистых. Есть сотрудники и военнослужащие ведомств, каждый из которых может стать объектом мер государственной защиты при наличии на то оснований. К ним отнесены сотрудники органов прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, таможенной службы, службы исполнения наказаний и даже Федеральной антимонопольной службы.
Но в отношении четырех ведомств почему-то законодателем сделаны дополнительные требования, и не любой военнослужащий или сотрудник органов внутренних дел, войск Национальной гвардии, Службы внешней разведки или Министерства обороны при наличии на то оснований может стать объектом государственной защиты, а только при условии, если, например, сотрудник войск Национальной гвардии непосредственно участвует в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований или в борьбе с терроризмом. Не любой сотрудник Службы внешней разведки, могут на него быть распространены меры госзащиты, а только при условии, если он непосредственно участвовал в специальных операциях или выполнял специальные функции по обеспечению безопасности.
При этом полагаю, что ни у кого не вызывает вопроса, почему сотрудники Службы внешней разведки, в том числе и те, кто не имеет отношений непосредственно к участию в специальных операциях, работают в резинтурах за рубежом, поделены на такую категорию, а, условно говоря, сотрудник кадрового аппарата службы исполнения наказаний является более защищенным лицом.
В этой связи нашим законопроектом предлагается устранить существующую коллизию и четко закрепить, что при наличии оснований меры государственной защиты распространяются на всех сотрудников и военнослужащих тех ведомств, которые сегодня законом уже упомянуты.
Я хочу обратить внимание, коллеги, на то, что сегодня Государственная Дума в третьем чтении приняла правительственный законопроект, который касается смежного с нашим аспекта и вопроса. И два этих законопроекта между собой очень чётко синхронизируются.
Сегодня правительство предложило, и мы с вами поддержали это, распространить меры госзащиты не только на военнослужащих и сотрудников, но и на лиц, которые проходят федеральную государственную гражданскую службу.
На наш взгляд, это совершенно правильно, поскольку человек в погонах, даже если это погоны не военнослужащего, должен получать защиту, и его безопасность должна быть обеспечена в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, своего служебного долга.
Ну и ещё одна новация законопроектом предлагаемым вносится, мы предлагаем нормативно закрепить существующий по сути уже на практике сегодня порядок взаимодействия войск национальной гвардии и органов МВД при осуществлении и реализации мер госзащиты, в частности при выполнении мер по охране жизни, безопасности или жилища защищаемых лиц.
Все заинтересованные органы и ведомства этот законопроект поддерживают. Он продолжает начатую ранее системную работу, направленную на обеспечение безопасности людей, которые в свою очередь защищают безопасность государства.
Сколь это неудивительно звучит, но люди, которые защищают Отечество, нуждаются сами в защите. И мы, авторы этого законопроекта, призываем вас его поддержать. Я только что приехал с коллегии, которая проходит сегодня в Росгвардии, подводятся итоги работы за прошедший год, за пятилетний период, потому что совсем скоро мы будем отмечать пять лет с момента создания этого нового молодого ведомства.
Я рассказывал сегодня коллегам о тех мерах поддержки, о тех законах, которые Госдума принимает. И уверен, что сегодня мы вновь продемонстрируем людям в погонах заботу и защиту не на словах, а на деле.
Спасибо за внимание. Надеемся на поддержку.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный.
Выборный А. Б. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Как мы видим, концепция данного проекта федерального закона направлена на совершенствование правил государственной защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, и установление в этой связи единых правовых механизмов.
В настоящее время, как мы уже слышали, согласно закону государственная защита предоставляется при наличии угроз жизни, здоровью и имуществу. Эти правила касаются, в том числе, и сотрудников Федеральной службы охраны, Федеральной службы безопасности, Следственного комитета Российской Федерации, Счётной палаты Российской Федерации и других федеральных органов государственного контроля, и дополнительных требований к ним законом не предъявляется. Это даёт возможность применять меры государственной защиты без относительно их функциональных обязанностей. Это логично. Это правильно. И это справедливо.
А вот что касается сотрудников Министерства внутренних дел, сотрудников Росгвардии, военнослужащих Вооружённых Сил и органов внешней разведки, ситуация другая. В этой связи законом установлены дополнительные требования - меры государственной защиты к ним применяются, но при наличии дополнительных обстоятельств, например, при условии непосредственного участия в борьбе с терроризмом, пресечения действий вооружённых преступников, незаконных вооружённых формирований и организованных преступных групп, участия в специальных операциях или выполнения специальных функций по обеспечению безопасности нашего государства.
Таким образом, указанная категория лиц - сотрудники Министерства внутренних дел, Росгвардии, военнослужащие Вооружённых Сил и Службы внешней разведки находятся в неравных условиях с сотрудниками правоохранительных и других контрольно-надзорных органов.
Поэтому данным проектом федерального закона предлагается эту историческую несправедливость исправить и при наличии угрозы трёх составляющих: жизни, здоровью и имуществу также применять к ним меры государственной защиты, то есть установить меры защиты по аналогии с сотрудниками правоохранительных и контрольно-надзорных органов, которые действуют в настоящее время. Наряду с этим предлагается также наделить правом войска национальной гвардии охранять лиц, защиту которых обеспечиваются сотрудники органов внутренних дел.
Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона поддерживает. Поддерживает данный проект федерального закона и Комитет по обороне - комитет-соисполнитель.
При таких обстоятельствах Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Куринныи Алексей Владимирович. Куринныи А. В. Спасибо.
Уважаемый Александр Евсеевич, законопроект предполагает общий порядок вступления в силу, то есть через две недели с момента опубликования. Но дело в том, что он существенным образом расширяет круг лиц, подлежащих государственной защите, государственной охране, а это, естественно, дополнительные средства, которые потребуется потратить из бюджета. Между тем, в финансово-экономическом обосновании написано, что никаких средств из федерального бюджета не потребуется. Как вы объясните вот такую нестыковку?
Председательствующий. Депутату Хинштейну включите микрофон.
Хинштейн А. Е. Алексей Владимирович, никакой нестыковки нет. Я вновь подтверждаю, что дополнительных расходов из федерального бюджета на реализацию этого закона не потребуется. Перед тем, как правительство вынесло отзыв, и он, уже было сказано, положительный, мы долго обсуждали эту ситуацию с коллегами из Министерства финансов, которые в конечном счете согласились с доводами всех поименованных ведомств о том, что осуществление мер госзащиты и распространение категорий лиц, под неё подпадающих, будет реализовываться за счет существующей штатной численности подразделений госзащиты, в этом смысле ни в Министерстве обороны, ни в Службе внешней разведки не нужно создавать новых подразделений, которые этим будут заниматься, они уже есть, а также за счет имеющейся штатной численности.
Кстати, отмечу, что сегодня, я об этом говорил, принят в третьем чтении правительственный закон, которым возлагаются полномочия по осуществлению мер госзащиты в части военнослужащих Вооружённых Сил на подразделения органов внешней разведки. В этом смысле два наших законопроекта между собой коррелируются.
А вам большое спасибо за то, что вы беспокоитесь за наш федеральный бюджет.
Председательствующий. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Анатолий Борисович, ну, я тогда вам задам вопрос. Скажите, пожалуйста, вот вы сказали, что в том числе и имущественных прав защита. Как получается, вот имущество привели в негодность, вы за счет чего его будете возмещать? И какого количества сотрудников касается ваш закон? Есть ли у вас? У вас в пояснительной записке этого нет. Спасибо.
Председательствующий. Анатолий Борисович, начните вы, а если необходимо будет, Александр Евсеевич добавит. Выборный А. Б. Да, благодарю.
Благодарю за вопрос, уважаемый Николай Васильевич.
Дело в том, что мы создаем превенцию, мощную превенцию по минимизации угроз, которые связаны с жизнью, здоровьем, а также имуществом.
А когда совершается преступление и уже наносится ущерб, то эти все вопросы рассматриваются в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Из зала. (Не слышно.)
Выборный А. Б. Уважаемый Николай Васильевич, в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Мы создаем, еще раз подчеркну, мы создаем мощную превенцию по недопущению тех угроз, которые связаны не только с жизнью и здоровьем, но и также имуществом.
А когда совершается преступление и наносится вред имуществу, то тогда включаются другие, совершенно другие правовые механизмы в рамках уголовного законодательства. И эти все вопросы урегулированы Уголовно-процессуальным кодексом.
Председательствующий. Депутату Хинштейну включите микрофон.
Хинштейн А. Е. Спасибо.
Да, безусловно, мы анализировали и просчитывали потребность, которая возникнет с точки зрения, на кого он распространится. Скажу вам, что в каждом из упомянутых четырех ведомств в результате принятия нашего закона количество лиц, подлежащих потенциальной госзащите, не возрастет более чем на 20 процентов. Но здесь важно понимать, что принятие... что право не влечет обязанность.
Вот на сегодняшний день, я уже говорил, действующим законом любой сотрудник Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудник Счётной палаты (так говорит наш закон) и даже сотрудник органов регионального контроля при наличии оснований, то есть угроз его жизни, здоровью, личной безопасности может стать субъектом мер госзащиты, в отношении него соответствующее постановление может быть вынесено. Но это не означает, что все без исключения сотрудники органов регионального контроля, все сотрудники Счётной палаты, все сотрудники таможни и так дальше автоматически попадают под госзащиту. Возникла угроза - применили меры, не возникла - эти меры не применяются. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 12 мин. 58 сек.)
Проголосовало за 365 чел. 81,1 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 365 чел.
Не голосовало 85 чел. 18,9%
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.