24. 1036050-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках)
Документ внесли 14.10.20; новая редакция 15.02.21 Депутаты ГД В.М.Резник, Н.П.Николаев, Е.С.Москвичев, М.И.Щаблыкин, А.Н.Ищенко, Н.С.Валуев (ЕР), Р.Г.Шайхутдинов (вне фракций).
Представил депутат ГД Владислав Резник.
Член комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Александр Якубовский
Законопроектом предлагается разрешить использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. А также внести изменения в Лесной кодекс РФ уточнив, что в лесах зеленых зон запрещается ведение только тех видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, которые влекут за собой проведение рубок лесных насаждений либо создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Первое чтение 308 81 3 14:50
Стенограмма обсуждения
24-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад Владислава Матусовича Резника.
Резник В. М. Глубокоуважаемые коллеги, концепцией предоставляемого вашему вниманию законопроекта является обеспечение возможности видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках.
Разрешите напомнить вам, коллеги, что охота наряду с рыболовством -это один из видов пользования животным миром, который в свою очередь является достоянием народов Российской Федерации, то есть государственной собственностью.
Профильным Федеральным законом "О животном мире" закреплен один из основных видов государственного управления в области охраны и устойчивого использования животного мира, это отделение права пользования животным миром от права пользования землей, лесом и другими природными ресурсами.
К сожалению, этот базовый принцип правового регулирования не всегда принимается во внимание при разработке отдельных норм смежного законодательства. Так, например, в 2016 году при совершенствовании Земельного кодекса в целях обеспечения рационального использования сельскохозяйственных земель был введен запрет любой деятельности на землях сельхозназначения в 30-километровой границе от населенных пунктов. Ничем заниматься нельзя.
Потом вспомнили, что надо строить все-таки линии электропередач, сделали исключение для линейных объектов.
Лично мне очевидно, что указанные изменения имели абсолютно правильную цель, предотвратить сокращение сельхозземель, и никак не имели цели ограничить охоту на таких землях, поскольку охота не затрагивает ни сельскохозяйственное производство и ни целевое использование сельхозземель.
Исторически в России, как и в других странах, где разрешена охота, охота на сельскохозяйственных землях, специально не огороженных от диких зверей, велась всегда.
Однако в последнее время в судебной практике указанной нормой начали пользоваться для изъятия таких земель из охотничьих угодий.
То есть началось складываться впечатление, что инициаторы таких судебных разбирательств планируют таким образом изменить места обитания охотничьих животных. Естественно, это невозможно.
Аналогичная ситуация складывается и с зелеными зонами. При внесении в 2019 году в Лесной кодекс изменений, направленных на предотвращение вырубки защитных лесов, был введен запрет на осуществление охотхозяйственной деятельности на лесных участках зеленых зон.
В отличие от лесов лесопарковых зон, то есть лесов, которые используются для рекреации, отдыха населения, леса зеленых зон выполняют функции защиты природных объектов, являясь, невзирая на все запреты, местом обитания диких животных.
В заключение ещё раз я хочу подчеркнуть, что охотничий ресурс — это госсобственность, эффективное и рациональное использование которой возможно при условии управления популяциями на всей территории обитания диких животных.
Охота как основной регулируемый вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства не оказывает никакого влияния ни на площадь, ни на качество сельхозземель, так и не сказывается негативно на режиме лесопользования.
Законопроектом предлагается устранить избыточные и необоснованные запреты на ведение охотничьего хозяйства на отдельных землях сельхозназначения и в лесах, так называемых, зеленых зон.
Спасибо, коллеги.
Просьба поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Александра Владимировича Якубовского.
Якубовский А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Законопроектом предлагается обеспечить возможность осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных землях и лесных участках.
Следует подчеркнуть, что земли сельскохозяйственного назначения, как и лесные участки, являются средой обитания диких животных. Отсутствие комплексных мероприятий в сфере охотничьего хозяйства на указанных территориях будет неминуемо вести к распространению заболеваний животных, нарушению баланса популяции, снижению биоразнообразия и к неконтролируемому браконьерству.
Охота, как основной регулируемый вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не оказывает негативного влияния на окружающую среду и не может быть отнесена к интенсивной хозяйственной деятельности.
При осуществлении охоты использование земельных и лесных участков осуществляется способами, которые не требуют проведения рекультивационных или лесовосстановитсльных мероприятий. Охота не оказывает негативного воздействия на режим лесопользования и на качественные характеристики сельскохозяйственных земель.
Таким образом, действующие законодательные запреты на ведение охотхозяйственной деятельности на упомянутых земельных и лесных участках носят явно избыточный и необоснованный характер.
Комитет поддерживает предлагаемую концепцию законопроекта.
Законопроект поддержан профильными федеральными органами исполнительной власти, в том числе, Минприроды России и Минсельхозом России. На законопроект подготовлен положительный проект официального отзыва Правительства Российской Федерации.
С учётом изложенного прошу поддержать решение о законопроекте в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Я так понимаю, что был у вас Комитет-соисполнитель, да, по аграрным вопросам? Якубовский А. В. Да, верно. Председательствующий. У них другое мнение.
Тогда нам надо дать слово Кашину Владимиру Ивановичу, он просит от комитета-соисполнителя. Спасибо.
Кашин В. И. Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи!
Наш комитет не поддержал данную законодательную инициативу, несмотря на то, что мы уважаем авторов и сами являемся охотниками, причём ещё с раннего возраста, и у многих из нас детство проходило в лесной местности, лично у меня - в Мещёре, мы не понаслышке знаем, что это такое, но почему мы проголосовали против? Потому что в данном законе или законопроекте многие вещи непонятны, не регулированы.
Если до этого мы понимали, что 30-километровая зона, нельзя охотиться, то завтра граждане могут вдруг выйти, выйти за свой огород или зайти на огород, а там уже охотники вовсю решают проблему охоты. Значит, то есть речь идет вообще о снятии этого ограничения, а все мы понимаем, что охота является опасным видом деятельности, и из года в год количество оружия у населения прибавляется, и смертных случаев тоже удваивается, удваивается и от гладкоствольного, и нарезного оружия, и эти цифры тоже впечатляют.
И понятно, что данный законопроект просто-напросто отодвигает приоритетность развития сельского хозяйства на сельскохозяйственных землях, попирает базовые основы Земельного кодекса. Мы знаем, на чем и как охотятся сегодня наши охотники, поэтому вот это обрезание на этих вездеходах и прочее даже в зимний период, зимы знаем мы, какие у нас бывают. Вот поле озимых, которое принадлежит фермеру или институту какому-нибудь, опытному хозяйству или любому бизнесмену, находится в частной собственности, вот теперь наши уважаемые авторы предлагают там вести охоту.
У нас есть, вот говорят, что 30 километров много. Но, извините, рядом, через 2 километра лесные богатства, наша страна - самая лесная держава, охотьтесь. У всех авторов море охотхозяйств, неужели недостаточно вам, как говорится, места для охоты? Приглашайте друг друга, если у вас есть время, но замахиваться на частную собственность, по большому счету, нельзя.
Конституционный Суд высказался против, Верховный Суд высказался против. Давайте тогда, если уж вы такие деятели, и вам это очень нужно, давайте ко второму чтению уберем все эти вопросы. А так вы погрязнете в судах.
Если я являюсь собственником того или другого участка, почему вы там должны у меня вовсю охотничьи свои решать проблемы? Это не годится, это будет шибко всегда.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет? Есть ли...?
Включите запись на вопросы. Покажите список.
Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. Бортко В. В. Спасибо.
Владислав Матусович, объясните, пожалуйста, мне несведущему человеку, кого приперло, почему вдруг неожиданно возникает сей закон? Что, собственно говоря, послужило стимулом для его вынесения и дальнейшего принятия? Почему так? Больше...
Председательствующий. Резнику включите микрофон.
Резник В. М. Спасибо.
Попытаюсь ответить, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, на вопрос: кому приперло?
Дело в следующем, что в последние годы, с 2016 года, когда был принят этот запрет, сначала на него никто не обращал внимания, потому что никому в голову не приходило, что запрет заниматься какой-либо деятельностью на сельскохозяйственных землях может быть направлен на запрет охоты, которая исторически всегда велась на сельскохозяйственных землях.
Потом ретивым или внимательно читающим законы прокурорам пришла в голову возможность предъявлять соответствующие иски к охотпользователям, то есть людям, заключившим охотпользовательское соглашение, изымать из отведенных угодий земли сельхозназначения.
Как вы понимаете, 30-километровая зона от поселений касается практически всей Центральной России, значит, это означает, что на таких землях в Центральной России или на Кавказе, в частности, там охотиться будет невозможно.
Значит, соответственно, нельзя будет готовить специальные поля, для того чтобы выращивать соответствующие культуры, для того чтобы звери задерживались на них, кормились, там, и так далее.
Именно в этой связи, действительно, суды стали рассматриваться до самого высокого уровня, при этом ссылки на Конституционный Суд или Верховный Суд, особенно на Конституционный Суд, они несколько не точны, поскольку Конституционный Суд подтвердил единственное, что нормы Закона "Об охоте", Земельный и Гражданский кодексы не противоречат Конституции. А выявлять конкретные обстоятельства Конституционный Суд по каждому делу не стал.
Вместе с тем, конечно, надо понимать, что возможен ущерб, два вида ущерба.
Один ущерб от того, что техника ездит по сельскохозяйственным угодьям, и это наносит, безусловно, вред, но в этом случае это вопрос, не знаю, получения компенсации за соответствующий ущерб, который нанес тот или иной гражданин или охотник, или кто бы то ни было.
И вторая часть - это потравы. Но что касается потрав, то диким животным, знаете, они не будут читать ни охотхозяйственное соглашение, ни будут читать иные документы, и будут жить там, где ему лучше...
(Микрофон отключен.)
Председательствующий. Спасибо.
Коткин Сергей Николаевич.
Коткин С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Владислав Матусович, подскажите, пожалуйста, вот будет ли этот проект закона распространяться на земли сельхозназначения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Будет ли с ними согласование, когда такие земли изымаются из оборота?
Почему, потому что вот уже есть примеры, когда базы строятся, и как же не будет никакого воздействия оказываться на среду, когда строятся целые охотничьи базы, и тундра по сути дела вся становится изгаженной вездеходами, техникой, и прочее, и прочее.
Спасибо.
Резник В. М. Ну тундры изгажены вездеходами, я не могу сказать, что это исключительно охотники, я думаю, что это отнюдь не обвинение в адрес охотников должно быть.
Что касается баз и строительства как такового, то это проходит соответствующее согласование в органах местной власти - это к ним вопрос.
Л что касается изъятия земель, то какие же земли будут изыматься у коренных малочисленных народов Севера? Не будут, конечно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить?
Включите запись.
Покажите список.
Николаев Николай Петрович, пожалуйста.
ЛДПР, определитесь, кто будет выступать от фракции?
Николаев Н. П., председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
У нас всегда, когда речь идёт об охотничьей деятельности, огромное количество споров. Конечно, они присутствуют и при обсуждении на комитете, и во фракциях, но я хочу обратить ваше внимание, вот на что: что когда речь идёт о законодательстве, в том числе и о том законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, то речь идёт об охотохозяйственной деятельности. И охота, и охотохозяйственная деятельность - это разные вещи и они отличаются друг от друга.
И действительно вопрос, связанный с миграцией диких животных и с необходимостью получения возможности регулирования их численности, оно необходимо. Я думаю, что здесь, наверное, прежде всего, должны говорить как раз аграрии, потому что именно дикие животные являются часто очень причиной распространения тех или иных болезней.
Я хочу ещё обратить ваше внимание на то, что площадь охотничьих угодий на сегодняшний день - это порядка 80 процентов от территории нашей страны. Речь идёт именно об охотничьих угодьях, а не об охотничьих хозяйствах, которые распределены и относятся к тем или иным индивидуальным предпринимателям или компаниям и так далее. Это охотничьи угодья, где у нас является среда обитания охотничьих ресурсов.
Поэтому если разобраться вот в этой терминологии.
то понятно абсолютно становится, что это законопроект, который действительно должен быть принят. Понятно, что ко второму чтению, если вот сегодня мы услышали вот эти риски, мы должны его доработать, поработать с этими рисками, но то, что речь идет не об организации охоты, как вот часто очень можно представить, охоты на тех или иных чужих землях, нет, это неправильно, это некорректное абсолютно восприятие.
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Со своей стороны готов сказать, что мы с радостью будем работать ко второму чтению, но то, что его принимать необходимо, это действительно так и это пойдет на пользу, в том числе, и аграриям, и тем, кто занимается животноводством.
Спасибо большое. Просьба поддержать.
Председательствующий. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, пожалуйста.
Шайхутдинов Р. Г. Уважаемые коллеги!
Я тоже как соавтор этого законопроекта хотел бы внести некоторую ясность. У нас порядка 6 миллионов зарегистрированных охотников, здесь какое-то складывается впечатление, что охотники это вот те, кто имеет охотхозяйства, кстати, на которых тоже возложена огромная работа по биотехнии, по приведению в порядок, по подкормке животных и так далее, и по разведению, там достаточно большая работа. Но это не только частные охотхозяйства сейчас рассматриваются, в большей степени под действие в 2016 году вот этой запретной нормы, да, попали именно охотхозяйства общего пользования, где охотятся обычные наши граждане. Это, во-первых.
Второе. То, что здесь коллега Кашин говорил по поводу того, что они сейчас в огородах будут охотиться, это вообще регулируется местной исполнительной властью, она определяет границы охотхозяйств и охотхозяйства общего пользования, так и частного пользования. Поэтому в этом отношении здесь, ну нас не надо вводить в заблуждение.
Поэтому восстанавливается этим законопроектом историческая справедливость, по сути, традиционно всегда охотились там, где велось сельское хозяйство, никак это не было ни кем запрещено.
Просто в 2016 году вот этой поправкой, которая была внесена, что, если не используют под сельское хозяйство, то не под что нельзя использовать. Мы, таким образом, распространили это ещё и на охоту. Про это, точно, не думали законодатели, когда это писали. Поэтому сейчас просто восстанавливается историческая справедливость.
Просьба поддержать данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
От фракции ЛДПР Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В. Уважаемые коллеги!
Когда у нас рассматриваются такие законопроекты, мы сразу понимаем, кому на Руси жить хорошо, потому что мы чаще всего всё-таки, когда говорим про охотников, то их поддерживаем. Поддержали и в вольерной охоте, то есть, что в загонах соответственно. Ну, понятно, не все фракции поддержали, да. Позицию нашей фракции ЛДПР, я думаю, вы помните.
Также и про бесшумное оружие мы тоже заговорили, тоже стали изменения, стали ссылки на некий исторический способ охоты, поэтому ну и в данном случае, наверное, также, да, большинство у нас здесь охотников, снова поддержат.
Но фракция ЛДПР в первом чтении поддерживать данный законопроект не будет, и уже многое сказали, именно из-за того, что всё-таки сельхозугодия, да и, в принципе, да любая другая частная собственность.
Мы, когда думаем об охотниках, ну мы тоже за охотников, вы правильно поймите, но вот те изменения, которые и должны произойти, они должны произойти ко второму чтению. Мы считаем это обязательным условием.
Также нормативная база. Нам часто бывает, нормативную базу предоставляют потом, а не к третьему чтению. Также здесь мы тоже настаиваем, чтобы вся нормативная база, она была показана, то есть, мы просто от и до, потому что мы, по сути, спорим вот именно о тех деталях, как это будет происходить. Потому что пока что у каждого депутата здесь может нарисоваться такая картина, что действительно, вот охотники поехали, вот поле, на поле урожай, они едут по полю, они там соответственно охотятся, и потом какие-то суды, какие-то выплаты. А если мы в это уйдём, да, скорее всего, никаких выплат там не будет, потому что тяжело будет просто даже найти и физически, кто там, в принципе, охотился.
А я небольшой специалист в охоте, я тут не буду говорить, что я там какой-то охотник.
Я понимаю, что, например, тот же зверь, который ходит по лесу и ходит по полю сельскохозяйственному (скорее всего, который ходит по сельскохозяйственному полю), он, наверное, более мясистый, наверное, является в этом плане такой, более значимой целью для охотника.
И опять же, это его не по лесу... потому что охотники у нас что-то уже в вольерах там собираются из арбалетов... то есть, ну, охотники у нас... тоже такое впечатление, что некоторые... не все опять же, а некоторые охотники обленились и тоже...
И тогда, понятно, раз вот такая тенденция, что просто по полю будет проще как-то его... ездить на грузовике за ним, включая фары, и где-то его там непосредственно уже, тем более что...
А если мы говорим про охотников, которые... ну, то есть мы как бы... В рамках закона - да, это одно. Но мы понимаем, что сейчас там с геоточками... то есть, ну, бывает, зверя убивают, соответственно, там на часах делают геоточку, потом возвращаются, или там даже вплоть до маячков. То есть способы у браконьеров сейчас, они очень разные.
Поэтому нам нужно закон так прописать в данном случае, чтобы вот эти все способы отсечь, и чтобы в любом случае сельское хозяйство наше и наши фермеры, они не пострадали. У фермеров и так много проблем. Например, в заксобраниях постоянно жалуются, что по полям коровы ходят, и никто тоже ничего с этим делать пока что не собирается.
Спасибо.
Председательствующий. По ведению - Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, в соответствии с Регламентом по вопросам первого чтения имеет право выступить любой депутат. У нас уже и столовую открыли, и помощников стали пускать. Я считаю, что я имею полное право выступить по данному законопроекту. Поэтому прошу предоставить мне слово.
Председательствующий. Не могу, потому что было принято иное решение. Вносите предложение на Совет Думы. Мы, может быть, перейдём к обычному порядку рассмотрения. Пока что действует такой.
Так, коллеги... Представитель президента? Правительства? Докладчик -заключительное слово? Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (пункт 24).
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 50 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 308 чел 68,4 %
Проголосовало против 81 чел 18,0 %
Воздержалось 3 чел 0,7 %
Голосовало 392 чел.
Не голосовало 58 чел 12,9%
Результат: принято
Принят в первом чтении.