leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Дмитрий Патрушев рассказал сенаторам о сельском хозяйстве – правас на 502-м заседании СФ

Дмитрий Патрушев рассказал сенаторам о сельском хозяйстве – правчас на 502-м заседании СФ
7. Правительственный час «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
Министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Патрушев
Конспект 11:09
Патрушев Зерно в прошлом году не самым урожайным 133 млн тонн, овощи в открытом грунте 5,4, по картофелю и плодам не дотянули Скот и птица 15,6, молоко 32,2 Удалось переломить по сельхозтехнике, но достичь 152 лошади на гектар не удалось Новые показатели Доктрины по молоку не достигнуты Планируем прирост четыреста тыс тонн Обеспеченность семенами составила 40%, ориентир 60% В прошлом году экспорт впервые превысил импорт за счет зерна масложировой продукции и рыбы. Растет сельхозстрахование
Матвиенко Сегодня СХ является приоритетом государства Поэтому и результаты такие Спасибо за серьезное отношение
Вопросы 11:32
Кавджарадзе Планируется ли продолжение компенсации прямых затрат
Патрушев. 37,5 млрд было направлено на молоко Без поддержки через капексы трудно добиться по молоуу, но к ним неоднозначное отношение Капексы еще будут, но просим вашей поддежки
Инна Святенко На селе много безработных
Патрушев. Есть заделы позволяют говорить в среднесрочной перспективе сможем занять людей
Валерий Семенов Рост цен на минеральные удобрения недопустим
Патрушев. Крайне больная тема Стоимость минеральных удобрений выросла в прошлом году и 41% в начале этого 26% Увеличим внесение удобрений до 50 кг на га пашни, цель 80 в 24 году.
Матвиенко Яцкину поручение подключайтесь чтобы ьыстрее вышло постановление Это межведомственная проблема Надо приглашать Минпромторг и производителей
Сергей Калашник Просим повышающий коэффициент для Костромской области по всем видам поддержки В прошлом году получили 55%, в этом году речь идет пока о 26%
Патрушев. Критерий численность рабочих мест причем не только в АПК Это делается через систему отбора и комиссия принимает решение Введие повышающих коэффициентов для таких регионов невысокая Всю Россию придется включать кроме южных
Матвиенко Ответ честный
Сельская ипотека не распространяется на деревянные дома
Патрушев. Моя недоработка
Матвиенко Может кто-то хочет возразить министру? (смех)
Пономарев Закон о рыболовстве изменился во втором чтении и допускает двойное токование Включить нормы прямого действия чтобы все платили налоги и понимали за что голосовать при распределении квот
Патрушев. Это далеко не наше изменение
Матвиенко Идет закон во втором чтении появляется другой текст Речь о том чтобы не появлялись рейдеры Почему вы такую пассивную позицию занимаете?
Илья Шестаков Закон об электронных аукционах
Матвиенко Вы же отвечаете за отрасль Зачем создавать напряжение Все встревожены Не все так как вы говорите Мы не можем принять закон в таком виде Забетонируйте чтобы инвесторы понимали куда можно вкладывать
Иван Абрамов Программа не снижает отток сельского населения
Оксана Николаевна куратор Программа комплексное развитие сельских территории й до тридцати тысяч Для трудоустройства важно чтобы могли проходить практику на сельских предприятиях Наши регионы умеют экономить
Матвиенко Мы не можем допустить обезлюживания сельских территорий Говорите правильно, но нас и интересует не процесс а результат Алексей Майоров, по итогам года запланируйте обсуждение кадрового обеспечении села Когда мы боремся с Минфином за финансирование они справедливо говорят научитесь осваивать деньги Министрами СХ назначали кому пора на пенсию в Советском Союзе
Алексей Каульбарс аудитор СП. Год был достаточно сложным для нашей экономики Доля прибыльных организаций впервые превысила 80% Кассовое исполнение впервые почти сто процентов Не достигнуто самообеспечение по молоку овощам и фруктам, обеспечению семенами. Заемщики АПК всего 4% Рост экспорта 21,4%
Олег Королев Была черная дыра У нас только с приходом Путина Гордеева Патрушева государственный подвиг сельского уклада жизни Это выступал председатель советского колхоза
Матвиенко Мне нечего добавить Бизнес в СХ непростой Это наши кормильцы Благодаря системной поддержке вышли на лидирующие позиции Отрасль СХ стала стратегической Вы нам придали оптимизма
Алексей Майоров Комитет подготовил постановление Принять сегодня за основу
Постановление за основу 147 0 0 12:13

Из стенограммы 502-го пленарного заседания СФ 31.03.21
Переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Коллеги, традиционный порядок: выступление Министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрия Николаевича Патрушева – до 15 минут, ответы на вопросы сенаторов, затем – выступление аудитора Счетной палаты Алексея Александровича Каульбарса – до 5 минут, выступления сенаторов, принятие проекта постановления.
Нет возражений, новаций ни у кого других нет? Нет. Принимается.
В нашем заседании принимают участие Джамбулат Хизирович Хатуов, первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Лебедев Иван Вячеславович, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Ольга Анатольевна Гатагова, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Сергей Львович Левин, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Оксана Николаевна Лут, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Увайдов Максим Иосифович, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Елена Владимировна Фастова, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Светлана Владимировна Ходнева, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Шестаков Илья Васильевич, руководитель Федерального агентства по рыболовству; Кармазин Антон Павлович, врио руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Алексей Александрович Каульбарс, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Коллеги, когда будете задавать вопросы, называйте, кому они адресованы.
Очень приятно, что министр пришел с мощной командой своих заместителей. Я думаю, что это обеспечит такой содержательный, качественный диалог и с заместителями министра. Спасибо, это очень правильно.
Слово предоставляется Министру сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Патрушеву.
Прошу Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич. Вы еще до трибуны не дошли – уже, смотрите, сколько вопросов навыскакивало к Вам. Уже 26.
Д.Н. Патрушев, Министр сельского хозяйства Российской Федерации.
Готовы на все ответить.
Председательствующий. Пожалуйста, Вам слово.
Д.Н. Патрушев. Валентина Ивановна, с Вашего позволения, Представил объемный, 20 минут можно?
Председательствующий. А вот мы бы хотели больше времени на вопросы.
Коллеги, как, дадим министру 20 минут? (Оживление в зале.) Дадим, хорошо.
Д.Н. Патрушев. Спасибо большое.
Председательствующий. 20 минут, давайте.
Д.Н. Патрушев. Спасибо. Я постараюсь побыстрее, уложиться.
Председательствующий. Да, пожалуйста.
Д.Н. Патрушев. Итак, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Благодарю вас за приглашение выступить в Совете Федерации.
Сегодня я представлю информацию о ходе реализации госпрограммы развития сельского хозяйства, но, безусловно, затрону и другие значимые вопросы нашей деятельности.
Начну с ключевых экономических показателей. Предварительно индекс производства продукции АПК в 2020 году составил 102,5 процента, сельхозпродукции – 101,5 процента. Нарастающим итогом к 2017 году, который является для нас базовым, для госпрограммы, индекс АПК составил 108,5 процента, индекс сельхозпродукции – 105,7 процента.
Далее. По предварительным данным, рентабельность сельхозорганизаций в 2020 году ожидается на уровне 18 процентов. Удельный вес убыточных организаций ежегодно сокращается за счет оптимизации затрат, модернизации производства и повышения его прозрачности. По итогам прошлого года он ожидается на уровне не более 12 процентов.
Кроме того, постепенно растет заработная плата в сельском хозяйстве. Для сравнения: в 2018 году в среднем по стране она была чуть менее 26 тыс. рублей, по итогам 2020 года – почти 31 тыс. рублей. Год от года мы видим положительную динамику и постараемся сохранить ее в 2021 году.
Отдельно расскажу о развитии наших ключевых подотраслей. Начну с растениеводства. В прошлом году сбор зерна составил 133,5 млн тонн – это более чем на 10 процентов выше индикатора госпрограммы. Урожай овощей в открытом грунте составил 5,4 млн тонн, целевой показатель превышен на 200 тыс. тонн.
По масличным урожай превысил 14 млн тонн, индикатор превышен на 1 млн тонн. Ориентир по закладке многолетних насаждений перевыполнен на 40 процентов и составил 16 тыс. гектаров.
Вместе с тем производство картофеля было на уровне 6,8 млн тонн, это чуть ниже плана, к сожалению. Это обусловлено неблагоприятными погодными условиями в ряде регионов. В 2021 году рассчитываем исполнить индикатор госпрограммы.
И, наконец, несмотря на рекордный урожай в 1,3 млн тонн по плодам и ягодам, установленной планки нам достичь не удалось всего на 1 процент.
Коротко о посевной и планах по растениеводству на текущий год. Весенние полевые работы уже стартовали в 21 субъекте. Посевная площадь вырастет у нас в этом году на 600 тыс. гектаров и составит 80,5 млн гектаров, из которых более 50 миллионов предусматривается под яровые.
Будут увеличены посевы зерновых и зернобобовых, кормовых культур, овощей и картофеля. Также существенно вырастет закладка виноградников.
В контексте стратегической работы по стабилизации цен на основные продовольственные товары почти на 15 процентов увеличится площадь сева сахарной свеклы и составит 1 062 тыс. гектаров. Таким образом, коллеги, в 2021 году в случае благоприятных погодных условий мы рассчитываем на то, что индикаторы госпрограммы по основным видам продукции и продукции растениеводства нам удастся выполнить.
Далее несколько слов скажу об обновлении парка сельхозтехники. В 2020 году аграрии приобрели 59 тысяч единиц. Уважаемые коллеги, это позволило переломить многолетний негативный тренд – когда у нас сельхозтехника выбывала быстрее, чем обновлялся парк. Однако даже это не позволило выполнить индикатор по энергообеспеченности сельхозорганизаций – показатель составил 151 лошадиную силу на 100 гектаров пашни при плане в 152 лошадиные силы. В 2021 году мы сохраняем все механизмы поддержки. При этом аграрии планируют приобрести порядка 63 тысяч единиц техники и оборудования.
Далее – о развитии животноводства и перерабатывающей промышленности. В прошлом году производство скота и птицы составило 15,6 млн тонн, это почти на 3 процента выше индикатора госпрограммы. Уверенную динамику отмечаем мы и по молоку. Его производство в хозяйствах всех категорий в прошлом году составило 32,2 млн тонн – это показатель, на 719 тыс. тонн превышающий наш целевой ориентир. Задачей животноводства остается наращивание производства мяса крупного рогатого скота и молока. Планомерно над этим будем работать. Показатели госпрограммы рассчитываем выполнить.
Далее. Рост объемов производства в растениеводстве и животноводстве в том числе нам создает базу для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Индекс производства пищевых продуктов в 2020 году составил 103,6 процента. Нарастающим итогом к базовому 2017 году он превысил 111 процентов. Кроме традиционных видов продовольствия растет производство продуктов глубокой переработки.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Достаточность продовольствия на внутреннем рынке – наш безусловный приоритет. Часть показателей Доктрины продовольственной безопасности АПК уже достигнуты – в том числе по зерну, мясу и мясной продукции, сахару и растительному маслу, рыбе и рыбной продукции.
Тем не менее впереди большая работа по тем позициям, где индикаторы доктрины не исполнены. В том числе это новые показатели, которые попали в Доктрину продовольственной безопасности с 2020 года.
В частности, по молоку и молочным продуктам предварительно в 2020 году обеспеченность составила 84 процента. Наша планка составляет 90 процентов. Активно стимулируем бизнес. Предусмотрен целый комплекс мер, на который в 2020 году было направлено 37 млрд рублей. Отмечу, что в текущем году мы планируем прирост по производству молока еще на 400 тыс. тонн.
Самообеспеченность картофелем по итогам прошлого года оценивается на уровне 86 процентов при цели в 95 процентов. Как я уже сказал, прошлый год для данной культуры был не самым урожайным. В 2021 году целевой индикатор доктрины рассчитываем выполнить.
Далее. По овощам и бахчевым самообеспеченность составляет 87 процентов, это на 3 процентных пункта ниже порогового значения. Данный показатель включен в доктрину с прошлого года. По нашей оценке, ежегодный прирост урожая овощей позволит нам в 2024 году достичь установленной планки.
Также впереди большая работа по фруктам и ягодам. Обеспеченность ими в 2020 году составляет 40 процентов. Ориентир для нас – 60 процентов. Для решения задачи по поручению президента реализуем отдельную «дорожную карту» по развитию этой подотрасли.
И, наконец, одна из самых непростых, но на самом деле значимых задач – это повышение самообеспеченности по семенам. Ориентир установлен на уровне 75 процентов – по итогам 2020 года показатель составил 65 процентов. Достижению показателя в том числе будет способствовать принятие закона о семеноводстве (уважаемые коллеги, в рамках работы над этим законом очень рассчитываем на вашу поддержку). Также отмечу, что по данному показателю доктрины в соответствии с распоряжением правительства ответственным ФОИВ является Минобрнауки. Здесь мы работаем совместно.
Уважаемые коллеги, дальнейшее развитие АПК, в первую очередь стабильность внутреннего рынка, а также развитие экспортного потенциала требуют наращивания объемов товарной массы сельхозпродукции. Фундаментом, конечно же, выступает аграрная наука.
В рамках нашей ФНТП уже реализуются три подпрограммы – по картофелю, по сахарной свекле и по кроссу мясных кур. Подготовлены еще четыре подпрограммы, направленные на улучшение генетического потенциала мясных пород КРС, развитие кормов, селекции и семеноводства масличных культур, а также виноградарства. Вся работа строится в диалоге с участниками рынка.
Отмечу, что президиумом совета по реализации ФНТП принято решение об увеличении сроков ее реализации до 2030 года.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Хотел бы немного отойти от госпрограммы АПК и несколько слов в продолжение темы сказать о стратегических планах по наращиванию объемов товарной массы сельхозпродукции. Для этого необходимо усиление нашего базового производственного ресурса, а именно земель сельхозназначения. Одним из важнейших инструментов является ввод неиспользуемых сельхозземель в оборот. Эта работа проводится и сейчас. Однако назрела необходимость системного, комплексного подхода в данной сфере, учитывающего все программные документы отрасли и наши стратегические планы.
В соответствии с поручением по итогам заседания Госсовета Минсельхоз подготовил проект госпрограммы по эффективному вовлечению в оборот сельхозземель. Сейчас обсуждаем ее финансирование. Планируется, что за 10 лет работы мы введем более 13 млн гектаров сельхозземель. Кроме того, рассчитываем существенно сократить износ мелиоративных систем.
Уважаемые сенаторы! Современный этап развития АПК позволяет России укреплять позиции на международных рынках. Нам важно не упустить завоеванную сильную позицию. По итогам прошлого года российский аграрный экспорт впервые превысил импорт. На внешние рынки в 2020 году поставлено продукции на 30,7 млрд долларов. Рост обеспечен увеличением экспорта зерновых, продукции масложировой отрасли и рыбы. Активно развивался экспорт продукции животноводства. Также существенной прибавки удалось добиться по продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом в период пандемии не прекращается работа по расширению доступа российской продукции за рубеж. В прошедшем году получено право поставок еще в 24 страны по 38 видам продукции.
Уважаемые участники заседания! Успехи АПК – это, конечно, огромная заслуга аграриев, тем не менее во многом результаты зависят от стабильной государственной поддержки. В прошлом году на реализацию госпрограммы АПК направлен 271 млрд рублей, освоение составило 99,8 процента.
Коллеги, несколько слов скажу о ключевых инструментах поддержки. Хотел бы отметить, что в рамках подготовки к сегодняшнему мероприятию состоялась наша встреча с сенаторами, где мы подробно обсуждали текущую ситуацию в отрасли. Спасибо за такое внимание.
И хочу отметить, что звучало немало вопросов, конкретно касаемо господдержки, в частности – как наиболее эффективно поддержать конкретное направление сельского хозяйства в конкретном регионе. Как раз для этого с 2020 года вся поддержка трансформирована в компенсирующую и стимулирующую субсидии. При таком подходе за основу берутся индивидуальные точки роста каждого субъекта. Это дает возможность увеличивать объемы производства по приоритетным сферам АПК конкретного региона. Важно, что субъекты самостоятельно принимают решения о направлениях расходования средств господдержки.
По истечении первого года работы в новом формате руководство регионов и сельхозтоваропроизводители положительно оценивают такую трансформацию.
Далее. Наиболее востребованной мерой остается механизм льготного кредитования. В 2020 году заключено кредитных договоров на общую сумму более 1 трлн рублей. Сумма перечисленных субсидий практически достигла 62 млрд рублей.
Отдельно расскажу о сельхозстраховании с господдержкой. В прошлом году на него было предусмотрено 2,2 млрд рублей, в 2021 году – уже 4,4 миллиарда. Увеличение связано, во-первых, с ожидаемым ростом застрахованных площадей и поголовья животных, а во-вторых – с планируемым принятием изменений в закон об агростраховании, предусматривающих в том числе повышенный размер возмещения для аграриев.
И несколько слов скажу еще об одной мере господдержки – это возмещение части прямых понесенных затрат. В прошлом году Минсельхозом для поддержки создания и модернизации объектов АПК было отобрано 102 инвестпроекта в 34 регионах. Общий объем субсидий составил 6,7 млрд рублей. Бо́льшая часть из них была направлена на животноводческие комплексы молочного направления. Также возмещение получили проекты и селекционно-семеноводческие центры.
И далее коротко остановлюсь на вопросе развития мер господдержки. В льготном кредитовании с 2021 года появилось сразу несколько новых направлений целевого использования средств. Среди них, в частности, закупка зерна, витаминов, шротов на кормовые цели и для комбикормовых предприятий, а также муки и зерна для макаронной промышленности, закупка сахарной свеклы и масличных культур для переработки, маркировка отдельных видов молочной продукции, а также техническое перевооружение объектов АПК. В рамках стимулирующей субсидии предусматриваются новые приоритетные направления – в частности, глубокая переработка зерна и сырого молока, а также тепличное овощеводство.
Отдельно скажу о поддержке малых форм. Безусловно, им доступен весь комплекс существующих мер. Кроме того, поддержка оказывается через гранты, которые предоставляются только фермерам и кооперативам. Однако не секрет, что для малых форм актуальным остается вопрос сбыта. Правительство поддержало создание дополнительных возможностей для реализации фермерами собственной продукции. Инструментом для развития торговли станет господдержка для приобретения мобильных торговых объектов и транспорта для организации выездной торговли, которая доступна фермерам и кооперативам с 2021 года. Кроме того, в перечень целевого использования льготных инвесткредитов включены приобретение, строительство, реконструкция и модернизация объектов торговли, а также покупка нового торгового оборудования. Помимо этого, мы готовим законопроект, который позволит аграриям реализовывать продукцию прямо на своих участках. Фермеры получат право устанавливать нестационарные объекты и продавать продукцию там, где она была произведена.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Разумеется, в рамках сегодняшнего выступления необходимо остановиться на вопросах регулирования рынка. По нашему мнению, в сложившейся ситуации наиболее эффективный механизм – это стимулирование производства в совокупности с применением мер таможенно-тарифного регулирования.
Правительством принят комплекс мероприятий, направленный на стабилизацию ценовой ситуации. Прокомментирую работу по основным позициям.
Первое, конечно, – это зерновые и продукция переработки. Введенная квота на экспорт зерна в увязке с экспортными пошлинами уже показали результат. На самом деле цены чуть-чуть снизились. При этом средства, полученные от пошлин, будут возвращены аграриям в виде субсидий на поддержку производства. Здесь же скажу о поддержке предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности. В текущем году на эти цели дополнительно выделено 4,7 млрд рублей. Средства распределены между регионами и в настоящее время доводятся до конечных получателей. Сейчас цены на хлеб и муку стабилизировались.
Вторая группа – это сахар и подсолнечное масло. В текущем году предусмотрена дополнительная поддержка производителям сахара в виде льготных коротких кредитов для закупки сырья. Также принято решение об их поддержке при производстве и реализации продукции в предприятия розничной торговли по фиксированной цене. И, конечно, как я уже говорил, в текущем сельхозгоду мы увеличиваем посевные площади под сахарную свеклу. Что касается подсолнечного масла, увеличиваем посевные площади под масличные культуры. Это будет способствовать росту объемов производства. Также отмечу, что в соответствии с нашим предложением производителям бутилированного масла будет оказываться поддержка при производстве и реализации продукции в предприятия розничной торговли (аналогично ситуации по сахарной промышленности). Кроме того, рассматриваем системный механизм стабилизации ценовой ситуации – это введение экспортной пошлины на семена подсолнечника, а также демпферный механизм на экспорт подсолнечного масла.
Третья группа – это птицеводство, которое находится в зоне риска в связи с гриппом птиц. Для поддержки отрасли и обеспечения продукцией по доступным ценам мы скорректировали существующие меры господдержки: во-первых, увеличили лимит льготных краткосрочных кредитов на одного заемщика до 1,5 млрд рублей; во-вторых, предусмотрели пролонгацию до 12 лет льготных инвестиционных кредитов для предприятий, пострадавших в 2020 году и в последующие годы от птичьего гриппа. Также для обеспечения кормовой базы для животноводческой отрасли мы ввели дополнительные меры господдержки. Кроме того, рассматривается вопрос об оказании поддержки на приобретение птицы родительских форм и CAPEX на строительство и модернизацию репродукторов первого и второго порядков.
Дополнительно отмечу, что для полного обеспечения потребности внутреннего рынка мы приостановили предоставление компенсации части затрат на транспортировку в целях экспорта таких продуктов, как сахар, картофель, гречиха, подсолнечное масло.
Уважаемые коллеги! Мы, безусловно, понимаем, что активное вмешательство государства в рыночные механизмы в долгосрочной перспективе может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности отрасли и темпах развития АПК. Рассчитываем, что в среднесрочной перспективе, по мере стабилизации общей мировой ситуации, восстановления объемов производства и традиционных экономических связей мы сможем вернуться в стабильные условия ведения бизнеса, когда в активном государственном регулировании просто не будет необходимости.
Несколько слов скажу в своем выступлении по поводу госпрограммы развития сельских территорий, которую мы реализуем с 2020 года.
Вы, Валентина Ивановна, и все сенаторы с особой чуткостью относитесь к данной теме, за что, конечно же, вам большое спасибо.
Итак, на мероприятия госпрограммы в прошлом году было предусмотрено 33,8 млрд рублей. На эти средства велась реализация 141 проекта комплексного развития сельских территорий в 47 субъектах. Проекты 2020 года в перспективе позволят создать 42 тысячи рабочих мест, из которых уже создано 15 тысяч. За год жилищные условия улучшили 49 тысяч семей, из них 45 тысяч – по программе «Сельская ипотека». В целом мероприятия госпрограммы, начатые в прошлом году, затрагивают интересы 6 миллионов россиян. В 2021 году на данную госпрограмму предусмотрено почти 35 млрд рублей. На эти средства, в частности, планируется реализация 119 комплексных проектов на территориях, где в перспективе будет создано 39 тысяч новых рабочих мест, и 17 тысяч из них – уже в текущем году. По программе «Сельская ипотека» в текущем году планируется улучшить жилищные условия 25 тысяч семей.
Уважаемые коллеги, в заключение скажу, что… (микрофон отключен) …от регионов мы слышим только положительные отклики.
Председательствующий. Включите микрофон, пожалуйста.
Пожалуйста.
Д.Н. Патрушев. В заключение скажу, что мы по этой программе от регионов слышим только позитивные отклики.
Валентина Ивановна, я
Представил завершил. Я готов начать отвечать на вопросы. Спасибо большое.
Председательствующий. Хорошо. Да, Дмитрий Николаевич, спасибо большое.
Коллеги, согласитесь, такой системный, содержательный, охватывающий все сферы и направления доклад, очень позитивный. Да, есть проблемы, и Дмитрий Николаевич о них сказал, но
Представил очень позитивный. И сегодня сельское хозяйство у нас является приоритетом в государстве, поэтому и результаты такие.
Очень важно (Дмитрий Николаевич, я хочу поблагодарить Вас и Вашу команду), что подготовка к «правительственному часу» велась качественно, в том числе и на заседании комитета, и прошел открытый диалог с министром. И мы дали возможность, коллеги, всем вам пообщаться с министром, позадавать вопросы, услышать интересующие вас ответы по каждому региону.
Спасибо за такое серьезное отношение и конструктивное взаимодействие. Вас хочу поблагодарить и членов Вашей команды. Спасибо.
Коллеги, переходим к вопросам.
Максим Геннадьевич Кавджарадзе, пожалуйста.
М.Г. Кавджарадзе, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Дмитрий Николаевич, Вам липецкие аграрии передают большой привет и слова благодарности, но в то же время хотят поинтересоваться, в целях поддержки развития молочного скотоводства, садоводства, картофелеводства планируется ли дальнейшая реализация государственной поддержки в виде иных межбюджетных трансфертов на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса – молочных комплексов, хранилищ – и также мер поддержки яичного птицеводства и производства столового картофеля. Спасибо.
Д.Н. Патрушев. Спасибо, Максим Геннадьевич.
Я в своем докладе коснулся этой темы. Меры поддержки по молоку у нас абсолютно понятны. 37 млрд рублей было направлено в 2020 году на поддержку молочного животноводства – это инвестиционные кредиты, это короткие кредиты и, самое главное (это то, о чем Вы сказали), это CAPEX, возмещение части прямых понесенных затрат.
Я скажу так: мы понимаем, что без поддержки через CAPEX достаточно сложно увеличивать объемы производства молока. Но тем не менее к CAPEX неоднозначное отношение. Обсуждая эту тему, мы пришли к мнению, что у нас в 2021 году CAPEX еще будут, но при этом в последующие годы нам очень тяжело будет доказывать необходимость их применения. Здесь бы просили и вас тоже помочь. Причем это касается не только молочного животноводства – это касается и других направлений. Это важно делать, когда мы хотим резко и быстро нарастить производство той или иной продукции. Вот по молоку такая необходимость у нас есть, по продукции глубокой переработки зерна такая необходимость у нас есть. Осталась такая необходимость при строительстве хранилищ и оптово-распределительных центров, и мы тоже их поддерживаем с помощью таких инструментов поддержки.
Поэтому инструменты есть, их много, они из года в год трансформируются. И я думаю, что те инструменты, которые есть, мы с каждым годом будем совершенствовать и аграрии получат должные меры поддержки, для того чтобы они правильно и качественно производили свою продукцию. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Инна Юрьевна Святенко, пожалуйста.
И.Ю. Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
Уважаемый Дмитрий Николаевич! Я хотела бы поблагодарить Вас за
Представил и отметить, что сегодня отрасль демонстрирует стабильность не только в обеспечении продовольственной безопасности, но также и в сохранении и создании новых рабочих мест на селе. Но вместе с тем на селе остается значительное число занятых (деликатно скажу) в неформальном секторе и также безработных. Есть ли в министерстве выработанная стратегия по их вовлечению в официальный сектор?
Д.Н. Патрушев. Инна Юрьевна, спасибо за вопрос.
Комплексный подход по привлечению незанятых людей к трудовой деятельности, конечно, существует. Насколько я помню, в том числе и Росмолодежь этим занимается, и мы являемся одними из тех, кто является соисполнителем в результате этой работы.
Отдельно скажу о том, что делаем мы. Я упомянул о программе «Комплексное развитие сельских территорий». Мы позволяем создать инфраструктуру, для того чтобы на селе было удобнее жить и, соответственно, туда приезжали и там работали. Мы создаем возможность получения льготных кредитов, в том числе и потребительских. Мы создаем возможность получения сельской ипотеки.
При этом с точки зрения увеличения занятости у нас есть гранты, которые с этого года можно получить в том числе на создание собственного дела. Раньше эти гранты нельзя было использовать для внесения (как собственное участие) при получении кредита. Сейчас мы сделали так, что их можно использовать.
Поэтому работа ведется, и те меры поддержки, которые есть, мы совместно с вами готовы трансформировать, но на сегодня они работают. И пандемия показала, что мы в прошлом году справились практически без трудовых мигрантов, без иностранной рабочей силы. Мы смогли переориентировать незанятое население таким образом, чтобы они оказались заняты в сельском хозяйстве. Соответственно, у нас есть заделы, которые позволяют говорить о том, что мы в среднесрочной перспективе сможем занять людей в малых и средних городах в рамках работы в АПК. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Валерий Владимирович Семёнов, пожалуйста.
В.В. Семёнов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края.
Дмитрий Николаевич, большое спасибо Вам и Вашей команде за поддержку сельхозтоваропроизводителей Сибири. Мы получили письменные ответы на наши предварительные вопросы, но один хотелось бы уточнить – он касается роста цен на минеральные удобрения. Потому что те мероприятия, которые приняты… И подготовлен вами проект постановления по решению этого вопроса. Но здесь вопрос в том, что дорога ложка к обеду. Уже сегодня нужно принимать решение, чтобы наши сельхозпроизводители могли закупать и определять объемы. И, естественно, такой рост цен от уровня прошлого года – на 48 процентов по ряду минеральных удобрений для Сибири, наверное, недопустим и влияет в том числе на стоимость и сельхозпродукции.
Хотелось бы узнать, когда планируется все-таки выход этого постановления, и попросить Вас по возможности ускорить его, для того чтобы наши аграрии могли принимать решения по закупу такой необходимой продукции… (микрофон отключен) …для повышения эффективности. Спасибо.
Д.Н. Патрушев. Спасибо большое за вопрос. На самом деле крайне больная для нас тема. Вы абсолютно правы, стоимость минеральных удобрений увеличилась в прошлом году, и она еще увеличилась и в начале этого года.
Мы соответствующий проект постановления внесли в Правительство Российской Федерации. На площадке правительства он сейчас рассматривается. При этом было проведено несколько совещаний на уровне руководства правительства для стабилизации ситуации. Очень надеюсь, что будет принято положительное решение, потому что, Вы абсолютно правы, дорога ложка к обеду и необходимо, чтобы удобрениями аграрии были обеспечены к посевной.
При этом заверю Вас в следующем: мы контролируем объемы внесения удобрений и то, какой объем удобрений на сегодняшний день уже приобретен. Осталось приобрести, по-моему, порядка 600 тыс. тонн удобрений для проведения весенней полевой кампании. Снижения внесения объемов удобрений не будет. Мы по сравнению с прошлым годом увеличим объем внесения удобрений, по-моему, до 55 килограммов на 1 гектар пашни. Научно обоснованный объем внесения удобрений – это 80 килограммов на 1 гектар пашни, мы его планируем достичь к 2024 году. При этом, конечно же, цены – больной вопрос, вместе будем контролировать. Я лично буду пытаться сделать все, чтобы постановление было принято. Но, поверьте, большое сопротивление мы вынуждены преодолевать при попытке регулирования цен на удобрения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Николаевич.
Я думаю, Андрею Владимировичу Яцкину надо дать поручение, коллеге Майорову. Действительно, Минсельхоз и министр бьются давно с этой проблемой, понимая, что это очень важно – сейчас, до посевной обеспечить в достаточном объеме и по доступной цене удобрениями.
Коллеги, давайте с правительством подключайтесь, давайте будем помогать, чтобы как можно быстрее вышло постановление, активнейшим образом. Андрей Владимирович, пожалуйста, от имени Совета Федерации. Потому что это тема для всех субъектов, все субъекты у нас в той или иной мере сельскохозяйственные, кто-то больше, кто-то меньше. Она очень чувствительна сейчас в целом для отрасли сельского хозяйства. Давайте ускоряться. Потом это уже никому не надо будет. Это межведомственная проблема. Надо приглашать министерство промышленности обязательно, производителей и надо разбираться. Мы же все в одной лодке большой. Спасибо.
Сергей Викторович Калашник, пожалуйста.
С.В. Калашник, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Костромской области.
Уважаемый Дмитрий Николаевич! Костромская область относится к регионам Нечерноземной зоны России, но, несмотря на это, мы в развитии сельского хозяйства видим большой потенциал для экономики региона. Поэтому просим Вас рассмотреть возможность введения на территориях Костромской области и регионов, аналогичных по социально-экономическим параметрам и по природно-климатическим условиям, повышающего коэффициента при распределении средств между субъектами по всем приоритетным направлениям поддержки.
Ну и особое внимание еще хотим обратить на объем финансирования мероприятий по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий». Например, на территории нашего региона в прошлом году от заявленных средств мы получили порядка 55 процентов, а в этом пока речь идет только лишь о 26 процентах. Спасибо большое.

Окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8679968.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments