leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Усиление ответственности за преднамеренное банкротство – первое чтение

Усиление ответственности за преднамеренное банкротство – первое чтение
15. 1099900-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части усиления ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство)
Документ внесен правительством 25.01.21.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
Зампред комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль. Марданшин.
Законопроектом предлагается:
- установить повышенную уголовную ответственность за сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества должника – юр. лица, гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юр. лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены лицом с использованием своего служебного положения, а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, – в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 2 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го года либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
- установить повышенную уголовную ответственность за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено арбитражным управляющим или председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб, – в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 2 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
- установить повышенную уголовную ответственность за совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, если функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, а равно и в случае, если в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, при условии, что эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, – в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 2 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
- установить повышенную уголовную ответственность за совершение любого из деяний, предусмотренных ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, – в виде штрафа в размере от 1 млн. до 2-х млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет либо лишением свободы на срок до 5-ти лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го года либо без такового;
- установить повышенную уголовную ответственность за преднамеренное банкротство, совершенное: лицом с использованием своего служебного положения или контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, – в виде штрафа в размере от 3 млн. до 5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет либо лишения свободы на срок до 7-ми лет со штрафом в размере до 5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5-ти лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
- освобождать лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные статьей 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» или статьей 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство», от уголовной ответственности, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщили о лицах, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника, раскрыли информацию об имуществе (доходах) таких лиц, объем которого обеспечил реальное возмещение причиненного этим преступлением ущерба, и если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Первое чтение 396 0 0 14:09

Стенограмма обсуждения
Пункт 15-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации - Андрея Викторовича Логинова, пожалуйста.
Логинов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Законопроект подготовлен во исполнение поручений президента по вопросу совершенствования института банкротств и направлен на повышение эффективности противодействия преступлениям в сфере банкротства.
Законопроектом предлагается дополнить статьи 195 это "Неправомерные действия при банкротстве" и 196 "Преднамеренное банкротство" Уголовного кодекса квалифицированными составами, которые предусматривают повышенные меры ответственности за совершение данных преступлений лицом с использованием своего служебного положения, контролирующим должника лицом, его руководителем, арбитражным управляющим или ликвидатором, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Усиление ответственности для названных субъектов обусловлено значимостью их статуса в делах о банкротстве и представляющего им широкие полномочия, злоупотребление которыми способствуют использованию института банкротства для совершения иных преступлений, в том числе хищений, уклонения от уплаты налогов и так далее.
Отнесение квалифицированных составов преступлений, предусматриваемых рассматриваемыми статьями категорий средней тяжести и тяжких, позволит правоохранительных органам осуществлять весь спектр оперативно-розыскных мероприятий, а также увеличит срок давности привлечения к ответственности за преступления в сфере банкротства.
Введение в квалифицированных составах статей 195 и 196 Уголовного кодекса ответственности для контролирующего должника лица и исключения из диспозиций статей о банкротстве указания на субъект преступления позволит разрешить проблему привлечения к уголовной ответственности бенефициаров преступного бизнеса.
При этом повышение эффективности установления конечных бенефициаров представляется возможным лишь при активном содействии органам предварительного расследования и предоставления лицу, содействовавшему раскрытию и расследованию преступлений, четких правовых гарантий от дальнейшего уголовного преследования.
Законопроект решает эту задачу путем дополнения статьи 195 примечанием об освобождении от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление в сфере банкротства, если это лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, или если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Прошу поддержать законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. Марданшин Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, докладчик Андрей Викторович подробно изложил суть законопроекта.
Комитет данный законопроект рассмотрел, замечаний к данному законопроекту не имеет и предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись. Покажите результаты. Брыкин Николай Гаврилович, пожалуйста. Брыкин Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
У меня вопрос к Андрею Викторовичу.
Андрей Викторович, смотрите, санкции вот проектируемой части второй и третьей 195-й, допнаказание в виде штрафа предлагается установит в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период трех лет.
Вместе с тем в санкции проектируемой части 195-й предусматривают повышенную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных в том числе статьями 2 и 3-й, дополнительные наказания или штрафы, исчисляемые в денежном выражении, предусматриваются в размере до одного миллиона, а исчисляемый размер ... осужденного только на период до одно года.
Вот мне кажется, что вряд ли можно признать обоснованным. Поясните, пожалуйста, вот эту норму, которую вводите.
Логинов А. В. У нас, собственно говоря, эта регуляровка шла для того, чтобы у нас подследственность этих... в смысле не подследственность, а чтобы юрисдикция этих дел попадала в суды в общей юрисдикции, не к мировым судьям.
Подобные замечания высказаны Правовым управлением Государственной Думы, если мы правильно понимаем, и ко второму чтению мы, естественно, ещё раз пройдёмся по этой... по всей аргументации, поскольку, как вы видели сами, там достаточно очень сложная конструкция взаимоотношения предлагаемых мер, но в целом, я считаю, ко второму чтению мы по данному вопросу ещё вернёмся.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Андрей Викторович, сегодня честный бизнес - это огромный риск. Как данный закон будет действовать на мошенников, которые объявляют себя банкротами, живут за чужой счёт, которые считают гордостью украсть, не оплатить, можно так сказать, обдурить своих партнёров? Очень красиво здесь сказано: принцип добросовестности. Вот как он может действовать?
Спасибо.
Логинов А. В. Я с вами согласен, эта тема достаточно актуальна, и поручение президента, оно же не было случайным.
У нас по 195-й статье все эти преступления отнесены к преступлениям малой тяжести, что не позволяет их расследовать более двух лет, и самое главное - применять к их участникам оперативно-розыскные действия.
Но реальная картина, которая складывается, вот в пояснительной записке эти данные присутствуют, она достаточно удручающая. Только по 2019 году после завершения процедуры конкурсного производства общая сумма долга составила 2 триллиона 182 миллиона рублей, а размер удовлетворённых требований кредиторов всего 130 миллионов. При этом 70 процентов завершённых процедур банкротства не приводит к погашению задолженности перед кредиторами, в том числе и перед бюджетом Российской Федерации.
Я вам процитировал данные из нашей пояснительной записки.
И, естественно, в этом плане ужесточение ответственности и главное - возможность правоохранительным... следственным органам проводить до конца расследование, в том числе выявлять бенефициаров этих преступлений, оно, в общем-то, крайне актуально. Поэтому мы благодарны, что законопроект был внесён... когда был внесён в Думу, ну, в общем-то, над ним началась уже плотная работа в комитете. Спасибо.
Председательствующий. Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Андрей Викторович, это очень хорошо, что повышена ответственность материальная, в том числе уголовная. А ведь в цифрах это может выражаться там, скажем, миллионами, годами — это одно. А как же реальный ущерб возместить? Кто это будет делать? А там может идти разговор о миллиардах. Спасибо.
Логинов А. В. Возмещение реального ущерба, оно, собственно, и предусмотрено всем корпусом нашего законодательства о банкротстве и Гражданского кодекса. Данная цель - мы вносим изменения в Уголовный кодекс, и направленность эта на то, чтобы преступления в этой сфере стали более наказуемыми, чтобы они как бы... что была бы возможность действительно обеспечивать эти наказания.
Вот обратите внимание, я вернусь к той же статистике. Начиная с 2017 года (вот мы тут приводим в пояснительной записке), в год регистрируется примерно по 280-290 преступлений. И в принципе количество их не меняется.
Но вместе с тем всего по 195-й с 2015 по середину 2020 года было 60 лиц осуждено, 60 лиц. Это при том... Это за шесть лет. При том что в год по 280 преступлений регистрируется, это значит, что они просто не доходят до своего логического завершения. Возникает ситуация, при которой правоохранительные органы не... то есть когда возникает такой эффект безнаказанности действий в этой схеме. И действительно мы знаем огромное количество фактов, когда лицам, которые имели прямое отношение к банкротству больших предприятий, на большие суммы непогашенных долгов, они, в общем-то, уходили от ответственности.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Андрей Викторович, в продолжение вашей озабоченности.
А насколько является соразмерным там штраф даже 500 тысяч по отношению к 2,3 триллиона невозвращённых денег? Может всё-таки в Уголовный кодекс надо уголовные сроки вносить, а не штрафы? Потому что вы же понимаете, как: либерализация законодательства, когда откровенных жуликов просто амнистировали тысячами. А я вам напомню непрочитанный доклад Степашина. Будучи председателем Счётной палаты, он констатировал об уничтожении 78 тысяч предприятий и организаций.
Я вам напомню, что государство на санацию "Бинбанка" и банка "Открытие" потратило 800 миллиардов рублей, на всякий случай. А кто понёс ответственность и кто ищет эти деньги? Они же украдены.
Спасибо.
Логинов А. В. Ну у нас начинается ущерб, вот который подлежит расследованию в рамках Уголовно-процессуального кодекса, поскольку попадает под статьи Уголовного кодекса, он составляет 2 миллиона 250 тысяч, как вы знаете.
На самом деле, законопроект направлен не на то, что мы в Уголовном кодексе подняли бы санкции: простое увеличение санкций, без отсутствия чёткого понимания действий, правоприменения их, вот как бы выявление преступлений и достойного наказания за это преступление, оно ничего не даст, увеличение санкций.
Вот законопроект направлен именно на создание таких условий, чтобы эти дела дорасследовались и чтобы виновные шли под суд. Поверьте, это будет носить достаточно серьёзный профилактический эффект и, безусловно, приведёт к возвращению их в казну и кредиторам невыплаченных сумм, которые сейчас, к сожалению, часто становятся предметом, объектом хищения.
Председательствующий. Центральную трибуну, пожалуйста.
Марданшин Р. М. Да, я хотел бы немножко добавить тоже. На самом деле, кроме штрафных санкций законопроектом предусматривается и другая ответственность и лишение свободы до четырёх лет.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие? Да.
Включите запись на выступления.
Покажите список.
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. С места.
Нилов О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Много раз уже предлагал в разных вариациях вернуть в качестве отдельного вида наказания в Уголовный кодекс конфискацию имущества, но, к сожалению, правительство не слышит вот таких предложений, не слышит требований обманутых дольщиков, вкладчиков, людей, обманутых мошенниками, такими рецидивистами, которые по-другому не представляют себе какой-то заработок в России, ну и отделываются всё равно таким облегчённым наказанием. Да, пусть тюрьмой, да, вот как звучит там, до 4-х лет. А что такое до 4-х лет? А это значит по условно-досрочному освобождению можно и два, можно там решить вопрос с колонией-поселением, ну и так далее, и поэтому главное наказание сумой, по-прежнему не применяется, не предлагается, не используется.
Наказание конфискацией имущества людей, которые совершили вот такие преступления и, грубо говоря, ограбили огромное количество наших граждан, в первую очередь нужно применять, конфисковывать всё подряд, оставлять только тумбочку, комнату в коммунальной квартире, ну и табуретку. Причём это касаться должно всех неподтверждённых доходов всех родственников преступника. Ну сколько мы можем защищать права преступников, говорить о том, что, да, презумпция невиновности для них, давайте доказывать? Ну поберегите следователей, пожалуйста. Они замучились уже, что называется, пыль глотать, доказывая вот эти замысловатые схемы, раскрывая. Это невозможно, потому что их огромное количество.
Поэтому уважаемые коллеги, уважаемое правительство, в очередной раз обращаем внимание на то, что компенсация ущерба жертвам преступления должна быть первой задачей, а дальше уже перевоспитание его там в колонии, в колонии-поселении и так далее, и другие меры воздействия. Спасибо.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Андрей Викторович!
Вы знаете, я все-таки хотел бы заострить ваше внимание о том, что предлагаемая норма она несоразмерна убыткам, наносимым лицами, которые вообще-то уничтожили значительную часть нашей экономики. А если вы посмотрите, вот самая последняя вам справочка.
Вот у нас в свое время было 3 тысячи 800 банков, на данный момент их на 1 января осталось 366, вот, Анатолий Геннадьевич поправит, если это не так, но, в прошлом году мы лицензий отняли всего 17, да, хотя сами прекратили существование там еще где-то 20. Но, если вы посмотрите, то вот здесь уважаемый коллега Нилов говорил: вот тумбочку. Дорогой мой, все обанкроченные банки, кроме бумажки ничего не находили там, вот приходили когда туда из Центробанка конкурсные управляющие, а уже все отъехали, семьи их отъехали перед этим следом за деньгами, потом отъехали владельцы, а потом возбуждалось конкурсное производство и так далее.
Не кажется ли вам, что необходимо фундаментальное изменение и вообще-то новая редакция текста о банкротстве с ужесточением ответственности ваших судебных исполнителей. Почему? Потому что сегодня судебные исполнители, имея крайне низкую заработную плату, как правило, вместе с конкурсным арбитражным управляющим участвуют, в принципе, в распродаже ликвидного имущества, причем официально по заниженным ценам, а реально шеш-беш, берут вообще наличкой, понимаете.
И в данной ситуации, мне кажется, вот вы можете там пятьсот, миллион писать, ну если миллиарды раскассированы, разве кого-то испугают там ваши 500 тысяч или 4 года.
И в данной ситуации, мне кажется, я понимаю, что, наверное, комплексный вопрос и не совсем Минюста, но вот правительству в лице его представительства хотелось бы задать вопрос. Минэкономразвития, с моей точки зрения, затягивает разработку и предоставление трёх базовых законов.
Это, первое, как раз о банкротстве.
Второе. Об изменении или ликвидации закона "О конкурсных торгах", который в принципе коррумпировал всю страну и продолжает её коррумпировать. Потому что у нас ведь, понимаете, все особо одарённые сделали себе одного покупателя, понимаете. Ну, вот Газпром, только вот закончили проверку, сейчас рассматривается на Счётной палате, с удовольствием почитаем, что там выявили. Но там все вопросы и разыгранные конкурсы - 90 процентов один участник конкурса. Понимаете?
Поэтому... А это же не только он, у нас же вот корпораций сколько? А всего 20 платят вообще-то в бюджет дивиденды.
Поэтому закон мы поддержим, но реального воздействия на ситуацию он не окажет.
Спасибо.
Председательствующий. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста.
Байгускаров 3. 3. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, мы все понимаем и знаем, получаем обращения, что очень много нарушений в сфере банкротства и предприятий. Я во всяком случае ни одного предприятия не знаю, которое бы после банкротства ожило и начало эффективно работать. Вернее, одно предприятие есть у нас в Республике Башкортостан, но там поступил госзаказ, и они просто начали эффективно работать. Ну, других примеров нет. Я думаю, это в каждом субъекте Российской Федерации.
Проблема заключается в том, что руководители предприятий специально умышленно идут на банкротство для того, чтобы уйти от долгов, потому что долги в этом случае списываются. И Николай Васильевич вот здесь совершенно не прав, говоря о том, что совместно с Федеральной службой судебных приставов они распродают имущество. В этом-то и заключается вопрос, проблема, что при введении процедуры банкротства аресты снимаются, и Федеральная служба судебных приставов не имеет права заниматься взысканием ... решения. Этим и пользуются недобросовестные собственники предприятий и арбитражные управляющие. И проблема заключается в том, что привлечь их к ответственности очень сложно, они скрывают свою документацию бухгалтерскую, они скрывают свое имущество, и не погашаются долги, в том числе, к великому сожалению, и долги по заработной плате бывшим работникам, то есть они зарплаты свои просто не видят и не получают.
В чем проблема? Почему так получается? Потому что в первую очередь это в связи с тем, что сегодня очень низкая, то есть срок давности привлечения к ответственности... очень она короткая, то есть данный вид преступления (195-я, 196-я), они относятся к преступлениям небольшой тяжести, и срок привлечения к ответственности всего два года. То есть если истечет два года после совершения преступления, то они освобождаются от уголовной ответственности, остаются безнаказанными.
Поэтому этим законопроектом предлагается увеличить санкции, соответственно, это будет не два года, а намного больше, потому что сам даже вид преступления, оно очень сложное для расследования, потому что надо провести бухгалтерскую экспертизу, надо провести финансовую экспертизу, и, конечно, это время тянет. Поэтому если, например, в год возбуждается примерно 200 дел, привлекается к ответственности только человек... только 20, все остальные по этим основаниям остаются безнаказанными.
Также вносятся изменения в статью 196 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это я считаю тоже правильным, тогда когда, например, лицо, в отношении лица, которого возбуждено уголовное дело, если он будет оказывать содействие следствию, возместит ущерб, то в отношении него уголовное дело может быть прекращено.
Поэтому, уважаемые коллеги, учитывая, что законопроект направлен на улучшение ситуации в бизнесе, в экономике, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и просит принять его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Пожалуйста.
Логинов А. В. Хотел сказать два слова благодарности Зарифу Закировичу. Он действительно защитил Службу судебных приставов. У нас действительно есть свои проблемы в исполнении наказаний. Сейчас мы внесем в Государственную Думу очень серьезный законопроект, связанный с цифровой трансформацией исполнения наказаний, и я думаю, что все вместе мы будем решать эти вопросы. Но уж их как бы упоминание применительно к данному законопроекту, к его концепции, к этим ситуациям, оно было немножко, так скажем, отвлеченным.
Спасибо большое за обсуждение, и будем дорабатывать ко второму чтению.
Председательствующий. Содокладчик? Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации", пункт 15.
Включите режим голосования.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 08 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 396 чел 88,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 396 чел.
Не голосовало 54 чел 12,0 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments