leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 07.04.21 Отчет счетной палаты Алексей Кудрин - часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 07.04.21 Отчет счетной палаты Алексей Кудрин - часть 1
Так, коллеги, приступаем к рассмотрению отчета о работе Счётной палаты в 2020 году.
Значит, у нас следующая процедура предусмотрена: доклад Председателя Счётной палаты Алексея Леонидовича Кудрина до 20 минут, содоклад председателя Комитета по контролю и Регламенту Ольги Викторовны Савастьяновой до семи минут, вопросы Председателю Счётной палаты, по три от каждой фракции и выступления представителей фракций до семи минут. Вот такой порядок работы утвержден Советом Думы.
А сейчас я хочу предоставить слово для доклада Председателю Счётной палаты Российской Федерации Алексею Леонидовичу Кудрину.
Кудрин А. Л., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю отчёт о работе Счётной палаты за 2020 год.
Всего проведено 334 мероприятия, в том числе 230 мероприятий по аудиту бюджета. Более 2/3 мероприятий Счётной палаты это контрольные мероприятия, посвященные финансовым вопросам, это финансовый аудит. Как видите, он остаётся нашей самой основной задачей. Только треть мероприятий можно отнести к экспертно-аналитическим и к стратегическому аудиту, где мы определяем более системные проблемы, даём более подробные рекомендации.
18 мероприятий Счётная палата провела по поручению президента, 22 -по поручениям Совета Федерации, 21 - по поручениям Государственной Думы.
В этом году, в 2021-м, хочу напомнить, мы уже взяли на себя проведение 37 мероприятий Государственной Думы... по, точнее, по просьбе Государственной Думы.
Всего по результатам проведённых мероприятий было выявлено нарушений на сумму 355 миллиардов рублей, из них больше, чем на 100 миллиардов по государственным закупкам. Возвращено в бюджет 16 миллиардов рублей - в три с половиной раза больше, чем годом раньше.
Больше за последние семь лет возвращалось в бюджет только в 2017 году, это одна из таких самых больших цифр.
Кроме того, мы провели тысячу 476 экспертиз нормативно-правовых актов, их стало больше из-за пандемии, более подробных государственных программ. И всё это мы также, по всем законопроектам, нормативным актам даём свои заключения.
Всё, что было достигнуто, это было достигнуто, несмотря на сложный год. Мы замораживали нашу работу на два месяца, чтобы не подвергать рискам и сотрудников тех объектов и учреждений, на которые мы выходили, также оберегая своих сотрудников. Мы сумели подключиться дополнительно к 50-ти открытым... к 50 государственным информационным системам, дополнительно к тому, что мы уже имели раньше. Должен сказать, министерства отнеслись к этому с пониманием и часть работы мы перевели в дистанционный режим.
К ним добавились и новые задачи. В прошлом году мы добавили в список проверок мероприятия, связанные с крупномасштабными мерами по поддержке населения и бизнеса. Например, мы проверяли стимулирующие выплаты врачам, вы можете с результатами ознакомиться. И мы сейчас завершаем проверку закупок медоборудования, в том числе аппаратов ИВЛ. В финальной стадии проверка по предоставлению гарантий бизнесу.
По результатам наших контрольных мероприятий, 148 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 23 уволены. Кроме того, по итогам проверок за 2019-й, за 2020 год, возбуждено 32 уголовных дела.
Специфика этого года, в период вот этих ограничений мы трудились в том числе и на перспективу: мы не теряли вот время в те месяцы, когда меньше проверяли, мы обновили стандарты, разработали новый стандарт по стратегическому аудиту, обучали сотрудников и провели больше дистанционных и экспертно-аналитических мероприятий.
В общей сложности... ну также хочу сказать, что не всегда я вот на такой открытой трибуне могу рассказывать результаты части наших проверок, большая часть наших проверок касается национальной обороны и государственной безопасности.
В прошлом году было проведено 37 таких проверок, в том числе это и бюджетные, контрольные мероприятия, тематические, экспертно-аналитические, по большинству из них президентом даны поручения соответствующим ведомствам и Совету Безопасности.
Помимо бюджетного аудита, Счётная палата провела 86 мероприятий тематических и также 18 мероприятий связано с документами стратегического планирования. Это, прежде всего, национальные проекты, государственные программы.
В частности, мы проанализировали достижения национальной цели по снижению бедности. Это сегодня одна из самых острых проблем. Мы не только проанализировали государственные меры, государственные программы, каждая мера, как она влияет, в конечном счёте, на снижение бедности, но и разработали предложения, которые передали в правительство.
Еще один пример. По поручению Госдумы мы проанализировали эффективность мусорной реформы, наш анализ показал, что федеральный проект с поставленными задачами пока не вполне справляется, уровень переработки отходов не превышает 7 процентов, а более 90 процентов по-прежнему направляются на свалки и полигоны. При этом в ряде регионов мощность официальных полигонов практически на исходе, как известно, есть и неофициальные полигоны, которые мы тоже старались выявить.
Ключевые проблемы - нехватка финансирования, плохо проработанные проекты. Например, не прописаны меры, как сократить объемы новых отходов, ничего нет о раздельном мусоре сбора в данной программе.
По итогам анализа Счётная палата направила предложения в правительство, а часть рекомендаций уже реализована благодаря коллегам из министерств и ведомств. Спасибо им за внимание.
Еще немного о таких наиболее знаковых проверках, которые мы провели. Масштабная тема - управление федеральным имуществом. Наш анализ выявил ряд системных проблем в этой сфере.
Во-первых, не было достоверной информации о количестве акционированных обществ подконтрольных государству и федеральных государственных унитарных предприятий. Данные по разным системам не совпадают.
Ну сразу хочу сказать, что правительство оперативно приняло и меры и, допустим, сейчас по ФГУ, по-моему, у нас уже есть полная достоверная информация, сейчас завершается работа по выверке информации по акционерным обществам. Это уже осуществляется по результатам наших проверок, по выданным нами рекомендациям.
Нет полноценной информации о результатах финансовой деятельности по тем предприятиям, о которых мы говорим. Минэкономразвития дает свои данные только по самым крупным предприятиям, входящих в список государственных или акционерных, ну по десяти крупнейшим акционерным обществам. Да, они составляют большую часть финансовых ресурсов, вот компании акционерных обществ, но это всего лишь 1 процент от общего количества таких акционерных обществ, которые, по которым дается более подробная информация.
Нет единых подходов к дивидендной политике, никакими нормативными актами не зафиксировано, какой объем чистой прибыли и дохода должен перечисляться в бюджет, нет ясности и в применении стандартов финотчетности по МСФО или РСБУ.
Счётная палата предложила разработать единые подходы к размеру чистой прибыли, которую компании должны направлять на выплаты дивидендов, стандартам финотчетности, обновить и пополнить данные в информационных системах, ну, и также рассмотреть целесообразность участия государства в ряде компаний.
Также в фокусе Счетной палаты тема незавершенного строительства. Вы часто задаете вопросы по этой теме. Очередной анализ показал, что, несмотря на принимаемые меры, ситуация кардинально не изменилась. Количество брошенных объектов и долгостроя не сокращается, а, наоборот, растет. По итогам 2019 года общий объем вложений в такие объекты по главным распорядителям средств федерального бюджета составил 3,9 триллиона рублей. Только в 19-ти регионах утвердили планы по снижению незавершенного строительства и положение по учету незавершенного строительства и назначили ответственных. В 28-ми регионах вообще еще ничего не начиналось.
Отмечу, что наши предложения по разрешению ситуации приняты во внимание, реализуются. Идет работа над "дорожной картой", ее проект актуализировали, 24 марта Минэкономразвития представил в Счётную палату. Услышали и наши предложения по определению конкретного ведомства в качестве координатора. Им станет Минэкономразвития. Теперь мы как бы будем знать, кто у нас отвечает за незавершенное строительство в стране.
Но, конечно, в первую очередь, планирование качественное, и, соответственно, расходы бюджета в соответствии с планами ФАЙЛ являются главным залогом, чтобы не росли объемы незавершенного строительства, но это требуется и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации.
Еще одно важное направление - исследование открытости государства. Мы инициативно провели работу, составили доклад по открытому государству. Мы проверяли действующее законодательство, действующие нормативные акты по открытости, как сайтов, так и информационных систем, так и коммуникаций министерств и ведомств. Есть министерства, которые открыто работают с гражданами и со СМИ, активно работают с открытыми данными. Это очень важно, учитывая, что данные становятся предметом анализа и для бизнеса, и для оценки деятельности. Но своевременно реагируют на запросы граждан меньше, чем половина министерств.
То есть половина министерств на обращения граждан отвечают с нарушением всех сроков. А на вопросы журналистов меньше трети, хотя законом четко установлены эти обязательства. И, конечно, это не поднимает доверия к государству и к вот этим министерствам и ведомствам. Мы считаем, что открытость не только важнейшая ценность, но инструмент, как для граждан, так и для государства, которое позволяет с большим результатом расходовать бюджетные средства на благо наших граждан.
Хочу отметить важное нововведение прошлого года. Счётная палата стала публиковать рекомендации по итогам контрольных и экспертно-
аналитических мероприятий. Я отмечу, что наше ведомство всегда направляло свои предложения, рекомендации по результатам наших проверок, но теперь мы формализовали процесс и делаем это более упорядочено.
С 17 марта база рекомендаций находится в открытом доступе на сайте Счётной палаты. В этом году она будет обновляться ежеквартально, в следующем уже в автоматическом режиме и в реальном времени по завершении каждого мероприятия. Таким образом, вы сразу сможете увидеть все рекомендации прямо по отчетам и по направлениям, которые были выданы Счётной палатой. И дальше мониторинг, какие из них исполнены. Мы, конечно, ожидаем, что цикл рекомендаций, примерно, четыре года. Не все сразу можно принять. Это изменение порядка финансирования, изменение законодательства. После четырех лет, как правило, рекомендация, если не внедрена, то она, значит, мало актуальна. Вы сможете с нами наблюдать за этим процессом. И это одна из просьб ваших была по нашим опросам, которые мы проводили, мы это выявили, чтобы видеть результат, как влияет на конечные задачи отраслей реализация государственных программ, мероприятий вот наша работа.
Рекомендации касаются системных вопросов госуправления. Как я сказал, направляются в министерства. А также в палаты Федерального Собрания.
Всего за 2019 и 2020 год, за два года, Счётная палата направила 869 рекомендаций. Половина из них определена как приоритетные. Мы выделили особую категорию наиболее важных рекомендаций. Мы закрепили эти подходы в стандартах государственного аудита.
К 31 декабря прошлого года была выполнена треть тех рекомендаций, которые были выданы за два года, в том числе 146 приоритетных. Соответственно, по мере выполнения мы также будем пополнять эту базу.
Так, например, вот как пример рекомендаций. По итогам нашего резонансного мероприятия, проверки деятельности Пенсионного фонда, напомню, мы выверяли данные в системе персонифицированного учета, Пенсионный фонд провел перепроверку личных дел граждан, сверил данные с другими ведомствами, после чего вернул пенсионерам около 70 миллионов рублей, ранее недополученных пенсий.
Соответственно, Пенсионный фонд сейчас проводит по такой же схеме проверку вот этих персонифицированных данных. Своевременное введение персонифицированных данных, данных Пенсионного фонда, позволяет своевременно начислять пенсии и доначислять пенсии пенсионерам.
Соответственно, например, по такой проверке было 19 рекомендаций, 10 приоритетных. Все они сейчас исполняются.
Хочу отметить, что мы продолжаем расширять горизонты, в том числе на международном уровне. Вот открываем для себя новые направления. Счётная палата, по сути, освоила такое направление. Мы теперь участвуем в аудите международных организаций.
Мы теперь как Счётная палата имеем такую компетенцию. Мы подготовили команду знающих международные правила, стандарты, хорошо работающих на разных языках. И выиграли тендер на проверку аудита Unit, Организации ООН по промышленному развитию. Мы уже приступили к этому аудиту и скоро его, кстати, заканчиваем. Много чего выявили, и сами многому научились.
В настоящее время мы подали заявки на тендеры МАГАТЭ, ОЗХО, Интерпола. Мы имеем шанс где-то на этих тендерах выиграть, поэтому работаем.
Президент поддержал это направление Счётной палаты. И мы, конечно, не будем перегружать себя, но мы будем иметь всегда две-три проверки участия в такого рода чувствительных международных сферах.
Завершая отчет, отмечу, что уже два года мы проводим опросы в обеих палатах парламента. Как я уже сказал, мы учитываем ваши пожелания.
Ну, во-первых, мы изменили формат предоставления наших данных, отчеты стали удобнее для восприятия. Я хочу отметить, что вот после прошлого отчета было пожелание расширить список документов отчета. Теперь есть, кроме основной книжицы, которую вы имеете, еще есть приложение по каждому направлению аудита с обобщенными данными, результаты всех проверок каждого года.
Уже сейчас в комитетах это обсуждалось, этот подход понравился, это как раз реализация просьбы, которая была высказана в прошлом году. Просили, чтобы было больше инфографики, мы стали в отчеты уже, в изложение материалов больше инфографики включать. Сопровождать краткой информацией большой отчет, чтобы сначала были видны самые главные выводы, а потом можно было вчитаться в детали.
Мы преобразовали наш сайт и постоянно пополняем архив наших отчетов. Например, мы отцифрили все отчеты с 1999 года. Теперь они в машиночитаемом виде доступны вам для сравнения, сопоставления отдельных проверок по отдельным объектам, это дает дополнительные возможности. По сути, это постоянная доступная база.
Кроме того, мы развиваем направление стратегического аудита, как я уже говорил, утвержден новый стандарт, мы сейчас пилотируем, то есть проводим проверки в рамках нового стандарта. Как видите, мы осваиваем новые направления, стараемся реагировать на ваши запросы, мы открыты для вас, мы готовы дополнительно приходить на комитеты, давать свои оценки или комментарии по ряду материалов. Спасибо, что вы рассматриваете на комитетах наши материалы. У нас есть "дорожная карта" с Государственной Думой. За прошлый год все пункты "дорожной карты", которую ведет Комитет по контролю и Регламента, все пункты "дорожной карты" выполнены. По результатам сегодняшнего заседания, по принятому постановлению мы дополним эту "дорожную карту" и продолжим ее выполнять. Спасибо вам за это внимание.
Уже в этом году мы проведем 440 проверок, чуть больше, чем в прошлом году. Но в силу того, что нам нужно наращивать и отставание преодолевать, 20 мероприятий Счётная палата проведет по поручению Президента, но их будет больше, они поступают в течение года.
И 37 проверок мы проведём по запросам Государственной Думы, которые вот были высказаны в момент планирования. Напомню, что в этом году это было только 22. Поэтому мы и здесь идём вперёд.
Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович.
Сейчас содоклад сначала Ольги Викторовны Савастьяновой, потом ваши ответы на вопросы.
Савастьянова О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, представители Счётной палаты, коллеги и приглашённые!
Счётная палата Российской Федерации выполняет очень важную для государства и общества функцию по контролю за бюджетными расходами, оценке достижения национальных целей, эффективности исполнения государственных программ.
Прошедший год действительно был очень непростым, пришлось многое перестраивать, и, как Алексей Леонидович проинформировал, пришлось и сократить количество проведённых мероприятий, но это сокращение не сказалось на качестве проводимой работы.
И я бы хотела отметить и подчеркнуть, что Счётная палата Российской Федерации систематически совершенствует разработанные и реализуемые подходы по всем направлениям своей деятельности.
Что можно сказать по итогам прошедшего года?
Серьёзно меняются подходы в планировании, а именно: много внимания уделяется стратегическому аудиту, формируются приоритеты в интересах наших граждан, применяется риск-ориентированный подход, меняется организация и проведение контрольных мероприятий и экспертно-аналитических, сформированы новые стандарты проведения этих мероприятий, подготовки материалов, и мы видим, что меняется существенно и качество этих материалов, в которых отражён анализ возможных рисков, сутевых проблем, причин этих проблем, даются... представляются выводы, которые ориентированы на серьёзные и качественные изменения, конкретные рекомендации, в том числе, которые необходимо во внимание принимать нам для того, чтобы менять существующее законодательство.
Существенно изменилось и взаимодействие с контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации.
Они вовлечены в систему планирования, сформирована единая информационная база, сформирована очень серьезная база лучших практик. В прошлом году по итогам нашей совместной работы и со всеми фракциями подготовлен, внесен, принят в первом чтении законопроект, который существенно расширяет возможности контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Изменилось и взаимодействие с Государственной Думой. По итогам отчета за 2019 год, нами с вами было принято постановление, во исполнение которого разработана совместная "дорожная карта", и за это время это тот документ, который не лег в стол, а в результате профессиональных споров и дискуссий нами проработаны все основные пункты этого постановления и внесены изменения, серьезные изменения в решение Счётной палаты, о которых Алексей Леонидович сказал в своем отчете.
В прошлом году мы также использовали и такой очень важный формат впервые, как рассмотрение итогов проведенных мероприятий на совместных публичных обсуждениях мероприятий Комитета по контролю и Регламенту и профильных комитетов Государственной Думы. Таким образом, мы рассмотрели вопросы преодоления бедности, лекарственного обеспечения, выплаты заработной платы медицинских работников, дополнительных выплатах в связи с ковидом, реформа с твердыми бытовыми отходами, ликвидация свалок, эффективность развития корпорации малого и среднего бизнеса, эффективность мер поддержки малому и среднему бизнесу. Рассмотрение этих вопросов позволило не только сформировать согласованные подходы, но и настойчиво продвигать принятые решения.
В качестве итогов и тех изменений я бы хотела назвать, обозначить ещё несколько моментов. За прошедшее время более чем в три раза удалось увеличить возврат денежных средств в бюджет. Существенно увеличилось количество проведенных экспертиз важных для нас нормативно-правовых актов. Существенно поменялось качество представленных рекомендаций, и уменьшилось количество нарушений, к чему мы всегда стремимся.
С точки зрения нашего комитета, Счётная палата Российской Федерации на сегодняшний день является очень серьезным аналитическим центром, материалы, подходы, позиция и предлагаемые решения которых востребованы и профессиональным, и экспертным сообществом.
Очень важно, что эти материалы и эти предложения, они не просто изучаются, а на основе этих предложений и анализа принимаются важные государственные управленческие решения, вносятся изменения в существующее законодательство.
Я бы хотела также подчеркнуть, что Счётная палата Российской Федерации как такой лифт контроля, внешнего контроля и аудита каждый год как минимум в своем качестве поднимается на один этаж и постоянно находится в развитии.
Тем не менее эта работа, она должна быть продолжена, что нашло отражение в проекте постановления Государственной Думы. Нам очень важно проработать все эти замечания и предложения, которые были высказаны и профильными комитетами, и на фракциях, то, что состоится в ходе сегодняшнего обсуждения.
Нам хотелось бы продолжить практику совместного обсуждения с комитетами тех вопросов, которые прежде всего влияют на благополучие граждан и развитие экономики. И нам, конечно, очень важно в развитии посмотреть те вопросы, работа по которым велась в текущем году.
Что я имею в виду? Для нас важно не просто решение и выработка конкретных мер по преодолению бедности, а по повышению доходов граждан, не просто снижение безработицы, а повышение занятости.
Нам важны не только меры в части снижения разницы по социально-экономическому развитию между регионами, а формирование дополнительных возможностей для большего формирования самостоятельных приоритетов и реальных ресурсов для решения тех проблем, с которыми регионы сталкиваются.
Нам важно не только ликвидировать и снять эту проблему по недострою. Но сегодня серьезные очень вопросы у наших муниципалитетов по созданию инфраструктуры и строительству социальных объектов. Нам очень важно не только посмотреть, как у нас складываются закупки в системе лекарственного обеспечения, и, несмотря на те изменения, которые в последнее время происходят, мы с вами видим, что избыточных, ненужных процедур и норм, мешающих решению через 44-й закон, их тоже очень достаточно.
Все эти вопросы станут предметом нашей дальнейшей совместной работы. Порядка 37 предложений вошли в план Счётной палаты Российской Федерации.
И я сегодня, поводя итоги этой работы, хотела бы поблагодарить руководство, сотрудников, аудиторов Счётной палаты власти? Или считаете главной причиной объективную ситуацию? Нужно ли, на ваш взгляд, увеличивать вложения в человека - в образование, медицину, науку, культуру и активнее сокращать бедность, чтобы преодолеть стагнацию и исполнить указ номер 204 в части экономического роста? Спасибо большое.
Председательствующий. Алексей Леонидович, если удобно, отвечать можно отсюда. Как?
Кудрин А. Л. Можно отсюда?
Председательствующий. Пожалуйста.
Кудрин А. Л. Если вам тоже удобно.
Коллеги, спасибо за вопрос.
Я так уж тогда приведу цифру, поскольку был тоже в своё время вице-премьером и ставил задачу удвоения ВВП. Конечно, за 10 лет не удалось это выполнить, но хочу вам доложить, что в 2018 году ВВП России удвоился к величине 1999 года, то есть хоть и с опозданием, экономика растёт.
Сейчас, если говорить о последнем десятилетии, это, конечно, исторически... период с исторически низкими темпами экономического роста.
Отвечая на ваш вопрос, конкретно скажу: здесь есть и объективные причины, но, конечно, большая часть это связанная с проводимой политикой, как я уже неоднократно говорил. Я считаю, нужно больше структурных реформ, которые не всегда проводятся.
Тем не менее, надеюсь, что новое правительство при пересмотре новых национальных проектов, которые мы ожидаем, будут только вот сейчас утверждены, как раз нарастит этот темп преобразования. Спасибо.
Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Алексей Леонидович! Пандемия подтолкнула государство к принятию различных мер поддержки пострадавшим секторам экономики и определение ... дополнительных мер социальной поддержки. Всё это будут достаточно дорогие решения и средства в основном были задействованы из Фонда национального благосостояния.
Когда этот фонд формировался, была дискуссия, да она и сейчас продолжается: нужно, не нужно, эффективно, неэффективно? Скажите, пожалуйста, по вашим экспертно-аналитическим оценкам, что сейчас происходит с фондом, с его средствами и с тратой этих средств? Спасибо.
Кудрин А. Л. Уважаемые депутаты! На 1 марта этого года величина Фонда национального благосостояния составила 13 триллионов 552 миллиарда рублей. Соответственно, это составляет 11,7 процента ВВП. В таком ликвидном, в свободном средстве на счетах Центрального банка хранится 8 триллионов 686 миллиардов - это 7,5 процента ВВП. Эта величина перешла планку - 7 процентов и сейчас будет более активно использоваться на инвестировании в экономику. И соответствующие поручения президентом уже даны.
Объём средств финансовых активов, в том числе в инфраструктурных облигациях и в других активах находятся 4 триллиона 865 миллиардов, то есть 4,2 процента ВВП.
Структура вложения этого фонда известна — это, как правило, ценные бумаги, номинированные в валютах разных стран и, соответственно, управление ими осуществляет Центральный банк, соответствующие отчёты он направляет. Мы в своё время... проводим аудит этой деятельности Центрального банка.
В прошлом году было потрачено 293,5 миллиарда рублей, из них на покрытие дефицита бюджета - 289,8 миллиарда рублей. И, как вы помните, у нас из этих средств софинансируются: на накопительные пенсии граждан было потрачено 3,7 миллиарда рублей.
За прошлый год фонд увеличился на 6 триллионов 390 миллиардов рублей, прежде всего, и за счет начисленных... накопленных средств в 2019 году и они были перечислены в начале прошлого года, и за счет переоценки средств в связи с изменением курса.
Такая небольшая трата денег в прошлом году — 293 миллиарда в основном определяется тем, что цена на отсечение, которая определяет объем зачисления в этот фонд или расходов, была примерно на уровне цены отсечения, то есть реальная цена была на уровне цены отсечения, тем самым из фонда не потребовались большие траты. И в основном, напомню, траты на антикризисные меры в прошлом году осуществлялись за счет заимствованных средств, напомню, больше 5 триллионов рублей государство заимствовало и сохранило этот фонд на другие сложные ситуации, ну и теперь, как известно на будущее инвестирование.
Вот такая динамика использования этого фонда на сегодняшний день.
Я выступал, говорил, что возможно больше использовать фонд в такой кризисный год, но правительство действительно пошло на такие большие траты, но в основном за счет заимствований, которые в этот момент были на рынке. Что хочу отметить, что заимствования, которые были осуществлены, прошли практически, столкнулись с незаметным только ростом доходности, то есть рынок дал нормальные ресурсы и, в общем, тогда это оправдано.
Спасибо.
Председательствующий. Тарасенко Михаил Васильевич. Тарасенко М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Леонидович!
Как вы подчеркнули в своем докладе, пандемия повлияла на количество проведенных Счётной палатой проверок. Но, как видно из отчета, в этих непростых условиях аналитическая часть деятельности палаты не снижалась, а усиливалась. В этом контексте, каковы результаты мониторинга мер государственной политики, направленной на противодействие распространения коронавирусной инфекции? А также, это в развитие предыдущего вопроса, какое влияние по вашей оценке оказали меры государственной и социальной поддержки граждан на сохранение покупательной способности населения в условиях пандемии?
Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо за вопрос.
По предложению Государственной Думы и Совета Федерации мы включили шесть проверок по анализу мер антикризисной политики в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Уже завершена проверка по выплатам стимулирующих доплат врачам. Она направлена в Государственную Думу.
В целом хочу сказать, помните, если вначале, в начальном периоде было много вопросов и жалоб населения, то есть врачей, по поводу этих выплат, то правительству удалось урегулировать эти вопросы. Сейчас количества жалоб немного. Мы в ходе проверки тем не менее способствовали доначислению еще больше, чем 300 миллионов рублей, то есть по тем уже конкретным суммам, которые мы выявили. Кстати, хочу сказать, что все контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации приняли участие в работе с нами, то есть они отозвались, добровольно подключились и также провели соответствующие проверки в регионах.
Мы выявили ситуацию по зарплате и по фондам зарплаты. Мы говорим о том, что в какой-то момент, конечно, средняя зарплата за вычетом этих мер в каких-то регионах немного снизилась. В расчете на такого рода доплаты, ну, местные бюджеты немножко экономнее повели себя. Мы на это обратили внимание, дали соответствующее указание всем регионам, кто это допускал, доложили президенту, чтобы доплаты не замещали, по сути, ту зарплату, которую они и так должны были получать.
Мы выявили разницу в подходах в ряде регионов, ну, в силу опять же разной инфраструктуры. Например, в крупных городах у нас один врач на несколько пролеченных, а, допустим, в других регионах или где более рассредоточенная сеть, наоборот, несколько врачей на одного... или обслуживающего персонала на одного больного. Мы эти данные дали в нашем отчете. В целом я хочу опять же сказать, что вопросы с правительством урегулированы. И сейчас продолжается эта работа, уточняются, в том числе, конечно, и правила по мере перехода к разным стадиям по этой пандемии, что неизбежно.
Сейчас мы завершаем проверку по ИВЛ. Мы продолжаем проверку по гарантиям бизнеса и другим.
В целом, конечно, оценивать все результаты ещё трудно. Напомню, что все программы антикризисных мер рассчитаны на два года, и в том числе на 2021 год. Соответствующие ресурсы обозначены в федеральном бюджете на эти цели. Вот в этом году, там сейчас, по памяти, больше триллиона 400 миллиардов рублей. В 2021-м также идет на эти цели. В соответствии с этим у нас в этом году опять же эти заимствования, использование дополнительных источников, есть дефицит бюджета в этом году. То есть идет полноценная работа, связанная с антикризисной политикой. Мы будем также в наших проверках касаться этого. Спасибо.
Председательствующий. Хованская Галина Петровна.
Хованская Г. П., председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Уважаемый Алексей Леонидович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давно предлагает установить федеральный стандарт допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не более 15 процентов. Это усилит адресную поддержку малоимущих семей при оплате ЖКУ. Минстрой и Минтруд нас поддерживают в данном вопросе. Необходима федеральная поддержка в размере чуть выше 25 миллиардов рублей. Не наша оценка, а оценка Минтруда.
Президентом дано поручение правительству представить предложения по межбюджетным трансфертам субъектам с учетом их обеспеченности для софинансирования обязательств по предоставлению гражданам субсидий. "Очень важно для целей выравнивания условий получения адресной поддержки во всех регионах", - сказал президент. Срок исполнения поручения истек в ноябре 2020 года. Поддерживаете ли вы предложение по усилению системы адресной защиты граждан? Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо. Мы, конечно, поддерживаем меры по усилению адресной защиты граждан. В общем, мы даже давали свои предложения, как снижать бедность у нас в стране, и выйти на те цели, которые поставил президент по снижению бедности в два раза. Но вот то, что вы говорите, это касается конкретной меры через платежи по ЖКХ. В данном случае мы, конечно, готовы рассмотреть и эти меры. У нас немножко другого характера предложения. Так что спасибо за предложение.
И разрешите мне ещё добавить к предыдущему ответу, который на предыдущий вопрос по мерам антикризисным был. Я забыл о самых наиважных темах сказать.
Вот доплаты семьям на ребенка, которые были проведены как до трех лет, так и были разовые выплаты, в целом предотвратили рост бедности в стране на 2 процента. То есть рост небольшой всё-таки произошел, но, благодаря таким мерам, мы предотвратили существенное ухудшение ситуации.
Поэтому, повторяю, несмотря на такой глубокий кризис, ситуация изменилась ненамного в худшую сторону. Поэтому это одна из самых эффективных мер, которая проводилась в части поддержки населения в этот год.
Спасибо.
Председательствующий. Щапов Михаил Викторович. Щапов М. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Алексей Леонидович, по данным Рослесхоза площадь леса, пройденного огнем, в 2020 году составила почти 10 миллионов гектаров.
За последние 15 лет этот показатель вырос в разы. Уже многие годы мы видим, как наши леса горят, их вырубают черные лесорубы, кругляк вывозят в Китай, а налоговые арендные поступления в бюджет от отрасли минимальные.
Я как житель Иркутской области, одного из самых лесных регионов, наблюдаю эту проблему воочию, ситуация не меняется годами.
Одна из главных причин - это нехватка средств по лесным субвенциям. Сложно тушить и охранять леса, когда не хватает людей, техники и оборудования.
Счётная палата делала соответствующий анализ. Депутаты Госдумы также анализировали методику расчета финансирования, её нужно срочно менять.
Считаете ли вы, что необходимо скорректировать подходы бюджетного финансирования в лесной сфере? И, возможно, Счётной палате стоит провести более комплексную проверку всей государственной политики в лесной сфере, не только бюджетные расходы, но и эффективность налоговой, таможенной и арендной политики. Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо за вопрос.
Вот лесная тематика на слуху у вас, и среди ваших поручений Счётной палате есть эти вопросы. Мы поэтому на протяжении последних трех лет каждый год проводим две-три проверки в этой сфере. И, конечно, сейчас у нас всё больше складывается, все лучше складывается общая картина.
Хочу напомнить из самых таких известных результатов прошлого года, мы проанализировали, насколько анализируются и обновляются, актуализируются данные в нашем лесном фонде.
Мы говорили о том, что 80 процентов лесного фонда уже... данные по ним устарели, потому что больше чем 10 лет, сколько нужно было бы ресурсов для того, чтобы провести актуализацию.
То, что вы говорите по ... Допустим одна из проблем, мы проверяли лесоустройство на арендованных участках. Например, на арендованных участках лес вырубается, используется в коммерческих целях, а государство после этого еще компенсирует часть расходов и восстановление. Например, на это потратили ... на 8 миллионов гектаров потратили больше 500 миллионов рублей, мы тоже обратили на это внимание. Мы проверяли оснащение лесопожарной техникой, это прямо относится к вашему вопросу по лесоохране. За 2019 2020 год на эти цели было выделено 9,5 миллиардов рублей, было приобретено 18 тысяч единиц лесопожарной техники. Но, не перечисляя некоторые результаты, я соглашусь с тем, что методика расчета ущерба, нанесенного лесными пожарами, требует уточнения, в данном случае я с вами согласен, мы это тоже высказали в наших предложениях. И соответственно мы дали предложения как уменьшить потери.
Ну вот два года назад у нас была проверка по вывозу сырого леса в Китай. Мы просто проверяли ряд пунктов и выявили незадекларированные объемы провоза путем наших аналитических данных. По ним идет соответствующая проверка и уже открыты первые уголовные дела. Так что мы продолжим работу по этому направлению, по одному из самых актуальных направлений и, конечно, шаг за шагом будем обобщать данные о состоянии этой отрасли, тем самым и вам давать более полную информацию. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments