leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

ЕР отклонила законопроект КПРФ о базовой ставке заработной платы педагогических и медицинских работн

ЕР отклонила законопроект КПРФ о базовой ставке заработной платы педагогических и медицинских работников – Иван Мельников Не надо использовать термин «пинать правительство» и не надо повторять – Сергей Вострецорв Надо тренироваться формулировать Правительство самый крупный работодатель если не стимулировать чесаться не будет Никого не устраивает никто не понимает как формируется зарплата
15. 911641-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников)
Документ внесли 02.03.20 Депутаты ГД Г.А.Зюганов, И.И.Мельников, В.И.Кашин, Н.В.Коломейцев, О.Н.Смолин и др. (КПРФ); В.А.Агаев, А.Н.Некрасов, В.С.Шурчанов (в период исполнения ими полномочий депутатов ГД)).
Представил депутата ГД Олег Смолин.
Член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов.
Законопроектом предлагается установить, что базовая ставка заработной платы педагогических и медицинских работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте РФ.
статьей 1331 ТК РФ закреплена возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ. Однако, во-первых, заключение соглашения о минимальной заработной плате является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Во-вторых, действие такого соглашения не может распространяться на работающих на территории соответствующего субъекта РФ работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Также законопроектом не предусмотрено, каким образом будет регулироваться установление базовых ставок заработной платы в субъектах РФ, где не заключены региональные соглашения о минимальной заработной плате, а также для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Законопроект включен фракцией КПРФ в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 101 0 1 15:08

Стенограмма обсуждения
15-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Докладывает Олег Николаевич Смолин.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Иван Иванович!
С 33-го раза вашему вниманию предлагается проект федерального закона, название которого здесь было уже озвучено. Собственно, суть этого законопроекта выражена в его названии.
Мы предлагаем для педагогических и медицинских работников установить в виде базовой ставки размер не менее двух минимальных размеров оплаты труда в регионе Российской Федерации.
Напомню, что это не первая попытка. Мы много раз пытались поднимать заработные платы педагогических и медицинских работников. Каждый раз нам говорили, примерно, следующее: проблема важная, но где деньги, Зин?
Сейчас мы пытаемся отчасти решить проблему путем перераспределения денег внутри того фонда, который существует для педагогических и медицинских работников, повышая, повторяю, базовые оклады.
почему так плохо исполняются указы президента, Михаил Владимирович, помните, мне что ответил, он сказал: "Я посмотрел, зарплата учителя 41 тысяча рублей". На что Вячеслав Викторович Володин ответил ему, что если он придет в школу и расскажет, что средняя зарплата в школе не московской, а обычного региона 41 тысяча рублей, учителя будут крайне удивлены и скажут: "Скажите, кто столько получает". И Председатель Государственной Думы, который регулярно бывает в школах, напомнил председателю правительства, что, вообще-то, обычные учителя получают 18-20 тысяч рублей в реальности.
Аргумент четвертый, уважаемые коллеги. Я напоминаю вам всем, что мы дружно, единогласно 23 июля 2019 года голосовали за специальное постановление Государственной Думы по итогам больших парламентских слушаний, впервые принималось такое постановление в части оплаты учительского труда, и там мы проголосовали за то, что базовая ставка для учителя за 18 часов должна быть не менее 70 процентов от средней заработной платы по региону. Так вот этим законом мы просим у вас, уважаемые коллеги, гораздо меньше.
Я прошу вас поддержать этот законопроект, и я надеюсь, дискуссия будет продолжена в ходе вопросов и ответов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Сергей Алексеевич Вострецов. Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В какой-то степени правительство и мы с вами данную проблему уже урегулировали, внеся 362-й федеральный закон - изменения в 144-ю статью Трудового кодекса, дав правительству право принимать нормативно-правовые акты, направленные к установлению структуры зарплаты работников бюджетной сферы.
Предложенный коллегами законопроект комитет не поддержал по следующим основаниям.
МРОТ сегодня устанавливается федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Регионы действительно имеют право в рамках региональных соглашений устанавливать свой минимальный размер оплаты. Но это право, а не обязанность региона, и оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В некоторых субъектах этот минимум действительно выше: Москва, Санкт-Петербург, например. А в 38 субъектах из 85 таких соглашений вообще нет: Адыгея, Калмыкия, Приморский край, Мордовия. Каким образом там будут решаться эти вопросы, авторы не говорят.
Кроме того, возникает ситуация, когда Правительство России будет поставлено в подчиненное положение региональным органам власти.
Между тем, не могу не согласиться с авторами, что в оплате труда нужно наводить порядок. Я как председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ уже четвертый год прошу коллег в комитете создать рабочую группу и переработать 21 -ю главу Трудового кодекса. Там как раз речь идет о заработных платах, так как действительно большинство работников независимо бюджетной, внебюджетной сферы сегодня не понимают, как формируется их зарплата, из чего она состоит, об этом, кстати, на комитете неоднократно говорили и представители Счётной палаты.
Основные проблемы. Сегодня оклад в системе заработной платы в основном составляет 20-30 процентов. О какой охране труда может идти речь? Конечно, шахтер полезет в шахту с неисправным датчиком, матрос сядет на кривую "Булгарию", "Кольскую", если он рискует потерять 70-80 процентов своего заработка. Это, конечно же, не премия, это удавка.
Также от оклада зависит и множество социальных выплат - больничные, беременность, роды, поэтому они сегодня такие очень низкие, я сказал бы, даже позорные. Кто болел даже в Госдуме, знает, сколько человек теряет.
Президент уже неоднократно давал распоряжение правительству навести порядок с зарплатами бюджетников. Объединение СОЦПРОФ также направило свои предложения Мишустину, ждем от них конкретных предложений.
Вторая не менее важная проблема касается бюджетников, а их в стране больше 11 миллионов. Сегодня почти 80 процентов действительно вынуждены работать больше чем на одну ставку для того, чтобы выполнить указ президента, больше на полторы ставки работают. Пример: хирург одна ставка -7,5 часа, плюс 0,5 ставки - 12 часов. Кто захочет лечь под нож к такому хирургу в конце смены? Думаю, желающих будет мало. А получает он за свою переработку, только подумайте, не в двойном размере, как сегодня это положено по Трудовому кодексу, а даже меньше чем по основной ставке. А почему? Потому что всё это хитро у них называется внутренним совместительством.
Я призываю коллег из всех фракций: давайте действительно создадим рабочую группу, переработаем 21 главу Трудового кодекса, чтобы никто не мог мухлевать с премиями, и даже только что устроившийся на работу выпускник там техникума, вуза, да и просто после школы мог понимать, сколько и за что он будет получать. Надо наконец-то навести в этом направлении порядок.
Мы с вами вместе во главе с Александром Дмитриевичем, помните, в начале созыва сделали это с минимальным размером оплаты труда, и президент нас, кстати, в этом поддержал, давайте сделаем это и с заработной платой, потому что правительство иначе будет само опять 20 лет, как оно с МРОТ, решать эту проблему.
А предложенный авторами законопроект, к сожалению, мы предлагаем отклонить, так как он входит в противоречие с действующим законодательством и нарушает межбюджетные отношения.
Спасибо, коллеги.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Алексеевич. Вопросы есть?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Сергей Алексеевич, вы правильно заметили, что тема обсуждалась давно, в том числе и в этом зале, и рекомендации большие парламентские слушания, по крайней мере, в отношении педагогических работников принимали. Но правительство по какой-то причине не использует свои полномочия для того, чтобы базовые оклады пересмотреть.
Как вы считаете, какие ещё нужны действия, если уже были решения парламентских слушаний, рекомендации, чтобы правительство побудить к решению вопроса? Будем и дальше сидеть, ожидать, когда правительство решит?
Вострецов С. А. Да, полностью с вами согласен. Я сказал, что мы совсем недавно наделили правительство правом, внеся поправки в 144-ю статью Трудового кодекса. Я знаю, что по медицинским работникам, по окладам сегодня уже до 80 процентов они свои предложения внесли. Но думаю, что, конечно же, нужно нам с вами более активную позицию занимать, поэтому я и предложил, давайте создадим рабочую группу, не будем в ожидающих, а давайте "пинать" правительство, потому что в этом и наша задача как депутатов состоит, не ждать, пока правительство само что-то там высосет из пальца, как оно это делало с МРОТ 20 лет, а как мы создали рабочую группу по МРОТ, да, почти там полгода мы проработали, но решение было принято, и президент его поддержал. Думаю, что такая рабочая группа межфракционная, с участием всех фракций данную проблему поможет нам с вами решить и ускорить процесс. Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо.
Вопрос Сергею Алексеевичу. "Пинать" правительство, конечно, здорово, но пока слабо получается, у нас в том числе.
Вопрос. Сергей Алексеевич, вот выпускник силовых структур, в данном случае выпускник соответствующего высшего учебного заведения получает базовую сразу заработную плату 50 тысяч рублей, в то время как врач это 20 тысяч рублей максимум, даже там в самой хорошей специальности, учитель -15 тысяч, на которые реально даже ему одному жить нельзя, я уже не говорю про, скажем так, членов его семейства, которые с ним переселяются. Вот мы предложили соответствующее решение. Почему против него, если других в течение последних пяти лет не предлагалось, правительство бездействует, несмотря там, на пинание или не пинание его.
Почему такой вариант нормальный, ясный, понятный, который позволит человеку, окончив вуз, реально хотя бы, скажем так, не думать о хлебе насущном, тем более там о каких-то соплатежах, взятках и тому подобных, потому что это тоже провоцирует определённые, скажем так, процессы, почему нельзя принять этот нормальный вариант?
Председательствующий. Сергей Алексеевич, прежде чем будете отвечать, давайте не будем использовать термин "пинать правительство" и не надо повторять этот термин.
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А. Ну надо тренироваться его стимулировать... Председательствующий. Это другое дело. Вострецов С. А. ...назовём это тренировкой, да.
Что касается вашего вопроса. Я абсолютно вас поддерживаю, я дальше шёл даже, да? Вы знаете, что сегодня выпускники вузов, очень малое количество, могут трудоустроиться как раз из-за этого пресловутого внутреннего совместительства, не из-за того, что люди там от хорошей жизни работают на 1,5, там 1,8, 2 ставки иногда, а потому что вытянуть вот эту среднюю заработную плату по указам президента.
Я вообще говорил, что нужно распределять выпускников бюджетных вузов, потому что меня многие обвиняли в том, что как распределять бюджетников, ведь это же мы нарушим Конституцию. А разве мы не нарушаем с вами право людей, которые оплатили этих бюджетников? Потому что, я считаю, мы больше нарушаем права налогоплательщиков, не дав им этих специалистов и не освободив им места. Вопрос нужно решать двусторонне.
Во-первых, освобождать ставки, чтобы было куда этим бюджетникам приходить, потому что, в отличие от военных вузов: МЧС и других силовых, там чёткое распределение, вот сколько заказали, столько оно туда и пришло. Поэтому надо добиваться от правительства. Я вот от регионов, всё они там какие-то считают, свои вопросы высчитывают, никак они высчитать не могут. Ложь это всё. Это отсутствие воли.
Надо чётко понять, сколько врачей, учителей нужно в тот или иной субъект? И тогда действовать не только по системе ЕГЭ, то, что кто захотел, там поступил, у кого больше баллов, а, наоборот, на бюджетные места брать людей, кто захочет туда потом поехать и отработать. Тогда мы решим вопрос с кадровыми составляющими.
Что касается заработной платы. Вы абсолютно правы: из-за того, что сегодня оклады 20-30 процентов, вот эти премии стимулирующие все, вот это как раз и идёт дисбаланс по регионам. Если мы с вами сделаем оклад 80 процентов и он будет составлять там 20-30 тысяч, да, тогда какой бы субъект не был, сколько бы человек не отработал да, конечно, всегда же существовали за выслугу лет доплаты, за вредные условия, за северные какие-то, но они никогда не были в разы превышающие зарплату. Потому что сегодня, когда зарплата 20-30 процентов, оклад, то ну о чем мы вообще с вами говорим, ... иди, получи голую ставку. Кто на нее пойдет? Поэтому выпускники не идут, во-первых, туда, потому что мест нет, они заняты теми, кто уже отработал много, много лет, и они получают различные стимулирующие и их это устраивает. Хотя я еще раз говорю это ложь, потому что мы переработку, которая должна оплачиваться в двойном размере, прячем с вами под внутреннее совместительство. Давайте уберем это понимание и там, где не хватает кадров, тогда будем платить, как положено, тогда поверьте мне и места освободятся и ставки найдутся, и качество улучшится, когда человек будет работать на свою ставку. Если правительство считает, что ставка низкая, пусть повышает часы, обосновывает это, но вот эти мухлежи никому не нужны, люди от этого устали.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Я прошу прощения за нарушение традиций. Уважаемый Сергей Алексеевич!
Вы агитируете за наш законопроект, пожалуй, еще более эмоционально, чем я, но я бы как член профсоюзной группы солидарности рекомендовал вам, очень низкий этот минимальный размер оплаты труда. И по работникам бюджетной сферы, хотя я с огромным уважением отношусь к учителям и врачам, потому что это основные люди в нашей жизни, потому что без них, знаете, как в песне поется: да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера.
Конечно, наши учителя - это основа нашей жизни. То, что они в нас заложат, и будет будущее государства. И сегодня эту систему надо менять. И мы, профсоюзы соцпроф, конкретные предложения направили в правительство. Сегодня у них есть полномочия по закону, который мы приняли, 362-й, изменения в 144-ю статью. Давайте посмотрим, как они эти полномочия выполнят, хотя бы год пусть пройдет.
Сегодня я знаю, что они внесли нам по медицинским работникам. Давайте ждать от них, ну, еще какое-то время и по образованию. Но я вообще предложил не ждать. Я же к вам, коллеги, сейчас с этой трибуны обратился, как представитель профсоюза, как представитель комитета по труду. Давайте создадим рабочую группу, как мы создали рабочую группу во главе с Александром Дмитриевичем, и решили вопрос по МРОТу. Сколько профсоюзы ни бились, 20 лет мы бились, ничего не добились. Рабочую группу создали, решение нашли, президент поддержал, вопрос разрубили. Давайте создадим рабочую группу и наведем порядок. И в рамках... не будем тянуть одеяло, кто там лучше, кто там хуже, здесь же никто не делит. У нас одна страна.
Поэтому давайте вместе, я еще раз говорю, эту рабочую группу найдем и вне противоречия законодательству, найдя консенсус какой-то, решение, ускорим деятельность правительства, потому что правительство - один из самых больших работодателей. Оно, конечно, скакать не будет, оно будет ждать, пока его стимулировать не будем, оно и будет не чесаться, как это было с МРОТом.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Сергей Алексеевич, вы эмоционально излагаете хотелки СОЦПРОФа, а мы предлагаем конкретный проект закона, который решает эту проблему. Уже коллега Смолин сказал вам, что во втором чтении создастся рабочая группа, приглашаются все желающие поучаствовать в улучшении текста, и своими поправками это улучшает.
Но я вам напомню, что вот во втором вопросе был Кудрин, который, будучи первым вице-премьером, министром финансов, провел 184-й закон. Вот вы сейчас хаете руководителей субъектов неправомерно, а 184-й закон передал 190 полномочий на их плечи, а мандатов финансовых отдал 30 процентов. Отсюда и нехватка ресурсов.
Наш комитет с вами, и вы там были, я помню, уже создавал такую рабочую группу, где были представители трех министерств, и Минздрава, и Минпрофа, и Минпросвсщсния, и Миннауки, и предлагали изменить 279-е, если не ошибаюсь, постановление правительства, где как раз пропорцию Олега Николаевича предлагалось утвердить. На вопрос ... заседаниях рабочей группы... (Микрофон отключен.)
Вострецов С. А. Дорогой мой коллега-коммунист, во-первых, я — не комитет, и моя позиция в комитете — это один голос. Это, во-первых. Это раз. И это позиция объединения профсоюзов России, Союзпроф, я всегда ее озвучивал, в отличие от вас, который здесь сидит четыре или пять созывов, я не знаю сколько, не считал. Второй раз, когда я сюда зашел и вошел в профильный комитет, тут же я предложил создать рабочую группу по МРОТу.
20 лет решить не могли. Решили этот вопрос.
Я сегодня ещё раз настаиваю, межфракционную группу давайте создадим и будем ее решать. А профсоюзы трогать не надо. Потому что я ещё раз говорю, мы пока с вами, к сожалению, в рамках правового поля можем только...
Этот закон, почему не поддержал комитет, я вам обозначил, по-моему, очень четко сказал. Я даже не ссылался на то, что нет источника доходов, на Бюджетный кодекс я не ссылался. Я четко сказал, что будет разграничение полномочий. Сегодня у нас по Трудовому кодексу, статья 133, правительство принимает минимальный размер оплаты труда на всю территорию Российской Федерации. Регионы имеют право. А вы предлагаете... Это право. Тогда надо прописать, что не имеют обязанность. То есть обязаны принимать МРОТ выше, а правительство обязано его учитывать.
Ну, о чем вы говорите? Я же четко ответил вам позицию комитета. Это не моя позиция. Я в большинстве согласен как бы со многими предложениями. Эти конкретные предложения, ещё раз говорю, направили в правительство. Но я не вижу другого выхода наведения порядка и с бюджетниками, и с внебюджетниками, потому что пока мы бюджетникам не сделаем оклад 70-80 процентов, ничего не будет делать бизнес. А если мы сделаем для бюджетников 70-80 процентов оклад, и бизнес подтянется. Давайте создадим эту рабочую группу, и давайте вместе ее решать. И не будем передергивать, коммунисты, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", профсоюзы там, и ФНПР тоже поддерживает. Где решение? Давайте создадим и разрубим этот Гордиев узел.
Никого не устраивает, никто не понимает, как формируется заработная плата.
Поэтому порядок надо наводить.
Но я ещё раз говорю: от лозунгов давайте к делу перейдём. Вот Александр Дмитриевич здесь сидит, поддержите создание рабочей группы по пересмотру 21-й главы Трудового кодекса по заработным платам.
Там есть и порядок индексации, и так далее. Ссылка идёт на эти, как их, коллективные договоры. А там, где их нет? Сегодня коллективный договор тоже необязательный документ. Поэтому и индексаций своевременных нет. Ну это целый клубок. Это же не только та проблема, которую мы сегодня поднимаем.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Шеин Олег Васильевич. У нас опять ситуация со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", два записавшихся. Только Олег Васильевич сумеет выступить.
Шеин О. В. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, устанавливающий гарантии стартовой заработной платы в образовании, здравоохранении и, очевидно, вот если культура тоже. И мы считаем необходимым принять его в первом чтении.
За последние полтора десятилетия система оплаты труда в бюджетном секторе деградировала. Если раньше это была твёрдая единая тарифная сетка, то теперь получается, что доля окладов в заработной плате, она небольшая, а всё остальное - это портфолио, стимулирующие выплаты и прочие вещи, которые понять совершенно нельзя.
Вот, к примеру, у нас, в Астраханской области, есть такая изумительная вещь - надбавка за интенсивность, до двух окладов.
Что такое интенсивность? В каких джоулях она меряется? Кому 2 процента, кому 182. Ответ на этот вопрос не знают даже министры. А в результате получается, что, если человек как-то приглянулся начальнику, то ему могут выписать полноценно высокую заработную плату, а в противном случае его держат на голодном пайке. И понятно, что специалисты в таких издевательских условиях работать не собираются. И, естественно, мы специалистов теряем, они уходят в частную сферу, в репетиторство, в частные медицинские клиники и так далее. Поэтому должны быть твердые правила.
Вопрос второй, когда они должны быть? Полтора года назад президент, выступая в Гостином дворе, сказал, что это поручение Правительства Российской Федерации, до конца 2020 года отработать новые правила по заработной плате в здравоохранении и потом понятно уже с переходом на другие бюджетные сегменты. На дворе весна 2021-го, новое Послание Президента и не сделано ровным счетом ничего. Более того я встречался с правительством, предлагал наше участие в этих рабочих группах на их площадке, и такого рода решения, к сожалению, принято не было.
Что касается рабочих групп самой Государственной Думы. Без принятия законопроекта в первом чтении работа такая системы не будет. Я напомню известную в этом зале всем людям, кто работал в прошлом тысячелетии и в начале текущего, историю, когда обсуждалась задача, связанная с возвратом советских вкладов в Сбербанке. И в 2010 году нам было сказано с этой трибуны коллегами из "ЕДИНОЙ РОССИИ", Правительства следующее - слишком много накопилось законопроектов, давайте мы все их уберем, соберем отдельно рабочую группу, она будет разбираться. Вот та рабочая группа до сих не села ни разу разбираться за последние 10 лет, и явно не сядет.
Поэтому процедура совершенно понятная, надо принимать в первом чтении законопроект, соответственно ... второго чтения уже будет мотивация и для Кабинета министров, и для всех фракций к тому, чтобы работать по более техничной доводке по цифрам, по бюджетной росписи, по правилам определения дифференциации оплаты труда и соответственно мы выйдем на нормальные условия, которые позволят нам, в том числе ликвидировать совершенно неправильный дефицит рабочих кадров в системе образования, здравоохранении и выйти на нормальные условия заработной платы работников этих важнейших отраслей в стране. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Бессараб Светлана Викторовна.
Бессараб С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Система, как и сказали предыдущие докладчики, действительно достаточно деградировала, я имею в виду систему оплаты труда медицинских, педагогических работников. Все это привело к дифференциации заработной платы категории работников по регионам Российской Федерации. И в пандемию мы, конечно, ощутили в том числе и миграционный поток временных работников, потому что в каком-то регионе платили выше, в каком-то ниже.
Безусловно, этот вопрос очень остро стоит сегодня, именно поэтому 9 ноября 2020 года нами был принят закон за номер 362-ФЗ, в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющие сегодня Правительству Российской Федерации устанавливать базовые ставки, базовые оклады, базовые должностные оклады, устанавливать их дифференциацию, в том числе, соотношение окладной части и стимулирующих, компенсационных выплат в составе заработной платы соответствующих категорий работников.
Более того, считаю, что стимулирование в этом направлении правительства не требуется, потому что на период, когда мы обсуждали законопроект ко второму чтению, уже готовилась методика по расчёту заработных плат работников здравоохранения. Насколько я знаю, сегодня проходят консультации во всех регионах Российской Федерации по выравниванию окладной части и стимулирующих выплат в составе заработных плат работников по безусловному выполнению указа президента о соотношении заработных плат, средней заработной платы, например, работников здравоохранения, работников педагогических по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Почему закон данный не может быть принят даже концептуально?
В соответствии со статьёй 132 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата устанавливается единовременно на всей территории Российской Федерации с учётом региональных, климатических, так называемых, коэффициентов.
В соответствии со статьёй 133 прим Трудового кодекса Российской Федерации мы помним, что минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может быть установлена соответствующим тарифным соглашением.
Невозможно установить базовые минимальные тарифные ставки только для отдельных категорий работников госучреждений. Тем более невозможно по решению регионального органа исполнительной власти выделять средства из бюджета для регулирования оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
Учитывая изложенное, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект отклонить, всем желающим войти в составы рабочих групп, которые сегодня в Правительстве Российской Федерации при соответствующих отраслевых министерствах занимаются разработкой тарифных систем и сеток по оплате труда, и если желание - приходить к нам на заседания комитета по соответствующей тематике.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые товарищи, коллеги!
Из предыдущего выступления видно, что указ президента, майский указ ещё 2012 года, он и не выполнен, и не будет выполнен, судя по всему, если такую аргументацию использовать. Этот законопроект, который мы обсуждаем, при внесении подписан всеми без исключения депутатами фракции КПРФ. Мы считаем его приоритетным, именно потому приоритетным, что без квалифицированного педагогического и квалифицированного медицинского труда не может быть развития человеческого потенциала, то, что исключительно важно для прорывного развития России.
Что мы предлагаем? Я зачитаю, потому что, наверное, надо всё-таки иметь точное представление. Предлагается дополнить статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации частью четвертой, или следующим положением, цитирую: "Установить, что базовая ставка заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации". Это должно создать гарантии и поможет решить кадровую проблему, особенно по малым городам и сельской местности от Кубани до Байкала по всей территории страны.
Какие замечания высказали оппоненты?
Первое. Финансово-экономическое обоснование требует уточнения, поскольку оценка дополнительных расходов произведена исходя из численности врачей и медперсонала за 2018 год, а педагогических работников -за 2017 год. Ну, разумеется, законопроект был официально внесен в Думу в начале марта прошлого года и поставлен в очередь на пленарное заседание на первое чтение в октябре прошлого года. Других обобщенных данных на тот момент просто не было. Теперь мы можем уточнить и получаем, что численность педагогических и медицинских работников в Российской Федерации всего составляет примерно 3,6 миллиона человек. Понятно, что изменился и МРОТ за это время, всё-таки оно прошло, и мы знаем, какие цифры на сегодняшний день.
Коллеги, второе замечание, что базовые оклады по профессиональным квалификационным группам может устанавливать Правительство Российской Федерации. Но я уже, задавая вопрос, подчеркну, ну мы что так и дальше будем неизвестно какое время ждать от правительства, пока это правительство решит вопросы? Ведь речь-то идет на самом деле примерно о 15 процентах трудоспособного населения страны. Наверное, слишком долго ждем.
Коллеги, базовую ставку медикам и учителям повышать надо, по-моему, никто в этом не сомневается. Если межфракционная группа, я напомню, у нас уже была тема оптимизации и был межфракционный законопроект, два года тянули здесь в Государственной Думе, пока он наконец был принят, когда... пока оптимизировали всё, что можно было оптимизировать. Поэтому предлагаем немедленно принимать закон в первом чтении и работать дальше.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Заключительное слово - Олег Николаевич Смолин.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу привести пять дополнительных аргументов.
Первое. Я очень уважаю наш комитет по труду и социальной политике, но его заключение напоминает мне, извините, фразу Лермонтова: жалкий лепет оправданья.
Коллеги, любой законопроект нарушает действующий закон в том смысле, что он его меняет. Мы предлагаем вносить изменения в Трудовой кодекс, поэтому кто нам мешает поменять и некоторые другие его статьи? Ссылка, мягко говоря, не выдерживает никакой критики.
Второе. Вот правительство написало нам честно, что закон потребует денег, это правда, коллеги, без... а правительство не верит данным собственного Росстата, оно понимает, что на самом деле зарплата совершенно другая. Это делает честь правительству.
Далее, уважаемые коллеги, что касается ставок в регионах. Я вам напомню, Республика Алтай, учитель первой категории - 3 тысячи 460 рублей, Брянская область - 5 (я округляю), Саратовская - 8, Омская, моя родная - 9,5, Амурская - 10, даже в Москве 20 тысяч - базовый оклад, в Московской области -21,5, кстати сказать.
Так вот, самое интересное, что все ваши новые методики хваленые, они что делают? Они пытаются перераспределять деньги внутри учреждений и регионов, при этом разница в оплате труда в регионах, по данным коллегии Минпросвещения, в семь раз по учителям. И никакие ваши методики ничего не сделают, потому что без денег этого сделать просто невозможно.
Далее, уважаемые коллеги, деньги-то в стране, вообще-то, есть. Сегодня Алексей Леонидович в очередной раз нам ... 13 с половиной триллионов рублей Стабилизационный фонд.
Кстати сказать, уважаемые коллеги, я имею обыкновение читать политические программы фракций. Я почитал политическую программу фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Россия 2020". Читали, коллеги? Я уверен, большинство нет. Там написано: расходы на образование должны быть в 2020 году 6 с половиной - 7 процентов от валового внутреннего продукта, по данным Кудрина — 3,9. Расходы на медицину в 2020-м должны быть 5,2-5,5, по данным Кудрина — 3,1 процента. Коллеги, это мы стараемся исполнить программу вашей партии. Вообще, с вас причитается.
Кстати, по поводу слов и дел. Вот призывы создавать рабочую группу - это слова, а закон, законопроект - это дело. Нас избирают не для того, чтобы мы призывали, а для того, чтобы мы готовили законопроекты.
И последнее, коллеги. Вообще, политику положено придерживаться формулы: обещать - значит жениться. Вы все голосовали за постановление Государственной Думы, которое предусматривало 70 процентов оклад, не просто оклад, 70 процентов - базовый оклад для учителей от средней заработной платы по региону. Мы просим меньше, но вы голосуете против. Коллеги, призываю быть последовательными. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Сергей Алексеевич Вострецов, пожалуйста. Заключительное слово содокладчика.
Вострецов С. А. Во-первых, что касается предложения о создании рабочей группы - это слова, не соглашусь. Мы также, помимо слов, от Объединения профсоюзов России "Соцпроф" направили конкретные предложения правительству, а сегодня именно правительство в соответствии с принятым нами 362-м законом и изменением в 144-ю статью имеет право. Мы направили свои предложения не просто в воздух куда-то, потеоретизировать, а в тот орган, который принимает решение. И эти предложения, поверьте мне, конкретные.
Что касается теперь вопроса, какие аргументы нам мешают. Но нельзя ставить телегу впереди лошади.
Тогда надо сначала отменить статью 133 Трудового кодекса, которая определяет МРОТ для всей территории Российской Федерации и прописать, что МРОТ устанавливают субъекты Российской Федерации у себя. Понимаете?
Вы же сами нормотворцы, вы понимаете, что нельзя принимать закон, который входит в противоречие с другим законом. Ну это крайне неверно, коллеги.
И что касается теперь, что если мы установим этот МРОТ в регионе, то всё решится с кадрами. Да не решится, коллеги. Самый главный кадровый вопрос, как можно его решить? Я ещё раз говорю, на мой личный взгляд, это в первую очередь распределение выпускников.
Надо отменять систему ЕГЭ для бюджетников, для врачей и учителей и те, кто хочет... но не поедет человек даже за миллион в Тынду или в село, в Дагестан, потому что у него там нет ни дома, ни родственников, никого. А если ребёнок оттуда поступит, поверьте мне, за пять лет он научится.
И это гораздо лучше, чем выпускник, когда потом отработает в бюджетной сфере там три-четыре года, он куда бы не ушёл: в платную медицину и так далее, мы хотя бы будем знать, что он там не отравит, не выпишет чего, непонятно чего. Поэтому, коллеги, кадровый вопрос можно решить только распределением.
И, кстати, в медицинской отрасли уже этот вопрос решается. Надо решать это и с педагогами.
Что касается теперь оплаты труда. Да давайте мы для начала с вами хотя бы начнём платить людям по указу президента, за одну ставку. Поверьте мне, это и освободит бюджетные места, куда смогут прийти выпускники этих вузов.
И во-вторых, когда ставка станет базовая высокой, тогда и выпускники будут получать изначально приличную зарплату и они придут туда работать. Поэтому давайте не будем мериться и говорить, что мы создавали тысячу раз, не создавали, на моём веку я видел здесь одну рабочую группу конкретную по МРОТ и эта рабочая группа отработала, президент услышал, решение принято.
Ещё раз предлагаю: давайте создавать рабочую группу конкретно по реформе 21-й главы Трудового кодекса, по заработной плате, там 30 статей. Чёрт ногу сломит. Там куча положений, которые не обязательны к исполнению.
Я же говорю: отсылки идут к коллективному договору, который не является обязательным документом. Коллеги, давайте будем искать компромиссы.
И здесь, сегодня созыв кончится, придет другой созыв - это не имеет значения, даже кто с вами, из нас с вами изберётся, давайте создадим эту рабочую группу, установим сроки и до конца нашего созыва мы дадим конкретные предложения правительству и будем требовать от них, чтобы они нас слышали. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект, приоритетный законопроект фракции КПРФ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 08 мин. 26 сек.)
Проголосовало за 101 чел 22,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 102 чел.
Не голосовало 348 чел 77,3 %
Результат: не принято
Отклоняется законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments