На фоне трудного выхода из последствий пандемии частный бизнес остается для государственных и муниципальных заказчиков «дойной коровой». Госструктуры и госпредприятия не спешат расплачиваться по исполненным контрактам, поскольку их руководители не чувствуют личной финансовой ответственности.
Такое мнение выразил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, анализируя практику оплаты исполненных государственных и муниципальных контрактов.
«Нельзя не отметить, что Генеральная прокуратура в последнее время существенно активизировалась в решении этой проблемы», - подчеркнул Уполномоченный. В качестве примера он привел несколько ситуаций из практики сотрудничества за март.
В частности, после обращений бизнес-омбудсмена прокуратура Мурманской области внесла представление об устранении нарушения директору АО «10 ордена Трудового Красного знамени судоремонтный завод». Причиной стал неоплаченный долг перед поставщиком на 261 тысячу рублей.
В Саратовской области МУП «Энгельс-Водоканал» уплатило поставщику положенные 1,2 млн. рублей только после аналогичного представления областной прокуратуры.
В Московской области прокуратура поспособствовала возврату долга со стороны МУП «Ремонтно-строительное предприятие» из Красногорска. В отношении директора МУП возбуждено дело об административном правонарушении.
В Нижнем Новгороде ликвидирована задолженность со стороны ООО «Авиафонд» - дочерней компании завода «Сокол», входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию
В Республике Ингушетия местная прокуратура внесла в республиканский Минфин представление об устранении бюджетных нарушений, из-за которых индивидуальный предприниматель не может получить от ответчика (ГБУ «Республиканская станция переливания крови») причитающиеся по суду пени, компенсацию госпошлины и расходов на юриста.
«Битый небитого везет, как в сказке, - резюмировал Титов. - Предприниматели, обращающиеся к нам, нередко цитируют заказчиков, которые в открытую заявляют им: хотите свои деньги – идите в суд, а деньги пока побудут у нас. Даже с учетом процентов и всех судебных издержек им выгоднее оставлять деньги у себя как можно дольше. Ведь ни один коммерческий банк подобных условий по кредиту не предложит».
«Как же развязать этот финансовый узел, который душит сотни и тысячи предпринимателей по всей стране? – задался вопросом Уполномоченный. – Нужно более активно применять статью 7.32.5. КоАП. Наказание по ней – штраф от 30 до 50 тысяч рублей, при повторном нарушении - дисквалификация на срок до двух лет. Санкция весомая, в истории с МУП из Красногорска задействована именно она».
«Генеральный прокурор Игорь Краснов на последней коллегии призывал подчиненных активнее применять регрессные иски, - напомнил Титов. - Это когда пени и прочие незапланированные расходы бюджета, которые по решению суда взыскиваются в пользу исполнителя, перекладываются на личные плечи должностного лица, допустившего просрочку. При таком подходе сразу исчезает соблазн «покрутить» деньги у себя, словно тебе их дали в кредит. Было бы неплохо еще и сформировать полноценную практику взыскания в пользу поставщика всех затрат, которые он несет из-за несвоевременной оплаты. Это и обслуживание кредитов, и штрафные санкции, накладываемые на него из-за неоплаты субподрядчикам и так далее».
«Попутно стоило бы разобраться и с ответственностью поставщиков за задержку с уплатой налогов, - считает бизнес-омбудсмен. - Почему бизнес должен отвечать за то, что он не заплатил государству, если государство (в лице отдельных чиновников, конечно) не торопится платить ему? Да, в Налоговом кодексе сейчас есть норма, которая позволяет в подобной ситуации обратиться за отсрочкой/рассрочкой налогового платежа. Но чтобы налоговая предоставила отсрочку, ей нужны основания полагать, что за ее период средства у налогоплательщика все же появятся. А как он сам может быть в этом уверен?».
Дисциплина в сфере оплаты государственного и муниципального заказа сегодня нужна бизнесу сильнее, чем когда бы то ни было. В конце концов, это одна из тех самых мер господдержки, о необходимости которой так много говорится, резюмировал Титов.