leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Допуск в РФ иностранных страховщиков членов ВТО – первое чтение – Коломейцев 2/3 рынка денег иностра

Допуск в РФ иностранных страховщиков членов ВТО – первое чтение – Коломейцев 2/3 рынка денег иностранные компании И этот рынок с удовольствием захватят – Моляков Кто документы ВТО читал? В правлении кто?
28. 1120950-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц государств – членов ВТО к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации)
Документ внесен правительством 01.03.21.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
член комитета по финансовому рынку Александр Изотов.
Законопроект разработан в целях выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц из государств – членов Всемирной торговой организации (далее – ВТО), принятых в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года». В соответствии с перечнем специфических обязательств Российской Федерации через 9 лет после присоединения Российской Федерации к ВТО (т.е. с 22 августа 2021 г.) должно быть разрешено коммерческое присутствие на территории Российской Федерации иностранных страховщиков путем создания филиалов.
Законопроектом предлагается наделить иностранные страховые организации статусом страховщика наравне со страховыми организациями и обществами взаимного страхования РФ и установить:
- требования к наличию у иностранной страховой организации юридического и фактического адреса на территории одного и того же члена ВТО, права на осуществление страховой деятельности на территории члена ВТО, опыту страховой деятельности иностранной страховой организации, а также к сумме ее активов;
- требования к лицензированию деятельности иностранного страховщика – разработан механизм лицензирования деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации и аккредитация созданного ею филиала Банком России посредством «одного окна»;
- ограничение деятельности иностранной страховой организации на территории РФ добровольными видами страхования, перестрахованием, а также обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- запрет для иностранных страховых организаций на заключение отдельных видов договоров страхования, аналогичный действующему запрету в отношении дочерних обществ иностранных страховых организаций;
- требования к отдельной капитализации (гарантийному депозиту) филиала иностранной страховой организации – минимальный размер гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации должен соответствовать минимальному размеру уставного капитала страховых организаций, установленному законодательством об организации страхового дела в РФ. Устанавливается размер, форма, порядок внесения иностранной страховой организацией средств гарантийного депозита на специальный банковский счет, владелец специального банковского счета, требования к кредитным организациям, в которых может быть открыт указанный счет, режим использования специального банковского счета, основания для пополнения (уменьшения) гарантийного депозита, порядок и сроки осуществления операций по пополнению, расходованию, возврату средств гарантийного депозита;
- требования к суммарной величине минимальных размеров гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций при расчете размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций – иностранной страховой организации может быть отказано в создании филиала в случае превышения 50% размера указанной квоты;
- обязательность соглашения об информационном обмене между органом страхового надзора и соответствующим контрольным органом страны, где учреждена иностранная страховая организация;
- иные особенности коммерческого присутствия на территории РФ иностранных страховых организаций, в частности, требования к квалификации и деловой репутации лиц, осуществляющих в филиале иностранной страховой организации определенные функции, информационным обязанностям иностранной страховой организации, системе ее внутреннего контроля на территории РФ, внутреннему аудиту, членству иностранной страховой организации в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей страховые организации.
Иностранная страховая организация вправе по договорам страхования, заключенным на территории РФ через филиал, формировать страховые резервы, определять тарифную политику (за исключением определения страховых тарифов по обязательным видам страхования), инвестировать средства страховых резервов в порядке, предусмотренном национальным законодательством страны, в которой учреждена иностранная страховая организация.
Устанавливаются основания назначения временной администрации иностранной страховой организации на территории РФ, порядок ее назначения, а также ее функции и полномочия.
Предусматривается обязанность страховщика уведомлять орган страхового надзора о видах страхования, которые предусмотрены законодательством о страховании и которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности, а также предоставлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, обязанностью страховщика размещать указанную информацию на своем официальном сайте в сети «Интернет».
ФЗ вступает в силу 22 августа 2021 года.
Первое чтение 295 19 3 14:41

Стенограмма обсуждения
28-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста.
Моисеев А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Данный законопроект направлен на реализацию обязательств, которые Российская Федерация взяла на себя при вступлении во Всемирную торговую организацию. Данные обязательства предполагают разрешение на участие на российском страховом рынке компаний, иностранных страховых компаний, филиалов, извините, пожалуйста, иностранных страховых компаний. Таким образом, данный законопроект устанавливает режим функционирования филиалов страховых компаний иностранных, филиалов иностранных страховых компаний на российском рынке.
Мы в рамках разработки данного законопроекта установили целый ряд требований. Такие как: страховой депозит в размере 300 миллионов рублей, то есть равный размер капитала, который требуется для открытия собственной страховой компании; ограничение по капиталу участников российского рынка страхового, с тем чтобы иностранный капитал не превышал 50 процентов; ответственность должностных лиц филиалов страховых компаний и так далее, с тем чтобы максимально уравнять статус тех компаний, которые действуют у нас на полных законных основаниях с открытием юридического лица, и филиалов, которые такового юридического лица не имеют.
Таким образом, данный законопроект, с одной стороны, исполняет требования обязательств, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках присоединения к ВТО. А, с другой стороны, обеспечит равные условия конкуренции, как для филиалов, так и для тех, кто работает в России с открытием юридического лица. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Изотова. Пожалуйста. Изотов А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, дополню немножко основной доклад Алексея Владимировича.
У нас есть в перечне обязательств, международных обязательств Российской Федерации присоединение к Всемирной торговой организации, и с 22 августа 2021 года мы должны будем разрешить коммерческое присутствие на территории нашей страны иностранных страховых компаний путем создания их филиалов.
Действительно в законе есть ряд требований и ограничений для иностранных страховых компаний, это и право на осуществление страховой деятельности на территории членов ВТО, и к опыту страховой деятельности -не менее 5 лет (должен быть такой опыт) или не менее 8 лет, если иностранная страховая компания занимается страхованием жизни, а также по сумме активов, требования к лицензированию, требования к аккредитации тоже прописаны в самом законопроекте.
А также мы вводим ограничение деятельности иностранных страховых компаний: они не имеют права заниматься обязательными видами страхования, за исключением ОСАГО, а также они будут заниматься добровольными видами страхования и перестрахованием.
Алексей Владимирович по поводу гарантийного депозита уже сказал. Еще дополню, что устанавливается квота для таких филиалов. Иностранной страховой компании может быть отказано в регистрации филиала на территории Российской Федерации в случае превышения 50-процентной квоты.
Сама квота рассчитывается так, чтобы капитал иностранных компаний не мог превышать 50-процентного размера суммарного капитала российских страховых компаний.
Вводится требование к квалификации и деловой репутации сотрудников компаний с определенным функционалом, это к руководителям, к заместителям руководителей, к главным бухгалтерам и тем специалистам, которые занимаются внутренним аудитом.
А также требование по информационным обязанностям размещения информации в сети Интернет, системе внутреннего контроля, внутреннему аудиту и членству в саморегулируемой организации.
И также законопроект устанавливает основания назначения временной администрации иностранной страховой организации, при этом указанные основания являются более жесткими по сравнению со страховыми компаниями российскими.
Принятие и реализация положений законопроекта позволяют исполнить обязательства Российской Федерации в рамках членства в ВТО, создав сопоставимые условия деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, расширить перечень страховых услуг и их доступность.
Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию данного законопроекта и просит его поддержать в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Владимирович, но вы знаете, что у нас фактически иностранные платежные системы контролируют 3/4 всего рынка денег наших. Не боитесь ли вы, что, допуская иностранные страховые компании, наш страховой бизнес вообще окажется неконкурентоспособен, и этот рынок они захватят с удовольствием? Хотя и сегодня "СОГАЗ", насколько мне известно, -тоже офшорная компания. Спасибо.
Моисеев А. В. Уважаемый Николай Васильевич, по поводу платежных систем вы знаете, что мы там достигли значительного прогресса в последние несколько лет на этом пути, но, да, если... совершенно точно, там ещё пять лет назад было 100 процентов, поэтому мы движемся, и доля платежной системы "Мир" и других отечественных платежных систем, она неуклонно увеличивается, и мы будем, конечно, работать над тем, чтобы она увеличивалась и дальше, стала доминирующей.
Что касается страховых компаний, то страховые компании иностранные имеют право войти на российский рынок и сейчас. Всё, что меняется, это то, что мы разрешаем входить без образования юридического лица, просто открывая филиал. При этом, как я уже сказал, и как сказал Алексей Николаевич, всё регулирование, которое предусматривается данным законопроектом, оно обеспечивает все возможности для Центрального банка принимать надзорные действия в случае, если страховые компании будут вести себя нехорошо на нашем рынке.
Плюс, уже непосредственно отвечая на ваш вопрос, предусмотрено сохранение квоты на участие иностранных страховых компаний на нашем рынке, и она не должна превышать 50 процентов, несмотря на... неважно, в какой форме: через филиал или через юридические лица. Поэтому я думаю, что такие риски, скорее всего, не реализуются.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Уважаемый Алексей Владимирович (к представителю правительства вопрос) мы принимали поправки в Конституцию и говорили, что решения Конституционного Суда выше, чем некоторые решения Европейского суда по правам человека. В то же время когда мы говорим о ВТО, то здесь полное равенство и даже подчинение. Нет ли здесь определенного правового противоречия?
И потом мы знаем, что сам договор о ВТО - это более 24 страниц с приложениями, он переведен с английского языка на русский? И если не переведен, кто его в стране читал? То есть кто изучал-то этот документ? И, конечно же, вопрос о том, а кто, собственно, в правлении ВТО?
Спасибо.
Моисеев А. В. Да. Спасибо большое.
Но здесь, во-первых, это обязательство, которое мы сами взяли на себя добровольно, поэтому противоречий я здесь не вижу.
Что касается, кто читал? Но я, честно говоря, не знаю, кто читал. Могу сказать, кто писал. Писали его коллеги из Министерства экономического развития и Министерства иностранных дел. Это всё утверждалось на высшем уровне. И, собственно говоря, принимался даже закон о вступлении в ВТО, поэтому ваши коллеги-депутаты, которые действовали в тот момент, это всё поддерживали, и я предполагаю, что также и читали, да.
Из зала. (Не слышно.)
Моисеев А. В. Да.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите запись на выступления. Покажите список.
Бахарев Константин Михайлович, пожалуйста.
Бахарсв К. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект направлен на реализацию международных обязательств Российской Федерации в части защиты прав получателей страховых услуг, защиты конкуренции и создания равных условий для субъектов страхового дела.
Проектируемые нормы расширят перечень страховых услуг и их доступность для потребителей, что позволит, на наш взгляд, страховому рынку функционировать более эффективно.
Что касается тех опасений, которые высказали коллеги, Николай Васильевич Коломейцев и коллега из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", то представитель правительства совершенно справедливо напомнил, что, во-первых, законопроектом устанавливается квота в 50 процентов для филиалов иностранных страховых компаний, а во-вторых, для иностранных участников рынка вводятся ограничения на виды страхования, в частности они смогут работать только с добровольными видами страхования и перестрахованием.
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. Рыжа к Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В некотором смысле это продолжение десятиминутки. Давайте вспомним, в какие временные рамки подписывались нами эти соглашения.
По ВТО — это 2012 год. По Парижскому соглашению по климату - это 2015 год. И сейчас мы видим, как против нас ведётся и нам практически объявлена экономическая война, я уж не говорю об идеологических моментах, военных аспектах. То есть многое изменилось.
Мы же вот сейчас принимаем законопроект, который позволит вторгнуться на правах коммерческих организаций, причём сказано, что будет обеспечен этим компаниям, этим филиалам режим наибольшего благоприятствования. Вот хотелось бы услышать, что такое... что скрывается за этой формулировкой наибольшего благоприятствования.
Во-вторых, эти филиалы, они наделены гораздо большими ресурсами материальными, гораздо больше опыта, исторического опыта ведения страхового дела. И не подвергаем мы свою индустриальную мощь, свои сырьевые запасы большому риску, о чём говорил Николай Васильевич.
Вот почему сейчас мы разбирали, работала комиссия по фактам вмешательства, разбирали фирму Tik-Tok. Вы знаете, недавно она наделала шуму, там к суициду провоцировала нашу молодёжь. Мы заявляем и спрашиваем в режиме онлайн: вы у нас зарегистрированы в качестве юридических лиц, как-то вы присутствуете, какие-то меры, значит, правового характера мы можем применять в отношении вас? Нет, ничего подобного, мы в Сингапуре.
Вы понимаете, вот мы сейчас опять должны очень внимательно, в том числе, отнестись вот к подобным действиям.
Я не призываю вас однозначно к позиции фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", это дело, значит, сознания каждого из вас, но вот эти моменты, когда вот это двойные стандарты, они настораживают. Они настораживают хотя бы потому, что вот сейчас в Парламентской ассамблее Совета Европы нам предстоит тоже участвовать в работе, казалось бы, задыхаетесь в условиях пандемии, смертность достигает во многих странах сотен тысяч человек, и в то же время в повестке дня наших уважаемых политических оппонентов первый вопрос — проблема героя нашего времени Навального, вторая проблема — это условия жизни крымско-татарского населения, хотя мы знаем, сколько сделано на фоне того, что было в условиях украинского ... диктата там. То есть вот эти политические моменты, они являются очень настораживающими при решении даже вот этого, казалось бы, экономического. И я скажу, конечно, мы вынуждены сейчас исполнять свои соглашения, но вот коллега говорил о том, что надо с учётом конституционных рамок сейчас по-другому смотреть и на эти вопросы... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 28.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 41 мин. 18 сек.)
Проголосовало за 295 чел. 65,6 %
Проголосовало против 19 чел. 4,2%
Воздержалось 3 чел. 0,7 %
Голосовало 317 чел.
Не голосовало 133 чел. 29,6 %
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments