leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

ЕР отклонила идею КПРФ о налоге на косвенную продажу недвижимости через иностранные компании

ЕР отклонила идею КПРФ о налоге на косвенную продажу недвижимости через иностранные компании – Коломейцев Назовите такую страну преференции нерезидентам? Вывозят из страны ежегодно 3,2 триллиона рублей Рассчитано на людей с офшорным мышлением
26. 985268-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний»
Документ внесли 08.07.20 Депутаты ГД Г.А.Зюганов, И.И.Мельников, В.И.Кашин, Н.В.Коломейцев, О.Н.Алимова, Н.В.Арефьев, Ю.В.Афонин, М.Н.Берулава и др. (КПРФ); В.С.Шурчанов (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил депутат ГД Михаил Щапов.
Член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
Законопроектом предлагается дополнить налоговое законодательство РФ положениями, предусматривающими, что при реализации акций (долей) организаций, в случае если покупателем выступает иностранная организация, не имеющая представительства в РФ, налог на прибыль организаций может быть удержан за счет стоимости соответствующего недвижимого имущества, а также положением, что источником выплаты указанного в законопроекте дохода считаются иностранные компании, получающие доход от реализации своих акций (долей) участия в иностранной компании, посредством реализации которых происходит переход контроля над дочерними компаниями и обществами, которые прямо или косвенно (посредством участия в других дочерних компаниях и обществах) владеют недвижимым имуществом.
Законопроект включен фракцией КПРФ в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 101 4 0 14:39

Стенограмма обсуждения
26-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний". Приоритетный законопроект КПРФ.
Доклад Михаила Викторовича Щапова, пожалуйста.
Щапов М. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я начну с того, что процитирую один популярный в сети Интернет ресурс юридической компании, где клиентам обещают помочь в продаже российской недвижимости через офшоры. Вот что там пишут: "Оформление недвижимости через офшорную компанию очень популярно как для бизнес-проектов, так и для частных лиц. Во-первых, при помощи офшора владеть объектом недвижимости можно анонимно и не нужно будет объяснять органам налоговой службы, откуда взялись деньги. Во-вторых, когда активами владеет иностранная фирма, никто не сможет "отжать", рейдерские атаки не будут иметь успеха и неважно это частный дом или завод. Ну и в-третьих, приятный бонус - это оптимизация налогов при продаже недвижимости или сдаче объектов в аренду". То есть мы имеем дело с общепринятой схемой, в которой основной целью является сохранение анонимности владельцев, а приятным бонусом - уклонение от налогов.
Предложенный законопроект направлен на то, чтобы лишить хотя бы какую-то часть продавцов и покупателей указанного выше приятного бонуса.
Цель законопроекта - дальнейшая деофшоризация экономики, повышение контроля за сделками с недвижимое i ью и увеличение доходной части бюджета за счёт налогообложения тех операций, которые происходят уже сейчас, но мы их не видим.
Его задача — ввести в легальное поле и подвести под налогообложение практику, когда продаётся не имущество, а владеющая им иностранная компания, находящаяся зачастую в ошфоре. В результате таких сделок, как сказано было выше, наша страна теряет налоги, так как продажа акций иностранной, как правило, офшорной компании другой такой же компании, зачастую не облагается налогами в офшорные территории.
Сделка по продаже акций иностранной компании не влечёт необходимости регистрации смены собственника, подобные сделки, как правило, регулируются иностранным законодательством, их рассмотрение находится в юрисдикции иностранных судов. Об этом также говорится в приведённом мною выше объявлении.
Кроме того, фактический переход контроля над недвижимым имуществом от одного лица к другому происходит скрыто, поскольку реальный собственник приобретаемого имущества, бенефициар офшорной компании, не фигурирует в документах купли-продажи данного имущества. И как мы видим, для многих это главное преимущество. Мы с вами прекрасно понимаем, что такие сделки проводятся в том числе, чтобы скрыть коррупцию и взяточничество.
Согласно действующему законодательству, доходы, полученные от продажи акций организаций более 50 процентов активов, которые состоят из недвижимого имущества, расположенного в России, должны облагаться налогом на прибыль по ставке 20 процентов. Однако налог должен уплачиваться только в случае, если покупателем акций такой российской организации является другая российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в России через постоянное представительство.
В случае если покупателем акции является нерезидент, не имеющий постоянного представительства в России, взыскать налог в настоящий момент невозможно. Таким образом, сейчас в законодательстве данная проблема уклонения от налогов решена лишь частично.
Для того чтобы полностью прекратить возможность такого уклонения, нами предлагается пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса дополнить пунктом 3. В нём мы предлагаем указать, что налогом облагается в этих случаях недвижимое имущество, находящееся на территории России, которым владеет иностранная организация.
При этом когда покупателем акций или долей таких организаций выступает иностранная организация, не имеющая представительства в нашей стране, налог удерживается за счёт стоимости продажи недвижимого имущества. В результате осуществления сделок по такой форме и происходит фактическое установление контроля над недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, и появляется необходимость выплатить 20 процентов налога в соответствии с законодательством России в федеральный бюджет.
Мы изучили замечания правительства, Счётной палаты, комитета, готовы поработать над ними во втором чтении, предлагаю поддержать данный законопроект в первом чтении и лишить приятного бонуса, и анонимности хотя бы какую-то часть налоговых уклонистов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Айрата Закиевича Фаррахова. Пожалуйста.
Фаррахов А. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел представленный проект федерального закона. Его концепция не поддерживается по следующим основаниям.
Михаил Юрьевич очень подробно объяснил его концепцию, которая направлена на решение проблемы косвенной продажи недвижимости, возникающей в международной практике налогообложения.
Из буквального смысла законопроекта следует, что предполагается распространение юрисдикции Российской Федерации в сфере налогообложения на совершаемые на территории иностранных государств сделки с акциями, долями российских организаций, являющихся собственниками находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества. Признавая при том, что источником выплаты дохода иностранную организацию, получившую доход от реализации акций и долей, законопроект устанавливает, что удержание налога будет производиться за счёт доходов от реализации недвижимого имущества.
Однако в законопроекте не определён правовой механизм взыскания реализации имущества, указанного в законопроекте, в случае, если неуплата не происходит. Поскольку в случае заключения сделки по реализации акций российских организаций между иностранными юридическими лицами в иностранной юрисдикции такой источник на территории Российской Федерации не создаётся, удержание налога в этой ситуации российскими налоговыми органами не представляется возможным.
Налогообложение в этом случае может производиться в рамках соответствующих договоров международных соглашений о налогообложении, в которых последнее время мы принимаем участие в заключении очень и очень часто.
Также хотелось бы отметить, что обязанность по уплате налога на имущество организаций, холдинговые, субхолдинговые иностранные организации несут в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и налог на имущество он... это императивная норма Налогового кодекса, он поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим и с учетом того, что Правительство Российской Федерации и Счётная палата, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не поддерживают представленную редакцию и концепцию, Комитет по бюджету и налогам предлагает отклонить данный проект федерального закона.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Айрат Закиевич, странно слышать из ваших уст, что вы против того чтобы вообще-то дополнить доходную часть бюджета законным способом. Более того, не могли бы подсказать пример еще одной страны, где существуют такие же преференции нерезидента? Спасибо.
Фаррахов А. 3. Глубокоуважаемый Николай Васильевич!
Хочу еще раз подчеркнуть, что Комитет по бюджету и налогам в своем заключении высказал позицию в отношении концепции, каким образом вы предлагаете изымать эти доходы. Мы не согласны с концепцией и считаем, что это невозможно. В отношении другого, в том числе ваш вопрос, не касается заключения.
Спасибо.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Гати В. А., фракция КПРФ.
Айрат Закиевич, ну вот понятно, что эти изменения затронут в том числе иностранные компании, непосредственно владеющие российской недвижимостью. И, значит, непосредственно, когда зарубежные владельцы там меняются и так далее. Но ведь сегодняшняя налоговая система позволяет нам всё это внимательно изучить, чтобы под раздачу, как говорится, не попали те, о которых вы тут говорите в своем выступлении.
И нельзя ли сегодня нам всё-таки поправить этот законопроект ко второму чтению, если у вас такие опасения есть, а как-то я не заметила, чтобы они были обоснованными, эти опасения, всё-таки принять этот законопроект?
Потому что сегодня, вы сами понимаете, очень серьезная проблема по уходу от налогов. И в данном случае мы как раз ситуацию эту можем поправить этим законопроектом. Спасибо.
Фаррахов А. 3. Глубокоуважаемая Вера Анатольевна, я, как и весь комитет по бюджету, безусловно, очень много делаем и работаем над повышением доходов. И самым главным вопросом непосредственно к концепции, которая была представлена коллегой Щаповым, является именно в том, что не определен правовой механизм взыскания и реализации имущества в случаях, если происходит неуплата налогов. На наш взгляд, данное направление необходимо развивать, и оно активно развивается в части международных соглашений о налогообложении. Спасибо.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Уважаемый Айрат Закиевич, мне кажется, вот мы и подошли к сути той дискуссии, которая возникла с утра о чиновнике и его имуществе за рубежом. Хотя я могу и ошибаться.
У меня следующий вопрос. Вот действия, а я бы их назвал махинациями, которые происходят с недвижимостью в данном случае, они где чаще всего свершаются? Это Кипр, Испания, или кто-то хочет в Монголии купить побольше себе недвижимости?
Страна, которая охотно идёт с Россией на вот подобные сделки.
Фаррахов А. 3. Уважаемый Игорь Юрьевич, ваш вопрос не касается обсуждаемого вопроса. Если вы настаиваете, я подготовлю справку по вашему вопросу.
Спасибо.
Председательствующий. Скруг Валерий Степанович. Скруг В. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Михаил Викторович, вот сегодня хорошо ответил Айрат Закиевич о том, что нет механизма, и мы это на комитете рассматривали. Но вот скажите, какой механизм вы предлагаете для компаний, которые вышли на IPO? Как вы сможете, когда свободно котируются акции, их ограничить или как их налогом обложить?
Председательствующий. Щапову включите микрофон. Щапов М. В. Спасибо за вопрос.
В данном случае я думаю, что здесь правоприменители, в частности, налоговые органы должны выработать механизм, который не повредит компаниям и сможет всё-таки взыскать те налоги, которые должны платиться в бюджет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись на выступления. Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Уважаемый Айрат Закиевич! Я вас уважаю, как высокого профессионала, но в данном случае вы выступили адвокатом не тех людей, с моей точки зрения.
У меня уже есть такая справочка, и вам могу дать.
96 крупнейших акционерных компаний России за год вывозят только дивидендов 3 триллиона 200 миллиардов рублей.
Получается, что у нас большая часть вертикально интегрированных структур по факту не являются российской, понимаете, добывая здесь, перерабатывая здесь, и не уплачивая здесь большей части налогов, и платя мизерную заработную плату. Понимаете?
И в данной ситуации вы же как человек, который понимает, о чем говорит, прекрасно знаете, что во втором чтении, если мы захотим с вами, мы с вами любой механизм можем отработать. Я вам могу привести примеры, когда во втором чтении толщина закона увеличивалась в 10 раз, или вносили 17 страниц, а в итоге получилось 340, понимаете. Поэтому, с моей точки зрения, аргумент о том, что там какого-то механизма нет, не выдерживает никакой критики.
Второе. Вы не ответили на мой второй вопрос. Вы понимаете, вы не сможете ни в Евросоюзе - ни во Франции, ни в Германии, ни в Великобритании тем более - или в США производить то же, что производят с нами. Не сможете, потому что вы не сможете без заземления на территорию осуществлять деятельность, понимаете. Мы вам первые шажочки маленькие предлагаем, а вы говорите невозможно. Почему? Потому что у нас, к сожалению, всё законодательство вопреки указу президента о деофшоризации сегодня работает на людей офшорного мышления, понимаете, и, к сожалению, в том числе и в этом зале получается, что идет защита офшорной олигархии вместо того, чтобы, вообще-то, ущемить её аппетиты или хотя бы заставить вернуть капиталы и работать в России, понимаете.
И неправильно отвергать чью-то серьезную проработку, не предложив своей. Вот я бы согласился, если бы вы пришли и сказали, у вас неправильно, сырое, недоработанное, а мы, вот смотри, какое хорошее предложили. А вы же ничего не предлагаете и говорите, всё это неправильно, плохо, и мы не услышали на комитете чего-то. Да на комитете многого мы не слышим, но для этого есть первое, два первых чтения, у нас по Регламенту мы можем два раза первое чтение. Более того, после первого чтения можем даже референдум объявить, многие этого не знают, но в Регламенте это записано, понимаете. Можем с вами после первого чтения провести "круглые столы", парламентские слушания для углубления, расширения понимания широкого круга людей, сведущих в этом вопросе.
Поэтому, мне кажется, аргументы комитета не выдерживают критики. Если вы за деофшоризацию, перед Посланием Президента хоть один пунктик выполнить, то я предлагаю поддержать законопроект товарища Щапова. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ооржак Мерген Дадар-оолович, пожалуйста, с места.
Ооржак М. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С места.
Многоуважаемый Александр Дмитриевич, прошу прощения, не сработала кнопка выступления.
От фракции хотел бы отметить, что Комитет по бюджету и налогам достаточно подробно рассмотрел данный вопрос. И хотелось бы отметить, что помимо того, что не предложен механизм реализации данного законопроекта, также органы государственной власти субъектов Российской Федерации также не поддерживают принятие рассматриваемого проекта федерального закона.
И, учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства?
Докладчик?
Пожалуйста, Щапову включите микрофон. Щапов М. В. Спасибо.
Уважаемые коллеги, хочу поблагодарить за дискуссию по данному законопроекту.
Многие высказанные замечания можно отработать в рамках второго чтения, в частности отработать механизм взыскания с налоговыми органами, они у нас довольно-таки успешно взыскивают подобные налоги.
Но главное, что показала эта дискуссия, что мы все настроены на то, чтобы деофшоризация экономики носила реальный характер и работала на благо страны.
Мы сегодня не услышали веских аргументов, которые бы говорили, что представленный законопроект работает на какую-то иную цель, кроме как на повышение надежности нашей экономической системы и на защиту наших национальных интересов, на укрепление нашего государства.
Поэтому прошу коллег-депутатов проголосовать за этот законопроект, чтобы продолжить над ним работать в рамках второго чтения. Мы готовы это сделать как в сотрудничестве с депутатами других фракций, так и совместно с Налоговой службой и иными заинтересованными органами власти.
Спасибо.
Председательствующий. Содокладчик? Фаррахову включите микрофон.
Фаррахов А. 3. Комитет по бюджету и налогам отмечает концептуальную проблему, которая есть в представленном регулировании. И комитет отмечает, что очень большая работа проводилась совместно с правительством и проводится в рамках законодательства о контролируемых иностранных организациях и о стратегии деофшоризации, о которой уже было отмечено.
Поэтому мы не поддерживаем данную концепцию и считаем, что в ней нет принципиального решения поставленного вопроса.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний" (пункт 26).
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 39 мин. 21 сек.)
Проголосовало за 101 чел 22,4 %
Проголосовало против 4 чел 0,9 %
Воздержалось 0 чел (),0 %
Голосовало 105 чел.
Не голосовало 345 чел 76,7 %
Результат: не принято
Не принимается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments