leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Глуховский диктант: как будто мы его слышим, а он нас нет

Глуховский диктант: как будто мы его слышим, а он нас нет
http://mospravda.ru/2021/04/11/193607/
В тотальном диктанте 2021 года главное текст. Понятно, значимость текста еще никто ни за какой VR отменить не смог. Однако тут другой смысл.
Смысл в том, что проект Тотального диктанта до 2021 года был чистый. На первом месте была цель национальной консолидации, пропаганды русского языка и новой русской литературы. Особую ценность имел анализ текста и типичных ошибок после диктанта, организаторы буквально открывали глаза публики на родной язык. Разумеется, учитывали жалобы на качество диктовки.
Все делалось ради единой цели. Акция «Тотальный диктант» возникла, как и «Бессмертный полк», снизу, в данном случае – в Новосибирске.
В 2021 году процедура подготовки Тотального диктанта, как известно, была омрачена скандалом. Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков отказал в поддержке акции за рубежом из-за выбора автора текста Дмитрия Глуховского, известного по депрессивному фильму «Текст».
На мой взгляд, прямолинейную русофобию в «текстах» Глуховского найти трудно, просто надо знать резкость характера Евгения Примакова-мл., и в большинстве случаев с ним трудно не согласиться.
Однако тотальная безысходность с намеком на спасение в Канаде от пьяненького сатрапа Лёвы в тексте диктанта-21 четко противопоставлялась веселой песенке популярной таджички Манижи о свободе русской женщины без детей и мужа.
Чтобы диктуемые не ошиблись со смыслом текста, перед диктантом показали фильм по сценарию Глуховского «Обещания» (режиссер Лана Влади, продюсер Владимир Маслов, актёры Диана Пожарская, Павел Деревянко и др.)
Из-за мужа Лёвы гениальная героиня Таня Мохова похерила готовую докторскую по онкологии, отказалась от выезда в вожделенную Канаду, и, не приходя в сознание, родила трех детей Даню, Вику и Саню, сама заболела раком до такого состояния, что напрочь память отбило – какой был цвет комбинезончика последнего ребеночка?
Сама ведь хотела? А может, не поздно?
Удивительно, публика в Галерее на Ходынке, почти сплошь женщины, восприняла идею Глуховского единодушно с выплеском подозрения о вмешательстве политики в гуманитарный проект.
Наталья проанализировала ролик и текст, пришла к выводу, что шедевр Глуховского создавал мужчина без понимания женской психологии. Интересно, что бы она сказала, ознакомившись с завершением истории? Тем более невозможно нормального человека заставить смотреть фильм «Текст», я смотрел и решил, что это садизм по отношению к зрителю.
Фильм «Обещания» оставляет впечатление чего-то неестественного, хотя это далеко не студенческий ролик для защиты ВКР на кафедре телевидения. Типичное фестивальное кино: непонятно, депрессивно и желательно бесцветно.
В жизни мы таких вариантов не видели, настолько зависимые от воли мужа женщины остались в позапрошлом веке.ю
После диктанта на русском на английский вариант пришло людей намного больше. Так что, проект диктанта-21 нацелен на стимуляцию эмиграции? Тогда это уже продолжение реформы РАН. Относительно цели Тотального диктанта английский язык – вещь совершенно бессмысленная, его пропаганда финансируются намного больше всех акций в защиту русского и плюсом продвигается в вузы за счет России.
Депрессивное восприятие ломается двумя нарушениями логики. Текст называется «Очередь», причем куда эта очередь, может, на выход из СИЗО, понятно не сразу. Срок приговора известен каждой в очереди. Главная жертва Таня Мохова, сама онколог, хотя и беглый, осознает фатальность приговора.
Если знает, откуда вопрос, что может быть еще не поздно? – «Не поздно» что – сбежать в Канаду и от трех детей, и от рака? Но тогда и фатальности канцерогенеза нет, о чем должна знать онколог, хотя и беглый.
Просто все в жизни надо делать вовремя. Как теперь говорят, мы в ответе за тех, кого вовремя не послали.
Как-то подспудно понятно, что если есть лекарство от смерти, то в Канаде.
Ожидаемый уровень дополнительной смертности, семейно-бытового насилия и суицидов в процессе инфодемии не достигнут в России. В отличие от США, здесь совокупность сублетальных факторов больше провоцирует жизнестойкость.
Реакция участников диктанта подтвердила, организаторы депрессии промахнулись.
Однако это не совсем так, поскольку реакция целевых сегментов аудитории адекватна идее проекта. Усиливается отъезд и на фоне событий в США, поток мозгов напоминает последние поезда с углем на Берлин навстречу наступающему Вермахту 22 июня.
Мало того, 3 марта прошла очередная акция подросткового суицида по модели «Синий кит», описанной в романе Павла Астахова «Сеть». Прокремлевские СМИ предупреждают родителей об угрозе уличных акций, но не об угрозе акций суицидальных. То есть защищают Путина, а не детей. Ребенок ставит будильник на четыре утра в назначенную дату, оставляет записку родителям, чтобы они обратились к психологу, и выходит в окно.
Может быть странно, что подобные акции еще работают, но это эффективнее вмешательства в выборы через улицу. Фильмы Глуховского действуют сильнее экранной продукции Виталия Манского или Алексея Навального. Для реанимации ускользающего внимания аудитории Дмитрию Глуховскому не нужны спецэффекты – отравления и удушения. Можно взять фестиваль, но не аудиторию, уставшую от чуждой тусовки.
Казалось бы, все просто и понятно. Однако в понедельник в ТАСС состоялась традиционная пресс-конференция по итогам Тотального диктанта и все запуталось.
К новациям в виде фильма и варианта на английском, выплыла еще одна удивительная вещь: в разное время участники писали разные куски одного якобы текста. Все равео что показывать по яастям невесту женихам – одному ножку, другому попу, а третьему просто сказать, что там все нормально.
Что касается самого Глуховского, то он честно признался, что долго ждал возможности стать автором тотального диктанта и, наконец, дождался.
Подход организаторов в 2021 году тоже незатейлив: кто не писал восторженные отзывы «лучший текст за всю историю Тотального диктанта», тот не понял. Интерпретаторы в прессе, кому выпало освещать акцию, повлеклись за установкой писать о женском счастье. Текст Глуховского не об этом, творчество этого автора наряду с Павлом Лунгиным не поддается адекватной оценке. На хвосте инфодемии она и вряд ли возможна.
Чтобы уйти от обвинений в депрессивности, организаторы формально предложили текст из пяти частей с жизнеутверждающей фантастикой в конце – внучка главной героини создала лекарство от смерти, докладывает о результатах и благодарит «королевскую академию и досточтимый комитет за оказанную ей высокую честь». Поскольку возрождение монархии в России к 2040 году маловероятно, речь скорее идет о Британии, умученной ковидом до такой степени, что за двадцать лет там вряд ли произойдут перемены к лучшему. Однако и такого сомнительного жизнеутверждения мы избежали, основная масса участников писала третью, наиболее депрессивную часть. Люди в массе ушли и унесли впечатление, не требующее какого-либо продолжения. Оправдания организаторов сработали подобно известному эффекту post-truth – дело сделано и ничего изменить нельзя, хотя вроде бы никто не виноват.
Директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец на пресс-конференции по своей воле сказала, никто за язык не тянул и вопросов не задавал, что после третьего текста под названием «Очередь», если прочитать только его, можно уйти удрученным и расстроенным без надежды на светлое будущее. Она подчеркнула, что в фильме надежда дается, история рассказана целиком.
Я этого не увидел, фильм не отражает пятой части текста с выступлением внучки о лекарстве от смерти. Хотя тут автор в погоне за своей целью показывает незнание не только женской психологии, но и состояния науки в части канцерогенеза. Универсальное лекарство от рака недостижимо вследствие множества его форм, но медицина делает огромные успехи в части победы над раком по конкретным видам новообразований. Огромную роль играет психологическое состояние самого пациента, это я знаю по себе, и поэтому чувство обреченности от Глуховского вызывает у меня глухую злобу.
Исследования показали, что инфодемия СМИ принесла вреда больше вируса. Инфодемия вроде завершилась, ну вот теперь получите «Очередь» к онкологу.
Для чистоты картины. В 2021 году Тотальный диктант проходил на множестве площадок, и каждый мог выбрать ближайшую.
Координатор тотального диктанта в Москве Мария Созинова сообщила, что в Москве было открыто 250 площадок русского языка, 34 площадки английского. Более семи тыс. работ на русском и 1200 на английском. Диктант писали в электробусе, на МЦД, Речном вокзале, Щелковском автовокзале. После жестких ограничений прошлого года мы можем жить полноценной жизнью.
От себя должен добавить, что в нынешних условиях это не дежурные слова. Нам надо быть очень дружными в семье, любить близких и ценить любовь, чтобы не поддаваться навязанным депрессиям. Нам предстоит много испытаний, и текст Глуховского среди них всего лишь легкая разминка. В России целая армия людей, глухих к запросам общества, но о них больше зависит.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments