leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Пошел первый законопроект по давлению на промышленность через парниковые газы – Торосов гнал торосы

Пошел первый законопроект по давлению на промышленность через парниковые газы – Торосов гнал в Думу торосы об углеродных единицах и порядке их обращения без счетчиков математическая модель как весь мир, хотя Россия сократила больше всех – Моляков Не весь мир США не приняли – Бурматов Россия глобальный экологический донор поглощающая способность лесов дискриминирована – Бурматов Не вступили Ирак Литва По США принято решение Китай принял решение о нейтральности ЕС введет углеродный налог независимо от нас – Олег Нилов Закон о поддержке аферы века Озоновые дыры уже залатали? Это была разминка Разорвать Россию в клочья не удалось, будет мягкое удушение Не врите, вы знаете антропогенное 1/80 Почему ратификация Парижского соглашения не проводилась в Думе? ВТО вас не научило? Санкции введут без всяких соглашений Почему не учитываются природные выбросы, только антропогенные? Если вы не знаете структуру сто вы здесь делаете? Проводите научные исследования потом возвращайтесь сюда и докладываете – Алимова Правительство заинтересовано в сохранении промышленности? – Коломейцев Опять берет верх либеральная риторика самоограничение Уже есть экологический сбор – Черкасов Мы хотим чтобы средства шли на восстановление российских лесов
22. 1116605-7 Госдума в и тоге споров обсуждения приняла законопроект первого чтения «Об ограничении выбросов парниковых газов»
Документ внесен правительством 15.02.21.
Представил замминистра экономического развития Илья Торосов.
председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Законопроектом предлагается установить основы правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности, которая осуществляется на территории РФ и сопровождается выбросами парниковых газов (газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение и находятся за пределами жилых, производственных и иных помещений), которые будут действовать в отношении регулируемых организаций (отнесение юр. лиц и индивидуальных предпринимателей к таковым будет осуществляться на основании критериев, устанавливаемых Правительством РФ в отношении хоз. деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тыс. т. углекислого газа в год и более за период до 2024 года и 50 тыс. т. углекислого газа в год и более после 2024 года). Регулируемые организации будут ежегодно представлять отчеты о выбросах парниковых газов в уполномоченный ФОИВ в порядке, сроки и по форме, устанавливаемые Правительством РФ.
Государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов будет осуществляться Правительством РФ непосредственно или уполномоченным Правительством РФ ФОИВом.
Предусматривается, в частности:
- перечень основных используемых понятий (например: парниковые газы, регулируемые организации, антропогенные выбросы парниковых газов (парниковые газы, образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени), углеродная единица (верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа) и т.д.);
- принципы ограничения выбросов парниковых газов;
- меры по ограничению выбросов парниковых газов (включают в себя: государственный учет выбросов парниковых газов; установление целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов в масштабе экономики РФ (для отраслей экономики определяется с учетом объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствующей отрасли); ведение кадастра парниковых газов и реестра углеродных единиц (будет содержать информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц); установление критериев отнесения проектов к климатическим проектам и порядка верификации результатов их реализации; поддержка деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения);
- права и обязанности юр. лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов. Кроме того, юр. лицам и физ. лицам предоставляется право реализации климатических проектов. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов будет включать в себя применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством РФ. В целях создания благоприятных экономических условий для использования результатов реализации климатических проектов и стимулирования деятельности по реализации таких проектов будет осуществляться обращение углеродных единиц, включающее в себя совокупность операций, которые регистрируются в реестре углеродных единиц путем внесения в него соответствующих записей. В целях уменьшения углеродного следа владелец углеродных единиц вправе будет принимать решение о зачете углеродных единиц;
- наделение Правительства РФ следующими полномочиями: утверждение порядка государственного учета выбросов парниковых газов и порядка ведения реестра выбросов парниковых газов; определение порядка представления регулируемыми организациями в уполномоченный ФОИВ отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядка проверки указанных отчетов уполномоченным ФОИВом;
- наделение ФОИВов, определяемых Правительством РФ, следующими полномочиями: прогнозирование выбросов парниковых газов и осуществление оценки достижения установленного целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов с целью определения достаточности мер по ограничению выбросов парниковых газов; утверждение методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и их поглощения, содержащие в т.ч. расчетные и инструментальные (автоматические) методы определения объема выбросов парниковых газов; утверждение порядка подготовки кадастра парниковых газов и его структуры, а также ведение кадастра парниковых газов; осуществление иных полномочий, предусмотренных законопроектом, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
При установлении в государственных программах РФ показателей развития отраслей экономики и сфер государственного управления будет учитываться целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 319 16 1 14:36

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. 22-й вопрос. Проект федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра экономического развития Илья Эдуардович Торосов.
Торосов И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен в рамках поручения Президента Российской Федерации и направлен на выполнение указа президента ограничить к 2030 году выбросы парниковых газов уровнем до 70 процентов от показателя 1990 года с учётом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов.
Законопроект позволит выполнять наши международные обязательства по Парижскому соглашению и является системообразующим для формирования национального климатического регулирования.
Основные положения законопроекта. Вводится новый понятийный аппарат, что такое "парниковые газы", как определить выбросы, поглощение и углеродный след, необходимый инструментарий для климатических проектов, вводится новая категория имущественных прав, углеродные единицы, определяем порядок обращения этих единиц. Понятийный аппарат необходим бизнесу для работы на международных рынках, в том числе для снижения углеродного следа при привлечении иностранных инвестиций. Это также необходимо государству, поскольку позволит в будущем обеспечить приоритетную поддержку "зелёных проектов" российской экономики.
Впервые в России формируется система государственного учёта выбросов парниковых газов. Теперь крупные предприятия промышленности, ТЭКа и других отраслей будут ежегодно предоставлять отчётность о выбросах парниковых газов. Двухэтапный процесс: до 2024 года крупные компании с выбросами более 150 тысяч тонн эквивалента CO2 в год, с 2024-го - 50 тысяч тонн СОг- эквивалента.
Помимо крупных предприятий углеродную отчётность могут раскрывать все заинтересованные компании. Верификация отчетности на данном этапе не требуется, проверка будет ограничиваться посредством межведомственного электронного взаимодействия.
В заключение хотел бы резюмировать: мы стартуем с мягкого регулирования, на данном этапе только углеродная отчётность и формирование инфраструктуры добровольных климатических проектов.
Законопроект согласован со всеми ведомствами и ГПУ России. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Илья Эдуардович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Владимир Владимирович Бурматов.
Бурматов В. В., председатель Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, очень важную тему мы сегодня обсуждаем, фактически создавая законодательную базу для углеродного регулирования.
Это новая тема для Российской Федерации. Безусловно, мы её реализуем в рамках исполнения обязательств, взятых нашей страной в рамках Парижского соглашения по климату, но это и шаг, направленный на то, чтобы защитить наши предприятия, наших экспортёров, которые могут пострадать, и есть такая перспектива, к сожалению, при возможном введении углеродного сбора, трансграничного углеродного сбора Евросоюзом, а это наш экспорт - это 40 процентов экспорта. И могут последовать возможные дискриминационные меры в отношении наших предприятий, могут пострадать сразу несколько отраслей и объёмы потерь могут составить до 5 миллиардов евро в год. Этого допускать, конечно, нельзя.
Поэтому эта законодательная инициатива, она, с одной стороны, позволяет нашей стране сделать очень серьёзный шаг в рамках исполнения международных договорённостей, в частности, Парижского соглашения по климату.
А, во-вторых, поддержать наш бизнес, наших экспортёров для того, чтобы их не облагали дискриминационными налогами или пошлинами. Что за новеллы содержит предлагаемый сегодня законопроект.
Ну во-первых, мы вводим систему учёта и отчётности выбросов парниковых газов.
Во-вторых, мы закладываем законодательную базу для реализации климатических проектов, в том числе в части лесовосстановления - это крайне важно для нашей страны.
В-третьих, мы вводим в обращение углеродные единицы, которые должны зачитываться нашим предприятиям при пересечении границы продукцией, товарами и оценки их углеродного следа.
Соответственно, есть несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание, в том числе, коллег из правительства. Ну, во-первых, вот эти углеродные единицы, про которые сегодня идёт речь, они, конечно, должны быть приняты и признаны на международном уровне. Углеродная единица, фактически, - это эквивалент либо снижения выбросов парниковых газов, либо эквивалент, поглощающий способности одной тонны С02, то есть, например, вклада предприятия в лесовосстановление. Но эта система должна быть верифицирована на международном уровне и это очень серьёзная площадка для переговоров.
Второе. То же самое касается поглощающей способности наших лесов. Мы неоднократно критиковали ту методику, которая существовала до этого, потому что по ней поглощающая способность наших лесов была дискриминирована. Наши леса почему-то обладали в несколько раз меньшей поглощающей способностью, чем леса других стран. Это очень странно, потому что Россия — это глобальный экологический донор, 20 процентов лесов на территории нашей страны сосредоточены.
Ну и, в-третьих, этот законопроект имеет, подразумевает, точнее, 11 подзаконных актов, а также ряд норм, к примеру, дополнительные меры регулирования и поддержки, здесь бы хотелось конкретики. И вот этот законопроект наш комитет очень плотно обсуждал с коллегами из правительства, мы провели слушания. Законопроект представлял на комитете Министр экономического развития, он ответил на вопросы.
На слушаниях у нас участвовали и представители бизнеса, РСПП, и экологи, и представители научной общественности, Российской академии наук. Ну и я могу сказать, что так редко бывает, но это был тот случай, когда вот эта итерация законопроекта, она далеко не первая, она была признана консенсусной, что она решает задачи и в рамках исполнения Парижского соглашения, и позволяет не подвергнуть дискриминационным каким-то мерам наших экспортеров, и не поставить под удар сразу несколько отраслей промышленности. Но при этом изучение вопроса нам четко показало, где мы находимся в этой ситуации, у России сегодня одна из самых чистых структур энергетики, более 80 процентов у нас электроэнергии приходится на низкоуглеродные или вообще безуглеродные источники.
И, исходя из этого, предложение комитета с учетом заключения парламентских слушаний поддержать этот законопроект в первом чтении, ну а дальше мы попросим учесть наши замечания ко второму.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович. Включите режим записи на вопросы. Я вижу, уже руки есть. Покажите список.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. Шеин О. В. У меня вопрос к комитету.
Не находите ли вы, что вся эта история с глобальным потеплением, на самом деле, представляет из себя достаточно опасный идеологический штамп в силу того, что, если мы смотрим через историческую призму, мы живем в период глобального похолодания напротив, и есть риски, перестаравшись с ограничительными мерами, скатиться в малый ледниковый период, который был лет ... назад, что будет оборачиваться и социальными, и экономическими потерями куда более масштабными. И учитывая, что мы в стране, в России освобождены от ряда либеральных догм, которые, увы, есть в других странах мира, мы как раз должны быть критиками такого рода подходов и не разделять их.
Спасибо большое.
Председательствующий. Центральная трибуна, пожалуйста. Бурматов В. В. Уважаемый Олег Васильевич, спасибо большое вам за вопрос.
Вначале своего содоклада я отметил, что у рассматриваемого сегодня законопроекта есть две, скажем так, ипостаси. Одна, которая касается исполнения международных соглашений, в которые вошла Россия, в том числе, Парижского соглашения по климату, в котором сегодня находится почти 200 стран и мы находимся в глобальном этом процессе.
А вторая сторона или вторая реальность - это реальность экономическая.
Если говорить о вопросах климата и отношении к глобальному потеплению, то, вы знаете, что у этих подходов есть как сторонники, так и климатические скептики, которые эту теорию критикуют очень активно и аргументированно. Но мы исходим из того, что вторая сторона, к сожалению, уже является данностью.
Дело в том, что Евросоюз заявил о том, что к 2023 году они введут это трансграничное углеродное регулирование, введут этот сбор, хотим мы того или нет, участвуем мы в парижском соглашении или нет, принимаем мы это законодательство для себя или нет, и участвуем мы в этих процессах или нет. И продукция с так называемым высоким углеродным следом будет облагаться налогами ли, пошлинами ли, либо ещё какими-то платежами? То есть мы рискуем столкнуться с тем, что наши предприятия - экспортёры, энергетики, значит, химики, ряд других отраслей, там сразу несколько отраслей попадёт под удар, они могут терять, я назвал цифру, это, ну, такие оценки усреднённые, до 5 миллиардов евро. Есть цифры, которые называются, ну, существенно большие, потерь вот именно из-за этого регулирования.
Поэтому предприятиям надо дать возможность, вот мы пришли к этому и на парламентских слушаниях, и на комитете, зачитывать эти углеродные единицы. Ну, пусть они лучше занимаются лесовосстановлением в России, чем они платят эту пошлину, условно говоря, на границе. И коллеги из РСПП нас поддержали в том вопросе. И эта концепция законопроекта, она связана с так называемым мягким регулированием, и она предполагает учёт выброса парниковых газов и введение вот этих углеродных единиц, которые можно будет предъявить на границе и сказать: Мы углеродный след свой свели к нейтральности, условно говоря, или к минимуму. И дальше с нас сдирать вот эти деньги, эти пошлины или там налоги уже не надо".
Председательствующий. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Илья Эдуардович, можно там и двести, и одну страну, но вы знаете, что самая большая промышленная страна США вообще не вступила в это Парижское соглашение и отказывается его выполнять.
Но у меня вопрос в другом. Вы говорите, к 2090-му году, но до вас уже приватизация постаралась и 78 тысяч предприятий уничтожила. То есть можно, ничего не делая, уже у нас выбросы углеводородов будут меньше. Не кажется ли вам, что это очередная попытка за счет введения дополнительного сбора обобрать всех, кто работает в стране и на страну, опять в пользу рентных олигархов? Спасибо.
Торосов И. Э. Николай Васильевич, спасибо за вопрос.
Всё-таки обращаю внимание, что сбора по данному законопроекту никакого не будет. Мы не вводим ни налоговые сборы, ни какие-то штрафы за отчетность, не вводим квоты. Законопроект на это не нацелен, мы просто собираем отчетность, чтобы понимать, как мы выполняем указ президента во исполнение Парижского соглашения, и позволяем компаниям с рынка заниматься добровольными климатическими проектами, как им будет угодно, и создаем понятийный аппарат. Никакой налоговой, фискальной политики в данном случае нет. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Черкасов Кирилл Игоревич. Черкасов К. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемый Илья Эдуардович, подскажите, пожалуйста, когда министерство планирует с коллегами, которые будут с вами заниматься этим направлением, сформировать климатические проекты и включить их в перечень нацпроектов? И, в частности, очень интересуют карбоновые полигоны и карбоновые фермы. Мы понимаем, что это определенная точка роста и возможность наших регионов создать высокооплачиваемые рабочие места и налогооблагаемую базу для муниципалитетов, поэтому хотелось бы узнать, когда будут вот первые пилотники такие созданы, за чей счет, и когда мы подойдем к этому вопросу. Спасибо.
Торосов И. Э. Спасибо, Кирилл Игоревич, абсолютно правильный вопрос. Как вы знаете, уже сейчас бизнес такие полигоны делает за свой счет, в частности, в Калужской области, то есть этот процесс уже пошел. Как только мы примем закон и все подзаконные нормативные акты, мы сможем этим заниматься. Мы рассчитываем уже в этом году начать данные проекты продвигать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
У меня вопрос к обоим докладчикам. Меня интересует: а почему ратификация этого вхождения России в Парижское соглашение не была проведена в Государственной Думе, насколько она легитимна?
И второй вопрос касается структуры парниковых газов. Вы же специалисты, наверное, готовились. Объясните нам, пожалуйста, сколько в структуре парниковых газов пара, сколько СОг природного происхождения, ну и антропогенного, то есть с участием человека ну или его каких-то там... животных и так далее и так далее?
И самый главный вопрос. А почему тогда, значит, вот здесь не ставится задача определения вот этих природных, как я понимаю, основных выбросов С02? Почему не считается, не устанавливается никаких контрольных приборов по определению выбросов CO2 при лесных пожарах, извержении вулканов, болотных газов и так далее и так далее? Зачем бороться только с антропогенным СОг?
Председательствующий. Илья Эдуардович, вы начните, пожалуйста.
Торосов И. Э. Да, спасибо.
Председательствующий. Но я напоминаю, что и докладчику, и содокладчику в ответе на вопрос дается до трех минут в совокупности. Торосов И. Э. Иван Иванович, я очень быстро.
Касательно: почему не ратифицировалось? Потому что нет ограничений суверенитета. Согласно Парижскому соглашению мы добровольно на себя берем обязательства, обязательств в самом Парижском соглашении нет. Это наше личное мнение как государства. Это первое... на первый вопрос.
На второй касательно антропогенных выбросов. Да, вы абсолютно правы, сейчас это семь веществ, которые считаются, в основном это углекислый газ, он больше всего занимает с точки зрения выбросов.
И касательно вашего вопроса по поводу других газов, то сейчас мы проводим по этому поводу научные исследования, и в зависимости от их результата будут по этому вопросу уже дальше двигаться.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Владимир Владимирович, вы что-то добавите? Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Иван Иванович.
У меня вопрос к Илье Эдуардовичу. Как бы мы ни говорили, но это потребует от предприятий дополнительных затрат.
Вот мы говорим о том, что принципы ограничения выбросов парниковых газов, какие это принципы, почему они тут не указаны, и в чём они заключаются?
Спасибо.
Торосов И. Э. Наталья Дмитриевна, согласно отчетности, которую будут сдавать уже на основе государственной статистики, на основе этой статистики будут с помощью математических моделей, без счетчиков, обращаю внимание, счетчики ставить не нужно, потому что сейчас мировая практика, это математическая модель, в зависимости от количества потраченной электроэнергии через определенные расчеты определяется какой выброс. Это и есть основополагающий подход к оценке выбросов парниковых газов.
Председательствующий. Спасибо.
Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон. Видимо, на какую-то часть его вопроса не было дано ответа.
Нилов О. А. Да, я прошу еще раз потом вернуться к ответу на мой вопрос обоих докладчиков. Если вы не знаете структуру образования СОг, да,
природного происхождения и от действий человека, то что вы здесь делаете, уважаемые специалисты? Ответьте мне - структура, пропорция, примерно хотя бы, 50 на 50 или один к ста. Вот если вы еще этого не знаете, проводите научные исследования, потом возвращайтесь сюда и докладывайте.
Председательствующий. Так, все-таки я концентрируюсь на вопросе, всё остальное мы за скобки выносим. Пожалуйста...
Торосов И. Э. Иван Иванович, да, буквально в двух словах.
Мы сейчас говорим о воздействии человека на природу. Мы не говорим и никак не регулируем, просто само воздействие природы, само климатическое развитие. Вот это надо понимать. Мы сейчас говорим только про выбросы, которые в связи с деятельностью человека. И мы по ним как раз и работаем. Как и весь мир. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Березин Никита Владимирович, пожалуйста.
Березин Н. В., фракция ЛДПР.
Да. Спасибо, Иван Иванович.
У меня вопрос к Илье Эдуардовичу.
Законопроект направлен все-таки на снижение выбросов, и понятно, что сейчас это сбор статистических данных, но тем не менее, в последующем предприятиям переход всех мощностей потребуется? То есть именно технические средства, которые будут не соответствовать экологическому стандарту. То есть к новым нормам нужно будет прийти. И сколько для этого потребуется времени на такой переходный период?
Спасибо.
Торосов И. Э. Спасибо, Никита Владимирович.
Согласно данному законопроекту, еще раз подтверждаю, нет обязательств по переходу, нет мотивации для перехода. Сейчас мы только собираем статистику и определяем инфраструктуру для, как я уже сказал, добровольных климатических проектов.
Да, вы знаете, у нас есть НДТ, наиболее доступные технологии, в рамках этого у нас есть движение в этом направлении, сами предприятия активно работают в этом направлении. Но согласно законопроекту фискальный и мотивирующий к снижению, мотивирующий к снижению выбросов углекислого газа в законопроекте не предусмотрен, обращаю на это внимание. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Моляков Игорь Юрьевич.
Моля ков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Илья Эдуардович, уже на сегодняшний день существуют нормативы по выбросам, в том числе и в воздух. Уже наше законодательство работает, люди платят деньги.
И представьте ситуацию, когда у компании истёк срок разрешения на выброс, такой же срок будет установлен на парниковые выбросы. Вот он истёк. Вчера предприятие не было должником, а завтра оно будет, то есть не определён срок, в какой необходимо получить вот это новое разрешение, потому что оно может тянуться и год, и два, и три. А в это время предприятие будет терпеть огромные убытки.
Хотя, конечно, здесь прозвучало мнение, что весь мир работает над законопроектом, над Парижским соглашением. Не весь мир. Китай и Штаты не работают... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста, Илья Эдуардович. Торосов И. Э. Да, спасибо за вопрос.
Хочу еще раз уточнить. У нас нет ограничений на выбросы. Следовательно, никакого срока, который должен вестись, нет, согласно законопроекту, просто его нет. Мы просто собираем статистику по выбросам и позволяем еще раз бизнесу делать добровольные климатические проекты.
Возможно, появятся углеродные единицы, которые они смогут зачесть при трансграничном налоге. Всё. Никаких обязательств по сокращению выбросов у нашего бизнеса согласно этому законопроекту нет и пока не планируется. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Центральная трибуна, пожалуйста.
Бурматов В. В. Коллеги, поскольку несколько раз уже прозвучала информация о том, что вот некоторые страны не участвуют в Парижском соглашении, действительно не участвуют. Некоторые страны, например, Ирак не участвует, Йемен не участвует, Литва, Южный Судан, вот они не участвуют в Парижском соглашении.
То, что касается Соединённых Штатов Америки, 20 января 2021 года принято решение о возвращении страны к обязательствам в рамках Парижского соглашения, а Китай вообще заявил о достижении углеродной нейтральности к 2060 году. Поэтому это вот в качестве комментария. Я просто несколько раз уже услышал.
Председательствующий. Спасибо.
Кузякин Дмитрий Викторович. Кузякин Д. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Илье Эдуардовичу.
Вот вы сказали в своём докладе, что собираете статистику.
Вот статья 8 законопроекта пункт 7, я его зачитаю: "Информация о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате деятельности и в интересах обороны страны и безопасности государства, в реестр выбросов парниковых газов не включается".
Это с какой целью? Нам нужна истинная картинка или нам для чего-то это нужно? И здесь больше плюсов или минусов от этого, что мы будем включать или не будем включать? Здесь какие-то, может быть, у государства военные тайны есть? Чем это подразумевается?
Спасибо.
Торосов И. Э. Дмитрий Викторович, очень хороший вопрос. Спасибо.
Да, как раз вы сами ответили в вопросе, сами дали ответ. Да, это было пожелание Минобороны в связи с закрытой информацией. Мы это учли, и считаем, что это правильно, потому что по выбросам парниковых газов можно в принципе понять, чем занимается предприятие, насколько оно активно работает или наоборот не активно работает. Следовательно, мы пошли навстречу Минобороне.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. К"a i асонон С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Илья Эдуардович, вынесем за скобки дискуссию всё-таки, что влияет больше: водяной пар или углекислый газ.
На мой взгляд, тот рамочный закон, какой вы нам сегодня предлагаете, это определённая мера всё-таки экономического воздействия на страны с тем или иным объёмом выбросов.
Вот сейчас в ряде европейских стран действует уже законодательство, и я так понимаю, вот наше стремление - это попытка уйти от трансграничных налогов, которые появляться будут сейчас в ближайшее время. Вместе с тем и в концепции этого закона заложено, что определённые меры экономические, налоговые будут заложены в перспективе, будут другие подзаконные акты.
Вопрос такой. Не возникнет ли двойного налогообложения, как в случае вступления, когда мы вступили в ВТО, мы выдерживаем свои обязательства, в отношении нас не выдерживаются? Вот этот вопрос Минэк... (Микрофон отключён.)
Торосов И. Э. Сергей Михайлович, фундаментальный вопрос. Спасибо.
Да, вы абсолютно правы, это самый главный вопрос. Мы сделаем всё, в том числе с компаниями и, надеюсь, вместе с депутатами, что в будущем это никак не возникло. Мы точно хотим, чтобы двойного налогообложения не было. Из-за этого сейчас у нас внутреннего налогообложения нет. Если оно понадобится, то мы отдельно это будем обсуждать и смотреть, как это коррелирует с трансграничным налогом и как это коррелирует с нашими обязательствами и обязательствами наших коллег по ВТО. Мы трек по защите наших предприятий ВТО касательно трансграничного углеродного налога оставляем, и мы там тоже будем бороться, это параллельные вещи.
Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Илья Эдуардович, мой вопрос, он как-то перекликается с теми, которые были заданы до меня. Вот за последние 30 лет Россия значительно сократила негативное антропогенное воздействие на окружающую среду. Источники выброса, например, метана, ну возьмём корову: с 60 миллионов голов сокращены до 8 миллионов голов. Источники выброса С02 (это крупные, средние промышленные предприятия) скоро можно будет, наверное, сосчитать по пальцам. Сокращены деревни, малые города, которых исчезло уже более 30 тысяч. Полагаю, что государство, свою часть по сокращению уже перевыполнена и, с ваших слов, добровольно, возможно, уже и некому будет отчёт составлять. Всё-таки в связи с этим вопрос: правительство заинтересовано в сохранении промышленных предприятий? И если да, то какие планы на этот счёт? Или только отчёты?
Торосов И. Э. Ольга Николаевна, смотрите, мы как раз, вы абсолютно правильно сказали, мы единственное государство в мире, которое сократило и в процентном соотношении, и в валовом больше, чем все другие с 1990 года. Почему? Уже здесь прозвучало, тут разные причины, в том числе в принципе и обновление нашей экономики и переход на атом, на ВИЭ и так далее. То есть это сложный экономический вопрос.
Что касается вашего. Да, мы нацелены, что рост промышленности и рост производства, рост валового продукта у нас заложены в нашей финансовой модели. И ещё раз подтверждаю, что мы никаких налогов сейчас не вводим и бизнесу только позволяем использовать этот понятийный аппарат, не более того. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Илья Эдуардович. Присаживайтесь.
Коллеги, желающие выступить есть? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну как известно, чёрт всегда таится в деталях, да? А вам уже проговорились в докладе, что ещё будет 11 подзаконных актов.
Вот ещё до коллеги-докладчика был такой министр Улюкаев. Вот здесь в 2013 году мы приняли закон о стратегическом планировании, который включал в себя последующую разработку и принятие 36 подзаконных актов. Теперь ни Улюкаева, ни закона о стратегическом планировании. Понимаете?
Второе. Если вы посмотрите, то у нас опять берёт верх либеральная риторика о самоограничениях и о самообложениях. Понимаете? Почему? У нас уже есть экологический сбор. Я вам напомню, что в этом зале был принят закон, когда деньги, получаемые за экологию, получают частные структуры за то, чтобы оценить вредность этой экологии.
Поезжайте в посёлок Жирнов Тацинского района, там стоит два цементных завода. Вот дорогостоящие фильтры, которые на трубах стоят, они в ночное время, когда работает комбинат, выключаются, и весь населённый пункт 3-миллиметровой к утру покрыт пылью. Понимаете?
И в данной ситуации вы поймите, вот нам МВФ, руководимый США, рекомендации даёт. У нас Мировой банк, руководимый США, рекомендации даёт. У нас уважаемое Министерство экономического развития 17,5 лет вело по ВТО разговоры, проездило, 3,5 миллиарда только на командировки.
Но наши производители до сих пор не знают условий двусторонних, которые подписаны, хотя наши оппоненты всё давным-давно знают. С нашей точки зрения, это опять идёт закон с неопределёнными целями, точнее, он с ограниченно для узкого круга людей определёнными целями, для последующего, вообще-то, введения дополнительных налоговых и прочих сборов. Поэтому мы считаем, пока правительство нам не доложит всё-таки цель этого закона и что мы будем иметь... Вы же имейте в виду, уважаемое министерство, у нас от 10 уже до 14 миллионов гектаров леса сгорает в год, не предъявят ли нам в соответствии с вашими же принятыми законами вот эти самые ваши эко баллы, понимаете или нет? Потому что в данной ситуации мы, что экспортируем в Европу? Нефть, газ, редкоземельные материалы и лес, понимаете, в Китай.
Поэтому с нашей точки зрения здесь что-то не совсем чисто, и мы не можем поддерживать закон без определённых, ясных целей и без явных выгод для нашей экономики, потому что Минэкономразвития надо бы заняться развитием страны, а не исследованием в старом фарватере. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8744290.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments