leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законодатель пытается сделать службу занятости полезной – первое чтение

Законодатель пытается сделать службу занятости полезной – первое чтение – Михаил Тарасенко предлагает увязать выплаты по безработице с возможностью жить – Игорь Моляков Внести в Конституцию положение о всеобщей занятости
23. 1114509-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части повышения эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда Российской Федерации)
Документ внесли 18.02.21 Депутаты ГД В.В.Володин, С.И.Неверов, А.К.Исаев, М.В.Тарасенко (ЕР); Сенаторы РФ В.И.Матвиенко, А.А.Турчак, А.А.Клишас, И.Ю.Святенко.
Представил 1й зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
Законопроектом вносятся изменения, касающиеся механизма оказания государственных услуг в области содействия занятости в электронной форме, обеспечения единой технологии работы органов службы занятости, единых параметров качества предоставления государственных услуг в области занятости, а также ряд изменений, регламентирующих порядок взаимодействия органов службы занятости и граждан:
1) Изменения, необходимые для развития механизма оказания государственных услуг в области содействия занятости в электронной форме на основе единой цифровой платформы:
- переименование ИАС «Общероссийская база вакансий «Работа в России» в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа) и закрепление функционала единой цифровой платформы, связанного с обеспечением предоставления государственных услуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме;
- использование наравне с очным приемом дистанционной (в т.ч. проактивной) формы оказания государственных услуг с использованием государственных информационных систем (единая цифровая платформа, ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», СМЭВ);
- регулирование особенностей взаимодействия работодателей, граждан и органов службы занятости в электронной форме;
- закрепление обязанности центров занятости осуществлять регистрацию граждан в ЕСИА в целях возможности подачи заявления с использованием единой цифровой платформы (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи);
- создание предпосылок для разделения потоков граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в зависимости от их мотивации к трудоустройству – позволит перейти от формального (в ряде случаев) предоставления услуг к адресному индивидуальному подходу, который заключается в выборе траектории предоставления услуги и формировании индивидуального плана мероприятий для соискателя, с учетом его реальных потребностей и мотивации;
- в целях расширения банка общедоступных вакансий – установление требования к размещению на цифровой платформе информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек).
2) В целях создания эффективных механизмов обеспечения единой технологии работы органов службы занятости, единых параметров качества предоставления государственных услуг в области занятости на всей территории страны, предлагаются следующие дополнения:
- замена федеральных государственных стандартов стандартами деятельности в области содействия занятости населения, охватывающими не только государственные услуги, обеспечивающими комплексный подход к реализации полномочий;
- расширение компетенции ФОИВов в части создания, развития и поддержки единой цифровой платформы, утверждения стандартов деятельности в области содействия занятости населения, порядка проведения мониторинга за их исполнением, согласования кандидатур руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения в порядке, установленном Правительством РФ и др.;
3) Изменения, упорядочивающие отношения центров занятости населения с заявителями, в рамках которых предусматривается:
- уточнение условий социальных выплат в части конкретизации периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан;
- содействие предпринимательской инициативе безработных граждан может включать в себя в т.ч. оказание финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- приравнивание пассивных форм отказа от поиска работы (неявка без уважительных причин на переговоры по вариантам подходящей работы с работодателем в течение 3-х дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение) в случаях, когда обязательная явка для получения направления на работу (обучение) предусмотрена действующим законодательством) к активным формам отказа, как следствие, исключение как вида штрафных санкций «снижение размера пособия на 25%».
- нормы об ответственности для граждан в случае получения обманным путем пособия по безработице (стипендии).
Законопроект включен фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 420 0 0 14:56

Стенограмма обсуждения
23-й вопрос. Законопроект-Приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко.
Тарасенко М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, и в вопросах занятости населения, и в вопросах поддержки граждан, потерявших работу.
В течение 2020 года нововведения в этой сфере динамично вводились различными нормативными документами и подчас носили временный характер.
Для закрепления позитивных тенденций во взаимодействии между службами занятости с участниками и потенциальными участниками трудовых отношений и подготовлен группой депутатов и сенаторов представляемый вам законопроект о внесении изменений в закон о занятости в Российской Федерации.
Именно развитие информационно-коммуникационных технологий позволило в столь непростой сфере как занятость шире использовать дистанционные формы взаимодействия с субъектами тех отношений, что было крайне необходимо в условиях динамично распространяющегося коронавируса, но такие подходы целесообразны и в обычных условиях, поскольку упрощают н то лгкоояют их и снижают бюрократические процедуры взаимодействия, ускоряют препоны.
Законопроектом предполагается формирование общих требований к порядку предоставления услуг на основе единой цифровой платформы, которая будет базироваться на действующей в настоящее время базе вакансий "Работа в России". Естественно, что такие подходы способствуют снятию межрегиональных барьеров при подборе персонала, оказании государственных услуг в вопросах занятости, и, таким образом, переходить к более централизованной системе, в чём, безусловно, заинтересованы и регионы, и население.
Позволю себе такое образное выражение. В настоящее время характер отношений в области занятости между субъектами Федерации носит фактически конфедеративный характер. Хотя практика показывает, что большая централизация таких процессов только лишь повысит эффективность этой важной и нужной работы.
Еще раз подчеркну, что законопроектом намечается использовать наравне с очным приёмом населения дистанционную форму оказания государственных услуг, то есть регулирование отношений в электронном формате. Также подтверждается и усиливается положение об обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и работодателей, у которых численность персонала превышает 25 человек, размещать на цифровой платформе информацию об имеющихся вакансиях.
Законопроектом предусматривается регулирование отношений центров занятости с безработными гражданами, устанавливается принцип их отношений в случае пассивных форм отказа последних от поиска работы.
Средства на реализацию законопроекта предусмотрены в рамках национального проекта "Демография".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Федерации может быть представлен следующим образом. От органов государственной власти 19 субъектов Федерации получен положительный отзыв, мнение остальных органов следует считать невыраженным.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Счётная палата в своём заключении отмечает, что законопроект и материалы к нему требуют доработки.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта, но обозначает некоторые расхождения между действующим законодательством по вопросам местного самоуправления и положениями законопроекта.
Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, законопроект поддержали с рядом их замечаний и предложений.
Представлял на этой Трёхсторонней комиссии законопроект один из его авторов. Да и вообще по инициативе "ЕДИНОЙ РОССИИ", к которой принадлежат авторы законопроекта, уже создана фракционная рабочая группа, в которую помимо депутатов вошли и представители социальных партнёров. По инициативе "ЕДИНОЙ РОССИИ" на местах уже запущено широкое обсуждение законопроекта с активным участием профессионалов из сферы занятости.
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.
Ми. 1якоп И. Ю. Уважаемый Михаил Васильевич, вот здесь вы как-то не упомянули в своём докладе о том, что предусмотрены карательные меры. Если человек в течение трёх дней не является для того, чтобы ознакомиться с предложенными вакансиями, то на 25 процентов снижается сумма выплат по безработице. Многие ведь не идут вставать на учёт по безработице, потому что сам объём вот этих средств, который получают безработные, он мизерный, они, поэтому и не идут получать эти средства.
Не кажется ли вам, что службы занятости останутся пустыми, потому что, если ещё и наказывать людей за то, что они в течение трёх дней там не явились, значит, в этом случае все плюнут на эти, так сказать, службы... (Микрофон отключён.)
Тарасенко М. В. Смысл вашего вопроса, Игорь Юрьевич, понятен. Безусловно, если финансирование занятости будет оставаться на том уровне, который мы имеем сегодня, мы получим всего лишь навсего демонстрацию намерений, а не реальное изменение положения дел в этой важнейшей социальной сфере. Поэтому я бы разделил вот эту работу, которая сейчас ведётся в рабочей группе, на две части. Вот в эту часть, которая сегодня обсуждается и, я надеюсь, будет принята в результате этой весенней сессии седьмого созыва, входят те вопросы, которые лежат на поверхности, которые уже апробированы и которые не требуют крупных капиталовложений. Но рабочая группа и работает над теми вопросами, которые, безусловно, требуют коренного изменения. Прежде всего, это страхование безработицы, это мировая практика, которая себя зарекомендовала, которая является одним из методов поддержания покупательной способности населения в очень непростых условиях. И такие предложения к осенней сессии нового созыва Государственной Думы будут подготовлены. Я более чем уверен, что такие предложения будут приняты новой Государственной Думой. Спасибо.
Председательствующий. Зайцев Максим Сергеевич.
Зайцев М. С, фракция ЛДПР.
Уважаемый Михаил Васильевич, согласно пояснительной записке в целях содействия занятости граждан планируется их разделять в зависимости от мотивации к трудоустройству. И какие вы предполагаете будут критерии для определения этой мотивации, кто будет их разрабатывать?
И второй вопрос. Какие мероприятия будут проводиться центрами занятости для успешного трудоустройства выпускников вузов? Спасибо.
Тарасенко М. В. Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что принципиальная разница между действующим законодательством, которому, кстати говоря, в этом году исполняется более 30 лет и которое уже превратилось, по большому счёту, в лоскутное одеяло, поскольку очень много в него внесено изменений. И в этих условиях, безусловно, мы переходим от межрегиональных подходов к федеральным подходам, повышается роль федерального центра. Уже не будет, вот я неслучайно говорил о том, что на сегодняшний день работают принципы конфедеративности, когда в зависимости от ситуации в субъекте Федерации субъект Федерации сам варится в собственном соку.
Подход к единым стандартам позволит эту проблему решать на федеральном уровне. И вот те стандарты, которые будут вырабатываться – это вопрос подготовки ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Михаил Васильевич, мой вопрос простой. Насколько я понимаю, законопроект, как и большинство принимаемых в последнее время Государственной Думой, имеет явно ярко выраженный рамочный характер. Скажите, пожалуйста, если возможно, что конкретно от принятия данного законопроекта получит работник? Что конкретно получит безработный, какие дополнительные права и возможности? Спасибо.
Тарасенко М. В. Ну одним, будем говорить, из моментов, которые являются новеллой в данном законопроекте — это практика, которую мы получили в течение 2020 года, когда многие вопросы, которые решались только лишь в очередях в центрах занятости, сегодня можно решать дистанционно, через электронные формы взаимодействия.
Это действительно, и я это подчёркивал в своём докладе, это не только, будем говорить, полезно, когда есть пандемия коронавируса, когда общение людей достаточно опасно — это полезно и в обычных условиях, поскольку упрощает, дебюрократизирует систему. То есть будут решаться вопросы гораздо быстрее.
Но я понимаю, о чём вы говорите, Олег Николаевич, и я тоже на это рассчитываю, что если мы не увяжем суммы выплачиваемого пособия по безработице с реальной возможностью человека жить на эти средства - это будет всего лишь декларация о намерениях. Поэтому, я считаю, что ко второму чтению мы должны в этом законопроекте обозначить тенденции.
Но я ещё раз подчёркиваю: если мы хотим принять законопроект, который обозначит действительно на сегодняшний день только то, что уже удалось достичь, то крупные вопросы, которые потребуют изменения бюджета, их нужно относить на осень, потому что в этой сессии мы просто не сможем их принять.
Безусловно, закон улучшит положение дел, но для того чтобы он стал современным законом, для этого нужны два этапа.
Первый — этой сессии. И второй этап — это будущей сессии.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет.
Представитель президента? Правительства? Докладчик, содокладчик?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений..."
Выступить хотите?
Включите запись на выступление.
Покажите список.
Исаев Андрей Константинович. Пожалуйста.
Исаев А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Закону о занятости вчера исполнилось 30 лет. 55 поправок было в него внесено. Он, действительно, как лоскутное одеяло. Данный законопроект мы внесли для того, чтобы зафиксировать в законе о занятости то, что можно сделать уже сейчас. А Олег Николаевич Смолин спрашивал, что это даст людям?
Во-первых, прекратится сбор бумаг. До 39 справок нужно собирать в регионах на сегодняшний день, чтобы получить пособие по безработице. Это всё заканчивается. Служба занятости будет получать информацию в электронном виде от органов государственной власти.
Во-вторых, это возможность по большинству вопросов решать, не приходя непосредственно в Службу занятости, а онлайн обращаясь с соответствующим заявлением.
В-третьих, существует такая норма, как общественные работы. Она, практически, обязательна для всех регионов сегодня. А что такое общественные работы в ситуации с безработицей? Это аспирин во время болезни: легче становится, но причина не лечится. Мы делаем это на усмотрение региона, то есть он может потратить деньги на общественные работы, а может направить на стипендию для переезда к новому месту работы, на переквалификацию, на открытие собственного дела.
Мы расширяем круг тех, кто будет получать помощь от Службы занятости. Например, самозанятый, безработный будет получать средства и помощь при регистрации в качестве лица, уплачивающего налог на профессиональный доход. Мы в большей степени централизуем работу Службы занятости, а это значит, что мы начинаем путь к постепенному вытеснению внешней трудовой миграции, внутренней трудовой миграции.
Мы ликвидируем диспропорции. Сегодня в Москве 3 процента безработных по состоянию на январь, а в Ингушетии 31,5 процент безработных.
Уважаемые коллеги! Как было справедливо сказано, данный законопроект является первым, но не последним шагом. Мы договорились о том, что сейчас мы внесем то, что уже можно внести, то, что не требует больших дополнительных бюджетных расходов и то, что облегчит ситуацию и положение для людей.
Второй законопроект будет разработан и внесен нами в осеннюю сессию. Уже сейчас поступили поправки и замечания по результатам обсуждения "ЕДИНОЙ РОССИИ" в регионах, от более чем в 70 регионах. В нашей работе активно участвуют профсоюзы работодателей, часть поправок мы учтем во втором чтении, часть отнесем к принятию большого законопроекта, который коренным образом сделает для нас современный закон о занятости.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает поддержать данный законопроект, он направлен на защиту интересов людей.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.
Моляков И. Ю. Уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, хотя есть очень и очень многие замечания, которые, очевидно, нужно будет убрать ко второму чтению.
Здесь уже говорили о главном - о размере тех средств, которые выплачиваются в службе занятости, они недостаточны и необходимо их увеличивать для того, чтобы желание у человека прийти в службу занятости было, а не идти на черный или серый рынок.
По второй более важный момент и это момент на работу на будущее - для того чтобы преодолеть последствия контрреволюции 1991 года это внесение в Конституцию статьи о всеобщей занятости, потому что независимо, допустим, от социального устройства вот это положение является важнейшим. Если это положение будет внесено о всеобщей занятости, то в этом случае, уважаемые коллеги, все проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, огромные проблемы, они будут сняты.
Опять идёт речь об электронном голосовании. Понимаете, пока не создана собственная элементная база, все данные, которые будут собираться по безработице, они будут известны не только нам, но и нашему противнику. В нынешней сложной ситуации вот к этому надо подходить очень серьёзно. И пока есть большие города, есть малые города и сёла, малые города и сёла будут вымирать, сделаем мы это доступным для всего населения в Интернете или нет. Всё равно, всё будет стягиваться в Москву, в Ленинград, в Казань, в Новосибирск. Огромные территории будут оставаться пустыми. Вот чего добиваются те, кто являются нашими недоброжелателями.
Хочу отметить, что здесь не упоминалось, очевидно, ко второму чтению, это будет сделано, различные виды безработицы. Это безработица структурная, циклическая, вынужденная, региональная, о чём здесь говорили, и преодолеть которую практически невозможно при буржуазном разделении на город и на деревню, потому что всегда деревня будет проигрывать городу в этих условиях.
Так вот я бы хотел обратить внимание на добровольную и застойную безработицу. Вот какая безработица растёт. Мы тем, что в Конституции не обозначили обязательной трудовой занятости, плодим огромную армию людей, которые добровольно не желают работать. В основном это мужчины.
А что касается женщин, то среди женщин безработица более высокая. И самое страшно - это молодёжь. Почему? Потому что... (Микрофон отключён).
Председательствующий. Добавьте полминуты. Завершайте.
Моляков И.Ю. 25 процентов безработных, люди до 25 лет, а в селе безработица составляет даже по официальным данным более 8 процентов.
Уважаемые коллеги, необходимо серьёзнейшим образом отнестись к данному законопроекту, поскольку он не менее важен, чем закон о выбросах парниковых газов. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", пункт 23.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 56 мин. 25 сек.)
Проголосовало за 420 чел 93,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 420 чел.
Не голосовало 30 чел 6,7 %
Результат: принято Принимается единогласно.
По ведению Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Для стенограммы, вот Емельянов, Тумусов, Терентьев и Миронов по вопросу 22 голосовали против. Спасибо.
Председательствующий. Учтите в стенограмме.
Коллеги, сейчас мы будем рассматривать 24-й и 25-й пункты нашей повестки. Предлагается один доклад и два содоклада, если нет возражений. Нет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments