leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Основания для выдачи свидетельства об аккредитации медика и фармацевта фиксация в регистре

Основания для выдачи свидетельства об аккредитации медика и фармацевта фиксация в регистре
27. 1112335-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности»
Документ внесен правительством 15.02.21.
Представила замминистра здравоохранения Татьяна Семенова.
Член комитета по охране здоровья Татьяна Соломатина.
Законопроект направлен на совершенствование процедуры допуска медицинских и фармацевтических работников к профессиональной деятельности за счет перехода от подтверждения права на осуществление профессиональной деятельности свидетельством об аккредитации специалиста на бумажном носителе к записи сведений об успешном прохождении аккредитации специалиста в федеральном регистре медицинских работников единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
Вместе с тем в предлагается оставить возможность выдачи свидетельств об аккредитации специалиста на бумажном носителе в порядке, утверждаемом Минздравом России (в связи с тем, что наличие таких свидетельств может быть необходимо медицинским работникам, выезжающим для осуществления профессиональной деятельности за пределы Российской Федерации).
Также предусматривается исключение требования о соответствии образовательных программ, осваиваемых лицами, получающими право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, федеральным государственным образовательным стандартам (поскольку в настоящее время большая часть специалистов отрасли здравоохранения имеют медицинское и фармацевтическое образование, полученное не в соответствии со ФГОС, ввиду того, что прием на обучение по программам медицинского и фармацевтического образования в соответствии со ФГОС, осуществляется только с 2011 года, а до этого реализация образовательных программ высшего профессионального образования осуществлялась в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС).
ФЗ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
Первое чтение 413 0 1 15:32

Стенограмма обсуждения
Пункт 27. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности". Доклад официального представителя правительства заместителя Министра здравоохранения Татьяны Владимировны Семёновой. Пожалуйста.
Семенова Т. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" разработан во исполнение плана по переходу федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 года номер 218-Р.
В настоящее время в соответствии с 69-й статьёй Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Основанием для выдачи свидетельства об аккредитации специалиста является успешное прохождение специалистом процедуры аккредитации, оценки его профессиональной компетентности и соответствующего решения, которое выносит аккредитационная комиссия, зафиксированного в итоговом протоколе.
Заполнение бланков свидетельства об аккредитации осуществляется Минздравом России, что в масштабах всей страны требует значительных временных и финансовых затрат.
Законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие считать основанием для допуска к осуществлению профессиональной деятельности не наличие свидетельства об аккредитации специалиста, как бумажного документа, а факт успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста, зафиксированный в Федеральном регистре медицинских работников Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Таким образом, проверка факта успешного прохождения специалистом аккредитации может осуществляться работодателем путем получения соответствующей информации из федерального регистра медицинских работников при трудоустройстве указанного лица в медицинскую или фарморганизацию.
Также в законопроекте предлагается оставить возможность выдачи свидетельства об аккредитации в бумажном виде в порядке, который будет утвержден Минздравом России, например, в тех случаях, когда специалисту для осуществления медицинской деятельности за рубежом требуется специальный документ.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в положения 69 и 100-й статей закона, исключив требования о соответствии образовательных программ, осваиваемых лицами, получающими право на осуществление медицинской деятельности уровня образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам. Это более техническая правка, поскольку в настоящий момент подавляющее большинство специалистов отрасли получили базовое образование до 2011 года, то есть до внедрения в стране федеральных государственных образовательных стандартов.
В связи с изложенным законопроект имеет существенное значение для совершенствования и облегчения снятия бюрократических барьеров для допуска к профессиональной деятельности медицинских специалистов. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Содоклад Татьяны Васильевна Соломатиной. Пожалуйста.
Солома тина Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Татьяна Владимировна только что доложила полный пакет представленных документов по данному законопроекту. Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел данный законопроект на своем заседании 15 апреля и отмечает, что законопроектом предлагается внести изменения в отдельные положения федерального закона 323 "Об основах охраны граждан Российской Федерации, направленных на совершенствование процедуры допуска медицинских и фармацевтических работников к профессиональной деятельности за счёт перехода от подтверждения права на осуществление профессиональной деятельности свидетельством об аккредитации специалиста на бумажном носителе к записи сведений об успешном прохождении аккредитации специалиста в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения". По мнению комитета, данные изменения обеспечат возможность квалифицированным специалистам приступить к осуществлению своей профессиональной деятельности сразу же после прохождения процедуры аккредитации специалиста.
Согласно материалам, предоставленным к законопроекту, весомые изменения позволяют сократить расходы федерального бюджета на закупку бланков свидетельств об аккредитации. По мнению комитета, данный законопроект, в случае его принятия, позволит снять ограничения на осуществление профессиональной деятельности лицам, завершившим профессиональное обучение по программам медицинского фармацевтического образования до 2016 года. В свою очередь, положительно скажется на кадровом обеспечении отрасти здравоохранения квалифицированными специалистами.
На законопроект имеются положительные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по социальной политике, 78 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Правового управления Аппарата Государственной Думы. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту носят юридико-технический характер и будут учтены при подготовке данного законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию данного законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. Моляков И. Ю. У меня вопрос к замминистру.
Значит, врач решил получить аккредитацию, была комиссия, он получал бумагу официально о том, что он прошел аккредитацию или какую-либо другую процедуру. Сейчас вы говорите об облегчении. Вот та комиссия, она в любом случае будет аккредитовать врача, не аккредитовать врача. Каким образом будут выстроены её действия? Она, председатель комиссии скажет какой-то женщине или мужчине, который работает, иди вот, внести в компьютер эти данные? Или со стороны этой комиссии тоже нужно издавать какие-то документы, которые тоже будут на бумажном носителе? Или там тоже все также будет переведено на электронную основу?
Семенова Т. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, спасибо большое за вопрос.
Сама процедура сегодня уже предусматривает внесение и работу аккредитационной комиссии в информационных системах. Законопроектом просто закрепляется возможность и право юридическое пользоваться этой реестровой записью, которая содержится в закрытых форматах Единой государственной информационной системы.
К процедуре прохождения допуска к профессиональной деятельности технической, которая у нас состоит из трех этапов, и к работе аккредитационной комиссии никаких дополнительных введений не потребуется. Как я уже сказала, потребуется один-единственный дополнительный акт - тот, который будет регламентировать, в каком случае мы будем выдавать бумажные свидетельства об аккредитации, это административный регламент.
Система так сегодня работает. Законопроектом предлагается просто убрать из цепочки бумажный документ, который сегодня после внесения в реестровую запись мы должны выводить на бумагу на печать, мы заказываем бланки защищенной продукции 2Б, тратим на это деньги, время, и по всей стране, для того чтобы доставить этот бумажный вариант, у нас, к сожалению, не хватает месяца, двух, трех, а в ковиде это было особо сложно, и поэтому сегодня нам позволяет в рамках системной деятельности правительство уйти вообще от бумажного документооборота в электронный.
Никаких дополнительных технических сложностей для комиссии, для процедуры это не составит. Спасибо.
Председательствующий. Березин Никита Владимирович. Березин Н. В. Да, спасибо.
У меня вопрос Татьяне Владимировне. Скажите, за чей счет всё-таки граждане будут проходить предлагаемую аккредитацию? Не приведет ли это к тому, что мы дополнительно еще возложим финансовую нагрузку?
Семенова Т. В. Спасибо, Никита Владимирович.
Коллеги, дело в том, что указанный законопроект не меняет процедурно ничего. Сегодня процедура аккредитации внедряется в стране с 2016 года, это абсолютно бесплатная для врача процедура. Соответственно, техническое обеспечение, симуляционно-тренинговое оборудование там, где оно нужно, тестовые системы, методический центр аккредитации содержит государство за счёт средств федерального бюджета в рамках федерального проекта обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Врачи и медицинские специалисты процедуру аккредитации, начиная с 2016 года, она пришла на смену процедуре, приходит постепенно, поэтапно на смену процедуре сертификации... ничего не платят, и взимания денег не прогнозируется, не предусматривается.
Спасибо.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И. Уважаемая Татьяна Владимировна, к сожалению, из-за технического сбоя вопрос на заседании комитета 15 апреля не удалось мне задать.
Поэтому подскажите, пожалуйста, как вы оцениваете, какое-то влияние предлагаемые изменения окажут на решение проблемы дефицита медицинских кадров?
И второй вопрос, связанный с аккредитацией. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, вся ли нормативная база уже отлажена для того, чтобы эта процедура происходила эффективно и, так сказать, своевременно?
Спасибо.
Семенова Т. В. Николай Иванович, спасибо огромное за вопрос.
На первую часть я отвечу, что это снижает административные барьеры, но не к сожалению, не к счастью никакого влияния на кадровое обеспечение оказывать не может. То есть как была процедура, так и была, просто мы убираем, ну, то есть как аналогия: дети продолжают заканчивать школу, только вместо бумажного аттестата получают реестровую запись в единой информационной системе. То есть это никаким образом не относится к самим как бы процедурным вопросам и к обеспечению отрасли кадрами.
А отвечая на второй вопрос, дело в том, что процедура аккредитации, внедряясь с 2016 года, идет поэтапно.
Сначала она была детально прописана для лиц, которые впервые получают медицинское образование и первый раз доказывают свое право осуществлять врачевание наших пациентов, она более строгая, она имеет три регламентных этапа, то же самое относится к первично специализированной аккредитации, а сегодня в соответствии с ведомственным приказом о этапности и 100-й статьей 323-го федерального закона об этапности внедрения процедуры аккредитации мы переходим к периодической аккредитации.
Всё это время, поскольку это абсолютно новая процедура, у нас есть 334-ый "Н" приказ, это положение об аккредитации специалистов, в этот нормативный документ вносятся изменения, для того чтобы сохранялась объективность, сохранялась возможность проверки качества подготовленных специалистов, поскольку в их руках жизнь и здоровье граждан, и поэтому этот документ по мере накопления как бы опыта, он, в него вносятся определенные корректировки. Но это чистые корректировки.
На сегодняшний день профессиональное сообщество обсуждает в рамках периодической аккредитации что такое профессиональное портфолио, и по всей видимости, когда первая волна, и внедряется это с этого года, пройдет, мы проведем какой-то опыт и анализ, это может потребовать изменений в действующую нормативно-правовую базу, но в целом не в закон, имеется в виду в подзаконные акты. Но в целом нормативно-правовая база для аккредитации специалистов сформирована.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо.
То же самое, Татьяна Владимировна, не удалось, к сожалению, в дистанционном режиме задать вопросы.
То, что касается удаляемых, скажем так, положений нормативных.
Первое. Это российские учебные заведения медицинские и фармацевтические, они оттуда удаляются. Значит ли это, что как-то изменится ситуация, скажем так, со специалистами из других стран?
Второй вопрос. Это на соответствие федеральным образовательным стандартам, то же самое, вы говорите, что они действуют с 2011 года, вроде бы как это упростит.
Й третий момент. Это то, что касается медицинских и фармацевтических, они тоже удаляются. То есть это речь идет о тех специалистах, которых готовят другие учреждения, не медицинские, не фармацевтические, чаще всего это лаборанты, или нет?
Семенова Т. В. Спасибо, Алексей Владимирович.
Значит, в части федеральных государственных образовательных стандартов, ну наверное, можно было внести эту правку, она такая, если сейчас согласитесь, больше техническая, а раньше, ну не было таких, скажем, ярких прецедентов, они появились только в прошлом году.
Значит, в Российской образовательные стандарты Федерации федеральные государственные были введены в системе... ну не в системе здравоохранения, а по образовательным программам в укрупнённые группы специальностей здравоохранения, начиная только с 2011 года.
Значит, в отрасли работает более двух миллионов человек только в государственной и муниципальной системе со средним и высшим медицинским образованием, которые большинство из них имеют образование среднее профессиональное и высшее профессиональное, полученное до 2011 года, то есть до вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов.
Поэтому просто технически, изымая эту норму, мы убираем коллизию права, которая формально говорит, что, не закончив вуз и колледж после 2011 года, работать в системе ты не можешь.
Относительно слов "убирает российские" — это тоже техническая правка. Она не повлияет, на наш взгляд, по оценке на привлечение иностранных кадров или изменение рынка, потому что вы знаете, что специфика работы в отрасли -это как раз специальный допуск к профессиональной деятельности, который независимо от каких-либо международных договоров остаётся в рамках законодательства, утверждённого государством. А это сдача специального экзамена, соответственно, после признания эквивалентности документов. Поэтому это чисто техническая, лингвистическая правка.
Председательствующий. Зайцев Максим Сергеевич.
Зайцев М. С. У меня вопрос к докладчику.
Уважаемая Татьяна Владимировна, вот согласно пункту 1 части первой статьи 100 законопроекта до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в России будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование. Вот хотелось бы понять, что подразумевается под тем самым иным образованием.
И в связи с этим есть ли смысл вообще оставлять в заключительных положениях закона разрешение врачам осуществлять медицинскую деятельность до 2026 года? И с чем это связано? Спасибо.
Семенова Т. В. Уважаемый Максим Сергеевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что это переходные положения, они связаны с переходом поэтапным и с процедурой сертификации специалистов, процедурой аккредитации.
Если посчитать полный цикл, сегодня статьёй закона закреплено, что медицинские работники не реже чем один раз в пять лет повышают уровень своей квалификации, как раз полный переход на процедуру аккредитации закончится 1 января 2026 года. Если убрать эти переходные положения, эту статью, то у нас юридически лица, которые в настоящий момент имеют и свидетельство об аккредитации, имеют право иметь еще свидетельство, сертификат специалиста или получить свидетельство об аккредитации, просто будут не допущены до профессиональной деятельности.
Что касается иного образования, у нас есть номенклатура должностей медицинских работников, в которых есть отдельный раздел - это лица с иным высшим образованием.
Коллеги, вам известны и психологи, специалисты по лечебной физкультуре, получившие физкультурное образование, это IT-специалисты в отрасли здравоохранения, которые занимаются программами, допустим, принятия второго мнения или проектировки правильных диагностических заключений. Таким образом, эти специалисты могут иметь техническое или иное образование.
Наиболее ярким примером, наверное, будут служить медицинские физики, которые работают в каждом онкологическом диспансере, и их основная задача — это расчёт дозы радиолуча, пучка для того, чтобы оказать правильно качественную медицинскую помощь, без них система здравоохранения справиться не может.
Поэтому изъять и убрать из системы лиц с иным образованием, но не медицинским, мы не можем, потому что и сегодня мы понимаем, что таких специалистов в отрасли всё больше и больше, мы говорим о мультидисциплинарных бригадах в реабилитации. Поэтому наша позиция, что не надо это ни при каких условиях изымать из закона. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет.
Представитель президента, правительства? Докладчик? Содокладчик?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 32 мин. 48 сек.)
Проголосовало за 413 чел 91,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2%
Голосовало 414 чел.
Не голосовало 36 чел 8,0 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. По ведению Крашенинников Павел Владимирович. Крашенинников П. В. Спасибо большое. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Мы просим после 29-го рассмотреть 35-й вопрос — это поправки в федеральный конституционный закон по Крыму и Севастополю. Просьба поддержать. Недолго будем докладывать. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, не будет возражений?
Давайте сразу договоримся, мы сегодня должны вот включая этот вопрос и ещё 28, 29 и 30-й рассмотреть, иначе у нас очень много получится. Нет возражений? Договорились.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments