8. О роли государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в реформе институтов развития
Председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Иванович Шувалов Ликвидность 17% Свободный капитал 600 млд Прошло сокращение в три раза Зарплата на 10% ниже чем с государственным участием. Мы строим первоклассную экономику. ВЭБ госкорпорация занимается очень специальным бизнесом выстраивания партнерств Раньше конкурировал со Сбером ВТБ. Сейчас ВЭБ доложен взять на себя риски Вместе с функцией управления институтами развития Вплоть до микрокредитования. Оперировать средствами ФНБ но на возвратной основе Мы зарабатываем на руке у Минфина. Мы не зарабатываем прибыль Кредитование ВЭБ всегда будет льготным
Вопросы
Юрий Федоров Насколько сложно отсеять затраты от дополнительных расходов?
Шувалов Поверьте мы работали очень серьез Бюджет утвержден очень жесткий никакое баловство не заложено Вопрос по капиталу Роснано достался нам по наследству самая расходная статья
Синицын Моногорода
Шувалов 321 моногород по методологии Всемирного банка Безработица Будем отрабатывать инструменты У нас большая повестка в Кузбассе На женском форуме повестку ВЭБ по Кузбассе представят женщины
Николай Журавлев Поддержка экспорта Даже в Узбекистане у нас непаханое поле. Отрасль станкостроения у нас не отраслевая Может быть нам лизинговую программу запустит и по станкам?
Шувалов О новых рынках говорил и президент, мы свою ответственность понимаем Ситуация в Узбекистане резко изменилась Поставляем подвижной состав для Ташкентского метро Золотой и Медный комбинат Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС Все не так как было пятит лет назад По станкам весь лизинговый портфель мы передадим ГТЛК Правительство занимается тяжелым оборудованием, мы средней тяжести
Александр Прорнюшкин По какой ставке ВЭБ поддерживает проекты ВЭБ и как она отличается от среднерыночной?
Шувалов Никакого волшебства здесь нет Мы добавляем полтора-два процента Ниже рыночной мы можем за счет каптала. Трамвай в Таганроге. Открытие закрытых линий. Для Волгограда трамвай это облик города. Запустим проект за счет капитала семь млрд Автобусный парк грантовая поддержка не нужна Перевод на электрическую тягу водородную потребует гранта правителства Более правильно чем льготное кредитования
Ялалов Новая школа
Шувалов Проект ПроШкола совместно Сбер ВЭБ группа компаний Просвещение Тиражировать наш долг с вами Ликвидность на рынке есть
Выступления
Матвиенко Заместители генерального прокурора в зале аккуратней выступайте
Владимир Кравченко ЗАТО Северск начали ряд проектов все остановлено ясности нет
Игорь Морозов Локализация в Африке Через год новый саммит мы должны доложить что сделано
Анатолий Артамонов. Наследие цементный завод в Калужской области ВЭБ уже вложил 30 млрд руб. Хотелось бы видеть этот проект завершенным.
Андрей Кутепов открывать новые возможности людям
Матвиенко Давайте начнем с трамвая в Таганроге Вам достались токсичные активы, чтобы вложенные деньги не пропали Сегодня ВЭБ главный институт развития страны Разработка препаратов против COVID-19 в Ярославле. Присутствуют представители всех 85 регионов Так что вся Россия перед вами
Из стенограммы 504-го пленарного заседании СФ 23.04.21
Уважаемые коллеги, сегодня предлагается рассмотреть на заседании Совета Федерации вопрос «О роли государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в реформе институтов развития». Предлагается в течение часа рассмотреть этот вопрос, предоставить возможность выступить Игорю Ивановичу Шувалову (до 20 минут), далее - ответы на вопросы и выступления сенаторов Российской Федерации. Вот такой порядок.
Коллеги, нет у вас возражений? Нет. Принимается. Позвольте предоставить слово председателю государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорю Ивановичу Шувалову. Игорь Иванович, прошу Вас. Рады Вас приветствовать.
И.И. Шувалов. Здравствуйте, многоуважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за ту поддержку, которую вы оказываете повестке развития, организациям развития, включая ВЭБ. Вчера на заседании правительства, выступая, председатель правительства Михаил Владимирович Мишустин представил поправки к закону о государственной корпорации развития, и эти поправки должны быть рассмотрены Государственной Думой и Советом Федерации, что консолидирует нашу ответственность по отношению к повестке развития и к организациям, которые были нам переданы под управление 31 декабря 2020 года. Напомню, что этот список содержит 12 организаций. Моя задача сегодня - рассказать о том, в какой мы находимся форме, кто мы такие и как мы будем работать в ближайшее время, в ближайшие месяцы. И, как мне представляется, важно рассказать о нашей повестке в среднесрочной перспективе (трех - пяти лет). В течение трех лет Внешэкономбанк, как он назывался раньше (сейчас это название законодательно сохранено, но то, что мы предлагаем как новый бренд нашей организации, - это ВЭБ.РФ), проходит сложную трансформацию. Эта трансформация касалась расчистки баланса. И вчера на заседании Комитета по экономической политике мы подробно рассмотрели эти вопросы. Я доложил членам комитета о том, что в настоящий момент наш баланс находится в прекрасной форме, достаточность капитала - около 17 процентов, ликвидности для обеспечения операций в этом году - около 600 млрд рублей. И ключевые показатели эффективности, которые определены наблюдательным советом для ВЭБ, для нашей работы в текущем году, - это поддержка экономики денежными и другими инструментами в размере 850 млрд рублей и подписание сделок на сумму до 750 млрд рублей. Для нас это большая ответственность, поскольку в лучшей своей форме ВЭБ всегда, работая при отсутствии каких-либо сложностей на рынке капитала, выдавал средств не больше 300 млрд рублей. Поэтому для нас это очень важная задача. Как мы сейчас себя чувствуем? Это первоклассный коллектив, который за два с небольшим года подвергся трехкратному сокращению. Сейчас в группе ВЭБ работает чуть больше 1,5 тысячи человек, а начинали мы трансформацию, когда в группе работало больше 10 тысяч человек. И существует множество мифов по поводу того, что сотрудники ВЭБ и других корпораций значительно переоплачены в своем труде. Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Разрешите, я вам доложу, какая работа проведена в последние месяцы по этому поводу (я знаю, что это тоже сенаторов волнует). Мы получили обзор международных консультантов по финансовому рынку, как оплачивается труд в кредитных организациях с государственным участием. Этот обзор в Российской Федерации лучше всего ведет PricewaterhouseCoopers. И, пользуясь этим обзором и данными, которые мы могли получить из Федеральной налоговой службы (а это обобщенные данные, не содержащие персональных данных), мы сравнили сопоставимые должности и вывели среднюю по аналогичным должностям и применили к должностям ВЭБ, среднюю минус 10 процентов как дисконт, поскольку в нашей деятельности извлечение прибыли не является основным видом деятельности. Больше того, к этим должностям мы применили специальную внешнюю оценку компетенций наших сотрудников. И, таким образом, каждая должность, с одной стороны, наполнена обязательствами перед организацией, с другой стороны, оценен потенциал каждого человека, который занимает такую должность. Эта работа в нашей организации коснулась 248 человек, которым были понижены либо только их разряды по должности, либо разряды и заработная плата вместе с премиальным вознаграждением. Таким образом, в этом смысле мы задаем определенный стандарт. Такое требование поступило от правительства. И в этом смысле мы эту работу в первом квартале 2021 года завершили. И я вас уверяю, что это не просто первоклассные специалисты, но это первоклассные специалисты, которые оплачиваются по аналогичным должностям дешевле на 10 процентов, чем в кредитных организациях с государственным участием. Но я должен вам сказать, что эта работа коснулась всех, кто занимает высшие и средние должности в ВЭБ, - начиная с председателя государственной корпорации. Здесь не было никаких исключений. В целом мы, осуществляя эту трансформацию, понимали, что в любом случае, какими бы задачи по сложности ни были, эти задачи можно решить, только если мы бережем главное, что в нашей организации есть, - это люди. И я неоднократно как внутри ВЭБ, так и во взаимодействии с правительством и с другими организациями подчеркивал, что баланс в первоклассном положении и достаточность капитала - это все очень важно только в случае, если этим может умело руководить и оперировать подготовленный коллектив. Уважаемые коллеги! Буквально вчера в штабе правительства по управлению национальными проектами состоялась защита очень важного проекта по организации клиентоцентричности в работе правительства. И докладывал этот материал председатель нашего наблюдательного совета Дмитрий Юрьевич Григоренко. И мы внимательно следили за этой работой. Во многих экспертных группах сотрудники ВЭБ принимали самое активное участие. И должен вам сказать, что, помимо того что мы строим первоклассную экономику, общественные отношения, первоклассную социальную сферу, впервые вчера прозвучало, что взаимодействие между нами всеми должно быть построено совершенно по другим принципам. И вот эта клиентоцентричность, как это было названо, а по сути, это другая манера, другой способ работы и достижения позитивных результатов… Мы на себя берем ответственность как раз по этому проекту выступать авангардной площадкой. Я вчера Дмитрию Юрьевичу по этому поводу докладывал, что мы, как ВЭБ и другие организации развития, хотим в этом проекте на себе в первую очередь испытывать все эти наработки, становиться в этом смысле передовым отрядом, и у нас для этого есть соответствующие и кадровая подготовка, и профессиональная подготовка, и даже в определенной степени для правительства мы готовы выступать здесь в роли некоей лаборатории. И вот эта клиентоцентричность - человек в центре… Поскольку вчера докладывалось о том, как должна власть работать с членами общества, с обществом, задачи для ВЭБ здесь сложнее. Часто природу ВЭБ не совсем точно понимают. Хотя это государственная корпорация, но это корпорация, которая, по сути, занимается в первую очередь бизнесом, но бизнесом очень специальным, бизнесом, который, по сути, выполняет большую государственную задачу, но ответственность этого бизнеса - в выстраивании партнерств. Наша бизнес-модель, которая была определена в 2018 году (и сейчас она совершенствуется), как раз и ставит нас в позицию, когда мы не конкурируем с коммерческими банками, а когда мы создаем дополнительные возможности для финансирования проектов и со стороны бюджета, и со стороны коммерческих банков. И мы лишь только то звено, которое позволяет этим проектам состояться. Раньше ВЭБ конкурировал и со Сбером, и с ВТБ, и с Газпромбанком, и с другими коммерческими организациями. Сегодня у нас, в нашей бизнес-практике это отсутствует, и если проект, который необходимо обеспечить денежными средствами, не может быть профинансирован государством в полном объеме или банки не могут взять этот риск на себя в том объеме, в котором позволяет их риск-политика, - в этом смысле ВЭБ должен предоставить возможности и брать на себя риски. Почему я об этом говорю? Часто представляется, что ВЭБ - либо исключительно бизнес, который должен зарабатывать на рынке, либо как продолжение министерств и ведомств. Уважаемые члены Совета Федерации, докладываю вам, что его положение совсем не такое. Это действительно бизнес-структура, которая работает под руководством президента и правительства. Но основная ее цель - это бизнес, а теперь вместе с функциями, которые мы получили, по управлению организациями развития, - это создание партнерств и трансляция всех правительственных сигналов, доведение капитала вплоть до микро- и малого финансирования. В послании Федеральному Собранию, которое было президентом представлено 21-го числа, очень важный прозвучал тезис о том, что предприниматели - и талантливые люди, и созидатели. И мы видим как раз свою миссию в том, чтобы созидать и проявлять свои таланты для того, чтобы как можно больше капитала было предоставлено для инвестиционного развития Российской Федерации. Теперь позвольте мне сказать несколько слов по тому, как мы работаем с наблюдательным советом. Наблюдательный совет под руководством руководителя аппарата - заместителя председателя правительства Дмитрия Юрьевича Григоренко рассматривал повестку и самого ВЭБ в подготовке стратегии, и организаций, которые входят в периметр. Еще раз отмечаю, что это 12 организаций, которые передаются в периметр управления ВЭБ. И по той «дорожной карте», которая была утверждена в правительстве, мы должны к 1 июня подготовить проект стратегии и головной организации, и всех организаций, которые входят в периметр ВЭБ и осуществляют программу развития. Так вот, на заседании наблюдательного совета под руководством вице-премьера Григоренко были одобрены основные направления стратегии нашей работы, что является основой для той стратегии, которая будет формально утверждена к 1 июля. Разрешите, я вам представлю, что это за основные направления. И это заседание наблюдательного совета состоялось совсем недавно - 16 апреля, ровно неделю назад, по сути. Поскольку мы исходили из того, что мы не должны ничего ломать, мы должны в своей практике научиться только создавать новое, мы договорились, что все те наработки, которые есть сейчас у ВЭБ, и те проекты, которые мы осуществляем, мы продолжаем обслуживать, как это было согласовано с нашими клиентами и с правительством, по тем сделкам, которые были одобрены или наблюдательным советом, или правлением ВЭБ либо по которым были предварительно даны соответствующие обещания и приняты решения инвестиционным комитетом, который возглавляет министр экономического развития. Эти сделки мы вам представили в соответствующих материалах. Мы подготовили много материалов для сегодняшнего заседания, для того чтобы нам в рамках этого часа об этом много не говорить, но я так понимаю, что у вас была возможность с библиотекой всех наших проектов ознакомиться. Если будут по этим проектам конкретные вопросы, я готов на них ответить. Но мы по рекомендации Аппарата палаты сделали выставку в фойе по нашей деятельности, а также раздали материалы по проектам. Итак, все эти проекты мы продолжаем обслуживать. По новому блоку - это та работа, которую проводит правительство под руководством председателя правительства в штабе управления национальными проектами. Некоторые называют это фронтальными стратегиями, некоторые называют это социально экономическими инициативами правительства, тем не менее, по сути, из этих основных направлений работы правительства по социально-экономическим преобразованиям явно появляется ответственность ВЭБ по кредитованию тех или иных проектов. Мы видим в этом смысле минимум 10 крупнейших проектов, которые будут касаться создания новых отраслей либо новых материалов, там, где потребуется создать партнерство ВЭБ с коммерческими банками и опираться на грантовую поддержку федерального бюджета. По сути, что такое новый ВЭБ для наших клиентов, если мы проповедуем этот принцип клиентоцентричности? Мы в любом случае должны быть абсолютно открытыми и действовать по лекалам, которые не позволят здесь субъективно относиться к любой инициативе от предпринимательства. И мы такие инструменты сейчас нарабатываем. Мы должны быть открыты к тому, что, если готовится кредитование проекта с высокой степенью потенциала по экспорту, мы должны такой проект обязательно брать в разработку. И, например, если по выпускаемой продукции в начале планирования этого проекта мы предположим, что около 70- 75 процентов такой продукции будет экспортироваться, мы железно должны такой проект благосклонно сопровождать. Мы должны внимательно смотреть за теми производствами, которые пытаются появиться в Российской Федерации, по тем услугам или производству, где мы пользуемся товаром или услугой в основном зарубежного производства. Это что-то вроде темы импортозамещения, тем не менее мы должны опираться здесь на первоклассные стандарты создания такой продукции и услуг и, создавая такие производства, в том числе помнить про экспортный потенциал таких новых бизнес-единиц. Это, конечно же, новые суперотрасли, которые будут проистекать из новой энергии, водородной энергетики, это шестое поколение мобильной связи и многие другие. И, конечно же, нам надо научиться работать в рамках коробочных решений, для того чтобы обслуживать как на федеральном, так и на региональном уровнях повторяющиеся проекты, которые имеют для конкретной семьи очень важное значение. Это проекты по городскому транспорту, по чистому городскому транспорту, включая электрический. Это наше государственно-частное партнерство с «Просвещением», Сбером по строительству школ. Об этом также президент говорил в своем послании. Это скоростные поезда и водоподготовка для населения. В общем, все, что создает комфортную и экологически чистую жизнь в городах, мы будем предлагать нашим клиентам через обслуживание, через определенные стандартные решения. Большой блок в этой стратегии - это наша ответственность по работе с субъектами. И здесь я опять обращаюсь к посланию. Кстати, это очень важно - что у меня есть возможность доложить вам о нашей стратегии сразу после оглашения послания. Президент особенно говорил про региональную повестку, о тех возможностях, которые получат сейчас регионы при новых условиях бюджетного кредитования, притом что часть коммерческого долга будет замещена бюджетным долгом и будет предоставлен большой лимит по льготному кредитованию - до 500 млрд рублей. Мы надеемся встроиться в эти параметры, и вот эти денежные средства из 500 млрд рублей… Если субъекты посчитают необходимым в рамках государственно-частного партнерства и развития этих отношений использовать ресурс ВЭБ, мы будем обязаны ответить на это позитивной инициативой, мы будем отрабатывать это и в одиночку, и с нашими партнерами - коммерческими банками. Здесь я должен сказать, что мы свою роль не выпячиваем. По этому поводу нам задают много вопросов. И должен вам сказать, что мы считаем, что мы занимаем уникальную нишу, но сила наша только в партнерствах. Я это неоднократно подчеркивал, и еще раз хочу сказать, что какую бы повестку в ВЭБ ни вели, мы опираемся исключительно на наших главных партнеров - это Сбер, ВТБ, Газпромбанк, другие коммерческие банки пока в меньшей степени. Ну и, конечно, часто мы взаимодействуем с правительством в этом смысле не просто как с нашим главным акционером, но и как с партнером при запуске тех или иных инициатив. Например, такая повестка, как создание новых, современных школ. В послании было сказано, что используя ресурс ВЭБ, - конечно, с использованием ресурса ВЭБ, но партнерство, которое мы создали для этого, включает огромный ресурс Сбера. По городскому транспорту мы видим большие возможности и инициативы со стороны Газпромбанка. И, например, такая новая большая тема (мы сейчас ищем аналог в русском языке), которая называется ESG. Она очень популярная, поскольку это, по сути, правило ответственного современного поведения на финансовом рынке. Ну и, вообще, выстраивая экономические отношения, в этом смысле мы задаем тон на рынке вместе со Сбером. Я не могу вам даже сказать, кто здесь играет главную роль. Мы выстраиваем такое партнерство, что мы эту повестку тянем вдвоем. Единственное, где формально ВЭБ лидирует, - это в плане методологии по «зеленому» финансированию, такое решение было принято правительством, и то по линейке «зеленого» финансирования мы отрабатываем с нашими партнерами как равные партнеры. Еще раз хочу сказать, что мы выстраиваем свою деятельность так, что не выпячиваем себя, а определяем как раз кумулятивную силу и создаем вот эту возможность для большего рычага, для большего капитала. В субъектах наша работа будет выстраиваться все более активно, поскольку повестка, которую мы не формально продвигаем (и в Совете Федерации об этой повестке известно), - это городская повестка. Прошу вас воспринимать это правильно, поскольку городская повестка не является альтернативой развития сельхозрегионов, это совсем не так. По развитию сельхозтерриторий, и населенных пунктов, и сельхозбизнеса у нас существуют другие инструменты и организации развития. В мандате ВЭБ скорее это городская повестка, городская экономика. Что это такое? Это все то, что нужно человеку непосредственно и каждый день. И также президент говорил в послании об экологической повестке, о том, что в том числе создание чистой, новой энергетики позволит модернизировать нашу с вами экономику, и о запросе наших граждан на чистый воздух, на чистую воду. А это означает, что нам надо участвовать в модернизации существующих предприятий, для того чтобы они избегали вредных выбросов, надо инвестировать в водоканалы, для того чтобы рядовая семья могла получить чистую воду (это большая проблема в нашей стране). Водоотводы - это очень сложный бизнес, который требует, конечно, поддержки со стороны региональных бюджетов и денег Банка развития. Это общественный транспорт, это подготовка инфраструктуры для застройки крупных микрорайонов по новому типу. И в этом смысле мы будем… (Микрофон отключен.) Все, да? Мое время вышло?
Председательствующий. Да. Включите микрофон. Завершайте, пожалуйста, Игорь Иванович.
И.И. Шувалов. Здесь мы будем выстраивать партнерство с ДОМ.РФ. И по большому счету вот эта городская повестка - это то, что будет окружать, с одной стороны, каждую семью и, с другой стороны, менять качество жизни в целом для большей части россиян. Итак, работа с субъектами Российской Федерации - это отдельный большой блок нашей стратегии. И последний элемент этой стратегии - это инфраструктура. Инфраструктурное развитие, например, сейчас, как вы знаете, по планам в Китайской Народной Республике и новой администрации США является одним из драйверов экономического роста. Помимо экономического роста это то, что нашей экономике… при таком размере нашей территории, это и экономика, и качество жизни. Это также будет одним из элементов нашей ответственности. Это будут крупные инвестиции. И в этом смысле мы рассчитываем в том числе оперировать от имени государства средствами ФНБ, но на возвратной основе. Валентина Ивановна, завершу я тем, что существует определенный миф, что у ВЭБ есть какие-то невозвратные дешевые денежные средства. Уважаемые коллеги! Мы работаем теперь на основе только того, что это кредитный ресурс. Деньги для обеспечения наших кредитных процессов мы занимаем на рынке и у Министерства финансов. Мы не зарабатываем прибыль. Наша основная задача - являться безубыточной организацией. Поэтому все, что зарабатывает ВЭБ, - это плата за риск и небольшие расходы на содержание персонала. И как только у рынка появятся возможности более дешевые деньги нам предоставить (а также, может быть, Минфин или Центральный банк…) - в этом смысле всегда ставка по кредитованию со стороны ВЭБ будет льготной. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Игорь Иванович.
Коллеги, перейдем к вопросам. Юрий Викторович Фёдоров, Пожалуйста.
Ю.В. Фёдоров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики. Спасибо, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Одну минутку, Юрий Викторович.
Коллеги, я хочу поприветствовать представителей ВЭБ, команду Игоря Ивановича, руководителей институтов развития, которые в силу COVID - у нас на балконе. Давайте их все поприветствуем. (Аплодисменты.)
Коллеги, благодарим вас за участие, за внимание к сотрудничеству с Советом Федерации. Я думаю, что оно будет взаимовыгодным и взаимополезным, в интересах наших субъектов. Спасибо вам за участие. Извините, пожалуйста, Игорь Иванович. Юрий Викторович, пожалуйста, Вам слово.
Ю.В. Фёдоров. Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Иванович, позвольте Вас поблагодарить за вчерашнее выступление на заседании комитета, Вас и вашу команду - за молниеносную реакцию на вопросы коллег-сенаторов. Спасибо большое. Это было на самом деле здорово. Теперь собственно вопрос. Как уже было сказано, в рамках реформы под управление ВЭБ.РФ были переданы полномочия 12 институтов развития, в том числе часть из них будет модернизирована либо ликвидирована. При этом ВЭБ.РФ получил часть перераспределенных функций ликвидированных институтов развития. Вместе с тем Счетная палата указывает на отсутствие данных об источниках финансирования ВЭБ.РФ в части указанных полномочий в 2022 году и последующих годах. Скажите, насколько сложно оценить общие затраты дополнительных расходов, структуру затрат и необходимые объемы финансового обеспечения, учитывая, что на ВЭБ.РФ еще возложены функции агента правительства, как собственника имущества и учредителя таких институтов развития? Не столкнется ли госкорпорация с проблемой в этой части? Спасибо.
И.И. Шувалов. Спасибо. Разрешите, я начну тогда с нашего бюджета - бюджета ВЭБ. Так как мы в 2020 году работали под руководством правительства, это было очень жестко. И подготовленный бюджет, утвержденный бюджет - я вам скажу, это для нас было таким большим образовательным процессом. Мы в этом смысле сто́им… Поскольку основная наша функция все-таки кредитная, но если сравнить расходы на кредитный процесс, соизмеримый по портфелю ВЭБ и других коммерческих банков, мы сто́им значительно дешевле. И практически было прямое рассмотрение всех статей бюджета - и в первую очередь на уровне заместителя министра экономического развития и заместителя министра финансов. Затем с нашим бюджетом активно и серьезно работал Антон Германович Силуанов. После этого материалы поступили ко всем членам наблюдательного совета, и, поверьте, работали мы очень серьезно. Никакой лишней возможности или… Прежде всего, у нас нет возможности отступить от этого бюджета. У нас есть, правда, договоренность с наблюдательным советом, что мы новую версию бюджета должны представить, осознав все расходы по управлению организациями, которые передаются нам. Но тот бюджет, который утвержден, - очень жесткий, и в этом смысле мы себя ведем ответственно, никакое баловство не заложено, если простыми словами.
Председательствующий. Спасибо.
И.И. Шувалов. Но по поводу организаций новый запрос по бюджету мы представим наблюдательному совету к 1 июня. Поскольку мы сейчас получили данные по аудиту, мы видим, где у нас есть сложности, в каких организациях. По большей части организаций никаких сложностей нет. Мы переживем, наверное, такую же аттестацию, какую провели в ВЭБ по персоналу. И проведем такую корректировку (где в сторону повышения, где в сторону понижения) заработных плат, с тем чтобы это была единая формула управления. И нам нужно будет решить вопрос по капиталу «Роснано». Это вопрос, который нам достался по наследству. Мы сейчас ведем переговоры с Минфином. По сути, это самая затратная статья.
Председательствующий. Благодарю Вас. Алексей Владимирович Синицын, Пожалуйста.
А.В. Синицын, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса. Спасибо большое, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Иванович! Для Кузбасса, который я представляю в Совете Федерации, особенно значимой является проблема диверсификации экономики моногородов. В среду в ходе послания президент обратил внимание на развитие «белой жемчужины» Кузбасса - курорта Шерегеш, который, являясь моногородом, демонстрирует колоссальные темпы развития и привлекает туристов с территории всей нашей Родины. Честно говоря, если бы в свое время при поддержке Фонда развития моногородов не был снят ряд инфраструктурных ограничений, Шерегеш в среду мог бы и не прозвучать. Уважаемый Игорь Иванович, сохранятся ли после реформы институтов развития инструменты поддержки моногородов? Если да, то в какой форме?
И.И. Шувалов. По моногородам. В свое время правительство определило, что моногородов в Российской Федерации 319, затем это число было увеличено до 321, но использовалась методология Всемирного банка. И почему такое особое внимание в повестке правительства было уделено моногородам? Потому что во время кризиса 2008-2010 годов, а также с 2014 года в некоторых из моногородов была особо тяжелая ситуация в части безработицы. Из вот этих трех сотен городов, должен вам сказать, в свое время мы считали, что в «красной зоне», там, где ситуация достаточно опасная, около сотни, по последним данным Росстата, и данным, которые рассматривает Министерство экономического развития, таких городов около 50. Действительно, мы сейчас находимся в обстоятельствах, когда Фонд развития моногородов будет ликвидирован, но все лучшие специалисты, которые работали в Фонде развития моногородов, переводятся в организационно-штатное расписание ВЭБ. И дополнительной ответственностью таких работников будут теперь не только города, которые имеют статус моногородов, но и города, которыми мы занимаемся по нашей программе «100 Городов», то есть по городской повестке. И сама должностная позиция таких людей будет просто… Они будут погружены больше в городскую повестку. Мы продолжим заниматься этой темой, но в тех рамках, которые будут определены правительством. В тех рамках, в которых работает государственная корпорация развития, городская повестка… Как я вам в выступлении доложил, мы будем заниматься этим в любом случае в городах, которые проявят инициативу взаимодействия с нами. А по тем городам, в которых наиболее сложная социально-экономическая ситуация, по мандату правительства мы будем отрабатывать отдельные меры, включая льготное кредитование и создание отдельной инфраструктуры. Но это будет во взаимодействии с правительством. Мы действительно вместе с вами много сделали в Кемеровской области. И то, как были преобразованы моногорода на Кузбассе, - это хороший пример. Мы готовим сейчас бизнес миссию, встречались с губернатором Цивилевым, посетим Новокузнецк, Кемерово. И мы понимаем, где можно применить наши инструменты для выстраивания Шерегеша, включая аэропорт, который будет принимать большие самолеты. В этом смысле у нас большая повестка в Кузбассе. И наши инновационные организации развития к этой повестке подключены, для того чтобы увидеть будущее угля не так, как это сегодня, - как энергетические и коксующиеся угли, - а как возможность для новой экономики. Мы попытаемся привнести туда и вот эту инновационную повестку. Совершим такую поездку в мае. Затем, знаем, что будет женский форум. Валентина Ивановна, мы знаем, что Вы организовываете и будете проводить этот форум. Как раз те женщины, которые работают на ответственных должностях ВЭБ, представят повестку развития Кузбасса на этом форуме, мы к этому серьезно готовимся.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Иванович. Николай Андреевич Журавлёв, Пожалуйста.
Н.А. Журавлёв, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Костромской области. Спасибо, Валентина Ивановна. Игорь Иванович, спасибо Вам за Ваше выступление, за Вашу личную вовлеченность в подготовку сегодняшнего выступления в Совете Федерации и в целом за работу, которую ведет госкорпорация. Очень высокое качество материалов, презентаций. Особенно то, что сделан упор именно на региональные проекты, это очень важно нам здесь, именно в Совете Федерации. У меня два вопроса. Нас очень волнует поддержка экспорта, экспортных проектов. Я недавно был в Узбекистане и убедился, что даже там непаханое поле. Есть огромный спрос на нашу продукцию, на услуги и комплексные решения. Аналогичная ситуация, я уверен, и в других странах, особенно близких к нам по географии, культуре, в тех странах, с кем тесные исторические, языковые связи. И мы констатируем, что, к сожалению, наше присутствие даже в этих странах недостаточное. Как Вы видите эту работу? И второй вопрос. Отрасль станкостроения, к сожалению, явно не передовая у нас, мы это понимаем. При этом у нас есть очень успешные примеры поддержки отраслевого спроса, например, ГТЛК, которая системно, долгосрочно, эффективно через льготный лизинг поддерживает производителей транспортных средств. Как Вы считаете, может быть, нам аналогичную лизинговую льготную программу запустить и для станков? Спасибо.
окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/8770531.html