СФ одобрил закон о гармонизации законов о спорте и об образовании, дополнительное образование, засчитывается педагогический стаж – Валерий Рязанский Закон прошел сито согласований – Константин Долгов Повышено финансирование спортивных школ при передаче в образование могут быть отменены Ксения Машкова Дорожные карты могут быть актуализированы и рисков отмены мы не видим – Эдуард Исаков Большинство спортшкол в арендуемых помещениях захотят ли они лицензироваться мы не знаем Поручение не исполняется в полном объеме, фактически отменяет формирование самостоятельной спортивной отрасли Пункт был и его убрали Придание тренерам статуса педагога Допобразование не предусматривает досрочную пенсию Возникает сомнение в существование Минспорта – Машкова проблем не видим – Маргарита Павлова Средства на зарплату? – Рязанский Два млрд Регионы должны сформулировать предложения Школы все равно независимо от закона надо приводить в порядок и приводить в порядок саму систему Не думаю что все тренеры захотят проходить повышение квалификации – Машкова Могут претендовать на пенсии как работники дополнительного образования – Святенко Мы полгода занимались законом в Думе не было ни одного голоса против – Матвиенко Исаков привел существенные возражения но я именно вам поручала министр спорта мне сегодня звонил
37. 1057595-7 СФ в итоге обсуждения одобрил закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании)
1й зампред комитета СФ по социальной политике Валерий Владимирович Рязанский
146 2 2
Из стенограммы 504-го пленарного заседании СФ 23.04.21
Коллеги, тридцать седьмой вопрос повестки дня - о Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - докладывает Валерий Владимирович Рязанский. С нами работает статс-секретарь - заместитель Министра спорта Российской Федерации Машкова Ксения Викторовна. Пожалуйста, Валерий Владимирович.
В.В. Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области. Уважаемые коллеги! У меня достаточно большая, плотная папка документов, собранная по этому закону. Но, учитывая, что он многократно уже был пропущен через сито согласований и пересогласований, учитывая, что в окончательной редакции текста учтены во многом поправки сенаторов Святенко, Варфоломеева, Ахмадова, Барахоева, Кутепова, Исакова, Михайлова, Рязанского, я ограничусь коротким изложением материала, и, наверное, если нужно будет, статс-секретарь министерства поправит или дополнит. Федеральным законом вносятся изменения, которые предусматривают гармонизацию двух областей законодательства - физической культуры и спорта и образования. Законом обеспечиваются следующие новые изменения в понятийном аппарате. Программы спортивной подготовки отнесены к дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Организации, которые реализуют программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года, а до этого момента они будут продолжать осуществлять свою деятельность на основании временной лицензии, которая будет выдана в порядке, установленном правительством. С момента получения указанной временной лицензии все те, кто проходит сейчас спортивную подготовку по программе спортивной подготовки, считаются принятыми на обучение на соответствующий этап (там несколько этапов обучения) по соответствующим дополнительным программам. Лица, которые работают в этих организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в должности тренера, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера преподавателя. При этом периоды работы в должности тренера засчитываются в стаж педагогической работы, о чем мы многократно говорили в этой аудитории. Федеральным законом также предлагается система непрерывного прохождения спортивной подготовки, точнее, этапов спортивной подготовки с учетом физической подготовленности лиц, которые проходят сейчас обучение. Скорректировано содержание федеральных стандартов спортивной подготовки и предусмотрен общественный контроль за их соблюдением. Для обучения по дополнительным образовательным программам в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа». Закон вступает в силу с 1 января 2023 года. Закон потребует разработки порядка 160… даже больше 160 нормативно-правовых актов - трех постановлений правительства, 28 актов федеральных органов власти и актуализации 162 федеральных стандартов, в связи с чем комитет при рассмотрении просил вас учесть эту составляющую и дать нам протокольное поручение - контроль за разработкой и внедрением именно этих нормативно правовых актов, с тем чтобы у нас к началу полномасштабного действия этого закона все было улажено. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Владимирович, за доклад. Валерий Владимирович, к Вам имеются вопросы.
Коллеги, кто записался на вопросы, пожалуйста, адресуйте свой вопрос. Долгов Константин Константинович, Пожалуйста.
К.К. Долгов. Спасибо большое, уважаемый Андрей Владимирович. У меня вопрос не к Валерию Владимировичу, а к Ксении Викторовне. Ксения Викторовна, мы подробно действительно обсуждали многие аспекты, связанные с этим законом, не на все получены ответы. В частности, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации (поручения относятся к июню 2017 года) регионы разрабатывают и утверждают «дорожные карты» по приведению уровня финансирования в соответствие с федеральными стандартами спортивной подготовки. На сегодняшний день, по имеющейся информации, в 74 субъектах на уровне высших должностных лиц регионов утверждены такие «дорожные карты». Это позволило за последние несколько лет существенно повысить уровень финансирования спортивных школ. При переносе спортивной подготовки в образовательные программы эти «дорожные карты» подлежат, как мы понимаем, переутверждению. На практике… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Завершили?
К.К. Долгов. Если можно, два слова буквально…
Председательствующий. Завершайте, Константин Константинович.
К.К. Долгов. На практике они просто могут быть отменены. Можете ли Вы гарантировать, Ксения Викторовна, что в ходе этой процедуры достигнутый уровень финансирования спортподготовки сохранится в полном объеме? Спасибо.
Председательствующий. Вопрос к Ксении Викторовне. Ксения Викторовна, пожалуйста, отвечайте.
К.В. Машкова, статс-секретарь - заместитель Министра спорта Российской Федерации. Спасибо большое за вопрос. В соответствии с нормами закона у нас разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки сохраняются за Министерством спорта. Федеральные стандарты спортивной подготовки сохраняются как основной элемент системы спортивной подготовки. И, соответственно, «дорожные карты» могут быть актуализированы с учетом реальных финансовых возможностей регионов. Но рисков того, что эти «дорожные карты», которые помогают регионам повысить финансирование спортподготовки, будут отменены, мы не видим. Тем не менее у нас есть еще время на плотную совместную работу до вступления в силу федерального закона, с тем чтобы все риски максимально снять.
Председательствующий. Спасибо, Ксения Викторовна. Следующий вопрос. Эдуард Владимирович Исаков, Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Спасибо. У меня также вопрос к Ксении Викторовне. В финансово экономическом обосновании к законопроекту сказано, что законопроект не повлияет на отношения, связанные с досрочным назначением страховой пенсии по старости. И далее разъясняется, что у педагогов дополнительного образования фактически нет возможности получить досрочную пенсию. Ксения Викторовна, правильно ли мы понимаем, что тренер, становясь тренером-преподавателем, не получит права на досрочную страховую пенсию по старости? И еще один вопрос. Только 42 процента спортивных объектов находятся в оперативном управлении спортивных школ, остальные 58 процентов используются на условиях аренды или находятся в безвозмездном пользовании у различных собственников. Захотят ли они лицензироваться - мы не знаем. И вопрос: прорабатывался ли этот вопрос, когда принималось решение об обязательном лицензировании, предусмотренном этим законом? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Ксения Викторовна, отвечайте.
К.В. Машкова. Спасибо большое за вопрос, Эдуард Владимирович. Что касается вопроса по лицензированию и объектам, да, вопрос, естественно, прорабатывался. Для тех учреждений спортивной подготовки, которые находятся в муниципальной собственности и в собственности комитетов по физической культуре и спорту, не будет больших проблем с лицензированием, не будет дополнительных затрат. Что касается тех объектов, которые находятся в иных формах собственности, также запрашивали позиции наших региональных министерств, проблем в данной части тоже не предвидится.
Председательствующий. Спасибо. Следующий вопрос. Маргарита Николаевна Павлова, Пожалуйста.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области. Уважаемый Валерий Владимирович, уважаемая Ксения Викторовна! В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что он повлечет дополнительные расходы бюджетов субеъктов и муниципальных образований. Представленный расчет неясен, но есть цифра, и она внушительна: только на заработную плату - свыше 2 миллиардов в год. А инфраструктура? А приведение в соответствие условий? Предварительные подсчеты говорят о том, что эта сумма увеличится в пять, а то и в 10 раз. Все ли регионы подтвердили, что эти денежные средства найдут? И были ли точки зрения о том, чтобы направить деньги на совершенствование уже имеющейся системы, а не на ее переделывание?
В.В. Рязанский. Давайте я попробую начать отвечать. Дело в том, что на заседании комитета по бюджету мы этот вопрос рассматривали. Цифры на сегодняшний день называются разные. Но в расчете, который есть в нашем распоряжении, дополнительные средства в размере порядка 4 млрд рублей с лишним предусмотрены в системе взаимоотношений Министерства спорта с регионами. Что касается более точных расчетов, они, конечно, должны быть за этот период времени приведены, регионы должны подготовить свои предложения, и соответствующим образом аккумулироваться через Министерство спорта. А наша задача - в бюджетном процессе, конечно, учитывая, что мы принимаем с федерального центра эту задачу для регионов, естественно, регионам помочь в системе межбюджетных отношений. Что касается материальной базы, уважаемые
Коллеги, спортивные школы, которые не соответствуют и даже сегодняшнему представлению о том, какая должна быть школа, все равно должны приводиться в порядок независимо от того, что мы хотим в данном случае иметь под этим законом. Их все равно нужно содержать и все равно нужно приводить нормативную базу, в том числе приводить в порядок и саму систему преподавателей. Я не думаю, что все тренеры останутся на своей работе. Кто-то, может быть, не захочет пройти повышение квалификации, пройти дополнительные испытания. Учителя это делают, врачи это делают. И эта категория - тренерского состава должна проходить соответствующим образом и подвергаться в определенной степени ответственности и общественному контролю за результаты своего труда. Мне кажется, это как раз усиливает значение.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Владимирович. Ксения Викторовна, Вы хотели дополнить? Пожалуйста.
И часть ответа - по пенсиям. Да, я помню, Эдуард Владимирович. Пожалуйста, Ксения Викторовна.
К.В. Машкова. Я сначала дополню. Обращаю внимание, что мы заложили срок вступления в силу закона - это 1 января 2023 года, соответственно, чтобы мы могли сейчас активно поработать и над нормативной базой, и в рамках бюджетного процесса совместно. При этом хочу отметить, что из федерального бюджета уже сейчас на 2022 и 2023 годы заложены средства в размере 1 300 млн рублей именно на развитие системы спортивного резерва, которые мы распределяем в качестве субсидий между регионами. Мы понимаем, что этого недостаточно, но мы готовы в течение двух лет плотно поработать и сделать все возможное, для того чтобы регионы испытывали минимальный дискомфорт при реализации данной важной реформы. Что касается вопроса Эдуарда Владимировича по пенсиям, тренеры, которые становятся тренерами-преподавателями, будут в таком же порядке претендовать на получение пенсий, как и работники системы дополнительного образования. Это во-первых. Во-вторых, мы предусмотрели в переходных положениях, что тем тренерам, которые будут переведены с момента вступления в силу данного закона на должность тренера-преподавателя в спортивной школе, стаж работы тренера засчитывается в педагогический стаж, что также повлияет, естественно, и на возможность получения пенсий, и на повышение квалификационной категории своей именно как педагога.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, вопросы исчерпаны. Валерий Владимирович, можете присаживаться. По ведению - Исаков Эдуард Владимирович. Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Ксения Викторовна, ну, педагог допобразования, который претендует на страховую пенсию… Есть же федеральный закон № 400, и Вы это очень подробно описываете в своем финансово-экономическом обосновании…
Председательствующий. Эдуард Владимирович, это не по ведению. У Вас сейчас выступление, Вы можете это все в выступление погрузить. Это не по ведению. В выступлении - Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Сегодня на пенсию… В 2010 году последний тренер вышел на досрочную пенсию. В 2010 году, всё. Сейчас не могут выходить на досрочную пенсию. Спасибо.
Председательствующий. Это выступление или по ведению? У Вас теперь выступление есть. Эдуард Владимирович, Вам даем еще время. Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Уважаемые
Коллеги, представляя данный закон, представитель Министерства спорта часто ссылалась на то, что он принимается во исполнение поручений президента. Но если читать дословно поручения президента, данные в октябре 2020 года, становится понятно, что они исполняются не в полном объеме. Назову некоторые из них. В поручениях сказано, что необходимо учесть ранее данные поручения, но закон фактически отменяет поручения, направленные на формирование самостоятельной спортивной отрасли. Не предусмотрено законом исполнение поручений об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физкультуры и спорта в государственном контроле в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки (данный пункт был в законопроекте, но перед третьим чтением его убрали). Исполнение поручения о наделении тренеров, реализующих программы спортивной подготовки, правами и обязанностями педагогических работников исполняется не в том виде, как предлагал президент. Владимир Владимирович сам занимался спортом и, как никто другой, понимает, что труд тренера связан с повышенными нагрузками, сложностью, напряженностью и интенсивностью профессиональной деятельности. Именно поэтому на заседании совета по спорту глава государства поднял вопрос о необходимости возвращения тренерам статуса педагога. Цитирую дословно слова президента: «…как учитель физической культуры в школе, с распространением на него соответствующих социальных гарантий: это стаж педагогический, это пенсия, отпуск», - и так далее, здесь очень много составляющих.
Коллеги, обращаю внимание: у учителя физкультуры есть право и на досрочную страховую пенсию, и на отпуск в 56 дней, а закон в сегодняшней редакции предполагает наделение тренеров гарантиями педагогов допобразования, которые эти гарантии не предусматривают. И когда этот закон попадет на подпись президенту, он увидит, что досрочная пенсия тренерам не предусмотрена. Он может справедливо возмутиться, что его не услышали. Министерство спорта, видимо, считает, что для тренеров важна не социальная гарантия раннего выхода на пенсию наравне с педагогами, а то, что они будут отныне называться тренерами преподавателями, когда пройдут соответствующее переобучение. Получается, что на сегодня главная задача этого закона - передача основного вида деятельности отрасли спорта - спортивной подготовки - в ведомство просвещения. И после принятия закона возникает вопрос целесообразности существования такого ведомства, как министерство. В связи с тем, что подготовкой к Олимпийским играм занимается Олимпийский комитет, спортивные федерации, подготовкой будет заниматься Министерство просвещения. Но, раз сам Минспорт рьяно, осознанно, уверенно идет к этой реформе, меняет в корне систему спорта, у меня не остается аргументов. Очень жаль региональные и муниципальные ведомства спорта, которые попадают под объединение. Опыт Карелии уже есть. Спасибо.
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Спасибо. Инна Юрьевна Святенко, Пожалуйста.
И.Ю. Святенко. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Доложенный федеральный закон о гармонизации законодательства о физической культуре, спорте и об образовании находится на особом контроле у Комитета по социальной политике. Хочу отметить, что мы полгода занимаемся данным законом, и, более того, создана рабочая группа в Государственной Думе по доработке данного закона. И после первого чтения мы подавали поправки, и практически все поправки были учтены, и очень внимательно относились именно к поправкам сенаторов. Поэтому сегодня, считаю, тот документ, который мы принимаем, доработан. Более того, в Государственной Думе не было ни одного голоса против, хотя обсуждение было очень активным, еще раз повторю, в течение полугода. Да, действительно, сейчас необходимо дорабатывать подзаконные акты, и Министерством спорта создана «дорожная карта» по срокам реализации. 162 федеральных стандарта необходимо изменить. Необходимо внести изменения в более 30 актов федеральных органов исполнительной власти. Именно поэтому закон и имеет отложенный срок вступления в силу - до 2023 года. Поэтому комитет продолжит работу по мониторингу принятия подзаконных актов, и будем держать на контроле данную ситуацию. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Инна Юрьевна, за обстоятельное объяснение. Олег Петрович Королёв, по ведению, Пожалуйста.
О.П. Королёв, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Липецкой области. Комитет подробно все обсудил, внесено толковое предложение, повторяем. Голосуем.
Председательствующий. Спасибо. Коллега Исаков в принципе привел некоторые предложения, существенные, я бы сказала. Их надо поизучать, их надо рассмотреть. Но справедливости ради хочу сказать, что я именно Вам поручала активнейшим образом поучаствовать в доработке. И, как сказала Инна Юрьевна, многие наши предложения были учтены. Четыре комитета Совета Федерации тщательнейшим образом рассмотрели этот закон и одобрили, в том числе и Вы голосовали за его одобрение. Поэтому у меня такое предложение, Коллеги, - сегодня этот закон одобрить. Это первый важный этап в решении проблем (не буду повторяться), изложенных в законе. У нас есть время до 1 января 2023 года, давайте поработаем, если вы считаете, что нужно еще чем-то дополнить, что-то уточнить. Что-то, может быть, можно отразить и в нормативных актах, не обязательно в законе. Плюс стандарты, которые нужно разработать. Поэтому у нас есть время еще доосмыслить, пообсуждать. Но не принимать сегодня - это загубить очень хорошее начало, ту основную идею, которая заложена в этот закон. Министерство спорта поддерживает этот закон. Мне сегодня звонил министр спорта и как раз обратился к сенаторам, чтобы мы поддержали этот закон. Он очень важный и нужный сейчас для отрасли, поэтому, Коллеги, прошу поддержать. Идет голосование за одобрение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Прошу голосовать.
Результаты голосования (14 час. 35 мин. 55 сек.)
За 146 чел. 85,9%
Против 2 чел. 1,2%
Воздержалось 2 чел. 1,2%
Голосовало 150 чел.
Не голосовало 20 чел.
Решение: принято
37. 1057595-7 СФ в итоге обсуждения одобрил закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании)
1й зампред комитета СФ по социальной политике Валерий Владимирович Рязанский
146 2 2
Из стенограммы 504-го пленарного заседании СФ 23.04.21
Коллеги, тридцать седьмой вопрос повестки дня - о Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - докладывает Валерий Владимирович Рязанский. С нами работает статс-секретарь - заместитель Министра спорта Российской Федерации Машкова Ксения Викторовна. Пожалуйста, Валерий Владимирович.
В.В. Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области. Уважаемые коллеги! У меня достаточно большая, плотная папка документов, собранная по этому закону. Но, учитывая, что он многократно уже был пропущен через сито согласований и пересогласований, учитывая, что в окончательной редакции текста учтены во многом поправки сенаторов Святенко, Варфоломеева, Ахмадова, Барахоева, Кутепова, Исакова, Михайлова, Рязанского, я ограничусь коротким изложением материала, и, наверное, если нужно будет, статс-секретарь министерства поправит или дополнит. Федеральным законом вносятся изменения, которые предусматривают гармонизацию двух областей законодательства - физической культуры и спорта и образования. Законом обеспечиваются следующие новые изменения в понятийном аппарате. Программы спортивной подготовки отнесены к дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Организации, которые реализуют программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года, а до этого момента они будут продолжать осуществлять свою деятельность на основании временной лицензии, которая будет выдана в порядке, установленном правительством. С момента получения указанной временной лицензии все те, кто проходит сейчас спортивную подготовку по программе спортивной подготовки, считаются принятыми на обучение на соответствующий этап (там несколько этапов обучения) по соответствующим дополнительным программам. Лица, которые работают в этих организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в должности тренера, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера преподавателя. При этом периоды работы в должности тренера засчитываются в стаж педагогической работы, о чем мы многократно говорили в этой аудитории. Федеральным законом также предлагается система непрерывного прохождения спортивной подготовки, точнее, этапов спортивной подготовки с учетом физической подготовленности лиц, которые проходят сейчас обучение. Скорректировано содержание федеральных стандартов спортивной подготовки и предусмотрен общественный контроль за их соблюдением. Для обучения по дополнительным образовательным программам в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа». Закон вступает в силу с 1 января 2023 года. Закон потребует разработки порядка 160… даже больше 160 нормативно-правовых актов - трех постановлений правительства, 28 актов федеральных органов власти и актуализации 162 федеральных стандартов, в связи с чем комитет при рассмотрении просил вас учесть эту составляющую и дать нам протокольное поручение - контроль за разработкой и внедрением именно этих нормативно правовых актов, с тем чтобы у нас к началу полномасштабного действия этого закона все было улажено. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Владимирович, за доклад. Валерий Владимирович, к Вам имеются вопросы.
Коллеги, кто записался на вопросы, пожалуйста, адресуйте свой вопрос. Долгов Константин Константинович, Пожалуйста.
К.К. Долгов. Спасибо большое, уважаемый Андрей Владимирович. У меня вопрос не к Валерию Владимировичу, а к Ксении Викторовне. Ксения Викторовна, мы подробно действительно обсуждали многие аспекты, связанные с этим законом, не на все получены ответы. В частности, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации (поручения относятся к июню 2017 года) регионы разрабатывают и утверждают «дорожные карты» по приведению уровня финансирования в соответствие с федеральными стандартами спортивной подготовки. На сегодняшний день, по имеющейся информации, в 74 субъектах на уровне высших должностных лиц регионов утверждены такие «дорожные карты». Это позволило за последние несколько лет существенно повысить уровень финансирования спортивных школ. При переносе спортивной подготовки в образовательные программы эти «дорожные карты» подлежат, как мы понимаем, переутверждению. На практике… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Завершили?
К.К. Долгов. Если можно, два слова буквально…
Председательствующий. Завершайте, Константин Константинович.
К.К. Долгов. На практике они просто могут быть отменены. Можете ли Вы гарантировать, Ксения Викторовна, что в ходе этой процедуры достигнутый уровень финансирования спортподготовки сохранится в полном объеме? Спасибо.
Председательствующий. Вопрос к Ксении Викторовне. Ксения Викторовна, пожалуйста, отвечайте.
К.В. Машкова, статс-секретарь - заместитель Министра спорта Российской Федерации. Спасибо большое за вопрос. В соответствии с нормами закона у нас разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки сохраняются за Министерством спорта. Федеральные стандарты спортивной подготовки сохраняются как основной элемент системы спортивной подготовки. И, соответственно, «дорожные карты» могут быть актуализированы с учетом реальных финансовых возможностей регионов. Но рисков того, что эти «дорожные карты», которые помогают регионам повысить финансирование спортподготовки, будут отменены, мы не видим. Тем не менее у нас есть еще время на плотную совместную работу до вступления в силу федерального закона, с тем чтобы все риски максимально снять.
Председательствующий. Спасибо, Ксения Викторовна. Следующий вопрос. Эдуард Владимирович Исаков, Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Спасибо. У меня также вопрос к Ксении Викторовне. В финансово экономическом обосновании к законопроекту сказано, что законопроект не повлияет на отношения, связанные с досрочным назначением страховой пенсии по старости. И далее разъясняется, что у педагогов дополнительного образования фактически нет возможности получить досрочную пенсию. Ксения Викторовна, правильно ли мы понимаем, что тренер, становясь тренером-преподавателем, не получит права на досрочную страховую пенсию по старости? И еще один вопрос. Только 42 процента спортивных объектов находятся в оперативном управлении спортивных школ, остальные 58 процентов используются на условиях аренды или находятся в безвозмездном пользовании у различных собственников. Захотят ли они лицензироваться - мы не знаем. И вопрос: прорабатывался ли этот вопрос, когда принималось решение об обязательном лицензировании, предусмотренном этим законом? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Ксения Викторовна, отвечайте.
К.В. Машкова. Спасибо большое за вопрос, Эдуард Владимирович. Что касается вопроса по лицензированию и объектам, да, вопрос, естественно, прорабатывался. Для тех учреждений спортивной подготовки, которые находятся в муниципальной собственности и в собственности комитетов по физической культуре и спорту, не будет больших проблем с лицензированием, не будет дополнительных затрат. Что касается тех объектов, которые находятся в иных формах собственности, также запрашивали позиции наших региональных министерств, проблем в данной части тоже не предвидится.
Председательствующий. Спасибо. Следующий вопрос. Маргарита Николаевна Павлова, Пожалуйста.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области. Уважаемый Валерий Владимирович, уважаемая Ксения Викторовна! В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что он повлечет дополнительные расходы бюджетов субеъктов и муниципальных образований. Представленный расчет неясен, но есть цифра, и она внушительна: только на заработную плату - свыше 2 миллиардов в год. А инфраструктура? А приведение в соответствие условий? Предварительные подсчеты говорят о том, что эта сумма увеличится в пять, а то и в 10 раз. Все ли регионы подтвердили, что эти денежные средства найдут? И были ли точки зрения о том, чтобы направить деньги на совершенствование уже имеющейся системы, а не на ее переделывание?
В.В. Рязанский. Давайте я попробую начать отвечать. Дело в том, что на заседании комитета по бюджету мы этот вопрос рассматривали. Цифры на сегодняшний день называются разные. Но в расчете, который есть в нашем распоряжении, дополнительные средства в размере порядка 4 млрд рублей с лишним предусмотрены в системе взаимоотношений Министерства спорта с регионами. Что касается более точных расчетов, они, конечно, должны быть за этот период времени приведены, регионы должны подготовить свои предложения, и соответствующим образом аккумулироваться через Министерство спорта. А наша задача - в бюджетном процессе, конечно, учитывая, что мы принимаем с федерального центра эту задачу для регионов, естественно, регионам помочь в системе межбюджетных отношений. Что касается материальной базы, уважаемые
Коллеги, спортивные школы, которые не соответствуют и даже сегодняшнему представлению о том, какая должна быть школа, все равно должны приводиться в порядок независимо от того, что мы хотим в данном случае иметь под этим законом. Их все равно нужно содержать и все равно нужно приводить нормативную базу, в том числе приводить в порядок и саму систему преподавателей. Я не думаю, что все тренеры останутся на своей работе. Кто-то, может быть, не захочет пройти повышение квалификации, пройти дополнительные испытания. Учителя это делают, врачи это делают. И эта категория - тренерского состава должна проходить соответствующим образом и подвергаться в определенной степени ответственности и общественному контролю за результаты своего труда. Мне кажется, это как раз усиливает значение.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Владимирович. Ксения Викторовна, Вы хотели дополнить? Пожалуйста.
И часть ответа - по пенсиям. Да, я помню, Эдуард Владимирович. Пожалуйста, Ксения Викторовна.
К.В. Машкова. Я сначала дополню. Обращаю внимание, что мы заложили срок вступления в силу закона - это 1 января 2023 года, соответственно, чтобы мы могли сейчас активно поработать и над нормативной базой, и в рамках бюджетного процесса совместно. При этом хочу отметить, что из федерального бюджета уже сейчас на 2022 и 2023 годы заложены средства в размере 1 300 млн рублей именно на развитие системы спортивного резерва, которые мы распределяем в качестве субсидий между регионами. Мы понимаем, что этого недостаточно, но мы готовы в течение двух лет плотно поработать и сделать все возможное, для того чтобы регионы испытывали минимальный дискомфорт при реализации данной важной реформы. Что касается вопроса Эдуарда Владимировича по пенсиям, тренеры, которые становятся тренерами-преподавателями, будут в таком же порядке претендовать на получение пенсий, как и работники системы дополнительного образования. Это во-первых. Во-вторых, мы предусмотрели в переходных положениях, что тем тренерам, которые будут переведены с момента вступления в силу данного закона на должность тренера-преподавателя в спортивной школе, стаж работы тренера засчитывается в педагогический стаж, что также повлияет, естественно, и на возможность получения пенсий, и на повышение квалификационной категории своей именно как педагога.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, вопросы исчерпаны. Валерий Владимирович, можете присаживаться. По ведению - Исаков Эдуард Владимирович. Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Ксения Викторовна, ну, педагог допобразования, который претендует на страховую пенсию… Есть же федеральный закон № 400, и Вы это очень подробно описываете в своем финансово-экономическом обосновании…
Председательствующий. Эдуард Владимирович, это не по ведению. У Вас сейчас выступление, Вы можете это все в выступление погрузить. Это не по ведению. В выступлении - Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Сегодня на пенсию… В 2010 году последний тренер вышел на досрочную пенсию. В 2010 году, всё. Сейчас не могут выходить на досрочную пенсию. Спасибо.
Председательствующий. Это выступление или по ведению? У Вас теперь выступление есть. Эдуард Владимирович, Вам даем еще время. Пожалуйста.
Э.В. Исаков. Уважаемые
Коллеги, представляя данный закон, представитель Министерства спорта часто ссылалась на то, что он принимается во исполнение поручений президента. Но если читать дословно поручения президента, данные в октябре 2020 года, становится понятно, что они исполняются не в полном объеме. Назову некоторые из них. В поручениях сказано, что необходимо учесть ранее данные поручения, но закон фактически отменяет поручения, направленные на формирование самостоятельной спортивной отрасли. Не предусмотрено законом исполнение поручений об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физкультуры и спорта в государственном контроле в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки (данный пункт был в законопроекте, но перед третьим чтением его убрали). Исполнение поручения о наделении тренеров, реализующих программы спортивной подготовки, правами и обязанностями педагогических работников исполняется не в том виде, как предлагал президент. Владимир Владимирович сам занимался спортом и, как никто другой, понимает, что труд тренера связан с повышенными нагрузками, сложностью, напряженностью и интенсивностью профессиональной деятельности. Именно поэтому на заседании совета по спорту глава государства поднял вопрос о необходимости возвращения тренерам статуса педагога. Цитирую дословно слова президента: «…как учитель физической культуры в школе, с распространением на него соответствующих социальных гарантий: это стаж педагогический, это пенсия, отпуск», - и так далее, здесь очень много составляющих.
Коллеги, обращаю внимание: у учителя физкультуры есть право и на досрочную страховую пенсию, и на отпуск в 56 дней, а закон в сегодняшней редакции предполагает наделение тренеров гарантиями педагогов допобразования, которые эти гарантии не предусматривают. И когда этот закон попадет на подпись президенту, он увидит, что досрочная пенсия тренерам не предусмотрена. Он может справедливо возмутиться, что его не услышали. Министерство спорта, видимо, считает, что для тренеров важна не социальная гарантия раннего выхода на пенсию наравне с педагогами, а то, что они будут отныне называться тренерами преподавателями, когда пройдут соответствующее переобучение. Получается, что на сегодня главная задача этого закона - передача основного вида деятельности отрасли спорта - спортивной подготовки - в ведомство просвещения. И после принятия закона возникает вопрос целесообразности существования такого ведомства, как министерство. В связи с тем, что подготовкой к Олимпийским играм занимается Олимпийский комитет, спортивные федерации, подготовкой будет заниматься Министерство просвещения. Но, раз сам Минспорт рьяно, осознанно, уверенно идет к этой реформе, меняет в корне систему спорта, у меня не остается аргументов. Очень жаль региональные и муниципальные ведомства спорта, которые попадают под объединение. Опыт Карелии уже есть. Спасибо.
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Спасибо. Инна Юрьевна Святенко, Пожалуйста.
И.Ю. Святенко. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Доложенный федеральный закон о гармонизации законодательства о физической культуре, спорте и об образовании находится на особом контроле у Комитета по социальной политике. Хочу отметить, что мы полгода занимаемся данным законом, и, более того, создана рабочая группа в Государственной Думе по доработке данного закона. И после первого чтения мы подавали поправки, и практически все поправки были учтены, и очень внимательно относились именно к поправкам сенаторов. Поэтому сегодня, считаю, тот документ, который мы принимаем, доработан. Более того, в Государственной Думе не было ни одного голоса против, хотя обсуждение было очень активным, еще раз повторю, в течение полугода. Да, действительно, сейчас необходимо дорабатывать подзаконные акты, и Министерством спорта создана «дорожная карта» по срокам реализации. 162 федеральных стандарта необходимо изменить. Необходимо внести изменения в более 30 актов федеральных органов исполнительной власти. Именно поэтому закон и имеет отложенный срок вступления в силу - до 2023 года. Поэтому комитет продолжит работу по мониторингу принятия подзаконных актов, и будем держать на контроле данную ситуацию. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Инна Юрьевна, за обстоятельное объяснение. Олег Петрович Королёв, по ведению, Пожалуйста.
О.П. Королёв, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Липецкой области. Комитет подробно все обсудил, внесено толковое предложение, повторяем. Голосуем.
Председательствующий. Спасибо. Коллега Исаков в принципе привел некоторые предложения, существенные, я бы сказала. Их надо поизучать, их надо рассмотреть. Но справедливости ради хочу сказать, что я именно Вам поручала активнейшим образом поучаствовать в доработке. И, как сказала Инна Юрьевна, многие наши предложения были учтены. Четыре комитета Совета Федерации тщательнейшим образом рассмотрели этот закон и одобрили, в том числе и Вы голосовали за его одобрение. Поэтому у меня такое предложение, Коллеги, - сегодня этот закон одобрить. Это первый важный этап в решении проблем (не буду повторяться), изложенных в законе. У нас есть время до 1 января 2023 года, давайте поработаем, если вы считаете, что нужно еще чем-то дополнить, что-то уточнить. Что-то, может быть, можно отразить и в нормативных актах, не обязательно в законе. Плюс стандарты, которые нужно разработать. Поэтому у нас есть время еще доосмыслить, пообсуждать. Но не принимать сегодня - это загубить очень хорошее начало, ту основную идею, которая заложена в этот закон. Министерство спорта поддерживает этот закон. Мне сегодня звонил министр спорта и как раз обратился к сенаторам, чтобы мы поддержали этот закон. Он очень важный и нужный сейчас для отрасли, поэтому, Коллеги, прошу поддержать. Идет голосование за одобрение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Прошу голосовать.
Результаты голосования (14 час. 35 мин. 55 сек.)
За 146 чел. 85,9%
Против 2 чел. 1,2%
Воздержалось 2 чел. 1,2%
Голосовало 150 чел.
Не голосовало 20 чел.
Решение: принято
Leave a comment