leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Игорь Краснов рассказал СФ о состоянии законности и правопорядке - окончание

Негативная информация нагнетающая эскалацию в обществе Негативная информация нагнетающая эскалацию в обществе - Игорь Краснов рассказал СФ о состоянии законности и правопорядке
9. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Краснова Игоря Викторовича о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год

окончание, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8761672.html

Из стенограммы 504-го пленарного заседании СФ 23.04.21
И.В. Краснов. Я буду завершать. Спасибо. В числе актуальных оставались вопросы обеспечения законности в транспортной сфере. Значительные усилия прокуроров были направлены на соблюдение требований безопасности при эксплуатации приаэродромных территорий, пресечение незаконного завышения стоимости транспортных услуг. Почти 15 тысяч нарушений ими выявлено в таможенной сфере. Объективная оценка состояния законности в стране невозможна без анализа работы по рассмотрению обращений граждан. Учитывая, что в органы прокуратуры ежегодно поступает более 5 миллионов обращений граждан, были приняты меры по исключению избыточных этапов разрешения заявлений, установлению обратной связи с людьми. Эта работа стала более открытой, нацеленной на конкретный результат для людей. Чаще других находили подтверждение доводы о нарушениях трудового и жилищных прав, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прав несовершеннолетних. Несмотря на снижение на 8 процентов числа жалоб людей на нарушение закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, они составляют треть от всех разрешенных прокурорами обращений. Всего в результате проверки доводов заявителей вскрыто более 480 тысяч нарушений законов, что потребовало вынесения свыше 355 актов прокурорского реагирования. Будем и впредь средствами координации и надзора добиваться, чтобы результатом рассмотрения каждого поступившего обращения становилась действенная помощь людям - фактически устранение нарушений закона. Завершая свое выступление, хочу поблагодарить Вас, уважаемая Валентина Ивановна, и всех сенаторов за конструктивное взаимодействие, сотрудничество и поддержку в решении самых злободневных и волнующих россиян проблем. Хочу вас еще раз заверить, что прокуроры и в дальнейшем приложат все свои усилия к обеспечению законности и поддержанию правопорядка в стране в интересах всех наших граждан, общества и государства. Благодарю за внимание. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Викторович, за очень содержательный доклад.
Коллеги, генеральный прокурор и сотрудники Генеральной прокуратуры очень серьезно готовились к отчету в Совете Федерации. Представлен нам обширный доклад о проделанной работе по итогам 2020 года, он впечатляет. У вас у всех была возможность с ним ознакомиться. И сегодня Игорь Викторович расставил основные акценты по основным итогам и работы, и тому, что тревожит Генпрокуратуру, какие меры принимаются. Игорь Викторович, благодарю Вас.
Коллеги, переходим к вопросам. Сергей Павлович Цеков.
С.П. Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым. Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Викторович, в своем докладе Вы коснулись деятельности телефонных мошенников. Скажите, а намерены Вы, вообще, вносить какие-то конкретные предложения по противодействию этому совершенно позорному для нашей страны явлению? Я, в частности, убежден, что успехи телефонных мошенников полностью лежат на совести нашей банковской системы, которая, на мой взгляд, в погоне за прибылью, за новыми технологиями совершенно не обеспечивает защиту вкладов. Спасибо.
И.В. Краснов. Вы знаете, прокуратура координирует и органы внутренних дел, и, соответственно, следственных подразделений, именно работу в этом направлении. Безусловно, мы общаемся и с Федеральной службой исполнения наказаний. На мой взгляд, здесь нельзя винить только банки, это мое глубокое убеждение. Это в целом проблема, она стоит не только в Российской Федерации, это проблема мирового масштаба, потому что транснациональная преступность как раз вот этим и занимается: они все совершают преступления с использованием информационно телекоммуникационных технологий, потому что сейчас можно совершить преступление, просто не выходя из дома. Поэтому мы видим эту проблему. Я считаю, что нами совместно с другими органами предпринимаются большие усилия, для того чтобы снижать уровень преступности в сфере информационно-коммуникационных технологий с использованием вот этих телефонных мошенников и так далее. Ну, вы знаете, что уровень мошенников и средств коммуникаций между гражданами в сфере банковского сектора постоянно развивается, поэтому, мне кажется, самое основное то, что мы не должны бежать позади преступников, а должны предупреждать совершение подобных преступлений.
Председательствующий. Спасибо. Ольга Федоровна Ковитиди, Пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым. Спасибо, Валентина Ивановна. Игорь Викторович, прежде всего спасибо за такой хороший, фундаментальный доклад. Вопрос следующий. Буквально вчера в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обратил внимание на необходимость развития институтов материнства и детства и бережного отношения к здоровью. В настоящее время в субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления достаточно активно применяется механизм выкупа зданий для размещения дошкольных образовательных организаций. К сожалению, не все они соответствуют санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности, а значит, не совсем безопасны для наших детей. Какова Ваша позиция по данному вопросу? И планируются ли какие-то проверки? Спасибо.
И.В. Краснов. Я Вам могу сказать, что проверки соблюдения прав детей на получение дошкольного образования, соответствия дошкольных учреждений требованиям санитарного и противопожарного законодательства проводятся на постоянной основе. В конце прошлого года была завершена очередная проверка во всех субъектах Российской Федерации. Мне кажется, практически повсеместно были приняты меры прокурорского реагирования в связи с несоблюдением санитарных норм, ненадлежащей работой пищеблоков, ненадлежащей организацией видеонаблюдения, охраны детских дошкольных учреждений, систем оповещения. Устранение этих нарушений контролируется. В данный момент совместно с Федеральной антимонопольной службой в 13 субъектах Российской Федерации также проводятся проверки фактов приобретения зданий для дошкольных учреждений в обход конкурсных процедур, в том числе возбуждаются по нашим материалам уголовные дела. Поэтому эта сфера находится на постоянном нашем контроле и во внимании.
Председательствующий. Спасибо. Олег Владимирович Цепкин, Пожалуйста.
О.В. Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области. Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Викторович! В Челябинской области, в военном городке (ЗАТО) Трехгорном-1, не реализуются права граждан на создание удобной и комфортной среды для жизни в связи с отсутствием возможности участвовать в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». Такая ситуация характерна для большинства военных городков в Российской Федерации в связи с федеральной принадлежностью занимаемых земельных участков. Вопрос: какие Вы видите пути решения этой проблемы и есть ли какие-либо рекомендации с Вашей стороны? Спасибо большое.
И.В. Краснов. Вы знаете, в названном Вами проекте Министерство обороны действительно не участвует. Исходя из имеющейся у меня информации, Министерство обороны неоднократно обращалось в правительство, чтобы реконструировать и модернизировать инфраструктуру военных городков, которых насчитывается более 6,5 тысячи. В данном направлении Министерство обороны продолжает работу, и, надеюсь, она достигнет своего результата. Что касается ЗАТО Трехгорный, военные прокуроры мне докладывали, что там были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере ЖКХ и, соответственно, по комфортной городской среде. Ни одной жалобы от людей, которые проживают на территории ЗАТО, в наш адрес не поступило, в ходе проверки никаких нарушений не было выявлено. Вместе с тем хочу Вам сказать, что если у Вас есть какие-то конкретные сведения о нарушениях, представьте мне, я поручу Главному военному прокурору провести проверку, и мы отреагируем соответствующим образом.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, кто записался на выступление, информирую вас о том, что по Регламенту выступления при отчете Генерального прокурора не предусмотрены, только дискуссия, вопросы и ответы. Поэтому задавайте вопросы. Андрей Аркадьевич Климов, Пожалуйста.
А.А. Климов, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края. Большое спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Викторович! Вам, наверное, как мало кому, хорошо известно, что наши зарубежные оппоненты хотят вместо созидательного развития Российской Федерации на благо наших жителей, на благо наших людей политическую дестабилизацию, хаос и очередные хождения по мукам для народа России. Мы благодарны сотрудникам прокуратуры, которые принимают активное участие в работе нашей сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета. Тем не менее как Вы считаете, в достаточной ли степени действующее российское законодательство позволяет противодействовать такого рода вызовам, как вмешательство во внутренние дела нашей страны извне? Спасибо.
И.В. Краснов. Я могу сказать, что наше законодательство идет вместе с развитием страны. Мне кажется, если будет какая-то необходимость - безусловно, будут инициироваться изменения в наше законодательство, связанные с данной проблемой. На данный момент мы справляемся.
Председательствующий. Спасибо. Андрей Анатольевич Турчак, Пожалуйста.
А.А. Турчак, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Псковской области. Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Викторович! В своем выступлении, когда Вы говорили об антикоррупционной работе Генпрокуратуры (я даже записал), Вы упомянули существующую законодательную лазейку через судебные штрафы, которые были приняты в 2016 году в рамках гуманизации уголовного законодательства. Это в том числе касается случаев повторного вождения в пьяном виде или ДТП, совершенного лицом, не находившимся в состоянии опьянения, но повлекшего серьезные последствия - вред здоровью и даже смерть человека. Назначение судебного штрафа позволяет не только избежать в таких случаях уголовной ответственности, но и сохранить водителю водительские права. Дело в том, что закон не предусматривает одновременно с назначением судебного штрафа применение какого-либо уголовного наказания, к коим относится лишение водительских прав. Как Вы сказали, наличие такой лазейки представляется необоснованным и несправедливым. Мы эту позицию полностью разделяем. Как Вы оцениваете эту проблему? Поддерживаете ли Вы необходимость донастройки законодательства в этой сфере? Уважаемая Валентина Ивановна, в случае поддержки нашей позиции я предлагаю включить в итоговое постановление поручение комитету Клишаса совместно с Генпрокуратурой подготовить необходимые законодательные изменения.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Игорь Викторович.
И.В. Краснов. Данная уголовно-правовая мера, по сути, позволяет следователям направлять уголовные дела без прокурора в суд. За последние четыре года, мы проанализировали, количество данных уголовных дел с применением судебного штрафа возросло в три раза - с 17 до 52 тысяч. И, безусловно, это не только те дела, о которых Вы сказали, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Применение судебного штрафа не всегда идет во благо интересов общества и государства. Поэтому, действительно, я полностью согласен с Вами: необходимо исправлять такую законодательную ошибку. Недавно, в конце прошлого года, мы все это обсудили на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по результатам которого мы разработали пакет изменений в законодательство, в частности в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс, для того чтобы ввести запрет на освобождение от уголовной ответственности с применением судебного штрафа лиц, которые совершили коррупционные преступления, преступления экстремистской направленности, а также преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, преступления, повлекшие по неосторожности гибель человека. Совсем скоро эти предложения будут обсуждаться на заседании научно-консультативного совета в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Ну и, безусловно, до внесения изменений в законодательство все прокуроры ориентированы мною на то, чтобы давать принципиальную оценку при применении судебного штрафа по таким делам. Поэтому я абсолютно поддерживаю и считаю, что нужно вносить изменения в законодательство. Это уловка для людей, которые хотят избежать уголовной ответственности, к сожалению.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Викторович, за обстоятельный ответ. Очень важный вопрос.
Коллеги, если вы не возражаете, давайте дадим поручение Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству (Андрей Анатольевич, Вас попросим подключиться) вместе с Генпрокуратурой обсудить, подготовить необходимые изменения, с тем чтобы мы на осенней сессии этого года (если можно раньше - только приветствуется) приняли эти поправки, справедливые и нужные. Спасибо. Татьяна Анатольевна Гигель.
Т.А. Гигель, член Комитета Совета Федерации по аграрно продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Игорь Викторович! В постановлении Совета Федерации № 475 от 3 ноября 2020 года отражена рекомендация Генеральной прокуратуре обратить особое внимание на соблюдение требований лесного законодательства в таких вопросах, как правомерность реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, назначение и проведение санитарных рубок и так далее. Вопрос: какие меры прокурорского реагирования предприняты для выполнения рекомендации Совета Федерации и каковы их результаты? Спасибо.
И.В. Краснов. И указанные в постановлении, и ряд других вопросов, связанных с исполнением законодательства при лесопользовании, нами неоднократно проверялись, проверяются и будут проверяться. Надзорные мероприятия, я вам могу сказать, были нацелены на выявление незаконных рубок, контрабанды леса за рубеж. Давалась оценка деятельности Рослесхоза в части дистанционного мониторинга лесных земель. Нами была продолжена работа по противодействию незаконным вырубкам леса под видом санитарных вырубок, а также различных лесовосстановительных мероприятий. Выявлялись случаи необоснованного и незаконного назначения проходных рубок и так называемых рубок ухода - это и Архангельская область, и Иркутская область, это Байкальский край. Что касается реализации приоритетных национальных проектов, могу сказать, что не всегда инвесторы исполняют принятые на себя обязательства, отходят от графиков. Это тоже у нас регионы зафиксированы: опять же, Республика Коми, Архангельская область, Красноярский край. Могу сказать, что с учетом поручений президента, а также с наступлением пожароопасного периода прокурорами будут активизированы надзорные мероприятия в этой сфере.
Председательствующий. Спасибо. Татьяна Алексеевна Кусайко, Пожалуйста.
Т.А. Кусайко, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области. Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Игорь Викторович, Вы в своем докладе коснулись сферы здравоохранения. В докладе генпрокурора за 2019 год акцентировалось внимание на упущениях в организации надлежащего контроля со стороны федеральных органов системы здравоохранения за деятельностью региональных органов, недостатках в организации бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нехватке в медучреждениях отдельных специалистов и необходимого оборудования. Как Вы оцениваете эту ситуацию в 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции? Имелись ли случаи некачественного оказания медицинских услуг, несвоевременного оказания скорой медицинской помощи, причинившие вред здоровью? Благодарю.
И.В. Краснов. Я по большей части коснулся темы здравоохранения в своем докладе. Вместе с тем могу сказать, что надзору за исполнением закона в данной сфере мы придаем ключевое значение, повторю, придаем - не только придавалось, но и придаем. Особое внимание, безусловно, обращалось на дефицит коечного фонда, нехватку в лечебных учреждениях масок, нехватку медицинского персонала, особенно среднего медицинского персонала, оказание помощи гражданам, в том числе страдающим онкологическими заболеваниями и другими редкими заболеваниями, и, безусловно, обеспечение их лекарственными препаратами. Общее число установленных прокурорами нарушений и принятых по ним мер реагирования, безусловно, возросло. Но я это не связываю с проседанием системы здравоохранения, связываю только с тем, что мы стали больше проводить проверок. Это связано с пандемией, о чем мы говорили. В то же время есть статистика следственных органов, согласно которой стало поступать меньше жалоб от граждан об оказании некачественной медицинской помощи, медицинских ошибках. Соответственно, я вам могу сказать, что количество возбужденных уголовных дел по ним уменьшилось почти на 25 процентов (24,9, что-то такое). Более полные данные имеются в моем докладе, который представлен в ваш адрес.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Викторович. Вячеслав Владимирович Наговицын.
В.В. Наговицын, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия. Уважаемый Игорь Викторович! Люди, которые живут на Байкале, уже много лет зимой, пользуясь своими привилегиями, используют Байкал для проведения всяких крупных массовых мероприятий на льду, и при этом никогда не было замечаний. Но, к сожалению, сегодня межрегиональная природоохранная прокуратура требует при проведении таких мероприятий заключать договор водопользования. Ну и, естественно, это вызывает напряжение у людей. В Водном кодексе этот вопрос, в общем-то, полностью не урегулирован. Есть ли возможность такая (понятно, что порядок должен быть на Байкале) - не договоры, а хотя бы какой-то уведомительный принцип просто применить, но не загонять людей сейчас в такую сложную ситуацию?
И.В. Краснов. Смотрите, в Водном кодексе уже предусмотрен упрощенный порядок заключения договора водопользования без проведения соответствующего конкурса. Это связано с тем, что могут обратиться и различные туроператоры, турагентства, которые организовывают отдых детей, ветеранов, инвалидов. И я думаю, что с этим проблем нет. В то же время условия водопользования, безусловно, устанавливаются, как Вы знаете, непосредственно в зависимости от водного объекта. Байкал является уникальным озером, признан ЮНЕСКО объектом всемирного природного наследия. И, безусловно, любая деятельность на озере Байкал должна регулироваться соответствующим режимом, ограничениями и запретами, которые регулируются законодательством. Поэтому в этой связи я в данный момент ничего не вижу сверхъестественного, необычного в деятельности байкальского прокурора. Вы, безусловно, можете инициировать изменения в законодательство. И мы будем, если это будет принято, естественно, действовать в рамках закона.
Председательствующий. Спасибо. Уважаемые
Коллеги, время на вопросы истекло. Игорь Викторович, пожалуйста, присаживайтесь. Благодарю Вас за такие конкретные, содержательные ответы. Уважаемые коллеги! Я думаю, что будет правильным отметить, что сегодня Генеральная прокуратура, региональные прокуратуры, в целом все, кто входит в систему прокуратуры (Артур Алексеевич, Вы отвлекаете генерального прокурора), - это один из важнейших институтов соблюдения законодательства, правопорядка и соблюдения прав наших граждан. И очень важно, что именно прокуратура, как государево око, как такой важнейший институт, еще пользуется большим доверием граждан. И мы видим, какой объем, какой поток обращений от жителей нашей страны в разные уровни прокуратуры направляется, для того чтобы добиться справедливости, исправить что-то. Мы внимательно ознакомились, Игорь Викторович, с Вашим докладом и в общем объеме, и Ваш доклад на заседании сегодня впечатляет. И проделана действительно огромная работа за год. Год был сложным, непростым, но прокуратура была на страже законности и правопорядка, и многое сделано по защите прав граждан. Понятно, что сегодня стоят новые задачи. В послании президента определены такие вещи, которые требуют оперативных решений, прорывных решений, движения вперед. И мы, Игорь Викторович, с Вами всегда об этом говорим. И я напоминаю всем прокурорам, что и от Генпрокуратуры зависит и инвестиционный климат, и деловой климат, и Генпрокуратура также очень серьезно влияет на экономическое и социальное развитие субъектов Федерации. Поэтому, безусловно, при строгом соблюдении законности и правопорядка нужно больше уделять внимания и профилактическим мерам, и подсказать, и посоветовать, и предупредить, с тем чтобы мы вместе принимали все возможные и невозможные меры для более эффективного развития страны. Хочу отметить, что мне нравится, что и генеральным прокурором в первую очередь, и теперь это стало нормой для всех остальных прокуроров, всех уровней, уделяется особое внимание обращениям граждан и ни одно обращение не остается без внимания. Вот это очень правильно. Прокуратура - это тот орган, куда люди идут за защитой. Уходит формализм, уходит такое, знаете, поверхностное рассмотрение обращений. Вот этот стиль мы приветствуем и благодарим Вас за то, что многое сделано в том смысле, чтобы повернуться лицом к людям, защитить человека в сложной ситуации. В целом, Коллеги, я хочу от всех нас поблагодарить Генеральную прокуратуру, генерального прокурора за их огромную работу, которую они проводят в стране, и пожелать искренне, Игорь Викторович, Вам и Вашей команде больших успехов. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Александрович Клишас, председатель комитета
А.А. Клишас. Уважаемый Игорь Викторович, уважаемые заместители генерального прокурора, коллеги! Валентина Ивановна, прежде чем подготовить постановление по докладу генерального прокурора, мы совместно с Генеральной прокуратурой подготовили отчет об исполнении постановления прошлого года. Генеральная прокуратура представила очень качественный материал. Мы подготовили соответствующий отчет и разместили его в сети Интернет (с ним тоже можно ознакомиться). Все положения постановления Совета Федерации прошлого года выполнены. Вчера на заседании комитета мы обсуждали проект постановления, который предлагается сегодня вашему вниманию. Мы предлагаем его принять за основу. Он согласован с Генеральной прокуратурой. Валентина Ивановна, мы вчера уже обсуждали доработку этого проекта постановления с учетом тех акцентов, которые были поставлены президентом в послании Федеральному Собранию. Это и вопросы социальной защиты граждан, социальных прав, экологические вопросы, право на благоприятную окружающую среду и другие вопросы, которые на самом деле напрямую проистекают из новой редакции Конституции. Поэтому, уважаемые
Коллеги, мы просим вас представить нам свои предложения до 5 мая, принять сегодня текст за основу и 19 мая на очередном пленарном заседании принять документ в целом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы к Андрею Александровичу? Нет. Благодарю Вас. Игорь Викторович, просьба также к Вам посмотреть внимательно проект нашего постановления, чтобы он был содержательным и качественным. И благодарю за то, что предыдущее постановление Совета Федерации выполнено в полном объеме. Уважаемые
Коллеги, проект постановления Совета Федерации у вас имеется. Предлагается, как озвучил председатель комитета, принять его за основу. Не будет у вас возражений? Нет. Кто за то, чтобы проект постановления Совета Федерации «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год» (документ № 179) принять за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (13 час. 03 мин. 02 сек.)
За 152 чел. 89,4%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 152 чел.
Не голосовало 18 чел.
Решение: принято
У кого будут предложения в проект постановления, просьба направлять их в комитет, и на следующем заседании мы его рассмотрим уже в окончательной редакции. Еще раз хочу поблагодарить Вас, Игорь Викторович, заместителей Генерального прокурора, всех прокуроров регионов за очень большую и качественную работу и еще раз пожелать вам успехов в работе. Спасибо большое. И всего доброго!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments