Миша и Коля не поделили небо
http://mospravda.ru/2021/05/03/197746/
Фильм «Девятаев» выпущен в прокат к блоку майских праздников 2021 года.
За основу взята биография советского летчика-истребителя Михаила Девятаева, совершившего 8 февраля 1945 года в группе советских военнопленных из десяти человек захват немецкого бомбардировщика Heinkel H-22 с целью побега из концлагеря на острове Узедом в Германии.
Продолжает нехитрую мысль Владимира Ильича, что главным для власти в общении с народом является кино, как будто народ вернулся на век назад и опять неграмотный. Идеологической фабулой экранного повествования авторы Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов сделали морально-идеологическую дилемму личного выбора между коллаборацией и борьбой с оккупантами.
Без преувеличения тема номер один для современной России и всего мира. Решается она намного более сложносочиненно и причудливо, чем во времена Орды или Рейха.
Данная жанровая линия отечественной киноиндустрии творчески соединяет пропаганду патриотического духа во время отечественных войн с уникальным отечественным жанром бытового кино, когда персонажи на кухне разговаривают, а зрителю страшно, тошно и оторваться нельзя. Так захватывает, потому что зеркало.
Первая линия воплощена множеством фильмов разного уровня качества адекватно целевой аудитории, например, «Василиса», «Коловрат» и множество других.
Вторая линия наиболее обильна на примеры в русском кино независимо от темы или времени – «Полеты во сне и наяву», «Отпуск в сентябре», «Любовник». Сюда же относится синтетический продукт Владимира Бортко «Душа шпиона», предпринятый с единственной целью показать, что личные коллизии персонажей доминируют, а фактор врага с конфронтацией производных идеологий является не более чем проявителем имманентных национальных душеных метаний.
Непредвзятые источники относительно природы текущей ситуации показывают, что так оно и есть. Современные технологии управления массовым сознанием в традиционной форме генетической инженерии in populi на основе социологического скрининга используют в качестве оружия soft power плюрализм мнений московской кухни, в том числе в одной интеллигентной голове на этой кухне.
Фильм «Девятаев» отражает относительно новый жанр патриотического кино, основанный на историко-биографических исследованиях. История деяний органично встраивает историю человека. Данный жанр направлен на возвращение русским ампутированной памяти, причем с отсутствовавшей в советском прошлом детализацией. Таким образом, «Девятаев» встал в ряд таких фильмов, как «Легенда № 17», «Стрельцов», «Движение вверх», «Калашников», «Время первых», «Салют-7», «Несокрушимый», «Коридор бессмертия».
За зрительское внимание конкурируют две темы. Любовная линия может присутствовать, но она уступает владению технологиями, как это сделано в «Несокрушимом» и даже, как ни странно, в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В «Девятаеве» о любовной линии можно только догадываться по трем эпизодам с женой Фаей Девятаевой (Дарья Златопольская).
Побег на бомбардировщике Хенкель был второй попыткой, первая не удалась. После неудачи Девятаев стал смертником, но с помощью лагерного парикмахера сменил статуна штрафника и под именем Степана Никитенко попал в концлагерь у полигона на острове Узедом.
Кстати, Дарья Златопольская со своей специфической худобой больше подходит для трагической отечественной тематики, чем большинство современных актеров при всем контрасте с ее ролью на телешоу.
В фильме на первый план выведено не просто владение технологиями, но национальная способность использовать инструкции творчески. В современных реалиях данная способность позволила отечественным пилотам после нескольких лет давления на профессию, напоминавшего предвоенные репрессии, избежать катастроф на дефектной конструкции Boeing-737MAX.
Сакральный вопрос СМЕРШ: «Что же ты, паскуда, вместе с танком не сгорел?» имеет простой ответ в современности. Советский истребитель сумел выжить в плену и сбежать на немецком бомбардировщике, не имея необходимой практической подготовки. Надписи на немецком и рычаги управления в неожиданных местах, например, справа под сиденьем.
Надо сказать, данная тема нестандартного хаоса современной технологической глобализации в фильме «Девятаев» показана детально и служит основным фактором удержания зрителя в состоянии напряженного внимания.
Детализация создает эффект достоверности и добавляет напряжения. Создатели фильма вовлекают зрителя в гонку за расшифровкой смысла элементов экранного повествования. Малозначительность эпизода крупным планом чревата фуркацией с переводом судьбы на другие рельсы подобно бабочке Рея Бредбери.
Смотреть фильм тяжело. Практически все полтора часа экранного времени уговариваешь себя – это же кино, но оторвать сознание от сопереживания и соучастия не удается, как будто эта жизнь твоя собственная. Качественно сделано.
Биографический ряд патриотического кино может продолжаться бесконечно, примеров в отечественной истории множество в тематике Владимира Русанова, Валерия Чкалова, челюскинцев и папанинцев. Сюда же относится «Территория» о геологоразведкеьзолота и документальная серия о микробиологах и вирусологах Льве Зильбере, Михаиле Чумакове, Зинаиде Ермольевой.
На очереди адекватное экранное воплощение судьбы отечественных генетиков – селекционеров и эволюционистов, награжденных Владимиром Путиным на раннем этапе своего президентства. Прежде всего, конечно, Николай Вавилов.
Просматривается история доколумбова освоения Арктики, описанная в новой книге эволюциониста Юрия Чайковского «Иваны Васильевичи, государи Арктики».
Залогом успеха патриотического кино является его узкая своевременность. Опережение затаптывает поляну, как получилось с трилогией «Зубр» талантливого документалиста Елены Саканян. Даже новый фильм по связанной теме об отце атомной бомбы Кирилле Щелкине остался не понят. Коллизия личностей Щелкина и Сахарова психологически эквивалентна таковой в паре Миши и Коли, смертельно делившими одно небо в фильме «Девятаев».
В теме бомбы перестроечный миф о Сахарове как предвестнике светлого будущего сильнее реальности. Реализованное будущее опровергает мифы, но пока ценность перемен выше стабильности.
Критическая доля россиян опять стоит перед выбором, что более нелепо, – восхвалять уникальную историческую роль России и гордиться ею или оплевывать ее и стыдиться вторичности России в показателях экономики и инноваций.
Для вывода на первый план указанной морально-этической дилеммы сценаристы (Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин Галдаев, Ильгиз Зайниев) погрешили против биографических событий и в тени главного персонажа Михаила Девятаева (Павел Прилучный) нарисовали олицетворение альтернативы личного выбора Николая Ларина (Павел Чинарев), соученика Девятаева по авиационному училищу.
В реальной истории Девятаева преследовал не русский Николай Ларин, а немец-истребитель Гюнтер Хобом. Найти угнанный советскими пленными самолет он не смог. Беглецов обнаружил случайно возвращавшийся с боевого задания Вальтер Даль. Сбить захваченный самолет он не мог из-за отсутствия боеприпасов.
Пролетев чуть более трехсот километров, после обстрела советскими зенитками Девятаев посадил самолет на брюхо в районе польской деревни Голлин в расположении артиллерийской части Красной Армии.
Девятаев стал источником стратегических сведений о засекреченном центре на полигоне Узедома по производству и испытаниям ракет с точными координатами стартовых установок «Фау-2».
Доставленные разведданные не избавили Девятаева от проверки в фильтрационном Спецлагере №7 НКВД на базе концлагеря «Заксенхаузен» в Польше.
Спустя двенадцать лет после войны, 15 августа 1957 года по инициативе Сергея Королева Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Известный факт – США захватили Вернера фон Брауна, разработчика баллистической ракеты «Фау-2», которая стала основой их космической программы. Практически неизвестна роль Михаила Девятаева в создании советской баллистической ракеты Р-1 по образу той же «Фау-2».
Рабочее название фильма «Фау-2. Побег из ада» не слишком соответствует окончательному результату, хотя данная линия в нем четко обозначена картой секретных объектов, оказавшейся в угнанном самолете. Конец войны отмечен поиском контактов с врагом, хотя и в основном на западе. В отношении русских немцы провялили слишком много зверств со злостным нарушением Гаагской конвенции. Будущее Германии на восточном направлении выглядело более проблематично. Реальность оказалась обратной. Но и в фильме «Девятаев» нет такой акцентуации на садизме, как, например, в картине «Собибор», тоже основанной на реальных событиях.
Мордвин-мокшанин по национальности Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 в Торбеево Тамбовской губернии в крестьянской семье тринадцатым ребенком. Умер в возрасте 85 лет 24 ноября 2002 года в Казани. До пенсии работал речником, водил «Ракету» на подводных крыльях.
Кроме сакрального вопроса о коллаборации и патриотизме, история в основе фильма «Девятаев» интересна прежде всего своей познавательностью. Бекмамбетов всегда использует исторические факты и неизменно выигрывает. Правда жизни фантастичней выдумки, и спорить с ней труднее.
История Михаила Девятаева интересна чрезвычайно и далеко не закончена. Как минимум, это правильно – восстанавливать имена, по сути составляющие несущую ткань национальной памяти.