leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Кино по выходным: Миша и Коля не поделили небо

Кино по выходным
Миша и Коля не поделили небо
http://mospravda.ru/2021/05/03/197746/
Фильм «Девятаев» выпущен в прокат к блоку майских праздников 2021 года.
За основу взята биография советского летчика-истребителя Михаила Девятаева, совершившего 8 февраля 1945 года в группе советских военнопленных из десяти человек захват немецкого бомбардировщика Heinkel H-22 с целью побега из концлагеря на острове Узедом в Германии.
Продолжает нехитрую мысль Владимира Ильича, что главным для власти в общении с народом является кино, как будто народ вернулся на век назад и опять неграмотный. Идеологической фабулой экранного повествования авторы Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов сделали морально-идеологическую дилемму личного выбора между коллаборацией и борьбой с оккупантами.
Без преувеличения тема номер один для современной России и всего мира. Решается она намного более сложносочиненно и причудливо, чем во времена Орды или Рейха.
Данная жанровая линия отечественной киноиндустрии творчески соединяет пропаганду патриотического духа во время отечественных войн с уникальным отечественным жанром бытового кино, когда персонажи на кухне разговаривают, а зрителю страшно, тошно и оторваться нельзя. Так захватывает, потому что зеркало.
Первая линия воплощена множеством фильмов разного уровня качества адекватно целевой аудитории, например, «Василиса», «Коловрат» и множество других.
Вторая линия наиболее обильна на примеры в русском кино независимо от темы или времени – «Полеты во сне и наяву», «Отпуск в сентябре», «Любовник». Сюда же относится синтетический продукт Владимира Бортко «Душа шпиона», предпринятый с единственной целью показать, что личные коллизии персонажей доминируют, а фактор врага с конфронтацией производных идеологий является не более чем проявителем имманентных национальных душеных метаний.
Непредвзятые источники относительно природы текущей ситуации показывают, что так оно и есть. Современные технологии управления массовым сознанием в традиционной форме генетической инженерии in populi на основе социологического скрининга используют в качестве оружия soft power плюрализм мнений московской кухни, в том числе в одной интеллигентной голове на этой кухне.
Фильм «Девятаев» отражает относительно новый жанр патриотического кино, основанный на историко-биографических исследованиях. История деяний органично встраивает историю человека. Данный жанр направлен на возвращение русским ампутированной памяти, причем с отсутствовавшей в советском прошлом детализацией. Таким образом, «Девятаев» встал в ряд таких фильмов, как «Легенда № 17», «Стрельцов», «Движение вверх», «Калашников», «Время первых», «Салют-7», «Несокрушимый», «Коридор бессмертия».
За зрительское внимание конкурируют две темы. Любовная линия может присутствовать, но она уступает владению технологиями, как это сделано в «Несокрушимом» и даже, как ни странно, в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В «Девятаеве» о любовной линии можно только догадываться по трем эпизодам с женой Фаей Девятаевой (Дарья Златопольская).
Побег на бомбардировщике Хенкель был второй попыткой, первая не удалась. После неудачи Девятаев стал смертником, но с помощью лагерного парикмахера сменил статуна штрафника и под именем Степана Никитенко попал в концлагерь у полигона на острове Узедом.
Кстати, Дарья Златопольская со своей специфической худобой больше подходит для трагической отечественной тематики, чем большинство современных актеров при всем контрасте с ее ролью на телешоу.
В фильме на первый план выведено не просто владение технологиями, но национальная способность использовать инструкции творчески. В современных реалиях данная способность позволила отечественным пилотам после нескольких лет давления на профессию, напоминавшего предвоенные репрессии, избежать катастроф на дефектной конструкции Boeing-737MAX.
Сакральный вопрос СМЕРШ: «Что же ты, паскуда, вместе с танком не сгорел?» имеет простой ответ в современности. Советский истребитель сумел выжить в плену и сбежать на немецком бомбардировщике, не имея необходимой практической подготовки. Надписи на немецком и рычаги управления в неожиданных местах, например, справа под сиденьем.
Надо сказать, данная тема нестандартного хаоса современной технологической глобализации в фильме «Девятаев» показана детально и служит основным фактором удержания зрителя в состоянии напряженного внимания.
Детализация создает эффект достоверности и добавляет напряжения. Создатели фильма вовлекают зрителя в гонку за расшифровкой смысла элементов экранного повествования. Малозначительность эпизода крупным планом чревата фуркацией с переводом судьбы на другие рельсы подобно бабочке Рея Бредбери.
Смотреть фильм тяжело. Практически все полтора часа экранного времени уговариваешь себя – это же кино, но оторвать сознание от сопереживания и соучастия не удается, как будто эта жизнь твоя собственная. Качественно сделано.
Биографический ряд патриотического кино может продолжаться бесконечно, примеров в отечественной истории множество в тематике Владимира Русанова, Валерия Чкалова, челюскинцев и папанинцев. Сюда же относится «Территория» о геологоразведкеьзолота и документальная серия о микробиологах и вирусологах Льве Зильбере, Михаиле Чумакове, Зинаиде Ермольевой.
На очереди адекватное экранное воплощение судьбы отечественных генетиков – селекционеров и эволюционистов, награжденных Владимиром Путиным на раннем этапе своего президентства. Прежде всего, конечно, Николай Вавилов.
Просматривается история доколумбова освоения Арктики, описанная в новой книге эволюциониста Юрия Чайковского «Иваны Васильевичи, государи Арктики».
Залогом успеха патриотического кино является его узкая своевременность. Опережение затаптывает поляну, как получилось с трилогией «Зубр» талантливого документалиста Елены Саканян. Даже новый фильм по связанной теме об отце атомной бомбы Кирилле Щелкине остался не понят. Коллизия личностей Щелкина и Сахарова психологически эквивалентна таковой в паре Миши и Коли, смертельно делившими одно небо в фильме «Девятаев».
В теме бомбы перестроечный миф о Сахарове как предвестнике светлого будущего сильнее реальности. Реализованное будущее опровергает мифы, но пока ценность перемен выше стабильности.
Критическая доля россиян опять стоит перед выбором, что более нелепо, – восхвалять уникальную историческую роль России и гордиться ею или оплевывать ее и стыдиться вторичности России в показателях экономики и инноваций.
Для вывода на первый план указанной морально-этической дилеммы сценаристы (Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин Галдаев, Ильгиз Зайниев) погрешили против биографических событий и в тени главного персонажа Михаила Девятаева (Павел Прилучный) нарисовали олицетворение альтернативы личного выбора Николая Ларина (Павел Чинарев), соученика Девятаева по авиационному училищу.
В реальной истории Девятаева преследовал не русский Николай Ларин, а немец-истребитель Гюнтер Хобом. Найти угнанный советскими пленными самолет он не смог. Беглецов обнаружил случайно возвращавшийся с боевого задания Вальтер Даль. Сбить захваченный самолет он не мог из-за отсутствия боеприпасов.
Пролетев чуть более трехсот километров, после обстрела советскими зенитками Девятаев посадил самолет на брюхо в районе польской деревни Голлин в расположении артиллерийской части Красной Армии.
Девятаев стал источником стратегических сведений о засекреченном центре на полигоне Узедома по производству и испытаниям ракет с точными координатами стартовых установок «Фау-2».
Доставленные разведданные не избавили Девятаева от проверки в фильтрационном Спецлагере №7 НКВД на базе концлагеря «Заксенхаузен» в Польше.
Спустя двенадцать лет после войны, 15 августа 1957 года по инициативе Сергея Королева Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Известный факт – США захватили Вернера фон Брауна, разработчика баллистической ракеты «Фау-2», которая стала основой их космической программы. Практически неизвестна роль Михаила Девятаева в создании советской баллистической ракеты Р-1 по образу той же «Фау-2».
Рабочее название фильма «Фау-2. Побег из ада» не слишком соответствует окончательному результату, хотя данная линия в нем четко обозначена картой секретных объектов, оказавшейся в угнанном самолете. Конец войны отмечен поиском контактов с врагом, хотя и в основном на западе. В отношении русских немцы провялили слишком много зверств со злостным нарушением Гаагской конвенции. Будущее Германии на восточном направлении выглядело более проблематично. Реальность оказалась обратной. Но и в фильме «Девятаев» нет такой акцентуации на садизме, как, например, в картине «Собибор», тоже основанной на реальных событиях.
Мордвин-мокшанин по национальности Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 в Торбеево Тамбовской губернии в крестьянской семье тринадцатым ребенком. Умер в возрасте 85 лет 24 ноября 2002 года в Казани. До пенсии работал речником, водил «Ракету» на подводных крыльях.
Кроме сакрального вопроса о коллаборации и патриотизме, история в основе фильма «Девятаев» интересна прежде всего своей познавательностью. Бекмамбетов всегда использует исторические факты и неизменно выигрывает. Правда жизни фантастичней выдумки, и спорить с ней труднее.
История Михаила Девятаева интересна чрезвычайно и далеко не закончена. Как минимум, это правильно – восстанавливать имена, по сути составляющие несущую ткань национальной памяти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments